Участие адвоката в подготовке и рассмотрении дел Европейским судом по правам человека. Зарубежный опыт организации и деятельности адвокатуры
по теме № 7: «Участие адвоката в подготовке и рассмотрении дел Европейским судом по правам человека. Зарубежный опыт организации и деятельности адвокатуры»
План |
Введение |
1. Функции и задачи Европейского суда по правам. человека |
2. Участие адвоката в подготовке и разбирательстве дела в Европейском суде по правам человека. |
3. Зарубежный опыт организации и деятельности адвокатуры. |
Заключение |
Литература |
Литература:
1.Основная.
1.Кучерена А.Г. Адвокатура: Учебник. — М.: Юристъ, 2004.
2.Смоленский М. Б. Адвокатская деятельность и адвокатура Российской Федерации. Серия «Высшее образование» — Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
11. Дополнительная.
1. Гриненко А. В., Костанов Ю. А., Невский С. А. Адвокатура в Российской Федерации Учеб. пособие /Под ред. А. В. Гриненко – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003.
2. Иванов В.Н. Помощь адвоката предприятиям и гражданам. М., Приор, 1998.
3. Вайпан В. Сергеев В. Комментарий к ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» от 31.05. 2002 № 63-ФЗ// Экономика и право 2002. №11.
4.Вайпан В. Сергеев В. Комментарий к ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» от 31.05. 2002 № 63-ФЗ// Право и экономика. 2003. №10.
Введение
После ратификации в 1998 г. Конвенции о защите прав и основных свобод граждан и Протоколов к ней все российские граждане получили право на обращение в Европейский суд по правам человека с жалобой на неправомерные действия государственных органов России, нарушающие их гражданские права. Это право было закреплено в ст. 46 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, в которой говорится, что «каждый вправе, в соответствии с международными договорами Российской Федерации, обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты».
За последнее время резко увеличилось количество запросов в Европейский суд по правам человека о нарушениях отдельных положений Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее - Конвенция). С 1998 года по 2005 год на рассмотрение в Европейский Суд по правам человека (далее — «Европейский Суд») поступило 24 250 жалоб граждан Российской Федерации, 713 из них приняты к производству Европейского Суда, из которых 143, в частности, затрагивают интересы и компетенцию МВД России. По 10 жалобам, затрагивающим компетенцию органов внутренних дел, вынесены окончательные решения.
Исходя из изложенного, можно сделать вывод о том, что в настоящее время наблюдается значительный рост количества жалоб, рассматриваемых в Европейском Суде.
Рост числа обращений граждан, связанный с деятельностью органов внутренних дел и внутренних войск МВД России, обусловлен совершением противоправных действий со стороны сотрудников правоохранительных органов; непринятием должных мер по проверке и реагированию на заявления по данным фактам органами прокуратуры и милиции; нарушением сроков исполнения вступивших в законную силу решений судов; невыполнением требований международного права и законодательства Российской Федерации при содержании задержанных в изоляторах временного содержания органов внутренних дел.
Среди жалоб, поступающих в Европейский Суд по линии МВД России, наиболее часто предметом рассмотрения являются: применение пыток, избиений, незаконного применения силы, неоказание медицинской помощи лицам, задержанным по подозрению в совершении преступлений.
Необоснованное задержание по подозрению в совершении преступлений и содержание под стражей; бесчеловечные условия удержания в комнатах для административно задержанных; нарушение сроков содержания в ИВС, а так же волокита при производстве расследования по уголовным делам, установленных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации; осуждение граждан на основании доказательств, полученных незаконным путем (в том числе методом провокации совершения преступления).
Незаконное вмешательство в частную жизнь граждан в связи с незаконным проведением обысков, осмотров жилища, предметов, документов, личных досмотров, выселения из занимаемых жилых помещений без имеющихся законных оснований.
Нарушение прав на справедливое судебное разбирательство, в связи с несвоевременным исполнением судебных решений о взыскании средств с подразделений системы МВД России либо с казны Российской Федерации.
