Защита прав потребителей
помощи потребителям:предоставление консультаций;
представление их интересов в судах по прецедентам в случаях, предусмотренных законом;
выдача заключений по судебным делам по инициативе Комитета либо по инициативе лиц, участвующих в деле, либо по инициативе суда;
обращение в суд в защиту неопределенного круга потребителей;
участие в судебном заседании в качестве специалиста по инициативе суда.
14. Ведение централизованного учета обращений граждан, подготовка на основе анализа и обобщения обращений граждан предложений по устранению причин нарушения прав потребителей.
15. Создание правовых условий для реализации на территории города эффективной защиты прав потребителей. ОБЭП РБ как орган управления оказывает услуги в спорах по различным вопросам. Круг вопросов определен на рисунке 6.
Мероприятия по защите прав потребителей ежегодно включаются в стратегические программы Основных направлений деятельности Администрации по социально-экономическому развитию города Уфа и успешно выполняются.
Структура обращений потребителей за 12 лет
Розничная торговля - 47 996 обращений (47%);
Возмездные услуги - 48 972 (48);
Работы бытового подряда - 5 539 обращений (5%).
Рассмотрим структуру обращений потребителей на рисунке 4.
Правовая помощь жителям города - одно из направлений отдела по борьбе с экономическими преступлениями.
Рис.6. Услуги ОБЭП РБ в 2006 году
С 1993 по 2005 годы ОБЭП РБ оказал правовую помощь более 108 тыс. граждан, в среднем более 9 тыс. в год. Правовые консультации предотвратили возможные убытки жителей города в размере более 600 млн. руб. Только за последние 7 лет в суды от Комитета в интересах потребителей предъявлено 137 исков на сумму более 7 млн.860 тыс. руб.
Комитет активно осуществлял полномочия, предоставленные нормой статьи 46 Федерального закона "О защите прав потребителей", по защите прав и интересов неопределенного круга потребителей: предъявлен 21 иск в защиту неопределенного круга лиц, в частности:
В 2005 году судами рассматриваются иски в защиту неопределенного круга потребителей к ЗАО "Банк "Русский Стандарт" - о несоблюдении письменной формы договора кредита; к ОАО "Аэрофлот - Российские авиалинии" - о признании условий договора ущемляющими права потребителей; к ООО "Гамма" - о признании некоторых условий гарантийного обслуживания сложной бытовой техники ущемляющими права потребителей.
За 12 лет оказана помощь в оформлении:
18 577 исковых заявлений (в среднем 1548 в год), что составляет 17,1% от количества обратившихся в Комитет.
60 508 претензий (55,7%).
Сотрудниками ОБЭП РБ дано 23 361 консультация (21,5%) и 3 517 "интернет-консультаций".
Рассмотрим схему взаимодействия отдела по борьбе с экономическими преступлениями и потребителем на рисунке 8:
Рис.8. Взаимодействие потребителей и ОБЭП
Судебная практика ОБЭП РБ показала, что сотрудники Комитета активно работали в судах. С их участием рассмотрено 572 дела.215 дел удовлетворено на сумму более 13 млн.645 тыс. руб., заключено 56 мировых соглашений на сумму более 1 млн.824 тыс. руб. С 2005 года, в связи с внесением изменений в Федеральный закон "О защите прав потребителей", за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя суд обязан взыскивать с ответчика - нарушителя прав потребителей в городской бюджет штраф в размере 50% от суммы, присужденной в пользу потребителя. Штраф в городской бюджет по делам, в которых принимал участие ОБЭП РБ составляет на 1 сентября 2005 года, по подтвержденной документально информации, 949 тыс.260 руб.
Аналитическая контрольная деятельность Комитета по борьбе с экономическими преступлениями.
С 27 января 1997 года по 1 июля 2002 года Комитет обеспечивал деятельность Екатеринбургской городской административной комиссии по рассмотрению правонарушений, связанных с правами потребителей. На заседаниях комиссии было рассмотрено около 4 588 протоколов об административных правонарушениях, наложено штрафов на сумму более 3 млн.250 тыс. руб. По постановлениям, вступившим в законную силу, в бюджет города поступило около 50% суммы наложенных штрафов.
