Защита прав потребителей
Содержание
Введение
1. Теоретические основы организации деятельности по правам потребителей
1.1 Из истории движения в защиту прав потребителей
1.2 Сравнительная характеристика деятельности по защите прав потребителей в России и других развитых странах
1.3 Государственная и общественная защита прав потребителей
2. Деятельность организации по защите прав потребителей
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Деятельность ОБЭП в сфере организации защиты прав потребителей
2.3 Совершенствование деятельности органов по защите прав потребителей
2.4 Всероссийская программа борьбы с контрафактной, фальсифицированной и некачественной продукции
Заключение
Библиографический список
Введение
Создание в России действенной системы защиты прав потребителей является одной из основных задач государственной потребительской политики.
Позитивные тенденции в экономике способствуют формированию качественной номенклатуры потребительского рынка, существенно влияют на расширение потребительского спроса населения и выдвигают новые задачи перед системой государственной и общественной защиты прав потребителей.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы подчеркивает опыт рыночного развития российской экономики, на основании которого доказана необходимость сохранения государственного контроля в вопросах организации защиты прав потребителей.
Цель выпускной квалификационной работы определить направления по повышению эффективности деятельности органов по защите прав потребителей (их территориальных управлений) в области контроля соблюдения законодательства о защите прав потребителей.
В соответствии с целью, выдвигаются следующие задачи:
определить роль федеральных и муниципальных органов государственного управления в сфере защиты прав потребителей;
проанализировать работу антимонопольных органов в сфере защиты прав потребителей и рассмотреть основные проблемы, возникающие в ходе работы по контролю соблюдения законодательства и в процессе судебной защиты прав потребителей;
на примере ОБЭП МВД РБ рассмотреть деятельность отдела по защите прав потребителей;
выявить приоритетные направления деятельности отдела и рассмотреть практику судебной защиты прав потребителей;
определить основные вопросы, с которыми сталкивается отдел по защите прав потребителей в процессе своей деятельности.
Основными документами, регулирующими вопрос защиты прав потребителей в РФ стали Гражданский Кодекс и Федеральный закон "О защите прав потребителей" от 7.02.1992 г. № 2300-1.
Закон о защите прав потребителей регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав. В соответствии с законодательством, Правительство Российской Федерации вправе издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров.
Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей обеспечивается посредством включения соответствующих требований в государственные образовательные стандарты и общеобразовательные и профессиональные программы, а также посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав.
Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом.
Изготовитель обязан обеспечивать безопасность товара (работы) в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы).
Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие не обеспечения безопасности товара (работы), подлежит возмещению в соответствии со статьей 14 ФЗ "О защите прав потребителей".
Если установлено, что при соблюдении потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы) он причиняет или может причинить вред жизни, здоровью и имуществу потребителя, окружающей среде, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан незамедлительно приостановить его производство (реализацию) до устранения причин вреда, а в необходимых случаях принять меры по изъятию его из оборота и отзыву от потребителя (потребителей).
Если причины вреда устранить невозможно, изготовитель (исполнитель) обязан снять такой товар (работу, услугу) с производства. При невыполнении изготовителем (исполнителем) этой обязанности уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю в области защиты прав потребителей принимает меры по отзыву такого товара (работы, услуги) с внутреннего рынка и от потребителя или потребителей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Убытки, причиненные потребителю в связи с отзывом товара (работы, услуги), подлежат возмещению изготовителем (исполнителем) в полном объеме.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, содержательной части, заключения и библиографического списка, приложения.
