Лидерство

проблему или принимаете решение, используя имеющуюся у вас на данный момент информацию.

А 2. Вы получаете необходимую информацию от своих подчиненных, и затем сами решаете проблему. Получая информацию, Вы можете сказать или не сказать своим подчиненным, в чем состоит проблема. Роль ваших подчиненных в принятии решений – предоставление необходимой информации, а не поиск или оценка альтернативных решений.

С1. Вы излагаете проблему индивидуально тем подчиненным, кого это касается, и выслушиваете их идеи и предложения, но не собираете их вместе в одну группу. Затем вы принимаете решение, которое отражает или не отражает влияние ваших подчиненных.

С 2. Вы излагаете проблему группе ваших подчиненных, и весь коллектив выслушивает все идеи и предложения. Затем вы принимаете решение, которое отражает или не отражает влияние ваших подчиненных.

G2. Вы излагаете проблему группе ваших подчиненных. Все вместе вы находите и оцениваете альтернативы и пытаетесь достичь (консенсуса) касательно выбора альтернативы. Ваша роль схожа с председательской. Вы не пытаетесь повлиять на группу, чтобы она приняла «ваше» решение, а хотите принять и выполнить любое решение, которое вся группа сочтет наиболее приемлемым.


Табл.2. Стили принятия решений по Вруму-Йеттону.


Эти пять стилей представляют континуум, начиная с автократического стиля принятия решений (А1 и А 2), затем идет консультативный (С 1 и С 2) и, наконец, завершается полным участием (G 2). Применение каждого из этих стилей зависит от характеристик ситуации или проблемы.

Чтобы помочь руководителям оценить ситуацию, Врум и Йеттон разработали семь критериев, по которым оценивается ситуация «подчиненные – руководитель», а также модель дерева решений. Эти критерии даны в табл. 3.


  1. Значение качества решения.

  2. Наличие достаточной информации или опыта у руководителя для принятия качественного решения.

  3. Степень структурированности проблемы.

  4. Значение согласия подчиненных с целями организации и их причастности для эффективного выполнения решения

  5. Определенная на основании прошлого опыта вероятность, что автократическое решение руководителя получит поддержку у подчиненных.

  6. Степень мотивации подчиненных достичь целей организации, если они выполнят задачи, сформулированные при изложении проблемы.

  7. Степень вероятности конфликта между подчиненными при выборе альтернативы.

табл. 3. Критерии проблемы по модели Врума – Йеттона


Каждый критерий превращается в вопрос, который руководитель задает себе при оценке ситуации. Эти вопросы приведены в верхней части рис 4. Первые три вопроса относятся к качеству решения, а последние четыре – к факторам, ограничивающим согласие подчиненных.

Чтобы определить, который из этих пяти стилей подходит к конкретной ситуации, руководитель использует дерево решений (рис.4). Начиная с левой стороны модели, руководитель отвечает на каждый вопрос, находит, таким образом, критерий проблемы и, в конечном счете подбирает соответствующий стиль руководства.

Хотя модель Врума – Йеттона отличается от трех других ситуативных моделей, поскольку ее фокус – на принятии решений, она все же аналогична им в том, что подчеркивает отсутствие универсального оптимального метода влияния на подчиненных. Оптимальность стиля зависит от меняющихся переменных ситуации принятия решений.

Подобно другим ситуативным теориям, модель Врума – Йеттона получила полную меру, как поддержки, так и критики. Ей требуется дальнейшее обоснование и уточнение.


1

2

3

4

5

6

7

Имеются ли требования, предъявленные к качеству решения и позволяющие определить степень предпочтительности одного решения по сравнению с другим?

Располагаю ли я достаточной информацией, чтобы принять качественное решение?

Структурирована ли проблема?

Является ли согласие подчинённых с выбранным решением существенным для его эффективного выполнения?

Если бы вам нужно было принимать решение самостоятельно, есть ли у вас достаточная уверенность в том, что оно будет поддержано вашими подчинёнными?

Согласны ли подчинённые с целями организации, достижению которых они будут способствовать, решив эту проблему?

Не чревато ли выбранное решение конфликтом между подчинёнными?

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж


Рис.4. Модель принятия решения руководителем Врума-Йеттона.


Обсуждая вклад этого подхода, Хэмптон, Саммер и Уэбер отмечают, что он содержит : «четкое изложение того, что ожидается от руководства: 1). Качественные решения, выраженные в категориях производительности и результатов деятельности организации и 2). Отношение к этим задачам тех подчиненных, которые должны выполнять вышеназванные решения. Хотя можно заметить некоторое сходство между этими двумя критериями и ранее упомянутыми стилями поведения, ориентированными на задачу и человеческие отношения, две последние цели несут в себе совершенно другое содержание. На самом деле вся модель направлена на объяснение того, как принимать и исполнять решение, а не на то, как достичь эффективности и удовлетворенности подчиненных».


Заключение.


