Закон о СРП
зарубежных моделей СРП позиции пришлось отказаться.Таким образом, СРП было привнесено в совершенно инородную политическую и экономическую ситуацию. Процессы, происходившие в России в первой половине 90-х гг., отличались «до наоборот» от политических и экономических процессов, породивших СРП за рубежом.
Главная проблема состоит в том, что российская модель СРП предусматривает участие государства в качестве одной из сторон соглашения.
В силу этого гражданско-правовой режим СРП в значительной мере зависит от того, насколько законодательно ограничен иммунитет государства и его собственности. Федеральный закон, призванный согласно ст. 127 Гк РФ решить эту проблему, не принят и, судя по всему будет принят не скоро.
Пока равенство сторон СРП недостижимо, а без этого соглашения не могут быть признаны гражданско-правовыми договорами. Поэтому в настоящее время гражданско-правовой режим СРП – это, скорее, социальный заказ, чем правовая реальность, подтвержденная неоспоримыми ссылками на законодательство и судебные решения. Наиболее просто эта проблема решается путем исключения государства из числа участников СРП. Место государства должен занять хозяйствующий субъект – юридическое лицо российского гражданского права.
Участие государства в качестве заказчика работ по СРП имеет массу негативных последствий. Одно из них связано с тем, что продукция, произведенная «инвестором», составляет собственность государства. В связи с этим вся продукция, произведенная во исполнение СРП, должна учитываться в качестве продукции, принадлежащей государству.
Согласно п. 3 ст. 19 Закона «О СРП» Правительство РФ представляет вместе с проектом федерального бюджета отчет об итогах работы по реализации СРП. Но этого явно мало. В связи с тем, что заказчиком работ выступает государство, продукция, произведенная «инвестором», должна учитываться в федеральном бюджете – не более и не менее.
Причем учету подлежит не только доходная, но и компенсационная продукция. В последнем случае в доходной части бюджета должна быть статья «Продукция, произведенная во исполнение СРП». А в расходной части бюджета должна быть отдельная статья «Компенсация издержек инвесторов согласно СРП». Естественно, что эта статья ежегодно будет подвергаться атакам со стороны депутатского корпуса, который не упустит случая сэкономить на обязательствах государства перед «инвесторами». Помимо этого, возникает масса проблем, связанных соотнесением продукции к неналоговым или налоговым доходам бюджета, с учетом продукции в денежном эквиваленте и пр.
Уйти от этого можно только в случае, если продукция, произведенная во исполнение СРП, будет принадлежать государственному предприятию на праве оперативного управления и хозяйственного ведения. Соответственно это предприятие, выполняющее функцию «заказчика» работ по СРП, будет учитывать продукцию, произведенную «инвестором», на своем балансе.
Российское гражданское законодательство понимает под «государством» Российскую Федерацию и субъекты Федерации. Причем последние являются самостоятельными участниками отношений, регулируемых гражданским законодательством.
Согласно ГК РФ Российская Федерация и ее субъекты не являются юридическими лицами, поэтому их участие в гражданских правоотношениях опосредовано участием уполномоченных на то органов государственной власти. В соответствии с этим положением ГК РФ ст. 3 Закона «О СРП» гласит о том, что одной из сторон соглашения является Российская Федерация в лице Правительства РФ и органа исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого расположен участок недр, предоставляемый в пользование на условиях раздела продукции.
Но Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ являются органами общей компетенции. В силу этого Правительство РФ может лишь чисто номинально представлять в сделках Российскую Федерацию. Фактически во взаимоотношениях с «подрядчиком» (имеется в виду то, что в Законе «О СРП» названо «инвестором») более или менее эффективно могут выступать только федеральные органы исполнительной власти специальной компетенции. Поэтому упоминание Правительства РФ в Законе «О СРП» не дает ровным счетом ничего для понимания того, кто же фактически выступает в СРП в качестве «заказчика» работ. Ясно, что государство в СРП предстает в виде совокупности федеральных органов исполнительной власти. Каких – Закон «О СРП» не называет. И круг участников СРП на самом деле определяется огромным числом подзаконных актов. Причем, например, во многих положениях о ныне действующих федеральных органах исполнительной власти можно отыскать позиции, позволяющие этим органам распространить свою юрисдикцию на СРП, превращая «подрядчика» в объект еще одного надзора и еще одного контроля.
