Медународная миграция и ее влияние на мировой рынок труда
(в рамках обмена, стажировки) большое количество исследователей разного профиля из развитых и развивающихся стран, что само по себе является весомым вкладом в отечественную науку.Эмиграция ученых-обществоведов (кстати, в несколько раз меньшая, чем отъезд научно-технической интеллигенции) не является явной причиной торможения социально-экономического развития государства. Выезд на постоянное жительство или на заработки гуманитариев даже обогащает науку, ведь профессиональные связи с соотечественниками не прерываются. Кроме того, гуманитарные исследования в целом легче восстановить и поддержать в финансовом отношении. Потери от эмиграции гуманитариев в определенной мере восполняются за счет распространения идей в международном научном мире. Такие идеи, как правило, не составляют предмета коммерческой тайны, не содержат стратегически важных технологий. Гуманитарные исследования в конечном итоге нацелены на созидание открытого общества и широкого обмена.
Поэтому, следует обратить внимание не на утечку умов вообще как о проблеме государственного масштаба, а об утечку научно-технических умов. Именно эмиграция научно-технических специалистов наносит явный ущерб национальной экономике в виде прямых и косвенных потерь в результате «невнедрения» передовых технологий и разработок. Если считать, что основным научным продуктом обществоведов являются научные публикации, а продукция исследователей естественнонаучного профиля – это разработки фундаментального и прикладного характера, то можно прийти к выводу, что именно национальные «естественники» снизили собственный потенциал. В последние годы создается меньше, чем это было ранее, так называемых передовых производственных технологий, сократилось количество запатентованных изобретений.
Другая серьезная проблема – это возможные масштабы научной эмиграции в ближайшем будущем. Сейчас Россия является донором научных кадров для высокоразвитых стран. Донорский поток пока сравнительно невелик. Однако, по некоторым прогнозам, страны-реципиенты, прежде всего США, в скором времени начнут испытывать нехватку квалифицированных ученых. Ожидаемая потребность для Запада составит 150 – 200 тысяч научных работников, а для стран третьего мира – 50 тысяч. Если учесть, что эмиграционные установки характерны сегодня для 25–50% российских ученых и студентов, то возможное развитие событий может быть не в пользу российской науки. Впрочем, многое тут зависит не только от «аппетитов» иных стран, но и от поддержки российских ученых со стороны родного государства.
3.5.Иммиграция и бюджет
Влияние иммиграции на бюджет оценивается как относительно небольшое и тоже носит неоднозначный и дифференцированный характер. Оно различается в долгосрочном и краткосрочном плане, на национальном и местном уровнях, в зависимости от характера миграции, от квалификации и продолжительности пребывания мигрантов в принимающей стране и отчасти от их возраста. Примером значения двух последних факторов может служить следующее обстоятельство. Обучение детей иностранцев относится к статье расходов, связанных с иммиграцией, однако при этом вряд ли учитывается то, что они через какое-то время, став гражданами страны приема и работая, платят в бюджет уже не как иммигранты.
Согласно исследованиям, проведенным на материалах США и Канады, средний иммигрант получает меньше социальных выплат и платит больше налогов и взносов, чем средний представитель коренного населения, и чистое финансовое сальдо бюджетных расходов и доходов, связанных с их пребыванием, имеет позитивный эффект для государственной казны. В частности, временные трудовые мигранты, не нуждающиеся ни в образовании, ни в пенсионном обеспечении, а зачастую и в медицинском обслуживании, дают очевидную экономию на социальных расходах. В ФРГ позитивное воздействие на государственную казну оказывал даже прием беженцев и переселенцев. К примеру, в 2001 году издержки государства на прием и обустройство этих мигрантов (на социальную помощь, жилищное строительство и создание рабочих мест), равные 36 млрд. марок, были существенно перекрыты его доходами от их налоговых отчислений и взносов в систему социального страхования, общая величина которых составила 50 млрд. марок. Эта сумма была получена благодаря расширению занятости вынужденных мигрантов и соответствующему росту производства.
Дж. Симон и А. Акбари, исключив при расчетах государственные расходы на пенсионное обеспечение по старости и на образование, которые обусловлены возрастными параметрами населения, показали, что статус мигранта не влияет на степень нуждаемости в социальных трансфертах. При одинаковых демографических характеристиках среднедушевой объем выплат коренным и пришлым жителям примерно эквивалентен. Даже трансферты многодетным семьям с одним родителем, наибольшие по размеру среди социальных пособий, получаемые коренными жительницами и иммигрантками, статистически мало различаются (однако среди последних доля матерей-одиночек несколько выше).
