Рынок пластиковых карт в России

их использованием операций по банковскому счету клиента. Учитывая изложенное, клиент кредитной организации — владелец счета может обратиться в кредитную организацию с просьбой о выпуске еще одной банковской карты на имя уполномоченного лица.

Согласно пункту 1.12 Положения № 266-П клиент — юридическое лицо осуществляет операции с использованием банковской карты по банковскому счету, открытому на основании договора банковского счета, предусматривающего совершение операций с ее использованием.

В соответствии с пунктом 2.5 Положения № 266-П клиент — юридическое лицо по указанному банковскому счету с использованием выданной ему карты совершает операции, связанные со своей хозяйственной деятельностью, а также иные операции, в отношении которых законодательством Российской Федерации, нормативными актами Банка России не установлено каких-либо запретов (ограничений), в частности по оплате налогов и сборов. Установленный пунктом 2.5 Положения № 266-П перечень операций, совершаемых клиентом — юридическим лицом с использованием банковской карты, носит целевой характер и не распространяется на операции погашения кредита и процентов по нему.

Возврат клиентом — юридическим лицом предоставленных ему денежных средств и уплата процентов по ним осуществляются в порядке, установленном Положением Банка России от 31.08.1998 № 54-П «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)».

Положением № 266-П не предусмотрен порядок приема от юридических лиц наличных денежных средств, в том числе наличной денежной выручки, внесение которых на банковские счета этих юридических лиц осуществляется с использованием банковских карт через технические устройства (банкоматы, электронные терминалы и т.п.).

Согласно пункту 1.5 Положения № 266-П предоплаченная карта предназначена для совершения ее держателем операций, расчеты по которым осуществляются кредитной организацией-эмитентом от своего имени, и удостоверяет право требования держателя предоплаченной карты к кредитной организации-эмитенту по оплате товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) или выдаче наличных денежных средств. При этом обязательство кредитной организации-эмитента по оплате товаров, услуг или выдаче наличных денежных средств перед держателем предоплаченной карты возникает в сумме ее приобретения (оплаты держателем).

В соответствии с нормами пункта 1.13 Положения № 266-П при совершении клиентом — физическим лицом операций с использованием предоплаченной карты договор банковского счета (банковского вклада) не заключается, соответственно банковский счет не открывается. При приобретении физическим лицом предоплаченной карты сумма обязательств кредитной организации перед держателем карты отражается на балансовом счете 40903 «Средства для расчетов чеками, предоплаченными картами».

С учетом изложенного считаем, что отсутствуют правоотношения по пополнению, а также получению наличных денежных средств с использованием предоплаченной карты, за исключением случая полного погашения кредитной организацией обязательств перед физическим лицом — держателем предоплаченной карты по неиспользованным либо частично использованным суммам предоплаченных карт. При этом обязательство, возникшее перед держателем предоплаченной карты в полной либо неиспользованной сумме, в зависимости от условий использования предоплаченной карты может быть исполнено путем выдачи наличных денежных средств либо путем перевода на банковский (вкладной) счет держателя предоплаченной карты, в том числе с участием кредитных организаций-эквайреров.

Требования Положения № 266-П и Инструкции Банка России от 28.04.2004 № 113-И «О порядке открытия, закрытия, организации работы обменных пунктов и порядке осуществления уполномоченными банками отдельных видов банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой Российской Федерации, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц» не распространяются на операции, связанные с переводом физическими лицами денежных средств со своих банковских счетов на другие свои банковские счета, в том числе по учету операций с банковскими картами, открытыми в разных валютах. Вместе с тем действующее законодательство Российской Федерации, в том числе валютное, не устанавливает запрет на осуществление указанных операций.

Списание денежных средств с банковского счета физического лица, по которому совершаются операции с использованием платежных карт, на основании инкассового поручения осуществляется в соответствии с требованиями, установленными Положением Банка России от 03.10.2002 № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации», с учетом особенностей, установленных Положением Банка России от 01.04.2003 № 222 «О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации».

