Реферат: Свойства и функции морали
Название: Свойства и функции морали Раздел: Рефераты по этике Тип: реферат |
Реферат На тему: «Свойства и функции морали» План Вопрос 1. Свойства морали Вопрос 2. Функции морали Вопрос 3. Моральная регуляция Вопрос 4. Противоречия в морали Вопрос 1. Свойства морали 1. Императивность морали 2. Нормативность морали 3. Оценочность морали 1. Мораль является одной из форм общественного сознания. Мораль имеет общественное происхождение, ее содержание определено конкретно-историческими условиями, духовными и материальными факторами. Мораль обладает свойствами, общими для всех форм общественного сознания (религии, науки и пр.): • социально-экономическая обусловленность содержания; • воздействие на процессы, протекающие в обществе; • взаимодействие с другими формами общественного сознания. Специфическим свойством морали является императивность (от лат. imperative - повелевать) - требование определенного поведения, выполнения предписаний морали. Императивность: • согласует интересы личности с интересами общества; • утверждает приоритет общественных интересов; - в то же время не ограничивает свободу личности (за исключением ее негативных проявлений). Иммануил Кант (1724 - 1804) первым сформулировал категорический императив - всеобщий моральный закон: "...Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой, ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом". Максима - это субъективный принцип воли индивида, его эмпирический мотив поведения. Категорический императив: • является врожденным знанием; • его требования выполняются безусловно и добровольно; • проявляется в максиме только тогда, когда мотивом поступка является чувство долга; • выражает соотношение между свободой волеизъявления и моральной необходимостью. ("...Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству... как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству". И. Кант.) 2. Нормативность морали. Регулятивная функция морали осуществляется через нормы (правил, заповедей и т. д.), с помощью которых: • направляется деятельность людей; • воспроизводятся общественные отношения на основе положительных качеств (честность, взаимопомощь и др.); • соотносятся нравственные качества индивида с требованиями общества; • побуждения извне превращаются во внутреннюю установку личности, часть ее духовного мира; • осуществляются нравственные связи поколений людей. Существует два типа моральных норм: • запреты, указывающие недопустимые формы поведения (не укради, не убей и т. п.); • образцы - желаемый вариант поведения (будь добрым, будь честным). 3. Оценочное свойство морали. Оценочность морали заключается в самооценке человека (оценке своих действий, печалей, переживаний), в оценке другими людьми и обществом поведения человека, его мотивов, соответствия нормам морали. Формы оценочности: • одобрение, согласие; • порицание, несогласие. Важными проблемами этики являются проблемы истинности моральных суждений и моральных оценок. Объективный критерий истинности в морали - соответствие деятельности человека (или группы) интересам общества. Вопрос 2. Функции морали 1. Воспитательная 2. Ценностное J. Коммуникативная 4. Познавательная 5. Регулятивная 6. Гуманизирующая 1. К основным функциям морали относится воспитательная функция, которая заключается в: • формировании у ребенка нравственных установок, привычек, внушении моральных запретов; • самовоспитании взрослого человека (на протяжении всей жизни), осознанном выборе нравственных ориентиров. Воспитательные функции могут выполнять не только люди, но и средства массовой информации, литература, искусство, взаимоотношения окружающих людей. 2. Ценностно-ориентирующая функция. Мораль играет важнейшую роль в развитии личности, дает нравственную ориентацию личности ("установка на добро"). 3. Коммуникативная функция морали состоит в: • ритуализации человеческого общения, создании его нормативов (этикет и пр.); • гуманизации общения, стремлении сделать общение максимально приятным для всех сторон (ориентация на добро в общении). 4. Познавательная функция морали заключается в том, что она является средством познания внутреннего мира человека, дает человеку этические познания, помогающие ему решать моральные вопросы, управлять своим поведением, чувствами и т. д. 5. Регулятивная функция морали (является самой важной функцией) заключается в регуляции поведения людей и общества в целом посредством: • ограничения негативных устремлений людей; • саморегуляции индивида и социальной среды; • управления общественными отношениями; • воплощения в жизнь гуманистических норм морали и т. д. Регулятивная функция "высокой морали" является тенденцией, устремлением. Реальную регуляцию осуществляет синтез общечеловеческих нравственных представлений и социально-конкретных представлений. Мораль регулирует поведение и взаимоотношения людей при помощи одобрения или порицания со стороны общественного мнения и моральной самооценки личности. 6. Гуманизирующая функция заключается в: • стремлении морали совершенствовать человека; • обязательности нравственных правил для всех людей, их равенстве Вопрос 3. Моральная регуляция1. Компоненты системы моральной регуляции 2. Моральная регуляция 1. Мораль - система, которая регулирует сознание и поведение людей, их взаимоотношения (отношения между индивидами, группами индивидов, человеком и обществом и т. д.). В систему моральной регуляции входят: * нормы - предписания, правила поведения, объединенные в кодекс. Они, в свою очередь, делятся на: * общепринятые эталонные образцы (позитивные нормы), * запреты, абсолютные запреты (общий смысл которых - "не навреди"). В отличие от позитивных норм ("будь добрым" и пр.),) бсолютные запреты не оставляют свободы для толкований. Нормы морали указывают границы дозволенного. Поведение человека считается аморальным если он игнорирует нормы, и внеморальным, если человек не знаком с нормами; * ценности (добро, справедливость и т. п.), которыми являются: * содержание моральных норм; * образцы поведения, мышления и переживания, признанные в качестве моральных ориентиров. Ценности в отличие от норм не меняются на протяжении веков. Нравственные ценности составляют иерархию, в которой можно выделить высшие ценности и идеалы (высшие цели развития личности); * важным компонентом моральной регуляции является вопрос о смысле жизни. Задаваясь им, люди хотят понять свое предназначение, место в мире; * следующим компонентом моральной регуляции являются нравственные принципы - универсальные формулы поведения (например, принцип любви к ближнему). Принципы: * четко формулируются (в виде лозунгов и т. п.); * бывают связаны с идеологией, выражают интересы какой-либо социальной группы. * Жесткое следование принципам высокой морали называется ригоризмом. 