Реферат: Предмет этики, ее проблематика, философские основания
Название: Предмет этики, ее проблематика, философские основания Раздел: Рефераты по этике Тип: реферат |
РЕФЕРАТНа тему: Предмет этики, ее проблематика, философские основанияСодержание 1. Происхождение и содержание терминов "этика", "мораль", "нравственность" 2. Предмет этики 3. Структура этического знания. Основные категории 4. Мораль и другие сферы общественной жизни 5. Духовная и практическая стороны морали Литература 1. Происхождение и содержание терминов "этика", "мораль", "нравственность" 1. Происхождение терминов 2. Содержание терминов 1. Термин "этика " происходит от древнегреческого слова "этос" - дом, гнездо. Позднее оно стало обозначать характер явления, его природу. Аристотель ввел термин "этический" для обозначения душевных качеств, свойств характера человека - этических добродетелей. Этические добродетели следует отличать от: • природных аффектов - свойств тела (страх и т. п.); • дианоэтических добродетелей - свойств ума (память и т. п.). Этикой Аристотель называл: • совокупность этических добродетелей; • особую науку, область философского знания. Латинские аналоги греческих терминов (перевод сделал Цицерон). • moralis - моральный (этический); • moralitas - мораль (этика); • моральная философия (этика как область знания). Важнейшим, условием выживания человечества является саморегуляция общества, которая заключается в: • согласовании интересов людей, их действий; • определении обязанностей людей перед другими членами общества; • соблюдении определенных норм поведения и т. д. В процессе исторического развития взаимные обязанности членов общества осмысливались людьми (развивалось моральное сознание) и получали теоретическое обоснование. Первая систематическая работа -"Никомахова этика" - была написана Аристотелем в IV в. до н. э. Большинство этических учений античной эпохи существовало в виде практических моральных наставлений и философских дискуссий. 2. В общекультурной лексике слова "этика", "мораль, "нравственность" взаимозаменяемы. В этике как области знания за ними закреплен следующий смысл: • этика - наука, область знания; • мораль (нравственность) - предмет, изучаемый этикой. Наиболее распространенными являются следующие толкования категорий этики: • мораль - субъективные оценки индивидами своей деятельности; нормы обыденного поведения людей ; • нравственность - объективные оценки поступков людей; высокие принципы (например, библейские заповеди). Однако до сих пор не выработано устойчивых, общезначимых определений этих понятий. Несмотря на то, что этика - устойчивая система знаний, она предусматривает выбор индивидуальной позиции по той или иной проблеме. Явления, осмысливаемые этикой, чрезвычайно сложны и многогранны, Большинство этических проблем носит дискуссионный характер. 2. Предмет этики1. Мораль. Концепции ее происхождения 2. Варианты структуры морали 1. Этика - наука, предметом которой является мораль. Основными условиями существования и развития человеческого сообщества являются: • гармонизация структуры общества; • согласование интересов членов общества, их действий; • определение взаимных обязанностей членов общества и т. д. В ходе исторического развития общества нормы поведения людей, их взаимные обязанности приняли устойчивые формы, осмысливались людьми, становились предметом нравственного сознания, получали теоретическое обоснование. Мораль - это: • совокупность норм, правил поведения людей (реализуется в их поступках); • универсальная форма отношений людей в обществе. Выделяют три типа теорий происхождения морали. Идеалистические, креационистские концепции морали, которые включают представления о: • божественном происхождении морали (религиозная мораль); • "априорной сущности" морали (идеи И. Канта); • "абсолютной идеальной заданности морали" (Платон) и др. Согласно данной концепции мораль имеет трансцедентальную заданность и не зависит от психических или физических свойств людей. Следовательно, этика не пересекается с науками, изучающими человека. Натуралистические (гуманистические) концепции утверждают: • биологическую заданность нравственных свойств людей; • эволюционное происхождение морали (в процессе развития человека). Натуралистическая этика взаимосвязана с психологией, антропологией и другими науками, изучающими человека. Сторонниками натуралистических концепций были Л. Фейербах (XIX в.), Э. Фромм (XX в.). Социально-исторические концепции морали включают в себя различные вариации: • теорию антропосоциогенеза; • диалектико-материалистическую теорию этики; • теории, основанные на принципе историзма в развитии морали. 