Особенности психологической готовности военнослужащих

но и сохранять на оптимальном уровне нервно-психическую активность, проявлять в сложных ситуациях военной службыпсихологическую устойчивость.

Поэтому так необходимо;

- наличие у военнослужащих войск ПВО высокой потребности в поиске новых возможностей противодействию негативным факторам;

- творческое отношение к себе и окружающей действительности;

готовность к освоению приемов психологических техник для регуляции психоэмоциональных состояний [3; 46].

Всё это позволит преодолевать деструктивное воздействие неблагоприятных жизненных обстоятельств и сформировать устойчивость личности военнослужащих.

Важное значение для формирования готовности военнослужащих к действиям в экстремальных ситуациях имеет профессиональная экстремально-психологическая подготовка: усвоение экстремально-психологических знаний и умений, приобретение экстремально - психологических навыков.

Целесообразность практических занятий, тренингов оправдана существованием психологической закономерности: человек, неоднократно попадавший в трудные условия и справившийся с ними, имеет больше шансов выйти с честью из очередной экстремальной ситуации, чем тот, кто никогда не попадал в них.

Таким образом, противовоздушная оборона нашего государства должна быть непреодолимой для любых средств агрессора. Ничто — ни применение врагом термоядерного оружия и других средств массового поражения, ни создание им сильного радио- и радиолокационного противодействия — не должно помешать войскам в случае необходимости успешно выполнить свой долг по разгрому воздушного противника. Поэтому так важно формировать у военнослужащих войск ПВО психологическую готовность к действиям в экстремальных ситуациях, совершенствовать методы формирования психологической устойчивости к фрустрирующему и стрессогенному воздействию экстремальных ситуаций профессиональной деятельности.


Выводы:


1. Психологическая готовность к деятельностирассматривается по-разному в зависимости от специфики структуры профессиональной деятельности. Большинство авторов объясняют готовность через совокупность мотивационных, познавательных, эмоциональных и волевых качеств личности и подразумевают под нею общее психофизиологическое состояние, обеспечивающее актуализацию возможностей.

Оценка готовности к действиям в экстремальных условиях включает в себя, по мнению А.Д. Ганюшкина, С. Чермянина, Л.Д. Битехтиной и др., исследование адаптационного потенциала личности, то есть её устойчивости к стрессовым влияниям неблагоприятных воздействий, способности к мобилизации и активизации деятельности, самоконтроля.

2. Поведенческие реакции военнослужащих в экстремальных условиях — величины вариативные, зависящие от особенностей нервной системы, жизненного опыта, профессиональных знаний, навыков, мотивации и др. Боевая подготовка позволяет воину приобретать военные знания, формировать у себя боевые навыки и умения — основу уверенности в себе, а психологическая подготовка вооружает его способностью поддерживать у себя психологическую готовность к немедленнымдействиям в экстремальной ситуации.

3. Противовоздушная оборона нашего государства должна быть непреодолимой для любых средств агрессора. Ничто — ни применение врагом термоядерного оружия и других средств массового поражения, ни создание им сильного радио- и радиолокационного противодействия — не должно помешать войскам в случае необходимости успешно выполнить свой долг по разгрому воздушного противника. Поэтому так важно формировать у военнослужащих войск ПВО психологическую готовность к действиям в экстремальных ситуациях, совершенствовать методы формирования психологической устойчивости к фрустрирующему и стрессогенному воздействию экстремальных ситуаций профессиональной деятельности.


Глава 2. Исследование психологической готовности военнослужащих

войск ПВО к действиям в экстремальных ситуациях


Цель исследования: выявить особенности психологической готовности военнослужащих войск ПВО к действиям в экстремальных ситуациях.

Объект исследования: психологическая готовность военнослужащих к действиям в экстремальных ситуациях.

Предмет: особенности психологической готовности военнослужащих войск ПВО к действиям в экстремальных ситуациях.

Гипотеза исследования: уровень психологической готовности военнослужащих войск ПВО к действиям в экстремальных ситуациях выше, чем у военнослужащих подразделений, не относящихся к подразделениям «повышенного риска».