ОБЭП РБ активно взаимодействовал с органами милиции, прокуратуры, со структурными подразделениями администраций города и районов в части осуществления контроля деятельности субъектов хозяйствования с целью исключения нарушения прав потребителей. Так, с 1998 года до 2002 года сотрудниками ОБЭП РБ проверена деятельность более 480 субъектов хозяйствования, было выявлено более 1000 нарушений, сведения о которых были переданы в соответствующие контролирующие организации.
В соответствии со статьей 44 Федерального закона "О защите прав потребителей" проводился анализ договоров, заключаемых продавцами, исполнителями, изготовителями с потребителями в целях выявления условий, ущемляющих права потребителей. Проанализирована работа около 170 субъектов хозяйствования, в деятельности которых выявлено около 500 нарушений. Проведены анализы договорных отношений с потребителями организаций, осуществляющих предоставление информационных услуг, жилищно-коммунальных услуг, ритуальных услуг; организаций, торгующих обувью, другими вещами, а также организаций-арендодателей и наймодателей жилых помещений в общежитиях.
2.3 Совершенствование деятельности органов по защите прав потребителей
В 1995 году по инициативе ОБЭП РБ: в г. Уфе был проведен I Всероссийский семинар органов по защите прав потребителей при местных администрациях РФ, в котором приняло участие 286 представителей.
В марте 1997 года ОБЭП РБ организована и проведена II Всероссийская конференция органов, защищающих права потребителей, и праздник "Потребитель-97", в рамкам которого прошли конкурсы на лучшую организацию по предоставлению услуг населению г. Уфы. В конференции приняли участие более 300 представителей 47 субъектов РФ из более чем 100 населенных пунктов.
В ноябре 2001 года проведена Всероссийская конференция защитников потребителей "Вопросы защиты прав потребителей в условиях реформы ЖКХ".
С 1998 года ОБЭП РБ принимал участие в подготовке и работе совещаний-семинаров Ассоциации муниципальных образований. По инициативе ОБЭП РБ создана секция Ассоциации по развитию товарного рынка и защите прав потребителей.
С целью обеспечения защиты прав потребителей Комитет активно взаимодействовал с органами, осуществляющими контроль качества товаров (услуг, работ): Министерство антимонопольной политики РФ - более 5,6 тыс. контактов. По инициативе областной транспортной инспекции ОБЭП РБ участвовал в согласовании выдачи лицензий на право предоставления услуг по обслуживанию и ремонту, хранению автомототранспортных средств на автостоянках и в согласовании выдачи патентов на право торговли автомототранспортными средствами и технически сложными товарами, а также по предложению ОБЭП РБ по управлению городским имуществом участвовал в согласовании информации на вывесках субъектов хозяйственной деятельности. Согласование получили более 6 тыс. субъектов хозяйственной деятельности.
Сотрудники ОБЭП РБ принимали участие в совещаниях подразделений администраций города и районов, а также в работе комиссий, созданных по распоряжению Главы города, в том числе являлись членами городской контрольной комиссии по проверке использования приватизированных помещений, городской торговой комиссии, городского Совета по рекламе, комиссии по проведению проверки деятельности Комитета по бытовому обслуживанию населения по реализации Программы развития бытового обслуживания населения города на 2006 годы и т.д. ОБЭП РБ представлял интересы Администрации города в Межведомственном координационном совете по оперативному решению вопросов, связанных с обязательной сертификацией услуг общественного питания на территории Республики Башкортостан. Сотрудники ОБЭП РБ участвовали в аккредитации организаций по сертификации товаров (услуг, работ).
ОБЭП РБ занимается просвещением как потребителей, так и субъектов хозяйственной деятельности.
Совместно с Уральской межрегиональной ассоциацией юристов подготовлена брошюра по потребительскому просвещению граждан, публиковались статьи в журнале "Юридический вестник". Комитет взаимодействует и оказывает помощь в работе общественным объединениям потребителей, заключено 8 договоров о взаимном сотрудничестве.