Необходимо отметить, что обращению граждан в Европейский суд по правам человека предшествует грамотное, мотивированное составление такого обращения, где невозможно обойтись без помощи адвоката.
В данной лекции будут рассмотрены вопросы, касающиеся участия адвоката в подготовке и рассмотрении дел Европейским судом по правам человека, а также зарубежный опыт организации и деятельности адвокатуры.
Перейдем к рассмотрению первого вопроса.
Вопрос 1. Функции и задачи Европейского суда по правам
человека
Перед тем как рассматривать вопрос об участии адвоката в подготовке и рассмотрении дел Европейским судом по правам человека, необходимо акцентировать внимание на функциях и задачах Европейского суда по правам человека.
Российская Федерация, идя по пути построения правового государства основанного на демократических принципах уважения прав и свобод человека, строя гражданское общество, вступила в 1996 г. в состав Совета Европы, и 30 марта 1998 г. Федеральным законом № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» была ратифицирована Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод.
На территории Российской Федерации Конвенция вступила в силу с 5 мая 1998 г. С этого дня, благодаря ст. 15 п. 5 Конституции РФ, гласящей, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются частью ее правовой системы», Европейская конвенция по защите прав человека и основных свобод стала частью российской правовой системы.
Конвенция имеет для России обязательную силу и отражает реальные шаги государства по реальному обеспечению основных прав и свобод человека, сформулированных во Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г.
Конвенция является международно-правовым договором, согласно которому значительная часть европейских государств взяла на себя обязательство соблюдать основополагающие права человека. Она служит своеобразным продолжением и развитием Всеобщей декларации. Но, в отличие от нее, Конвенция не только провозгласила основополагающие права человека, но и создала особый механизм их защиты, заключающийся, прежде всего, в функционировании Европейского суда по правам человека. Юрисдикция этого суда теперь с некоторыми оговорками, в частности, в отношении военнослужащих и некоторых статей Уголовно-процессуального кодекса, распространяется и на Российскую Федерацию.
После ратификации в 1998 г. Конвенции и Протоколов к ней все российские граждане получили право на обращение в Европейский суд по правам человека с жалобой на неправомерные действия государственных органов России, нарушающие их гражданские права. Это право было закреплено в ст. 46 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, в которой говорится, что «каждый вправе, в соответствии с международными договорами Российской Федерации, обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты».
На это адвокату следует обратить особое внимание. Только исчерпав все способы защиты прав в Российской Федерации, пройдя все инстанции судебной системы, можно обратиться в Европейский суд.
Кроме того, в Европейском суде по правам человека могут быть рассмотрены и межгосударственные споры по жалобам государств-участников на нарушение Конвенции другим государством. В связи с этим у российских адвокатов появилось еще одно поле деятельности и новый инструмент по защите прав граждан и их объединений, особенно, когда это касается прав российских граждан, ущемленных в других государствах.
Сам Европейский суд как орган был учрежден в 1959 г. для обеспечения исполнения обязательств государствами, принятыми в члены Совета Европы. Это его главная задача. В функции Суда входит рассмотрение жалоб о нарушении прав, гарантированных Конвенцией, поданных одним государством против другого, физическим лицом, группой лиц или неправительственной организацией. Решения Европейского суда имеют абсолютную юридическую силу на территории Российской Федерации и обязательны для исполнения всеми органами государственной власти. При этом суд не является вышестоящей инстанцией по отношению к национальным судам и не может изменять или отменять их решений.
По существу решения Европейского суда сводятся к ответу только на один вопрос: было в конкретном случае нарушение положений Конвенции. Кроме того, судом в пользу заявителя с государства, нарушившего Конвенцию, может быть взыскана соответствующая компенсация и возмещение расходов по предъявлению иска.
