Реферат: Свойства и функции морали

Название: Свойства и функции морали
Раздел: Рефераты по этике
Тип: реферат

Реферат

На тему:

«Свойства и функции морали»


План

Вопрос 1. Свойства морали

Вопрос 2. Функции морали

Вопрос 3. Моральная регуляция

Вопрос 4. Противоречия в морали


Вопрос 1. Свойства морали

1. Императивность морали

2. Нормативность морали

3. Оценочность морали

1. Мораль является одной из форм общественного сознания. Мораль имеет общественное происхождение, ее содержание определено конкретно-историческими условиями, духовными и материальными факторами.

Мораль обладает свойствами, общими для всех форм общественного сознания (религии, науки и пр.):

• социально-экономическая обусловленность содержания;

• воздействие на процессы, протекающие в обществе;

• взаимодействие с другими формами общественного сознания.

Специфическим свойством морали является императивность (от лат. imperative - повелевать) - требование определенного поведения, выполнения предписаний морали.

Императивность:

• согласует интересы личности с интересами общества;

• утверждает приоритет общественных интересов;

- в то же время не ограничивает свободу личности (за исключением ее негативных проявлений).

Иммануил Кант (1724 - 1804) первым сформулировал категорический императив - всеобщий моральный закон: "...Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой, ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом".

Максима - это субъективный принцип воли индивида, его эмпирический мотив поведения. Категорический императив:

• является врожденным знанием;

• его требования выполняются безусловно и добровольно;

• проявляется в максиме только тогда, когда мотивом поступка является чувство долга;

• выражает соотношение между свободой волеизъявления и моральной необходимостью. ("...Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству... как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству". И. Кант.)

2. Нормативность морали. Регулятивная функция морали осуществляется через нормы (правил, заповедей и т. д.), с помощью которых:

• направляется деятельность людей;

• воспроизводятся общественные отношения на основе положительных качеств (честность, взаимопомощь и др.);

• соотносятся нравственные качества индивида с требованиями общества;

• побуждения извне превращаются во внутреннюю установку личности, часть ее духовного мира;

• осуществляются нравственные связи поколений людей.

Существует два типа моральных норм:

• запреты, указывающие недопустимые формы поведения (не укради, не убей и т. п.);

• образцы - желаемый вариант поведения (будь добрым, будь честным).

3. Оценочное свойство морали. Оценочность морали заключается в самооценке человека (оценке своих действий, печалей, переживаний), в оценке другими людьми и обществом поведения человека, его мотивов, соответствия нормам морали.

Формы оценочности:

• одобрение, согласие;

• порицание, несогласие.

Важными проблемами этики являются проблемы истинности моральных суждений и моральных оценок.

Объективный критерий истинности в морали - соответствие деятельности человека (или группы) интересам общества.

Вопрос 2. Функции морали

1. Воспитательная

2. Ценностное

J. Коммуникативная

4. Познавательная

5. Регулятивная

6. Гуманизирующая

1. К основным функциям морали относится воспитательная функция, которая заключается в:

• формировании у ребенка нравственных установок, привычек, внушении моральных запретов;

• самовоспитании взрослого человека (на протяжении всей жизни), осознанном выборе нравственных ориентиров.

Воспитательные функции могут выполнять не только люди, но и средства массовой информации, литература, искусство, взаимоотношения окружающих людей.

2. Ценностно-ориентирующая функция. Мораль играет важнейшую роль в развитии личности, дает нравственную ориентацию личности ("установка на добро").

3. Коммуникативная функция морали состоит в:

• ритуализации человеческого общения, создании его нормативов (этикет и пр.);

• гуманизации общения, стремлении сделать общение максимально приятным для всех сторон (ориентация на добро в общении).

4. Познавательная функция морали заключается в том, что она является средством познания внутреннего мира человека, дает человеку этические познания, помогающие ему решать моральные вопросы, управлять своим поведением, чувствами и т. д.

5. Регулятивная функция морали (является самой важной функцией) заключается в регуляции поведения людей и общества в целом посредством:

• ограничения негативных устремлений людей;

• саморегуляции индивида и социальной среды;

• управления общественными отношениями;

• воплощения в жизнь гуманистических норм морали и т. д.

Регулятивная функция "высокой морали" является тенденцией, устремлением. Реальную регуляцию осуществляет синтез общечеловеческих нравственных представлений и социально-конкретных представлений.

Мораль регулирует поведение и взаимоотношения людей при помощи одобрения или порицания со стороны общественного мнения и моральной самооценки личности.

6. Гуманизирующая функция заключается в:

• стремлении морали совершенствовать человека;

• обязательности нравственных правил для всех людей, их равенстве

Вопрос 3. Моральная регуляция

1. Компоненты системы моральной регуляции

2. Моральная регуляция

1. Мораль - система, которая регулирует сознание и поведение людей, их взаимоотношения (отношения между индивидами, группами индивидов, человеком и обществом и т. д.).

В систему моральной регуляции входят:

* нормы - предписания, правила поведения, объединенные в кодекс. Они, в свою очередь, делятся на:

* общепринятые эталонные образцы (позитивные нормы),

* запреты, абсолютные запреты (общий смысл которых - "не навреди"). В отличие от позитивных норм ("будь добрым" и пр.),) бсолютные запреты не оставляют свободы для толкований.

Нормы морали указывают границы дозволенного. Поведение человека считается аморальным если он игнорирует нормы, и внеморальным, если человек не знаком с нормами;

* ценности (добро, справедливость и т. п.), которыми являются:

* содержание моральных норм;

* образцы поведения, мышления и переживания, признанные в качестве моральных ориентиров.