Характеристика выборки: В исследовании принимали участие 50 мужчин в возрасте 25 - 35 лет: 25 военнослужащих Войск ПВО и 25 военнослужащих топографического отряда.


2.1 Характеристика методик исследования


1. Многоуровневый личностный опросник "Адаптивность" (МЛО-

АМ), разработанный А.Г. Маклаковым и С.В. Чермяниным [33; 25 - 38]

Опросник содержит 165 вопросов и имеет следующие шкалы: "достоверность" (Д) (Приложение №1).

. " адаптивные способности" (АС)

. "нервно-психическая устойчивость" (НПУ);

. "моральная нормативность" (МН).

На каждое утверждение обследуемый должен ответить "да" или "нет".

Данные шкалы отображают индивидуально-психологические особенности, существенно влияющие на процесс профессиональной адаптации работника.

Инструкция для испытуемых.

Внимательно прочтите каждое утверждение опросника. Если Вы согласны с утверждением, поставьте в бланке ответов напротив номера утверждения знак плюс («+»), если не согласны, – знак минус («–»).

Обработка результатов осуществляется путем подсчета количества совпадений ответов испытуемого с ключом по каждой из шкал: каждое совпадение оценивается в 1 балл.

Начинать обработку следует со шкалы «Достоверность», чтобы оценить стремление обследуемого представить себя в более социально-привлекательном виде. Если обследуемый набирает по шкале достоверности более 8 баллов, результат тестирования следует считать недостоверным и после проведения разъяснительной беседы необходимо повторить тестирование.

По остальным шкалам сумма набранных испытуемым баллов переводится в проценты.

Результаты по каждой из шкал интерпретируются в соответствии со следующими нормативами:

От 0 до 40% – высокий уровень выраженности показателей, которые измеряются соответствующей шкалой, и, соответственно, высокий уровень развития адаптивных способностей. Если испытуемый набирает количество баллов в данном диапазоне, то можно прогнозировать, что процесс его профессиональной адаптации будет проходить успешно.

40 – 60% – средний уровень;

60 – 100% – низкий уровень, т.е. если количество совпадений ответов испытуемого с ключом находится в данном диапазоне, это указывает на низкий уровень развития адаптивных способностей. Испытуемые, набравшие количество баллов в данном диапазоне, требуют особого внимания и помощи со стороны руководства, психолога и коллектива в процессе профессиональной адаптации.

Сравнение результатов, полученных испытуемым по каждой из шкал, дает возможность выявить те индивидуально-психологические качества, которые подлежат развитию в процессе социально-психологического обеспечения его профессиональной адаптации.

2. Методика определения нервно-психической устойчивости, риска

дезадаптации в стрессе "Прогноз" Баранова [33; 57 - 64].

Текст опросника см. в Приложении 2.

Рекомендуется для специалистов, которые подбираются для работы в экстремальных ситуациях.

Инструкция

Прочтите утверждения и дайте ответ "да" или "нет".

Методика содержит шкалу для проверки искренности ответов.

Начинать подведение итогов следует с проверки искренности ответов респондента: если по данной шкале опрашиваемый набирает 5 и более баллов, результаты опроса недостоверны, ибо человек хочет казаться лучше, а не таким, какой он есть.

Интерпретация результатов.


Полученные баллы Пункты шкалы нервно-психической устойчивости Значение пунктов шкалы нервно-психической устойчивости

33 и более

29-32

23-28

18-22

14-17

11-13

9-10

7 - 8

6

5 и менее

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Чем ниже пункт, тем больше нервно-психическая устойчивость в стрессе

Среднее

Чем выше пункт, тем больше нервно-психическая устойчивость и меньше риск дезадаптации в стрессе


Нервно-психическая неустойчивость тем больше, чем больше получено баллов. Полученный балл надо соотнести с условной шкалой НПУ: она в интервале от 1 до 10 пунктов. Чем больше значение пункта условной шкалы, тем больше нервно-психическая устойчивость и меньше риск дезадаптации в стрессе.