Однако немаловажную роль играет общественное решение, создаваемое судом. Поэтому членом международного суда могут быть только очень квалифицированные, уважаемые в своей стране люди, к чьему мнению прислушивается государство, пресса и население. Помимо всего прочего, роль Конвенции еще состоит в том, что деятельность всех российских органов государственной власти, в особенности судебных, их решения и используемые процедуры, равно как и решения законодательных органов, не должны противоречить положениям Конвенции.
В заключение необходимо отметить, что в отличие от российской правовой системы, где нет прецедентного права, Европейский суд работает в области прецедентного права. То есть для правильного понимания значения статей Конвенции адвокату необходимо также изучить перечень основополагающих решений Европейского суда, впервые опубликованный в нашей стране в 2000 г.
Буквальное толкование норм Конвенции без обращения к конкретным решениям Европейского суда может привести к неправильному пониманию положений, изложенных в ней. Указанное обстоятельство является основополагающим, на что российскому адвокату, решившемуся обратиться в Европейский суд необходимо обратить внимание.
Вопрос 2. Участие адвоката в подготовке и разбирательстве дела в
Европейском суде по правам человека
Порядок рассмотрения жалоб и организация слушаний в Европейском суде изложены в регламенте, утвержденном самим Судом, а также в самой Конвенции и в Протоколе № 11 от 11 мая 1994 г., которым были определены контрольные механизмы исполнения решений Суда и внесены последние структурные изменения в его организацию.
В соответствии с этими документами, жалобы в Суд подаются письменно и первоначально в виде письма обычной формы с кратким изложением существа спора и нарушенного права. В нем указывается, в какие инстанции гражданин обращался на территории России, какие нормы закона, в том числе международных договоров, по его мнению, нарушены и каких результатов он ожидает в связи с рассмотрением жалобы Судом. К жалобе прилагается список решений, вынесенных по делу гражданина российскими судебными и иными органами, а также копии этих решений. Кроме того, указывается, в какие международные организации обращался гражданин, когда и какие ответы им были получены. Жалоба может подаваться как на одном из официальных рабочих языков Суда — английском или французском, — так и на русском языке.
Секретарь Суда по получению данного письма регистрирует его и высылает специальный формуляр утвержденной формы. Формуляр должен быть заполнен полно и аккуратно, даже если подобная информация уже излагалась в предыдущей переписке. В соответствии со ст. 25 Конвенции, заполненная форма составит основу для рассмотрения жалобы в Суде.
Суд собирает материал для организации слушаний. В ходе сбора материала, если имелось аналогичное дело, его материалы могут быть высланы адвокату. Также ему может быть предложено направить в Суд недостающие, по мнению Суда, материалы.
Адвокат действует по нотариально заверенной доверенности. Когда Суд наберет достаточно материала, жалоба регистрируется как формальная жалоба.
В соответствии со ст. 49 регламента Суда, индивидуальные жалобы передаются, прежде всего, судье-докладчику, который принимает решение, в какой из органов суда она должна быть направлена. Впоследствии жалоба может попасть в Комитет (из трех судей) или в Палату (из семи судей).
Комитет единогласным решением может постановить, что жалоба не подлежит дальнейшему рассмотрению, то есть что она является неприемлемой. Данное постановление окончательно и не подлежит обжалованию ни в Суд, ни в другие инстанции. Если хотя бы один из трех судей считает жалобу все-таки приемлемой, то дело направляется для рассмотрения в Палату.
Палаты принимают постановления о приемлемости или неприемлемости более сложных жалоб. Такие постановления также являются окончательными. В функцию Палаты входит и непосредственное принятие решений по существу жалоб. Особо сложные дела, дела, поднимающие серьезные вопросы толкования Конвенции, или дела, решение по которым может противоречить прецедентам Суда, могут быть переданы на рассмотрение Большой Палате (состоящей из 17 судей). Большая Палата может также быть и апелляционной инстанции. В соответствии со ст. 43 Конвенции, сторона имеет право в течение трех месяцев после принятия Палатой решения подать запрос о передаче дела в Большую Палату для его пересмотра.
