Песочная терапия в коррекции межличностных отношений младших школьников с нарушениями интеллекта

«Спасение принцессы»

Цель: Развитие мышления, воображения, речи, развитие коммуникативных навыков, межличностных отношений, улучшение взаимоотношений между членами коллектива.

Оборудование: Песочница, календарь настроения, коллекция миниатюрных фигурок, природный материал, формочки для песка, куклы-марионетки.

Ход занятия:

«Календарь настроения»

Дети подходят к «календарю настроения» и наклеивает картинку, соответствующую их сегодняшнему настроению, а затем рассказывают о своём эмоциональном настрое.

Игра « Продолжи рассказ»

Психолог рассказывает детям историю о прекрасной принцессе.

«Давным-давно существовала волшебная страна, которой правила прекрасная принцесса, все жители этой страны очень ее любили. Днем они работали, а вечером отдыхали и веселились, жизнь их была прекрасная и счастливая, пока однажды злая ведьма не захотела получить власть в этой стране. Темной ночью она послала своих подчиненных в волшебную страну и приказала заточить принцессу в замке. И злая ведьма стала править страной. Вся жизнь жителей волшебной страны резко изменилась, она заставляла работать их днями и ночами. И вот когда им все это надоело, они решили спасти принцессу из заточения и вернуть свою прекрасную страну». Далее психолог предлагает детям придумать продолжение рассказа, как жители волшебной страны освобождали принцессу и возвратили свою прежнюю жизнь.

Игра « Построй волшебную страну»

Психолог предлагает детям построить на песке волшебную страну и замок, в который заточили принцессу, с помощью природного материала, различных фигурок и формочек для песка, потом после строительства рассказать, что, где находиться.

Игра «Спасение принцессы»

Психолог предлагает каждому ребенку выбрать из предложенных кукол- марионеток своего героя, которым он будет спасать принцессу. Назвать его, рассказать, чем он занимается в волшебной стране, с кем дружит. Далее дети все вместе должны показать, как по их рассказу они спасают принцессу, Что делает каждый герой для спасения волшебной страны.

Игра « Угадай, чей след»

Психолог просит детей разровнять песок и увлажнить его, затем каждый ребенок по очереди рисует на песке следы животного. Все остальные должны угадать, кому принадлежат эти следы.

«Подведение итогов»

Психолог спрашивает у детей:

– Вам понравилось сегодняшнее занятие? Что именно? Что запомнилось больше всего? В чем были сложности? Что не понравилось?

Завершая работу в песочнице, ребята разбирают свои постройки, разравнивают песок, кладут ладони на поверхность песка и произносят слова благодарности:

«В ладошки наши посмотри

Мудрее стали ведь они!

Спасибо, милый наш песок,

Ты подрасти, ведь нам помог!»

Занятие №9

Тема: « Наше творчество»

Цель: Реализации творческого потенциала, развитие коммуникативных навыков, развитие межличностных отношений в группе.

Оборудование: Песочница, коллекция миниатюрных фигурок, формочки для песка, природный материал, вода, картон с рамкой, и различные красивые камешки, бусинки, пуговицы и т.д.

Ход занятия:

«Календарь настроения»

Дети подходят к «календарю настроения» и наклеивает картинку, соответствующую их сегодняшнему настроению, а затем рассказывают о своём эмоциональном настроение.

Игра « Маленькие картины»

Психолог делит детей на три группы, раздает каждой картон, заключенный в рамку, раскладывает на столе различный подручный материал (камешки, веточки, формочки, ленточки, пуговицы, бусинки и т. д.). Просит детей каждой группы насыпать из песочницы немного песка в рамки, разровнять его и сделать с помощью подручного материала красивые картинки на любую тему. ( Это могут быть просто красиво выложены камни и украшены ленточками, могут быть цветочки или букет цветов и т.д.) Потом дети рассказывают, что они изобразили на своей картине.