Если вновь прибывшие иностранцы оказывают краткосрочное негативное воздействие на бюджет, испытывая сложности в трудоустройстве или имея низкооплачиваемую работу и нуждаясь из-за этого в усиленной государственной поддержке, то по мере увеличения срока пребывания в стране и доходов мигрантов, их выплаты в бюджет растут, а получаемые ими пособия сокращаются. В среднем пособия иммигрантским семьям, главы которых проживали в Канаде 5-9 лет, были в 1990 году на 6% больше, чем семьям коренных жителей, но они были уже на 17% меньше для лиц с иммигрантским стажем более 24 лет8. Таким образом, учитывая жизненный цикл спроса на социальные услуги и фискальные взносы иммигрантов, правомерно говорить, что в долгосрочном плане интегрировавшиеся мигранты выгодны принимающему обществу.
Поскольку высококвалифицированные мигранты быстрее, чем малоквалифицированные, находят занятость в качестве наемных специалистов или самостоятельных работников и вносят в казну больше, чем получают из нее, на состояние бюджета благотворно действует повышение доли высокообразованных и, соответственно, снижение доли малообразованных мигрантов в их общей массе. Возьмем пример Канады. Если принять уровень пособия средней семье коренных жителей в 2000 году за 100, то пособие домохозяйствам коренных канадцев, главы которых имели университетское образование, равнялось 55, а пособие подобному иммигрантскому домохозяйству, глава которого пробыл в стране 5-9 лет, - 87. Однако этот показатель для данного типа семей падал с возрастанием иммигрантского стажа их глав. При пребывании последних в стране более 24 лет он опускался до 44. Аналогичную зависимость обнаруживают и уровни пособий иммигрантским семьям, главы которых не имели восьмилетнего образования.
Хотя иммиграция приносит немалые доходы принимающей стране, с ее помощью невозможно, как следует из исследований К. Стореслеттен, решить будущие бюджетные проблемы, связанные со старением населения; мигранты, независимо от возраста, определенно не способны восполнить соответствующие потери казны9. Селективная иммиграционная политика может использоваться здесь лишь как дополнительный экономический инструмент.
В местах сосредоточения пришлого населения государственная сфера социальных услуг и выплат оказывается под его сильным прессингом. На местные бюджеты ложится дополнительная нагрузка, вызванная необходимостью школьного обучения, медицинского обслуживания и социального обеспечения малоимущих семей иммигрантов, но никак или мало компенсируемая ими. В США особый урон от этого терпят штаты, в которые направляются наиболее интенсивные потоки нелегальной иммиграции. Проживающие, например, в Калифорнии иностранцы обходятся каждой семье коренных налогоплательщиков в 1 тысячу долларов в год.
Итак, общее влияние иммиграции на бюджет можно оценить как позитивное. Вместе с тем нельзя не отметить, что в сфере социальной инфраструктуры существуют проблемные узлы, порождаемые повышенной нагрузкой на бюджет вновь прибывающих поселенцев и беженцев, неполных многодетных семей и территориально сконцентрированных общин мигрантов.
Заключение
В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:
— Миграция рабочей силы представляет собой переселение трудоспособного населения из одних государств в другие сроком более чем на год, вызванное причинами экономического и иного характера, и может принимать форму эмиграции (выезда) и иммиграции (въезда). — Миграция рабочей силы ведет к выравниванию уровней оплаты труда в различных странах. В результате миграции совокупный объем мирового производства возрастает вследствие более эффективного использования трудовых ресурсов за счет их межстранового перераспределения.
– Количественные показатели, связанные с миграцией рабочей силы, являются частью баланса текущих операций и классифицируются по статьям трудовых доходов (выплаты нерезидентам) и частных неоплаченных переводов, которые представляют собой оценочный денежный эквивалент имущества, перемещаемого мигрантами в момент их отъезда за границу и последующих посылок товаров и денег на родину. — Распределение положительного экономического эффекта, получаемого в результате миграции, происходит в форме роста доходов мигрантов, переводов денежных средств из-за рубежа на родину, в результате снижения издержек производства в странах, получающих денежные переводы. — Развитые страны являются основным направлением иммиграции, а развивающиеся - источником эмиграции. — Государственное регулирование международного рынка труда осуществляется на основе национального законодательства принимающих стран и стран, экспортирующих рабочую силу, а также на основе межгосударственных и межведомственных соглашений между ними. Регулирование осуществляется через принятие финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение притока иностранной рабочей силы (иммиграции) либо на стимулирование иммигрантов к возвращению на родину (реэмиграции). Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Отсев нежелательных иммигрантов осуществляется на основе требований, предъявляемых к квалификации, образованию, возрасту, состоянию здоровья, на основе количественного и географического квотирования, прямых и косвенных запретов на въезд, временных и иных ограничений.
