Принципы организации налоговой системы РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, МАРКЕТИНГА И ФИНАНСОВ
КАФЕДРА ФИНАНСОВ И КРЕДИТА
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ: НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
Вариант № 8
Воронеж - 2010 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Теоретические вопросы
1. Принципы организации и функционирования налоговой системы Российской Федерации
2. Единый социальный налог: налогоплательщики, налоговая база, ставки, льготы, порядок исчисления и уплаты
3. Налог на добычу полезных ископаемых
4. Порядок предоставления налогового кредита
Задачи
Список используемой литературы
Теоретическая часть контрольной работы
1. Принципы организации и функционирования налоговой системы РФ
Налоговая система - совокупность налогов, сборов и пошлин, взимаемых на территории государства, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.
Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Налоговая система включает следующие элементы:
-субъект налогообложения (плательщик);
-объект налогообложения прибыль (доход), оборот или имущество налогоплательщика, которые служат основой для исчисления налога;
-налоговые льготы - полное или частичное освобождение от налога;
-правила исчисления и порядок уплаты налога; штрафы и другие санкции за неуплату налога;
- ставка налога - величина налога на единицу объекта налогообложения.
Различают, твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки.
1. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода (например, на тонну нефти или газа).
2. Пропорциональные - действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины.
3. Прогрессивные - средняя ставка прогрессивного налога повышается по мере возрастания дохода. При прогрессивной ставке налогообложения налогоплательщик выплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но и большую его долю.
4. Регрессивные - средняя ставка регрессивного налога понижается по мере роста дохода. Регрессивный налог может приносить большую абсолютную сумму, а может и не приводить к росту абсолютной величины налога при увеличении доходов.
Налоговая система России строится на основе единых принципов для всех предпринимателей и предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия.
Основными принципами являются:
- равнонапряженность налогового изъятия;
- однократность налогообложения, недопущение двойного обложения;
- стабильность, гибкость, простота, доступность, определенность;
- заблаговременность установления ставок и правил исчисления налога и его уплаты.
Возглавляет налоговую систему Государственная налоговая служба РФ, которая входит в систему центральных органов государственного управление России, подчиняется Президенту и Правительству РФ и возглавляется руководителем в ранге министра.
Главной задачей Государственной налоговой службы РФ является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством.
2. Единый социальный налог: налогоплательщики, налоговая база, ставки, льготы, порядок исчисления и уплаты
Единый социальный налог является одним из наиболее значимых как для формирования доходов государства, так и для финансового положения налогоплательщиков. Достаточно сказать, что платежи по нему хоть и незначительно, но превышают поступления самого крупного налогового источника доходов консолидированного бюджета страны – налога на добавленную стоимость.[34]
Налогоплательщики и элементы налогообложения
Рассмотрение вопросов начисления ЕСН следует начать с определения обязательных условий установления данного налога, которыми согласно п. 1 ст. 17 НК РФ являются налогоплательщики и элементы налогообложения. Следовательно, в первую очередь необходимо четко определить, кто признается налогоплательщиком ЕСН. Пунктом 1 ст. 235 НК РФ установлены категории налогоплательщиков ЕСН: лица, производящие выплаты лицам; организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями; адвокаты.[30]
Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ организации – это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории РФ.
Индивидуальными предпринимателями признаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации при исполнении обязанностей, возложенных на них НК РФ не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями [40, с. 270].
