Выявление роли сказки в формировании личностных черт
ситуации морального выбора является обязательное полярное эмоциональное отношение к этическим эталонам.По мнению ряда исследователей, наиболее ярко противопоставление добра и зла, персонифицированных в образах сказочных персонажей - героя и антагониста, представлено в народных волшебных сказках.
В ходе проведения диагностического исследования особенностей восприятия детьми дошкольного возраста сказок была поставлена цель - исследовать характер зависимости эмоционального восприятия детей старшего дошкольного возраста к персонажам волшебной сказки от ее композиции, в частности, от развязки и реакций героя на действия испытателей.
Проводя данное исследование в Д/с № 5, я как педагог, опиралась на выделенную В.Я. Проппом структуру волшебной сказки, включающую семь действующих лиц, выполняющих основные сказочные функции: антагонист, даритель, помощник, царевна, отправитель, герой, ложный герой6.
Гипотеза исследования заключалась в том, что соответствие эмоционального восприятия детей старшего дошкольного возраста объективному характеру нравственной поляризации персонажей народной волшебной сказки зависит от ее композиции (в частности, от характера развязки, включающей в себя ликвидацию начальной беды, возвращение героя, преследование его антагонистом и спасение героя от преследования антагонистом, а также реакций героя на действия испытателей).
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1) изучить характер поляризации эмоционального восприятия к персонажам сказки у детей старшего дошкольного возраста после прослушивания ими традиционной и искаженной версий народной волшебной сказки;
2) выявить возрастные и тендерные особенности изменения эмоционального отношения старших дошкольников к действующим лицам искаженной версии народной волшебной сказки.
Организация исследования
Для решения поставленных задач в качестве экспериментального материала использовалась народная волшебная сказка «Гуси-лебеди».
Мы, педагоги, Д/С № 5 подготовили два варианта этой сказки: традиционный - для проведения в контрольной группе и экспериментальный (с изменением композиции) - для проведения в экспериментальной группе.
В исследовании приняли участие 64 ребенка старшего дошкольного возраста (в контрольную группу вошло 30 человек (11 мальчиков и 19 девочек; из них 5 мальчиков и 8 девочек в возрасте 5 лет и 6 мальчиков и 11 девочек в возрасте 6 лет); в экспериментальную группу - 34 человека (14 мальчиков и 20 девочек; из них 7 мальчиков и 10 девочек в возрасте 5 лет и 6 мальчиков и 11 девочек в возрасте 6 лет)).
При создании экспериментального варианта начало сказки оставалось неизменным, модификации касались ее развязки, а именно: при повторной серии испытаний героя (Сестрицы Аленушки) Печкой, Молочной Речкой, Кисельными Берегами и Яблонькой он во всех случаях реагирует отрицательно, не выполняя просьбы, в форме которых были испытания («съесть ржаного пирожка, киселька, лесного яблочка»), что влечет за собой неспасение от погони, означающее победу антагониста, олицетворяющего зло, и поражение Сестрицы Аленушки, воплощающей добро.
Процедура эксперимента включала в себя три этапа.
На первом этапе изучалось эмоциональное восприятие детей старшего дошкольного возраста к персонажам народной волшебной сказки до непосредственного предъявления одного из подготовленных вариантов. Для этого использовался Цветовой тест отношений (ЦТО), разработанный A.M. Эткиндом7.
В задании № 1 ребенку предлагалось восемь цветовых стимулов (карточек), которые он должен был соотнести с характером следующих персонажей: Братец Иванушка, Баба-Яга, Сестрица Аленушка, Еж, Молочная Речка, Кисельные Берега, Печка, Яблонь-ка. При этом подчеркивалось, что необходимо будет подбирать цвет, подходящий именно к характеру сказочного героя, а не к его одежде или внешнему виду.
Задание № 2 заключалось в ранжировании цветных карточек, начиная с самого «красивого, приятного для глаза» и кончая «самым некрасивым, неприятным». Работа проводилась как в экспериментальной, так и в контрольной группах.