Ценности в отличие от норм не меняются на протяжении веков. Нравственные ценности составляют иерархию, в которой можно выделить высшие ценности и идеалы (высшие цели развития личности);

* важным компонентом моральной регуляции является вопрос о смысле жизни. Задаваясь им, люди хотят понять свое предназначение, место в мире;

* следующим компонентом моральной регуляции являются нравственные принципы - универсальные формулы поведения (например, принцип любви к ближнему). Принципы:

* четко формулируются (в виде лозунгов и т. п.);

* бывают связаны с идеологией, выражают интересы какой-либо социальной группы.

* Жесткое следование принципам высокой морали называется ригоризмом.

2. Моральная регуляция носит характер:

* оценочный (поступки людей одобряются или порицаются);

• императивный, нравственные правила преподносятся (иногда навязываются) как образцы поведения.

Мораль соотносит реальное поведение, сознание и переживания людей с идеалами, духовными и нравственными ориентирами ("как должно быть").

Нравственное сознание человека включает в себя:

• привычки (автоматически соблюдаемые моральные нормы);

• рефлексию (раздумья);

• интуицию (интуитивные решения в затруднительных ситуациях);

• моральные переживания.

Нравственное сознание человека, его поведение соотносятся с моральными правилами общества, устоями прошлых времен (обычаи, традиции).

Нравственные убеждения человека могут не только не совпадать с общепринятыми, но даже противопоставляться им (в аморальном обществе, например в фашистском государстве). В этом случае человек сам контролирует свои поступки и мышление (совесть), а нравственные нормы соблюдаются добровольно, без контроля извне.

Моральной регуляции подвергаются все без исключения сферы жизни общества и человека, где присутствуют взаимоотношения субъектов. Моральная регуляция опирается на общественное мнение (оценивая поведение человека, общество выполняет функции совести).

Мораль тесно связана с правом:

• моральные нормы закреплены законом;

• либерализация морали влечет либерализацию права;

- взаимодействие морали и права (суд присяжных).

Очень важна моральная регуляция науки, особенно медицины, психологии, генетики и т. п. (проблемы эвтаназии, клонирования и т. д.).

Нравственное регулирование необходимо даже в области техники (угроза безработицы вследствие автоматизации производства и т. п.).

Вопрос 4. Противоречия в морали

L Безличность законов морали. Свобода вали и всеобщность морали

2. Универсальность моральных правил

3. Незаинтересованность моральных мотивов

4. Моральное единство людей '

5. Свободная причинность

1. Основными свойствами законов морали являются:

• объективное значение (норм, правил и пр.);

• субъективность восприятия (мораль как личная позиция человека);

• безличность законов морали.

Общество требует от индивида поведения, соответствующего его моральным нормам. Но оно может быть основано на аморальных принципах (фашистские государства и т. п.). В последнем случае моральный человек противостоит аморальному обществу, руководствуясь субъективным восприятием действительности, а также индивидуальной моралью.

Моральные взгляды:

• никем не навязаны, выбраны человеком добровольно;

• объективны, не зависят от предпочтений индивида (или группы);

• распространяются на всех людей и обязательны для всех.

Характерная особенность морали - единство свободы нравственной воли человека и всеобщности законов морали.

Единство этих взаимоисключающих качеств можно объяснить "золотым правилом нравственности": "И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними" (Евангелие от Луки) или "Чего в других не любишь, того и сам не делай".

2. Универсальность моральных правил. Нравственные позиции людей могут отражать:

• конкретно-исторические условия развития общества;

• условия жизни человека в обществе;

• классовые, групповые интересы и т. д.

Нравственные позиции разных людей, социальных групп и общностей могут быть диаметрально противоположными.

Нравственные нормы сформулированы как всеобщие требования. Требования морали:

• общезначимы, содержат основы, общие для всех нравственных позиций;

• универсальны, проявляются по-разному в зависимости от ситуации и конкретно для каждого человека.

3. Незаинтересованность моральных мотивов. Соблюдение правил морали гарантирует комфортное сосуществование человека с другими членами общества. Однако:

• жесткое следование нормам морали может мешать достижению цели (например, щепетильность мешает карьерному росту);

• пороки могут служить на благо общества ("жажда наживы" - двигатель бизнеса);

добрый поступок, совершенный ради выгоды, нельзя считать подлинно моральным. Моральным поступок является тогда, когда он совершен:

без расчета на вознаграждение, бескорыстно ,

без прагматической цели - "добро ради добра ";

единственной целью поступка является самосовершенствование человека .

Незаинтересованность мотивов морали вступает в видимое противоречие с практической целесообразностью. Гуманистической целью морали является совершенствование людей.

4. Единство людей в морали. Нравственное воспитание человека проходит под влиянием социальной среды (социального слоя, группы и пр.), общественного мнения. Иногда моральные нормы среды становятся догматическими, ханжескими.

Человек может вступить в конфликт со своей социальной средой с общечеловеческих моральных позиций (как представитель всего мира). Вступая в противоречие с групповыми позициями, мораль служит нравственному единению всех людей.

5. Свободная причинность (автономия личности). Причиной совершения моральных поступков может быть ожидание одобрения со стороны других людей, общества в целом. Однако человек может совершать моральные поступки вопреки:

• общественному мнению;

• собственному характерному складу;

- сложившимся обстоятельствам.

Человек совершает нравственные поступки без видимых причин, по собственному выбору, совершенно свободно.


Литература

1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. — Гардарики, 2003. — 472 с.

2. Дружинин В.Ф., Демина Л.А. Этика. Курс лекций. — М.: Изд-во МГОУ, 2003. — 176