Также в курсовой работе сравнивались уровни миграционных процессов в разных странах мира, были приведены и описаны основные проблемы, связанные с этими процессами. Также предоставлены некоторые статистические данные по разным странам.
В результате, можно сделать вывод, что задачи, поставленные во введении, раскрыты в работе полностью, а также цель работы достигнута.
Приложения
Таблица 1
Оценка числа трудовых мигрантов в некоторых странах Восточной и Юго-Восточной Азии, 1997, 2000 и 2004 годы, тысяч человек
1997 |
2000 |
2004 |
|
Бруней Даруссалам | … | 90 | … |
Китай | 82 | 100 | 130 |
Гонконг, Китай | 171 | 217 | 235 |
Тайвань, провинция Китая | 246 | 327 | 600 |
Индонезия | 35 | 15 | … |
Япония | 660 | 710 | 800 |
Малайзия | 1472 | 800 | … |
Филиппины | 6 | 6 | … |
Южная Корея | 245 | 285 | 423 |
Сингапур | … | 612 | 580 |
Таиланд | 357 | 176 | 500 |
Вьетнам | … | 25 |
Таблица 2
Численность международных мигрантов, тысяч человек
1990 |
2000 |
Изменение за 10 лет (%) |
|
Мир в целом | 153956 | 174781 | 13,5 |
Более развитые регионы мира | 81424 | 105119 | 27,9 |
Менее развитые регионы мира | 72532 | 70662 | -2,6 |
Африка | 16221 | 16277 | 0,3 |
Азия | 48856 | 49781 | -0,4 |
Европа | 48437 | 56100 | 15,8 |
Латинская Америка | 6994 | 5944 | -15,0 |
Северная Америка | 27597 | 40844 | 48,0 |
Австралия и Океания | 4751 | 5835 | 22,8 |
Источник: International Migration Report 2002. Geneva, 2002. P. 3.
Таблица 3
Численность и удельный вес иммигрантов в населении и рабочей силе развитых стран, 2000 год
Иностранное население (ИН) (тысяч человек) |
Доля ИН во всем населении (%) |
Иностранная рабочая сила (ИРС) (тысяч человек) |
Доля ИРС во всей рабочей силе (%) |
|
Австралия | 4517* | 23,6 | 2365* | 24,5 |
Австрия | 843* | 10,4 | 377 | 9,8 |
Бельгия | 862 | 8,4 | 377 | 9,8 |
Великобритания | 2342 | 4,0 | 1220 | 4,2 |
Италия | 1388 | 2,4 | 246 | 1,1 |
Канада | 4971* | 17,4 | 2839* | 19,1 |
Нидерланды | 1615* | 10,1 | 298 | 3,7 |
США | 28400* | 10,4 | 17400* | 12,4 |
ФРГ | 7297 | 8,9 | 3429 | 8,8 |
Франция | 5868* | 10,0 | 1571 | 6,1 |
Швейцария | 1384 | 19,3 | 717 | 18,3 |
Швеция | 1004 | 11,3 | 222 | 5,0 |
Япония | 1686 | 1,3 | 155 | 0,2 |
* К иностранному населению отнесены все жители данных стран, родившиеся за границей, в том числе натурализованные иммигранты, а к иностранной рабочей силе - экономически активная часть этих жителей. В остальных случаях учтены только лица, проживающие в данной стране, но не имеющие ее гражданства. Составлено по: Tendences des Migrations Intemationelles. P., 2003. P. 316, 317, 320.
Таблица 4
Категории иммигрантов |
Изменение количества недель (%) |
Изменение заработков(%) |
||||
Белые амери-канцы |
Афро-амери-канцы |
Испано-язычные амери-канцы |
Белые амери-канцы |
Афро-амери-канцы |
Испано-язычные амери-канцы |
|
Все иммигранты | -0,01 | -0,01 | -0,7 | 0,3 | -0,7 | -0,4 |
В том числе: | ||||||
Экономические иммигранты | -0,5 | -0,2 | 0,9 | -1 | 1,4 | 1,6 |
Воссоединяющиеся члены семей | 0,6 | 1,1 | 0,3 | 2,1 | 2,1 | -0,3 |
Прочие легально проживающие иностранцы | 0,5 | 0,6 | 1,3 | 0,6 | 1,5 | 1,8 |
Нелегальные иммигранты | -0,02 | -0,4 | 0,6 | 0,2 | -0,7 | -0,9 |
Нетурализованные иммигранты | -0,9 | -0,9 | -2 | -1,8 | -3,8 | -3 |
Влияние 10%-ного роста численности иммигрантов в США на количество недель, отработанных коренным населением мужского пола, и его заработки
Составлено по: Immigrants and Immigration Policy: Individual Skills, Family Ties, and Group Identities. Greenwich, 1996. P. 251-255.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Интернет-сайт:
Официальный сайт Центра демографии и экологии человека: www.demoscope
Публикации в :
1. Научный журнал:"Россия в глобальной политике". № 3, Май - Июнь 2006— «Трудовая миграция: факторы и альтернативы», Сергей Иванов – сотрудник отдела народонаселения Департамента по экономическим и социальным вопросам Секретариата ООН.