В настоящее время практически все перспективные месторождения (участки недр) уже предоставлены в пользование, как правило, отечественным хозяйствующим субъектам.
Принятая в России модель СРП в качестве общего правила предусматривает прекращение действия ранее выданной лицензии, если участок недр (месторождение), предоставленный в пользование на основании этой лицензии, попал в перечень участков недр, предоставляемых в пользование на условиях раздела продукции. В качестве общего правила Закон «О СРП» предусматривает проведение конкурса, в котором прежний владелец лицензии может участвовать на общих основаниях.
Закон « О СРП» содержит ряд исключений, которые позволяют уйти от проведения конкурса или аукциона и гарантировать прежним владельцам лицензии возможность их участия в разработке месторождения уже на условиях раздела продукции.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТОВ НА ОСНОВЕ СРП
РАЗВИТИЕ РАБОТ НА ОСНОВЕ СРП
В настоящее время в России наиболее благоприятные условия для инвестиций в нефтедобычу обеспечивает механизм соглашений о разделе продукции. Основными районами концентрации проектов СРП, находящихся на различных стадиях подготовки, являются Западная Сибирь, Волго-Уральский регион, Республика Коми, Ненецкий АО и Сахалинская область. По 20 объектам СРП, включенным в ФЗ «Об участках недр, права пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции», капитальные вложения за весь срок СРП (25 лет) составят около 80 млрд. долл., при этом 55 млрд. долл. – на 11 «новых» проектах, которые могут разрабатываться только на условиях СРП. Прирост добычи нефти за счет реализации проектов СРП может составить к 2010 году 100 млн. т/год, обеспечив более четверти добычи нефти в стране, из которых 65 млн. т/год – на 11 «новых» проектах СРП.
В целях повышения эффективности применения механизма СРП необходимо внести поправки в Закон РФ «О СРП», обеспечивающие защиту национальных интересов России и устраняющих препятствия, нарушающие гарантии стабильности и повышающие риск осуществления таких проектов. Необходимо также завершить разработку и принятие эффективной нормативной базы по вопросам СРП, учитывая, что в стране одновременно действуют 2 параллельных равноправных инвестиционных режима недропользования: лицензионный и СРП, конкурирующие между собой за инвестора.
Масштабы освоения месторождений на основе Соглашений о разделе продукции должны в конечном счете определяться конкурентными преимуществами СРП по сравнению с лицензионным режимом недропользования. Однако основной зоной применения СРП , скорее всего, будут очень крупные (одно месторождение – один проект) и очень мелкие (несколько месторождений – один проект) месторождения. Середина ресурсного диапазона, вероятнее всего, останется зоной преимущественного применения лицензионной системы недропользования.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗРАБОТКИ ЭНЕРГОРЕСУРСОВ НА ОСНОВЕ СРП
Освоение
новых месторождений,
особенно тех,
которые предполагается
вести по соглашениям
о разделе продукции,
может принести
серьезные
финансовые
поступления
в российский
бюджет. Так,
реализация
только шести
нефтяных проектов
такого рода
(освоение Приобского,
Тимано-Печорского,
Южно-Хылчуйского,
Западно-Салымского
месторождений,
а также осуществление
проектов "Сахалин-1"
и "Сахалин-2")
позволит государству
получить сотни
миллиардов
долларов, а
заодно обеспечить
серьезные
сдвиги в
социально-экономической
ситуации в
стране (создать
новые рабочие
места, обеспечить
заказами предприятия
смежных отраслей
и т.д.).
№ |
Участок недр |
Регион |
Предполагаемый объем инвестиций, долларов |
1 |
Группа месторождений "Сахалин-1" |
Сахалинская область | 15 млрд |
2 | Группа месторождений "Сахалин-2" | Сахалинская область | 10 млрд |
3 | Группа месторождений "Сахалин-3" (начальная стадия) | Сахалинская область | 1,3 млрд |
4 | Самотлорское нефтегазоконденсатное месторождение | Ханты-Мансийский АО | 6 млрд |
5 | Красноленинское нефтяное месторождение | Ханты-Мансийский АО | 3,36 млрд |
6 | Куранахское золоторудное месторождение | Саха-Якутия | 0,75 млрд |
7 | Ромашкинское нефтяное месторождение | Республика Татарстан | 5 млрд (без учета разведки) |
8 | Приразломное нефтяное месторождение | Баренцево море | 3,6 млрд |
9 | Яковлевское железорудное месторождение | Белгородская область | 0,2 млрд |
И Т О Г О |
45,2 млрд |
||
И с т о ч н и к: Коммерсантъ-Daily, 19.12.1998. |
В результате реализации двух упомянутых сахалинских проектов бюджет только Сахалинской области сможет получить более 75 млрд долларов. Если учесть, что самые большие ожидания связываются с реализацией проекта "Сахалин-3", который находится в стадии подготовки, огромный масштаб работы станет очевидным. В периоды наиболее активной деятельности по всем проектам будет создано около 550 000 новых рабочих мест.