ОБЭП РБ принимал участие в разработке, согласовании около 130 проектов постановлений Главы города, например, подготовлены замечания и предложения к следующим проектам: "О дополнительных мерах по предотвращению незаконного производства и оборота алкогольной продукции", "О порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг в г. Уфе", "О выполнении Указа Президента РФ от 29.10.92г. № 1311 "О мерах по защите прав покупателей и предотвращении спекуляции", "Об основных правилах оказания услуг общественного питания на территории г. Уфы" и т.д.
ОБЭП РБ разработал и передал в Государственную Думу РФ проекты федеральных законов, таких как "О социальных гарантиях работников государственных и муниципальных органов, защищающих права потребителей", "О защите прав потребителей финансовых услуг", замечания и предложения к федеральным законам "О внесении дополнений в Закон РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О защите прав потребителей", "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", "О государственном регулировании и контроле оборота продукции сексуального характера", а также участвовал в подготовке проекта Указа Президента РФ "О реализации государственной политики по защите прав потребителей".
Создание Межведомственной информационной системы по вопросам защиты прав потребителей.
Государственный контроль за соблюдением законодательства о защите прав потребителей требует создать соответствующую информационную (в том числе статистическую базу). Наличие полной и достоверной информации необходимо для анализа положения дел в сфере защиты прав потребителей, принятия соответствующих оперативных и профилактических мер, подготовке федеральных, районных, региональных программ по защите прав потребителей. До сих пор информационное взаимодействие между министерствами и ведомствами, органами по защите прав потребителей при местных администрациях осуществляется нерегулярно. Становлению единой информационной системы препятствует техническая неоснащенность, неупорядоченность и несопряженность статистической методологии сбора и обработки информации по этим вопросам. Ситуация в России усугубляется и удаленностью территорий, низким качеством связи. Обеспечение в России оперативного учета и немедленного реагирования на поступающие от потребителей жалобы и заявления, информацию о недоброкачественных товарах сегодня - одна из наиболее актуальных задач. Решить эти проблемы призвана Межведомственная информационная система по вопросам защиты прав потребителей (МИС).
Информационная система должна обеспечить решение следующих задач в сфере защиты прав потребителей:
1. Анализ и прогнозирование ситуации в сфере защиты прав потребителей.
2. Подготовка государственных докладов Правительству РФ о реализации государственной политике в сфере защиты прав потребителей.
3. Разработка предложений Правительству РФ по совершенствованию законодательства о защите прав потребителей.
4. Обмен информацией с заинтересованными организациями, в том числе зарубежными; широкое информирование населения и общественности.
5. Разработка рекомендаций, методических материалов для территориальных органов, органов по защите прав потребителей при местных администрациях, общественных организаций по защите прав потребителей.
6. Оперативное оповещение всех заинтересованных организаций, граждан о случаях нарушения прав потребителей, фактах поступления в продажу товаров, опасных для жизни и здоровья.
Также предстоит изменить и саму методологию анализа статистических данных, перейти от сугубо описательной практики фиксируемых нарушений к выявлению причин их возникновения. Исходя из межведомственного характера контроля за реализацией законодательства по защите прав потребителей, информационная система должна быть спланирована как двухуровневая, с выделением центрального аппарата Федерального антимонопольного органа России в качестве головного органа на федеральном уровне.
Рассмотрим межведомственную информационную систему по вопросам защиты прав потребителей на рисунке 9.
Федеральный антимонопольный орган России |
Рис.9. Межведомственная информационная система по вопросам защиты прав потребителей (МИС)
Межведомственная информационная система должна отвечать требованиям, позволяющим в дальнейшем без значительных преобразований в структуре перейти на полностью автоматизированный режим работы и строиться в единую федеральную информационную систему, оперативно взаимодействовать с большим количеством пользователей; обеспечивать структурную гибкость, доступность для пользователей. Она должна быть построена по принципу открытых систем, отвечать требованиям международных стандартов. Сейчас при ограниченных возможностях Антимонопольный комитет России уже создал банки данных, куда занесены сведения об органах по защите прав потребителей при местных администрациях, общественных объединениях потребителей, координационных советах по делам потребителей, реализации законодательства о защите прав потребителей.
