Курсовая работа: Организация государственного управления таможенного дела

Название: Организация государственного управления таможенного дела
Раздел: Рефераты по таможенной системе
Тип: курсовая работа Скачать документ бесплатно, без SMS в архиве

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Правовое регулирование таможенного дела в России

1.1 Правовые основы таможенного дела в России

1.2 Таможенные режимы

Глава 2. Характеристика некоторых аспектов управления в области таможенных дел

2.1 Таможенные органы их система

2.2 Полномочия таможенных органов

Заключение

Литература


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность курсовой работы . Образование Российской Федерации как независимого государства существенно изменило подход к регулированию внешнеэкономической деятельности. Усилия последнего десятилетия в этой области сводились к либерализации внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и попыткам формирования рыночных основ воздействия на данную сферу.

За последние годы Россия присоединилась к ряду международных договоров по вопросам регулирования ВЭД; отменены административные ограничения выхода российских предприятий на внешний рынок, исключая случаи угрозы национальной безопасности.

Самым значительным шагом следует считать принятие Таможенного кодекса (2003 г.) и Законов РФ: «О таможенном тарифе» (1993 г.), «О валютном регулировании и валютном контроле» (2004 г.), «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (2003 г.), «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» (2003 г.).

В законодательных и других нормативных актах Российской Федерации определены роль и место таможенных органов в системе регулирования внешнеэкономической деятельности, в том числе внешнеторговой деятельности, сформулированы их функции и задачи, установлены основные принципы, методы и средства их выполнения, порядок деятельности таможенных органов.

«Сформирована практически новая правовая база таможенного дела, соответствующая общепризнанным мировым стандартам, предусматривающая прямое регулирование правоотношений в области таможенного дела на основе норм Таможенного Кодекса РФ и в комплексе норм прямого действия. В целях совершенствования деятельности таможенных органов Российской Федерации проделана большая работа по подготовке нормативной правовой базы на основании Таможенного Кодекса РФ, практики и опыта применения международного законодательства».

Объект : общественные отношения в сфере таможенного дела:

· отношения в сфере таможенной политики;

· отношения и принципы, связанные с перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств;

· отношения, характеризующие статус таможенных режимов;

· отношения в области таможенно-тарифного регулирования;

· отношения в области взимания таможенных платежей (федеральных таможенных доходов);

· отношения, связанные с таможенным оформлением;

· отношения в области таможенного контроля; восьмая – отношения в сфере таможенной статистики;

· отношения, возникающие в связи с рассмотрением дел о нарушениях таможенных правил;

· отношения, связанные с нарушениями таможенных правил и ответственностью за них;

· отношения, возникающие в связи с производством по делам о нарушениях таможенных правил;

· отношения, связанные с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела;

Предмет: совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Цель: исследование организации государственного управления в области таможенных дел.

Задачи курсовой работы:

1. Отразить правовые основы таможенного дела в России.

2. Рассмотреть таможенные режимы.

3. Охарактеризовать таможенные органы и их систему.

4. Раскрыть содержание функций таможенных органов.

Положения выносимые на защиту:

1.Конституция РФ является основным источником таможенного права.

2.Понятие «таможенный режим» устанавливает пределы прав физических и юридических лиц по распоряжению находящимися в их владении товарами, ввезенными на территорию Российской Федерации или вывозимыми за ее пределы.


ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА В РОССИИ

1.1 Правовые основы таможенного дела в России

Под правовыми основами таможенного дела в России понимаются «исходящие от органов государственной власти официально-документальные акты, закрепляющие нормы данной отрасли». К их числу относятся Конституция; федеральные законы; нормативные акты Президента и Правительства, министерств, государственных комитетов и других федеральных органов исполнительной власти. Нормы таможенного права содержатся также в некоторых актах региональных таможенных управлений. К его источникам можно отнести те международные договоры и соглашения в сфере таможенного дела, которые признает и в которых участвует Российская Федерация, – например, Соглашение о принципах таможенной политики от 13 марта 1992 г., подписанное большинством стран СНГ. Вопрос же о соотношении источников национального таможенного права и международно-правового регулирования в сфере таможенного дела требует самостоятельного анализа.

Каждый из перечисленных источников таможенного права имеет свою специфику. Итак, Конституция РФ, будучи основным источником таможенного права, содержит достаточно ограниченное число юридических норм, непосредственно относящихся к таможенному праву. Это, например, уже упоминавшаяся ч. 1 ст. 74, в соответствии с которой на территории России «не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств»; п. «ж» ст. 71, в соответствии с которым таможенное регулирование отнесено к ведению Федерации. Однако многие конституционные нормы более общего характера также имеют отношение к таможенному праву. Это ч. 1 ст. 8 о поддержке конкуренции и свободе экономической деятельности и ч. 2 ст. 8 о признании и защите равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; ч. 1 ст. 34 о праве каждого на свободное использование способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; ч. 3 ст. 15, в соответствии с которой «любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».

В соответствии с Конституцией РФ какие-либо ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом (а не каким-то иным правовым актом) и только в тех случаях, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Следующий по значению источник таможенного права – законы. Среди них надо выделить: а) Таможенный кодекс; б) другие законы, в которых содержатся нормы таможенного права.