Может быть, кто-то посчитает, что сегодня, когда цена нефти на мировых рынках "гуляет" в районе 10 долларов за баррель и доходы нефтяных компаний стремительно падают, рассуждать о прибылях и сверхприбылях, мягко говоря, опрометчиво. Но следует помнить, что средний срок реализации проектов составляет 50-60 лет. За это время в азиатских странах, оправившихся от кризиса, вполне вероятен новый экономический подъем, который повлечет за собой рост потребления энергоносителей и цен на них.
Замечено, что при реализации проектов на условиях раздела продукции, уровень инвестиций в них является самым высоким среди всех коммерческих проектов с участием иностранного капитала. На сегодня наиболее крупными инвестиционными проектами среди реально действующих на основе СРП являются "Сахалин-1" и "Сахалин-2", потенциал добычи которых составляет около 28 млн т нефти и 30 млрд м3 газа в год.
ПРОЕКТЫ ОСВОЕНИЯ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ШЕЛЬФА О-ВА САХАЛИН
Добыча нефти и газа на Сахалине началась более 70 лет назад. Сегодня запасы большей части месторождений суши острова исчерпаны. Но в течение последних 20 лет к северо-востоку от острова было открыто несколько крупных залежей углеводородов, в том числе - в 1977 году месторождение Одопту, в 1979 году - Чайво, в 1984 году - Лунское, в 1986 году - Пильтун-Астохское, в 1989 году - Аркутун-Дагинское. Суммарные запасы Сахалинского шельфа, по предварительным подсчетам, оцениваются в 4 млрд. тонн нефти.
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Регион притягивал к себе внимание с самого начала XX века. Первую нефть пробуренная здесь скважина дала 88 лет назад. В середине 20-х годов в район Сахалина было направлено несколько геологических экспедиций, которые сделали положительное заключение относительно перспектив продолжения работ в регионе.
В 1927 г. в рабочем поселке Оха был основан первый крупный нефтепромысел. Позднее здесь создали трест "Сахалиннефть" для проведения разведки и освоения нефтяных месторождений на острове. В 1942 г. был построен и введен в эксплуатацию нефтепровод Оха - Комсомольск-на-Амуре для транспортировки нефти на материк. Более чем 700-километровая нитка трубопровода, проложенная в том числе и по дну пролива Невельского, ныне соединяет промысел с нефтеперерабатывающим заводом.
В настоящее время стратегическая значимость сахалинского узла резко возросла в связи с тем, что другие месторождения, которые в потенциале могли бы снабжать энергией Дальний Восток (например, в Баренцевом море), практически истощены и не могут удовлетворить растущие потребности Дальневосточного побережья России и обеспечить в необходимом объеме экспорт в сопредельные страны (Япония, Китай и др.).
Выход на азиатские рынки является стратегической задачей для российских производителей. Как показала практика, иностранные компании, работающие на Сахалине и обладающие несравнимо большими ресурсами (финансовыми, корпоративными, и т.д.), также рассматривают азиатские рынки как одно из принципиально важных направлений в стратегии своего развития. Этим объясняется и крайне активная (если не агрессивная) позиция руководства ряда компаний, работающих в регионе, по отношению к своим реальным и потенциальным конкурентам.
