Реферат: Нравственный опыт
Название: Нравственный опыт Раздел: Рефераты по этике Тип: реферат |
Реферат На тему: «Нравственный опыт» План 1. Нравственный опыт. Правда и ложь 2. Понятие справедливости 3. Справедливость в отношениях людей 4. Нравственные принципы общения 1. Нравственный опыт. Правда и ложь Понятие правды, истины Правда - высшая нравственная ценность. Правду можно понимать как: * образец жизни и отношений людей, которому необходимо следовать ради достижения гармонии в обществе; * высшую инстанцию, справедливость (высшая правда). Высшая правда надэмпирична, противопоставляется правде жизни (сумма негативных примеров из жизни). "Жить по правде" - значит руководствоваться нравственным законом, совестью. Божьими заповедями. В межчеловеческом общении правда выражается в: * открытости, честности, доверии; * отзывчивости, взаимопомощи и т. п.; * бескорыстии, отсутствии эксплуатации. Правду можно определить как адекватную характеристику ситуации, соответствие объективного положения дел и представлений человека о нем. Правдивый человек тот, кто следует правде, освещает факты внешние и внутренние без искажений. Правдивость лежит в основе любой добродетели (Монтень), морального отношения к другим людям. Она противостоит лжи. Правда связана с достоинством человека. Человек, уважающий самого себя, стыдится лгать. Истина - это понятие, чаще употребляемое в теоретическом знании. Оно является общим для всех людей и выражает устоявшееся представление о законах, характерных для разных сфер действительности (науки и т. д.). Истине противостоят заблуждение (непреднамеренное искажение истины) и новые истины (гипотезы). В отличие от истины у каждого есть своя правда - частная позиция человека, отражающая личную точку зрения. Правда - индивидуально-лич-ностна, основана на практическом интересе, потребностях человека, имеет эмоциональный характер. Частной правде человека противостоит правда других людей , которая может быть диаметрально противоположной и пониматься как несправедливость, ложь, агрессия. "Общая правда" достигается путем: * признания ценности других людей, их прав, достоинства, мнений; * согласия, понимания, взаимной готовности к компромиссу; * правдивости. Утверждение правды не должно унижать достоинство другого человека, утверждать превосходство одного из собеседников. Обман, хитрость, клевета, ханжество Ложь, обман используются людьми для достижения: * практической выгоды, благ; * профессионального успеха; · социального положения и др. Обман - это намеренное: * искажение действительности, выдаваемое за правду; · обещание благ и пр., которое не будет выполнено. Хитрость - качество, которое может выступать как: * негативное (реализация своих интересов в обход запретов - мошенничество и пр.); \ · позитивное (хитрость, позволяющая достичь благих целей). · Клевета - это: * рассмотрение другого человека как препятствия на пути достижения благ и попытка устранить его; * приписывание другому человеку негативных качеств, которыми он не обладает. Ханжество, лицемерие - показные строгость нравов, доброжелательность, милосердие, маскировка собственных пороков. Важной этической проблемой является "добродетельная ложь" – ложь во спасение. Часто возникают ситуации, в которых обман является единственно возможным выходом: * дезинформация в контрразведке государства; * сохранение в тайне информации (в сфере политики, бизнеса, медицины, права и др.); * сокрытие информации, способной нанести вред человеку (несообщение диагноза тяжелобольному) и т. д. Честность, доверие Честность - практическая добродетель, подразумевающая: * правдивость; * совестливость; * добросовестность и верность; * открытость чувств и намерений для другого человека. Слово "честность" может употребляться как синоним справедливости: отсутствие произвола, субъективизма и т. д. Честный человек обладает достоинством - правдивостью перед самим собой (адекватность понимания себя и самовыражения, осознание своих негативных и позитивных склонностей). Доверие: * способность к искренним, открытым отношениям между людьми; * отношения, основанные на равноправии, отсутствии эксплуатации другого человека ради достижения эгоистических целей. 2. Понятие справедливости Понятие справедливости. Справедливость распределительная и уравнивающая Справедливость является: • характеристикой человеческих отношений; • принципом, регулирующим взаимоотношения людей, распределение социальных ценностей (свободы, богатства, уважения и т. д.); • главной социальной добродетелью, содействующей общему благу. Можно выделить справедливость: • распределительную (воздающую) — она связана с распределением материальных благ, почестей и пр. и подразумевает распределение по достоинству (в соответствии с заслугами); • уравнивающую (коммуникативную) - связана с обменом, взаимодействием (сделки и т. п.). Призвана защитить интересы всех участвующих в обмене, уравнять стороны. Справедливость не зависит от благосостояния, социального статуса, личных симпатий людей и др. Ее конкретное понимание зависит от правил, привычек, обычаев, свойственных данному обществу. (Нарушение установленных правил, пусть даже несправедливых, может восприниматься как несправедливость.) Развитие