Иные законы как источники таможенного права можно, в свою очередь, условно разделить на две группы: собственно таможенные законы, основное содержание которых составляют именно таможенные вопросы, и законы, в которых содержатся нормы таможенного права. К первой группе относится Закон «О таможенном тарифе», ко второй – Закон «О вывозе и ввозе культурных ценностей».

Нормативные акты Президента и Правительства Российской Федерации. «При всей важности законов они объективно не в состоянии решить все вопросы, возникающие в связи с динамичным характером таможенного дела. Собственно таможенные законы, имея фундаментальный характер, рассчитаны на длительный срок действия. Решать задачи более оперативного характера, обеспечить возможность чутко реагировать на возникающие вопросы призвано текущее нормативное регулирование таможенного дела. Важнейшую роль в нем играют указы Президента РФ».

Примерами нормативных указов Президента РФ по вопросам таможенного дела могут служить Указ «О неотложных мерах по организации таможенного контроля в Российской Федерации» от 18 июля 1992 г., предусматривавший комплекс мер по установлению «таможенной границы с бывшими республиками Союза ССР, не подписавшими Соглашения о принципах таможенной политики от 13 марта 1992 г. или не присоединившимися к нему», а также по укреплению и совершенствованию таможенной службы в Российской Федерации, включая вопросы об условиях труда, правовых и социальных гарантиях работников таможенной службы.

Правительство РФ также осуществляет нормотворчество в области таможенного дела. Оно издает по этим вопросам различные нормативные акты: постановления, распоряжения, утверждает различные правила и другие виды актов в данной сфере.

Нормативным является, например, постановление Совета Министров – Правительства Российской Федерации «О неотложных мерах по усилению таможенного контроля на государственной границе Российской Федерации» от 24 мая 1993 г. В нем таможенным органам совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ предписывалось «осуществлять мероприятия по усилению таможенного контроля, определить зону таможенного контроля вдоль границы с государствами – республиками бывшего СССР; провести переговоры с таможенными органами указанных государств по определению мест расположения таможенных пунктов пропуска на государственной границе Российской Федерации». Решались вопросы развития таможенной инфрастуктуры, укрепления кадрами таможенных органов, в частности увеличения численности работников таможенных органов за счет внеплановых доходов таможенных органов.

Источниками таможенного права служат нормативные приказы Федеральной таможенной службе, издаваемые им положения, правила, инструкции, в некоторых случаях – методические рекомендации, указания, распоряжения, информационные письма. В них нередко содержатся предписания общего характера, относящиеся к регулированию тех или иных сторон и участков таможенного дела. «Иногда принимаются совместные Федеральной таможенной службы с министерствами финансов, экономики, внешних экономических связей, другими федеральными органами исполнительной власти. В этих правовых актах устанавливаются нормы и правила, значимые не только для таможенного регулирования, но и для других областей, например для сферы финансовой деятельности. Такие акты в равной мере обязательны для руководства и исполнения работниками, как таможенной системы, так и других соответствующих структур исполнительной власти, например Министерства финансов».

Таким образом, под правовыми основами таможенного дела в России понимаются исходящие от органов государственной власти официально-документальные акты, закрепляющие нормы данной отрасли. К их числу относятся Конституция; федеральные законы; нормативные акты Президента и Правительства, министерств, государственных комитетов и других федеральных органов исполнительной власти.

1.2 Таможенные режимы

Институт таможенных режимов включает совокупность обязательств и процедур, применяемых таможенными органами к данному товару. Понятие «таможенный режим» устанавливает также пределы прав физических и юридических лиц по распоряжению находящимися в их владении товарами, ввезенными на территорию Российской Федерации или вывозимыми за ее пределы. Подчеркнем и такой момент: это «совокупность таможенных процедур, подлежащих применению к товарам, транспортным средствам и иным предметам в зависимости от характера и цели их перемещения через таможенную границу Российской Федерации».

В целях таможенного регулирования в отношении товаров устанавливаются следующие виды таможенных режимов:

1) основные таможенные режимы:

· выпуск для внутреннего потребления;

· экспорт;

· международный таможенный транзит;

2) экономические таможенные режимы:

· переработка на таможенной территории;

· переработка для внутреннего потребления;

· переработка вне таможенной территории;

· временный ввоз;

· таможенный склад;

· свободная таможенная зона (свободный склад);

3) завершающие таможенные режимы:

· реимпорт;

· реэкспорт;

· уничтожение;

· отказ в пользу государства;

4) специальные таможенные режимы:

· временный вывоз;

· беспошлинная торговля;

· перемещение припасов;

· иные специальные таможенные режимы.

Таможенный режим свободной таможенной зоны (свободного склада) устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим правоотношения по установлению и применению таможенного режима свободной таможенной зоны (свободного склада).

Охарактеризуем некоторые из этих таможенных режимов.

Реимпорт - это «таможенный режим, при котором товары, ранее вывезенные с таможенной территории РФ, ввозятся на нее в установленные сроки без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных законодательством РФ».