Рассматриваемая судом жалоба должна отвечать следующим принципам:
1. Жалоба должна быть подана надлежащим лицом, т.е. человеком, пострадавшим от нарушения Конвенции.
2. Жалоба должна быть подана на нарушение права гарантированного от нарушений Конвенцией.
3. Нарушение прав должно иметь место после ратификации государством-ответчиком Конвенции, т.е. все дела до 5 мая 1998 г. Европейским судом не рассматриваются.
4. Нарушение прав должно произойти в пределах юрисдикции государства-ответчика.
5. Жалоба подается только после использования всех средств защиты права в Российской Федерации.
6. Жалоба должна быть подана в течение шести месяцев после вступления в законную силу окончательного решения на территории Российской Федерации, т.е. решением Верховного суда РФ в кассационной инстанции.
Суд не будет рассматривать заявление, если оно:
— анонимно;
— является, по существу, той же жалобой, которая уже была рассмотрена Судом, или уже является предметом другого международного разбирательства;
— суд будет считать неприемлемой любую жалобу, несовместимую с положениями Конвенции, явно необоснованную или представляющую собой злоупотребление правом подачи петиции.
Решения Конституционного суда РФ можно сразу обжаловать в Европейский суд, т.к. они вступают в силу немедленно после вынесения решения и обжалованию не подлежат.
Индивидуальные жалобы могу быть поданы в суд как самим гражданином (группой граждан, организацией), таки его представителем. В случае подачи жалобы представителем это должно быть указано в самой жалобе. Наряду с контактной информацией представителя должна быть приложена доверенность от заявителя на право ведения дела в Европейском суде.
Каждый факт, на который ссылается в жалобе заявитель, должен быть подтвержден документально (отказ в вызове свидетеля, отказ в приобщении документов к делу, нарушение установленных законодательством процессуальных сроков). При этом следует учесть, что требования, предъявляемые Судом к доказательствам, значительно отличаются от требований национальных судов. Европейский суд принимает, в качестве доказательства письменные показания свидетелей, не заверенные нотариально, копии газетных статей (например, для обоснования пристрастности суда при рассмотрении уголовного дела доказательством явилась статья в газете, в которой обвиняемый назван преступником). Копии других документов также не нуждаются в нотариальном заверении.
Далее о деле докладывает судья-докладчик.
После доклада судьи-докладчика Комитет либо Палата решают, какие действия следует предпринять в дальнейшем по жалобе. Жалоба может быть признана неприемлемой и снята с дальнейшего разбирательства.
Палата может также решить, что требуется дополнительная информация от заявителя или от соответствующего государства.
Если жалоба была признана приемлемой, дело входит в стадию, где заявителю и его адвокату предстоит убедить Суд в нарушении государством Европейской конвенции.
Если палата решит провести устное слушание, стороны будут уведомлены об этом и будет назначена удобная(до определенных пределов) для всех сторон дата. Сторонам также будет предложено представить свои окончательные доводы суду заранее, чтобы они были переведены и предоставлены судьям на слушании.
Для выступления перед Судом каждой стороне предоставляется 45 минут. В речи должны быть затронуты только ключевые моменты дела, и высказываться они должны в простых и четких фразах. За редким исключением устные слушания публичны.
Как минимум за 14 дней до даты слушания стороны могут предоставить свое заявление Суду в письменной форме. Как минимум за 10 дней до даты слушания. Суд должен быть уведомлен об именах и должностных обязанностях лиц, представляющих заявителя. Суд имеет право ограничить количество представителей или советников.
Даже в том случае, когда заявителя представляет адвокат, рекомендуется присутствие в Суде и самого заявителя. Суд должен убедиться, что дело не носит формальный характер и что живой человек активно заинтересован в исходе дела.
Это производит на Суд необходимое психологическое воздействие.
Устные показания свидетелей могут быть заслушаны, но это скорее исключение, чем практика.