На основании норм пунктов 1.1.3 и 5.5 Положения № 222-П списание денежных средств с банковского счета физического лица, по которому совершаются операции с платежными картами, осуществляется банком на основании инкассового поручения в пределах имеющихся на счете денежных средств. В случае недостаточности денежных средств на банковском счете физического лица для осуществления расчетов по инкассовому поручению возможно частичное его исполнение. Возврат инкассового поручения, исполнение которого не производилось по причине отсутствия денежных средств на банковском счете физического лица или произведено частично, осуществляется в порядке, установленном Положением № 2-П.


1.3 Проблемы применения пластиковых карт в России


Кризис отразился на всех отраслях российской экономике. Российская банковская система одна из первых ощутила на себе влияние кризиса, однако, благодаря активной политике ЦБ РФ и беспрецедентной государственной поддержке массовых банкротств удалось избежать.

Выживая в тяжелых макроэкономических условиях, большинство банков демонстрируют снижение основных показателей деятельности. В частности, прибыль по банковской системе, согласно данным ЦБ РФ, с августа 2009 по март 2010 года сократилась более чем в 7 раз, до 66,1 млрд руб. Характерно, что сокращение прибыли банков объясняется не только экономическим кризисом, ухудшением финансового состояния заемщиков (как предприятий, так и населения), но и возросшими отчислениями банков на страховые резервы по возможным потерям по ссудам, обусловленными снижением качества кредитных портфелей.

Очевидно, что в целом по России спрос на стандартные массовые розничные продукты изменился незначительно. В апреле 2010 года на прежнем докризисном уровне стабилизировались доля заемщиков, пользующихся пластиковыми картами для получения пенсии, зарплаты, стипендии и т.д., а так же дебетовыми картами, полученными при открытии счета в банке.

Таким образом, результаты исследования отразили стабильность спроса населения на массовые банковские продукты. Наиболее востребованными как в докризисный, так и кризисный период остаются карточные продукты.

В последнее время участились случаи преступности с банковскими пластиковыми картами.

Практика расследования, совершенных в сфере оборота свидетельствует о ежегодном росте их количества. В 2010 году зарегистрировано 6008 преступлений, связанных с изготовлением и сбытом поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов, для сравнения в 2009 году зарегистрировано 4587 аналогичных преступлений. Таким образом, прирост преступлений в данной сфере составил свыше 30%.

В действительности сложно представить, что при таком широком распространении банковских платежных продуктов с их помощью было совершенно всего лишь чуть более трехсот хищений. Так, в 2010 году в России в сфере оборота банковских карт убытки составили свыше 250 млн рублей, что на 66% больше, чем в 2009 году.1 Наибольшее число зарегистрированных преступлений, связанных с изготовлением платежных карт и платежных документов, на тот период было отмечено в Ростовской области – 659 (+99,7% по сравнению с 2006 г.), Хабаровском крае – 574 (+100%), Волгоградской области – 226 (+20,6%) и г.Москва – 137 (+407,4%).

Казалось бы, очевидно, что предметом данного преступления являются:

кредитные карты;

расчетные карты;

иные платежные документы.

В действительности же карты никаким платежными документами не являются. Если посмотреть нормативные документы Центрального Банка России, то банковская карта определяется как инструмент безналичных расчетов, предназначенный для совершения физическими лицами операций с денежными средствами. То есть собственно кредитная или расчетная карта – это не платежный инструмент. Карта является лишь средством, инструментом осуществления безналичных расчетов (то есть идентификационной картой – средством идентификации самой карты, держателя карты, а в случае необходимости и хоста в рамках той или иной платежной системы).

Дело в том, что можно изготовить поддельную кредитную или расчетную карту, подлинного аналога которой не существует, но с помощью такой карты можно совершить операцию оплаты. Аналогичная ситуация возможна и с поддельными кредитными и расчетными картами.

Таким образом, поддельная кредитная или расчетная карта это не только копия или имитация подлинной платежной карты, которая связана с банковского счета, каким-либо кредитным договором или с договором банковского счета, но и любая карта, которая может быть использована в технологии функционирования платежной системы в качестве кредитной или расчетной.

Ограничения преступный деяний, заключающихся во введении в законный оборот поддельных платежных карт, от кражи и мошенничества происходит по объекту и моменту окончания преступления.

Полагаю, что принятие предполагаемых изменений будут соответствовать потребностям правоприменительной практики, позволит сконцентрировать усилия органов предварительного следствия на расследования данной категории преступлений, а также повысить эффективность работы по их раскрытию и расследованию.

Так же специалисты вновь призывают владельцев банковских карт к осторожности. Разговаривая по телефону в общественных местах, более половины британцев ненароком "раскрывают" конфиденциальную информацию: свою дату рождения, домашний адрес, номер телефона, даже банковский счет и всевозможные пароли.

К такому выводу пришли эксперты исследовательской компании Control Risks Group. Россияне по части бдительности не лучше жителей Великобритании, но у нас и в этом деле есть свои национальные особенности.

Эксперты Control Risks опросили свыше 1 тысячи офисных сотрудников в Англии, Шотландии, Уэльсе и Северной Ирландии. Оказалось, что 10% британцев хотя бы однажды сообщали коллегам пароль от своего компьютера, более 20% оглашали персональные банковские данные "на улице", а 16% и вовсе называли вслух пин-коды пластиковых карт в пабах. Еще 25% опрошенных записывают "важную" информацию на чужом листке бумаги, почти 40% оставляют включенным компьютер, где открыто "висят" банковские данные, около 70% оставляют на рабочем месте копии документов с персональной информацией. И это притом, что 20% британцев не уверены в сохранности своей конфиденциальной информации при обращении в банк, 60% посетителей фитнес-центров опасаются, что внесенная о них информация попадет "не в те руки", а 15% боятся оставлять сведения о себе в больницах.

Наши соотечественники не реже британцев раскрывают собственные данные различным государственным и коммерческим структурам, но тема защиты персональной информации остается для россиян достаточно новой и не вполне понятной. Так, по сведениям социологов, ответственность за защиту персональной информации более половины жителей РФ (50,4%) возлагают на государство и только 28% придерживаются иного мнения. Впрочем, подавляющее большинство (63,3%) граждан убеждены, что государство должно контролировать сбор информации о населении коммерческими структурами.

Научный руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер причины этого видит в том, что "пластик" среди нашего населения еще недостаточно распространен.

"В Великобритании взрослый человек держит как минимум две пластиковые карточки, а в нашей стране лишь 10-15% населения владеет одной картой", – сообщил он "НИ". Что же до беспечности, то мы в этом смысле, по словам эксперта, британцам не уступаем. Более осторожны у нас молодые люди, которые лучше информированы, в том числе о криминальных проявлениях в этой сфере, и потому "берегут" информацию.

"На улице вряд ли кто-нибудь станет подслушивать ваш пин-код, наши мошенники – "продвинутые" люди, они, например, считывают информацию о карточках с баз данных", – предупреждает г-н Гонтмахер. Но основная проблема, по мнению эксперта, таится в самом банковском секторе, где есть "дырки", и поэтому происходят "утечки".

Преступлений в этой сфере действительно все больше. Например, злоумышленники устанавливают на банкомат специальное устройство – скиммер (от английского skim – "снимать"), при помощи которого считывается информация с магнитной ленты карты. Видеокамера же позволяет увидеть набираемый пин-код. Потом делается дубликат, и наши деньги становятся чужими. Эксперты говорят, что вернуть их потом практически невозможно.

Владельца пластиковой карты опасность может подстерегать и дома. Уже несколько лет международная организация Secure Computering бьет тревогу: мошенники изобрели новый способ выуживания секретных кодов. Новая технология под названием fishing (в переводе с английского "рыбалка") проста и абсолютно автоматизированна. "Рыбаки" настраивают телефонный автонабиратель номеров, который круглосуточно работает в определенном регионе.

Когда потенциальная жертва снимает трубку, автоответчик предупреждает, что его пластиковая карта находится в руках мошенников, и просит срочно перезвонить по указанному номеру. Перепуганные владельцы карт делают, что им сказано, а на другом конце провода компьютерный голос вежливо просит пройти сверку данных и ввести с клавиатуры телефона секретный код пластика. Параллельно выясняется номер счета, полное имя и адрес держателя, срок действия его карты. Через некоторое время жертва мошенников обнаруживает свой пластиковый кошелек пустым.

Экономисты называют пластиковую карту «услугой века», одним из ключевых элементов «технологической революции в банковском деле». Поэтому изучение проблем использования пластиковых карт в России представляется особенно актуальным, а изучение мировой практики и перспектив развития рынка пластиковых карт в России приобретают в настоящее время конкретную значимость.

Масштабы и характер использования платежных карт обоснованно рассматриваются в качестве одного из важнейших индикаторов уровня развития ритейлового банковского бизнеса. Пластиковая карта - это многоразовый платежный и кредитный инструмент длительного пользования, обладающий наиболее высокой на сегодня степенью защиты от подделок и к тому же содержащий идентификационную информацию о держателе карточки, позволяющий производить проверку его платежеспособности. В настоящее время пластиковый бизнес - это более 1,3 млрд. выпушенных карт. Ежегодный мировой оборот превышает 3 трлн. долл. Платежные карты принимаются более чем 20 млн. торгово-сервисных предприятий. Около полумиллиона банковских отделений, предоставляющих услуги, проводят операции с платежными картами, а число банкоматов превысило 700 тыс. Наряду с локальными (национальными) системами всё более широкое развитие получают международные системы расчетов с использованием платежных карт. Основная часть мирового рынка пластиковых карт контролируется двумя крупнейшими компаниями - Visa International и MasterCard International. Если разделить весь мировой рынок пластиковых карт на сферы влияния основных игроков - платежных систем, то получится следующая картина: на платежную систему Visa приходится около 57%, на Europay/MasterCard примерно 26%, на American Express - порядка 13%, и на другие (включая DinersClub и JCB) - 4%.

Российские банки всегда отличались стремлением активно развивать карточный бизнес и уже накопили определенный опыт выпуска как зарубежных карточек по лицензии крупнейших финансовых ассоциаций, так и собственных рублевых и валютных карт. Тем не менее, масштабы использования платежных карт все еще заметно уступают среднестатистическим показателям по странам Европы. В немалой степени это объясняется тем, что данный сегмент рынка банковских услуг особенно сильно пострадал в результате финансового кризиса 17 августа 1998 года. Многократный спад физического объема товарооборота и ещё больший - потребительского импорта, был не самым главным ударом по рынку. Дефолты системообразующих для этого рынка банков-эмитентов, таких как «Инкомбанк», «СБС-АГРО», «Мост», «Менатеп», «Империал» и др. привели к тому, что оказались замороженными до 90% средств на карточных счетах. В России практически перестало существовать банкоматное хозяйство. Почти полностью были прекращены внутрироссийские межбанковские операции по обслуживанию карт. Обанкротились многие торговые точки, принимавшие карты. Международные платежные системы заблокировали коды российских банков. В результате владельцы карточек этих систем смогли осуществлять платежи лишь в пределах России.

Постепенно ситуация стала меняться в лучшую сторону. В восстановлении и динамичном развитии российского рынка пластиковых карт заинтересованы многие: международные платежные системы, которые не смирились с потерей капиталов в России, международные страховые системы, торговые точки и др.

На конец 2010 года общее число эмитированных банковских карт в России составило 10,5 млн. карт, в 2009 году - количество выпущенных карт увеличилось до 15,5 млн., а в 2008 - до 21 млн. По состоянию на начало 2010 года, в России эмитировано почти 26 млн. карт. Интересный факт, что соотношение международных и российских систем составляют соответственно 48% и 52%. Наибольшее количество выпущенных карт и объем операций с их использованием приходится на международные платежные системы Visa и Europay/MasterCard, что объясняется, прежде всего, развитой инфраструктурой, предназначенной для осуществления операций с использованием карт этих платежных систем как на территории России, так и за ее пределами. Наряду с этим в России действуют отечественные платежные системы: Золотая Корона, Union Card, ACOORD, STB Card и ряд других небольших систем.