1. Теоретические основы организации деятельности по правам потребителей
1.1 Из истории движения в защиту прав потребителей
В Российской Федерации правовая основа для формирования и реализации целенаправленной политики в сфере защиты прав потребителей была создана с введением в действие 7 февраля 1992 г. Закона "О защите прав потребителей". В законе нашла отражение тенденция усиления законодательного регулирования отношений, направленных на охрану прав граждан. Закон закрепил важнейшие международного признанные права потребителей: право на государственную и общественную защиту прав потребителей, право на объединение в организации потребителей и другие. Национальная политика в сфере защиты прав потребителей заняла прочные позиции в социально-экономических преобразованиях, происходящих в Российской Федерации. Она осуществляется в тесной взаимосвязи с общим курсом экономических и правовых реформ, институциональными преобразованиями, развитием конкуренции, а также с учетом их влияния на экономическое положение граждан на потребительском рынке товаров, работ, услуг. Тем самым политика в сфере защиты прав потребителей призвана в полной мере способствовать достижению стратегической цели социально-экономических программы Правительства Российской Федерации до 2010 г. - повышению уровня жизни населения.
В России под национальной системой защиты прав потребителей принято понимать совокупность федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей, полномочия которых в рассматриваемой области специально оговорены в Законе Российской Федерации "О защите прав потребителей". Составляющие систему элементы осуществляют весь комплекс работ по формированию и реализации национальной политики в сфере защиты прав потребителей на национальном, региональном и муниципальном уровнях. При этом следует отметить, что этими структурами далеко не исчерпывается перечень лиц, участвующих в защите прав потребителей.
Главным федеральным органом по защите прав потребителей является Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Российской Федерации (МАП РФ). МАП РФ имеет территориальные управления, расположенные в областных и краевых центрах. МАП России осуществляют государственный контроль соблюдения законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей. Министерство и его территориальные органы имеют право по определенной процедуре рассматривать дела о нарушениях прав потребителей, выдавать предписания об устранении этих нарушений и налагать на нарушителей штрафы, предъявлять в суд иски в интересах потребителей, принимать решения об отзыве товаров, которые могут быть опасны для жизни и здоровья потребителей.
Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы является отраслевым органом исполнительной власти г. Москвы, подведомственным Правительству Москвы, обеспечивающим проведение политики города Москвы в сфере розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения. Департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, иными федеральными нормативными правовыми актами, Уставом города Москвы, другими законами города Москвы, иными нормативными правовыми актами города Москвы. Департамент осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти города Москвы, органами местного самоуправления, организациями и общественными объединениями. Департамент координирует деятельность других органов власти города Москвы, в том числе префектур и управлений районов, контролирующих органов в сфере потребительского рынка и услуг.
Основными задачами Департамента является: проведение государственной политики в сфере потребительского рынка и услуг; подготовка и контроль за реализацией городских целевых программ в сфере потребительского рынка и услуг; координация деятельности органов исполнительной власти города и подведомственных организаций в сфере потребительского рынка и услуг; анализ состояния и тенденций развития потребительского рынка города Москвы; разработка предложений о совершенствовании механизмов экономического и правового регулирования деятельности предприятий розничной торговли, общественного питания различных организационно-правовых форм и форм собственности и организаций бытового обслуживания населения; координация деятельности контролирующих и надзорных органов в сфере потребительского рынка и услуг города Москвы; координация и организация системы защиты прав потребителей; содействие развитию предпринимательской деятельности и конкуренции в сфере потребительского рынка и услуг, создание условий для привлечения инвестиций в развитие отрасли; поддержка отечественных товаропроизводителей в сфере потребительского рынка и услуг.
1.2 Сравнительная характеристика деятельности по защите прав потребителей в России и других развитых странах
Потребительское движение зародилось в США в начале ХХ века. Особая роль в защите прав потребителей принадлежит различным объединениям и обществам потребителей, которые начали создаваться еще в XIX веке.
Движение по защите прав потребителей в России началось сравнительно недавно, развиваясь и расширяясь движение по защите прав потребителей в России пошло не от общественных организаций, а основой его стало федеральное законодательство.
Схема развития движения по защите прав потребителей в России представлена на рисунке 1.
Рис.1. Движение по защите прав потребителей в России
Раскроем развитие движений по защите прав потребителей в США (рис.2).