Различные ситуационные модели помогают осознать необходимость гибкого подхода к руководству. Чтобы точно оценить ситуацию, руководитель должен хорошо представлять способности подчиненных и свои собственные, природу задачи, потребности, полномочия и качество информации. Даже такая приятная и человечная теория, как теория «У» МакГрегора ,состоит из ряда предположений и не дает объективной оценки имеющимся фактам. Более того, даже хорошо представляя себе все вышесказанное, очень легко допустить ошибку в суждениях о людях. Поэтому руководитель должен всегда быть готовым к переоценке суждений и, если необходимо, соответствующему изменению стиля руководства.

Очень немногие из тех, кто выбрал карьеру руководителя, согласны оставаться долгие годы на одной и той же работе. Многие активно стремятся к продвижению на должности с большей ответственностью. Руководитель, который выбрал определенный стиль лидерства и строго его придерживается, поскольку этот хорошо зарекомендовал себя в прошлом, может оказаться неспособным осуществлять эффективное руководство в другой ситуации на более высоком посту, где все его непосредственные подчиненные ориентированы на достижение.

Аналогичная ситуация может возникнуть, как это часто и происходит, если руководитель переведен из подразделения с высокоструктурированными задачами в подразделение с неструктурированными, творческими задачами. Конечно, некоторые люди имеют более выстроенную личность, чем другие, и они менее способны реагировать на различные ситуации, требующие изменений в характере поведения. Хотя в этой области необходимо проводить дальнейшие исследования, предыдущие исследования показали, что эффективные руководители реагируют на ситуации гибко, т.е. меняя стили.

Руководители, которые работают не в своей стране, должны особенно сознавать культурные ограничения какого-то одного конкретного стиля руководства. Исследования показывают огромные различия между стилями руководства, которые являются предпочтительными в разных странах. Это дает информацию к размышлению, что особенно важно в сегодняшнем мире многонациональных корпораций. Европейцы обычно находятся под влиянием традиций, и они более восприимчивы к автократичному руководству, чем американцы. С другой стороны, несмотря на то, что японская культура высоко ценит традицию и лояльность, японцы широко и эффективно используют участие работников в принятии решений.

Руководитель, который хочет работать как можно более эффективно, получить все, что можно, от подчиненных, не может позволить себе применять какой-то один стиль руководства на протяжении всей своей карьеры. Скорее руководитель должен научиться пользоваться всеми стилями, методами и типами влияния, наиболее подходящими для конкретной ситуации. Если бы кого-то попросили назвать какой-то один, «лучший» стиль руководства, это был бы «адаптивный», или, как удачно выразился Арджирис, стиль, «ориентированный на реальность». Давая описание этого ориентированного на реальность стиля, Арджирис отмечает, что он: «развивается по многим направлениям. Кроме того, разрабатываются правила принятия решений, которые могут служить ориентирами того, как и когда надо менять стили руководства… Если проанализировать соответствующую литературу, можно заменить, что считающийся «эффективным» стиль руководства меняется в зависимости от ситуации … ни один стиль руководства не может считаться самым эффективным… Поэтому эффективные руководители – это те, кто может вести себя по-разному в зависимости от требований реальности».

Лидерство, как и управление, является до некоторой степени искусством. Возможно, это и есть причина того, почему исследователям не удалось разработать или обосновать какую-либо теорию. Мы разделяем ситуационный подход к лидерству и полагаем, что при соответствующей подготовке руководители смогут научиться выбирать стиль, сообразный ситуации. В некоторых ситуациях руководители могут добиться эффективности своей работы, структурируя задачи, планируя и организуя задачи и роли, проявляя заботу и оказывая поддержку. В других ситуациях руководитель может посчитать более правильным, оказывать влияние, разрешая подчиненным в какой-то степени участвовать в принятии решений, а не структурировать условия осуществления работы. Со временем те же самые руководители сочтут необходимым сменить стиль, сообразуясь с изменением характера задачи, с возникающими перед подчиненными проблемами, давлением со стороны высшего руководства и многими другими факторами, характерными для организации.


Список литературы:


  1. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1992г.

  2. Грачев М.В. Управление персоналом в международной корпорации. Суперкадры. М., 1993г.

  3. Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. М., 1991г.

  4. Старобинский Э.Е. Как управлять персоналом ? М., 1995г.

  5. Труд за рубежом. 1993г. № 1-4.

Контрольные задания.


Задание 1. Дайте оценку своей производственной деятельности, своих личных перспектив продвижения по службе.


Стенограмма секретаря-машинистки ЛЗ Белавиной С. В.

Группы качеств

п/п

Наименование качеств

Баллы






  1. Организаторские способности


Способность разбираться в людях и адекватно их оценивать.







Умение распределять работу в коллективе.


Умение взаимодействовать с другими коллективами и организациями.


Способность отстаивать интересы своего коллектива и противостоять внешнему давлению на него.


Умение организовывать контроль и стимулирование исполнителей.

Средний балл 4,2

2. Профессиональные качества.


Профессиональные знания и опыт работы.







Экономическая компетентность.


Способность видеть «ключевую» задачу.


Рациональность и реалистичность принимаемых решений.