Игра « Продолжи за другом»

Психолог предлагает детям создать «страну настроения на песке». Каждый ребенок может пользоваться различным материалом для песка, дети по очереди подходят к песочнице и строят то, что считают нужным, в соответствии со своим настроением. Следующий пристраивает к этому что-то свое. Так продолжается до тех пор, пока участники группы не построят страну, дополняя друг друга. В конце стройки дети смотрят, что получилось и каждый рассказывает, почему он внес в строительство то или иное.

Игра «Картина из загадок»

Психолог предлагает детям разгадать предложенные им загадки, но не просто разгадать, а нарисовать ответы на песке, так чтобы потом получилась картина, т.е. надо рисовать так, чтобы ответы располагались на песке, примерно там где они обычно должны находиться, (например если ответ - солнце, то оно должно быть нарисовано наверху песочницы, если это – лужа, то внизу песочницы и т.д.). Далее дети смотрят, что у них получилось. Если они правильно расположат ответы, то у них получиться красивая картина.


Жёлтая тарелка на небе висит.

Жёлтая тарелка всем тепло дарит.

(Солнце)

Ветерок-пастушок затрубил в свой рожок.

Собрались овечки у небесной речки.

(Облака)

Как над речкой, над рекой

Появился вдруг цветной

Чудо мостик подвесной.

(Радуга)

Два братца

В воду глядятся,

В век не сойдутся.

Ответ (Берега)

Течёт, течёт - не вытечет,

Бежит, бежит - не выбежит.

Ответ (Речка)

Она под осень умирает

И вновь весною оживает.

Иглой зелёной выйдет к свету,

Растёт, цветёт всё лето.

Коровам без неё - беда:

Она их главная еда.

( Трава)

«Подведение итогов»


Психолог спрашивает у детей:

– Дети вам понравилось наше занятие? Что понравилось больше всего? Что запомнилось? Какие моменты не понравились? Почему? Где были трудности?

Завершая работу в песочнице, ребята разбирают свои постройки, разравнивают песок, кладут ладони на поверхность песка и произносят слова благодарности:

«В ладошки наши посмотри

Мудрее стали ведь они!

Спасибо, милый наш песок,

Ты подрасти, ведь нам помог!»

Занятие № 10

Тема: « Дружба»

Цель: Усиление чувства группы, создание положительного эмоционального настроя, развитие коммуникативных навыков, развитие межличностных отношений.

Оборудование: Календарь настроения, песочница, формочки, фигурки для песка, природный материал.

Ход занятия:

«Календарь настроения»

Дети подходят к «календарю настроения» и наклеивает картинку, соответствующую их сегодняшнему настроению, а затем рассказывают о своём эмоциональном настроение.

Игра « Подарок для товарищей»

Психолог предлагает детям сделать друг другу подарки. Для этого дети делятся на две команды, делят песочницу и с помощью подручного материала на песке выкладывают сюрприз для противоположной команды. ( Психолог может подсказать, что это может быть сказочная страна, картина, какое- нибудь животное и т.д.) Затем каждая группа по очереди рассказывает, что они изобразили для противоположной группы, а та в свою очередь говорит, понравился ли им подарок и чтобы они в него добавили.

Игра «Большая семья»

Психолог предлагает детям представить, что их группа это большая семья. Затем детям предлагается вылепить из пластилина по одной фигурки. Это может быть животное, птица, сказочный персонаж и т.д., и представить, что эти фигурки они сами, затем назвать своего героя, рассказать почему именно выбрал этого персонажа, придумать чем он занимается, после того как дети рассказали о своих персонажах, психолог предлагает построить на песке их общий дом, так, чтобы у каждого героя было свое место и занятие, после чего психолог спрашивает у детей с кем дружит тот или иной герой, чем он помогает этой большой семье.

Игра «Дружно спасаем Принцессу»»

Психолог читает детям рассказ о Принцессе: «В одной сказочной стране жила прекрасная Принцесса. Она была доброй и умной. Но этого мало. Она обладала даром всех вокруг делать добрыми и умными. Поэтому все жители этой страны чувствовали себя счастливыми. Это было не по вкусу Дракону, жившему По-соседству. Задумал он похитить Принцессу и отнять у нее бесценный дар. Так и случилось...

