Лидерство
проблему или принимаете решение, используя имеющуюся у вас на данный момент информацию.А 2. Вы получаете необходимую информацию от своих подчиненных, и затем сами решаете проблему. Получая информацию, Вы можете сказать или не сказать своим подчиненным, в чем состоит проблема. Роль ваших подчиненных в принятии решений – предоставление необходимой информации, а не поиск или оценка альтернативных решений.
С1. Вы излагаете проблему индивидуально тем подчиненным, кого это касается, и выслушиваете их идеи и предложения, но не собираете их вместе в одну группу. Затем вы принимаете решение, которое отражает или не отражает влияние ваших подчиненных.
С 2. Вы излагаете проблему группе ваших подчиненных, и весь коллектив выслушивает все идеи и предложения. Затем вы принимаете решение, которое отражает или не отражает влияние ваших подчиненных.
G2. Вы излагаете проблему группе ваших подчиненных. Все вместе вы находите и оцениваете альтернативы и пытаетесь достичь (консенсуса) касательно выбора альтернативы. Ваша роль схожа с председательской. Вы не пытаетесь повлиять на группу, чтобы она приняла «ваше» решение, а хотите принять и выполнить любое решение, которое вся группа сочтет наиболее приемлемым.
Табл.2. Стили принятия решений по Вруму-Йеттону.
Эти пять стилей представляют континуум, начиная с автократического стиля принятия решений (А1 и А 2), затем идет консультативный (С 1 и С 2) и, наконец, завершается полным участием (G 2). Применение каждого из этих стилей зависит от характеристик ситуации или проблемы.
Чтобы помочь руководителям оценить ситуацию, Врум и Йеттон разработали семь критериев, по которым оценивается ситуация «подчиненные – руководитель», а также модель дерева решений. Эти критерии даны в табл. 3.
|
табл. 3. Критерии проблемы по модели Врума – Йеттона
Каждый критерий превращается в вопрос, который руководитель задает себе при оценке ситуации. Эти вопросы приведены в верхней части рис 4. Первые три вопроса относятся к качеству решения, а последние четыре – к факторам, ограничивающим согласие подчиненных.
Чтобы определить, который из этих пяти стилей подходит к конкретной ситуации, руководитель использует дерево решений (рис.4). Начиная с левой стороны модели, руководитель отвечает на каждый вопрос, находит, таким образом, критерий проблемы и, в конечном счете подбирает соответствующий стиль руководства.
Хотя модель Врума – Йеттона отличается от трех других ситуативных моделей, поскольку ее фокус – на принятии решений, она все же аналогична им в том, что подчеркивает отсутствие универсального оптимального метода влияния на подчиненных. Оптимальность стиля зависит от меняющихся переменных ситуации принятия решений.
Подобно другим ситуативным теориям, модель Врума – Йеттона получила полную меру, как поддержки, так и критики. Ей требуется дальнейшее обоснование и уточнение.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Имеются ли требования, предъявленные к качеству решения и позволяющие определить степень предпочтительности одного решения по сравнению с другим? |
Располагаю ли я достаточной информацией, чтобы принять качественное решение? |
Структурирована ли проблема? |
Является ли согласие подчинённых с выбранным решением существенным для его эффективного выполнения? |
Если бы вам нужно было принимать решение самостоятельно, есть ли у вас достаточная уверенность в том, что оно будет поддержано вашими подчинёнными? |
Согласны ли подчинённые с целями организации, достижению которых они будут способствовать, решив эту проблему? |
Не чревато ли выбранное решение конфликтом между подчинёнными? |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Ж |
Рис.4. Модель принятия решения руководителем Врума-Йеттона.
Обсуждая вклад этого подхода, Хэмптон, Саммер и Уэбер отмечают, что он содержит : «четкое изложение того, что ожидается от руководства: 1). Качественные решения, выраженные в категориях производительности и результатов деятельности организации и 2). Отношение к этим задачам тех подчиненных, которые должны выполнять вышеназванные решения. Хотя можно заметить некоторое сходство между этими двумя критериями и ранее упомянутыми стилями поведения, ориентированными на задачу и человеческие отношения, две последние цели несут в себе совершенно другое содержание. На самом деле вся модель направлена на объяснение того, как принимать и исполнять решение, а не на то, как достичь эффективности и удовлетворенности подчиненных».
Заключение.
Различные ситуационные модели помогают осознать необходимость гибкого подхода к руководству. Чтобы точно оценить ситуацию, руководитель должен хорошо представлять способности подчиненных и свои собственные, природу задачи, потребности, полномочия и качество информации. Даже такая приятная и человечная теория, как теория «У» МакГрегора ,состоит из ряда предположений и не дает объективной оценки имеющимся фактам. Более того, даже хорошо представляя себе все вышесказанное, очень легко допустить ошибку в суждениях о людях. Поэтому руководитель должен всегда быть готовым к переоценке суждений и, если необходимо, соответствующему изменению стиля руководства.