Европейским экономическим сообществом накоплен большой опыт по защите прав потребителей. Этот опыт представляется весьма полезным для стран, в которых как в России, законодательство о защите прав потребителей появилось совсем недавно.
Схему развития движения в странах ЕЭС рассмотрим на рисунке 3.
Таким образом, рассматривая в сравнении пути развития движений по защите прав потребителей различных страх с развитием движения по защите прав потребителей в России можно сделать следующие выводы:
законодательство РФ по защите прав потребителей вобрало в себя большую часть опыта зарубежных стран в вопросе защиты прав потребителей;
начало движения защиты прав потребления в Российской Федерации положено не общественными организациями, а государственными органами;
одной из задач защиты прав потребителей в Российской Федерации стала поддержка отечественных товаропроизводителей в сфере потребительских товаров и услуг, так как в момент принятия законодательство российская промышленность была в экономической "яме" и наблюдалось засилие рынка потребительских товаров и услуг товарами и услугами импортными товарами не самого лучшего качества, что способствовало развитию движения;
только в Российской Федерации задачей защиты прав потребителей является создание условий для привлечения инвестиций в различные отрасли, связанные с производством потребительских товаров;
в целях защиты па потребителей привлекаются государственные контролирующие органы, в том числе: санэпидемстанция, налоговые инспекции, Ростехнадзор (в области охраны окружающей среды) и МВД.
Все эти организации способствуют защите прав государства (сборы, штрафы и налоги, поступающие в бюджет), но и защите прав потребителей, так как параллельно контролируют и качество продукции, товаров, услуг.
Рис.3. Развитие движения защиты прав потребителей в странах ЕЭС
1.3 Государственная и общественная защита прав потребителей
Статья 40. Государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей
1. Государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей (далее - государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей), осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами), а также иными федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами), осуществляющими функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
2. Государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей предусматривают:
проведение мероприятий, связанных с контролем, - проверка соблюдения изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами) обязательных требований законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, а также обязательных требований к товарам (работам, услугам);
выдачу в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предписаний изготовителям (исполнителям, продавцам, уполномоченным организациям или уполномоченным индивидуальным предпринимателям, импортерам) о прекращении нарушений прав потребителей, о необходимости соблюдения обязательных требований к товарам (работам, услугам);
в установленном законодательством Российской Федерации порядке принятие мер по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), которые не соответствуют обязательным требованиям (в том числе с истекшим сроком годности), и товаров, на которые должен быть установлен, но не установлен срок годности, по отзыву с внутреннего рынка и (или) от потребителя или потребителей товаров (работ, услуг), которые не соответствуют обязательным требованиям, и информированию об этом потребителей;
направление в орган, осуществляющий лицензирование соответствующего вида деятельности (лицензирующий орган), материалов о нарушении прав потребителей для рассмотрения вопросов о приостановлении действия или об аннулировании соответствующей лицензии в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
направление в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы по подведомственности материалов для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации прав потребителей;
обращение в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей, а также с заявлениями о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации, импортера) либо о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя (уполномоченного индивидуального предпринимателя) за неоднократное или грубое нарушение установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации прав потребителей.
3. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), а также иные федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), могут быть привлечены судом к участию в деле или вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей.
4. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики в области защиты прав потребителей, дает разъяснения по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, а также утверждает положение о порядке рассмотрения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами) дел о нарушении законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.
Статья 41. Обязанность изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) по предоставлению информации федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного контроля и надзора в области защиты прав потребителей (их территориальным органам)
Изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) по требованию уполномоченного федерального органа исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальных органов), а также иных федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов), осуществляющих функции по государственному контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), их должностных лиц обязан предоставить в установленный ими срок достоверные сведения, документацию, объяснения в письменной и (или) устной форме и иную информацию, необходимую для осуществления указанными федеральными органами исполнительной власти и их должностными лицами полномочий, установленных настоящим Законом.
Статья 42.1 Полномочия высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области защиты прав потребителей
Высший исполнительный орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации осуществляет мероприятия по реализации, обеспечению и защите прав потребителей и в пределах своих полномочий принимает определенные меры.
Статья 43. Ответственность за нарушение прав потребителей, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации
За нарушение прав потребителей, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, продавец (исполнитель, изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 44. Осуществление защиты прав потребителей органами местного самоуправления
В целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования органы местного самоуправления вправе:
рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей;
обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).
При выявлении по жалобе потребителя товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды незамедлительно извещать об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг).
Статья 45. Права общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов)
1. Граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), которые осуществляют свою деятельность в соответствии с уставами указанных объединений (их ассоциаций, союзов) и законодательством Российской Федерации.
2. Общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе:
участвовать в разработке обязательных требований к товарам (работам, услугам), а также проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них;
проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, а также информировать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях, участвовать по просьбе потребителей в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей;
распространять информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав, о результатах сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг), а также иную информацию, которая будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей. Публикуемые общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) результаты сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг) не являются рекламой;
вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о принятии мер по повышению качества товаров (работ, услуг), по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), по отзыву с внутреннего рынка товаров (работ, услуг), не соответствующих предъявляемым к ним и установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательным требованиям;
вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей, установленные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам и иным регулирующим отношения в области защиты прав потребителей нормативным правовым актам Российской Федерации;
обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).
Статья 46. Защита прав и законных интересов неопределенного круга потребителей
Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), иные федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий.
При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.
Вступившее в законную силу решение суда о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей обязательно для суда, рассматривающего иск потребителя о защите его прав, возникших вследствие наступления гражданско-правовых последствий действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера), в части вопросов, имели ли место такие действия и совершены ли они изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером).
Одновременно с удовлетворением иска, предъявленного общественным объединением потребителей (их ассоциацией, союзом), органами местного самоуправления в интересах неопределенного круга потребителей, суд принимает решение о возмещении общественному объединению потребителей (их ассоциации, союзу), органам местного самоуправления всех понесенных по делу судебных издержек, а также иных возникших до обращения в суд и связанных с рассмотрением дела необходимых расходов, в том числе расходов на проведение независимой экспертизы в случае выявления в результате проведения такой экспертизы нарушения обязательных требований к товарам (работам, услугам).
2. Деятельность организации по защите прав потребителей
2.1 Краткая характеристика предприятия
В социально-экономических условиях, сложившихся в СССР в 30-е годы, возникла необходимость создания специализированных органов по борьбе с преступлениями, посягающими на экономическую основу государства.
До 1937 года организация борьбы с экономическими правонарушениями была возложена на органы государственной безопасности. В связи с происходящими изменениями в политической и экономической жизни страны функции по защите экономики от преступных посягательств в соответствии с приказом НКВД СССР были переданы Главному управлению рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР, где и была создана специальная служба по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией.
16 марта 1937 года в составе Главного управления милиции НКВД СССР был организован отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией - ОБХСС ГУМ НКВД СССР. Было также принято Положение об ОБХСС, в котором определено, что "ОБХСС создается для обеспечения борьбы с хищениями социалистической собственности в организациях и учреждениях государственной торговли, потребительской, промысловой и инвалидной кооперации, заготовительных органах и сберкассах, а также для борьбы со спекуляцией".
В период организации службы БХСС кадровый состав был укомплектован наиболее подготовленными сотрудниками милиции из бывшего экономического отдела НКВД.
Наряду с активным участием в укреплении социалистической собственности аппараты БХСС решали ответственные задачи по разоблачению и пресечению преступной деятельности спекулянтов, помогая нормальной работе предприятий государственной торговли и потребительской кооперации. В предвоенные годы происходит дальнейшее совершенствование форм и методов работы по борьбе с хищениями социалистической собственности, спекуляцией и фальшивомонетничеством. В этот период на службу БХСС была возложена обязанность вести борьбу с валютчиками и контрабандистами.
За время существования службы БХСС претерпела много переименований и реорганизаций, но суть осталась - борьба с хищениями социалистической собственности и спекуляцией. Добавилась только функция борьбы со взяточничеством.
С января 1991 года служба БХСС МВД РСФСР была переименовала в подразделение по борьбе с преступлениями в сфере экономики службы криминальной милиции (БЭП СКМ МВД РСФСР).
В 1992 году в МВД России появилось подразделение, которое получило название - Главное управление по экономическим преступлениям (ГУЭП МВД РФ).
Большая часть сотрудников этого подразделения - военнообязанные граждане, пришедшие на работу после армии.
Численность работников ОБЭП по району не превышает 8 человек, по городу составляет около 50 человек.
Государственное финансирование отдела по борьбе с экономическими преступлениями осуществляется через систему МВД в соответствии с принятыми планами на следующий год. В 2006 году бюджетное финансирование на содержание ОБЭП города Уфы составило 26 млн. рублей, истрачено 24,8 млн. рублей.
Структура подразделения может быть рассмотрена на рисунке 4.
Рис.4. Структура управления УБЭП
Рассмотрим состав сотрудников ГУБЭП:
штатная / фактическая численность работников городского УБЭП - 8/8 человек по стажу работы в службе не менее 3 лет - 5 человек;
штатная/ фактическая численность службы на 01.01.2007 г. - 8/8 человек по стажу в службе менее 3 лет - 3 человека;
количество сотрудников прошедших первоначальную подготовку при учебных центрах МВД - 6 человек;
примерная нагрузка: поступило жалоб и обращений за год - 52, на одного сотрудника 6,5;
количество следователей по экономическим преступлениям - 3 человека.
За 2006 год отделом внутренних дел Республики Башкортостан выявлено 132 преступления экономической направленности, из них по линии криминальной милиции - 24 преступления. Основной объем данных преступлений составляют преступления против собственности - 123, особое внимание уделялось таким составам преступлений, как хищение путем присвоения, совершенное группой лиц, с использованием служебного положения, с причинением значительного ущерба, в крупных размерах. Таким образом, было выявлено 41 факт хищения путем присвоения, из них 19 по линии криминальной милиции, в том числе 1 в крупном размере, 1 факт мошенничества, в том числе 1 по линии КМ. Общая сумма ущерба по возбужденным уголовным делам составила более 1500 тыс. рублей. За отчетный период не выявлено ни одного факта должностного преступления, в т. ч. взяточничества, ни одного хищения в крупном размере путем мошенничества. Более качественной работе по выявлению преступлений почти по всем направлениям деятельности способствовала активная совместная работа с контрольно-ревизионными органами. Основное количество выявленных преступлений приходится на потребительский рынок, что связано с одной стороны с плохой организацией контроля в данной сфере деятельности, а с другой стороны с более качественным осуществлением ревизии и проверок, с более полным оперативным прикрытием объектов данной сферы. В 2007 году планируется организовать совместные мероприятия с отделом налоговых преступлений по отработке отдельных объектов потребительского рынка, а также осуществление комплекса мероприятий по выявлению преступлений в бюджетной сфере, при этом особое внимание уделить сфере образования, а также выявлению злоупотреблений при целевом бюджетном финансировании. Особое внимание в 2007 году также будет уделено выявлению таких преступлений, как присвоение и растрата, мошенничество, должностным преступлениям, различным видом злоупотреблений, выявлению новых составов преступлений.