представлений о справедливости Первая известная формулировка правила справедливости - правило талиона . Оно отражает связь справедливости и равенства, фиксирует отношения взаимного воздаяния (кровная месть). Правило талиона требует обязательного возмездия, равного нанесенному ущербу ("жизнь за жизнь, око за око" ), но не восстанавливает справедливости в полной мере. Уравнительная справедливость существовала в первобытных обществах. Она предусматривала поощрение действий, полезных племени, и наказание за нарушение табу, обычаев. В классовом обществе господствовала распределительная справедливое распределение благ согласно сословной, кастовой принадлежности. С появлением прибавочного продукта общество разделяется на бедных и богатых, возникает социальная несправедливость. Каждый класс отстаивает свои интересы, выраженные в представлениях о справедливости. С возникновением государства законы, право закрепляют сложившееся в обществе положение и претендуют на выражение справедливости. Они вступают в конфликт с традициями общества, определявшими прежнее понимание справедливости. Место талиона заменяет нравственно-правовое сознание. • возникает запрет на индивидуальную месть; • провозглашается "золотое правило морали" и др. Платон первым создал концепцию справедливости как социального явления (трактат "Государство"), где определял справедливость как середину между крайностями (несправедливостями). Платон указал, что в основе справедливости лежит принцип неравенства, ввел понятия уравнительной и распределительной справедливости. В Средние века христианские мыслители утверждали: • Господь справедлив, воздает каждому по заслугам; • человек не способен осмыслить промысел Божий, поэтому должен смириться со своей участью и социальной ролью. В Новое время господствующей становится идея правового равенств • экономическое и статусное неравенство сохраняется; • провозглашается равенство социальных обязанностей, соблюдения заключенных соглашений; • равенство прав; • справедливое наказание за преступление против человека и общества; • неприкосновенность частной собственности; • формальное равенство возможностей. В СССР, странах Восточной Европы и других странах социалистической ориентации были предприняты попытки установить справедливость на принципе общественной собственности . Однако отмена частной собственности, плановая экономика не обеспечили равенства возможностей членам социалистического общества. В современном обществе: • справедливость включает в себя уравнительный и воздающий элементы; • равенство является важнейшим условием жизни человека и развития его личности; • равные права всех людей закреплены законом, зафиксированы во Всеобщей декларации прав человека; • справедливость включает материальное и организационное воздаяние (распределение благ, наказание за преступление); • социально-правовые установления государства выражают преимущественно интересы правящих групп, которые не всегда совпадают с нравственными представлениями о справедливости; • правящие круги с помощью СМИ навязывают гражданам свое представление о справедливости. 3. Справедливость в отношениях людейПринципы справедливости, сформулированные Дж. Ролзом Дж. Ролз (род. в 1917 г.) - американский моральный и политический философ. Рассматривал справедливость как принципы социальной организации: • каждый человек должен обладать равным правом в отношении системы основных свобод; • социальное и экономическое неравенство должно быть организовано так, чтобы все люди могли проявить свои преимущества, и имели свободный доступ к любым должностям и социальным статусам. Таким образом, согласно Ролзу: • справедливость является мерой равенства и неравенства между людьми; • люди должны быть равны в правах и при распределении социальных ценностей; • справедливым является и неравенство - неравное распределение, дающее преимущество каждому. Социально-экономическое равенство не считается благом , если оно достигается ценой низкого уровня жизни большинства людей, ограничения их экономической активности. Неравенство может быть благом , справедливостью: например, компенсирующие преимущества для каждого человека за счет прогрессивной налога: • сбор налогов пропорционально доходам; • обеспечение социального минимума неимущим. В случае, если распределение преимуществ не стимулирует социально- экономическую активность неимущих, это неравенство является несправедливостью по отношению к богатым. Справедливость регулирует взаимоотношения людей. Она: • ограничивает эгоистические стремления человека, произвол индивида; • удерживает людей от причинения вреда друг другу (физического и нравственного). Принцип справедливости можно выразить требованиями : • не вреди другому человеку; • не обижай другого человека, уважай его достоинство; • не нарушай прав другого человека. Эти требования конкретизированы в правилах общения между людьми. Справедливость требует от человека исполнения своих обязанностей. Можно выделить обязанности: • обусловленные конституцией и законами; • обусловленные всеобщими нравственными представлениями; • обязательства, принимаемые при заключении договора. Единство прав и обязанностей человека : человек, обладающий правами имеет обязанности. Справедливость