Доклад: "План государственных преобразований" М. Сперанского
Название: "План государственных преобразований" М. Сперанского Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: доклад |
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. И. КАНТА ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА ИСТОРИИ РОССИИ Доклад “План государственных преобразований”: история разработки и содержание Доклад студента II курса исторического факультета Гавриленко С.В. Научный руководитель: Забоенкова А. С. Калининград 2010 План Введение Конституционная традиция в России Разработка проекта М.М. Сперанским Основные положения «Плана государственных преобразований» Идеи реформы Сперанского в законодательстве царской России Заключение Список источников и литературы Введение В истории существует очень много невыясненных, запутанных и просто сложных вопросов, которые необходимо исследовать, чтобы мы могли на основании знания истории понимать сегодняшние события и моделировать будущие. В связи с этим я решил подготовить доклад на тему “План государственных преобразований”: история разработки и содержание. Согласно тому материалу, который я изучил в процессе составления доклада, можно заявить, что тема эта вполне изучена и разобрана в историографии. В подготовке данного доклада я использовал различную литературу, в которой хорошо исследована данная тема. Прекрасная работа была создана Леонтовичем В.В. “История либерализма в России. 1762 – 1914. М., 1995”. В этой работе идёт замечательный разбор деятельности Сперанского и его политических взглядов с 1803 по 1809 гг., в частности много внимания уделено разбору проектов Сперанского. В работе Медушевского А. Н. “Демократия и авторитаризм: российский конституционализм в сравнительной перспективе. М., 1998”, мы можем проследить развитие конституционализма в России на протяжении первой четверти XIX века. В работе Предтеченского А. В. “Очерки общественно – политической истории России в первой четверти XIX века”, прекрасно рассмотрены вопросы внутренней политики русского правительства в конце XVIIи первой четверти XIX века. В частности мы можем проследить конституционную традицию в России до начала XIX века. В процессе составления доклада и решил разобраться в вопросе об истории создания Сперанским “Плана государственных преобразований” и его значении для русского общества, в связи, с чем определил несколько задач: 1. Конституционная традиция в России 2. Разработка проекта М.М. Сперанским 3. Основные положения «Плана государственных преобразований» 4. Идеи реформы Сперанского в законодательстве царской России Так же в своём докладе я использовал, как источник, сам текст “Введения к уложения государственных законов (План всеобщего государственного образования) ”. Конституционная традиция в России Начиная говорить о конституционной традиции, следует сказать, что в России был правительственный конституционализм, поскольку политические преобразования происходили именно с принятия законов, а не революционных потрясений. Говоря о конституционной традиции в России до проектов Сперанского М. М., необходимо упомянуть, что похожие законы разрабатывались ещё в правление Екатерине II. Наиболее яркие примеры дворянского конституционализма второй половины XVIII века – это проекты-Н. И. Панина и М.М. Щербатова. В своих «Рассуждениях» они сходятся на мысли, что в России царит полная неустойчивость власти, здесь «престол зависит от отворения кабаков для зверской толпы буян » (намек на переворот 1762 года), а «мужик, одним человеческим видом от скота отличающийся… может привести [государство] в несколько часов на самый край конечного разрушения и гибели » (намек на Пугачева). Причина бедствий, терзающих Россию, в том, что «без непременных государственных законов не прочно ни состояние государства, ни состояние государя ». Связующим звеном между проектами Просвещенного абсолютизма и преобразованиями Сперанского выступают проекты рубежа 18 – начала 19 века. К их числу относится, прежде всего, проект канцлера А. А. Безбородко – “Записка для составления законов Российских”, представленная в 1799г. Проект А. А. Безбородко в известной мере продолжает традицию обращения высших представителей знати к монарху с идеей октроированных реформ. Отметив, что дворянство и городское население уже имеют чёткий законодательный статус, автор констатирует необходимость распространения правовой регламентации на сельское население. В правление Павла I, Безбородко возвращается к высказывавшейся в предшествовавших проектах идее о Правительствующем Сенате как «верховном в России правительстве». Довольно большое место занимает в его проекте вопрос о правовом контроле в государстве, для осуществления которого предлагается особая должность канцлера юстиции. Впервые упоминается термин «человек и гражданин» в смысле — индивида, жизнь и права