Проектирование козлового крана
border="0" />2.8 Определение передаточного числа привода
Частота вращения ходового колеса определяется по формуле:
где Vпер. – скорость передвижения крана, м/с;
Dк – диаметр ходового колеса, м.
Требуемое передаточное число одного привода определяем по формуле:
Принимаем упругую втулочно-пальцевую муфту с тормозным шкивом №1:
–момент инерции муфты Jt=0,125кг·м2;
– диаметр шкива D = 200 мм;
1.11 Выбор муфты тихоходного вала
Момент статических сопротивлений:
Принимаем зубчатую муфту типа МЗ по ГОСТ 5006 – 55:
– номер муфты №3;
– крутящий момент Tмуф. =3150 Н·м;
– диаметр муфты Dмуф. = 220 мм;
– допускаемая частота вращения муфты nmax =4000 мин-1.
2.12 Определение пусковых характеристик механизма
Фактическая скорость передвижения тележки определяется по формуле:
где U и Uр – требуемое и фактическое передаточные числа привода.
Время пуска механизма передвижения без груза определяется по формуле:
где δ – коэффициент, учитывающий влияние вращающихся масс привода механизма, за исключением ротора двигателя и муфты быстроходного вала, установленного на быстроходном валу, принимаем δ = 1,4;
I – момент инерции ротора двигателя и муфты быстроходного вала:
Ip – момент инерции ротора двигателя, кг · м2;
Iм – момент инерции муфты быстроходного вала;
Tср.п. – средний пусковой момент двигателя, определяем по формуле:
Tном. – номинальный момент двигателя, Н · м;
,
где P - мощность двигателя;
n - частота вращения двигателя;
ψmax – максимальная кратность пускового момента двигателя;
ψmin – минимальная кратность пускового момента двигателя;
Tс – момент статического сопротивления на валу двигателя:
Ускорение при пуске определяется по формуле:
Таблица 4 – Проверка полученных значений пусковых характеристик на соответствие рекомендуемым значениям для механизма передвижения
Параметр | Скорость крана | Время пуска | Ускорение при пуске |
Обозначение | V фпер. | tп | a |
Расчетное значение | 0,4 м/с | 2,39 с |
0,167 м/с2 |
Допускаемое значение | ±10% от заданной | 1…5 с | до 0,25 м/с2 |
Вывод | соответствует | соответствует | соответствует |
Проверка фактического запаса сцепления колес с рельсами:
где Fпр – суммарная нагрузка на приводные колеса без груза:
m – масса крана, кг;
zпр – количество приводных колес, шт;
z – общее количество принятых ходовых колес, шт.
φ – коэффициент сцепления ходовых колес с рельсами, принимаем
φ = 0,02 [1, с. 33];
F'пер – сопротивления передвижению крана без груза:
f – коэффициент трения в подшипниках качения колеса;
µ – коэффициент трения качения ходового колеса по рельсам.
Условие выполняется.
2.13 Выбор тормоза и определение тормозных моментов
Тогда время торможения крана без груза определим по формуле:
Сопротивление при торможении тележки без груза определяется по формуле аналогично п. 2.12:
Момент статических сопротивлений на тормозном валу при торможении крана определяется по формуле:
где – cопротивление при торможении крана без груза, Н·м;
Uр – фактическое передаточное число привода.
Момент сил инерции при торможении крана без груза определяется по формуле:
где tТ – время торможения тележки без груза, c;
m – масса тележки, кг.
Расчетный тормозной момент на валу тормоза определяется по формуле:
Выбираем тормоз ТКТ – 100:
- тормозной момент Т = 20 Н∙м, который надо отрегулировать до Т = 12,06 Н∙м;
- диаметр тормозного шкива D=100 мм;
2.14 Проверка пути торможения
Фактическая длина пути торможения и минимальная длина пути торможения, определяются из условия:
где tТ – время торможения крана без груза, c;
V фпер. – фактическая скорость передвижения крана, м/с.
>
Условие выполняется.
2.15 Проверка двигателя на нагрев
Во избежание перегрева двигателя, необходимо чтобы развиваемая им среднеквадратическая мощность удовлетворяла условию:
Средняя квадратичная мощность электродвигателя определяется по формуле:
где Tср – средний квадратичный момент преодолеваемый электродвигателем, Н·м;
nэл. – частота вращения электродвигателя, мин-1.
где ∑tп – общее время пуска с грузом, с;
tу – время установившегося движения, с;
∑t – общее время работы электродвигателя, с;
Tср.п. – средний пусковой момент двигателя, Н·м;
Tс – момент статических сопротивлений на валу двигателя, Н·м;
TсТ – момент статических сопротивлений на валу двигателя при торможении механизма, Н·м.