Чтобы Принцесса никогда не смогла дарить радость людям, Дракон заколдовал ее в невиданное существо и заточил в подземном замке. Мало того, тот, кто придет спасать Принцессу, своим прикосновением погубит ее. И она навеки останется заколдованной».

Можете ли вы помочь Принцессе и жителям этой сказочной страны? Попробуйте! Но для этого надо построить ее страну с жителями, выбрать героя которым каждый из вас будет спасать Принцессу и самое главное, что если вы будете работать, придумывать план спасения дружно, то у вас все получиться.

Игра «Песочные фрагменты»

Психолог предлагает детям поиграть в одну интересную игру, он читает детям сказку, периодически приостанавливаясь, в это время дети рисуют, либо строят на песке фрагмент сказки, на котором остановился психолог. В конце прочтения сказки получиться построенная картина на песке.

«В одной сказочной стране, где текла река (или озеро, или было море - в зависимости от того, что захотят построить дети), стоял красивый лес (были поля и долины), жил маленький гномик (или другой сказочный герой). (В это время психолог достает фигурку, и ставите ее в песочницу). У гномика был домик (в это время психолог предлагает детям поставить домик в любое место песочницы). Он в нем жил (дети ставят фигурку рядом с домиком). Рядом с домиком росло дерево (прекрасный сад и пр. – дети сажают дерево). Гномик о нем заботился, поливал его, разговаривал с ним, укрывал, когда было холодно. У нашего гномика было интересное имя - его звали «С-с-с». Он носил курточку с изображением своего имени (дети прозрачным скотчем наклеивают на спину фигурки, заранее изготовленную букву «С). Но у нашего гномика не было, ни друзей, ни врагов. Не к кому ему было ходить в гости, не с кем было гулять по лесу, ловить рыбку в речке, загорать на солнышке. И вот решил, как-то раз гномик сшить себе маленький мешочек. ( Дети кладут рядом с гномом заранее приготовленный маленький мешочек) Взял он кусочек старой ткани и смастерил из него волшебный мешочек. Не был, конечно, мешочек волшебным, но ткань, из которой он был сшит, была очень необычной. Переливалась всеми цветами радуги и была, в то же время, прозрачна, как стеклышко. Нашел гномик эту ткань поздно ночью в лесу, когда возвращался с лесной ярмарки. То ли ее кто-то потерял, то ли выбросил. Но гномик взял ее себе и хранил более года в подполе до тех пор, пока ему не приснился сон: сшил он мешочек из волшебной ткани, и стали у него появляться друзья. Мишки, белочки, зайчишки….все приходили к нему в гости со своими гостинцами и пили чай. Вот и решил гномик превратить сон в реальность. Уж очень ему было грустно без друзей. И вот мешочек готов. День проходит, два проходит, а никто к гномику не приходит. И решил тогда гномик себя прорекламировать. Расклеил объявления на деревьях со следующим текстом: « Гномик ждет друзей! У него есть волшебный мешочек, на который могут все посмотреть!» (дети наклеивают заранее приготовленные маленькие бумажки на деревья) И уже на следующий день к нему стали приходить жители леса. ( Дети выставляют на песок различные маленькие фигурки животных, птиц и т.д.) Приходят, поздороваются, посмотрят на мешочек и, поняв, что кроме самой ткани в мешочке нет ничего интересного, уходят. Думал, думал гномик, что же еще придумать. И решил расклеить следующее объявление: «Те, кто посмотрел на волшебный мешочек, скоро получат приятный подарок!» После того, как гномик расклеил все объявления, он побежал искать подарки всем зверькам, посетившим его. А их было много. Но вот поиск подарков закончен. Теперь осталось доставить их своим хозяевам: белкам - орешки, зайчатам – морковки, медвежатам – малина, птичкам – червячки. ( Дети кладут подарки из природного материала) Всю ночь пробегал гномик, но все подарки попали к зверушкам. На следующий день к гномику пришли все, кому он оставил подарки. Все были очень радостные и все благодарили… мешочек! Стало обидно гномику, что снова никому он не интересен и разорвал мешочек. Все зверушки ахнули. Все стали ругать гномика. И тогда он рассказал всем правду о том, что мешочек не волшебный, и что это он, гномик, всем принес подарки. Звери долго смотрели на него, а потом рассмеялись. Все стали расспрашивать гномика, почему же он просто не стал со всеми знакомиться? Гномик ответил, что он очень хотел заинтересовать всех чем-то особенным. На это одна мудрая сова ответила: - Это посторонним интересно что-то особенное, что у тебя есть, а для друзей важен ты сам. Так у гномика появилось много друзей. И теперь он понял, что главное – это быть собой.