Помещение товаров под таможенный режим реимпорта допускается, если:

1) при вывозе с таможенной территории РФ товары имели статус товаров, находящихся в свободном обращении, либо были продуктами переработки иностранных товаров;

2) товары заявлены к таможенному режиму реимпорта в течение трех лет со дня вывоза с таможенной территории РФ;

3) товары находятся в том же состоянии, в каком они были вывезены с таможенной территории РФ, кроме изменений, происшедших вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях транспортировки, хранения или использования (эксплуатации);

4) за товары уплачены суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, субсидий и иные суммы, подлежащие возвращению в федеральный бюджет при реимпорте товаров.

Использование товаров за пределами таможенной территории РФ в целях извлечения прибыли, а также совершение с ними операций, необходимых для обеспечения сохранности, включая ремонт (кроме капремонта и модернизации), техобслуживание и другие операции, необходимые для сохранения потребительских свойств товаров и поддержания их в состоянии, в котором они находились на день вывоза с таможенной территории РФ, не препятствуют помещению товаров под таможенный режим реимпорта, за исключением случаев, когда операции по ремонту привели к увеличению стоимости товаров по сравнению с их стоимостью на день вывоза.

При реимпорте товаров подлежат возвращению в федеральный бюджет:

1) суммы ввозных таможенных пошлин, налогов и (или) процентов с них, если таковые не взимались либо были возвращены в связи с вывозом товаров с таможенной территории РФ;

2) суммы внутренних налогов, субсидий и иные суммы, не уплаченные либо полученные прямо или косвенно в качестве выплат, льгот либо возмещений в связи с вывозом товаров с таможенной территории РФ.

В случае, если при вывозе реимпортируемых товаров взимались суммы вывозных таможенных пошлин, то возможен возврат таможенными органами таких платежей при условии, что товары заявлены к таможенному режиму реимпорта не позднее шести месяцев со дня вывоза за пределы таможенной территории РФ.

Реэкспорт - это «таможенный режим, при котором товары, ранее ввезенные на таможенную территорию РФ, вывозятся с этой территории без уплаты или с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности».

При вывозе реэкспортируемых товаров вывозные таможенные пошлины не уплачиваются.

Условия помещения товаров под таможенный режим реэкспорта:

1) под таможенный режим реэкспорта помещаются иностранные товары, в том числе ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации с нарушением установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности запретов на ввоз;

2) товары, выпущенные для свободного обращения, могут быть помещены под таможенный режим реэкспорта с соблюдением условий, предусмотренных ст. 242 ТК;

3) под таможенный режим реэкспорта могут быть помещены товары, ранее помещенные под другой таможенный режим, в целях завершения действия такого таможенного режима в порядке, установленном ТК;

4) федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации и (или) международными договорами Российской Федерации могут быть установлены дополнительные условия помещения товаров под таможенный режим реэкспорта.

Кроме вышеперечисленных условий, товары, выпущенные для свободного обращения, в отношении которых установлено, что на день пересечения таможенной границы у них имелись дефекты либо они иным образом не соответствовали условиям внешнеэкономических сделок по количеству, качеству, описанию или упаковке и по этим причинам они возвращаются поставщику либо иному указанному им лицу, могут быть помещены под таможенный режим реэкспорта, если:

1) товары не использовались и не ремонтировались в РФ, за исключением случаев, когда использование товаров было необходимо для обнаружения дефектов или иных обстоятельств, повлекших возврат товаров, с возвратом уплаченных сумм таможенных пошлин и налогов;

2) товары могут быть идентифицированы таможенными органами;

3) товары вывозятся в течение 6 месяцев со дня их выпуска для свободного обращения.

В отношении иностранных товаров, заявленных к режиму реэкспорта, предоставляется освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов или производится возврат уплаченных сумм, если такие освобождения или возврат предусмотрены при завершении действия таможенного режима, в соответствии с которым товары находились на таможенной территории РФ.

Уничтожение - это «таможенный режим, при котором иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности».

Уничтожение товаров допускается, если товары, подвергнутые уничтожению, не могут быть восстановлены в первоначальном состоянии экономически выгодным способом. Не допускается помещение под этот таможенный режим следующих категорий товаров:

1) культурных ценностей;

2) видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, кроме случаев пресечения эпидемий и эпизоотий;

3) товаров, принятых таможенными органами в качестве предмета залога до его прекращения;

4) изъятых товаров или товаров, на которые наложен арест в соответствии с законодательством РФ;

5) иных товаров, перечень которых может устанавливаться Правительством РФ.

Уничтожение товаров не допускается, если:

1) может причинить существенный вред окружающей природной среде или представлять непосредственную либо потенциальную опасность для жизни и здоровья людей;

2) производится путем потребления товаров в соответствии с их обычным предназначением;

3) может повлечь расходы для государственных органов РФ.

«Срок уничтожения товаров устанавливается таможенными органами на основании заявления декларанта исходя из времени, разумно необходимого для проведения операций по уничтожению данного вида товаров заявленным способом, и времени, необходимого для транспортировки товаров из их местонахождения в место уничтожения. Место уничтожения определяется декларантом с учетом требований законодательства РФ об охране окружающей среды».

Таможенный режим уничтожения может применяться в отношении товаров, которые оказались уничтожены, безвозвратно утеряны либо повреждены вследствие аварии или действия непреодолимой силы.

