Статья: Предатель Иуда и жена-блудница
Название: Предатель Иуда и жена-блудница Раздел: Рефераты по религии и мифологии Тип: статья |
Святейший Патриарх Сергий В Великую среду вспоминаем мы о блудной жене, про которую Господь наш Иисус Христос сказал, что, доколе будет проповедано Евангелие в мире, будет вспоминаться о деянии ее. Вспоминаем также и гнуснейшее, позорнейшее, страшнейшее из всех дел человеческих — предание Господа нашего Иисуса Христа апостолом Иудой. И вот перед нами состояние сердец этих двух людей — жены-блудницы и апостола Христова, принявшего великую благодать и честь избрания в число двенадцати ближайших учеников Христовых. Всеми отверженная блудница драгоценное миро возлила на ноги Иисуса, а ближайший ученик предал Его. Когда слышим мы об ужасном событии предания Господа нашего Иисуса Христа учеником Его, предания целованием, содрогается и трепещет от возмущения сердце наше. Но у многих из нас возникает недоуменный вопрос: а как же это Господь наш Иисус Христос сделал учеником Своим того, кого впоследствии Он Сам назвал дьяволом? На Тайной вечери Он сказал: "Я вас избрал, но один из вас дьявол". Как мог избрать Господь Иисус Христос в число святых апостолов человека, о котором в Св. Писании сказано, что он был вор? Он был, так сказать, казначеем святых апостолов, носил ящик, в который опускали подаяния Господу Иисусу Христу и апостолам Его, и крал деньги из этого ящика. Так почему же Господь Иисус Христос, сердцевед, знавший, кто такой Иуда, знавший, что он предаст Его на смерть, тем не менее избрал его в число Своих ближайших учеников? Как это объяснить? Объяснение вот в чем: для Своих великих и часто нам непостижимых целей Господь Бог нередко пользуется самыми грешными, самыми недостойными людьми. Когда возросло до бесконечности нечестие народа Израильского, тогда Господь воздвиг вавилонского царя Навуходоносора и сделал его Своим орудием. Навуходоносор был избранником Божиим, мечом Божиим, а ведь он был человек безмерной, поистине бесовской гордости, который превознесся над всем, что свято и велико; он превознесся над Самим Богом, самого себя объявил богом и требовал себе божественного поклонения. Вот такое чудовище, чудовище гордости, жестокости и кровожадности, Бог избрал исполнителем Своего приговора над народом Израильским. Но потом, когда задача, возложенная на Навуходоносора была выполнена, Господь также покарал его за нечестие его, за самопревозношение и безмерную гордость. Господь повелел ему стать подобным зверю лесному, лишив его разума. Он стал буйнопомешанным и был изгнан из среды человеческой, жил один в лесах и оброс, как зверь, волосами. Но пришло время и его помиловать. И тогда Господь вложил в сердце его сознание того, какие тяжкие дела он творил. Покаялся Навуходоносор и снова был восстановлен в своем царском достоинстве. Вспомним также о фараоне Египетском, который не хотел отпускать народ Израильский из плена Египетского. Вспомним, каким тяжким казням подверг его Бог. Что же, разве фараон не был тоже предназначен Богом к тому, чтобы исполнить эту греховную роль? Конечно, да. Об этом говорит нам св. апостол Павел: "Для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою, и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле" (Рим. 9, 17). Он был Богом поставлен, он был орудием Божиим. Так же точно и Иуда был орудием в руках Божиих. В Предвечном Божием совете Святой Троицы было принято великое и святое решение — спасти погибающий мир через Сына Божия. Было постановлено, что это спасение должно быть совершено кажущимся для нас странным и таинственным образом — смертью Христа на Кресте Голгофском. Ибо Крестом Христовым была стерта глава змея — дьявола. Для того чтобы осуществилось это решение Божие, оказался нужным такой человек, как Иуда. Нужен был предатель, нужен был тот, через которого начался бы крестный путь Господа Нашего Иисуса Христа. Может быть, вы спросите, почему это было так необходимо, почему нельзя было устроить так, чтобы и без предательства Иуды все равно был бы арестован и казнен Господь Иисус Христос? Не смеем мы судить о путях Божиих; не смеем полностью объяснять их. Но можем мы сказать то, что подсказывает нам разумение наше. Если бы предательство Господа Иисуса Христа совершилось иначе, без ужаса предания Его собственным учеником Его, то мир бы не почувствовал такого навсегда неискоренимого презрения и ненависти к предательству, какое внушил апостол Иуда, совершив его. Нужно было потрясти сердца человеческие, нужно было показать безмерную глубину низости и гнусности, на которые способен человек. И эта безмерность гнусности была явлена нам ныне, в Великую среду, предательством Господа учеником Его. Св. апостол Павел говорит, что Господь заранее знает всех людей, и так как знает их, то и предназначает к той или иной судьбе: "Ихже Бог предуведе, тех и предустави" (Рим. 8, 29-30). Тех, которых предуведал Господь Бог, тех Он и предуставил — одних к спасению вечному, других к погибели вечной. Опять может возникнуть у вас вопрос — для чего же предуставлять кого-либо к погибели? Св. апостол Павел отвечает: "Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого? Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе, над нами, которых Он призвал не только из иудеев, но и из язычников?" (Рим. 9, 21-24). Да будет благословенна воля Господня, предуставляющая одних из нас к спасению, а другим попускающая идти к погибели вечной по избранному ими пути отвержения Евангелия Христова. Не будем же мы роптать на Бога за то, что существуют среди нас такие сыны погибели, которые предназначены к вечному осуждению, как Иуда. Другой еще вопрос возникает у многих: возможно ли спасение, прощение и покаяние Иуды? Неужели он будет осужден вместе с дьяволом, неужели не может быть прощения ему? Нет и не может быть. Совершенно невозможно его помилование, ибо Господь наш Иисус Христос говорил, что, кто отвержется Его пред людьми, того и Он отвержется пред Отцем Своим Небесным и святыми Ангелами. А Иуда отвергся Его, Того, кто был Святейшим, Благословеннейшим Учителем его, отвергся Того, от Кого видел своими глазами множество чудес, Им сотворенных, от Кого непосредственно слышал святую великую проповедь любви, Кого созерцали в течение трех лет его нечестивые очи. Это ли не самое тяжкое из всех отречений от Бога, в которых повинны люди? Можем ли мы думать, что будет прощение тому, кого Сам Господь назвал дьяволом? Ибо знаем мы, что дьяволу прощения не будет, и если Господь назвал Иуду дьяволом, значит, и ему уготованы муки вечные. Иуда, узнав, что Господь Иисус Христос предан на смерть, содрогнулся и ужаснулся, пришел в трепет и отчаяние. Он пошел к первосвященникам и книжникам, от которых получил тридцать сребренников за свое предательство, бросил их на пол и сказал: "Тяжко я согрешил, предав кровь неповинного". Он не покаялся, но только впал в беспросветное отчаяние. Если бы он покаялся, то милостивый Господь облегчил бы ему муки. Но он впал в отчаяние и повесился, а вы знаете, что самоубийство есть непростительный грех, и Бог засвидетельствовал перед людьми, что Иуда навсегда осужден, ибо из слов св. апостола Петра узнаем, что, когда повесился Иуда, когда его бездыханное тело сорвалось с петли, то лопнуло чрево его и вывалились внутренности его. Это ли не печать вечной Божией кары, это ли не самая позорная смерть? Так же вывалились внутренности и другого величайшего грешника, еретика Ария, отвергавшего Божественность Иисуса Христа. Он на многие годы поверг Церковь Христову в тяжкие смуты и разделения. За то и наказан. Нет для нас более презренного, более невыносимого имени, чем Иуда. Имя это стало нарицательным для всех предателей, а предателей и до Иуды, и после него было множество. Их много и теперь среди нас, в нашей христианской среде, ибо немало людей, которые если сами непосредственно и не совершают гнусного предательства ближних своих, то для достижения своих низких целей пользуются теми, кто способен на совершение предательства. Они ищут лжесвидетелей для того, чтобы возобладать над противниками своими, а сами умывают руки, — "это не я сделал, это он сделал". А в глазах Божиих и наших это такие же предатели, как те, которые непосредственно совершают предательство. К предательству очень близко лжесвидетельство, клевета. Разве мало среди нас людей, способных на клевету, на лжесвидетельство? Имеют ли они право осуждать Иуду, негодовать на него, когда сами малые Иуды? Безмерно гнусна, позорна душа Иуды. А Святая Церковь в нынешнем Евангельском чтении противопоставляет его душе другую душу — душу несчастной, всеми презираемой блудницы, душу, которая воссияла перед всем миром безмерной любовью к Господу Иисусу Христу, очистилась самым искренним, самым болезненным раскаянием в грехах своих. Ибо что привело ее к ногам Иисусовым, что заставило ее умывать Его ноги и вытирать их волосами своими, поливать их драгоценным миром? Что побудило ее к этому деянию, о котором будут, пока мир стоит, вспоминать повсюду? Потрясшее всю ее душу сознание своей нечистоты при виде Святейшего из святых пробудило ее сердце, в трепете и в страхе, со слезами припала она к ногам Иисусовым. И Светом Божественного прощения озарилось сердце ее. Она уготовала, как сказал Господь, тело Его к погребению, она стала одной из жен-мироносиц. Но не подумают ли нынешние блудницы, которых так много среди нас, что, если Господь так легко и быстро простил все грехи ее, значит, не так уж тяжки и их грехи? Не подумают ли они, что довольно пойти на исповедь к священнику, сказать одной заученной фразой: "Грешна, батюшка" — и довольно? Неужели не понимают они, что такое покаяние совершенно ничего не стоит и не сравнимо с покаянием жены-блудницы, возлившей миро на ноги Иисусовы? Пусть не обольщают они себя, пусть не думают, что будут легко прощены, пусть приготовятся к многолетнему покаянию в грехах прелюбодеяния и блуда. Вот то, что должен был я сказать по поводу воспоминания в Великую среду о предательстве Иуды и подвиге жены-блудницы. |