Игра « Дружный зоопарк»

Психолог предлагает детям разгадывать загадки про животных. Каждому ребенку по очереди загадывается загадка, затем дети лепят из пластилина это животное, строят в песочнице для него небольшой домик, так чтобы в конце в песочнице был целый зоопарк. Каждый ребенок рассказывает, как зовут его животное, чем он любит заниматься, с каким животным он бы хотел жить вместе, и т.д. Так в конце постройки у детей получается большой дружный зоопарк.


Рыжая птичница

В курятник пришла,

Всех кур перечла

И с собой унесла.

(лиса)

Не слыша волны океанской,

Морского простора не зная,

В далекой степи африканской

Резвится тельняшка морская.

(зебра)

Очень много силы в нем,

Ростом он почти что с дом.

У него огромный нос,

Будто нос

Лет «тыщу» рос.

(слон)

Он ходит голову задрав,

Не потому, что гордый нрав,

Не потому, что важный граф,

А потому, что он ...

(жираф)

Вперевалку зверь идет

По малину и по мед.

Любит сладкое он очень.

А когда приходит осень,

Лезет в яму до весны,

Где он спит и видит сны.

(медведь)

Маленький,

Беленький,

По лесочку прыг-прыг,

По снежочку тык-тык!

(Заяц)

В реках Африки живет

Злой зеленый пароход!

Кто б навстречу ни поплыл

Всех проглотит…

(Крокодил)

Кошка полосатая

Нравится ребятам.

(Тигр)

Кто на свете ходит

В каменной рубахе?

В каменной рубахе

Ходят...

(Черепаха)

«Подведение итогов»


Психолог спрашивает у детей:

– Дети вам понравилось наше занятие? Что понравилось больше всего? Что запомнилось? Какие моменты не понравились? Почему? Где были трудности?

Завершая работу в песочнице, ребята разбирают свои постройки, разравнивают песок, кладут ладони на поверхность песка и произносят слова благодарности:

«В ладошки наши посмотри

Мудрее стали ведь они!

Спасибо, милый наш песок,

Ты подрасти, ведь нам помог!»


2.3 Анализ эффективности песочной терапии в коррекции межличностных отношений умственно отсталых школьников


Влияние проведенных нами песочных игротерапевтических занятий на отношения между младшими школьниками с нарушениями интеллекта мы решили проверить повторным социометрическим исследованием (таблица 2).


Таблица 2

Таблица межличностных выборов учащихся 1 кл.

№ п/п ФИО 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1. Игорь Е.
+

+

+ +
2. Дмитрий Д. +
+


+


3. Елена С.


+
+

+
4. Марина К.
+


+



5. Максим Б. +
+


+

+
6. Анастасия К. +

+



+
7. Владимир Д.

+

+


+
8. Виталий Б.
+



+
+
9. Анастасия П. +


+



+
10. Наталья К.


+
+
+ +

Общее кол-во выборов 4 3 3 3 2 4 3 2 5 3

Социометрический анализ показал, что в группе испытуемых 1 класса «лидеров» - 3 человека (1, 6 и 9), «предпочитаемые» - 5 человек (2, 3, 4, 7 и 10 члены группы).

Мы получили высокий уровень благополучия взаимоотношений, так как в группе количество детей имеющих неблагоприятный 3 и 4 статус меньше количества детей имеющих благоприятный 1 и 2 статус и можем утверждать наличие некоторого равновесия в групповых отношениях школьников с нарушениями интеллекта.