Очень немногие из тех, кто выбрал карьеру руководителя, согласны оставаться долгие годы на одной и той же работе. Многие активно стремятся к продвижению на должности с большей ответственностью. Руководитель, который выбрал определенный стиль лидерства и строго его придерживается, поскольку этот хорошо зарекомендовал себя в прошлом, может оказаться неспособным осуществлять эффективное руководство в другой ситуации на более высоком посту, где все его непосредственные подчиненные ориентированы на достижение.
Аналогичная ситуация может возникнуть, как это часто и происходит, если руководитель переведен из подразделения с высокоструктурированными задачами в подразделение с неструктурированными, творческими задачами. Конечно, некоторые люди имеют более выстроенную личность, чем другие, и они менее способны реагировать на различные ситуации, требующие изменений в характере поведения. Хотя в этой области необходимо проводить дальнейшие исследования, предыдущие исследования показали, что эффективные руководители реагируют на ситуации гибко, т.е. меняя стили.
Руководители, которые работают не в своей стране, должны особенно сознавать культурные ограничения какого-то одного конкретного стиля руководства. Исследования показывают огромные различия между стилями руководства, которые являются предпочтительными в разных странах. Это дает информацию к размышлению, что особенно важно в сегодняшнем мире многонациональных корпораций. Европейцы обычно находятся под влиянием традиций, и они более восприимчивы к автократичному руководству, чем американцы. С другой стороны, несмотря на то, что японская культура высоко ценит традицию и лояльность, японцы широко и эффективно используют участие работников в принятии решений.
Руководитель, который хочет работать как можно более эффективно, получить все, что можно, от подчиненных, не может позволить себе применять какой-то один стиль руководства на протяжении всей своей карьеры. Скорее руководитель должен научиться пользоваться всеми стилями, методами и типами влияния, наиболее подходящими для конкретной ситуации. Если бы кого-то попросили назвать какой-то один, «лучший» стиль руководства, это был бы «адаптивный», или, как удачно выразился Арджирис, стиль, «ориентированный на реальность». Давая описание этого ориентированного на реальность стиля, Арджирис отмечает, что он: «развивается по многим направлениям. Кроме того, разрабатываются правила принятия решений, которые могут служить ориентирами того, как и когда надо менять стили руководства… Если проанализировать соответствующую литературу, можно заменить, что считающийся «эффективным» стиль руководства меняется в зависимости от ситуации … ни один стиль руководства не может считаться самым эффективным… Поэтому эффективные руководители – это те, кто может вести себя по-разному в зависимости от требований реальности».
Лидерство, как и управление, является до некоторой степени искусством. Возможно, это и есть причина того, почему исследователям не удалось разработать или обосновать какую-либо теорию. Мы разделяем ситуационный подход к лидерству и полагаем, что при соответствующей подготовке руководители смогут научиться выбирать стиль, сообразный ситуации. В некоторых ситуациях руководители могут добиться эффективности своей работы, структурируя задачи, планируя и организуя задачи и роли, проявляя заботу и оказывая поддержку. В других ситуациях руководитель может посчитать более правильным, оказывать влияние, разрешая подчиненным в какой-то степени участвовать в принятии решений, а не структурировать условия осуществления работы. Со временем те же самые руководители сочтут необходимым сменить стиль, сообразуясь с изменением характера задачи, с возникающими перед подчиненными проблемами, давлением со стороны высшего руководства и многими другими факторами, характерными для организации.
Список литературы:
Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1992г.
Грачев М.В. Управление персоналом в международной корпорации. Суперкадры. М., 1993г.
Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. М., 1991г.
Старобинский Э.Е. Как управлять персоналом ? М., 1995г.
Труд за рубежом. 1993г. № 1-4.
Контрольные задания.
Задание 1. Дайте оценку своей производственной деятельности, своих личных перспектив продвижения по службе.
Стенограмма секретаря-машинистки ЛЗ Белавиной С. В.
Группы качеств |
№ п/п |
Наименование качеств |
Баллы |
||||
|
|
|
|
|
|||
|
|
Способность разбираться в людях и адекватно их оценивать. |
|||||
|
Умение распределять работу в коллективе. |
||||||
|
Умение взаимодействовать с другими коллективами и организациями. |
||||||
|
Способность отстаивать интересы своего коллектива и противостоять внешнему давлению на него. |
||||||
|
Умение организовывать контроль и стимулирование исполнителей. |
||||||
Средний балл 4,2 |
|||||||
2. Профессиональные качества. |
|
Профессиональные знания и опыт работы. |
|||||
|
Экономическая компетентность. |
||||||
|
Способность видеть «ключевую» задачу. |
||||||
|
Рациональность и реалистичность принимаемых решений. |
||||||
|
Стремление к внедрению нового, передового. |
||||||
Средний балл 4,4 |
|||||||
3. Педагогические качества. |
|
Способность оказывать воспитательное воздействие на исполнителей. |
|||||
|
Умение находить индивидуальный подход к людям. |
||||||
|
Убеждать людей. |
||||||
|
Способность доверять людям. |
||||||
|
Проявлять заботу о своих подчинённых. |
||||||
Средний балл 4,2 |
|||||||
4. Коммуникативные качества. |
|
Общительность. |
|||||
|
Лёгкость вступления в контакты с людьми. |
||||||
|
Доброжелательность и приветливость в общении. |
||||||
|
Сдержанность. |
||||||
|
Уравновешенность. |
||||||
|
Тактичность и культура общения. |
||||||
|
Развитое чувство юмора. |
||||||
Средний балл 4,5 |
|||||||
5. Нравственные качества. |
|
Принципиальность в решении производственных и социальных вопросов. |
|||||
|
Обязанность и умение держать слово. |
||||||
|
Справедливость в решении деловых и личных вопросов. |
||||||
|
Честность и порядочность. |
||||||
|
Скромность. |
||||||
Средний балл 4,6 |
1 балл – зона очень слабого руководителя;
2 балл – зона слабого руководителя;
3 балл – зона среднего руководителя;
4 балл – зона хорошего руководителя;
5 балл – зона лучшего руководителя.