Второй этап исследования включал предъявление испытуемым экспериментальной группы варианта сказки с искаженной композицией, а участником контрольной группы - с неизменной композицией.
На третьем этапе исследования осуществлялось повторное применение ЦТО для исследования изменения эмоционального отношения детей к персонажам. При этом специально подчеркивалось, что необходимо подобрать цвета, подходящие для характеров персонажей именно только что прослушанной сказки, а не вообще для Братца Иванушки, Сестрицы Аленушки и других.
При обработке результатов знак и интенсивность эмоционального восприятия дошкольников к тому или иному персонажу определялись местом (рангом) соотносимого с ним цвета в шкале цветовых предпочтений ребенка.
Для статистической обработки результатов эксперимента были использованы следующие методы математической статистики: коэффициент ранговой корреляции Спирмена (для определения тесноты и направления корреляционной связи между двумя групповыми иерархиями, между двумя признаками, измеренными в одной и той же группе); G-критерий знаков (для оценки достоверности сдвига признака от первого замера ко второму)8.
Обсуждение результатов
Картину поляризации эмоционального восприятия дошкольников к персонажам сказки в контрольной и экспериментальной группах до экспериментальной ситуации можно представить в виде усредненных и упорядоченных по возрастанию ранговых мест персонажей в шкале, где первый ранг соответствует максимально положительному эмоциональному восприятию, а восьмой - максимально отрицательному.
Из Приложения 1 видно, что в целом старшие дошкольники как контрольной, так и экспериментальной групп имеют сходные тенденции в эмоциональном восприятии к образам сказочных персонажей. При этом наиболее эмоционально принимаемыми являются образы персонажей Сестрица Аленушка, Братец Иванушка. Они часто встречаются в народных волшебных сказках в положительных ролях героев или искомых персонажей и, следовательно, хорошо знакомы дошкольникам и имеют по отношению к себе достаточно определенное и устойчивое положительное эмоциональное отношение.
Последнее место отводится образу Бабы-Яги, предстающей в сказках, как правило, в роли антагониста / вредителя.
К неантропоморфным образам персонажей Еж, Молочная Речка, Кисельные Берега, Печка и Яблонька старшие дошкольники не демонстрируют столь выраженного положительного или отрицательного эмоционального отношения.
Эмоциональное отношение к персонажам сказки в контрольной и экспериментальной группах до и после предъявления в них традиционного и измененного ее вариантов представлено в Приложении 2 и 3.
Как видно из Приложения 2, в целом эмоциональное восприятие к образам сказочных персонажей у дошкольников контрольной группы, прослушавших сказку «Гуси-лебеди» с традиционной композицией, не изменилось. Степень соответствия рангов в рейтингах сказочных персонажей высока.
Приложение 3 показывает, что эмоциональное восприятие к образам сказочных персонажей у детей, прослушавших версию сказки с искаженной композиционной структурой, значительно изменяется.
Образ Сестрицы Аленушки с первого места (ранг 2,58) был перенесен на предпоследнее шестое место (4,36);
образ Братца Иванушки со второго места (3,16) переместился на первое (2,36);
второе место (3,05), передвигаясь с пятого (4,18), занял образ сказочного Ежа;
на третье место (3,38), вместо исходного четвертого (3,88), был поставлен образ Молочной Речки, Кисельных Берегов;
четвертое и пятое, вместо бывших шестого и третьего мест, заняли остальные испытатели Печка (3,96 против 4,55) и Яблонька (4,09 против 3,76) соответственно. Значения коэффициента ранговой корреляции Спирмена в данном случае не достигают уровня статистической значимости (р<0,05), что указывает на достоверность изменения эмоционального восприятия детей к персонажам сказки.
При рассмотрении экспериментальной группы с целью возможного выявления в ней возрастных различий в характере изменения эмоционального восприятия к действующим лицам сказки обнаружились интересные закономерности (табл. 1).