Коэффициент взаимности (KB) - индекс групповой сплоченности, выражает различный характер отношений, существующих в группе. KB равен 30% из чего следует, что данная группа относится ко 2-ому уровню взаимности (средний уровень). Все эти показатели свидетельствует о зарождении сплоченности группы. В группе существует несколько лидеров, и все взаимоотношения основаны именно на них, причем существуют достаточно тесные связи между членами группы всех статусных образований.

Индекс изолированности (ИИ) - менее 10 процентов, т.е. данную группу можно считать благополучной еще по тому, что статусную категорию «не принятые» не имеет ни один из испытуемых.

Преобладающими мотивами остаются 1,14 («Потому, что он веселый и с ним можно общаться, Потому, что мне нужен такой друг /подруга/»).

Всеми участниками опроса, и теми, которые не получили выборов, и теми, которые получили большее количество выборов предпочтение было отдано 1,2, 8 мотивам. Практически не была замечена какая - либо дифференциация выбора мотивов в зависимости от половой принадлежности опрошенных, т.е. мотивы мальчиков и девочек практически ничем не отличаются. В результате можно сделать следующие выводы - в основе мотива выбора в основном находятся дружеские отношения, а также проявляется интерес к совместной деятельности с этим ребенком.

При исследовании половой дифференциации межличностных отношений школьников данной группы заметили тенденции достаточно благоприятного положения, как в группе девочек, так и в группе мальчиков.

Среди мальчиков наблюдается довольно тесные взаимосвязи, 2 и 3 статусных группы в 1 классе - это 1 и 2; 5 и 1; 6 и 4 члены группы. Отметим также, что при первичном проведении социометрии члены группы 1 и 2, 5 и 1 уже существовали. В «группе» девочек, было обнаружено возникновение 2-х «группировок», которые отсутствовали при первом социометрическом исследовании. Одна из них представлена членами 6 и 4, другая – 9 и 10, причем обе группировки можно считать «тесными».

Таким образом, в исследуемой группе большинство детей имеет более или менее благоприятный статус. Высокий уровень благополучия взаимоотношений означает благополучие большинства детей группы в системе межличностных отношений, их удовлетворенность в общении, признании сверстниками. Коэффициент удовлетворенности своими взаимоотношениями довольно высокий. Индекс изолированности 9%, данную группу можно считать благополучной. В основе мотива выбора у девочек или мальчиков детей своего пола находятся дружеские отношения, а также проявляется интерес к совместной деятельности с выбираемым ребенком. В данной группе положение, как девочек, так и мальчиков благоприятно в равной степени. Выявлен такой характер связи как взаимная симпатия. Мотивация выборов в большинстве случаев определяется желанием детей общаться, иметь общее дело, другие причины выступают как второстепенные.

Необходимо изучить систему личных отношений детей в группе, для того чтобы целенаправленно формировать эти отношения, чтобы создать для каждого ребенка в группе благоприятный эмоциональный климат, а также для большей продуктивности целенаправленной воспитательной деятельности учителя.

В дальнейшей работе психолог и педагог не должны оставлять без внимания непопулярных детей. Необходимо выявить и развить у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений.


2.4 Методические рекомендации по оптимизации песочной игротерапии как средства коррекции межличностных отношений младших школьников с нарушениями интеллекта


Продуманность и целенаправленность воспитательного применения песочной игротерапии - необходимое условие работы с любой из категорий детей с ограниченными возможностями. В более зрелом возрасте многим удается так или иначе компенсировать и самостоятельно учитывать в игровом поведении естественные ограничения своих возможностей, но в детском возрасте вся ответственность за последствия непродуманного педагогического руководства игровым поведением детей-инвалидов лежит на взрослых воспитателях.

Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности - её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое в нем. Именно активность личности, её деяния являются важнейшим звеном в системе межличностных отношений. Вступая в межличностные отношения самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях - в детском саду, в классе, в дружеском кругу, в различного рода формальных и неформальных объединениях, - индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.

На данный момент существует множество нетрадиционных методик, позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогом. Это: фитотерапия, литеротерапия, музыкотерапия, арттерапия, сказкотерапия и др. Но эффективность нововведений зависит от знания методики, систематичности и рациональности ее использования.