Сведения о результатах борьбы городского УБЭП с преступлениями в бюджетной сфере рассмотрим в таблицу 1:
Таблица 1
Сведения о результатах борьбы с преступлениями в бюджетной сфере
Линия опер. обслуживания | Всего выявлено преступлений | Присвоение и растрата | Мошенничество | Должностные преступления | Взяточничество | Коммерческий подкуп |
Здравохранение | - | - | - | - | 2 | - |
Образование | - | - | - | - | - | - |
Культура и искусство |
- |
- |
- |
- |
- | - |
Страхование | - | - | - | - | - | - |
Соцобеспечение | - | - | - | - | - | - |
Спорт и туризм | - | - | - | - | - | - |
Общественные организации | 2 | 2 | - | - | - | - |
ЖКХ | - | - | - | - | - | - |
Пенсионное обеспечение |
- |
- |
- |
- |
- | - |
Игорный бизнес, лотереи | - | - | 5 | - | - | - |
Гуманитарная помощь | - | - | - | - | - | - |
Итого | 2 | 2 | 5 | - | 2 | - |
Общий экономический эффект по борьбе с преступлениями в бюджетной сфере - 206 тыс. руб.
Активно использовалось взаимодействие с региональными отделениями КРУ МФ, по акту ревизии возбуждено уголовное дело по ч.2 ст.160 УК РФ.
Наиболее часто в бюджетной сфере встречается присвоение при выдаче денежных средств, хранении ТМЦ и т.д.
Сведения о результатах проверки в коммерческой сфере рассмотрим в таблице 2:
Таблица 2
Сведения о результатах проверки в коммерческой сфере в 2006 году
Сведения о результатах борьбы с преступлениями в сфере: | 2005 г | 2006 г | Отклонение | |||
Кол-во | Тыс. руб. | Кол-во | Тыс. руб. | Кол-во | Тыс. руб. | |
- приватизации | ||||||
- топливно - энергетического комплекса | 2 | 168 | 1 | 280 | -1 | +112 |
- промышленности и транспорта | ||||||
- оборота драгоценных металлов и драгоценных камней | 1 | 68 | 2 | 266 | +1 | +198 |
- социальной сферы | ||||||
-на потребительском рынке | 12 | 312 | 8 | 169 | -4 | -143 |
- добычи, преработки и оборота водных биоресурсов | ||||||
- производства и оборота алкогольной и табачной продукции | 6 | 784 | 5 | 880 | -1 | +96 |
Итого | 21 | 1332 | 16 | 1595 | -1 | +263 |
В соответствии с данными таблицы 2 выявлено, что в 2006 году было выявлено наибольшее количество экономических преступлений в сфере производства и оборота алкогольной и табачной продукции, причем сумма изъятых ценностей составила на 96 тыс. рублей больше показателя 2005 года.
Нарушения в сфере потребительского рынка выявлены на основании жалоб граждан, которых в 2006 году увеличилось по сравнению с предыдущем годом на 15%, однако, надо отметить, что 60% всех жалоб подвергаемых проверке имеют результат от проведенных проверок.
Нарушений не выявлено в сфере добычи и переработки и оборота водных ресурсов, социальной сфере, в сфере промышленности и транспорта.
Рассмотрим динамику выявленных преступлений на рисунке 5.
Рис.5. Динамика выявленных преступлений в 2005-2006 гг.
Рассмотрим мероприятия по изъятию ОБЭП ценностей в 2006 году в таблице 3:
Таблица 3
Количество изъятых ценностей по городу в 2006 году
Виды ценности | Всего, тыс. руб. | в т. ч. ОБЭП, тыс. руб. |
Золото | 161 | 88 |
Серебро | 0 | 0 |
Металлов платиновой группы | 0 | 0 |
драгоценных камней | 102 | 102 |
иных камней | 0 | 0 |
В результате приведенных данных в таблице 3 выявлено, что наибольший объем незаконного оборота драгоценных камней, золота, серебра выявлен с помощью деятельности ОБЭП. Рассмотрим сведения о результатах борьбы с преступлениями в сфере интеллектуальной собственности в таблице 4. На основании сведений представленных в таблице 4 можно сделать вывод о том, что работа ОБЭП дает прямой экономический эффект от проведенной в течении года работы, а также способствует защите прав потребителей, что не маловажно.