Отходы, образовавшиеся в результате уничтожения товаров и не вывезенные за пределы РФ или не переработанные в состояние, непригодное для их коммерческого пользования, рассматриваются как ввозимые иностранные товары и подлежат таможенному декларированию с уплатой ввозных таможенных пошлин, налогов (как если бы они были ввезены на таможенную территорию РФ в таком состоянии).

Временный вывоз – «таможенный режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации, могут временно использоваться за пределами Российской Федерации с полным условным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности».

При временном вывозе товаров освобождение от уплаты, возврат или возмещение внутренних налогов не производится.

«Временный вывоз допускается при условии, что временно вывозимые товары могут быть идентифицированы таможенными органами при их обратном ввозе (реимпорте), за исключением случаев, когда в соответствии с международными договорами РФ допускается замена временно вывезенных товаров товарами того же типа».

Срок временного вывоза устанавливается таможенными органами по заявлению декларанта исходя из цели и обстоятельств такого вывоза.

При невозвращении временно вывезенных товаров уплачиваются суммы вывозных таможенных пошлин, исчисляемых исходя из таможенной стоимости товаров и (или) их количества при их вывозе, а также ставок таможенных пошлин, действующих на день заявления товаров к таможенному режиму временного вывоза. С указанных сумм уплачиваются проценты по ставкам рефинансирования Центрального банка РФ, как если бы в отношении этих сумм была предоставлена отсрочка в день помещения товаров под таможенный режим временного вывоза.

Временно вывозимые товары условно освобождаются от уплаты вывозных таможенных пошлин.

В соответствии с пунктом 4 ст. 256 Таможенного Кодекса РФ (далее – ТК РФ) допускается изменение таможенного режима временного на иной таможенный режим (например экспорта, переработки вне таможенной территории) без фактического предъявления товаров таможенному органу.

Таможенный режим временного вывоза может быть завершен:

· обратным ввозом временно вывезенных товаров (не позднее дня истечения срока временного вывоза);

· заявлением временно вывезенных товаров к иному таможенному режиму.

Переработка на таможенной территории – «таможенный режим, при котором ввезенные товары используются на таможенной территории РФ в течение установленного срока (срока переработки товаров) для целей операций при переработке товаров с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов при условии вывоза продуктов переработки с таможенной территории РФ в определенный срок».

В отношении ввезенных товаров, перемещаемых под данный таможенный режим, применяются все запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании ВЭД.

Статья 174 ТК содержит следующие условия помещения товаров под данный таможенный режим:

· переработка на таможенной территории допускается при наличии разрешения таможенных органов;

· переработка на таможенной территории допускается, если таможенные органы могут идентифицировать ввезенные товары в продуктах переработки, за исключением случаев, когда таможенный режим завершается вывозом продуктов переработки, полученных в результате переработки товаров, эквивалентных ввезенным в соответствии со ст. 186 ТК;

· под таможенный режим переработки на таможенной территории могут помещаться иностранные товары, ранее помещенные под иные таможенные режимы, при соблюдении требований и условий, предусмотренных ТК.

Правительство РФ в праве определять случаи, когда переработка на таможенной территории не допускается в отношении определенных видов ввезенных товаров, если идентичные по описанию, качеству и техническим характеристикам товары производятся в РФ, а также устанавливать количественные и стоимостные ограничения по допущению ввезенных товаров и проведению операций по переработке товаров в соответствии с таможенным режимом переработки на таможенной территории исходя из защиты интересов отечественных товаропроизводителей. Указанные запреты и ограничения вводятся в действие не ранее чем по истечении 90 дней со дня официального опубликования соответствующих актов Правительства РФ.

Статья 176 ТК РФ перечисляет четыре вида операций по переработке товаров, которые могут применяться, в том числе и в совокупности:

· собственно переработку или обработку товаров (ввозится сырьевой товар, из которого изготавливается товарная продукция, например пошив костюма из ввезенного материала);

· изготовление новых товаров, в том числе монтаж, сборка или разборка товаров (ввозятся комплектующие, из которых изготавливается конечный продукт, например автомобиль);

· ремонт товаров, в том числе их восстановление. Замена составных частей, восстановление их потребительских свойств;

· переработка товаров, которые содействуют производству товарной продукции или облегчают его, даже если эти товары полностью или частично потребляются в процессе переработки (операции, при которых осуществляется использование иностранных товаров, содействующих или облегчающих производство продуктов переработки, например использование катализаторов, флюсов, электродов).

Основной сложностью при получении разрешения на переработку товаров выступает, как правило, возможность проведения таможенными органами идентификации.

В качестве заявления на переработку товаров используется таможенная декларация о помещении товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории при условии, что при ввозе товаров и последующем вывозе продуктов их переработки они предъявляются одновременно и декларируются одному и тому же таможенному органу в случае, если:

1) целью помещения товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории является их ремонт, в том числе осуществляемый на возмездной основе;

2) таможенная стоимость товаров, помещаемых под таможенный режим переработки на таможенной территории, не превышает 500 тысяч рублей;

3) под таможенный режим переработки на таможенной территории помещаются остатки раннее ввезенных товаров в соответствии с п. 1 ст. 184 ТК.

Если в качестве заявления на переработку товаров используется таможенная декларация, срок ее рассмотрения не должен превышать срок проверки таможенной декларации, установленной п. 1 ст. 359 ТК.