В ходе начавшегося процесса первым предоставляется право говорить государству и уже за ним — заявителю. После вступительных речей судьи могут задавать вопросы. Суд, не ожидает немедленного ответа. После того как будут заданы все вопросы, в слушании будет сделан перерыв на 20 минут, в течение которого стороны смогут подготовить ответы Суду. На ответы, а также на заключительные доводы стороне отводится 15 минут.
Решение суда сообщается сторонам на следующие сутки. На подготовку окончательной версии решения уходит около месяца. Мотивированное решение Палаты по существу жалобы передается заявителю, государству, а также будет напечатано в периодических изданиях Суда.
В случае, если Суд нашел нарушение Конвенции, в соответствии со ст. 41 Конвенции, решается, надлежит ли выплатить заявителю какую-либо компенсацию. Если заявитель просит эту компенсацию, необходимо предоставить Суду все детали требования в течение двух месяцев после вынесения решения о приемлемости. В случае пропуска этого срока требование может быть отклонено. Ничего, кроме компенсации (материальных убытков и морального вреда) и возмещения расходов Суд присудить не может.
Все сметы расходов в Европейский суд предоставляются детализирование с обоснованием каждой статьи. Сумма компенсации зависит от уровня жизни страны заявителя и может быть большей или меньшей по сходным делам.
В течение трех месяцев после даты вынесения Палатой решения заявителем может быть подано прошение о том, чтобы дело было направлено на рассмотрение Большой Палаты. В случае, если дело поднимает серьезный вопрос, затрагивающий толкование или применение Конвенции или Протоколов к ней или серьезную проблему общего значения, Камера в составе пяти членов Большой палаты может передать дело на рассмотрение в Большую палату, и тогда последняя принимает решение по существу.
Решения Европейского суда по правам человека обязательны для исполнения государством-ответчиком. Решение передается Комитету Министров, который контролирует его исполнение в соответствии с международным правом и Конвенцией.
Подводя итог, следует акцентировать внимание на то, что рассматриваемая судом жалоба должна отвечать следующим принципам:
1. Жалоба должна быть подана надлежащим лицом, т.е. человеком, пострадавшим от нарушения Конвенции.
2. Жалоба должна быть подана на нарушение права гарантированного от нарушений Конвенцией.
3. Нарушение прав должно иметь место после ратификации государством-ответчиком Конвенции, т.е. все дела до 5 мая 1998 г. Европейским судом не рассматриваются.
4. Нарушение прав должно произойти в пределах юрисдикции государства-ответчика.
5. Жалоба подается только после использования всех средств защиты права в Российской Федерации.
6. Жалоба должна быть подана в течение шести месяцев после вступления в законную силу окончательного решения на территории Российской Федерации, т.е. решением Верховного суда РФ в кассационной инстанции.
Если эти требования не будут соблюдены в жалобе, то Европейский суд откажет в рассмотрении жалобы.
Вопрос 3. Зарубежный опыт организации и деятельности
адвокатуры
Изучение систем адвокатуры в зарубежных странах помогает прогнозировать развитие института адвокатуры в нашей стране, лучше понимать цели, задачи данного института, являющегося частью правовой культуры. От его развития зависит и развитие самой правовой культуры. В данном вопросе мы последовательно рассмотрим организацию и деятельность адвокатуры Германии, Франции и США.
1. Адвокатура в Германии
В Германии деятельность и построение адвокатуры регламентирует специальное законодательство. Это Федеральный закон «Об адвокатуре», принятый 1 августа 1959 г., и Федеральное положение «Об оплате услуг адвокатов», принятое 26 июля 1957 г.
Согласно Государственному договору об экономическом, валютном и социальном союзе, подписанному между ФРГ и ГДР и вступившему в силу с 1 июля 1990 г., на территории бывшей ГДР стали применяться законы ФРГ. Соответственно в настоящее время эти два нормативные акта действуют на всей территории объединенной Германии.