У дошкольников пяти лет изменение эмоционального восприятия к образам Сестрицы Аленушки в роли героя и Бабы-Яги в роли антагониста/вредителя не имеет однозначной тенденции. Доля детей, все-таки пересмотревших свое отношение к данным образам в пользу их большего эмоционального отвержения, несущественно превышает долю детей, эмоциональное отношение которых к этим персонажам даже несколько улучшилось.
Таблица 1 Сдвиг эмоционального отношения детей к персонажам сказки после прослушивания версии с искаженным композиционным строем (число испытуемых в %)
Действующее лицо сказки | Возрастная группа | Сдвиг эмоционального отношения к действующему лицу сказки | ||
в сторону ухудшения | «нулевой» | в сторону улучшения | ||
Герой (Сестрица Аленушка) |
5 лет 6 лет |
57,9 72,7 |
15,8 10,9 |
26,3 16,4 |
Помощник (Еж) |
5 лет 6 лет |
31,6 16,4 |
21,1 18,2 |
47,4 65,5 |
Искомый персонаж (Братец Иванушка) |
5 лет 6 лет |
26,3 21,8 |
26,3 27,3 |
47,4 50,9 |
Антагонист (Баба-Яга) |
5 лет 6 лет |
31,6 34,5 |
47,4 50,9 |
21,1 14,5 |
Также не достигают уровня статистической достоверности сдвиги в сторону улучшения эмоционального восприятия к образам Братца Иванушки в роли искомого персонажа и помощника - Ежа.
Дошкольники шести лет демонстрируют значительное изменение эмоционального восприятия в сторону его ухудшения к образам Сестрицы Аленушки в роли героя и Бабы-Яги в роли антагониста, а также в сторону улучшения к образам Братца Иванушки и Ежа, исполняющих круг действий искомого персонажа и помощника.
Данный факт может объясняться следующим.
У детей пяти лет в оценке сказочных персонажей преобладает ориентация на их внешний вид. При этом нравственные характеристики, выражающиеся через круг действий персонажа, находятся на втором плане. Ведущую же роль в оценке действующих лиц сказки они начинают играть только с шестилетнего возраста, когда дети научаются дифференцировать понятия «хороший» и «красивый», и те уже не становятся полностью совпадающими, как это было у младших детей. Вероятно, образ Сестрицы Аленушки как раз и является для дошкольников внешне привлекательным. Красивая Сестрица Аленушка не может быть плохой для младших детей.
Известно также, что адекватное эмоциональное восприятие дошкольников к нравственным нормам формируется только в конце старшего дошкольного возраста.
Можно предположить, что дети пяти лет, идентифицируясь с образом какого-либо персонажа, в силу большего, чем у шестилетних детей, эгоцентризма не могут отстраниться от него, занять независимую позицию стороннего наблюдателя, позволяющую адекватно отнестись к этому персонажу. Продолжая идентифицироваться с ним, дошкольники демонстрируют к нему положительное эмоциональное отношение, определяющее и систему отношений ко всем остальным персонажам.
Таким образом, наше исследование на материале восприятия детьми народной волшебной сказки позволяет уловить один из моментов перехода ребенка на новый уровень развития морального сознания.
В работе были выявлены некоторые тендерные особенности изменения эмоционального отношения детей шести лет к персонажам сказки после прослушивания ее искаженного варианта (табл. 2).
Таблица 2 Сдвиг эмоционального отношения мальчиков и девочек к персонажам сказки после прослушивания версии с искаженным композиционным строем (число испытуемых в %)
Действующее лицо сказки | Пол | Сдвиг эмоционального отношения к действующему лицу сказки | ||
в строну ухудшения | «нулевой» | в сторону улучшения | ||
Герой (Сестрица Аленушка) | Мальчики Девочки |
68,2 75,8 |
9,1 12,1 |
22,7 12,1 |
Помощник (Еж) | Мальчики Девочки |
13,6 18,2 |
18,2 18,2 |
68,2 63,6 |
Искомый персонаж (Братец Иванушка) | Мальчики Девочки |
9,1 30,3 |
40,9 18,2 |
50,0 51,5 |
Антагонист (Баба-Яга) | Мальчики Девочки |
27,3 39,4 |
50,0 51,5 |
22,7 9,1 |
У мальчиков в рассматриваемой группе обнаружено значительное ухудшение эмоционального отношения к образу Сестрицы Аленушки в роли героя, а также улучшение к образам Братца Иванушки и Ежа, исполняющих круг действий искомого персонажа и помощника.