Полученное разрешение таможенного органа на переработку товаров на таможенной территории действует в течение срока переработки товаров, который устанавливается исходя из продолжительности процесса переработки товаров и времени, необходимого для распоряжения продуктами переработки (отходами и остатками).

Конкретный срок переработки товаров определяется заявителем режима по согласованию с таможенным органом. Предельный срок переработки товаров составляет два года.

Свободная таможенная зона – «таможенный режим, при котором иностранные товары размещаются и используются в пределах особой экономической зоны без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, а также без применения к указанным товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин, если иное не предусмотрено настоящей статьей в отношении товаров, размещаемых и (или) используемых в портовой особой экономической зоне».

При помещении под таможенный режим свободной таможенной зоны товаров, размещаемых и (или) используемых в портовой особой экономической зоне, акциз не уплачивается.

Таможенный склад – «режим, при котором ввезенные товары хранятся под таможенным контролем без взимания таможенных пошлин и налогов и применения к товарам мер экономической политики в период хранения, а товары, предназначенные для вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта, хранятся под таможенным контролем с предоставлением льгот, предусмотренных ТК».

В ТК (ст. 42) предусмотрены условия помещения товаров под данный таможенный режим.

Под режим таможенного склада могут помещаться любые товары, за исключением запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию, вывозу из нее, а также иных товаров, перечень которых может Федеральной таможенной службой.

Товары, могущие причинить вред другим предметам или требующие особых условий хранения, должны находиться в специально приспособленных помещениях.

Товары могут находиться в режиме таможенного склада в течение трех лет. Указанный срок для отдельных категорий товаров может ограничиваться Федеральной таможенной службе РФ, а для отдельных лиц – иными таможенными органами Российской Федерации. Срок хранения товаров в режиме таможенного склада не может быть менее одного года.

По истечении установленного срока товар должен быть заявлен к помещению под иной таможенный режим либо перевезен на склад временного хранения, владельцем которого является таможенный орган Российской Федерации.

Регламентируются операции, производимые с товарами, помещенными под режим таможенного склада.

Таким образом, в самом общем виде таможенный режим – совокупность положений, определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации для таможенных целей.


ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА НЕКОТОРЫХ АСПЕКТОВ УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННЫХ ДЕЛ

2.1 Таможенные органы и их система

Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Государственный таможенный комитет Российской Федерации (ГТК России) преобразован в Федеральную таможенную службу (ФТС России). Указ Президента РФ от 12 мая 2008 г. N 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» оставил без изменения правовой статус ФТС России.

Таможенные органы РФ - это «государственные органы, которые непосредственно осуществляют деятельность в сфере таможенного дела. Таможенные органы являются органами исполнительной власти. Исполнительная деятельность таможенных органов состоит в повседневной практической организации решений вопросов, связанных с таможенным делом».

Основным в деятельности таможенных органов является осуществление своих функций и полномочий в сфере организации перемещения товаров через таможенную границу, таможенного оформления, помещения товаров под определенные таможенные режимы, осуществления специальных таможенных процедур, взимания таможенных платежей.

Таможенные органы осуществляют как исполнительную, так и распорядительную деятельность. Оба эти вида деятельности тесно взаимосвязаны. При этом распорядительная деятельность таможенных органов проводится строго в рамках положений, определенных таможенным правом.

Важной отличительной чертой таможенных органов является то, что действующим законодательством они отнесены к числу правоохранительных органов.

В качестве правоохранительных органов таможенные органы защищают экономический суверенитет и экономическую безопасность Российской Федерации, права и законные интересы физических и юридических лиц. Таможенные органы ведут борьбу с преступлениями и административными правонарушениями в сфере таможенного дела.

«Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему. Органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, общественные объединения не могут вмешиваться в деятельность таможенных органов при осуществлении ими своих функций».

В соответствии со ст. 402 ТК система таможенных органов включает:

1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела (в настоящее время им является Федеральная таможенная служба (ФТС);

2) региональные таможенные управления (РТУ);

3) таможни;

4) таможенные посты.

«Центральным органом, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в Российской Федерации, является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, - Федеральная таможенная служба России. В его ведении находятся основные составные части, блоки и участки таможенного дела, которыми он руководит через соответствующие управления, отделы, службы, иные структурные подразделения своего аппарата, а также через региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты».

Согласно Приказу Министерства экономического развития и торговли РФ от 4 октября 2004 г. N 270 «О структуре таможенных органов Федеральной таможенной службы (региональных таможенных управлений и таможен)» «в рамках проведения мероприятий, направленных на реформирование федеральных органов исполнительной власти, в связи с преобразованием Государственного таможенного комитета Российской Федерации в Федеральную таможенную службу и в целях формирования эффективной системы и структуры таможенных органов Российской Федерации реорганизовывается Центральное таможенное управление путем присоединения к нему Центральной тыловой таможни, Северо-Западное таможенное управление путем присоединения к нему Северо-Западной тыловой таможни».

Приказ Федеральной таможенной службы от 16 мая 2006 г. N 443 «О типовых структурах таможенных органов Российской Федерации» утвердил типовые структуры регионального таможенного управления, таможни, оперативной таможни и таможенных постов.