Объектом налогообложения для организаций и индивидуальных предпринимателей признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Объект налогообложения для физических лиц, использующих наемных в договорной труд, являются выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые налогоплательщиками в пользу физических лиц.[2]
Ставки социального налога. Под ставкой налога согласно ст. 53 НК РФ понимается величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
Таблица 1.1 – Ставки социального налога
Налоговая база на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года | Федеральный бюджет (в т.ч. ПФР) | Фонд социального страхования РФ |
Фонды обязательного медицинского страхования |
ИТОГО | |
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования | Территориальные фонды обязательного медицинского страхования | ||||
До 280 000 руб. | 20,0% | 2,9% | 1,1% | 2,0% | 26,0% |
От 280 001 руб. до 600000 руб. | 56000 руб. + 7,9% с суммы, превышающей 280000 руб. | 8120 руб. + 1,0% с суммы, превышающей 280000 руб. | 3080 руб. + 0,6% с суммы, превышающей 280000 руб. | 5600 руб. + 0,5% с суммы, превышающей 280000 руб. | 72800 руб. + 10% с суммы, превышающей 280000 руб. |
Свыше 600 000 руб. |
81280 руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600000 руб. | 11320 руб. | 5000 руб. | 7200 руб. | 104800 руб. + 2,0 % с суммы, превышающей 600000 руб. |
Сроки и порядок уплаты ЕСН налогоплательщиками работодателями и налогоплательщиками, не являющимися работодателями, различны. В соответствии со ст. 243 НК РФ налогоплательщики-работодатели в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца производят исчисление ежемесячных авансовых платежей, по налогу исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных – для налогоплательщиков – физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.[2]
Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца. Если 15-е число выпадает на выходные и праздничные дни, срок уплаты авансовых платежей переносится на следующий за выходным (праздничным) днем рабочий день.
При уплате авансовых платежей в более поздние сроки у налогоплательщиков возникает обязанность по уплате пеней в соответствии со ст. 75 НК РФ исходя из одной трехсотой действующей на момент уплаты ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности, по уплате авансового платежа начиная со следующего за установленным законодательством дня уплаты.[2]
ИЗМЕНЕНИЯ С 01 ЯНВАРЯ 2010 ГОДА
С 2010 г. перестает действовать глава 24 «Единый социальный налог» Налогового кодекса РФ. Вместо налога, объединявшего в себе несколько выплат, страхователи (работодатели) будут перечислять страховые взносы отдельно в ПФР, ФСС России и фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС). Таким образом, произойдет переход от налоговых к страховым принципам уплаты взносов.
В соответствии с главой 24 НК РФ налогоплательщики уплачивают единый социальный налог, который в основной части зачисляется в федеральный бюджет, а также в Фонд социального страхования, федеральный и территориальные фонды ОМС. Кроме того, все организации и предприниматели обязаны уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Правила уплаты установлены Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Закон № 167-ФЗ) и частично главой 24 НК РФ.
С 2010 г. порядок уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды будет регламентировать Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых вносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ) и частично федеральные законы о конкретных видах обязательного социального страхования.
Этот закон, по сути, объединил правила уплаты ЕСН и некоторые нормы Закона № 167-ФЗ. Отдельные прежние положения без изменений перенесены в новый закон. Например, подп. 10 п. 1 ст. 238 НК РФ (освобождающему от обложения суммы, выплачиваемые физическим лицам избирательными комиссиями, комиссиями референдума, а также из средств избирательных фондов) полностью соответствует подп. 8 п. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ. А положения п. 3 ст. 10 Закона № 167-ФЗ (позволяющие, в частности, не включать в базу суммы денежного довольствия, а также продовольственного и вещевого обеспечения — они актуальны для силовиков) с небольшой технической правкой продублированы в подп. 14 п. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ.
В то же время законодатель не стал слепо копировать нормы 24-й главы Налогового кодекса РФ и Закона № 167-ФЗ, отказавшись от многих правил, привычных для плательщиков ЕСН и пенсионных взносов, и ввел новые. Так, придется забыть о льготах, поскольку Закон № 212-ФЗ не предусматривает никаких преференций для отдельных групп плательщиков.
Отдельным категориям компаний и предпринимателей (спецрежимникам) предстоит осваивать предлагаемый порядок уплаты страховых взносов практически с нуля. Ведь многие из них уже несколько лет уплачивали только пенсионные взносы и забыли о существовании ЕСН и тонкостей, связанных с его расчетом отдельных его составляющих.
Правила исчисления и уплаты страховых взносов в 2010 г.*