Занятость и безработица в кризисной экономике
Размещено на /
Министерство образования и науки Российской Федерации
ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И
ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Факультет бизнес – администрирования
Кафедра экономики предприятия
КУРСОВАЯ РАБОТА
по экономической теории
на тему
Занятость и безработица в кризисной экономике
Выполнила:
студентка 2 курса
заочной формы обучения
группы 2ЭЗБ1
А.П. Бородина
ДОПУЩЕНА К ЗАЩИТЕ
«____»___________2009г.
Научный руководитель:
к.э.н., доц. В.Н. Емельянова
Москва
2009
Содержание
Введение
1. Понятие занятости и безработицы
2. Состояние занятости и безработицы в России в современных условиях
3. Государственная политика России по регулированию занятости
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Спад — это когда ваш сосед теряет работу,
кризис — когда работу теряете вы.
Гарри Трумэн
Важнейшее направление социальных реформ в России - уточнение государственной кадровой политики, развитие кадрового потенциала населения. Важнейшими проблемами трудовых отношений в России являются занятость и безработица. Пожалуй, безработица—это одно из тех редких экономических понятий, которое очень близко каждому человеку. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Действительно, мы редко ощущаем — последствия экономического роста государства (выгоды от него распределяются крайне неравномерно) или улучшения платежного баланса страны (ну а это вообще имеет мало отношения к отдельным людям), но что такое безработица знает каждый человек.
Тяжелы и социальные последствия безработицы. Специалисты вынуждены признать, что безработица – это нечто большее, чем экономическое бедствие, это также и социальная катастрофа. Депрессия приводит к бездеятельности, а бездеятельность к потере квалификации, потере самоуважения, упадку моральных устоев, а также к общественным и политическим беспорядкам.
Особенно остро проблема безработицы стоит сейчас перед Россией, что не удивительно, т.к. экономика России сейчас находится в посткризисе. Огромный экономический спад, развалив промышленность, не мог не затронуть рынок труда.
Поэтому изучение проблемы безработицы и поиск путей ее решения является не просто важным, но и очень актуальным сейчас вопросом.
Общая численность безработного населения в России в I квартале 2009г. увеличилась на 34,4% по сравнению с IV кварталом 2008г. и составила 7,1 млн. человек, или 9,5% экономически активного населения, сообщила
Федеральная служба государственной статистики (Росстат). При этом по сравнению с I кварталом 2008г. численность безработных россиян увеличилась на 33,9%.
Численность официально зарегистрированных безработных в марте 2009г. увеличилась на 41,9% по сравнению с мартом 2008г. и составила 2,2 млн. человек, в том числе 1,9 млн. человек получали пособие по безработице. При этом по сравнению с февралем 2009г. численность официально зарегистрированных безработных россиян увеличилась на 8,2%.
Численность экономически активного населения в I квартале 2009г. составила 74,8 млн. человек, или более 53% от общей численности населения страны. Преобладающая часть занятого населения сосредоточена в организациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства. В феврале 2009г. в них работали 36,3 млн. человек, или 52,5% общей численности занятых. 1
Реальная безработица, по данным Росстата, почти в три раза выше — 6,4 млн. человек, или 8,5% экономически активного населения. По этому показателю Россия опережает Японию (4,4%) и Германию (7,4%) и догнала США и Францию. Есть страны с более сложной ситуацией на рынке труда, например Испания (16%).2
Безработица набирает обороты: практически не осталось регионов и отраслей, которые она не затронула.
Программы поддержки занятости, помощи и переобучения безработных — одно из основных направлений борьбы с безработицей. Масштабные и эффективные меры сохраняют и повышают качество рабочей силы, которая будет востребована на рынке, поддерживают потребительский спрос и в конечном счете ускоряют выход из кризиса. В период экономических неурядиц важен не только размер сумм, выделенных на борьбу с безработицей, но и приоритетные направления этих расходов.
Регулирующая роль государства должна состоять в постоянном поддержании сбалансированности экономических приоритетов и приоритетов занятости в программах экономических преобразований.
Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека.
Поэтому изучение проблемы безработицы и поиск путей ее решения является не просто важным, но и очень актуальным сейчас вопросом, ведь ни одна страна в рыночной экономике не застрахована от такого пагубного явления, как безработица.
Исходя из поставленных целей встают следующие задачи:
- изучение понятия занятости и безработицы; -состояния занятости и безработицы в современных условиях; -государственной политики по регулированию занятости в условиях финансово-экономического кризиса в России .
Теоретической и методологической основой курсовой работы явилась нормативная, законодательная, специальная, периодическая литература по вопросам экономической сущности безработицы.
Отдельные вопросы, рассматриваемые в данной работе, достаточно глубоко освещены в научной и научно-практической литературе зарубежными и отечественными авторами -Адамчук В.В., Ромашовым О.В., Сорокиной М.Е., Дорнбуш Р., Шмалензи Р , Рощиным С.Ю., Разумовой Т.О. и многими другими.
Структурно курсовая работа состоит из введения, 3 глав, каждая из которых имеет свою особенность, заключения, списка литературы.
Глава 1. Понятие занятости и безработицы
Занятость относится к важнейшим макроэкономическим показателям и условиям характеризующим уровень и качество жизни. Под занятостью понимается численность взрослого (старше 16 лет) трудоспособного населения, имеющего работу. Проблема занятости населения — это проблема вовлечения людей в трудовую деятельность и степень удовлетворения их потребности в труде рабочими местами. Но не все трудоспособное население имеет работу, есть и безработные.