Практика применения закона РФ "О защите прав потребителей" выявила основные направления его совершенствования:
1) уточнение ряда определений и общих положений закона;
2) урегулирование отношений потребителей и предпринимателей, связанных с инфляционными процессами;
3) расширение полномочий органов по защите прав потребителей при местных администрациях;
4) конкретизация компетенции и полномочий органов государственного управления, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства о защите прав потребителей в целях увеличения эффективности и согласованности этой деятельности.
Такой выбор был сделан на основе анализа более 25 тысяч дел по заявлениям и жалобам потребителей, рассмотренных Федеральным антимонопольным органом России и его территориальными управлениями, а также обширного опыта работы органов по защите прав потребителей при местных администрациях, судебных органов, общественных организаций потребителей. Принятие предлагаемых изменений и дополнений позволит укрепить правовые основы реализации государственной политики в сфере защиты прав потребителей.
Работа по совершенствованию законодательства о защите прав потребителей должна вестись в следующих направлениях:
Необходимо заполнить проблемы в действующим законодательстве, приняв такие законы как "О независимой потребительской экспертизе", "О рекламе", О праве на получение льгот и преимуществ в сфере торгового, бытового и иных видов обслуживания".
Потребитель на рынке сертифицированных услуг должен находится в равном положение по отношению к продавцам, изготовителям и экспертам. Закон о независимой потребительской экспертизе призван регулировать отношения, возникающие между потребителями, изготовителями, продавцами и независимыми экспертами по вопросам проверки, объективной оценки и информирования заинтересованной стороны о реальном состоянии продукции, подвергшейся экспертизе. К числу основных (общих) положений могут быть отнесены статьи, определяющие порядок функционирования, установление требований к НПЭ. В законе должны быть определены нормы, регулирующие статус независимой экспертизы, включая положение об ответственности за объективность и достоверность заключений по проверкам; правовые последствия за искажение результатов оценок; конкретные меры ответственности за невыполнение требований к порядку проверок; информирование населения и заинтересованных сторон. Кроме того, в законе должно быть отражено право заказчиков на достоверные сведения по результатам экспертиз и о сроках выполнения проверок, гарантии государственной защиты вследствие недостоверных сведений, принимаемые меры по рассматриваемым жалобам, включая жалобы на нарушение правил аккредитации органов и лабораторий.
Предлагаемые положения и нормы законопроекта упорядочили бы взаимоотношения на рынке услуг по добровольной сертификации, позволили бы персонифицировать функции по государственному регулированию этого рынка, усилить ответственность за результаты анализа продукции, подвергаемой проверке. Данный законопроект можно и нужно разрабатывать в сочетании с совершенствованием законодательства о стандартизации и сертификации.
В развитие нуждается законодательство, обеспечивающее защиту прав потребителей от некачественных продуктов питания (особенно импортного производства), которые наводнили Россию. По результатам гигиенической экспертизы Башкирским областным центром санэпиднадзора была запрещена реализация крупной партии риса, поступившего из Тайваня, из-за содержания в нем ряда высокоопасных пестицидов в концентрациях, превышающих предельно допустимые. А также в Республике Башкортостан была запрещена реализация большой партии продуктов, в том числе консервы для детского питания, поступившие из стран Европы, также в связи с наличием признаков порчи, нарушением герметичности банок, истечением сроков их реализации. Отсутствовали документы на консервы, подтверждающие их качество. На протяжение последних лет с 2005-2007 годов в среднем в год с числом пострадавших 1600-2700 человек, от 250 до 460 групповых заболеваний ботулизмом от употребления недоброкачественных продуктов питания. Только от ботулизма в России ежегодно погибают 60-70 человек.
В разрабатываемом под руководством Госкомсанэпиднадзора России и МВД законопроекте "О качестве и безопасности пищевых продуктов" должны содержать нормы и положения по регулированию отношений на всех этапах производства, транспортировки, хранения и реализации пищевых продуктов между изготовителями, получателями, продавцами и потребителями. Анализ международного опыта и опыта ведущих экономических развитых стран свидетельствует, что специального законодательства о качестве и безопасности пищевых продуктов является основополагающим в механизме реализации прав граждан на получение безопасных для жизни и здоровья и полноценных пищевых продуктов, а также получение достоверной информации о составе, пищевой ценности и потребительских свойствах продуктов питания.