Низкий показатель: склонность к нервно-психическим срывам, отсутствие адекватной самооценки и восприятия действительности. Высокий показатель: высокий уровень нервно-психической устойчивости и поведенческой регуляции, адекватная самооценка и восприятие действительности.

Обработка результатов. Подсчитывается сумма баллов – правильных ответов, соответствующих «ключу».

3. Методика измерения уровня тревожности (шкала Дж. Тейлора).

Текст опросника см. в Приложение №3.

Предназначен для измерения проявлений тревожности. Опубликован Дж. Тейлор в 1953 г. Адаптирован Т. А. Немчиным в 1966 г. [33; 12 - 18].

Рассматриваемая шкала состоит из 50 утверждений на которые обследуемый должен ответить «да» или «нет». Утверждения отбирались из набора утверждений Миннесотского многоаспектного личностного опросника (MMPI). Выбор пунктов для теста осуществлялся на основе анализа их способности различать лиц с «хроническими реакциями тревоги». Тестирование продолжается 15-30 мин.

Для удобства использования каждое утверждение предлагается испытуемому на отдельной карточке.

Процедура проведения

Инструкция

Распределите карточки на две группы в зависимости от согласия или несогласия с утверждением. Время тестирования - 20-25 минут.

Обработка результатов

Вначале следует обработать результаты по шкале лжи. Она диагностирует склонность давать социально желательные ответы. Если этот показатель превышает 6 баллов, то это свидетельствует о неискренности испытуемого.

Затем подсчитывается суммарная оценка по шкале тревоги.

Суммарная оценка:

40-50 баллов рассматривается как показатель очень

высокого уровня тревоги;

20-40 баллов свидетельствуют о высоком уровне

тревоги;

15-25 баллов - о среднем (с тенденцией к высокому) уровне;

5-15баллов - о среднем (с тенденцией к низкому) уровне;

0-5 баллов - о низком уровне тревоги.

4. Диагностика склонности к стрессам

(Адаптированный вариант методики Дж. Дженкинсона ) [33; 41 49].

Тест состоит из 21 вопроса. См. Приложение № 4.

Инструкция.

Ответьте на предлагаемые ниже вопросы, используя следующие варианты ответов:

а) "да"б) "нечто среднее" в) "нет"

Обработка результатов.

Подсчитайте сумму баллов: каждый ответ « да» – 3, « нечто среднее» – 2, «нет» – 0.

Менее 35 баллов - устойчивость к стрессу;

От 35 до 85 баллов - норма;

Более 86 баллов - повышенная чувствительность к стрессу.

5. «Уровень субъективного контроля» (УСК)

Методика представляет собой модифицированный вариант опросника американского психолога Дж. Роттера (Приложение № 5). С его помощью можно оценить уровень субъективного контроля над разнообразными ситуациями, другими словами, определить степень ответственности человека за свои поступки и свою жизнь. Люди различаются по тому, как они объясняют причины значимых для себя событий и где локализуют контроль над ними. Возможны два полярных типа такой локализации: экстернальный (внешний локус) и интернальный (внутренний локус). Первый тип проявляется, когда человек полагает, что происходящее с ним не зависит от него, а является результатом действия внешних причин (например, случайности или вмешательства других людей). Во втором случае человек интерпретирует значимые события как результат своих собственных усилий. Рассматривая два полярных типа локализации, следует помнить, что для каждого человека характерен свой уровень субъективного контроля над значимыми ситуациями. Локус же контроля конкретной личности более или менее универсален по отношению к разным типам событий, с которыми ей приходится сталкиваться, как в случае удач, так и в случае неудач.

В целом людям с экстернальным локусом контроля в большей степени присуще конформное и уступчивое поведение, они предпочитают работать в группе, чаще пассивны, зависимы, тревожны и не уверены в себе. Люди с интернальным локусом более активны, независимы, самостоятельны в работе, они чаще имеют положительную самооценку, что связано с выраженной уверенностью в себе и терпимостью к другим людям. Таким образом, степень интернальности каждого человека связана с его отношением к своему развитию и личностному росту.