Несмотря на то, что в настоящий момент азиатские рынки переживают далеко не лучшие времена, поиск выхода на них со стороны ведущих энергетических компаний мира можно рассматривать как ставку на оптимальный вариант развития одного из самых емких (и, что самое главное), потенциально платежеспособных энергетических рынков мира. В этом плане Сахалин может реально стать одной из "точек опоры", претендуя на роль не только и не столько транзитного центра, сколько источника серьезного объема энергоресурсов. В ситуации, когда конъюнктура современного нефтяного рынка остается крайне переменчивой, наличие "удобного" в транспортном отношении региона может оказаться определяющим фактором при построении стратегии дальнейшего развития для ряда самых крупных корпораций. Относительная сложность добычи нефти, большая часть которой залегает на шельфе Охотского моря, не остановит реальных и потенциальных участников: удобное геополитическое положение региона компенсирует практически все затраты, связанные с добычей.
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПАРТНЕРЫ
Характерной чертой разработки Сахалинского узла является активное участие в ней японских компаний, крайне заинтересованных в развитии сотрудничества с областью. Несмотря на то, что губернатор области Игорь Фархутдинов занимает очень жесткую позицию по вопросу о северных территориях, отношения между регионом и Японией остаются по-прежнему достаточно теплыми. Желание Токио сохранить хотя бы нынешний уровень отношений с регионом связано, прежде всего, с возможностями крайне выгодного экспорта сахалинских газа и нефти в Японию. Так, например, предполагается построить к 2005 г. подводный газопровод протяженностью 1100 км, который свяжет южный мыс Сахалина с японским городом Ниигата. Japan Petroleum Corp., Itochu Corp., Marubeni Corp., а также американская Exxon - партнеры по СП - провели переговоры с Tokyo Electric Power Corp. и Tokyo Gas Corp., которые являются главными предполагаемыми покупателями сахалинского газа. От результатов этих переговоров во многом зависит ход финансирования проекта, поскольку именно эти компании выступают в роли либо его основных инвесторов, либо поручителей по банковским займам. Во сколько обойдется этот проект, пока не ясно, однако очевидно, что речь идет о сумме порядка нескольких миллиардов долларов.
Что касается интересов японской стороны, то они вполне прозрачны: газопровод позволит Японии диверсифицировать импорт энергоносителей, а также значительно сократить связанные с этим затраты, так как в настоящее время топливо для электростанций, в том числе и газ, завозится в страну танкерами. Предполагается, что в период пиковой добычи по проекту "Сахалин-1" поставки газа в Японию составят примерно 10% годовых потребностей страны в этом виде топлива. Осуществление данного проекта в значительной степени повлияет на стратегию развития японской энергетики, которая будет ориентироваться на замещение нефти природным газом, что, в свою очередь, увеличит ее эффективность.
Для России же строительство трубопровода означает открытие одного из самых привлекательных в мире рынков энергоносителей, потенциал которого оценивается в десятки миллиардов долларов. Скорее всего, по этому трубопроводу пойдет газ и с других сахалинских месторождений, которые в настоящее время находятся в разной стадии освоения. В пользу этого говорит готовность ряда иностранных компаний наладить взаимовыгодное сотрудничество друг с другом: в этом заинтересованы все без исключения участники строительства и газодобытчики.
Для американских компаний Сахалин также оказался крайне привлекательным регионом. В первую очередь это связано, как уже отмечалось выше, с выгоднейшим геополитическим положением региона, предоставляющим массу преимуществ при ориентации на азиатские рынки, прежде всего Японии и Китая. Так, американская Exxon выбрала именно Сахалин для активного внедрения на российский нефтерынок. Компания участвует сразу в нескольких проектах, являясь, в частности, генеральным оператором "Сахалина-1" и получив права на освоение двух блоков в проекте "Сахалин-3". Активно работают по сахалинским проектам и другие американские компании (главным образом, Marathon, Mobil и Texaco). При этом они не только претендуют на ведущую роль в регионе, но и, очевидно, намерены вытеснить более слабых партнеров.
Так, например, вполне возможно, что, если иностранные компании не согласятся на отсрочку выплаты долгов "Роснефти" в счет погашения затрат на проект "Сахалин-1", ей придется продать 49- процентную долю своего участия в этом проекте (что составляет около 17% от всего проекта). Необходимо, однако, отметить, что "Роснефть" даже в этом случае не собирается вообще покидать проект - еще 23-процентная доля принадлежит ее дочерней компании "Сахалинморнефтегаз" (СМНГ). Среди потенциальных покупателей пакета называются именно крупнейшие американские компании, которые стремятся закрепиться в регионе любыми путями, и, кроме того, обладающие реальными возможностями для такого шага. Это предположение подтверждается также и тем, что наибольшую задолженность "Роснефть" имеет перед американской Exxon и японской Sodeco. Если условия договора не будут выполнены, доля "Роснефти" вполне может уйти за долги.