2. Структура морали. Существуют разные подходы к рассмотрению структуры морали: • нормативный (изучение морали как системы предписаний); • философский; • личностный (изучение морального сознания индивида); • биологический (изучение предпосылок нравственности на природном уровне), • социологический (изучение роли морали в обществе); • психологический (изучение психологических механизмов морали). Элементами структуры морали являются: • сознание (убеждения, намерения и пр.); • деятельность (поступки); • взаимоотношения между сознанием и деятельностью; • нравственные нормы (простейшая форма утверждений, например 7 библейских заповедей и т. п.); • нравственные качества человека (добродетели), которые проявляются в его поступках; • нравственные принципы, составляющие моральную ориентацию человека (эгоизм, альтруизм и т. п.); • нравственные идеалы (цель развития личности); • высшие моральные ценности (Свобода, счастье и т. п.), общечеловеческие моральные ориентиры. Нравственные представления людей историчны (зависят от жизни общества, его культуры в данное время) и переменчивы (меняются на каждом этапе исторического развития общества). 3. Структура этического знания. Основные категории 1. Структура этики. Моральное сознание и практика 2. Законы морали 3. Категории этики 1. Основные составляющие этики: • содержание этики, общая теория морали; • теоретическое обоснование развития морали, этические учения. Содержание общей теории морали (ее предмет): • сущность нравственности; • индивидуальная и общественная заданность нравственности; • развитие ценностных ориентиров. Многочисленные этические учения различают по их мировоззренческой основе и определению природы морали. Элементами структуры этического знания являются совокупность моральных качеств личности, а также моральные нормы общественной жизни. Эти элементы выражаются в таких понятиях, как: • моральное сознание; • моральная практика; • законы нравственности; • категории этики. Моральное сознание человека социально (реализуется в системе общественных отношений) и выражается в: - теоретическом осмыслении нравственных норм и правил; • субъективном обосновании нравственности (понимание человеком моральных норм, его моральные чувства); • оценке явлений окружающей действительности; • нравственном сопереживании и т. п. Моральное сознание человека неразрывно с его моральной практикой. Основной формой моральной практики являются моральные отношения. Моральные отношения реализуются в моральных действиях (поступках), которые составляют нравственное поведение людей. Моральные действия могут быть сознательными и интуитивно-чувственными. 2. Важным элементом структуры этического знания являются законы морали. Они одновременно: • объективны, универсальны, общезначимы, подчиняют все процессы жизни общества; • субъективны, являются осознанным и добровольным выбором каждого человека. 3. Категории этики определяют: • цели развития человека и общества; • универсальные значения нравственности и т. п. (понятия "добро", "справедливость", "счастье" и т. д.); • содержание морального сознания индивидов (понятия "честь", "совесть" и т. д.). Другие категории фиксируют отрицательные нравственные принципы (общее понятие "зло"). Категория "добро" - системообразующее начало нравственных понятий и этического знания. Категория нравственного долга выражает индивидуальное проявление добра и мотив нравственных поступков. Категории "честь", "совесть" и т. п. раскрывают содержание моральной заданности человека. 4. Мораль и другие сферы общественной жизни 1. Связь морали с формами общественного сознания (экономикой, политикой, правом, религией и др.) 2. Мораль и общественные отношения. Функции морали 1. Мораль одновременно является: * характеристикой индивида; * совокупностью нравственных представлений людей; * формой общественного сознания. В отличие от других форм общественного сознания мораль; • не имеет своих институтов; • входит в состав всех областей духовной деятельности людей; • как категория не имеет четких определений, их значения толкуются субъективно; • во взаимодействии с другими формами общественного сознания мораль доминирует. Мораль тесно связана с другими формами общественного сознания. Связь морали с экономикой: - нравственность - важное условие развития производительных сил общества (усложнение техники, новые технологии требуют ответственности работников, творческого подхода к труду и т. п.); • владельцы средств производства вынуждены учитывать интересы работников; • в производстве и, особенно в торговле, важны честность, порядочность и т. д. Мораль и политика. Одной из форм