Так, например, Приказ Федеральной таможенной службы от 23 сентября 2008 г. №1172 "Об утверждении типового положения о подразделении по связям с общественностью регионального таможенного управления" устанавливает, что «подразделение по связям с общественностью регионального таможенного управления (далее - подразделение) является самостоятельным структурным подразделением регионального таможенного управления (далее - РТУ)».

Подразделение решает возложенные на него задачи как непосредственно, так и во взаимодействии со структурными подразделениями РТУ через специалистов по связям с общественностью таможен и должностных лиц таможен, ответственных за взаимодействие с деловыми кругами в зоне деятельности РТУ, а также во взаимодействии с федеральными и территориальными органами исполнительной власти, правоохранительными и контролирующими органами. Подразделение осуществляет свою деятельность в соответствии с планами работы РТУ и УСО.

Приказ Федеральной таможенной службы от 12 января 2005 г. N 7 «Об утверждении Общего положения о региональном таможенном управлении и Общего положения о таможне» определяет, что «таможня является таможенным органом, входящим в единую федеральную централизованную систему таможенных органов Российской Федерации и обеспечивающим реализацию задач и функций ФТС России в регионе деятельности таможни в пределах установленной компетенции».

Регион деятельности таможни определяет ФТС России.

Таможня в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Банка России, иными нормативными правовыми актами в области таможенного дела, нормативными и иными правовыми актами ФТС России, а также настоящим Положением.

Таможню возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем ФТС России. Начальник таможни имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности руководителем ФТС России по представлению начальника таможни. Таможня создается, реорганизовывается и ликвидируется ФТС России.

Таможня является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

С учетом внесенных в законодательство новелл, представляем новую структуру таможенных органов Российской Федерации (региональных таможенных управлений и таможен)

К таможенным органам, непосредственно подчиненным Федеральной таможенной службе относятся:

· Дальневосточное таможенное управление;

· Приволжское таможенное управление;

· Северо-Западное таможенное управление;

· Сибирское таможенное управление;

· Уральское таможенное управление;

· Центральное таможенное управление;

· Южное таможенное управление;

· Специализированные региональные таможенные управления;

· Региональное оперативно-поисковое управление;

· Региональное таможенное управление радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры;

· Региональное таможенное управление организации силового обеспечения;

· Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление;

· Специализированные таможни;

· Шереметьевская;

· Домодедовская;

· Центральная базовая;

· Центральная таможня (Кинологический центр ФТС России);

· Центральная энергетическая;

· Внуковская;

Дальневосточное таможенное управление включает в себя 16 таможен. Приволжское таможенному управлению включает в себя 17 таможен. Сибирское таможенному управлению включает в себя 18 таможен. Уральскому таможенному управлению включает в себя 8 таможен. Южное таможенное управление включает в себя 20 таможен.

Таким образом, структуру, штатную численность таможни утверждает ФТС России. Таможня осуществляет свою деятельность под общим руководством ФТС России и непосредственным руководством РТУ. Организацию, контроль и координацию деятельности таможни осуществляет РТУ. Отдельные таможни могут находиться в непосредственном подчинении ФТС России. Компетенция отдельных таможен определяется ФТС России

2.2 Функции таможенных органов

Законодательство РФ предусматривает меры, направленные на обеспечение деятельности таможенных органов. В статье 418 Таможенного кодекса указано, что «материально-техническое обеспечение деятельности таможенных органов осуществляется за счет средств федерального бюджета и других источников, предусмотренных законодательством РФ». В случае размещения структурных подразделений таможен и таможенных постов для совершения таможенных операций на объектах, принадлежащих владельцам складов временного хранения, таможенных складов, и других объектах, предусмотренных ТК, материально-техническое обеспечение деятельности таможенных органов в части предоставления средств связи и оргтехники осуществляется владельцами указанных объектов на основании договора.

В случае гибели должностного лица таможенного органа в связи с исполнением служебных обязанностей семье погибшего и его иждивенцам выплачивается единовременное пособие в размере 10-кратного годового денежного содержания погибшего по последней занимаемой им в таможенных органах должности. Несовершеннолетним иждивенцам погибшего дополнительно выплачивается ежемесячное пособие в размере среднемесячного заработка погибшего по последней занимаемой им должности до наступления совершеннолетия или появления самостоятельного источника дохода, а учащимся дневных отделений учреждений среднего профессионального, высшего профессионального образования - до окончания учебы. Иным иждивенцам назначается пенсия по случаю потери кормильца в размере среднемесячного заработка погибшего.

При получении должностным лицом таможенного органа в связи с исполнением служебных обязанностей телесных повреждений, исключающих для него возможность в дальнейшем заниматься профессиональной деятельностью, указанному лицу выплачивается единовременное пособие в размере 5-кратного годового денежного содержания по последней занимаемой им в таможенных органах должности, а также в течение 10 лет - разница между размером его среднемесячного заработка по последней занимаемой должности и размером пенсии.

При нанесении должностному лицу таможенного органа иных телесных повреждений ему выплачивается единовременное пособие в размере пяти среднемесячных заработков. Ущерб, причиненный имуществу должностного лица таможенного органа или его близкого родственника в связи с исполнением этим должностным лицом служебных обязанностей, возмещается в полном объеме.