которого защищены законами (что несомненно составляет элемент понятия о гражданском обществе). В основе лежит идея Монтескье о различии деспотизма и монархии, ограниченной фундаментальными законами. Автор не отрицает разумности самодержавия (необходимого в силу пространственной протяженности и многонационального состава государства), однако предполагает такую рациональную организацию, которая максимально ограничивает личный произвол. С этой целью предполагалась законодательная регламентация положения всех сословий, упорядочение административной и судебной системы, введение совещательного бюрократического института при монархе для лучшей разработки законов. Этим институтом являлось собрание депутатов под председательством канцлера юстиции, которое рассматривало проекты, представленные царской властью с последующей передачей их в Общее собрание Сената и неокончательное утверждение монарха. Однако реформы государственного строя, предполагавшиеся Павлом, не были завершены, но уже в самом начале нового царствования Александра I проблема реформ приобретает широкое общественное признание. Еще до вступления на престол будущий царь под влиянием идей Просвещения и их интерпретации Лагарпом обсуждал с кружком молодых друзей принципы разумного государственного устройства — концепцию просвещенной монархии, ограниченной фундаментальными законами. В связи с этим был образован Негласный комитет в 1801г. Материалы обсуждения этой проблемы — коронационные проекты А.Р.Воронцова, В.П.Кочубея и Н.Н.Новосильцева — нашли наиболее полное выражение в принципиальном идеологическом документе — «Грамоте российскому народу» (12 августа 1801 г.). Наряду с этим, к коронации готовили еще два документа — манифест по крестьянскому вопросу и проект преобразования Сената. На сентябрь этого же года была назначена торжественная коронация нового императора. В течение этих коротких месяцев была проведена весьма значительная работа, завершившаяся созданием проекта «Грамоты российскому народу». Соответствующий документ готовили члены Негласного комитета, в котором активное участие принимали молодые инициативные политики, увлеченные идеями Просвещения — В.П.Кочубей, Н.Н.Новосильцев, П.А.Зубов. Важную роль в создании этого документа сыграл А.Р.Воронцов. Подготовка взаимосвязанных документов, которые должны были быть обнародованы при коронации, имела в виду охватить широкий круг проблем, открывавших путь к реформам. Были подготовлены три документа: Грамота российскому народу; Манифест по крестьянскому вопросу; Проект преобразования Сената. Предполагалось одновременно решить вопросы социального, административного и политического преобразования страны. Анализ Грамоты М. М. Софоновым позволил установить её западные источники. Ими явились, во-первых, HabeasCorpusAct – важнейший элемент английской неписанной конституции; во-вторых, декларации прав человека и гражданина трёх французских конституций, прежде всего конституции директории 1795г. Большие ожидания, которые были связаны с документом, трактуемым членами Негласного комитета как своего рода конституция, оказались нереализованными. В ходе коронации Александра I, состоявшейся 15 сентября 1801г., вопреки ожиданиям и конституционным предложениям, грамота не была обнародована. Манифест о коронации не содержал даже упоминания о предполагавшихся реформах. Разработка проекта М. М. Сперанским После сближения Сперанского с Александром (1806 г.), он сосредоточил свои силы на разработке механизмов правового регулирования власти, создав свое «Введение к Уложению государственных законов». Сперанский определяет предмет законов как «установление (правовых) отношений между людьми к общей безопасности лиц и имуществ», различая государственные законы (определяющие отношения частных лиц к государству) и гражданские законы (определяющие отношения лиц между ними. Идея фундаментальных законов, корпус которых составляет основание и структуру политической системы, реализуется в проекте Сперанского с возможной полнотой и юридической разработанностью. Прослеживается преемственность данного проекта с предшествующими памятниками русского конституционализма. Однако в нём, несомненно, присутствуют и новые либеральные идеи. Речь идёт не только о государственных законах, определяющих отношение личности к государству, но и законах гражданских, определяющих отношение частных лиц между собой. В декабре 1808 г. Александр I поручил Сперанскому составление Плана государственного преобразования России. Сперанский принялся за разработку проекта с присущими ему энергией и обстоятельностью, веря в возможность осуществления разрабатываемой им реформы. Он весь ушёл в дело, отдавая ему всю силу своего ума. Александр передал ему все материалы Негласного комитета, проекты и записки, поступившие в Комиссию составления государственных законов. Сам Сперанский, по