Проблема безработицы - одна из сложных. Она получила в литературе самые разнообразные трактовки. Например, такие:
Безработица - это часть населения страны, состоящая из лиц, достигших трудоспособного возраста, не имеющих работы и находящихся в поиске работы в течение определенного по законодательству периода времени.3
Безработица - социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы не занята в производстве. Это циклическое явление, выражающееся в превышении предложения труда над спросом на него.4
Безработица - это отсутствие занятости по экономическим причинам у определенной, большей или меньшей степени в данный момент, части рабочего населения страны, способной и желающей трудиться. В теоретическом плане безработица представляет собой социально-экономическую категорию, выражающую отношения между наемными работниками и работодателями по поводу осуществления основополагающего, естественного права человека - права на труд, реализации его способности к труду, причем не только в плане обеспечения средств к существованию, необходимых для сохранения и воспроизводства самой жизни, но и в плане реализации в трудовой деятельности достоинств и качеств человека как личности, его данной от природы потребности в труде как форме жизнедеятельности.5
Для анализа проблем безработицы необходимо, прежде всего, четко определить, кого следует считать безработным. Критерии признания человека безработным обычно устанавливаются законом или правительственными документами и могут немного различаться по странам. Но, как правило, несколько признаков присутствуют во всех определениях. Это:
трудоспособный возраст, то есть человек должен быть старше минимального возраста, с которого законодательство разрешает работать по найму, но младше возраста, по достижении которого назначается пенсия по старости.
отсутствие у человека постоянного источника заработка в течение некоторого времени (например, месяца);
доказанное стремление человека найти работу (например, обращение его в службу занятости и посещение тех работодателей, к которым его направляют на собеседование сотрудники этой службы).
Только тот, кто отвечает этим признакам, считается действительно безработным и учитывается при определении общего уровня безработицы в стране, то есть доли безработных в общей численности ее рабочей силы. Этот показатель определяется следующим образом:
Уровень безработицы = безработные/ рабочая сила*100%.
При этом безработных подсчитывают на основе тех данных, которые предоставляют соответствующие органы и институты (например, во многих странах используется статистика бирж труда), а рабочая сила определяется как разница общего показателя численности населения страны и отдельных групп населения, которые составляют:
лица, не достигшие трудоспособного возраста;
лица, находящиеся в специальных учреждениях (местах заключения, психиатрических клиниках и т.п.);
лица, выбывшие из состава рабочей силы (пенсионеры, потерявшие трудоспособность и т.п.).6 Одним словом те, кто не мог и не должен работать, а также те, кто не искал работу.
В экономической теории существуют различные подходы к объяснению необходимости и возможности существования безработицы.
Марксистская теория рассматривает безработицу как исторически преходящее явление, свойственное обществу, основанному на частной собственности на средства производства. Появление безработицы связано с циклическими процессами накопления капитала и воспроизводства с ростом органического строения капитала. Население избыточно не абсолютно, а относительно потребности капитала. Последствиями безработицы является абсолютное и относительное обнищание наемных работников.
Неоклассическая школа признавала безработицу естественным явлением, выполняющим функцию кругооборота незанятой части трудоспособного населения.
Кейнсианская школа искала ответ на следующие вопросы: какими факторами определяется уровень занятости в каждый момент конкретной экономической системы; почему занятость вместе с объемом производства и инвестициями время от времени испытывает резкие колебания; почему в обычных условиях уровень занятости относительно устойчив, устанавливается на таком уровне, что не достигает полной занятости (наблюдается безработица) и в то же время не опускается до социально-опасного нижнего предела? Основные идеи кратко можно свести к следующему:
при данном уровне инвестиций и денежной заработной платы экономическая система в любом краткосрочном периоде может находится в состоянии устойчивого равновесия при неполной занятости, что означает возможность существования вынужденной безработицы;
основные параметры занятости (фактический уровень занятости и безработицы, спрос на труд и уровень реальной зарплаты) устанавливаются не на рынке труда, а определяются размером эффективного спроса на рынке товаров и услуг. На рынке труда формируются уровень денежной зарплаты и зависящая от него величина предложения труда. Предложения труда указывают максимально возможный уровень занятости при данном размере заработной платы;
в основе механизма формирования занятости лежат явления психологического порядка: склонность к потреблению, к сбережению, побуждения к инвестициям, предпочтения ликвидности. Уровень занятости зависит от поведения инвесторов, состояния их долгосрочных предположений, поведения всех экономических индивидов в качестве потребителей;
главный, решающий фактор формирования занятости – инвестиции оптимальных размеров. На этом пути хороши все средства, но особенно результативна с точки зрения перспектив расширения занятости организация разнообразных общественных работ, вплоть до строительства пирамид, дворцов, храмов и даже рытья и закапывания канав. Причем обладают большим мультипликационным эффектом автономные инвестиции, источником которых являются общественные инвестиции из госбюджета;
гибкая политика заработной платы (снижение зарплаты в ответ на рост безработицы) нереально в условиях экономической системы, где действуют отдельные соглашения об уровне зарплаты. Хотя сокращение зарплаты и способно привести к увеличению занятости, но косвенно, через те же кейнсианские факторы (склонность к потреблению, предельная эффективность капитала норма процента), более предпочтительна гибкая денежная политика, т.е. увеличение совокупного эффективного спроса.