Песочная терапия это необычная техника, благодаря которой ребенок, или группа детей строят собственный мир в миниатюре из песка и небольших фигурок. Они с удовольствием используют миниатюрные фигуры людей, животных, деревьев, зданий, автомобилей, мостов. В процессе игры дети могут смешивать песок с водой, формировать холмы, горы, создавать влажные ландшафты. При этом малыши выражают на песке то, что спонтанно возникает в их сознании. Игра с песком предоставляет детям возможность избавиться от психологических травм с помощью экстериоризации фантазий и формирования ощущения связи контроля над своими внутренними побуждениями. Установление связи с бессознательными побуждениями, особенно с архетипом самости, и их выражение в символической форме в значительной мере облегчает здоровое функционирование психики.

Большинство этих технологий находится только в стадии теоретической разработки и требуют скорейшей практической апробации, в то время как различные технологии обучения довольно успешно практикуются многими школами на всей территории Российской Федерации.

Ниже мы попытаемся систематизировать по принципам те идеи и наблюдения, которые позволяют песочную игротерапевтическую работу сделать более продуктивной:

1. Принцип взаимной человечности ;

2. Принцип постоянного поиска обходных (в обход физической инвалидности, но при строгом учете ее форм) вариантов решения проблем (Л. С. Выготский);

3. Принцип совместно-раздельной деятельности (А. И. Мещеряков) как основа человеческого взаимодействия в труде и игре;

4. Принцип поиска разумной, для каждого индивидуальной меры сочетания опеки и самостоятельности;

5. Принцип разновозрастного взаимообучения (детей, детей и взрослых);

6. Принцип соревновательности, где главное - соревнование с самим собой как первичная, исходная форма самоутверждения;

7. Принцип взаимного доброжелательного сравнения возможностей с целью их приумножения и развития.

Мы сознательно акцентируем внимание на немногих, но достаточных, как нам кажется, принципах, так как их понимание и практическое применение в коррекционной работе оказывается тем более существенным, еще и потому, что в России до сих пор не ведется специальной подготовки кадров для организации песочных игр. Поэтому даже педагогам и дефектологам приходится осваивать новые формы работы, обращаться, к тому, чему их специально не учили в вузе, но что совершенно необходимо в практической деятельности по организации песочных игр с детьми и подростками, имеющими ограничения физических и интеллектуальных возможностей. Многое приходится осваивать самим при непосредственной работе с детьми-инвалидами. Нужно быть всегда психологически готовыми к этому.

Полезно вести дневник наблюдений, фиксируя наиболее понравившиеся детям песочные игры, удачи и неудачи в своей работе, - это помогает выработать программу профессионального совершенствования специалистов.

Кроме общепедагогических знаний и умений, весьма полезны немногие практические советы, вынесенные нами из опыта непосредственной организации как индивидуальных, так и групповых песочных занятий постоянного и переменного состава с детьми-инвалидами. Советуем придерживаться трех, как нам кажется, главных моментов:

Развитие интереса к песочной игре и создание атмосферы взаимной заинтересованности в творческих достижениях каждого. Путь к развитию знаний, умений и навыков всегда начинается с интереса к игре и требует от руководителя способности и умения заинтересовать и увлечь детей, как конкретной игрой, так и игровой программой в целом. Именно отталкиваясь от интереса к игре и игровой задаче, можно обеспечить педагогически направленное движение к развитию активности, формирование мотивации преодоления физической и психической неполноценности с ориентацией на самовоспитание.

Постоянное создание «ситуации успеха». Радость и успех необходимы
детям-инвалидам гораздо в большей степени, чем другим нашим воспитанникам, поскольку достижения и продвижения даются несравнимо большими усилиями, и поддержать их может только чувство радости и удовлетворения. Подбор песочных игр и индивидуальные методические находки педагогов позволяют игре быть игрой, а не нудным и трудным занятием.