его свидетельству, “изучил все существующие в мире конституции” и ежедневно встречался с императором, с которым обсуждал каждый параграф плана. Основные положения “Плана государственных преобразований” Поскольку для Сперанского главное, это безопасность и свобода, то все законы, воспринимаемые им, служат для их защиты. Поэтому Сперанский ставит вопрос о коренных законах, которые неподвижны и неизменны. Утверждая, что законы существуют для пользы и безопасности людей, им подвластных, Сперанский говорит, что “во всяком благоустроенном государстве должны быть начала законодательства положительные, постоянные непреложные, неподвижные, с коими бы все другие законы могли быть соображаемы, то есть, разговор идёт о создании конституции. По «конституции» Сперанского все население страны разделялось на два сословия: высший класс и низший класс. Эти классы должны быть устроены так, чтобы высший класс стоял между правительством и низшим классом, но имел с последним выгоды. Сперанский устанавливает следующее “разделение состояний”: 1) дворянство, как владельцы недвижимой собственности, 2) “среднее состояние” (купцы, мещане, государственные крестьяне) и 3) “народ рабочий” (помещичьи крестьяне, “домашние слуги, ремесленники и рабочие люди и поденщики”). Разделение шло по обладанию гражданскими и политическими правами. Гражданскими правами обладали все тир категории, но политическими только те, кто владел недвижимостью. Был возможен переход из различных состояний. В основу государственного устройства России Сперанский положил идею разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Высшим органом судебной власти должен был стать Сенат, исполнительной — министерства, законодательной — Государственная дума. Однако выше всех этих высших органов учреждался Государственный совет в качестве совещательного органа при царе. Как и прежде, окончательно утверждал или отклонял любой законопроект, даже принятый Государственной думой, Его величество император. Суть же принимаемой конституции сводилась к следующему: 1) Устанавливается разделение властей, 2) мнения законодательной власти совершенно свободны и должны точно отражать народные желания, 3) судебная власть независима от исполнительной, 4) исполнительная власть ответственна перед законодательной. Идеи реформы Сперанского в законодательстве царской России Из Плана государственного преобразования Сперанского были реализованы те его части, которые касались введения Государственного совета и завершения министерской реформы. Были также предложены мероприятия к ограничению чиновничества: чин коллежского асессора, предоставляющий право на потомственное дворянство, давать только лицам, окончившим университеты. Для канцелярских чинов оставить только первые три чина, и лицам имеющим их, предоставить право на одно личное дворянство “с правом владеть землёю в крепость, а людей селить по условиям”, т. е. без права владения крепостными. “Последующие осьмиклассные чины” давать преимущественно тем чиновникам, которые “предъявят свидетельства в их учении”. Чин статского советника “открыть … единственно для людей, испытанных и в службе довольно уже упражнявшихся”. Предлагаемые Сперанским меры внесли бы изменения в существующее законодательство о чинах. Они ограничили бы количество высших чиновников, начиная от статского советника. Они затруднили бы для лиц, находящихся на государственной службе, получение звания потомственных дворян и вместе с тем и право на владение крепостными. Наконец, они изменили бы принцип, лежащий в основе табели о рангах. Если бы проект Сперанского был проведён в жизнь, то к требованию заслуги, до сих пор единственному при чинопроизводстве, было бы прибавлено ещё одно – образование. Заключение Согласно изученному материалу можно сделать вывод что, конституционная традиция в России была уже достаточно развита к моменту начала работы Сперанского над Планом государственных преобразований. К разработке своего проекта Сперанский приступил, уже имея на руках документы, разработанные в России, похожие на конституции, а также и использовал различные достижения передовой западной мысли (французские конституции). Основные идеи, изложенные в Плане государственного преобразования, были всё – таки хоть и хороши, но слишком радикальные и не своевременны на почве русской действительности. Список источников и литературы Источники 1. Сперанский М. М. План государственного преобразования. М., 2004г. Литература 1. История России XIX – начала XX в. Учебник для исторических факультетов университетов. – М., 1998. 2. Леонтович В.В. История либерализма в России. 1762 – 1914. М., 1995. 3. Медушевский А. Н. Демократия и авторитаризм: российский конституционализм в сравнительной перспективе. М., 1998. 4. Предтеченский А. В. Очерки общественно – политической истории России в первой четверти XIX века. |