У девочек же видны значительные изменения эмоционального восприятия в пользу их ухудшения к образам Сестрицы Аленушки в роли героя и Бабы-Яги в роли антагонист, а также в сторону их улучшения к образу Ежа, исполняющего круг действий помощника
Таким образом, можно констатировать, что в изменении эмоционального восприятия старших дошкольников к образам сказочных персонажей при нарушении композиционного строя прослеживаются различия, которые проявляются в достоверном улучшении эмоционального отношения к мужскому образу искомого персонажа у мальчиков, не наблюдающемся у девочек, и в достоверном ухудшении эмоционального отношения к образу антагониста у девочек.
Мальчики, которые еще до процедуры предъявления им экспериментального варианта сказки больше симпатизировали образу Братца Иванушки, чем девочки, в связи с актуальностью процессов полоролевой идентификации, после указанной процедуры еще больше утвердились в своем положительном отношении к данному образу. Кроме того, Братец Иванушка не делает в сказке ничего плохого, в отличие от остальных персонажей, действия которых так или иначе привели к негативному финалу.
Девочки же по причине все той же значимости процессов половой идентификации до процедуры эксперимента более симпатизировали образу Сестрицы Аленушки, чем образу Братца Иванушки (в отличие от мальчиков).
Можно предположить, что процесс эмоциональной идентификации с данным персонажем и определил поначалу объект развертывающихся эмпатических переживаний, вместе с которым девочки участвовали в сказочных событиях до тех пор, пока герой соответствовал всем сказочным канонам и упорно боролся за спасение искомого персонажа.
Череда же искаженных композиционных элементов сказки, а именно непрохождение серии трех испытаний героем и победа антагониста, ослабляет процесс эмоционального уподобления герою и вызывает у девочек разочарование в нем, проявляющееся в достоверном ухудшении эмоционального отношения к нему. При этом естественным кажется уход на второй план образа Братца Иванушки, изменение эмоциональноговосприятия к которому здесь недостоверно, а также значительное (достоверное) ухудшение эмоционального восприятия к фигуре антагониста (в отличие от недостоверного - у мальчиков). Последнее может объясняться компенсацией разочарования в герое, с которым имела место эмоциональная идентификация, «поиском виноватого» в том, что он продемонстрировал свою геройскую несостоятельность.
Сделаем несколько выводов по проведенному исследованию.
1. Проведенное исследование экспериментально подтвердило предположение о том, что искажение композиции народной волшебной сказки ведет к формированию такого эмоционального восприятия к ее персонажам, которое не соответствует объективному характеру их нравственной поляризации. Прежде всего, предъявление детям такой сказки приводит к изменению отношения к двум главным действующим лицам - герою и антагонисту. А так как они представляют собой персонифицированные полярные категории добра и зла, т.е. этические эталоны, формирование которых в старшем дошкольном возрасте является актуальным, то можно констатировать, что искажение композиционного строения народной волшебной сказки делает данную сказку неприменимой для целей такого формирования.
Противоположный традиционному характер развязки и реакций героя на действия испытателей, с одной стороны, психологизирует образы действующих лиц сказки, приближает их к реальной действительности, но, с другой - затрудняет выделение в них тех нравственных характеристик, которые заложены народной волшебной сказкой. Таким образом, композиция народной волшебной сказки является условием, определяющим возможность ее использования в формировании полярного эмоционального отношения старших дошкольников к этическим эталонам, необходимого для присвоения ребенком нравственных норм, которые содержит в себе сказка.