Еще один пример активного иностранного участия в проектах по разработке сахалинских месторождений - международный консорциум Sakhalin Energy Investment ("Сахалинская энергия"), созданный для реализации проекта "Сахалин-2" в 1994 г. Основными его акционерами являются нефтяные компании Marathon (США) - 37,5%, Royal Dutch/Shell (Нидерланды/Великобритания) - 25%, Mitsui (Япония) - 25% и Mitsubishi (Япония) - 12,5%. Надо сказать, что позиция "Сахалинской энергии" на настоящий момент расценивается как одна из наиболее стабильных: это компания, имеющая самый большой экспортный потенциал на Сахалине (прежде всего, при ориентации на японский рынок).
Проект "Сахалин-2" предусматривает разработку Пильтун-Астохского нефтяного и Лунского газового месторождений, расположенных примерно в 15 км от побережья Охотского моря. Общие балансовые запасы нефти составляют около 433 млн т, газа - 521 млрд м3. О масштабах проекта красноречиво говорят несколько цифр: затраты на освоение месторождений составят не менее 10 млрд долларов, а газа из недр одного только Лунского месторождения хватит на то, чтобы обеспечивать энергетические потребности шести городов - "миллионников" в течение 20 лет. Собственно раздел продукции будет осуществляться в разных пропорциях - в зависимости от достижения определенной рентабельности производства. Соглашение предусматривает также 70-процентное участие в работах российских подрядчиков - а значит, столь необходимые нашим предприятиям деньги и рабочие места. Из почти 1 млрд долларов, уже вложенных "Сахалинской энергией" в проект, российские подрядчики получили около 400 млн.
Сегодня практически завершен первый этап освоения Пильтун-Астохского месторождения. Закуплена в Канаде и перевезена на островной шельф платформа "Моликпак", которая может выполнять как буровые, так и добычные работы. Нефть, добываемая "Моликпаком" в течение шести "незамерзающих" месяцев в году, по двухкилометровому трубопроводу будет подаваться для заполнения нефтеналивных танкеров, швартующихся к специальному плавучему бую. Мощность комплекса "Витязь" - около 12 тыс. т нефти в день.
Неразбериха, существовавшая до недавнего времени в законодательстве о СРП, значительно затрудняет работы по проекту, вынуждая инвесторов занимать выжидательную позицию. Именно с этим было связано значительное снижения утвержденного компанией плана инвестиций на 1999 г., который составил около 300 млн долларов. Представитель администрации Сахалинской области Галина Павлова, являющаяся членом наблюдательного совета проекта, сказала, что эта цифра "значительно меньше ранее планировавшейся".
Что касается российских участников, то даже паритетное участие компаний в разработке сахалинских нефтегазовых месторождений представляет для них достаточно большую проблему. Так, например, срыв участия "Роснефти" в проекте "Сахалин-1" может привести не только к общему ослаблению позиций в регионе, но и к вполне конкретным финансовым потерям, например, значительных доходов от эксплуатации газопровода из России в Японию. Единственный российский участник сахалинских проектов, даже несмотря на активную позицию своих дочерних компаний (в частности, "Сахалинморнефтегаза"), практически не имеет возможностей претендовать на роль ведущего игрока на этом поле. Отчасти это связано с падением курса рубля, что привело к значительной реструктуризации затрат "Роснефти". Кроме того, события последних месяцев (в частности, скандальная история с продажей за долги контрольного пакета акций "Пурнефтегаза" - основного нефтедобывающего предприятия в составе "Роснефти") привели к резкому ослаблению позиций компании.
Участие в сахалинских проектах других российских компаний, которые реально владеют ресурсами, сегодня практически исключено. Это связано с тем, что государство, контролирующее разработку нефтегазовых месторождений на Сахалине, занимает крайне жесткую позицию по этому вопросу. Шаткие позиции "Роснефти" в регионе говорят не только о стремлении Минтопэнерго во что бы то ни стало удержать контроль над Сахалином, но и о неспособности реально обеспечить его. В результате Россия утрачивает свои позиции. Надежда на возможную альтернативу, заключающуюся в предоставлении права на разработку российской доли проектов другим отечественным компаниям, с каждым днем становится все более призрачной. В этом, судя по всему, заключается серьезный стратегический просчет правительства.