Настоящий закон должен помочь функционированию системы обеспечения качества пищевых продуктов, куда входят нормы, регулирующие производство и реализацию новых пищевых продуктов: обеспечению качества пищевых продуктов; этикетированию и маркировке пищевых продуктов; повышению качества импортируемых пищевых продуктов; ужесточению требований к пищевому сырью; усилению контроля качества и безопасности пищевых продуктов.
Одним из перспективных направлений работы по защите прав потребителей должна стать гармонизация соответствующего законодательства стран СНГ и других стран. Правовые системы, законодательства всех государств не должны развиваться изолировано друг от друга. Если два государства могут идти по пути заключения двухсторонних соглашений, то во взаимоотношениях между несколькими государствами нужно идти по пути сближения национальных законодательств и унификации прав.
Одним из важнейших элементов государственной системы защиты прав потребителей является правовое образование населения, направленное на формирование грамотного поведения во взаимоотношениях с продавцами, изготовителями, исполнителями. В целях пропаганды законодательства о защите прав потребителей и повышения правовой грамотности потребителей министерствами и ведомствами, общественными объединениями потребителей и организациями по защите прав потребителей ведется работа по созданию стабильной системы информирования населения через средства массовой информации и соответствующие целевые издания. Во многих центральных газетах - "Российской газете", "Аргументах и фактах", "Известиях", "Торговой газете" - систематически публикуются материалы для потребителей под специальными рубриками.
Вместе с тем важно обеспечить не только широту и доходчивость публикуемых материалов, но и, что самое главное, их достоверность. Известны случаи, когда основанные на достоверных сведениях публикации в прессе вводили в заблуждения потребителей. Так, в 1993 году газетой "Мегаполис - экспресс" была опубликована и в дальнейшем перепечатана в ряде региональных газет (в Читинской, Сахалинской областях и других) ложная информация о том, что индекс "Е" с соответствующими цифровыми кодами на импортных продуктах свидетельствует о наличии в них некоторых вредных ингредиентов (рис 10). На самом же деле этот индекс означает разрешенные международными стандартами пищевые добавки. Ложная информация вызвала панику среди населения, массовый поток жалоб и запросов в организации по защите прав потребителей. Для этого понадобились неоднократные публикации в прессе и официальные разъяснения Госкомсанэпиднадзора России, чтобы пояснить ситуацию и успокоить людей.
Добавки разрешенные и запрещенные.
Разрешено:
Е100, Е101, Е102, Е104, Е110, Е120, Е122, E124, Е129, Е131, Е132, Е123, Е141, Е142, Е143, Е150а, E150b, Е150с, E150d, Е151, Е152, Е160a, Е160b, Е160с, Е160е, В161а, Е161b, E161c, E161d, E161c, E161f, Е161g, Е162, Е163, Е164, Е170, Е171, Е172, Е181, Е200, Е201, Е202, Е203, Е210, Е211, Е212, Е220, Е221, Е222, Е223, Е224, Е234, Е235, Е236, Е239, Е242, Е249, Е250, Е251, Е260, Е261, Е262, Е265, Е266, Е270, Е280, Е290, Е296, Е297, ЕЗ00, Е301, Е304, ЕЗ06, Е307, Е315, Е316, Е319, Е320, Е321, Е322, Е32в, Е327, ЕЗЗО, Е331, Е332, ЕЗЗЗ, Е334, Е335, ЕЗЗ6, Е337, Е338, Е339, Е340, Е341, Е342, Е353, Е354, Е363, Е380, Е383, Е385, ЕЗ86, Е381, Е400, Е401, Е402, Е404, Е405, Е406, Е407, Е410, Е411, Е412, Е413, Е414, Е415, Е416, Е417, Е420, Е421, Е422, Е440, Е446, Е460, Е451, Е452, Е460, Е461, Е464, Е466, Е470, Е471, E472a, Е472b, Е472с, E472d, Е472е, E472f, E472g, Е473, Е47В, E481, Е500, Е501, Е503, Е504, Е507, Е508, Е509, E510, E511, Е513, Е514, Е515, Е516, Е517, Е518, Е524, Е525, Е526, Е527, Е528, Е529, E530, Е536, Е539, Е551, Е55З, Е558, Е570, Е575, Е578, Е585, Е620, Е621, Е626, Е627, Е630, Е631, Е636, Е637, Е900а, Е901, Е902, Е903, Е904, Е905a, Е905b, Е905с, Е920, Е921, E924a, Е927а, Е927b, Е928, Е930, Е940, Е941, Е950, Е951, Е952, Е953, Е954, Е958, Е965, Е966, Е967, Е999, Е1100, Е1101, Е1102, Е1103, Е1104, Е1200, Е1201, Е0202, Е1505, Е1518, Е1520, Е.