Выплата пособий и возмещение ущерба, причиненного имуществу, производятся из средств федерального бюджета с последующим взысканием этих сумм с виновных лиц. Решение о выплате пособий принимается начальником таможенного органа по месту работы потерпевшего на основании приговора суда или постановления следственных органов либо прокурора о прекращении уголовного дела или приостановлении предварительного следствия. Должностные лица таможенных органов подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета.

Согласно ст. 419 ТК «земельные участки, предназначенные для размещения объектов таможенных органов, представляются в порядке отвода земель для государственных нужд в соответствии с земельным законодательством РФ. Земельные участки, отведенные для размещения объектов таможенных органов, представляются этим органам в постоянное (бессрочное) безвозмездное пользование».

Документы и материалы, содержащие сведения о кадровом составе таможенных органов, об организации, о тактике, методах и средствах осуществления оперативно-розыскной деятельности, подлежат хранению в архивах таможенных органов в соответствии с законодательством РФ.

Защита государственной, банковской и налоговой тайны и конфиденциальной информации в таможенных органах обеспечивается в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии со ст. 421 ТК для обеспечения деятельности таможенных органов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, создает в соответствии с законодательством РФ таможенные лаборатории, научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения высшего, профессионального и дополнительного образования, печатные издания, информационно-вычислительные центры и другие учреждения, а также имеет в ведении государственные унитарные предприятия, деятельность которых способствует решению задач, возложенных на таможенные органы.

«Имущество таможенных органов, учреждений и государственных унитарных предприятий таможенных органов находится в федеральной собственности. Распоряжение указанным имуществом осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, в соответствии с законодательством РФ».

Правовое положение ФТС России в системе таможенных органов определяется Федеральным законом от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления» и Положением о ФТС России, утвержденным постановлением Правительства РФ от 21 августа 2004 г.

Федеральная таможенная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции:

1) по контролю и надзору в области таможенного дела;

2) агента валютного контроля;

3) специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

При этом таможенная служба осуществляет:

1) ведение Реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела;

2) ведение Реестра банков и иных кредитных организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных платежей;

3) ведение таможенного Реестра объектов интеллектуальной собственности;

4) аннулирование квалификационных аттестатов специалистов по таможенному оформлению;

5) выдачу лицензий на учреждение свободного склада.

Кроме вышеперечисленного таможенная служба:

· ведет таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику;

· информирует и консультирует на безвозмездной основе по вопросам таможенного дела участников внешнеэкономической деятельности;

· осуществляет в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации;

· осуществляет производство по делам об административных правонарушениях и рассмотрение таких дел в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;

· осуществляет дознание и производство неотложных следственных действий в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

· осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно-розыскную деятельность;

· осуществляет в установленном порядке разработку и создание используемых таможенными органами информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения;

· осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций;

· обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

· рассматривает жалобы на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц и др.

По согласованию с Министерством экономического развития торговли Российской Федерации Федеральная таможенная служба имеет право:

· создавать, реорганизовывать и ликвидировать таможенные посты, специализированные таможенные органы, компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями, для выполнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров;

· определять регион деятельности таможенных органов;

· утверждать общие или индивидуальные положения о таможенных органах.

Федеральная таможенная служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также функции по управлению государственным имуществом и оказанию платных услуг.

Таким образом, таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему. Иначе говоря, все виды таможенных органов подчиняются как непосредственно вышестоящему, так и иным вышестоящим таможенным органам вплоть до ФТС. Таможенные органы независимы от государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также от общественных объединений, коммерческих организаций и иных юридических лиц. последние не вправе вмешиваться в деятельность таможенных органов;


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В курсовой работе нами были исследована организация государственного управления в области таможенных дел.

Правовые основы таможенного дела в России понимаются исходящие от органов государственной власти официально-документальные акты, закрепляющие нормы данной отрасли. К их числу относятся Конституция; федеральные законы; нормативные акты Президента и Правительства, министерств, государственных комитетов и других федеральных органов исполнительной власти. Нормы таможенного права содержатся также в некоторых актах региональных таможенных управлений. К его источникам можно отнести те международные договоры и соглашения в сфере таможенного дела, которые признает и в которых участвует Российская Федерация, – например, Соглашение о принципах таможенной политики от 13 марта 1992 г., подписанное большинством стран СНГ. Вопрос же о соотношении источников национального таможенного права и международно-правового регулирования в сфере таможенного дела требует самостоятельного анализа.

Институт таможенных режимов включает совокупность обязательств и процедур, применяемых таможенными органами к данному товару. Понятие «таможенный режим» устанавливает также пределы прав физических и юридических лиц по распоряжению находящимися в их владении товарами, ввезенными на территорию Российской Федерации или вывозимыми за ее пределы. Подчеркнем и такой момент: это совокупность таможенных процедур, подлежащих применению к товарам, транспортным средствам и иным предметам в зависимости от характера и цели их перемещения через таможенную границу Российской Федерации.

В настоящее Государственный таможенный комитет Российской Федерации преобразован в Федеральную таможенную службу. Его функции по принятию нормативных правовых актов в таможенной сфере переданы Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, а в части, касающейся таможенных платежей, - Министерству финансов Российской Федерации.