На адвокатов в Германии возложены следующие функции, в соответствии с Федеральным законом:
1) дача советов и консультаций (информации) по юридическим вопросам;
2) представительство клиентов, выступающих в качестве сторон в гражданском процессе (в суде и во внесудебных органах);
3) защита обвиняемого или подсудимого по уголовному делу (это также считается формой представительства клиента, но уже в рамках уголовного процесса) в суде, и или органах следствия. В рамках уголовного процесса адвокат может выступать и в качестве представителя интересов потерпевшего;
4) закон предоставляет адвокату право заключить договор с клиентом на управление имуществом последнего;
5) адвокат может выполнять функции юрисконсультов, но по специальному договору, т.к. официально он не может работать юрисконсультом, в соответствии с Федеральным законом, который определяет адвокатуру как «независимый орган правосудия» (имеется в виду правосудие в широком смысле слова — правоохранительная деятельность, юстиция).
К адвокатской деятельности допускается только тот, кто, в соответствии с законом о судоустройстве, может быть признан пригодным к исполнению судейских обязанностей. Для адвокатов и судей установлены одинаковые требования к уровню образования.
Соискатель, имеющий высшее юридическое образование, должен прослушать курс права в течение 6 семестров водном из университетов Германии. Затем он должен успешно сдать два специальных экзамена. Первый экзамен можно назвать выпускным, поскольку сдается он в том учебном заведении, в котором обучался будущий судья или адвокат. Следующий этап — стажировка (от трех с половиной до четырех лет) в органах суда, прокуратуры, нотариата или адвокатуре. Оплата стажировки — за счет казны (специальных фондов земельных органов власти). После окончания стажировки наступает время для сдачи второго экзамена. Этот экзамен проводится под эгидой министерства (управления) юстиции соответствующей административной территории (земли). Именно министерство (управление) разрабатывает программу экзамена и формирует экзаменационные билеты, издает методические пособия, создает экзаменационную комиссию. Это уже не экзамен на знания, а экзамен на практические навыки, на овладение профессией. Сдавший его может стать и судьей, и адвокатом. Из этого правила есть одно лишь исключение: и без стажировки, и без экзамена адвокатом может стать юрист, имеющий степень доктора права Германии.
Вопрос о допуске к адвокатской практике решается министерством (управлением) юстиции той земли, на территории которой проживает соискатель. Однако решение принимается с учетом мнения территориальной коллегии адвокатов. После получения ходатайства министерство запрашивает мнение коллегии адвокатов округа, в котором заявитель собирается работать. Максимальный срок для дачи ответа — два месяца. Однако, если за это время коллегия никак не отреагировала на запрос о ее мнении по поводу заявителя, не высказала своего мнения, считается, что возражений со стороны коллегии нет.
Закон об адвокатуре содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым соискателю может быть отказано в удовлетворении его ходатайства.
Гражданин не будет допущен к адвокатской практике, если он:
- был лишен по решению Федерального конституционного суда основных гражданских прав;
- по решению суда лишен права занимать публичные должности;
- решением суда был исключен из адвокатуры;
- решением дисциплинарного суда был уволен из органов правосудия;
- был обвинен в совершении поступка, недостойного адвокатского звания;
- противозаконным способом участвует в борьбе против существующего в Германии общественного строя;
- вследствие своих физических недостатков или слабости духовных сил длительное время будет не в состоянии надлежащим образом исполнять адвокатские функции;
- занимается деятельностью, не совместимой с профессией и репутацией адвоката;
- ограничен решением суда в праве распоряжаться своей собственностью;
- является судьей или государственным служащим (за исключением случаев, когда эти функции выполняются на общественных началах).
Адвокат имеет право осуществлять адвокатскую практику только в одном суде, к которому он приписан.
Возможно получение разрешения на работу в других судах, но только в интересах правосудия и в виде исключения.
Юристу, допущенному к адвокатской деятельности в Федеральном верховном суде Германии, адвокатская практика в любом нижестоящем суде запрещается без каких бы то ни было исключений.