Однако, несмотря на все проблемы, связанные с несовершенством российского законодательства и финансовым кризисом, график поступления иностранных инвестиций по проектам "Сахалин-1" и "Сахалин-2" не был нарушен. Правда, Sakhalin Energy Investment - генеральный оператор "Сахалина-2" - в конце 1998 г. заявил о моратории на привлечение новых инвестиций, связывая это с отсутствием пакета законов о СРП. Однако после того как стало известно, что Государственная Дума одобрила пакет поправок в законы, связанные с СРП, последовало заявление руководства Sakhalin Energy Investment о начале крупномасштабных работ по проекту "Сахалин-2".
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗРАБОТКИ САХАЛИНСКОГО УЗЛА
Возможный сценарий развития сахалинского нефтегазового региона, предполагающий оптимальную конъюнктуру добычи углеводородных ресурсов, связан, прежде всего, с несколькими факторами:
повышением мировых цен на нефть и, соответственно, ростом рентабельности добычи "сложной" шельфовой нефти;
более активным участием российских компаний в реализации проектов;
началом работ по перспективным проектам "Сахалин-2, 3, 4, 5, 6" в запланированные сроки;
созданием благоприятного инвестиционного климата в регионе, способствующего реализации намеченного графика финансирования проектов иностранными инвесторами;
развитием перспективных рынков сбыта нефти, газа и нефтегазопродуктов Сахалина (прежде всего Японии и Китая).
Возможность позитивного развития событий в сахалинском регионе, на первый взгляд, достаточно низка. Несмотря на то, что ряд пунктов уже реализован на практике, основные макроэкономические условия успешного развития крупнейших инвестиционных проектов мирового класса, Сахалинского нефтегазового региона, остаются весьма неблагоприятными. Факторы, которые объективно мешают эффективной реализации намеченных планов, связаны как с мировыми, глобальными проблемами (например, продолжающееся падение цен на нефть), так и с внутренними (финансовый кризис, задержка выплат по проектам со стороны российских партнеров и т.д.). Тем не менее, существует несколько реальных факторов, которые все же говорят в пользу реализации оптимистического сценария, в частности:
успешное проведение тендера "Сахалин-3", победителями которого в 1993 г. были признаны американские компании Mobil Ventures Inc. и Texaco Explorations Sakhalin Inc., выступающие в качестве единого участника (Киринский блок), и компания Exxon (Айяшский и Восточно-Одоптинский блоки);
начало широкомасштабных работ по проекту "Сахалин-2";
строительство крупного газопровода, соединяющего Южный Сахалин и Японию;
подтверждение высокого интереса иностранных корпораций (прежде всего американских и японских) к инвестированию в сахалинские проекты;
результаты международных конференций, состоявшихся в ноябре 1998 г. в Лондоне и Пекине, которые подтвердили стабильно высокий интерес ряда стран (прежде всего Японии и Китая) в импорте нефти, газа и нефтегазопродуктов;
внесение правительством РФ в Госдуму законопроекта "Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции" (Киринский перспективный блок проекта "Сахалин-3");
решение компании Exxon о строительстве газопровода в Китай. Предполагается, что экспортироваться будет газ, добытый компанией в ходе реализации проекта "Сахалин-1", а также газ, который будет добыт компанией Mobil в Киринском блоке. Такая перспектива связана с тем, что обе компании сейчас находятся на стадии слияния в единую корпорацию.
Впрочем, можно встретить совершенно различные оценки перспективности сахалинских нефтегазовых месторождений. Они варьируются от "блестящих" до "удручающих". Как правило, наиболее серьезные перспективы развития сырьевой базы региона связывают с добычей не нефти, а газа. Как показывает экспертиза, потенциальных запасов газовых месторождений хватит на обеспечение нужд области и сопредельных регионов на 150-200 лет. Что касается нефти, то разработка шельфовых месторождений вполне может показаться иностранным участникам низкорентабельной или даже нерентабельной. Исключение составляют крупнейшие месторождения, объединенные в проекты "Сахалин-1" и "Сахалин-2". В этой ситуации важными факторами представляются уровень разработки этих месторождений и сроки реализации проектов. Если говорить о ближней перспективе (30-40 лет), то ситуация кажется вполне предсказуемой и благоприятной как для российских, так и для иностранных участников проектов.