Таможенные органы РФ - это государственные органы, которые непосредственно осуществляют деятельность в сфере таможенного дела. Таможенные органы являются органами исполнительной власти. Исполнительная деятельность таможенных органов состоит в повседневной практической организации решений вопросов, связанных с таможенным делом.

В качестве правоохранительных органов таможенные органы защищают экономический суверенитет и экономическую безопасность Российской Федерации, права и законные интересы физических и юридических лиц. Таможенные органы ведут борьбу с преступлениями и административными правонарушениями в сфере таможенного дела.

Федеральная таможенная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции:

1) по контролю и надзору в области таможенного дела;

2) агента валютного контроля;

3) специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

По первому положению: «Конституция РФ является основным источником таможенного права».

Конституция РФ, будучи основным источником таможенного права, содержит достаточно ограниченное число юридических норм, непосредственно относящихся к таможенному праву. Это, например, уже упоминавшаяся ч. 1 ст. 74, в соответствии с которой на территории России «не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств»; п. «ж» ст. 71, в соответствии с которым таможенное регулирование отнесено к ведению Федерации. Однако многие конституционные нормы более общего характера также имеют отношение к таможенному праву.

По второму положению: «Понятие «таможенный режим» устанавливает пределы прав физических и юридических лиц по распоряжению находящимися в их владении товарами, ввезенными на территорию Российской Федерации или вывозимыми за ее пределы».

Институт таможенных режимов включает совокупность обязательств и процедур, применяемых таможенными органами к данному товару. Понятие «таможенный режим» устанавливает также пределы прав физических и юридических лиц по распоряжению находящимися в их владении товарами, ввезенными на территорию Российской Федерации или вывозимыми за ее пределы. Подчеркнем и такой момент: это «совокупность таможенных процедур, подлежащих применению к товарам, транспортным средствам и иным предметам в зависимости от характера и цели их перемещения через таможенную границу Российской Федерации» .


ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Российской Федерации принятая на всенародном референдуме 12.12.1993г. // Российская газета от 25 декабря 1993 г.

2. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации от 2 июня 2003 г. N 22 ст. 2066.

3. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" // Российская газета от 17 декабря 2003 г. N 253.

4. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров"//Собрание законодательства Российской Федерации от 15 декабря 2003 г. N 50 ст. 4851.

5. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности"//Собрание законодательства Российской Федерации от 15 декабря 2003 г. N 50 ст. 4850.

6. Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления"//Собрание законодательства Российской Федерации от 5 июля 2004 г. N 27 ст. 2711.

7. Закон РФ 21 мая 1993 г. N 5003-I "О таможенном тарифе"// Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 10 июня 1993 г. N 23 ст. 821.

8. Закон РФ от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей"//Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 29 июля 1993 г. N 20 ст. 718.

9. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"//Собрание законодательства Российской Федерации от 15 марта 2004 г. N 11 ст. 945.

10. Указ Президента РФ от 18 июля 1992 г. N 788 "О неотложных мерах по организации таможенного контроля в Российской Федерации"//Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 30 июля 1992 г., N 30, ст. 1824.

11. Постановление Правительства РФ от 21 августа 2004 г. N 429 "Вопросы Федеральной таможенной службы"//Собрание законодательства Российской Федерации от 30 августа 2004 г. N 35 ст. 3637.

12. Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 24 мая 1993 г. N 486 "О неотложных мерах по усилению таможенного контроля на государственной границе Российской Федерации"//Собрание актов Президента и Правительства РФ от 31 мая 1993 г., N 22, ст. 2030.

13. Приказ Министерства экономического развития и торговли РФ от 4 октября 2004 г. N 270 "О структуре таможенных органов Федеральной таможенной службы (региональных таможенных управлений и таможен)"// Правовая информационная система «Гарант». По состоянию на 22 августа 2009 года.

14. Приказ Федеральной таможенной службы от 16 мая 2006 г. N 443 "О типовых структурах таможенных органов Российской Федерации"// Правовая информационная система «Гарант». По состоянию на 22 августа 2009 года.

15. Приказ Федеральной таможенной службы от 23 сентября 2008 г. N 1172 "Об утверждении типового положения о подразделении по связям с общественностью регионального таможенного управления"// Правовая информационная система «Гарант». По состоянию на 22 августа 2009 года.

16. Приказ Федеральной таможенной службы от 12 января 2005 г. N 7 "Об утверждении Общего положения о региональном таможенном управлении и Общего положения о таможне"//Российская газета от 8 апреля 2005 г. N 72.

17. Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. - М.: «Норма», 2002.

18. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Курс административного права Российской Федерации. В 3-х ч.: Учебник для вузов.- М.: «Проспект», 2004.

19. Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации. - М.: Дело, 2004.

20. Гуменюк Е.В. Правовая основа таможенно-тарифного регулирования// Российская юстиция, 2006, N 8.

21. Новиков А.Б. Концепция "сервисной таможни" в системе административной реформы в Российской Федерации// Законодательство и экономика, 2006, N 10.

22. Таможенное право: учебник для вузов (под общ. ред. Андриашина Х.А.). - ЗАО "Юстицинформ", 2006 г.

23. Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс. Полный курс. Второе издание. М., 2005.

24. Трошкина Т.Н. Таможенный кодекс Российской Федерации в вопросах и ответах. - ООО "Новая Правовая культура", 2004.