Таблица 4
Сведения о результатах борьбы с преступлениями в сфере интеллектуальной собственности
Наименование | Показатели | |
1 | Места изготовления контрафактной, поддельной продукции и каналы поступления | 2 |
2. | Проведено проверок, ед. | 38 |
3. | Выявлено нарушений, ед. | 29 |
4. | Наложено штрафных санкций, тыс. руб. | 420 |
5. | Составлено административных протоколов, ед | 25 |
6. | Изъято оборудования и контрафактной продукции, в том числе импортного производства в тыс. руб. | 682 |
7. | Изъято фальсифицированной продукции | 80 |
8. | Приостановлена незаконная деятельность предприятий, подпольных цехов, студий | 0 |
9. | Количество выявленных преступлении и ВУД | 0 |
10. | Количество уголовных дел направленных в суд | 4 |
11. | по УД установлен материальный ущерб | 355 |
12. | по УД возмещен материальный ущерб | 325 |
13. | Выявлено лиц, совершивших преступления | 8 |
14. | количество лиц, привлеченных к уголовной ответственности | 5 |
15. | количество уничтоженной контрафактной продукции | 447 |
16. | Наличие спецаппарата ДЛ/А | 3/3 |
2.2 Деятельность ОБЭП в сфере организации защиты прав потребителей
Основные задачи ОБЭП РБ:
1. Создание на территории города единой и эффективной системы защиты прав потребителей.
2. Участие в создании на территории Республики Башкортостан цивилизованного рынка товаров (вещей, работ и услуг), защищающего права потребителей за счет развития добросовестной конкуренции.
Основные функции ОБЭП РБ:
1. Обеспечение приема жителей г. Уфы и рассмотрение устных и письменных обращений граждан по вопросам ущемления их потребительских прав.
2. Консультирование потребителей по вопросам их прав, способам их защиты, а также по законности условий, включаемых в их договоры с продавцами (исполнителями, изготовителями).
3. Анализ действующих договорных отношений продавцов (исполнителей, изготовителей) с потребителями на территории города с целью выявления условий, ущемляющих права потребителя.
4. Осуществление контроля деятельности коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей муниципальных унитарных предприятий, учреждений по вопросам соблюдения ими норм Федерального закона "О защите прав потребителей".
5. Участие в разработке и разработка проектов правовых актов муниципального образования и методических рекомендаций для организаций, муниципальных унитарных предприятий и учреждений по вопросам, связанным с действием Федерального закона "О защите прав потребителей". Анализ проектов документов, поступающих для согласования в ОБЭП РБ на соответствие действующим правовым нормам.
6. Проведение просветительской, профилактической и методической работы по правилам деятельности с продавцами, исполнителями и изготовителями.
7. Сбор и анализ информации о причинении вреда жизни, здоровью или имуществу потребителей, вызванного опасными товарами (работами, услугами) и информирование государственных органов, осуществляющих контроль качества, безопасности товаров (работ, услуг).
8. Осуществление взаимодействия с территориальными органами Госстандарта России, органами санитарно-гигиенического (Роспотребнадзора), ветеринарного надзора, экологической безопасности и т.п. по вопросам, предусмотренным государственной системой защиты прав потребителей.
9. Контроль в пределах полномочий, предоставленных законодательством и настоящим положением, соблюдения правил торговли, предоставления услуг и исполнения работ организациями независимо от их организационно-правовой формы, а также индивидуальными предпринимателями на территории г. Уфа.
10. Разработка образцов документов и методических рекомендаций по досудебной и судебной защите прав потребителей.
11. Предотвращение реализации товаров (работ, услуг), опасных для жизни, здоровья и имущества потребителей.
12. Пропаганда потребительских знаний, поддержка общественных объединений потребителей, кредитных союзов потребителей и организация обучения основам потребительских знаний.
13. Оказание правовой