2. Предъявление детям сказки с искаженной композицией приводит к изменению отношения не только к главным действующим лицам (герою и антагонисту), действия которых отклоняются от традиционных, но и к второстепенным (искомому персонажу и помощнику), функции которых остаются неизменными. Таким образом, нарушение традиционной композиции волшебной сказки приводит к появлению неадекватного отношения к персонажам сказки и в целом ведет к этической дезориентации ребенка.
3. Обнаружены возрастные различия в интенсивности изменения эмоционального отношения к образам персонажей, выступающим в роли действующих лиц сказки с искаженной композицией. Дети шести лет (в отличие от детей пяти лет) демонстрируют значимые изменения эмоционального восприятия ко всем четырем указанным выше персонажам.
Таким образом, наше исследование подтверждает то, что главное в сказке – это роль внешнего оформления образа персонажа при его оценке дошкольниками, а также возрастную обусловленность способности к эмоциональному отстранению от идентифицируемого объекта для формирования адекватного эмоционального восприятия к нему, и динамику эмоционального компонента нравственного развития в дошкольном возрасте.
4. Эмоциональное восприятие дошкольников к персонажам сказки и, следовательно, восприятие ими полярных этических эталонов во многом определяется протекающими в дошкольном возрасте процессами половой идентификации, что также необходимо учитывать, выстраивая работу по нравственному развитию дошкольников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника, - все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.
Основным «стержнем» в обучающем курсе детей – дошкольников является овладение ими навыками в чтении, счете, изобразительной деятельности и пр. «Сказочным» в этом случае должен быть способ подачи материала, в процессе которого происходит развитие психофизиологических функций организма ребенка - органов чувств, памяти, внимания, мышления, коммуникативных способностей; совершенствование его адаптивных умений, навыков.
Путешествуя по сказке и переживая различные приключения, ребенок «по правде» знакомится с социальной ситуацией, требующей от него определенных решений, поступков в соответствии с законами, нормами и правилами поведения сказочных героев. Осознание ребенком ответственности за свои поступки вытекает непосредственно из сказочной ситуации и является более доходчивым, нежели требования взрослого.
Поэтому задачей педагога является создание особой атмосферы - сказочного контекста, где все происходит «по правде» и позволяет успешно осуществлять развивающее - коррекционную работу, направленную на проработку определенных детских проблем: деструктивных форм поведения, страхов, социальной неуверенности, детского аутизма. Она требует соответствующей подготовки педагога, особенно умения педагогического наблюдения за ребенком, а также способности объединять различные формы и приемы развития и обучения, сводя их в единую «сказочную» форму.
Выдающийся психоаналитик, детский психолог Б. Бетельхейм написал книгу «Польза и значение волшебной сказки», где обобщил свой опыт использования сказки для психотерапевтического воздействия на ребенка. Его книга объясняет, почему сказки оказывают такое большое и положительное влияние на развитие ребенка. Бетельхейм работал с детьми, имеющими глубокие нарушения в поведении и общении. Он считал, что причина этих нарушений - потеря смысла жизни. Чтобы обрести этот смысл ребенок должен выйти за узкие границы сосредоточенности на самом себе и поверить в то, что он сделает значительный вклад в окружающий мир, если не сейчас то в будущем. Чтобы обрести это чувство, нужна помощь взрослого. Нет ничего более важного для ребенка, чем тот импульс, которым дают ему родители, знакомя его с культурным наследием всего человечества9.
Педагогу нужно задать себе вопрос: каким должно быть литературное произведение, способное помочь ребенку найти смысл в его жизни. Ответ будет простым: это такое произведение, которое должно завладеть внимание ребенка, возбудить его любознательность, обогатить жизнь, стимулировать его воображение, развивать интеллект, помочь понять самого себя, свои желания, и эмоции. Словом, это произведение должно задевать все стороны личности ребенка и должно способствовать повышению уверенности ребенка в себе и в своем будущем. Всем этим требованиям удовлетворяет только народная сказка.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеенкова, Е.Г. Зависимость эмоционального отношения дошкольников к персонажам сказки от ее композиции / Е.Г. Алексеенкова, В.Н. Андреева // Вопросы психологии. -2006. - № 6. – С. 39- 47.