Стремление к внедрению нового, передового.

Средний балл 4,4

3. Педагогические качества.


Способность оказывать воспитательное воздействие на исполнителей.







Умение находить индивидуальный подход к людям.


Убеждать людей.


Способность доверять людям.


Проявлять заботу о своих подчинённых.

Средний балл 4,2

4. Коммуникативные качества.


Общительность.







Лёгкость вступления в контакты с людьми.


Доброжелательность и приветливость в общении.


Сдержанность.


Уравновешенность.


Тактичность и культура общения.


Развитое чувство юмора.

Средний балл 4,5

5. Нравственные качества.


Принципиальность в решении производственных и социальных вопросов.







Обязанность и умение держать слово.


Справедливость в решении деловых и личных вопросов.


Честность и порядочность.


Скромность.

Средний балл 4,6


1 балл – зона очень слабого руководителя;

2 балл – зона слабого руководителя;

3 балл – зона среднего руководителя;

4 балл – зона хорошего руководителя;

5 балл – зона лучшего руководителя.


Средний общий балл: 4,38 – зона хорошего руководителя.


Задание 2. Дайте оценку производственной деятельности своего руководителя, его личных качеств, стиля работы с подчиненными.


Стенограмма начальника ЛЗ Левина В. А.

п/п

Наименование качеств

Баллы







Возможность совершенствования способностей.







Готовность принять на себя более высокую ответственность.


Лидерство и мотивация подчинённых.


Умение контактировать с людьми.


Способность к взаимодействию с партнёрами.


Творческий подход к решению проблем.


Знание и информированность.


Способность отстаивать интересы своего коллектива и противостоять внешнему давлению на него.


Способность видеть «ключевую» задачу.

Средний балл 4,1


4,1 – зона хорошего руководителя.


Свойства, обеспечивающие успех работы коллектива: лидерство и мотивация подчинённых, умение контактировать с людьми, способность к взаимодействию с партнёрами, способность отстаивать интересы своего коллектива и противостоять внешнему давлению на него.


Задание 3. Составьте должностную инструкцию для занимаемой вами должности.


УТВЕРЖДАЮ:

Директор литейного завода


Дубинин В.А.


«_____»___________1999г.


ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ


  1. Подразделение: Литейный завод.


  1. Наименование должности: секретарь-машинистка.


  1. Квалификационные требования: среднее образование и подготовка по курсу машинопись и делопроизводство.

    1. Минимальный стаж работы по специальности: 3 года.


  1. Должен знать: положения и инструкции по ведению делопроизводства, руководящий состав подразделений и структуру литейного завода, его административные и функциональные связи. Запись под диктовку и ведение краткого протокола заседания, совещания, машинопись, правила орфографии и пунктуации, порядок расположения материала при печатании документов, деловых писем. Правила внутреннего трудового распорядка, правила и нормы охраны труда, техники безопасности, пром. санитарии и противопожарной защиты.


  1. Подчинен и получает распоряжения, указания, инструктаж от директора литейного завода.

5.1. Получает дополнительные распоряжения от Гл. инженера и руководителей служб и участков.

5.2. Право давать распоряжения: отсутствует.

5.3. Право на отпуск: согласно КЗоТ.

5.4. Вилка оклада: 350-500 руб.

5.5. Премирование: система КТУ.


  1. Обязанности (функции):

6.1.Выполняет технические функции по обеспечению и обслуживанию работы директора литейного завода.

6.2.Получает необходимые сведения от подразделений и отдельных руководителей для директора литейного завода, вызывает по его поручению работников.

6.3.Организует переговоры руководителя, принимает и передает различные сведения.

6.4.Осуществляет работу по подготовке заседаний и совещаний (сбор необходимых материалов, оповещение участников), ведет и оформляет протоколы, печатание по его указанию.

6.5.Обеспечение рабочего места руководителя канц. принадлежностями, средствами орг. техники.

6.6.Ведет делопроизводство, принимает и регистрирует поступающую корреспонденцию, передает по адресам, следит за сроками выполнения поручений, взятых под контроль, формирует дела по установленной номенклатуре, хранит их, сдает в архив.

6.7.Организует прием посетителей, содействует оперативности рассмотрения просьб и предложений.


  1. Цели: Своевременное выполнение заданий руководства.

  2. Информация:

1. От работников Литейного завода (внутризаводская документация)

  • Распоряжения, служебные записки, акты, письма, заявки, мероприятия и другие.

2. От других предприятий и организаций (внешнезаводская документация)

- Приказы, распоряжения, служебные записки, письма, различная техническая документация, акты, протоколы, телеграммы, мероприятия, извещения и другие.


3. Журналы, карточки и карты: регистрационные журналы по внешнезаводской и внутризаводской документации, карты рассмотрения разовых заказов, карточки инструктажа по технике безопасности, графики дежурств по литейному заводу.


  1. Ответственность:

9.1.Ведение делопроизводства (регистрация поступающей и исходящей документации, хранение, сдача в архив).

9.2.Подготовка совещаний.


Получил: