Институт конституционных прав и свобод в зарубежных странах
ПЛАН.
Введение | .................................................................................. | с. 3 |
Вопрос 1 | Права и свободы граждан. Общая характеристика. | с. 4 |
Вопрос 2 | Виды прав и свобод граждан. | с. 11 |
Вопрос 3 | Конституционные права и свободы граждан на примере зарубежных стран и их особенности. | с. 16 |
Заключение | .................................................................................. | с. 23 |
Список литературы | .................................................................................. | с. 24 |
ВВЕДЕНИЕ.
Институты конституционного права – это определенная совокупность норм, регулирующая сходные, смежные, однородные общественные отношения, т.е. такие, которые можно обозначить одним общим понятием. Институты конституционного права легко назвать, если обратиться к любой из конституций, потому что в большинстве случаев структура конституции – это и есть перечисление важнейших институтов конституционного права. Перечень и характер этих институтов, их внутренняя взаимосвязь и даже иерархия во многом зависят от особенностей политического режима и от принятой в стране формы правления.
В данном реферате рассмотрен важнейший институт всех стран мира – это институт конституционных прав и свобод.
1. ПРАВА И СВОБОДЫ ГРАЖДАН. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.
Первые конституции провозгласили жизнь и свободу человека естественными и неотъемлемыми правами личности. В основу было положено утверждение о том, что люди рождены свободными и сохраняют это свое состояние на протяжении всей жизни не по воле государственной власти, а в силу природы или власти божественной. Государство может лишь ограничивать свободу граждан в той мере, в какой это необходимо для сохранения мира в стране, нормальных отношений внутри общества.
Права человека — это естественные, неотчуждаемые права, принадлежащие ему в силу рождения как личности. Требование защиты прав человека выдвигается и в настоящее время различными движениями, направленными против авторитаризма и тоталитаризма. К числу неотчуждаемых прав человека относятся права на жизнь, свободу, безопасность, собственность, физическую и нравственную неприкосновенность, достоинство личности, личную и семейную тайну и др. В последние годы сюда присоединяются и некоторые права «третьего» и «четвертого» поколения, например на использование достижений культуры или чистую окружающую среду. Считается, что государственная власть не может их даровать или отчуждать своими актами и действиями.
Права гражданина связаны с фактом гражданства, принадлежности лица к определенному государству, политическому сообществу. Эти права личности как члена политического сообщества связаны с актами и действиями государственных органов. К их числу относятся, например, избирательные права, права на объединение в политические партии, на участие в управлении делами государства и т.д., некоторые социально-экономические права (например, на бесплатное обучение за счет государства, на государственное медицинское обслуживание). Они предоставляются гражданам с учетом материальных возможностей государства, в зависимости от уровня развития демократии в данной стране, от ее традиции и других обстоятельств. Однако нет непреодолимой грани между правами человека и правами гражданина, не всегда между ними можно провести различия, их разделение имеет преимущественно общетеоретический характер. И те, и другие, будучи записаны в конституциях, должны обеспечиваться государством, его органами.
Государство в лице своих органов может лишь ставить пределы свободам человека, и главная его цель — минимальное вмешательство в естественные права и свободы человека. По этой доктрине формулировались и формулируются правовые способы фиксации прав и свобод, например в Великобритании, Франции, Канаде, Новой Зеландии действует принцип: «Все, что не запрещено, то разрешено», и правовые акты закрепляют не права и свободы, а только то, что запрещается делать человеку.
Однако в современном мире не только признаются неписаные естественные права, но и перечисляются конкретные права и свободы по принципу «все, что закреплено, то разрешено». Так, первые десять поправок Конституции США фиксируют перечень личных и политических прав граждан и в то же время допускают, что «перечисление в Конституции определенных прав не должно толковаться как отрицание или умаление других прав, сохраняемых народом».
Конституции многих стран различают также обязанности человека (например, соблюдать законы страны пребывания) и обязанности гражданина (например, обязательная воинская служба). Иногда в теории некоторые права и обязанности характеризуются как позитивные (например, избирательные права гражданина или та же обязанность любого лица соблюдать конституцию и законы). Эти права и обязанности обеспечиваются непосредственным государственным принуждением, в том числе судебным. Другие права и обязанности, хотя и записанные в конституции, рассматриваются как моральные и защищаются лишь производные от них конкретные права и обязанности. К числу моральных относят, в частности, право на здоровую окружающую среду или обязанность граждан-депутатов отдавать нее силы служению народу (например, в Конституции Китайской Народной Республики).
Многие права и обязанности человека и гражданина возникают с достижением определенного возраста, например право на труд — с 15 лет, воинская обязанность — с 18—19 лет. Некоторые права возникают с момента рождения (например, право собственности), а иногда и до рождения (наследниками могут стать дети, родившиеся после смерти наследодателя).
В современных условиях некоторые основы правового статуса личности, а в определенных аспектах и гражданина, в значительной степени определяются международным правом, его общепризнанными принципами и нормами. В конституциях многих государств содержатся ссылки на Всеобщую декларацию прав человека ООН 1948 г., на Международные пакты о правах человека 1966 г. (вступили в силу в 1976 г). Международные акты, ратифицированные государством, могут действовать непосредственно и применяться судами страны как ее национальное, внутреннее законодательство, причем некоторые конституции устанавливают верховенство международного акта над внутренним.
Международное право устанавливает: 1) внутреннее законодательство не может противоречить зафиксированным в международных актах основным правам человека и общечеловеческим ценностям; 2) нет абсолютной свободы и абсолютных прав, они могут быть ограничены, но только на основе закона и в той части, в какой это допускает конституция в соответствии с требованиями международного пава и в точно определенных целях (сохранение общественного порядка, публичной морали, здоровья населения и т.д.); 3)запрещается злоупотреблять правами, т.е. использовать их с целью нанесения ущерба правам и законным интересам других физических или юридических лиц; 4) права личности ограничены правами других лиц.
Исследователи выделяют три периода развития прав и свобод:
первый — с конца XVIII до середины XX в. Начинают формироваться и закрепляться свободы граждан, первые акты, фиксирующие права и свободы личности, закрепили права в сфере физического существования человека. Очевидно, первым таким актом был Habeas corpus act — английский закон, принятый в XVII в., главным содержанием которого является защита от необоснованного ареста. Согласно этому закону человек, которого арестовывали, имел право обратиться в суд, а судья должен был объяснить причину ареста (сформулировать повод для ареста). Этот закон ограничил произвол абсолютизма, феодального государства.
В этом периоде можно выделить внутренние этапы, поскольку сначала появились гарантии на неприкосновенность личности, а потом запреты на вмешательство в личную жизнь, позднее — права, связанные с участием в управлении государством. Это естественно, поскольку человек, получая определенный минимум свободы, пользовался ею, и эта свобода развивалась и расширялась: от гарантии от произвольного ареста до права участия в управлении государством; второй — с 50-х до 90-х гг. XX в. Дальнейшее развитие прав и свобод личности, связанное с сильным влиянием социалистических идей. Это права, которые невозможно реализовать без участия государства. Они находятся в широко понимаемой сфере экономики и в социальной сфере, поэтому их чаще всего называют социально-экономическими. Первоначально они были сформулированы в советских конституциях (1918 и 1936 гг.): права на труд, на отдых, на безопасные условия труда, на забастовку (правда, в советских конституциях оно отсутствовало), на материальное обеспечение. К социальным правам относятся также права на материальную поддержку лиц, нуждающихся в этом (инвалиды, престарелые, пенсионеры и т.д.), на защиту семьи, охрану здоровья и ряд других, включая сравнительно недавно появившиеся «культурные» права (на образование, на пользование достижениями науки, культуры, свободы на исследования в области науки, искусства и т.д.). Многие из них стали общепризнанными и появились в международных актах, например во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.;
третий — 90-е гг. XX в., хотя необходимость в таких правах возникла во второй половине XX в., потому что в это время появилось много серьезных проблем: здоровая и чистая окружающая среда, свобода информации, разница в техническом развитии государств. Развивающиеся страны инициировали иные права, которые относятся не к отдельным гражданам, а к социальным группам. Так, стали признаваться права народа на самоопределение, охрана этнических, языковых, религиозных меньшинств, права на пользование природными богатствами, на безопасность, на определенный уровень жизни и т.д. Эти совершенно новые требования мирового сообщества стали формулироваться и в нормативных актах. Кроме того, появились специальные нормы, касающиеся отдельных групп людей, например принята Конвенция о правах ребенка.
Современная классификация прав и свобод достаточно прочно устоялась, чаще всего она состоит из двух или трех групп. Исторически права и свободы делились на личные и политические, иногда то же самое обозначают как личные права и гражданские права.
Личные права — это те права, которые относятся к сфере личной жизни, т.е. права человека, который ощущает себя просто членом семьи, участником какого-то микроколлектива, жителем конкретного дома, улицы, села и т.д. Для того чтобы человек мог нормально существовать, необходимы гарантии неприкосновенности личности, от произвольного вмешательства в его дела, от покушений на его семейную жизнь, чтобы он мог свободно общаться с другими людьми. Личные права — это то, что ближе всего человеку: права человека как отца, мужа, сына, брата (матери, дочери, сестры, жены) и т.д. Это прежде всего семейные ценности.
Политические и гражданские права — права в сфере участия в гражданской жизни: избирать, быть избранным, свобода слова, митингов, собраний. Деление на политические и гражданские права обусловлено тем, что под первыми понимаются права, принадлежащие определенному человеку как гражданину, вторыми — определенному государству.
Социально-экономические права и свободы — это права человека в сфере приложения его труда. По мнению профессора Л.Д. Воеводина, это права человека-труженика, производящего материальные ценности и духовные блага, участвующего в общем деле, вносящего свой вклад. Человек как труженик должен иметь возможность и право участвовать в этом процессе, получать справедливое вознаграждение за свой труд, реализовать право на отдых, на материальное обеспечение в случае потери трудоспособности.
В литературе иногда выделяют и четвертую группу прав — социально-культурные.
Основные способы закрепления прав, свобод и обязанностей личности бывают двух видов: 1) позитивный и 2) негативный.
При позитивном способе конституция (конституционный закон) устанавливает или определяет, что гражданин обладает определенным правом. Например, Конституция Королевства Испания закрепляет, что все граждане имеют право участвовать и общественной жизни непосредственно или посредством своих представителей, свободно избранных путем всеобщего голосования (ч. 1 ст. 23). В некоторых случаях право или свобода гарантируются без указания конкретного субъекта, гражданина: «Все имеют право свободно выражать свои мысли устно, письменно и всяким другим способом выражения мысли» (ст. 21 Конституции Итальянской Республики).
Негативный способ формулирования прав и свобод означает конституционное запрещение любому субъекту нарушать права или ограничивать права или свободы других субъектов права. Так, согласно ст. 14 Конституции Итальянской Республики «жилища неприкосновенны. Осмотры, обыски и наложения ареста не могут производиться иначе как в случаях и порядке, установленных законом», т.е. на первое место выдвигается запрет, который может касаться другого гражданина, но путем запрета гарантируются прежде всего права личности от посягательств со стороны государства.
Негативный способ наиболее характерен для американского права, например: «Никто не должен принуждаться свидетельствовать против самого себя в уголовном деле» (1-я поправка к Конституции США).
Существуют и иные подходы к оценке прав, свобод и обязанностей. Они могут делиться на индивидуальные и коллективные. Индивидуальные права могут касаться каждого гражданина, а коллективные — группы граждан. Эти понятия взаимосвязаны, потому что, например, работник может осуществить свое право на забастовку, которая проводится коллективно. Он обладает правом присоединиться к забастовке или нет.
Классифицируют права, свободы и обязанности также на основные и вспомогательные. Основные — фундаментальные, а дополнительные (вспомогательные) зависят от основных. Например, право участвовать в управлении государством — основное политическое право, а право избираться и быть избранным — производное от него, дополнительное.
2. ВИДЫ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН.
Личные права и свободы. Впервые появившись в писаных источниках права как юридическая гарантия от произвольного ареста, в настоящее время они фиксируют любые права личности (на жизнь, на свободу, на неприкосновенность), приобрели более универсальный и широкий характер после принятия международных актов о гражданских и политических правах. В частности, большое влияние на законодательство стран мира, прежде всего конституционное, оказал Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1966 г. После того как ст. 6 Пакта закрепила право на жизнь, нормы подобного рода стали повсеместно распространяться во многих странах в 60—70-е гг. XX в. Например, Конституция Королевства Испания содержит норму о том, что «каждый человек имеет право на жизнь, физическую и моральную неприкосновенность и не может подвергаться пыткам, негуманному и унизительному наказанию. Смертная казнь запрещена, за исключением случаев, предусмотренных военным законодательством, действующим в военное время» (ст. 15).
Одно из условий, по исполнении которого государство принимается в Совет Европы, — это отмена смертной казни. Право на жизнь, включая отмену смертной казни, служит общеевропейским критерием для признания демократичности государства, точнее говоря, для признания демократичности политического режима, который существует в данном государстве. Неприкосновенность личности, конечно, волнует граждан более всего. Граждане хотят иметь гарантии неприкосновенности от посягательств со стороны органов государства. Содержание права неприкосновенности — это гарантии от необоснованного ареста, обыска или задержания. В правовом государстве человек не может быть задержан или арестован без специального акта суда или специально уполномоченного на то органа (прокурора). В большинстве западных стран запрещаются обыски, которые не санкционированы судом или прокурором, получение такой санкции — достаточно сложная процедура, направленная на ограничение возможного произвола полицейских или судебных органов.
Неприкосновенность частной жизни — одна из самых важных групп личных прав. Сюда включаются права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничения этих прав не допускаются по закону и преследуются нарушения этих прав. Однако на практике полиция очень часто обладает большими полномочиями для того, чтобы входить в частное жилище, осматривать личные автомобили и т.д. Часто используются такие методы сыска, как прослушивание телефонных переговоров, вскрытие писем. Современная техника настолько совершенна, что доказать нарушение частной жизни практически невозможно, если эти доказательства явно не используются во вред гражданину. Важной гарантией, хотя бы немного ограничивающей произвол государства и государственных служб, является запрет в ряде стран на использование в суде доказательств, добытых оперативным путем (представление магнитофонных записей, видеосъемок и т.д., сделанных без ведома гражданина).
Ряд современных конституций очень подробно описывает запреты в сфере личной жизни. Так, Конституция Королевства Нидерландов, значительно обновленная в 1982 г., в ст. 10 включает длинный перечень ограничений возможных посягательств на личную жизнь гражданина, например: каждое лицо имеет право на уважение своей частной жизни; правила для защиты частной жизни устанавливаются законом; лицо имеет право знакомиться с зарегистрированными сведениями о нем, пользоваться ими и исправлять их.
Составной частью права на личную жизнь является неприкосновенность жилища. Важное правило в этой сфере содержит, например, Конституция Греческой Республики: «Жилище каждого гражданина неприкосновенно, частная семейная жизнь индивида ненарушима, домашние обыски могут проводиться не иначе как в случаях и формах, предусмотренных законом, и всегда в присутствии судебной власти» (ст. 9).
Весьма важным является право граждан на свободу передвижения и свободу выбора места жительства. Такое проявление свободы личности в странах СНГ еще ограничивается институтом прописки, регистрации и т.п. На Западе никаких прописок не существует, и такое положение закрепляется конституциями. Так, ст. 19 Королевства Испания устанавливает, что испанцы имеют право свободно избирать место жительства и право свободного передвижения по национальной территории. Аналогичные нормы есть и в других конституциях, например в Конституции Итальянской Республики (ст. 16).
В категорию личных прав и свобод включают такие права и свободы, как свобода мысли, свобода слова. Они относятся к числу личных и одновременно политических свобод человека. Все демократические конституции мира закрепляют это право, рассматривая свободу как основу свободы печати и инакомыслия. Свобода слова позволяет каждому человеку выражать свои мысли, убеждения и мнения.
Демократические государства обычно не придают большого значения устным формам выражения мнений, не связанных с действием. Так, в Великобритании каждый человек может прийти в Гайд-парк столицы и изложить свои взгляды перед случайными прохожими. В США устные выступления граждан ограничены весьма минимально (необходимостью воздерживаться от «агрессивных» слов, пропаганды порнографии, призывов к мятежу, клеветы и т.д.).
Свобода слова тесно связана со свободой на получение информации, свободой творчества. Эта взаимосвязь подробно прослеживается в Конституции Королевства Испания, которая гарантирует «свободное выражение и распространение взглядов, идей и мнений устно, письменно или другими средствами... техническое, научное, художественное и литературное творчество и производство» (ст. 209), и в Основном Законе ФРГ, предоставляющем «право свободно выражать и распространять свое мнение устно, письменно, посредством изображения и беспрепятственно черпать знания из достоверных источников. Свобода печати и свобода информации посредством радио и кино гарантируются» (ст. 5).
Кроме того, существуют естественные ограничения на свободу слова. Им может считаться покушение на честь и достоинство личности либо на какую-то тайну (поенную, государственную, дипломатическую, коммерческие секреты и т.д.
Что касается государственных секретов и тайн, то в большинстве высокоразвитых стран установлены сроки, в течение которых они не могут публиковаться (25—30 или 45—50 лет в зависимости от категории государственной тайны, от важности секретов и лиц, которых они задевают, например лиц королевских династий, президентов). После истечения этого срока все тайные архивы либо сведения становятся доступными, граждане могут пользоваться ими и на основании архивов создавать документальные и художественные произведения.
Свобода совести и свобода вероисповедания — достаточно близкие понятия. Под свободой совести понимают право исповедовать любую религию либо право не исповедовать никакой, придерживаться атеистических взглядов. Свобода вероисповедания — это свобода исповедовать религию. Во многих зарубежных странах говорится больше о свободе вероисповедания, хотя современные конституции признают и безбожие. В некоторых государствах какой-либо одной из религий придается больший вес, большее значение, чем другим. Например, традиционной религией в Болгарии является восточно-православное вероисповедание (ст. 13 Конституции Республики Болгарии). Очевидно, что если, несмотря на такие юридические предпочтения, в стране не существует полное равноправие всех конфессий, то в ней не - нарушаются права и свободы личности в этой сфере. Во многих государствах в конституциях фиксируется, что церковь и государство не вмешиваются в права друг друга, что государство и церковь разделены; что школа и церковь не вмешиваются в дела друг друга. Обычно этого достаточно для гарантии невмешательства государства в дела церкви, а церкви — в дела государства.
Правовые гарантии личных прав и свобод бывают уголовно-правовыми, уголовно-процессуальными, административно-процессуальными, но чаще всего их называют правом на судебную защиту. Право на справедливое судебное разбирательство и право на обращение в суд зафиксировано еще в первых поправках к Конституции США, например 6-я поправка содержит важнейшие права обвиняемого в уголовном процессе, т.е. право на скорый и публичный суд беспристрастными присяжными того штата и округа, где совершено преступление.
Право на информацию о характере и причине обвинения, право на очную ставку со свидетелями, право на принудительный привод свидетеля, право на помощь защитника — этот конкретный перечень возможных действий обеспечивает личные права, которыми лицо может воспользоваться, чтобы уберечь свою неприкосновенность, защитить свои права. Это очень важно, потому что государство, с одной стороны, предъявляет обвинение в виде органов подавления, а с другой — осуществляет гарантии, которые сдерживают эти органы. Если гарантии личных прав не соблюдаются, лицо может апеллировать к высшей справедливости и будет оправдано и освобождено из-под обвинений и из-под стражи.
3. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ГРАЖДАН НА ПРИМЕРЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН.
США.
Уровень демократизма любой конституции определяется прежде всего объемом закрепленных в ней прав и свобод, их гарантированностью и некоторыми другими элементами – правовым положением центрального представительного органа, объемом его полномочий, структурой. Конституция США первоначально почти не содержала положений о правах и свободах граждан; в то время они были предусмотрены в конституциях штатов, и отказ закрепить их в основном законе страны диктовался стремлением ограничить возможности их требований на национальном уровне. Тем не менее ряд важных норм можно найти в тексте Конституции. Первая поправка а Конституции – одна из самых знаменитых – закрепила свободу религии, слова и печати. Проблема равноправия мужчин и женщин, которая решена в большинстве европейских государств, до сих пор остается актуальной для США. В начале 70-х гг. предпринималась попытка закрепить равенство женщин и мужчин перед законом. Поправка к Конституции была предложена второй сессией 92-го Конгресса 22 марта 1972 г., когда была одобрена Сенатом.
Индия.
В 1928 г., еще незадолго до завоевания Индией независимости, созданный Индийским национальным конгрессом комитет Мотилала Неру признал, что «нашей первой заботой должно быть закрепление основных прав таким способом, который воспрепятствовал бы их нарушению при любых обстоятельствах». Ныне судебная защита нарушенных прав граждан является составной частью основных прав, поскольку бессмысленно включать права граждан в писанную Конституцию, если они не могут быть осуществлены в принудительном порядке путем использования судов против любых противоправных действий законодательных или исполнительных органов. Помимо обычных гарантий против дискриминации государством граждан в отношении их назначения на должности или найма на работу в государственные учреждения только на основании их религиозной, расовой, кастовой принадлежности, пола или места рождения, Конституция включает запрет неприкасаемости в любой форме, а также устанавливает, что ни один гражданин не может быть лишен доступа в любое общественное место и ограничен в пользовании общедоступными благами или привилегиями только на основании религиозной, расовой, кастовой принадлежности, пола и места рождения.
Провозглашение всеобщего избирательного права (ст. 326) без каких-либо ограничений в отношении пола, имущественного положения, налогообложения и т.д. являются смелым экспериментом, учитывая громадную территорию Индии и разнообразие национального и религиозного состава населения, в основной своей массе неграмотного.
ФРГ.
Раздел 1 Основного Закона называется «Основные права». Вместе с тем конституция гарантирует права помимо зафиксированных в этом разделе, которые по своим особенностям отличаются от прав, недвусмысленно называемых основными.
Наряду с Основным Законом Европейская конвенция по защите прав и основных свобод человека от 4 ноября 1950 г. также определяет основные права, которые согласно ст. 2 Закона об этой Конвенции от 7 августа 1952 г. отнесены к области государственного права. Поскольку Конвенция не является общей нормой международного права, на нее не распространяется предусмотренное ст. 25 Основного Закона преимущество; она имеет силу обычного федерального закона.
Основные конституционные права отражают множество нюансов, значений, различно акцентированных и часто трудно уловимых. С одной стороны, это права личности, т.е. права объективного характера не только в узком смысле, как права человека и гражданина (ст. 3—5, 8, 9), но и в том случае, когда они (ст. 6, 14, 15) гарантируют право или свободу в какой-либо жизненной сфере, т.е. в более широком смысле. С другой — они являются основными элементами объективного правопорядка в обществе. Это относится и к гарантиям, содержащим прежде всего права личности или содержащим вообще не личные права, но тем не менее зафиксированным в своде основных конституционных прав (ст. 7), и к основным правам, имеющим прежде всего субъективный характер.
Ввиду действенного характера основных прав влияние их на формирование правового статуса личности имеет также двойственный характер: с одной стороны, предоставление и гарантия права отдельной личности (субъективный характер), а с другой — включение основных элементов демократического и государственно-правового порядка в правовую основу этого строя (объективный характер). Правовая основа в свою очередь может стать подлинной только в результате осуществления субъективных прав личности. Конституционно-правовой статус личности, предоставленный и гарантированный основными конституционными правами, находит свое выражение в материальном праве, т.е. имеет не безграничное, а совершенно определенное правовое содержание как для отдельной личности, так и для государственной власти.
В ряду основополагающих конституционных принципов ведущее место отводится неприкосновенности достоинства человека. По немецкому праву содержание достоинства человека выступает в роли ключевого понятия при выделении человека из живой природы, определении характера взаимоотношений человека и государства, в частности соотношения роли человека как «цели» и «средства» государства.
Как конституционно-правовая категория неприкосновенность достоинства человека предстает в виде первоосновы государственной власти. Право человека на неприкосновенность достоинства проявляется в невозможности его отчуждения: оно не может быть утеряно в результате болезни, виновного поведения и иных причин. Нарушением достоинства человека является пренебрежение ценностью человеческой личности (унизительные наказания физического и духовного характера, попрание формально-юридического равенства и т.п.).
C правом на неприкосновенность достоинства тесно связано право человека на уважение и защиту достоинства со стороны органов государственной власти, которым вменяется в обязанность сводить к минимуму опасность любых нарушений в этой сфере. В случае же таковых лицо имеет право потребовать прекращения виновного действия, предъявить иск и добиваться возмещения ущерба в денежном выражении. Здесь вступает в действие судебная защита.
Конституционная норма, закрепляющая право на неприкосновенность достоинства человека, является фундаментом для других прав и свобод, базисной нормой для законодательства.
Франция.
Конституция 1958 г. не содержит специальной главы или раздела, посвященного правовому положению личности. В ней указаны лишь некоторые права, большинство прав и свобод не декларируются в ее тексте. В конституции Французской Республики зафиксировано только равенство перед законом, свобода личности, свобода образования политических партий, коллективное право народов на самоопределение, избирательные права, упоминается о независимости судебной власти как гаранта прав и свобод.
Конституционный Совет в своем решении указал, что Декларация 1789 г. и преамбула Конституции 1946 г., а также основные принципы, признаваемые законами Франции, являются основными частями действующей Конституции, и включил в конституционный блок права и свободы, зафиксированные в этих актах. Это означает, что конституционные нормы могут содержаться и в законах, принятых ранее, которые продолжают действовать. К их числу можно отнести законы, регламентирующие право всеобщего голосования независимо от пола и расовой принадлежности, свободу манифестаций, свободу труда, отмену рабства, смертной казни за политические преступления и т.д. Декларация 1789 г. зафиксировала естественные, неотчуждаемые и священные права человека и гражданина, т.е. такие, которые принадлежат индивиду от рождения. На первый взгляд сегодня этот перечень прав и свобод не кажется обширным, что обусловлено временем принятия Декларации, которая до сих пор является одним из прогрессивных актов в этой сфере. В Декларации провозглашается принцип равенства, который состоит в том, что люди рождаются и остаются равными в правах, а социальные различия могут быть основаны на соображениях общей пользы. Такое равенство служит необходимой предпосылкой естественного характера прав. Декларация раскрывает понятие свободы и устанавливает, что она состоит в возможности делать все, что не наносит вреда другому лицу.
В конституционном праве устанавливаются и обязанности. К ним относятся обязанности трудиться, платить налоги для нужд общества и государства, воинская повинность. Нация провозглашает солидарность и равенство всех французов в отношении бремени, вытекающего из национальных бедствий. Среди обязанностей государства можно выделить обязанность предоставить бесплатное и светское образование, социальную поддержку малоимущим слоям населения. Любое лицо, лишенное возможности трудиться по своему возрасту, физическому, умственному или экономическому положению, имеет право получать необходимые средства для своего существования.
Казахстан.
Конституционные права и свободы человека и гражданина в Казахстане составляют систему, охватывающую все сферы жизнедеятельности. Конституция, закрепляя основные права и свободы, основывается на принципах международных актов. В соответствии с общепризнанными принципами международного права она