Рассматривая банковскую пластиковую карту как платежный инструмент нужно выделить основные ее достоинства и преимущества. Для самого клиента - это удобство в использовании, уменьшение риска потери средств, льготы при получении услуг в предприятиях торговли и сервиса, уменьшение затрат при проведении финансовых операций, автоматическая конвертация, финансовая привлекательность - начисление процентов, удаленное управление счетами и многое другое; - для предприятий - расширение продаж и привлечение новых покупателей, снижение затрат на инкассацию выручки, повышение безопасности работы с использованием подписей владельцев, престиж и ряд других преимуществ; - для банков - расширение спектра услуг, появление новых клиентов, снижение стоимости операций за счет безбумажной технологии, взимание дополнительных комиссий - и как следствие, увеличение дохода, повышение конкурентного потенциала банка.

К сожалению, для российского пользователя банковская карта представляет собой скорее больше не платежный инструмент, а средство снятия наличных денег. По данным исследования КОМКОН2 доля карточных платежей в ежедневных расчетах населения более чем в 10 раз ниже, чем в американских супермаркетах, где они составляют 60%. Это объясняется рядом причин, которые и предопределили проблемы, существующие на рынке пластиковых карт в России.

Во-первых, развитие телекоммуникационной инфраструктуры в России по сравнению с другими развитыми странами находится на низком уровне. Во-вторых, финансовый кризис 1998 года в значительной степени подорвал доверие к банкам, однако сейчас ситуация меняется в лучшую сторону. В-третьих, к сожалению, пока не разработана полноценная государственная политика в отношении рынка пластиковых карт, которая предусматривала бы как законодательное регулирование всего комплекса отношений между участниками рынка, так и разработку программ поддержки отечественных инновационных решений в области расчетов пластиковыми карточками. И четвертой проблемой нужно выделить проблему безопасности. Тем не менее, сейчас во всем мире наблюдается тенденция перехода с магнитных карт на смарт-карты, что, безусловно, способствует повышению степени безопасности расчетов в целом. Уже в отдельных регионах получили широкое распространение карты с микропроцессором (смарт-карты), количество которых за 2010 год возросло на 43% и составило на конец 2010 года более 6 млн. карт.

Рынок платежных карт всё больше становится полем конкурентной борьбы между российскими банками. Операции по банковским карточкам относятся к числу наиболее доходных видов банковской деятельности. В среднем доход на единицу затрат в карточном бизнесе выше, чем по другим видам операций. Во-первых, нужно отметить такие доходные проекты как реализация зарплатных схем, столь популярных в России и некоторых странах СНГ. Издержки обслуживания подобных проектов для банка минимальны вследствие высокой степени автоматизации процесса. Во-вторых, весьма существенными могут быть для банка комиссионные отчисления за проведение платежей при использовании пластиковых карт, а также комиссии, получаемые от торгово-сервисных предприятий за обслуживание.

Специфика российского рынка состоит в том, что рынок развивается в основном не за счет индивидуальных вкладчиков и держателей карт, а за счет зарплатных проектов. Суть которых - обслуживание банком процесса начисления и выдачи заработной платы сотрудникам предприятия с использованием банковских пластиковых карт. Эта система очень широко распространена в регионах России и доля зарплатных карточек оставляет порядка 80 процентов всех выпушенных карт. Это во многом объясняет поведение держателей, которые после начисления заработной платы сразу же ее снимают в банкомате, отсюда и возникает высокий процент снятия наличных денежных средств.

Однако, стимулом к использованию пластиковых карт в России будет сочетание двух условий. Первое: механизм расчетов по карте должен быть не менее удобен, чем с использованием наличных денежных средств. Второе: пользование картами должно быть доступным, то есть минимальным по стоимости и выгодным клиенту.

Тем не менее, несмотря на наличие препятствий и трудностей, а также на довольно крупные начальные затраты, связанные с запуском и отработкой технологий использования пластиковых карт, российские банки всё активнее используют этот инструмент для реализации стратегических целей по развитию ритейлового бизнеса. Если банк рассчитывает удержаться в какой-либо нише на рынке частных вкладов, ему не обойтись без выпуска платежных карт.

Как утверждают сами экономисты: «Будущее банковских услуг - за пластиковыми картами». И это действительно так, - несмотря на целый ряд проблем, российский рынок пластиковых карт развивается достаточно быстрыми темпами и внушает большие надежды.

Таким Образом, в целом спектр предлагаемых банками карточек достаточно широк. Крупнейшие российские банки ведут свою деятельность по предоставлению карточек.

Многие банки предпочитают диверсифицировать свою деятельность и сочетают выпуск международных карточек с членством в российских платежных системах. Карточки международных платежных систем имеют пока неоспоримое преимущество перед российскими, так как их принимают по всему миру. Несомненно, что в России такие карточки имеют устойчивых потребителей среди организаций и граждан, часто выезжающих за границу.

Карточки российских систем работают пока лишь в пределах страны, однако, учитывая небольшой срок их существования и темпы развития, можно предположить, что выход на мировой уровень – дело времени. С другой стороны, даже выход карточек на бескрайние просторы России, когда их владелец получит возможность с помощью одной карточки оплатить билет, допустим, из Владивостока в Москву, а в столице с ее же помощью рассчитаться за покупки, будет означать высокий уровень развития карточной системы. И надеяться на то, что этот уровень вполне достижим, позволяет бурная деятельность действующих российских платежных систем.

Глава 2. Анализ современного рынка пластиковых карт в РФ и зарубежом


Рассматривая банковскую пластиковую карту как платежный инструмент нужно выделить основные ее достоинства и преимущества:

для самого клиента – это удобство в использовании, уменьшение риска потери средств, льготы при получении услуг в предприятиях торговли и сервиса, уменьшение затрат при проведении финансовых операций, автоматическая конвертация, финансовая привлекательность – начисление процентов, удаленное управление счетам и многое другое;

для предприятия – расширение продаж и привлечение новых покупателей, снижение затрат на инкассацию выручки, повышение безопасности работы с использованием подписей владельцев, престиж и ряд других преимуществ;

для банков – расширение спектра услуг, появление новых клиентов, снижение стоимости операций за счет безбумажной технологии, взимание дополнительной комиссии и как следствие увеличение дохода повышение конкурентного потенциала банка.

К сожалению, для российского пользователя банковская карта представляет собой скорее больше не платежный инструмент, а средство снятия наличных. Это объясняется рядом причин, которые и предопределили проблемы, существующие на рынке пластиковых карт.


2.1 Анализ развития рынка пластиковых карт в РФ


Развитие российского рынка платежных карточек является одним из важнейших факторов при решении задач по сокращению расчетов наличными деньгами и развитию безналичных расчетов в области розничных платежей. Для решения указанной задачи Банком России проводиться работа по созданию условий для дальнейшего совершенствования современных инструментов розничных платежей, способствующих развитую в России карточной индустрии.

Развитие карточной индустрии обеспечивает повышение прозрачности финансовых операций, прирост налоговых поступлений, существенно снижает издержки, связанные с обслуживанием наличного денежного оборота, ведет к увеличению объема привлеченных денежных средств в банковскую сферу и соответственно кредитных возможностей банков, а так же во многом способствует активному развитию смежных сфер деятельности, таких как производственная, социальная и сфера занятости.

Среди платежных инструментов, используемых на рынке розничных платежей, одному из ведущих позиций занимают платежные карточки.

Во многом благодаря универсальности платежной карточки, адекватно отвечающей потребностям розничного бизнеса, возможно решать различные задачи не только в сфере розничных услуг, но и в социальной, бюджетной сферах. Поэтому кредитными организациями, развивающими свои розничные банковские услуги, отдается предпочтение (не только в Росси, но и зарубежном) карточному направлению представлено на рис.1.


Рисунок 1 - Количество эмитированных карт, млн


Согласно новому исследованию, проведенному Национальным агентством финансовой информации (НАФИ) в январе 2008 года только треть россиян пользуется банковскими пластиковыми карточками. Исследование показало, что по сравнению с июлем 2007 года количество держателей пластиковых карточек в январе 2008 года осталось практически неизменным. Различия в количестве держателей находятся в переделах статистической погрешности исследования. Уровень пользования пластиковыми карточками в 2010-2009 гг. представлен на рис 2.


Рисунок 2 - Уровень пользования банковскими пластиковыми картами в 2010-2009 гг., % от всех опрошенных


На данный момент на рынке присутствуют карты международных, так и российских платежных систем. При этом лидирующие позиции занимает Visa International, который принадлежит более половины российского рынка рис.3.