Важнейшая роль в организации песочной игротерапии отводится индивидуальному подходу к каждому играющему. Говоря строго научно, такая методика должна быть названа субъектно-ориентированной игровой деятельностью. Индивидуальный подход является общепедагогическим требованием, но в работе с детьми и подростками-инвалидами мы гораздо сильнее ощущаем необходимость учитывать совершенно неповторимую ситуацию личностного развития каждого. Дети-инвалиды остро чувствуют интерес к себе, к своим возможностям и достижениям, поэтому нужно находить такие педагогические средства, которые позволяют уделить внимание персонально каждому, осуществляя при этом глубоко личностный подход. Разнообразие песочных игр открывает путь к индивидуальному подходу, и это оказывается важным педагогическим условием эффективности песочной терапии.

Разработка специальных развивающих песочных игротерапевтических программ всегда должна осуществляться специалистами, имеющими соответствующую квалификацию и опыт практической работы, отвечающий форме и степени детской инвалидности. Проводятся такие программы под руководством опытных консультантов - дефектологов и психологов, направляющих и корректирующих песочные игротерапевтические программы.

В этих программах последовательно осуществляется диагностика и коррекция через систему песочных игровых упражнений и многих значимых индивидуальных и социально-психологических проблем личностного развития.

Заключение


Песочная терапия - наиболее естественная и эффективная форма работы с детьми, терапия в процессе игры. Этот психотерапевтический подход применяется для того, чтобы помочь детям проработать их психологические проблемы и эмоционально травмирующие переживания или преодолеть поведенческие проблемы и сложности развития.

В процессе песочной терапии ребенок начинает лучше понимать свои чувства, развивается способность к принятию собственных решений, повышается самооценка, коммуникативные навыки.

Занятия проходят в специально оборудованной игровой комнате: индивидуально и в группах. Для занятий песочной игротерапии необходимо иметь водонепроницаемый деревянный ящик, чистый, просеянный песок, «коллекция» миниатюрных фигурок, (человеческие персонажи ,здания, животные, растения, естественные предметы (ракушки, веточки, камни, кости), сказочные герои и т.д.

Игра детей происходит под наблюдением и ненавязчивом участии терапевта-психолога, который в процессе игры выявляет проблемы каждого ребенка и их причины и помогает ему справиться с ними.

Цель песочной терапии не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой.

В результате предшествующих исследований в отечественной психологической науке сложились определенные представления о характере и динамике развития межличностных отношений детей с нарушениями интеллекта в процессе школьного обучения. Принципиально важным положением, характеризующим подход отечественных психологов к данной проблеме, является положение, выдвинутое А.В. Петровским о деятельностном опосредствовании межличностных отношений, согласно которому понять закономерности развития межличностных отношений учащихся, а также механизмы интериоризации этих отношений, превращения их в свойства личности невозможно вне изучения совместной деятельности детей. Вместе с тем общепринятым является и тезис, согласно которому межличностные отношения подчиняются логике возрастного развития: в каждом возрасте они имеют определенную специфику.

Анализ выполненных исследований показывает, что число работ, посвященных изучению специфики межличностных отношений в младшем школьном возрасте, сравнительно невелико.

Отношения младших школьников характеризуются, прежде всего, узостью межличностных связей. Чаще всего это отношения между двумя детьми; группы либо вообще не возникают, либо появляются эпизодически. Взаимные предпочтения между мальчиками и девочками практически отсутствуют. В результате структура межличностных отношений оказывается весьма аморфной, состоящей из двух намечающихся подструктур — мальчиков и девочек. Лидерство здесь носит одиночный и расширенный характер, причем каждая из подструктур имеет своих лидеров.

Исследователи сходятся и в том, что у младших школьников преобладает эмоциональное отношение к товарищам. Основными мотивами межличностного выбора оказываются игровые, а также мотивы чисто внешнего плана. Мотивы деловых отношений носят главным образом формальный, а не содержательный характер. Отчетливо прослеживается и такая особенность межличностных отношений, как их недостаточная обобщенность и устойчивость.

У большинства детей данного возраста общение с товарищами по классу ограничивается школой и не занимает большого места в жизни. Лишь у немногих из