2. Вачков, И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку / И.В. Вачков - М.: Ось-89, 2001.
3. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 512 с.
4. Зинурова, Р.Р. Развитие диалектического мышления дошкольников посредством «диалектических наглядных схем» на основе мифов и сказок / Р.Р. Зинурова // Мир психологии. – 2003. - № 3. – С. 174 – 181.
5. Пазухина, И.А. Развитие навыков общения у детей младшего дошкольного возраста / И.А. Пазухитина // Дошкольная педагогика. - 2004. - № 3. - С. 36-39.
6. Пазухина, И. А. Ступеньки к самопознанию / И.А. Пазухина // Дошкольная педагогика. - 2002. - № 3 - С. 35.
7. Полякова, М.Н. Построение развивающей среды в группах для детей старшего дошкольного возраста / М.Н. Полякова // Дошкольная педагогика. – 2004. - № 1. – С. 6 – 10.
8. Славина, Л. С. Понимание устного рассказа детьми раннего возраста /Л.С. Славина // Дошкольное воспитание. – 2002. - № 7 – С.3-7.
9. Тихомирова, И. И. Мышление как основа вдумчивого чтения / И.И. Тихомирва // Школьная библиотека. - 2004. - № 8. - С.46–51.
10. Филиппов, Ю.В. Сказка как ирреальная структура и игра как реальное действие в реальном воспитательном процессе / Ю.В. Филиппов, И.Н. Кольцова // Мир психологии. – 2003. - № 3. – С. 160 – 173.
11. Эткинд, А.М. Разработка медико – психологических методов исследования эмоциональных компонентов отношений личности / А.М. Эткинд. – М.: ИНФРА-М, 2005
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Ранговые места персонажей в зависимости от эмоционального отношения к ним детей контрольной (□) и экспериментальной групп до предъявления им сказки
Ранговые места персонажей
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Ранговые места персонажей в зависимости от эмоционального отношения к ним детей контрольной группы до (□) и после предъявления им традиционной версии сказки
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Ранговые места персонажей в зависимости от эмоционального отношения к ним детей экспериментальной группы до (□) и после предъявления им измененной версии сказки
Размещено на
1 Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – С. 92.
2 Пазухина, И.А. Развитие навыков общения у детей младшего дошкольного возраста / И.А. Пазухина// Дошкольная педагогика. - 2004. - № 3. - С. 37.
3 Пазухина, И. А. Ступеньки к самопознанию / И.А. Пазухина // Дошкольная педагогика. - 2002. - № 3 - С. 35.
4 Тихомирова, И. И. Мышление как основа вдумчивого чтения / И.И. Тихомирвоа // Школьная библиотека. - 2004. - № 8. - С.46
5 Зинурова, Р.Р. Развитие диалектического мышления дошкольников посредством «диалектических наглядных схем» на основе мифов и сказок / Р.Р. Зинурова // Мир психологии. – 2003. - № 3. – С. 179.
6 Алексеенкова, Е.Г. Зависимость эмоционального отношения дошкольников к персонажам сказки от ее композиции / Е.Г. Алексеенкова, В.Н. Андреева // Вопросы психологии. -2006. - № 6. – С. 41.
7 Эткинд, А.М. Разработка медико – психологических методов исследования эмоциональных компонентов отношений личности и их применение в изучении неврозов и аффективных расстройств / А.М. Эткинд. – М.: ИНФРА-М, 2005. – С. 87.
8 Алексеенкова, Е.Г. Зависимость эмоционального отношения дошкольников к персонажам сказки от ее композиции / Е.Г. Алексеенкова, В.Н. Андреева // Вопросы психологии. -2006. - № 6. – С. 42.
9 Алексеенкова, Е.Г. Зависимость эмоционального отношения дошкольников к персонажам сказки от ее композиции / Е.Г. Алексеенкова, В.Н. Андреева // Вопросы психологии. -2006. - № 6. – С. 40.