Опросник УСК состоит из 44 предложений-утверждений, касающихся экстернальности - интернальности в межличностных (производственных и семейных) отношениях, а также в отношении собственного здоровья.

Инструкция: Прочитав каждое утверждение, решите для себя согласны вы с ним или нет. В случае согласия поставьте рядом с порядковым номером предложения знак "+" (можно это сделать на отдельном листе бумаги). Если вы не согласны с данным утверждением, то рядом с порядковым номером поставьте знак "-". Будьте внимательны при выполнении этой работы и в то же время старайтесь подолгу не задерживаться и не раздумывать по поводу отдельного утверждения.

Интерпретация результатов.

Баллы считаются по ключу и переводятся в стены. Показатели УСК анализируются по семи шкалам и сравниваются с нормой. Отклонение вправо (> 5,5 стенов) свидетельствует об интернальном типе контроля (УСК) в соответствующих ситуациях. Отклонение влево от нормы (< 5,5 стенов) свидетельствует об экстернальном типе УСК.

Описание шкал

Шкала общей интернальности (Ио).

Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями: интернальный контроль, интернальная личность. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни есть результат их собственных действий, что они могут ими управлять, и, таким образом, они чув­ствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Обобщение различных экспериментальных данных позволяет говорить об интерналах как о более уверенных в себе, более спокойных и благожелательных, более популярных в сравнении с экстерналами. Их отличает более позитивная система отношений к миру и большая осознанность смысла и целей жизни.

Низкий показатель по этой шкале соответствует низкому уровню субъективного контроля: экстернальный контроль, экстернальная личность. Такие люди не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями их жизни, не считают себя способными контролировать их развитие. Они полагают, что большинство событий их жизни является результатом случая или действия других людей. Обобщение различных экспериментальных данных позволяет говорить об экстерналах как о людях с повышенной тревожностью, обеспокоенностью. Их отличает конформность, меньшая терпимость к другим и повышенная агрессивность, меньшая популярность в сравнении с интерналами.

Шкала интернальности в области достижений (Ид).

Высокие показатели по этой шкале соответствуют высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями. Такие люди считают, что они сами добились всего того хорошего, что было и есть в их жизни, и что они способны с успе­хом преследовать свои цели в будущем.

Низкие показатели по шкале свидетельствуют о том, что человек приписывает свои успехи, достижения и радости внешним обстоятельствам – везению, счаст­ливой судьбе или помощи других людей.

Школа интернальности в области неудач (Ин).

Высокие показатели по этой шкале говорят о развитом чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообраз­ных неприятностях и страданиях.

Низкие показатели свидетельствуют о том, что человек склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатом невезения.

Шкала интернальности в семейных отношениях (Ис).

Высокие показатели означают, что человек считает себя ответственным за события, происходящие в его семейной жизни.

Низкие указыва­ют на то, что субъект считает не себя, а своих партнеров причиной значимых ситуаций, возникающих в его семье.

Шкала интернальности в области производственных отно­шении (Ип).

Высокие показатели свидетельствует и том, что че­ловек считает свои действия важным фактором организации соб­ственной производственной деятельности, складывающихся отно­шении в коллективе, своего продвижения и т.д.

Низкие указывают на то, что человек склонен приписывать более важное значе­ние внешним обстоятельствам — руководству, товарищам по рабо­те, везению-невезению.

Шкала интернальности в области межличностных отношений (Им).

Высокие показатели свидетельствуют о том, что человек считает именно себя ответственным за построение межличностных отношений с окружающими.

Низкие указывают на то, что человек склонен приписывать более важное значение в этом процессе обстоятельствам, случаю или окружающим его людям.

Шкала интернильности в отношении здоровья и болезни (Из).

Высокие показатели свидетельствуют о том, что человек считает себя во многом ответственным за свое здоровье: если он болен, то обвиняет в этом себя и полагает, что выздоровление во многом за­висит от его действий.

Человек с низкими показателями по этой шкале считает болезнь и здоровье результатом случая и надеется на то, что выздоровление придет в результате действий других лю­дей, прежде всего врачей.