Изложенное содержание кейнсианской теории занятости было реализовано во многих программа государственного регулирования занятости зарубежных стран.
Представители монетаристской школы исследовали взаимосвязь безработицы с динамикой реальной заработной платы, инфляции.
Институциональная социологическая школа предложила свое ведение проблемы с позиции институциональных проблем, создания служб занятости и других социальных институтов.
Контрактная теория занятости исследовала контрактные договорные отношения между работодателями и наемными работниками, политику трипартизма в регулировании занятости, безработицы и доходов.
В последние годы наиболее популярны концепции «естественного», «нормального», «социально-допустимого» уровня безработицы, исследующие взаимосвязи безработицы и инфляции, денежного обращения, равновесной цены труда, соотношения спроса и предложения на труд. Разработка стратегии и тактики государственного регулирования занятости, поддержки безработных ведется с применением методов экономико-математического моделирования и графического анализа (кресты Маршала, кривые Филипса, кривая Бэвериджа и др.).
Критически оценивая достижения зарубежной экономической мысли и практики регулирования занятости и безработицы, следует подчеркнуть, что рекомендованные ими меры не могут быть автоматически перенесены на формирующийся российский рынок труда без учета состояния производства, уровня жизни населения и других параметров.
Глава 2. Состояние занятости и безработицы в России в современных условиях
Понятие достойного труда воплощает в себе ожидания людей, связанные с их трудовой жизнью. Люди хотят работать в безопасных условиях – точно так же, как они стремятся к производительному труду, приносящему достойное вознаграждение. Люди хотят иметь социальные гарантии на рабочем месте и социальную защиту для своих семей, а также возможности для индивидуального роста и социальной интеграции. Трудящиеся стремятся к свободе выражения мнений, к свободе объединения и участию в принятии решений по жизненно важным вопросам, к равенству возможностей и обращения для женщин и мужчин.
Охрана труда – составная часть концепции достойного труда. Иными словами, если труд хорошо оплачивается, но при этом небезопасен, его нельзя считать достойным трудом; если человек трудится в условиях свободы, но при этом рискует здоровьем, то такой труд нельзя считать достойным; если условия трудового контракта хорошие, но при этом работа подрывает здоровье и благополучие человека, то такой труд нельзя считать достойным.
Достойный труд должен занять центральное место в разработке экономической и социальной политики на глобальном, национальном и местном уровне. Достойный труд играет ключевую роль в борьбе с бедностью, он является средством для достижения справедливого и устойчивого развития на благо всех людей. Международная организация труда распространяет принципы достойного труда, продвигая охрану труда, а также работая в сфере занятости, социальной защиты, разработки трудовых стандартов, фундаментальных принципов и прав в сфере труда, развития социального диалога.
В каждой из вышеперечисленных областей люди во всем мире испытывают лишения, неравенство и социальную изоляцию в виде безработицы либо неполной занятости, в виде непроизводительных рабочих мест неудовлетворительного качества, а также в виде небезопасного труда и негарантированного дохода. Эти лишения также принимают форму несоблюдения прав работников, гендерного неравенства, эксплуатации трудящихся-мигрантов, недостаточного представительства и ограниченных возможностей выражения мнений, неудовлетворительных мер защиты и солидарности в случае заболевания, инвалидности и старости.
В современных условиях России состояние занятости и безработицы определяется прежде всего спадом промышленного производства. Занятость реагировала на спад — падением, тогда как безработица — увеличением своих размеров. Направление изменения занятости и безработицы в целом совпадало с тем, которое и ожидалось. Но масштабы изменений были не вполне адекватными, без учета «скрытой» безработицы.
Численность экономически активного населения в октябре 2009г. составила, по итогам обследования населения по проблемам занятости, 75,8 млн. человек, или более 53% от общей численности населения страны, в их числе 70,0 млн. человек, или 92,3% экономически активного населения были заняты в экономике и 5,8 млн. человек (7,7%) не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной Организации Труда они классифицируются как безработные). В государственных учреждениях службы занятости населения зарегистрировано в качестве безработных 2,0 млн. человек (см.рис.1).
Рис.1
Средний возраст безработных в октябре 2009г. составил 35,1 года, в том числе безработных мужчин - 35,4 года, безработных женщин - 34,9 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 27,5%, в том числе в возрасте 15-19 лет - 5,6%, 20-24 года - 21,9%. Высокий уровень безработицы отмечается в возрастной группе 15-19 лет (28,6%) и 20-24 года (15,8%). В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 года уровень безработицы в октябре 2009г. составил 17,4% (в сентябре 2009г. - 17,6%), в том числе среди городского населения - 15,3%, среди сельского населения - 22,6%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 года по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 2,8 раза, в том числе среди городского населения - 2,9 раза, сельского населения - 2,5 раза. Среди сельских жителей доля застойной безработицы существенно выше, чем среди городских, и в октябре 2009г. составила, соответственно, 38,0% и 28,5% (см.рис.2).
Рис.2
Самый низкий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ, по данным обследования населения по проблемам занятости, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Южном федеральном округе (см.рис.3, таблицу1).
Рис.3
Таблица 1
Данные по субъектам Российской Федерации.
Экономическая активность населения в возрасте 15-72 лет(по данным выборочных обследований населения по проблемам занятостив среднем в сентябре-октябре 2009г.)
Экономи-чески активное население, тыс. человек | В том числе | Уровень экономи-ческойактивности населения, в % | Уровень занятости,в % | Уровень безрабо-тицы,в % | ||
занятые | безра-ботные | |||||
Российская Федерация |
75979,1 |
70177,7 |
5801,4 |
68,2 |
63,0 |
7,6 |
Центральный федеральный округ |
20239,0 |
19206,4 |
1032,7 |
68,8 |
65,3 |
5,1 |
Белгородская область | 790,5 | 754,2 | 36,3 | 65,8 | 62,8 | 4,6 |
Брянская область | 647,3 | 593,8 | 53,5 | 64,2 | 58,9 | 8,3 |
Владимирская область | 750,8 | 686,8 | 63,9 | 66,4 | 60,7 | 8,5 |
Воронежская область | 1171,6 | 1076,8 | 94,8 | 65,9 | 60,6 | 8,1 |
Ивановская область | 567,2 | 522,7 | 44,5 | 67,3 | 62,0 | 7,8 |
Калужская область | 544,8 | 520,0 | 24,8 | 68,9 | 65,8 | 4,5 |
Костромская область | 386,1 | 361,4 | 24,7 | 71,6 | 67,1 | 6,4 |
Курская область | 588,2 | 532,3 | 55,9 | 65,4 | 59,2 | 9,5 |
Липецкая область | 615,7 | 597,2 | 18,5 | 67,6 | 65,6 | 3,0 |
Московская область | 3822,9 | 3649,2 | 173,6 | 71,4 | 68,2 | 4,5 |
Орловская область | 417,9 | 376,6 | 41,3 | 65,4 | 59,0 | 9,9 |
Рязанская область | 552,8 | 510,4 | 42,4 | 61,1 | 56,5 | 7,7 |
Смоленская область | 537,3 | 490,5 | 46,8 | 70,0 | 63,9 | 8,7 |
Тамбовская область | 586,6 | 556,5 | 30,1 | 68,6 | 65,1 | 5,1 |
Тверская область | 724,7 | 662,0 | 62,7 | 68,4 | 62,5 | 8,6 |
Тульская область | 797,3 | 758,1 | 39,3 | 65,4 | 62,2 | 4,9 |
Ярославская область | 723,7 | 659,2 | 64,5 | 70,1 | 63,8 | 8,9 |
г.Москва | 6013,8 | 5898,8 | 115,0 | 70,9 | 69,5 | 1,9 |
Северо-Западный федеральный округ |
7611,0 |
7121,7 |
489,3 |
71,1 |
66,5 |
6,4 |
Республика Карелия | 378,9 | 350,0 | 28,9 | 69,5 | 64,2 | 7,6 |
Республика Коми | 535,0 | 482,8 | 52,2 | 69,8 | 63,0 | 9,8 |
Apxaнгельская область | 682,5 | 626,1 | 56,5 | 68,7 | 63,0 | 8,3 |
в том числе Ненецкий авт.округ | 24,2 | 21,3 | 2,9 | 75,7 | 66,6 | 12,0 |
Вологодская область | 643,1 | 601,3 | 41,8 | 68,0 | 63,6 | 6,5 |
Калининградская область | 529,3 | 479,8 | 49,5 | 70,6 | 64,0 | 9,4 |
Ленинградская область | 907,9 | 853,4 | 54,5 | 69,5 | 65,3 | 6,0 |
Мурманская область | 507,8 | 474,5 | 33,4 | 73,5 | 68,7 | 6,6 |
Новгородская область | 333,4 | 312,4 | 20,9 | 66,5 | 62,4 | 6,3 |
Псковская область | 354,0 | 311,1 | 42,9 | 65,4 | 57,5 | 12,1 |
г.Санкт-Петербург | 2739,0 | 2630,4 | 108,6 | 74,6 | 71,6 | 4,0 |
Южный федеральный округ |
11445,6 |
10220,9 |
1224,7 |
65,2 |
58,2 |
10,7 |
Республика Адыгея | 207,6 | 188,9 | 18,6 | 60,6 | 55,2 | 9,0 |
Республика Дагестан | 1221,1 | 1077,2 | 143,9 | 62,4 | 55,0 | 11,8 |
Республика Ингушетия | 229,2 | 109,9 | 119,4 | 63,9 | 30,6 | 52,1 |
Кабардино-Балкарская Республика | 400,1 | 334,3 | 65,8 | 57,8 | 48,3 | 16,5 |
Республика Калмыкия | 146,1 | 122,1 | 24,0 | 67,5 | 56,5 | 16,4 |
Карачаево-Черкесская Республика | 192,1 | 172,1 | 19,9 | 59,4 | 53,2 | 10,4 |
Республика Северная Осетия - Алания | 384,9 | 356,0 | 28,9 | 72,4 | 67,0 | 7,5 |
Чеченская Республика | 554,1 | 355,8 | 198,3 | 67,5 | 43,4 | 35,8 |
Краснодарский край | 2673,3 | 2493,4 | 179,9 | 66,5 | 62,0 | 6,7 |
Ставропольский край | 1395,1 | 1287,6 | 107,5 | 65,9 | 60,8 | 7,7 |
Астраханская область | 534,2 | 491,9 | 42,4 | 68,5 | 63,0 | 7,9 |
Волгоградская область | 1328,0 | 1217,2 | 110,7 | 65,0 | 59,6 | 8,3 |
Ростовская область | 2179,9 | 2014,5 | 165,4 | 65,0 | 60,1 | 7,6 |
Приволжский федеральный округ |
16203,1 |
14908,7 |
1294,4 |
68,6 |
63,1 |
8,0 |
Республика Башкортостан | 2119,4 | 1941,2 | 178,2 | 68,1 | 62,3 | 8,4 |
Республика Марий Эл | 367,1 | 327,2 | 39,9 | 66,7 | 59,5 | 10,9 |
Республика Мордовия | 462,5 | 435,5 | 27,0 | 70,1 | 66,0 | 5,8 |
Республика Татарстан | 2050,0 | 1898,9 | 151,1 | 69,9 | 64,8 | 7,4 |
Удмуртская Республика | 866,6 | 787,2 | 79,5 | 72,7 | 66,0 | 9,2 |
Чувашская Республика | 690,4 | 621,2 | 69,2 | 69,3 | 62,3 | 10,0 |
Пермский край | 1441,9 | 1310,2 | 131,8 | 68,3 | 62,1 | 9,1 |
Кировская область | 755,4 | 680,4 | 75,0 | 68,8 | 62,0 | 9,9 |
Нижегородская область | 1812,3 | 1674,3 | 138,0 | 69,2 | 64,0 | 7,6 |
Оренбургская область | 1105,6 | 1013,8 | 91,9 | 66,9 | 61,4 | 8,3 |
Пензенская область | 702,5 | 663,6 | 39,0 | 64,2 | 60,6 | 5,5 |
Самарская область | 1735,7 | 1614,3 | 121,5 | 68,6 | 63,8 | 7,0 |
Саратовская область | 1408,5 | 1316,1 | 92,4 | 68,8 | 64,3 | 6,6 |
Ульяновская область | 685,1 | 624,9 | 60,2 | 65,8 | 60,0 | 8,8 |
Уральскийфедеральный округ |
6709,6 |
6217,2 |
492,3 |
69,5 |
64,4 |
7,3 |
Курганская область | 465,2 | 413,1 | 52,1 | 62,9 | 55,9 | 11,2 |
Свердловская область | 2414,4 | 2215,2 | 199,3 | 69,8 | 64,0 | 8,3 |
Тюменская область | 1948,0 | 1838,7 | 109,3 | 72,2 | 68,1 | 5,6 |
в том числе: Ханты-Мансийскийавт.округ | 919,9 | 858,3 | 61,6 | 75,5 | 70,5 | 6,7 |
Ямало-Ненецкийавт.округ | 328,4 | 317,4 | 11,0 | 75,8 | 73,3 | 3,3 |
Челябинская область | 1881,9 | 1750,3 | 131,6 | 68,4 | 63,6 | 7,0 |
Сибирскийфедеральный округ |
10232,2 |
9244,2 |
988,0 |
67,0 |
60,5 |
9,7 |
Республика Алтай | 109,4 | 94,4 | 15,0 | 71,6 | 61,8 | 13,7 |
Республика Бурятия | 504,6 | 454,7 | 49,9 | 69,0 | 62,1 | 9,9 |
Республика Тыва | 126,0 | 99,7 | 26,3 | 56,4 | 44,6 | 20,9 |
Республика Хакасия | 261,6 | 238,6 | 23,0 | 62,5 | 57,0 | 8,8 |
Алтайский край | 1282,9 | 1132,8 | 150,1 | 65,6 | 57,9 | 11,7 |
Забайкальский край | 551,7 | 497,6 | 54,1 | 64,7 | 58,4 | 9,8 |
Красноярский край | 1576,8 | 1478,7 | 98,1 | 68,9 | 64,6 | 6,2 |
Иркутская область | 1339,5 | 1179,5 | 160,0 | 68,8 | 60,6 | 11,9 |
Кемеровская область | 1474,4 | 1327,3 | 147,1 | 66,7 | 60,0 | 10,0 |
Новосибирская область | 1407,9 | 1285,0 | 123,0 | 67,6 | 61,7 | 8,7 |
Омская область | 1047,4 | 958,6 | 88,8 | 66,1 | 60,5 | 8,5 |
Томская область | 550,0 | 497,3 | 52,7 | 66,4 | 60,0 | 9,6 |
Дальневосточный федеральный округ |
3538,6 |
3258,5 |
280,0 |
68,6 |
63,2 |
7,9 |
Республика Саха (Якутия) | 491,3 | 449,0 | 42,3 | 68,2 | 62,4 | 8,6 |
Камчатский край | 204,6 | 191,7 | 12,9 | 72,5 | 67,9 | 6,3 |
Приморский край | 1093,2 | 1006,1 | 87,2 | 68,0 | 62,6 | 8,0 |
Хабаровский край | 792,3 | 723,4 | 68,9 | 70,1 | 64,0 | 8,7 |
Амурская область | 450,7 | 416,6 | 34,1 | 65,9 | 60,9 | 7,6 |
Магаданская область | 100,8 | 94,6 | 6,3 | 75,2 | 70,5 | 6,2 |
Сахалинская область | 284,5 | 266,1 | 18,4 | 68,4 | 64,0 | 6,5 |
Еврейская авт.область | 90,7 | 81,6 | 9,2 | 62,0 | 55,7 | 10,1 |
Чукотский авт.округ | 30,5 | 29,6 | 0,9 | 78,1 | 75,9 | 2,8 |
По данным выборочного обследования населения по проблемам занятости, проведенного по состоянию на вторую неделю октября 2009г., уровень занятости населения экономической деятельностью (доля занятого населения в общей численности населения в возрасте 15-72 лет) составил 62,8%. (см. таблицу 2).
Таблица 2
Динамика уровня занятости населения в возрасте 15-72 лет в процентах
Уровень занятости | Удельный вес женщин в численности занятого населения | |||||
всего | мужчины | женщины | город | село | ||
2008г. |
||||||
Февраль | 62,1 | 67,4 | 57,3 | 64,0 | 56,7 | 49,0 |
Май | 64,0 | 69,3 | 59,3 | 65,4 | 59,8 | 49,1 |
Август | 64,5 | 70,1 | 59,5 | 66,3 | 59,3 | 49,0 |
Ноябрь | 63,1 | 68,3 | 58,5 | 64,8 | 58,3 | 49,2 |
2009г. |
||||||
Февраль | 60,6 | 65,1 | 56,5 | 62,2 | 55,9 | 49,5 |
Май | 62,0 | 66,8 | 57,8 | 63,2 | 59,3 | 49,5 |
Август | 63,3 | 68,3 | 59,0 | 64,9 | 58,9 | 49,4 |
Сентябрь | 63,2 | 68,2 | 58,8 | 64,6 | 59,2 | 49,4 |
Октябрь | 62,8 | 68,0 | 58,2 | 64,2 | 58,9 | 49,2 |
В общей численности занятого в экономике населения в сентябре 2009г. 35,5 млн. человек, или 50,4% составляли штатные работники (без учета совместителей) организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства. На условиях совместительства и по договорам гражданско-правового характера для работы в этих организациях привлекалось еще 1,8 млн. человек (в эквиваленте полной занятости). Число замещенных рабочих мест работниками списочного состава, совместителями и лицами, выполнявшими работы по договорам гражданско-правового характера, в организациях (без субъектов малого предпринимательства) в сентябре 2009г. составило 37,3 млн. и было меньше, чем в сентябре 2008г. на 1,7 млн. человек, или на 4,4% (см. таблицу 3).
Таблица 3
Динамика числа замещенных рабочих мест в организациях(без субъектов малого предпринимательства)
Сентябрь2009г., млн. | В % к | Январь-сентябрь2009г.в % к январю-сентябрю2008г. | Справочно | ||||
сентябрю2008г. | августу2009г. | сентябрь 2008г. в % к | январь-сентябрь2008г.в % к январю-сентябрю 2007г. | ||||
сентябрю2007г. | августу2008г. | ||||||
Всего замещенных рабочих мест |
37,3 |
95,6 |
100,0 |
96,6 |
100,6 |
100,1 |
101,2 |
в том числе: работниками списочного состава (без внешних совместителей) | 35,5 | 95,6 | 99,7 | 96,7 | 100,6 | 99,8 | 101,0 |
внешними совместителями | 0,8 | 91,6 | 111,5 | 94,3 | 101,3 | 111,9 | 101,5 |
работниками, выполнявшими работы по договорам гражданско-правового характера | 1,0 | 99,0 | 101,7 | 96,3 | 101,5 | 102,8 | 106,8 |
В октябре 2009г. 2,7% списочной численности работников обследуемых организаций работали в режиме неполной рабочей недели (дня) по инициативе работодателя, 2,7% - по соглашению между работником и работодателем (в сентябре 2009г. - 2,9% и 2,9% соответственно). Доля работников, находившихся в отпусках с частичным сохранением заработной платы по инициативе работодателя, которые оплачиваются как простои в соответствии со статьей 157 Трудового кодекса Российской Федерации, в октябре 2009г. составила 0,9% списочной численности работников (в сентябре 2009г. - 1,1%).
В октябре 2009г. доля работников, находившихся в отпусках без сохранения заработной платы по письменному заявлению работника в соответствии со статьей 128 Трудового кодекса Российской Федерации, составила 4,4% списочной численности работников (в сентябре 2009г. - 5,1%) (см. таблицу 4).
Таблица 4
Динамика численности работников, работавших неполное рабочее время
Работали неполное рабочее время | Имели отпуска | |||||||
по инициативе работодателя | по соглашению между работником и работодателем1) | с частичным сохранением заработной платы по инициативе работодателя | без сохранения заработной платы по заявлению работника | |||||
тыс.человек | в % к предыдущему месяцу | тыс.человек | в % к предыдущему месяцу | тыс. чел | в % к предыдущему месяцу | тыс.чел | в % к предыдущему месяцу | |
2008г. |
||||||||
Декабрь | 451,4 | - | 1580,1 | - | ||||
2009г. |
||||||||
Январь | 825,9 | 138,9 | - | - | 515,6 | 114,2 | 1106,4 | 70,0 |
Февраль | 1012,2 | 122,6 | - | - | 408,6 | 79,2 | 991,2 | 89,6 |
Март | 759,3 | 75,0 | 609,1 | - | 383,8 | 93,9 | 926,9 | 93,5 |
Апрель | 702,7 | 92,5 | 719,5 | 118,1 | 345,2 | 89,9 | 917,3 | 99,0 |
Май | 602,1 | 85,7 | 693,5 | 96,4 | 428,2 | 124,1 | 930,7 | 101,5 |
Июнь | 586,2 | 97,4 | 629,4 | 90,8 | 307,7 | 71,9 | 845,8 | 90,9 |
Июль | 488,6 | 83,4 | 572,9 | 91,0 | 281,8 | 91,6 | 905,6 | 107,1 |
Август | 369,4 | 75,6 | 491,2 | 85,7 | 336,5 | 119,4 | 899,3 | 99,3 |
Сентябрь | 473,0 | 128,1 | 476,0 | 96,9 | 174,4 | 51,8 | 844,6 | 93,9 |
Октябрь | 438,9 | 92,8 | 434,0 | 91,2 | 150,8 | 86,5 | 726,3 | 86,0 |
1) Сбор сведений осуществляется с отчета за март 2009 года. |
По данным Федеральной миграционной службы, численность иностранных работников, осуществлявших трудовую деятельность в России в январе-сентябре 2009г., составила 2024,0 тыс.человек и уменьшилась по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 133,0 тыс.человек (на 6,2%). Иностранная рабочая сила поступала на территорию Российской Федерации из 148 стран мира.
Наиболее крупными поставщиками рабочей силы в Россию из государств-участников СНГ являются Узбекистан, Таджикистан, Украина, Киргизия, Республика Молдова, из стран дальнего зарубежья - Китай, Вьетнам, Турция, Корея (КНДР).
В январе-сентябре 2009г. из общей численности иностранной рабочей силы в экономику Москвы привлекалось 23,2% трудовых мигрантов, Московской области - 9,5%, Санкт-Петербурга - 5,6%, Свердловской области - 4,8%, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - 4,1%, Иркутской области - 3,2%, Новосибирской области - 2,6%, Краснодарского края - 2,8%, Челябинской области - 2,3%. (см.таблицу 5).
Таблица 5
Численность иностранных работников, осуществлявшихтрудовую деятельность в России
Январь-сентябрь 2009г. | Справочноянварь-сентябрь2008г.1)тыс.человек | ||
тыс.человек | в % к соответствующему периоду предыдущего года | ||
Всего2) |
2024,0 |
93,8 |
2157,0 |
в том числе из государств-участников СНГ3) | 1500,5 | 94,2 | 1592,1 |
из них:Азербайджан | 53,6 | 77,0 | 69,6 |
Армения | 76,9 | 80,3 | 95,8 |
Казахстан | 9,6 | 111,2 | 8,6 |
Киргизия | 140,3 | 87,6 | 160,2 |
Республика Молдова | 92,6 | 79,0 | 117,3 |
Таджикистан | 330,0 | 94,9 | 347,5 |
Туркмения | 1,7 | 60,0 | 2,8 |
Узбекистан | 610,9 | 108,5 | 563,2 |
Украина | 185,0 | 81,5 | 227,1 |
стран дальнего зарубежья | 522,5 | 92,6 | 564,2 |
из них:Вьетнам | 81,7 | 107,3 | 76,1 |
Грузия | 2,7 | 69,8 | 3,8 |
Китай | 253,3 | 105,1 | 241,0 |
Корея (КНДР) | 33,7 | 106,5 | 31,7 |
Турция | 70,2 | 58,0 | 121,1 |
1) До 2008г. разработка осуществлялась с полугодовой периодичностью.2) Включая лиц без гражданства; без трудящихся-мигрантов из Республики Беларусь.3) С августа 2009г. Грузия вышла из состава государств-участников СНГ. |
Большинство трудящихся-мигрантов привлекалось для работы в организациях строительства - 40,4%; оптовой и розничной торговли; ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - 17,8%; добывающих и обрабатывающих производств - 14,0%; сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства - 7,8%; транспорта и связи - 4,2% (см.таблицу 6).
Таблица 6
Численность иностранных работников, осуществлявших трудовую деятельность в России, по видам экономической деятельности
Январь-сентябрь 2009г. | Справочноянварь-сентябрь2008г.1)тыс.человек | |||
тыс.человек | в % к | |||
итогу | соответствующему периоду предыдуще-го года | |||
Всего |
2024,0 |
100 |
93,8 |
2157,0 |
в том числе:сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 157,0 | 7,8 | 116,0 | 135,3 |
рыболовство, рыбоводство | 1,5 | 0,1 | 66,7 | 2,3 |
добыча полезных ископаемых | 43,0 | 2,1 | 101,7 | 42,3 |
обрабатывающие производства | 240,4 | 11,9 | 124,9 | 192,5 |
строительство | 817,5 | 40,4 | 86,7 | 942,9 |
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования | 359,9 | 17,8 | 99,8 | 360,8 |
транспорт и связь | 85,3 | 4,2 | 103,5 | 82,4 |
финансовая деятельность | 7,1 | 0,3 | 93,3 | 7,6 |
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг | 139,7 | 6,9 | 174,8 | 79,9 |
образование | 3,3 | 0,2 | 107,7 | 3,1 |
здравоохранение и предоставление социальных услуг | 5,3 | 0,3 | 119,3 | 4,4 |
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг | 59,0 | 2,9 | 61,6 | 95,7 |
другие | 104,9 | 5,2 | 50,5 | 207,8 |
1) До 2008г. разработка осуществлялась с полугодовой периодичностью. |
По данным проведенного обследования, в октябре 2009г. 39,7% безработных использовали в качестве способа поиска работы обращение в государственные учреждения службы занятости населения, 56,3% безработных использовали в качестве способа поиска работы обращение к друзьям, родственникам и знакомым (см.таблицу 7).
Таблица 7
Безработные по способам поиска работы в % к общей численности безработных
Обращение в государственные учреждения службы занятости |
Обращение в коммерчес-кую службу занятости | Подача объявлений в печать, отклик на объявления | Обращение к друзьям, родственникам, знакомым | Обращение к админи-страции, работо-дателю | Другие способы | |
2008г. |
||||||
Февраль | 32,8 | 1,8 | 15,2 | 54,7 | 23,7 | 11,3 |
Май | 35,8 | 2,0 | 13,4 | 56,4 | 23,0 | 10,5 |
Август | 31,8 | 2,7 | 15,0 | 57,4 | 22,4 | 12,2 |
Ноябрь | 32,9 | 3,5 | 14,8 | 57,0 | 25,9 | 12,2 |
2009г. |
||||||
Февраль | 40,9 | 3,1 | 20,7 | 54,1 | 25,0 | 10,2 |
Май | 41,7 | 3,1 | 20,5 | 58,2 | 25,0 | 11,7 |
Август | 39,0 | 2,9 | 22,7 | 54,5 | 23,2 | 9,5 |
Сентябрь | 37,5 | 3,4 | 23,3 | 53,7 | 23,1 | 10,8 |
Октябрь | 39,7 | 3,2 | 22,5 | 56,3 | 24,4 | 10,2 |
В октябре 2009г. получили статус безработного 370,6 тыс. человек. Размеры трудоустройства безработных были на 73,2 тыс. человек, или на 61,3% больше, чем в октябре 2008г. и составили 192,7 тыс. человек.
Нагрузка не занятого трудовой деятельностью населения, зарегистрированного в государственных учреждениях службы занятости населения, на 100 заявленных вакансий составила 229,8 человека (см.рис.4).
|
В связи с кризисом Международная организация труда (МОТ) пересмотрела свой январский прогноз по безработице, повысив его в 4 раза. По подсчетам МОТ, число безработных во всем мире к концу 2009 года вырастет на 20 млн. человек по сравнению с уровнем 2007 года - до 210 млн. Эксперты организации призывают правительства принять решительные меры, направленные на предотвращение социального кризиса. По оценкам МОТ, сильней всего финансовые потрясения отразятся на ситуации с занятостью в сферах предоставления услуг, недвижимости, в строительном, автомобильном, туристическом и, конечно же, финансовом секторах. Что касается безработицы в России, то в конце сентября, по оценке Росстата, около 4 млн. россиян или 5,3% экономически активного населения страны классифицировались как безработные. При этом в прошлом месяце, по официальным данным, безработица в нашей стране сократилась более чем на 5% по сравнению с сентябрем прошлого года. Кроме того, от массовых увольнений граждан пока что защищает российское законодательство. Сейчас РСПП предлагает в 3 раза сократить выходные пособия, но вряд ли такое наступление на права трудящихся будет узаконено. По информации Росстата, в сентябре в России уже выросла суммарная задолженность по заработной плате на 2,1%, и к 1 октября она составила 3,017 млрд. рублей. Причем 93,6% общей суммы просроченного долга обусловлено отсутствием у организаций собственных средств. По этим цифрам можно судить об уровне реальной безработицы, который, несомненно, превышает официальную статистику.
3. Государственная политика России по регулированию занятости
Социально-экономические преобразования в России, начатые в конце 1980-х годов и продолжающиеся в настоящее время, имеют своей целью поиск решения важнейших общественных проблем.
Учитывая сложность и многообразие проблем, связанных с переходом к новой социальной реальности, мы рассмотрим лишь одну из них - проблему определения и предотвращения экономических и социальных последствий безработицы.
Являются ли последствия безработицы серьезной проблемой? Несомненно, социально-экономические последствия безработицы рассматриваются наряду с проблемами бедности и социальной нестабильности как одни из наиболее острых глобальных и национальных проблем.
Действительно, в переходный период единственным средством побудить большие массы людей перемещаться в целях более рационального формирования структуры занятости является вытеснение их с неэффективных производств. Вместе с тем очевидно, что проведение сверхжестких мер может вызвать массовое банкротство предприятий и возникновение такой волны безработицы, которая неизбежно приведет к социальному взрыву. Необходимо соблюдение "разумной меры" жесткости7.
Очень часто оценивается лишь экономический эффект безработицы в виде количества высвобожденных работников и сумм выплаченных пособий, а социальные последствия, которые трудно выделяются и носят кумулятивный характер, практически не оцениваются. Однако степень негативного воздействия безработицы на положение в стране зависит от конкретных параметров социальной ситуации. Так, в силу низкой материальной обеспеченности россиян и безработных в особенности, а также вследствие несравненно более высокой социальной напряженности в обществе уровень безработицы, который может вызвать социальные потрясения, в России значительно ниже, чем на Западе.
В этой связи возникает потребность детального рассмотрения именно экономических и социальных последствий безработицы, а также критический анализ и дальнейшая адаптация к специфическим Российским условиям применяемых за рубежом методов изучения и оценки последствий безработицы.
Подчеркнем, что появляется не просто возможность оценить социальный ущерб или косвенные потери в экономике (от снижения количества отработанного времени, падения интенсивности и производительности труда), но и прямые затраты, связанные с ростом государственных расходов на преодоление социально негативных процессов.
Подобные исследования представляют несомненный интерес для России, поскольку позволяют более четко обозначить границы проблемы и наметить пути выхода из кризисной ситуации, сообразуясь с особенностями социального, экономического и политического развития страны на современном этапе.
Поскольку определенное своеобразие ситуации в экономической и социальной сферах в России свидетельствует о невозможности механического переноса и копирования применяемых за рубежом методов,