2. Моральная регуляция носит характер: * оценочный (поступки людей одобряются или порицаются); • императивный, нравственные правила преподносятся (иногда навязываются) как образцы поведения. Мораль соотносит реальное поведение, сознание и переживания людей с идеалами, духовными и нравственными ориентирами ("как должно быть"). Нравственное сознание человека включает в себя: • привычки (автоматически соблюдаемые моральные нормы); • рефлексию (раздумья); • интуицию (интуитивные решения в затруднительных ситуациях); • моральные переживания. Нравственное сознание человека, его поведение соотносятся с моральными правилами общества, устоями прошлых времен (обычаи, традиции). Нравственные убеждения человека могут не только не совпадать с общепринятыми, но даже противопоставляться им (в аморальном обществе, например в фашистском государстве). В этом случае человек сам контролирует свои поступки и мышление (совесть), а нравственные нормы соблюдаются добровольно, без контроля извне. Моральной регуляции подвергаются все без исключения сферы жизни общества и человека, где присутствуют взаимоотношения субъектов. Моральная регуляция опирается на общественное мнение (оценивая поведение человека, общество выполняет функции совести). Мораль тесно связана с правом: • моральные нормы закреплены законом; • либерализация морали влечет либерализацию права; - взаимодействие морали и права (суд присяжных). Очень важна моральная регуляция науки, особенно медицины, психологии, генетики и т. п. (проблемы эвтаназии, клонирования и т. д.). Нравственное регулирование необходимо даже в области техники (угроза безработицы вследствие автоматизации производства и т. п.). Вопрос 4. Противоречия в моралиL Безличность законов морали. Свобода вали и всеобщность морали 2. Универсальность моральных правил 3. Незаинтересованность моральных мотивов 4. Моральное единство людей ' 5. Свободная причинность 1. Основными свойствами законов морали являются: • объективное значение (норм, правил и пр.); • субъективность восприятия (мораль как личная позиция человека); • безличность законов морали. Общество требует от индивида поведения, соответствующего его моральным нормам. Но оно может быть основано на аморальных принципах (фашистские государства и т. п.). В последнем случае моральный человек противостоит аморальному обществу, руководствуясь субъективным восприятием действительности, а также индивидуальной моралью. Моральные взгляды: • никем не навязаны, выбраны человеком добровольно; • объективны, не зависят от предпочтений индивида (или группы); • распространяются на всех людей и обязательны для всех. Характерная особенность морали - единство свободы нравственной воли человека и всеобщности законов морали. Единство этих взаимоисключающих качеств можно объяснить "золотым правилом нравственности": "И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними" (Евангелие от Луки) или "Чего в других не любишь, того и сам не делай". 2. Универсальность моральных правил. Нравственные позиции людей могут отражать: • конкретно-исторические условия развития общества; • условия жизни человека в обществе; • классовые, групповые интересы и т. д. Нравственные позиции разных людей, социальных групп и общностей могут быть диаметрально противоположными. Нравственные нормы сформулированы как всеобщие требования. Требования морали: • общезначимы, содержат основы, общие для всех нравственных позиций; • универсальны, проявляются по-разному в зависимости от ситуации и конкретно для каждого человека. 3. Незаинтересованность моральных мотивов. Соблюдение правил морали гарантирует комфортное сосуществование человека с другими членами общества. Однако: • жесткое следование нормам морали может мешать достижению цели (например, щепетильность мешает карьерному росту); • пороки могут служить на благо общества ("жажда наживы" - двигатель бизнеса); • добрый поступок, совершенный ради выгоды, нельзя считать подлинно моральным. Моральным поступок является тогда, когда он совершен: • без расчета на вознаграждение, бескорыстно , • без прагматической цели - "добро ради добра "; • единственной целью поступка является самосовершенствование человека . Незаинтересованность мотивов морали вступает в видимое противоречие с практической целесообразностью. Гуманистической целью морали является совершенствование людей. 4. Единство людей в морали. Нравственное воспитание человека проходит под влиянием социальной среды (социального слоя, группы и пр.), общественного мнения. Иногда моральные нормы среды становятся догматическими, ханжескими. Человек может вступить в конфликт со своей социальной средой с общечеловеческих моральных позиций (как представитель всего мира). Вступая в противоречие с групповыми позициями, мораль служит нравственному единению всех людей. 5. Свободная причинность (автономия личности). Причиной совершения моральных поступков может быть ожидание одобрения со стороны других людей, общества в целом. Однако человек может совершать моральные поступки вопреки: • общественному мнению; • собственному характерному складу; - сложившимся обстоятельствам. Человек совершает нравственные поступки без видимых причин, по собственному выбору, совершенно свободно. Литература 1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. — Гардарики, 2003. — 472 с. 2. Дружинин В.Ф., Демина Л.А. Этика. Курс лекций. — М.: Изд-во МГОУ, 2003. — 176 |