Для профессиональной диагностики наиболее информативными являются результаты по шкале интернальности в производственных отношениях (Ип). Результаты по другим шкалам дают возможность построить многомерный профиль. Поскольку большинству людей свойственна более или менее широкая вариабельность поведения в зависимости от конкретных социальных ситуаций, то и особенности субъективного контроля также могут изменяться у человека в зависимости от того, представляется ему ситуация сложной или простой, приятной или неприятной и т.д.

Уровень субъективного контроля повышается в результате проведения психологической коррекции. При этом следует помнить, что интерналы предпочитают недирективные методы психологической коррекции; а экстерналы как личности с повышенной тревожностью, подверженные депрессиям, субъективно более удовлетворены поведенческими методами.


Глава 3. Анализ результатов исследования


3.1 Результаты исследований


1. Многоуровневый личностный опросник "Адаптивность" (МЛО-АМ), разработанный А.Г. Маклаковым и С.В. Чермяниным


Военнослужащие войск ПВО

АС (в %) НПУ (в %) МН (в %)
1 40 30 40
2 35 20 30
3 32 20 40
4 20 23 32
5 31 35 45
6 10 25 46
7 24 14 58
8 28 36 60
9 40 38 54
10 10 29 60
11 22 32 49
12 25 32 42
13 30 45 20
14 36 21 34
15 24 23 20
16 18 17 36
17 39 39 40
18 32 40 32
19 42 21 28
20 38 32 36
21 23 40 43
22 28 25 32
23 23 37 43
24 38 32 21
25 25 23 35
ср. балл 28,52 27,8 39,04

Исследование показало у военнослужащих войск ПВО:

- высокий уровень по шкале АС - адаптивные способности: 28,52%;

- высокий уровень по шкале НПУ - нервно-псих-я устойчивость: 27,8%;

- высокий уровень по шкале МН - моральная нормативность: 39,04%.

У 100 % военнослужащих войск ПВО показатели адаптивных способностей и нервно-психической устойчивости высокие; показатели моральной нормативности высокие у40%; средние - у 60%


Военнослужащие топографических войск

АС НПУ МН
1 49 50 47
2 59 54 46
3 32 42 43
4 48 32 43
5 37 45 68
6 50 41 52
7 48 40 39
8 32 42 45
9 69 38 39
10 47 38 39
11 54 32 43
12 49 42 45
13 60 42 39
14 31 42 54
15 40 31 32
16 42 57 46
17 39 43 53
18 46 54 49
19 43 21 71
20 38 34 39
21 35 49 57
22 49 50 54
23 61 34 50
24 48 40 45
25 57 34 40
ср. балл 46,52 40,68 59,32

У военнослужащих топографических войск:

- средний уровень по шкале АС - адаптивные способности: 46,52%;

- средний уровень по шкале НПУ - нервно-психическая устойчивость: 40,68%;

- средний уровень по шкале МН - моральная нормативность: 59,32%.

У 68 % военнослужащих топографических войск показатель по шкале "адаптивные способности" средний; у 32 % - высокий. Показатель нервно-психической устойчивости средний у 56 %; высокий - у44%. Показатель по шкале " моральная нормативность " у 32 % высокий; у 68 % средний.

У военнослужащих войск ПВО показатель по шкале "адаптивные способности" на 8 % выше, чем у военнослужащих топографических войск; показатель по шкале "нервно - психическая устойчивость - на 13,6 % выше; показатель по шкале " моральная нормативность - на 20, 28 % выше.

Таким образом, исследование показало, что у военнослужащих войск ПВО в среднем уровень развития адаптивных способностей выше, чем у военнослужащих топографических войск. У военнослужащих войск ПВО высокий уровень развития адаптивных способностей, у военнослужащих топографических войск средний уровень.

2. Методика определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе "Прогноз" (Приложение №2).