подразумевает: • в отношении других - исполнение своих обязанностей; • в отношении себя - защиту своих прав. Понятие справедливости включает "идею личного права, на основании которого лицо или лица могут предъявлять известные требования по отношению к другим лицам" (Д. Милль). Допуская несправедливость в отношении себя самого, человек косвенно содействует злу. Человек должен сохранять чувство собственного достоинства даже в случае, когда не может противостоять злу. 4. Нравственные принципы общения Можно выделить следующие принципы общения. · Универсальные принципы . Они: * непреходящи, исторически неизменны и являются общими для всей системы духовных отношений; * определяют содержание общения; * проявляются в конкретных формах общественного сознания (право, религия, политика и т. д.), в моральных нормах; * выражают интересы разных социальных групп; * могут быть различными (или противоположными) по значимости. * Этические принципы (принципы морального общения). К ним можно отнести: * добродетельность (общение с людьми с позиций добра); * эгоизм (приоритет личных интересов в общении); * утилитаризм ("потребительское" общение); * альтруизм (бескорыстие, пожертвование личными интересами ради интересов другого человека) и т. д. В разные эпохи различные этические учения основывались на определенных этических принципах. Например, религиозная мораль ориентирована на принципы аскетизма (отречения от наслаждений ради высокой цели) и квиетизма (созерцательного отношения к действительности) и т.п. В семейных отношениях принципы человеческого общения реализуются в таких нормах, как любовь, взаимное уважение, самоотверженность и др. В сфере труда необходимы такие качества, как чувство долга, ответственность, умение согласовать личные интересы с интересами коллектива. Реализуя принципы межличностного общения, человек получает возможность самореализации. Культура межнационального общения подразумевает: * уважение национального достоинства каждого этноса; * взаимопомощь, дружбу; * преодоление национализма, шовинизма и др.; * терпимость. Культура политического общения . Здесь необходимыми качествами являются: * патриотизм; * чувство долга; * государственный уровень мышления; * политическая терпимость и др. Если действия субъекта человеческих отношений противоречат требованиям культуры общения, то действия являются безнравственными, внеморальными. Культура общения исключает : * причинение вреда другому человеку (народу, государству); * навязывание своего мнения другим, попытки манипулирования сознанием других людей, мнением общества; * руководство своими эгоистическими интересами, эмоциями; * создание конфликтных ситуаций, нежелание достичь компромисса. Нормы, принципы морали формируются в процессе общения людей, деятельности государства и общества (морального воспитания в обществе). Основные направления деятельности государства и общества в области морали : * теоретическое : * обоснование идеалов, учений о добре, зле, справедливости и т. д.; * разработка норм поведения; * утверждение приоритета общественных интересов; * распространение моральных знаний : * обучение; * воспитание; * поддержание традиций, обычаев; * воспроизводство моральных ценностей посредством: * общественного мнения; * идеалов; * ценностных ориентации и др. В обществе может существовать несколько типов морали (и соответственно систем морального воспитания): светская мораль, религиозная мораль, профессиональная этика и др. Наряду со специфическими особенностями в их основе лежат общепринятые нормы морали. Моральное сознание человека формируется: • на чувственном уровне - под воздействием примеров других людей, традиций, обычаев и др.; • на рациональном уровне - с помощью изучения и осмысления концепций морали, этических норм. Нравственная культура общения является необходимым условием нормальной жизни, как отдельного человека, так и общества в целом. Формирование культуры общения является процессом усвоения и превращения во внутренний мир человека: • объективных законов человеческого общежития; • моральных знаний, норм, правил; • обычаев и правил, выработанных предыдущими поколениями. Объективное содержание норм морали является законом жизни общества. Человек, не выполняющий требований норм морали, должен подвергаться моральному воздействию (вплоть до принуждения). Моральное воспитание должно быть тесно связано с моральной практикой. Оно требует обязательности, ответственности в выполнении своих обязанностей и должно быть ориентировано на требование здравого смысла. Важное место в системе морального воспитания занимает самовоспитание , то есть: • выбор человеком нравственных установок, ориентиров; • самоконтроль моральной деятельности, общения с другими людьми; • ответственность за свою деятельность, последствия поступков. Литература 1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. — Гардарики, 2003. - 472 с. 2. Дружинин В.Ф., Демина Л.А. Этика. Курс лекций. — М.: Изд-во МГОУ, 2003. — 176 с. 3. Жаринов В.М. Этика Учебное пособие для вузов. — М.: Изд-во ПРИОР, 2003. — 206 с. 4. Словарь по этике. — М.: Политиздат, 1983. — 445 с. 5. Этика (конспект лекций). – М.: «Приор-издат», 2002. Автор-составитель Широкова И.Г. |