В качестве исходных данных для расчета используем график загрузки механизма, в соответствии с рекомендациями [1, с. 16, рис. 1.1]. Соответственно для среднего режима работы механизма передвижения, график будет иметь следующий вид:
Таблица 5 – Результаты расчетов
Параметр | Обозначение | Единица измерения | Результаты расчета при Q, кг | |||
12500 | 8750 | 6250 | 3750 | |||
Сопротивления передвижению крана с грузом | Fпер. | Н | 3443,04 | 2710,4 | 2217,6 | 1724,8 |
Момент статического сопротивления на валу двигателя | Tс | Н · м | 18,22 | 14,34 | 11,73 | 9,12 |
Время пуска с грузом | tпгр | с | 4,51 | 2,94 | 2,27 | 1,75 |
Сопротивление при торможении крана с грузом |
|
Н | 899,15 | 706,48 | 578,025 | 449,575 |
Момент статического сопротивления при торможении на валу двигателя | TсТ | Н · м | 3,44 | 2,7 | 2,21 | 1,72 |
Общее время пуска с грузом и собственной массой крана определяется по формуле:
где ni – число передвижений с i-м грузом.
Время установившегося движения определяется по формуле:
где Lср – средняя длина перемещения груза: Lср = 0,8·L, м;
V фпер. – фактическая скорость передвижения крана, м/с.
Определим общее время работы, средний квадратичный момент и среднюю квадратичную мощность электродвигателя:
Pср = 1,17 кВт < Pном = 1,7 кВт – условие выполняется.
Рис. 3 Усредненный график загрузки механизма передвижения тележки (для среднего режима работы)
Согласно графику, за время работы механизма передвижения, кран будет передвигаться с номинальным грузом Q = 12500 кг – 1 раз, с грузом 0,7·Q = 8750 кг – 5 раз, с грузом 0,5·Q = 6250 кг – 1 раз, с грузом 0,3·Q = 3750 кг – 3 раза.
Сведем результаты расчетов с различными грузами в таблицу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате выполнения курсового проекта был спроектирован мостовой кран грузоподъёмностью 12,5 тонн, среднего режима работы (5К).
Расчетная часть состоит из двух частей: механизма подъёма и механизма передвижения.
В механизме подъёма произведен расчет следующий расчет:
- выбран канат двойной свивки типа ЛК-Р диаметром 18 мм имеющий при маркировочной группе проволок 1764 МПа;
- выбрана крюковая подвеска;
- определены размеры барабана, его диаметр и полная длинна с учетом кратности полиспаста;
- подобран рациональный материал барабана и проверен на прочность по напряжениям сжатия;
- выбраны муфты быстроходного и тихоходного валов;
- выбран и проверен на нагрев электродвигатель с учетом того, что механизм работает с различными грузами;
- сделана проверка с допускаемыми значениями пусковых и тормозных характеристик в неблагоприятных режимах работы механизма.
В механизме передвижения тележки произведен расчет центрального привода, для которого:
- выбраны ходовые колеса с учетом их количества, грузоподъёмности крана, массы тележки и ее скорости передвижения;
- выбран и проверен электродвигатель;
- выбран редуктор;
- сделана проверка с допускаемыми значениями пусковых характеристик при неблагоприятном режиме работы крана.
На основе расчетной части выполнена графическая, в которой отображено на листах форматах А1:
- общий вид крана;
- механизм передвижения тележки;
- грузовая тележка.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. А.В. Кузьмин, Ф.Л. Марон Справочник по расчетам механизмов подъёмно-транспортных машин. Изд. 2-е., перераб. – Минск: Высш. шк.,1983.
2. Курсовое проектирование грузоподъёмных машин: Учеб. Пособие для вузов, под ред. С.А. Казака. – М.: Высш. шк.,1989. – 319 с.: ил.
3. Курсовое проектирование деталей машин: учеб. пособие/ В.Д. Соловьёв, В.И. Фатеев. – Тула: Изд-во ТулГУ, 2007.- 324 с.
4. Справочник по кранам, Т2 /Под ред. М.М.Гохберга. Л.: Машиностроение, 1988. 559 с.
5. Вайснон А.А. Атлас конструкций. Подъёмно-транспортные машины строительной промышленности. - 2-е изд., перераб. – М.: Машиностроение, 1976.
6. Подъёмно-транспортные машины. Атлас конструкций. Под. ред. М.П. Александрова, Д.Н. Решетова. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Машиностроение, 1987. – 122 с.: ил.
7. Иванов М.Н. Детали машин.- 5-е изд., перераб. – М.: Высш. шк.,1991.- 383 с.
Размещено на