Средний общий балл: 4,38 – зона хорошего руководителя.
Задание 2. Дайте оценку производственной деятельности своего руководителя, его личных качеств, стиля работы с подчиненными.
Стенограмма начальника ЛЗ Левина В. А.
№ п/п |
Наименование качеств |
Баллы |
||||
|
|
|
|
|
||
|
Возможность совершенствования способностей. |
|||||
|
Готовность принять на себя более высокую ответственность. |
|||||
|
Лидерство и мотивация подчинённых. |
|||||
|
Умение контактировать с людьми. |
|||||
|
Способность к взаимодействию с партнёрами. |
|||||
|
Творческий подход к решению проблем. |
|||||
|
Знание и информированность. |
|||||
|
Способность отстаивать интересы своего коллектива и противостоять внешнему давлению на него. |
|||||
|
Способность видеть «ключевую» задачу. |
|||||
Средний балл 4,1 |
4,1 – зона хорошего руководителя.
Свойства, обеспечивающие успех работы коллектива: лидерство и мотивация подчинённых, умение контактировать с людьми, способность к взаимодействию с партнёрами, способность отстаивать интересы своего коллектива и противостоять внешнему давлению на него.
Задание 3. Составьте должностную инструкцию для занимаемой вами должности.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор литейного завода
Дубинин В.А.
«_____»___________1999г.
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
Подразделение: Литейный завод.
Наименование должности: секретарь-машинистка.
Квалификационные требования: среднее образование и подготовка по курсу машинопись и делопроизводство.
Минимальный стаж работы по специальности: 3 года.
Должен знать: положения и инструкции по ведению делопроизводства, руководящий состав подразделений и структуру литейного завода, его административные и функциональные связи. Запись под диктовку и ведение краткого протокола заседания, совещания, машинопись, правила орфографии и пунктуации, порядок расположения материала при печатании документов, деловых писем. Правила внутреннего трудового распорядка, правила и нормы охраны труда, техники безопасности, пром. санитарии и противопожарной защиты.
Подчинен и получает распоряжения, указания, инструктаж от директора литейного завода.
5.1. Получает дополнительные распоряжения от Гл. инженера и руководителей служб и участков.
5.2. Право давать распоряжения: отсутствует.
5.3. Право на отпуск: согласно КЗоТ.
5.4. Вилка оклада: 350-500 руб.
5.5. Премирование: система КТУ.
Обязанности (функции):
6.1.Выполняет технические функции по обеспечению и обслуживанию работы директора литейного завода.
6.2.Получает необходимые сведения от подразделений и отдельных руководителей для директора литейного завода, вызывает по его поручению работников.
6.3.Организует переговоры руководителя, принимает и передает различные сведения.
6.4.Осуществляет работу по подготовке заседаний и совещаний (сбор необходимых материалов, оповещение участников), ведет и оформляет протоколы, печатание по его указанию.
6.5.Обеспечение рабочего места руководителя канц. принадлежностями, средствами орг. техники.
6.6.Ведет делопроизводство, принимает и регистрирует поступающую корреспонденцию, передает по адресам, следит за сроками выполнения поручений, взятых под контроль, формирует дела по установленной номенклатуре, хранит их, сдает в архив.
6.7.Организует прием посетителей, содействует оперативности рассмотрения просьб и предложений.
Цели: Своевременное выполнение заданий руководства.
Информация:
1. От работников Литейного завода (внутризаводская документация)
Распоряжения, служебные записки, акты, письма, заявки, мероприятия и другие.
2. От других предприятий и организаций (внешнезаводская документация)
- Приказы, распоряжения, служебные записки, письма, различная техническая документация, акты, протоколы, телеграммы, мероприятия, извещения и другие.
3. Журналы, карточки и карты: регистрационные журналы по внешнезаводской и внутризаводской документации, карты рассмотрения разовых заказов, карточки инструктажа по технике безопасности, графики дежурств по литейному заводу.
Ответственность:
9.1.Ведение делопроизводства (регистрация поступающей и исходящей документации, хранение, сдача в архив).
9.2.Подготовка совещаний.
Получил: