Нравственно–богословское осмысление ряда феноменов психологии личности
1.8Рассмотрим еще один прикладной аспект, вытекающий из анализа приведенных оценочных значений и позволяющий давать прогностическую оценку эффективности воздействия на целевую аудиторию вновь подготовленных видео и печатных материалов (текстов выступлений) до момента их доведения до всей аудитории.
Возможность такого прогноза базируется на учете т.н. обратных связей, возникающих между партнерами именно в процессе их взаимного общения[32] . В данном случае содержание видео и печатных материалов рассматривается нами как один из партнеров по общению, другой партнер суть целевая аудитория.
Приведенные в табл. 5 группы действий могут быть сгруппированы по функциям общения. Это возможно по причине установленного соответствия основных групп действий функциям общения (рассматриваются функции общения, выделенные Л.А. Карпенко по критерию «цель общения»), см. табл. 6
Таблица 6
Соотношение групп действий с функциями общения
Группы действий | Функции общения |
1 | 2 |
УСТАНОВЛЕНИЕ КОНТАКТА И РАЗВИТИЕ ЕГО ДО УРОВНЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО | КОНТАКТНАЯ |
ПОДДЕРЖАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ | УСТАНОВЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ |
ПОЛУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ (ПАССИВНОЕ) | ИНФОРМАЦИОННАЯ |
ПОЛУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ (АКТИВНОЕ) | ПОБУДИТЕЛЬНАЯ |
ОЦЕНКА ИНФОРМАЦИИ | ПОНИМАНИЯ |
ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ | КООРДИНАЦИОННАЯ |
ВОЗБУЖДЕНИЕ У ОБЪЕКТА НУЖНЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ ТОЛЬКО НА ОСНОВЕ СЛОВЕСТНОГО ОБЩЕНИЯ |
АМОТИВНАЯ ПО ВЕРБАЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ |
ВОЗБУЖДЕНИЕ У ОБЪЕКТА НУЖНЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ ТОЛЬКО НА ОСНОВЕ СВОЕГО ПОВЕДЕНИЯ (ЖЕСТЫ, МИМИКА) |
АМОТИВНАЯ ПО ЕВЕРБАЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ |
УПРАВЛЯЮЩЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ПО ИЗМЕНЕНИЮ СОСТОЯНИЯ, ПОВЕДЕНИЯ КЛИЕНТА ТОЛЬКО НА ОСНОВЕ СЛОВЕСТНОГО ОБЩЕНИЯ |
ВЛИЯНИЕ ПО ВЕРБАЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ |
УПРАВЛЯЮЩЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ПО ИЗМЕНЕНИЮ СОСТОЯНИЯ, ПОВЕДЕНИЯ КЛИЕНТА ТОЛЬКО НА ОСНОВЕ СВОЕГО ПОВЕДЕНИЯ (ЖЕСТЫ, МИМИКА) |
ВЛИЯНИЕ ПО НЕВЕРБАЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ |
Пропуская последовательность математических вычислений, приведем только вывод – таблицу критериальных норм (см. табл. 7), сгруппированных по функциям общения:
КОНТАКТНАЯ – установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщения, поддержания взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированности.
УСТАНОВЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ – осознание и фиксирование своего места в системе деловых и прочих связей.
ИНФОРМАЦИОННАЯ – обмен сообщениями, т.е. прием–передача каких–либо сведений в ответ на запрос.
ПОБУДИТЕЛЬНАЯ – стимуляция активности партнера по общению, направляющая его на выполнение тех или иных действий.
ПОНИМАНИЯ – не только адекватное восприятие и понимание смысла сообщения, но и понимание партнерами друг друга (их намерений и т.п.).
КООРДИНАЦИОННАЯ – взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности.
(8). АМОТИВНАЯ – возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний (как по вербальной, так и по невербальной составляющей).
(10). ОКАЗАНИЕ ВЛИЯНИЯ – изменение состояния, поведения, личностно–смыс-ловых образований партнера, в т.ч. его намерений, решений и т.д. (как по вербальной, так и по невербальной составляющей).
Таблица 7
Таблица критериальных норм
ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ Критериальные меры |
«контактная» | «установление отношений» | «информационная» | «побудительная» | «понимания» | «координационная» | «амотивная» по вербальной составляющей | «амотивная» по невербальной составляющей |
«оказания влияния» по вербальной составляющей |
«оказания влияния» по невербальной составляющей |
КРИТЕРИАЛЬНЫЕ НОРМЫ В БАЛЛАХ |
от 3,97 до 4,50 |
от 2,42 до 3,50 |
от 3,05 до 3,47 |
от 4,05 до 4,50 |
от 4,10 до 4,55 |
от 3,85 до 4,50 |
от 3,00 до 3,50 |
от 1,00 до 1,90 |
от 2,00 до 3,30 |
от 1,00 до 2,00 |
Некоторое пояснение к табл. 7.
Оценка проводится по 5–ти балльной шкале, где 5 суть «отлично».
Данная таблица может быть использована для прогностической оценки эффективности воздействия на заданную аудиторию вновь подготовленных устных выступлений или видео материалов. Так, например, для определения соответствия критериальной норме функции «КОНТАКТНАЯ» можно задать представителям целевой выбрки вопрос: «Насколько начало просмотра (прослушивания) вновь подготовленного материала подготовило Вас к восприятию сути (характера) данного ролика (выступления).
Не вдаваясь в «технические подробности», кратко отметим только ту идею, которая использована нами при разработке данных, приведенных в табл. 7.
В период с 1989 года по 1993 год нами эмпирическим путем было доказано (на выборке в 1200 респондентов), если люди длительное время эффективно способны выполнять функциональную задачу «оказание влияния на ситуацию, конкретное лицо», то они однозначно с одним и тем же качеством совершают основные действия, реализуемые в сфере общения (см. табл. 5).
Эта идея и была положена в основу разработки Методики – оцениваются определенные параметры вновь подготовленных материалов (их различных вариантов) и если ответы на поставленные вопросы[33] совпадают с эталонными оценочными суждениями, то делается вывод: материал будет воспринят аудиторий с должным вниманием и, главное, с пониманием существа затрагиваемого вопросы, т.е. будет достигаться требуемое воздействие на целевую аудиторию.
О действенности подобного подхода говорит тот факт, что за период с 1995 года по 2000 год по данной Методике были оказаны консалтиговые услуги более 30 компаниям среднего и крупного бизнеса. Отрицательных отзывов получено не было.
В настоящем кратком обзоре результатов проведенного нами исследования были рассмотрены только некоторые вопросы, связанные с процессом нравственно–бого-словского осмысления психологического категориального аппарата. Эта работа, на наш взгляд, может быть продолжена в направлении православного осмысления других феноменов, полученных материалистической психологией.
Результаты исследования использовались автором:
в 2004 – 2007 годах при оказании консультационных психологических услуг посетителям православного центра при храме иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыно (г. Москва);
в 2007 году в процессе чтения курса лекций и проведения семинарских занятий по курсу общей и экспериментальной психологии на педагогическом факультете Православного Свято–Тихоновского гуманитарного университета.
Приведенные в данной статье выводы могут быть использованы как не имеющими базовой психологической подготовки молодыми пастырями, так и миссионерами, православными психологами–консультантами. Сама же методика оценки делового потенциала, думается, может найти определенное, хотя и ограниченное по своим возможностям применение, как в образовательной сфере, так и в практической работе церковных организаций.