Новые перспективы развития Сахалинского нефтегазового узла связаны, главным образом, с реализацией проекта "Сахалин-3". Учитывая то, что основные запасы нефти на самом острове практически исчерпаны (освоено около 60%, что находится уже за порогом рентабельности разведочного бурения), основной акцент сделан на разработку шельфов. Несмотря на значительную удаленность от берега (50 км) и относительно большую (в сравнении с первыми двумя проектами) глубину шельфа (100-140 м), перспективы разработки Лунского и Киринского нефтегазовых месторождений, расположенных в пределах Киринского блока, не вызывают сомнений. Потенциальные ресурсы углеводородного сырья Киринского блока, по прогнозу компаний Mobil и Texaco, составляют 687 млн т нефти и конденсата и 873 млрд м3 природного газа. Предполагается, что суммарные затраты на реализацию проекта составят более 30 млрд долларов. По расчетам Министерства природных ресурсов, реализация проекта возможна только на условиях СРП, при которых Россия получит 62% прибыли.
Кроме того, включение Киринского блока в перечень участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции, и последующее заключение соглашения по этому блоку, по мнению правительства, является основанием для участия в равных долях с компаниями Mobil и Texaco и российских партнеров - ОАО "Роснефть" и ее дочерней структуры ОАО "Роснефть-СМНГ" (по 16,5%) - в освоении данного блока. В январе 1999 г. стало известно, что такого рода соглашение уже достигнуто между компанией Exxon Neftegas, являющейся аффилированной компанией Exxon, и акционерными обществами "Роснефть" и "Роснефть-СМНГ". Оно касается разработки Восточно-Одоптинского и Айяшского участков сахалинского шельфа, права на которые принадлежат Exxon. Единственное, что смущает Exxon, как, впрочем и других инвесторов, - это окончательное принятие пакета документов по разделу продукции.
Долгосрочные же перспективы, связанные с "Сахалином-4" и более поздними проектами, выглядят не так обещающе. Срыв этих планов может быть спровоцирован отсутствием или негативными значениями одного из тех факторов, которые упоминались в связи с оптимистическим вариантом. По оценкам специалистов, задержка с началом реализации проектов на основе соглашения о разделе продукции может привести к резкому падению прибылей всех участников - как иностранных, так и российских. Так, например, пятилетняя задержка приведет к 18-миллиардным (в долларах) потерям прямых поступлений в бюджет.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СРП позволяет индивидуально разбираться с каждым отдельным случаем, определить, сколько при современных технологиях можно добыть из того или иного месторождения, какую можно получить выручку, сколько, в конце концов, останется прибыли и какую ее часть можно "отрезать" в бюджет, чтобы и инвестору было не накладно вкладывать свои деньги в такой проект. Иначе он просто положит деньги в банк и будет себе "стричь" проценты, ни о чем не заботясь, а на разработку недр денег не даст.
От добычи на тех месторождениях, которые правительство в 1997 г. оставило в урезанном по требованию Думы перечне, Россия, по оценкам Минтопэнерго, при действующей налоговой системе могла бы получить за ближайшие 20 лет 16,3 млрд долларов (по планам, которые имеют привычку не выполняться), а при СРП - 54,6. (Понятно, что эти оценки были выполнены, исходя из цен мирового нефтяного рынка, которые были в тот период.) Нет законодательства о СРП - и нет "лишних" 38,3 млрд долларов в государственный бюджет. Интересно, каков был бы приговор суда, если бы какой-нибудь злоумышленник украл из государственной казны такую сумму? А ведь если бы перечень не был "укорочен" - сумма была бы еще большей. Казалось бы, инвестора нужно встречать, как национального героя. Не тут-то было.
В одном из своих интервью Ю.Болдырев заявлял: "Нам удалось на пути массового перевода недр на режим СРП поставить эффективные фильтры парламентских процедур" (Правда. 6.02.97). И он прав. Эти процедуры оказались настолько "эффективны", что с тех пор в России не было подписано ни одного (!) контракта на условиях "О СРП" (три действующих соглашения были