Не имеют разрешения в РФ:
Е103, Е107, Е125, Е127, Е128, Е140, Е153, E154, E155, El60d, Е160a, Е166, Е173, Е174, Е175, Е180, Е182, Е209, Е213, Е214, Е215, Е216, Е217, Е218, Е219, Е225, В226, Е227, Е228, Е230, Е231, Е232, Е233, Е237, Е238, Е241, Е252, Е263, Е264, В281, Е282, Е283, Е302, Е303, ВЗ05, Е308, Е309, Е310, Е311, Е312, Е313, Е314, Е317, Е318, В323, Е324, Е325, Е328, Е329, Е343, Е344, Е345, Е349, Е350, Е 351, Е352, Е355, Е356, Е357, Е359, Е365, Е366, ЕЗ67, Е368, Е370, Е375, Е381, Е408, Е409, Е418, Е419, Е429, Е430, Е431, Е432, Е433, Е434, Е435, Е436, Е441, Е442, Е443, Е444, Е446, Е462, Е463, Е465, Е467, Е47, Е476, Е477, Е478, Е479, Е480, Е482, Е483, Е484, Е485, Е486, Е487, Е488, Е489, Е491, Е492, Е493, Е494, Е495, Е496, Е505, Е512, Е519, Е520, Е521, Е522, Е523, Е535, Е837, Е538, Е541, Е542, Е550, Е552, Е554, Е555, Е556, Е557, Е559, Е560, Е574, Е576, Е577, Е579, Е580, Е622, Е623, E624, Е625, Е628, Е629, Е632, Е633, Е634, Е635, Е640, Е922, Е923, Е924, Е92, Е92, Е94, Е94а, Е943b, Е944, Е945, Е946, Е957, Е959, Е1000, Е1001, E1005, Е1503, Е1521.
Рис.10 Разрешенные и запрещенные добавки в пищевые продукты
В группе пищевых добавок, запрещенных к применению в пищевой промышленности России, три наименования, их следует запомнить:
E121 СITRUS RED 2 (цитрусовый красный 2) - краситель;
E123 AMARANTH (амарант) - краситель;
E240 FORMALDEHYDE (формальдегид) - консервант.
Большую просветительскую и информационную работу ведут общественные объединения потребителей. В международной Конфедерации обществ потребителей с сентября 1993года работает отдел потребительского образования, который начал взаимодействовать как с региональными отделениями, районами, так и с центральными ведомствами. Используя банк образовательных программ, которые предоставляют союзы потребителей разных стран, организации потребителей готовят материалы для использования как в вузах, так и для средних учебных заведениях. Особенно важно включение элементов потребительского образования в школьные программы, так как в перспективе это позволит всему населению приобрести знания о защите прав потребителей.
2.4 Всероссийская программа борьбы с контрафактной, фальсифицированной и некачественной продукции
Явление фальсификации товарной продукции приобрело в последние десятилетия особо крупные масштабы. Волна контрафакта, захлестнувшая российский рынок, ощутимо отражается практически на всех отраслях промышленности. Ежегодно поток фальсифицированной продукции продолжает увеличиваться на 10-15%. Ещё в середине 90-х годов его стоимость оценивалась уже в 200 млрд. долл. в год. При этом особенно быстро он захлестнул отрасли, производящие высокотехнологичные и дорогие товары, отрасли массового производства товаров широкого потребления, фармацевтическое и продовольственное производства.