упорядочения жизни общества является власть. Политики и идеологи оперируют такими понятиями, как гуманизм, социальная справедливость и т. п. В то же время смыслом политической деятельности является борьба за приобретение и сохранение власти. Моральная регуляция сводится к минимуму. На первый план выходят личные или корпоративные интересы, интересы партий, классов (в тоталитарных государствах). Николо Макиавелли (1469 - 1527) в трактате "Государь" утверждал политическую целесообразность несправедливости ("цель оправдывает средства"). Политическое сознание членов общества (особенно в демократических обществах) ориентировано на социальную справедливость, долг перед обществом и т. п. Реакцией людей на власть также могут быть: - недоверие, политическая апатия; • конформизм; • сопротивление, диссидентство, анархия. Связь морали с правом. Право регулирует все области жизни общества при помощи правовых норм, кодексов (уголовных, гражданских и др.). Правовые нормы в своей основе содержат понимание справедливости, но могут расходиться с представлениями простых людей о справедливости (например, незаконность, наказуемость кровной мести). Право может учитывать моральные переживания людей при оценке преступления (суд присяжных). Связь морали с религией. В основе всех мировых религий лежат общечеловеческие нравственные нормы. Однако религиозность сама по себе не гарантирует нравственности людей (например, религиозный фанатизм, нетерпимость). Как верно и обратное - неверующий человек может быть нравственным. Мораль и искусство пересекаются. Искусство может быть: • моральным, проповедующим высокие нравственные ценности; • аморальным, • не затрагивающим проблем нравственности. Мораль и наука (особенно гуманитарные отрасли) взаимосвязаны. Важнейшей проблемой является определение меры ответственности ученого за свое открытие (например, расщепление урана). 2. Мораль и общественные отношения. Мораль - результат исторического развития общества: усложнения его социальной структуры, роста потребностей людей, разделения и специализации труда. Мораль является универсальным способом организации и развития как общества в целом, так и отдельных людей. Функции морали в обществе: • нравственная ориентация людей; • регуляция общественных отношений (при помощи моральных кодексов, традиций, религиозных норм и т. п.); • определение перспектив и целей исторического развития человека и общества. 5. Духовная и практическая стороны морали 1. Моральное сознание 2. Моральная практика 3. Признаки Морали 1. Мораль одновременно является и сферой общественных отношений, и способом регуляции общественных отношений. Она включает в себя моральное сознание (духовная сторона) и моральную практику. Моральное сознание является: • способом регуляции жизни общества; • способом социальной преемственности; - духовной стороной морали (принципы, чувства, переживания и пр.); - совокупным опытом людей. Регуляция общественной жизни происходит на двух уровнях: теоретико-рациональном (этика) и эмоциональном, чувственном (моральное сознание человека). Моральное сознание человека формируется в процессе воспитания и самовоспитания и проявляется в поведении человека. Теоретическим обоснованием морали является этика: совокупность этических знаний и принципов; субъективные моральные убеждения. Эмоционально-чувственный и рационально-теоретический уровни морального сознания: - являются субъективной стороной нравственности; - тесно взаимосвязаны (это проявляется в нормативно-оценочных свойствах морального сознания); - формируются исторически; - постоянно развиваются (иногда регрессируют). Моральная практика - деятельность людей, их поведение. Является составной частью всех видов общественных отношений (социальных, политических и т. д.). Моральная практика состоит из моральных поступков (действие или отсутствие действия) и совокупности поступков (линии поведения). Действие считается поступком при наличии мотивов и цели действия. 3. Все составляющие морали содержат: - цель моральной деятельности; - мотивы деятельности; - ориентацию на моральные ценности; - средства достижения (нравственные нормы); - оценку результатов деятельности. Мораль как система характеризуется следующими признаками: гуманизмом (человек - высшая ценность); наличием идеалов, высших целей деятельности; избирательностью в выборе средств достижения цели; нормативной регуляцией отношений между людьми; добровольным выбором людьми ориентации на добро. Литература 1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. — Гардарики,2003. — 472 с. 2. Дружинин В.Ф., Демина Л.А. Этика. Курс лекций. — М.: Изд-во МГОУ, 2003. — 176 с. |