Контрольная работа: История политических учений
Название: История политических учений Раздел: Рефераты по политологии Тип: контрольная работа |
Магаданский институт экономикиСанкт-Петербургской академии управления и экономики КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА По дисциплине: «Политология» Тема: «История политических учений. Современная национальная политика в РФ – составная часть обновления общества»Выполнил: Студентка 3 курсаГруппа №8-3539 Фролова А.О. Проверила: _____________ _____________ Магадан2007 СОДЕРЖАНИЕ Введение…………………………………………………………….……………..3 1. История политических учений………………………………………………..4 1.1 Методологические подходы к изучению истории политических теорий..4 1.2 Возникновение и развитие политических идей в России………………….5 2. Проблемы национальной политики в России.……………………………...8 3. Пути повышения политической активности граждан российского общества………………………………………………………………………….10 Библиография……………………………………………………………………12 ВВЕДЕНИЕ Политология изучает тенденции и особенности политического развития, цели, интересы, смысл и способы политической деятельности и поведения людей, субъектов политической деятельности, раскрывает сущность политических идей и человеческих замыслов, свершений и просчетов в политике. Политология является составной частью современного гуманитарного образования в Российской Федерации и за рубежом. Она дает студентам и всем изучающим ее гражданам необходимую базисную подготовку по теории и методологии анализа политической жизни, вырабатывает мировоззренческие и ценностные критерии оценки общественных событий, умение связывать политологическое знание с политической практикой. Изучение политологии представляет возможность студентам научиться государственному мышлению и подходам к актуальным вопросам современности, высоким морально-этическим требованиям к политике, реально представлять возможности, достижения и просчеты людей по устройству и созиданию правового и социального государства, гражданского общества. История формирования политических взглядов насчитывает века. Элементы политического научного знания долгое время складывались и развивались в рамках общих философских, а затем и социологических теорий. Этот исторический процесс прошел свои этапы: политическая мысль древности, эпохи средневековья и возрождения, политические учения нового времени, наконец, современная политическая наука. Формирование политической мысли в России происходило в тесной связи со становлением и развитием централизованного государства и сильной самодержавной власти. В контрольной работе мы рассмотрим вопросы об истории политических учений и о современной национальной политике в РФ. 1. История политических учений 1.1 Методологические подходы к изучению истории политических учений Начнем с того, что в истории человеческого общества со времен возникновения государства и до наших дней существовало множество различных политических учений и теорий самого разного содержания и социальной направленности. Чтобы нормально понимать эти учения необходимо руководствоваться определенным методологическим подходом, который мы рассмотрим далее. Любое политическое учение представляет собой ответ на потребности общественной практики, на вопросы, которые поставлены жизненной ситуацией в тот или иной период истории. Политическая практика людей обуславливала возникновение и развитие политических теорий и выступала главным критерием их истинности и жизненности. В политических учениях в любых случаях находят свое концентрированное выражение экономические интересы общественных классов и других социальных сил. Эти интересы нуждаются в охране их государственной властью, в связи с этим политические теории обосновывали необходимость такой политической системы общества, доказывали правомерность такого государственного устройства, которые бы наилучшим образом защищали экономические интересы господствующих в данный момент социальных сил. Мы можем сказать, что, в конечном счете, политические теории, вызванные к жизни экономическими интересами людей, оказывали обратное влияние на экономическую систему общества и его социальную структуру. Ясно, что значение политических идей, их роль в общественном прогрессе была различной, как положительной, так и отрицательной. Это зависело от того, сторонники каких социальных сил – передовых, прогрессивных или отживающих, уходящих с исторической арены – разрабатывали эти теории. Если сказать по-другому, то субъективный фактор (позиция ученого, мыслителя, политического лидера) всегда оказывал важное влияние на сущность и содержание политических учений. Мировая же история политических учений имеет свою внутреннюю логику развития. Так каждое учение независимо, как и где оно произошло, возникает и развивается в тесной связи с унаследованными от прошлого политическими идеями и понятиями, опирается на них, заимствуя от них некоторые положения и выводы. Таким образом, политические идеи и взгляды различных мыслителей нужно оценивать не только с точки зрения развития мировой политической мысли, но и с позиции тех национальных, исторических условий, которые существовали в данной стране и обусловили возникновение именно таких политических взглядов и идей. Рассмотрев методологические подходы к изучению политических теорий, мы можем сказать, что эти подходы позволяют правильно оценивать их роль в поступательном развитии общества. 