Военнослужащие войск ПВО

Полученные баллы Пункты шкалы нервно-психической устойчивости
1 16 5
2 18 4
3 25 3
4 25 3
5 19 4
6 31 2
7 15 5
8 35 1
9 33 1
10 24 3
11 24 3
12 21 4
13 16 5
14 30 2
15 31 2
16 21 4
17 14 5
18 13 6
19 23 4
20 32 2
21 21 4
22 16 5
23 17 5
24 32 2
25 15 5
ср. балл 22,68 3, 56

Исследование показало:

- высокийуровень нервно-психической устойчивости и поведенческой регуляции у военнослужащих войск ПВО - ср. балл 22,68, что соответствует 3- 4 пунктам шкалы нервно - психической устойчивость.


Военнослужащие топографических войск

Полученные баллы Пункты шкалы нервно-психической устойчивости
1 14 5
2 17 5
3 13 6
4 19 4
5 15 5
6 15 5
7 16 5
8 19 4
9 14 5
10 17 5
11 18 4
12 14 5
13 13 6
14 18 4
15 15 5
16 17 5
17 14 5
18 15 5
19 17 5
20 19 4
21 21 4
22 14 5
23 15 5
24 17 5
25 19 4
ср. балл 15, 56 5

Исследование показало:

- средний уровень нервно-психической устойчивости и поведенческой регуляции у военнослужащих топографических войск - 15,56 баллов, соответствует 5 пункту шкалы нервно - психической устойчивости.

Уровень нервно-психической устойчивости и поведенческой регуляции у военнослужащих войск ПВО в среднем на 7, 12 балла выше, чем у военнослужащих топографических войск.

У 28 % военнослужащих войск ПВО средний уровень нервно-психической устойчивости и поведенческой регуляции; у 72% - высокий.

У 72% военнослужащих топографических войсксредний уровень нервно-психической устойчивости и поведенческой регуляции; у 28 % - высокий.

3. Методика измерения уровня тревожности (шкала Дж. Тейлора)

Исследование показало:

- низкий уровень тревоги у военнослужащих войск ПВО - 3,04 балла;

- средний (с тенденцией к низкому) уровень тревоги у военнослужащих топографических войск - 6,32.

Уровень тревоги у военнослужащих войск ПВО в среднем на 3,28 балла ниже, чем у военнослужащих топографических войск.

20 % военнослужащих войск ПВО имеют средний с тенденцией к низкому уровень тревожности; 80 % - низкий.

У 32 % военнослужащих топографических войск низкий уровень тревожности, у 68 % - средний с тенденцией к низкому.

4. Диагностика склонности к стрессам (Адаптированный вариант методики Дж. Дженкинсона )

Исследование показало:

- военнослужащие войск ПВО обладает высокой устойчивостью к стрессу - ср. балл 31,96;

- у военнослужащих топографических войск устойчивость к стрессу в среднем в норме - 47, 48 балла.

Устойчивость к стрессу у военнослужащих войск ПВО на 15,52 балла выше, чем у военнослужащих топографических войск.

У 24 % военнослужащие войск ПВО устойчивость к стрессу в норме; у76 % она высокая.

У 72 % военнослужащих топографических войск устойчивость к стрессу в норме; у 28 % - высокая.

5. «Уровень субъективного контроля» (УСК)


Военнослужащие войск ПВО

Ио Ид Ин Ис Ип Им Из
1 6 5 5 7 5 8 9
2 8 8 8 9 8 8 8
3 5 6 9 9 8 9 9
4 7 9 9 6 7 7 7
5 8 7 9 9 8 6 7
6 9 9 8 8 5 8 6
7 4 8 6 5 8 6 8
8 9 9 6 5 7 7 7
9 5 8 5 7 8 6 7
10 6 7 7 8 5 7 6
11 8 8 8 8 7 8 9
12 5 7 5 7 8 8 5
13 8 7 8 9 7 7 7
14 6 9 8 6 8 8 7
15 7 8 7 8 8 6 5
16 6 6 6 8 6 6 8
17 8 5 5 8 9 8 7
18 8 7 6 6 6 6 6
19 6 7 4 6 8 5 8
20 6 8 5 8 6 5 8
21 6 7 6 6 8 4 6
22 7 8 8 4 8 7 7
23 5 8 6 9 8 8 4
24 5 6 9 4 6 6 6
25 8 5 6 9 5 5 6
ср. балл 6.64 7.28 6.52 7.16 7.2 6.76 6.92

Исследование показало;

- высокие показатели по всем шкалам, свидетельствующие об интернальном локусе контроля у военнослужащих войск ПВО.