При оценке уровня фальсификации называются различные цифры, но только малая их часть основана на реальном анализе. Основной причиной отсутствия точной статистики в этой области является, с одной стороны, безусловно, трудность сбора информации, а с другой - недооценка важности этой информации. Поэтому многие выводы приходится делать на основе экспертных оценок отдельных ассоциаций производителей, ученых, использовать косвенные статистические показатели.
"Пиратское производство" подрывает авторитет оригинального производителя, несущего ответственность за выявленные производственные дефекты изделий, а также снижает его доходы. Но главное - это большая проблема для потребителей, представляющая реальную опасность для работы, здоровья, а подчас и жизни граждан. Ни одна подделка не может обладать свойствами оригинала, следовательно, не удовлетворяет требованиям потребителя и не соответствует заявленному качеству. В тоже время визуально отличить фальсификат от оригинальной продукции достаточно сложно, а иногда и вовсе невозможно. Товаропроизводители и владельцы товарных знаков вынуждены самостоятельно разрабатывать все более сложные методы по борьбе с подделкой их товаров, чтобы воспрепятствовать появлению "пиратской продукции" на рынке, но в связи с отсутствием единой, централизованной программы, эти методы мало эффективны.
Незаконная реализация контрафактной продукции приводит к недополучению бюджетом значительных денежных средств, препятствует формированию цивилизованного рынка в России, в том числе мешает развитию отношений с зарубежными партнерами, ограничивает приток инвестиций, отрицательно сказывается на взаимоотношениях с Евросоюзом, создает трудности на пути вступления России в ВТО.
В решении вопроса борьбы с контрафактной, фальсифицированной и некачественной продукцией заинтересованы и государство, и товаропроизводители, и потребители.
Возникла необходимость разработать и внедрить долгосрочную стратегию по борьбе с подделками, которая бы предусматривала защиту оригинальной продукции, повышение качества товаров (работ, услуг) и просвещение потребителей, объединяя при поддержке государства ресурсы (интересы) и производителей и потребителей.
Программа борьбы с контрафактной, фальсифицированной и некачественной продукцией Российского и Московского фондов защиты прав потребителей отвечает этим требованиям, является кардинально новой и носит социально-направленный характер. Программа реализуется в рамках проведения Смотров предприятий, организаций, предпринимателей, товаров (работ, услуг, технологий) "Лучшие в России", "Лучшие в Москве", "Лучшие в Подмосковье".
Цели и задачи Программы:
Введение и реализация комплекса мероприятий для товаропроизводителей и дистрибьюторов товаров (работ, услуг), способствующих вытеснению с российского рынка контрафактной, фальсифицированной и некачественной продукции.
Введение специального знака - "Знака обслуживания"
Повышение ответственности товаропроизводителей перед потребителями в интересах продвижения на потребительский рынок качественных товаров, работ и услуг.
Продвижение лучших товаропроизводителей, их информационная поддержка и правовая защита.
Содействие органам власти, самоуправления и контроля в проведении социально-экономической политики в целях наиболее полного удовлетворения интересов населения.
Совершенствование информационной, образовательной и просветительской работы в сфере защиты прав потребителей.
Участники Программы
Организатором Программы являются Российский фонды защиты прав потребителей.
Финансирование Программы
Главным источником финансирования Программы являются средства участников Программы, получаемые в соответствии с заключенными договорами.
Финансирование также может осуществляться за счёт внебюджетных источников регионов и благотворительных средств.
Денежные средства направляются на финансирование мероприятий в рамках реализации Программы.
Заключительная часть.
Воплощение данной Программы позволяет:
объединить интересы потребителей и производителей товаров (работ, услуг) по вытеснению с российского рынка подделок и недоброкачественной продукции;
отличать оригинальную продукцию от контрафакта как потребителям, так и контролирующим органам;
формировать добропорядочные отношения на потребительском рынке.
Таким образом, Программа позволяет решать важнейший вопрос - создание согласованными действиями потребителей и производителей общего экономического пространства на пути формирования цивилизованного рынка в России.