Рисунок 3 - Структура российского рынка пластиковых карт


Из отечественных продуктов выделяют тока Сберкарт, которая занимает около 6% рынка. В целом можно сказать, что карты российских систем значительно уступают международным картам по степени распространения.

Самые распространенные виды карт среди пользователей дебетовых карт – Cirrus/Maestro (MasterCard) и Visa Electron (33 и 31 соответственно). Около 11% используют карту MasterCard Standard, а карты VISA Classic и Сберкарт применяют только по 8% пользователей. Такое распределение объясняется низкими тарифами на обслуживание Cirrus/Maestro и VISA Electron предпочтениями предприятий-работодалей рис.4.


Рисунок 4 - Платежные системы дебетовых карт

Спрос на кредитные карты тоже растет. Популярность данного банковского продукта эксперты связывают с кредитным бумом. Население нуждается в заемных средствах, а получать их по карте и проще и удобнее.

Среди держателей кредитных карт большинство пользуются картой VISA Classic (31%), вторая по популярности платежная система – MasterCard и MasterCard Standard (18%). Примерные равные доли пользуются картами VISA Gold (13%), MasterCard Gold (11%) и American Express (10%) рис 5.


Рисунок 5 - Платежные системы кредитовых карт


На развитие рынка пластиковых карт оказывает влияние культур потребления этих продуктов. В отличии от европейских стран и США, в России большинство потребителей пока еще используют карту для получения заработной платы или стипендии (90%). Доля респондентов, использующих карту для оплаты товаров и услуг в магазинах, составляет 10%, для хранения сбережений – 6% (рис 6).

Рисунок 6 - Цели использования банковских карт


Наиболее распространенными пластиковыми карточками являются зарплатные карточки, с помощью которых россияне получают заплату, пенсию, стипендию. 90% опрошенных держателей пользуются именно запрлатными карточками.

Каждый десятый россиянин, пользующийся пластиковыми карточками, сообщил, что имеет в своем распоряжении кредитную карту. 7% опрошенных являются держателями дебетовой карточки без овердрафта и 2% - дебетовой карточки с овердрафтом. Подобнее распространенность различных видов пластиковых карточек приставлена на рис.7.

Примечание. Сумма ответов превышает 100%, так как вопрос предполагал выбор нескольких видов карточек.

Рисунок 7 - Количество пользователей основными видами пластиковыми картами, % пользователей пластиковыми картами


Большинство держателей пользуются только одной пластиковой картой. Об этом сообщили 85% опрошенных. Каждый десятый держатель (12%) использует две карточки. У 2 % опрошенных в обращении находиться три карточки, и у 1% - четыре или пять пластиковых карточек. Структура держателей карточек по количеству карточек в обращении представлена на рис.8.


Рисунок 8 - Структура держателей карточек по количеству карточек в пользовании у респондента, % пользователей карточек

Подобная структура держателей карточек по числу пластиковых карт в обращении наблюдается по всем основным видам банковских карточек. Не менее 90% держателей определенного вида карточек используют только одну карту. Подобнее структура держателей карточек по количеству карточек в обращении среди пользователей различными видами карточек представлена в таблице 1.


Таблица 1 - Структура пользователей карточек по количеству карточек в пользовании основными видами карточек, % пользователей карточек на 1 января 2010 год

Количество карточек в обращении Зарплатная карточка Кредитная карточка Дебетовая карточка Дебетовая карточка с возможностью овердрафта
1 карта 11 98 102 113
2 карты 9 6 12 0
3 карты 2 0 0 0
4 карты 0 4 0 0

Таким образом, принимая во внимания значительный темп роста выпуска карточек (ежегодно около 140%) можно прогнозировать, что через один-два года на каждого жителя будет приходиться по одной карточке.

Среди держателей карточек подавляющее составляют держатели расчетных (дебетовых) карточек. Кредитными организациями программ потребительского кредитования. Их доля в общем количестве эмитированных карточек составляет 90,9%. При этом количество карточек, полученных держателями по собственной инициативе, мо прежнему незначительно, то есть подавляющее большинство карточек – это карточки, выданные кредитными организациями в рамках