У 24 % военнослужащих войск ПВО экстернальный локус контроля по шкале общей интернальности (Ио), у 76% - интернальный.

У 12 % военнослужащих войск ПВО экстернальный локус контроля по шкале интернальности в области достижений (Ид), у 88% - интернальный.

У 12 % военнослужащих войск ПВО экстернальный локус контроля по шкале интернальности в области неудач(Ин), у 88% - интернальный.

У 16 % военнослужащих войск ПВО экстернальный локус контроля по шкале интернальности в областисемейных отношений (Ис), у 84% - интернальный.

У 16 % военнослужащих войск ПВО экстернальный локус контроля по шкале интернальности в областипроизводственных отношений (Ип), у 84% - интернальный.

У 16 % военнослужащих войск ПВО экстернальный локус контроля по шкале интернальности в областимежличностных отношений (Им), у 84% - интернальный.

У 12 % военнослужащих войск ПВО экстернальный локус контроля по шкале интернальности в областиздоровья и болезни (Им), у 88% - интернальный.


Военнослужащие топографических войск

Ио Ид Ин Ис Ип Им Из
1 4 6 7 3 6 5 8
2 5 6 4 7 5 6 8
3 9 6 3 5 5 5 7
4 6 5 6 5 7 4 6
5 7 8 5 6 7 5 6
6 5 7 6 5 7 5 5
7 4 6 4 3 4 7 6
8 7 6 6 5 7 4 6
9 9 6 4 5 7 8 4
10 6 5 3 4 6 3 5
11 8 4 6 3 4 4 3
12 6 4 7 3 5 4 6
13 8 6 3 3 6 7 5
14 3 3 6 6 7 5 7
15 5 7 6 5 7 4 7
16 5 5 4 5 9 6 4
17 4 7 5 6 5 6 5
18 4 5 5 3 6 7 5
19 6 5 7 5 6 5 4
20 4 5 7 5 3 6 3
21 3 4 8 5 5 7 4
22 3 5 7 3 5 6 5
23 5 6 5 4 5 5 4
24 3 5 3 8 8 6 7
25 8 5 7 4 6 5 4
ср. балл 5.6 5.48 5.36 4.64 5.92 5.4 5.36

У военнослужащих топографических войск интернальный локус контроля по шкалам Ио общая интернальность, Ип - интернальность в области производственных отношений. По остальным показателям они имеют экстернальный локус контроля.

У 44 % военнослужащих топографических войск экстернальный локус контроля по шкале общей интернальности (Ио), у 56 % - интернальный.

У 48 % военнослужащих топографических войск экстернальный локус контроля по шкале интернальности в области достижений (Ид), у 52% - интернальный.

У 48 % военнослужащих топографических войскэкстернальный локус контроля по шкале интернальности в области неудач(Ин), у 52 % - интернальный.

У 80 % военнослужащих топографических войскэкстернальный локус контроля по шкале интернальности в областисемейных отношений (Ис), у 20% - интернальный.

У 40 % военнослужащих топографических войск экстернальный локус контроля по шкале интернальности в областипроизводственных отношений (Ип), у 60 % - интернальный.

У 56 % военнослужащих топографических войскэкстернальный локус контроля по шкале интернальности в областимежличностных отношений (Им), у 44% - интернальный.

У 56 % военнослужащих топографических войскэкстернальный локус контроля по шкале интернальности в областиздоровья и болезни (Им), у 44% - интернальный.

Таким образом, у военнослужащих войск ПВО в среднем уровень развития адаптивных способностей выше, чем у военнослужащих топографических войск. У военнослужащих войск ПВО высокий уровень развития адаптивных способностей, у военнослужащих топографических войск средний уровень .