Рассмотрим вопрос защиты прав потребителей на примере использования в работе предприятий нелицензионного программного обеспечения.
На данный момент времени каждое предприятие обязано вести бухгалтерский учет, а следовательно возникает необходимость приобретения компьютера и программного обеспечения. Программным обеспечением с целью ведения бухгалтерского учета являются бухгалтерские программы, которые распространяются фирмами - производителями с условием предоставления бесплатных консультаций в случае необходимости, бесплатного обновления и обслуживания за умеренную плату. Так, стоимость самой доступной бухгалтерской программы "С: Бухгалтерия 8.0" на одно рабочее место 9 тыс. рублей. Не каждый предприниматель без образования юридического лица или субъект малого предпринимательства может позволить себе подобные траты, особенно в первое время. Именно в этот момент ему и предлагается нелицензионная версия программного обеспечения. Стоимость установки нелицензионной версии на 1 компьютер - от 500 до 1000 рублей. Большинство субъектов малого бизнеса охотно соглашаются на данное предложение. Правда, распространители таких версий не предоставляют дополнительных услуг:
не обновляют версию бесплатно, за каждое обновление необходимо заплатить не менее 500 рублей;
не предоставляют информации при сбоях, что требует дополнительных затрат на переустановку программного обеспечения, а в некоторых случаях и восстановление утерянных данных;
не гарантируют бесперебойной работы программного обеспечения;
не осуществляют обслуживание программного обеспечения.
Даже если часть субъектов малого бизнеса воспользуются услугой по установке нелицензионной программы, то потери будут и у государства (не облагается продажа нелицензионной продукции налогом на прибыль организации) и у потребителя (нет гарантии при работе с программным обеспечением).
Используя нелегальное программное обеспечение, предприятие нарушает не только закон об авторских правах, но еще и налоговые законы, некоторые статьи уголовного кодекса, инструкции по ведению бухгалтерского учета и многие другие законы.
Незаконное копирование программного обеспечения, намеренное или неосознанное, подвергает предприятие риску. Раскроем риски, связанные с нарушением условий лицензионных соглашений:
использование нелицензионных копий программ является нарушением авторских прав и может повлечь за собой применение мер юридической ответственности. Организации может быть предъявлен иск со стороны правообладателя, а ответственные сотрудники в организации могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности;
ущерб деловой репутации может принести нарушение требований закона об авторских правах. Этот фактор особенно важен для компаний, имеющих зарубежных партнеров или клиентов.
в "пиратских" копиях программного обеспечения могут содержаться вирусы или иной вредоносный код, способный поражать отдельные компьютеры и целые сети. Вирусы могут вызвать безвозвратную потерю данных, что для многих компаний чревато очень серьезными последствиями.
производители программного обеспечения не предоставляют технической поддержки пользователям нелицензионных копий продуктов. При возникновении технических проблемы, тормозящей работу, компании придется самостоятельно заниматься ее разрешением. Кроме того, компания не имеет право на приобретение версий "обновление" для имеющихся продуктов.
нелицензионные копии программного обеспечения могут стать причиной несовместимости программ, которые в обычных условиях хорошо взаимодействуют друг с другом. Это может привести к перебоям и нарушениям в основной деятельности компании, порче и утере ценной информации.
Преимуществами лицензионного программного обеспечения:
при рациональном управлении программным обеспечением легко определить, какие программы нужны, а какие нет. Кроме того, можно воспользоваться скидками, предлагаемыми многими производителями программного обеспечения в рамках программ корпоративного лицензирования, и выбрать способ наиболее эффективного развертывания программ в организации;
управление программным обеспечением снижает возможность сбоя при взаимодействии компьютерных программ.
Произведем расчет экономической эффективности мероприятий, направленных на снижение объема нелицензионного программного обеспечения.
Согласно статистических данных количество зарегистрированных субъектов малого бизнеса постоянно растет, что можно проследить на рисунке 5.
Проведем тестирование мнения жителей г. Уфы по поводу применения лицензионного программного обеспечения на предприятия субъектах малого бизнеса. Вопросы теста представим в таблице 5:
Таблица 5
Тестирование работников субъектов