1.2 Возникновение и развитие политических идей в России Формирование государственности у славянских народов проходило на протяжении длительного времени. В VII – VIII вв. в среднем Приднепровье образовался племенной союз живущих там славян – Русь с центром в Киеве. Это было первое славянское государство в Восточной Европе. Чуть позже образовалось другое государство - во главе с Новгородом. В 882 году произошло их объединение в Киевскую Русь. С тех времен в наше время дошло немного письменных источников, характеризующих состояние политической мысли Древней Руси, памятью этой мысли являются летописи. Они составлялись на протяжении многих столетий, начиная с XI века, в различных городах и княжествах. Первая из летописных источников до нас дошла «Повесть временных лет», созданная примерно в 1113 году. Далее на Руси в XIV- XVI вв. произошел процесс преодоления феодальной раздробленности и формирования Русского централизованного государства, а Центром объединения русских земель стало Московское княжество. В этот период идеологом сильной княжеской и самодержавной власти выступил писатель-публицист Иван Семенович Пересветов. Он доказывал необходимость сильной государственной власти и в то же время рекомендовал смягчать рабство и холопство. После уже в 1549 г. И. Пересветов все свои сочинения передал царю Ивану Грозному. В первой четверти XVIII века в России утвердилась абсолютная монархия. Так обоснование абсолютизма, самодержавия стало главным направлением русской политической мысли. Эту задачу решал в своих трудах Юрий Крижанич, он был на стороне самодержавия и признавал необходимым установление ряда ограничений для монарха, чтобы тот не превратился в тирана. Во второй половине XVIII в. в России укрепился абсолютизм, и это повлияло на окончательное оформление чиновничье-дворянской монархии. В политической сфере проходили все новые, прогрессивные взгляды и теории под влиянием, в том числе и западноевропейской политической идеологии. В то время правила Екатерина II и идеи Просветительства, особенно ее интересовали. В то время политические идеи русского Просвещения разрабатывались многими мыслителями, одним из них был выдающийся русский юрист С.Е. Десницкий. Он составил проект государственного преобразования, выступал за превращение самодержавия в конституционную монархию, ограничение власти монарха, он осуждал крепостное право. Но в то время эти идеи не могли быть осуществимы. Политическая мысль А.Н. Радищева повлияла на дальнейшее развитие России. Он доказывал, что крепостничество и самодержавие противоречат естественному праву и общественному договору, по его мнению, они выступали главной помехой на пути хозяйственного развития России. Радищев был первым русским революционером-республиканцем по своим убеждениям. Мы можем сказать, что его воззрения оказали большое влияние на последующие поколения политический мыслителей России. Уже в начале XIX в. в России в официальную политическую идеологию пробивались либеральные взгляды. Так возникла идея создания правового государства, она нашла свое отражение в проектах видного государственного деятеля М.М. Сперанского. Он настаивал на необходимости сделать законы государства «столь неподвижными и непеременяемыми, чтобы никакая власть не могла их переступить», разрабатывал основы конституции, предлагал создать три Сената – законодательный, исполнительный и судный. Его планам сопротивлялось родовое дворянство, и интересы этого дворянства защищал историк Н.М. Карамзин. Н.М. Карамзин выступал против малейших пыток ограничить власть помещиков над крестьянами, по его мнению, конституция привела бы страну к гибели. Нужно сказать, что победа России в Отечественной войне в 1812 году пробудила самосознание русского народа. В это время усилилось движение против крепостничества, создалась социальная почва для организованного революционного движения. А проявление его заключалось в выступлении декабристов. В более полном объеме политические идеи декабристов были сформулированы в произведении П.И. Пестеля «Русская правда». Теоретической основой Пестеля была доктрина естественного права, т.е. неотчуждаемых прав, он выступал за демократическую республику и категорически отвергал конституционную монархию для государственного строя России. Пестель выступал против и федеративного устройства России, т.к. считал, что это возврат к удельной системе, которая была причиной многих бедствий нашей страны. Другой же представитель политических интересов Н.М. Муравьев считал приемлемой для России конституционную монархию. Таким образом, идеологи декабризма внесли немало нового и оригинального в политическую мысль своего времени. Их взгляды получили дальнейшее развитие в трудах последующих поколений русских мыслителей и политических деятелей. После поражения декабристов в политической жизни России наступила эпоха жестких правительственных мер по отношению к любому прогрессивному движению. Николай I стремился задушить всякое проявление освободительной мысли. Но в 40-е годы XIX века политические взгляды проповедовал П.