Уровень нервно-психической устойчивости и поведенческой регуляции у военнослужащих войск ПВО выше, чем у военнослужащих топографических войск.

Уровень тревоги у военнослужащих войск ПВО ниже, чем у военнослужащих топографических войск.

Устойчивость к стрессу у военнослужащих войск ПВО выше, чем у военнослужащих топографических войск.

У военнослужащих войск ПВО интернальный локус контроля; военнослужащих топографических войск - экстернальный.

В целом, готовность к действиям в экстремальных ситуациях у военнослужащих войск ПВО выше, чем у военнослужащих топографических войск, что и подтверждает гипотезу исследования.


Выводы:


1. У военнослужащих войск ПВО в среднем уровень развития адаптивных способностей выше, чем у военнослужащих топографических войск. У военнослужащих войск ПВО высокий уровень развития адаптивных способностей, у военнослужащих топографических войск средний уровень .

2. Уровень нервно-психической устойчивости и поведенческой регуляции у военнослужащих войск ПВО выше, чем у военнослужащих топографических войск.

3.Уровень тревоги у военнослужащих войск ПВО ниже, чем у военнослужащих топографических войск.

4 Устойчивость к стрессу у военнослужащих войск ПВО выше, чем у военнослужащих топографических войск.

5. У военнослужащих войск ПВО интернальный локус контроля; военнослужащих топографических войск - экстернальный.

В целом, готовность к действиям в экстремальных ситуациях у военнослужащих войск ПВО выше, чем у военнослужащих топографических войск.


Глава 4. Рекомендации по формированию постоянной психологической

готовности личного состава войск ПВО к действиям в экстремальных

условиях


4.1 Общие рекомендации для военнослужащих и психологов


Для повышения у военнослужащих постоянной психологической готовности к действиям в экстремальных условиях необходимо:

-воспитание у военнослужащих чувства долга и ответственности, готовности выполнять боевую задачу, невзирая ни на какие трудности и даже угрозу самой жизни;

- развитие взаимодействия военнослужащих, формирование у них убеждения, что их жизнь и жизнь окружающих зависят от совместных усилий, от личной готовности каждого выполнять свою задачу в экстремальных условиях;

- развитие и совершенствование волевых качеств военнослужащих, целеустремленности, инициативности и самостоятельности, решительности и смелости, выдержки и самообладания, упорства и настойчивости.

При этом необходимо соблюдать следующие психологические условия: постепенное наращивание и усложнение трудностей, доведение их до предела возможностей личности военнослужащего (по принципу от простого к сложному); проведение занятий в неблагоприятных условиях; проведение длительных учебно-тренировочных занятий повышенной интенсивности; применение разнообразных и неожиданно возникающих трудностей (психических, физических) на занятиях, учениях, в службе, распорядке дня и т.д.;

- учёт индивидуально-психологических особенностей личного состава войск ПВО как в процессе учебы, так и в боевой деятельности.

- программирование предстоящей деятельности в боевой обстановке, приближение условий учебных занятий к реальным условиям боевой обстановки. Такие занятия способствуют адаптации военнослужащихк опасным для жизни условиям, вырабатывают у них необходимые личностные и профессиональные качества. Для этих целей необходимо проводить специальные психологические тренинги В ходе прохождения специального обучения военнослужащими рядового и младшего начальствующего состава войск ПВО на занятиях по профессионально-психологической подготовке для формирования психологической готовности к экстремальным ситуацияммогут использоваться:

- психодиагностика (наблюдение, беседа, тестирование);

-тренинги по развитию профессиональной памяти, внимания и наблюдательности;

- психофизические тренинги по преодолению препятствий (усложнения, полоса препятствий, лабиринты);

- идеомоторная тренировка, в основе которой лежит связь между мысленным взором и движениями;

- тренинги с использованием элементов неожиданности, дефицита времени, шумовых и огневых эффектов (морально-психологическая полоса);

- тренинги по освоению ситуаций, связанных с восприятием страданий, крови, ранений, травм, убитых;

- обучение основам аутогенной тренировки;

- тренинги самовнушения, самоубеждения, настроя;

- СОПТ