2. «Бюллетень Население и общество» Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН:
« Половина международных мигрантов вливается в ряды рабочей силы» «Половина всех международных мигрантов – женщины» «В 2005 году в развивающиеся страны от мигрантов поступило 167 миллиардов долларов», кандидат экономических наук Екатерина Щербакова.
3. Газета «Зеркало недели», 23 апреля 2007 года,—« Миграционный капитал в Украине: скрытая реальность», Андрей Гайдуцкий (помощник заместителя председателя Национального банка Украины, кандидат экономических наук).
4. Г. Бояркин, проф. Трудовая миграция и экономический потенциал
района. // Человек и труд. - №2 2003.
5. Г. Биффель. Миграция и ее роль в интеграции Западной Европы //
Проблемы теории и практики управления. - №4 2002.
6. « Миграция: конфликтное измерение», Учебник, Дмитриев А.В., 2006г,Изд.: Альфа,
7 . « Геополитика», Учебник, В.А. Дергачев, Москва, 2004 г ., Изд.:«Юнити»
8. «Международная трудовая миграция.», Учебник, Ивахнюк И.В., 2005г,Изд.: «Теис»
9 . И. Цапенко, к.э.н. «Ренессанс» экономической миграции на Западе. //Вопросы экономики. - №11 2002.
10. Экономика труда: (социально-трудовые отношения) / Под ред. Н.А.Волгина, Ю.Г. Одегова. – М.: «Экзамен», 2002.
11. «Миграция населения. Теория и практика международно-правового регулирования», Н. Н. Зинченко, 2003 г, Изд.:Внешторгиздат
12. «География населения.» Учебное пособие, 2-е изд.
Копылов В. А., 2005 г., Изд.: ИТК "Дашков и К"
13. «Международно-правовые основы борьбы с незаконной миграцией и торговлей людьми», Овчинский В.С. - сост., серия: "Высшее образование", 2004 г., Изд.: ИНФРА-М, ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ
14. «Международные экономические отношения»,Под ред. Стровского Л.Е., 2003 г., Изд.: Издательство журнала "Юнити", ЮНИТИ-ДАНА,
15. «Миграция. Сущность и явления»,Бондырева С. К., Колесов Д. В.,
серия: "Библиотека психолога", 2004 г., Изд.: МПСИ
16. «Социология миграции»,Юдина Т. Н., 2004 г., Изд.: ИТК "Дашков и К"
17. "Рынок труда: занятость и безработица" Пристанева А.А., Киев, 2002г.
18. «Миграция населения. Три стадии миграционного процесса», Рыбаковский Л.Л.,2001г
19. «Демография», Борисов В.А., М.:2001г.
20. «Международные экономические отношения», Дергачев В.А.,2003г, Изд.: ЮНИТИ
21. Саймон Дж. «Иммигранты и аборигены в США и Канаде»
22. Соренсен Е.«Иммигранты и иммиграционная политика», Гринвич,2001
23.Стореслеттен К.. « Поддержка финансовой политики через иммиграцию», Журнал «Политическая экономика», 2000, П.300-323
24.Тенденции международной миграции, Женева, 2002, П. 48
25. Сталлкер П. «Рабочие без границ», 2000, П. 107,109
26. Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина М. 2003г
1 2 Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина М. 2003г
2 Источник: United Nations (2005). World Population Prospects. The 2004 Revision. Comprehensive Dataset. Sales No. E.05.XIII. 12
3 Современное миграционное сообщение, 2002, Женева, 2002, П 2-3,14
4 www.migrationinformation
5 Тенденции международной миграции, Женева, 2002, П. 48
6 Сталлкер П. «Рабочие без границ», 2000, П. 107,109
7 Соренсен Е«Иммигранты и иммиграционная политика», Гринвич,2001
8 Саймон Дж. «Иммигранты и аборигены в США и Канаде»
9 Стореслеттен К.. « Поддержка финансовой политики через иммиграцию», Журнал «Политическая экономика», 2000, П.300-323
50