Коллегии адвокатов в Германии образуются по территориальному принципу и объединяют адвокатов, приписанных к суду одной и той же земли. Министерство (управление) юстиции земли может дать согласие на образование второй коллегии на территории данного округа, но лишь в том случае, когда количество практикующих там адвокатов превысит 500 человек.
Все существующие в Германии коллегии адвокатов объединяются в единую Федеральную палату адвокатов.
Высшим органом коллегии является общее собрание ее членов. Оно собирается по инициативе председателя коллегии или по требованию не менее чем десяти процентов адвокатов, в нее входящих. Вопросы кворума и процедуры решаются уставом или правилами внутреннего распорядка соответствующей коллегии. Все решения общего собрания принимаются простым большинством голосов, а при их равенстве решающим становится голос председателя. Из этого правила есть одно исключение. Если при выборе членов правления нет большинства голосов в пользу того или иного кандидата, решающим оказывается не голос председателя, а ... жребий. Общее собрание избирает правление коллегии, устанавливает размер членских взносов и порядок их уплаты, решает вопросы социального обеспечения адвокатов коллегии и членов их семей, вопросы стажировки, выделения средств на обще коллегиальные нужды, возмещения расходов членов правления и членов суда адвокатской чести.
Исполнительным органом коллегии является правление, обычно состоящее из семи человек.
Однако не все немецкие адвокаты объединены в коллегии. По немецкому законодательству коллегии адвокатов отнесены к категории «корпораций публичного права», что уже само по себе, казалось бы, должно означать, что вхождение в их состав есть дело добровольное. Но если адвокат — не член коллегии, то он никогда не сможет работать при Федеральном верховном в суде. Возникнет у него и ряд других проблем. Однако формально такое возможно. Дело все в том, что любое лицо, допущенное к адвокатской практике, обязано открыть свою канцелярию при суде, к которому адвокат приписан.
Федеральное положение об оплате услуг адвоката 1957 г. содержит указание на размер минимального тарифа. Данное положение не раз дополнялось и изменялось.
Коллегия определяет в рекомендательном плане тарифные ставки, и этические нормы требуют их соблюдения.
Бесплатная помощь населению адвокатами оказывается, но она оплачивается из федерального бюджета.
2. Адвокатура США
Сложная правовая система США, традиционно высокая роль правового регулирования жизни американского общества предопределяют особое место профессии адвоката по сравнению с другими профессиональными группами. Юристы занимают многие ключевые посты в экономике и государственно-политическом механизме США. В США работает около 60 % от общего числа юристов всего мира. Следующие данные свидетельствуют о социально-политической роли обладателей диплома юриста в США. Из сорока двух президентов США двадцать пять были юристами; в частности, адвокатами по профессии были А. Линкольн, Ф.Д. Рузвельт, Г. Трумэн, Р. Никсон, Б. Клинтон. Две трети сенаторов и почти половина членов палаты представителей Конгресса США — юристы. Обладателями диплома юриста являются половина губернаторов штатов и 40 % дипломатов. Около 45 % лиц, занимавших с 60-х годов высшие посты в правительстве, были юристами, более 25 % государственного аппарата составляют бывшие адвокаты.
Юридическое образование в США двухступенчатое:
- первая ступень, начинающаяся после получения среднего образования, — колледж (3—4 года обучения). Выпускник получает диплом бакалавра искусств. Вторая — это высшее специальное (профессиональное) образование, его получают в специализированных школах или колледжах университетов только по окончании общеобразовательного колледжа.
Вступительных экзаменов в юридический вуз нет, их заменяет тест на способность к обучению в юридической школе, высылаемый по почте абитуриенту. Учитываются также оценки абитуриента, полученные им при обучении в колледже. Срок обучения, как правило, три года. Обязательные учебные дисциплины существуют только на первом курсе; к ним обычно относятся договорное, имущественное, деликтное, уголовное и административное право, профессия юриста, философия права и др. На втором и третьем году обучения обязательных предметов нет, однако устанавливается определенное минимальное их число, которое надлежит