Я. Чаадаев, он выступал за религиозное воспитание молодежи, видя в этом залог духовного и политического развития русского народа. Он и его сторонники выступали против широкого сближения России с Западом и усвоения его экономического и политического опыта, отрицательно относились к реформам Петра I. С середины XIX в России сложилось новое направление политической мысли – революционный демократизм, который явился идеологическим и политическим выражением протестом русского крестьянства против жесткой помещичьей эксплуатации. Самими видными представителями революционного демократизма являлись А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов. Герцен был сторонником либерально-демократических взглядов и считал, что Россия стоит перед крестьянской революцией, идеологию которой он глубоко разрабатывал. Белинский же принадлежал к поколению революционеров-разночинцев, в своих произведениях он критиковал современный политический строй России, где бы ни было никаких гарантий прав человека, и даже полицейского порядка. Чернышевский и Добролюбов разделяли свои взгляды. Творчество Чернышевского было вершиной разночинного революционного демократизма в России, он был идеологом крестьянской революции, обосновывал необходимость установления в ходе революции демократической республики с развитым самоуправлением. Мы можем сказать, что политическая мысль в России развивалась не только в учениях русских мыслителей, но интересовала и другие народы, проживающие в нашей стране. Так судьбоносное значение для России и некоторых других стран имела политическая теория марксизма. Главным в марксизме было учение о классах и классовой борьбе, из которого с неизбежностью вытекала его политическая теория – теория диктатуры пролетариата. Эту теорию Маркс и Энгельс определяли как политическую власть рабочего класса, устанавливаемую в результате социалистической революции и имеющую целью построение социализма. В дальнейшем учение о диктатуре пролетариата получило развитие в трудах В.И. Ленина. В этом учении он видел особую форму союза рабочего класса и крестьянства, высший тип демократии – демократии для трудящихся. Таким образом, политическая теория марксизма, целью которой было утверждение в результате социалистической революции всевластия народа, при практической реализации ее в СССР, других бывших социалистических странах привела к крупным деформациям в политической жизни народов, к установлению тоталитарных режимов и в итоге, в том виде как она была реализована, потерпела историческое поражение. 2. Проблемы национальной политики в России Можно сказать, что РФ – одно из крупнейших в мире многонациональных государств. В России проживает примерно 166 национальностей и народностей – от более чем 100-миллионной русской нации до малых северных народов и совсем крохотных этнических групп, численность которых в ряде случаев не превышает ста человек. Благодаря объединяющей роли русского народа на территории России сохранились уникальное единство и многообразие, духовная общность, сотрудничество разных народов. Это отражено в своеобразии российского феодализма. Многокрасочной национально-этнической картине России в целом соответствует картина различных государственно-политических и территориально-политических образований в виде субъектов Российской Федерации. В Конституции РФ их записано 89-21 республика, 6 краев, 49 областей, два города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург, одна автономная область (Еврейская) и 10 автономных округов. Конституция РФ устанавливает: Республика имеет свою конституцию и законодательство; край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство. Как известно, главной целью национальной политики РФ является создание всем народам России условий для их полноправного социального и национально-культурного развития, упрочнения общероссийской гражданской и духовно-нравственной общности на основе соблюдения прав человека и признания его высшей ценностью. В Концепции Государственной национальной политики РФ говорится о том, что совершенствование федеративных отношений не преследуют цели «губернизации» республик на манер царской России, где была 101 губерния или, наоборот, «республиканизации» краев и областей. Нужно сказать, что удовлетворение законных прав и потребностей граждан, связанных с их национальной принадлежностью, может и должно осуществляться на основе многовариантных форм самоопределения народов России с учетом дисперсного, т.е. не компактного, рассредоточенного, проживания многих народов на ее территории. Концепция позволяет гражданам России, принадлежащим к различным национальным общностям, в частности, к малочисленным, дисперсно расселенным народам, национальным меньшинствам, решать вопросы сохранения и развития своей самобытности, языка, образования, культуры, традиций. Так национально-культурная автономия – экстерриториальное общественное образование, не ущемляет прав субъектов РФ, а расширяет их возможности и ответственность в осуществлении государственной национальной политики. Можно считать, что в Конституции РФ и Концепции Государственной национальной политики РФ основные теоретические проблемы осуществления новой национальной политики РФ определены. Русские в России составляют 82% всего населения и большинство почти всех национально-государственных образованиях. Русские и нерусские большей частью живут не отдельно друг от друга, а вместе – в одном районе, городе, поселке, селе, в одном доме, если этот дом многоквартирный . В России межнациональных семей больше, чем в других странах. Российская Федерация – это общая форма государственного самоопределения всех народов и народностей нашей страны, всех ее граждан, независимо от национальности. Мы можем утверждать, что русская нация в процессе совместной государственной жизни с другими народами вобрала в себя многих их представителей, но фактом остается то, что еще больше людей, составляющие нерусские народы, а их более 100, не хотят осознавать себя русскими – и это их право. Но осознают себя россиянами, гражданами России, а им предлагается считать себя иностранцами в России. Россия сейчас становится страной с крайне сложной правовой системой, и наряду с общероссийским законодательством формируется самостоятельное законодательство в каждом из 89 субъектов Федерации. Так многие юристы считают, что в некоторых случаях вопросы, регулируемые региональными законами, вполне могли бы быть решены одинаковым образом для всей страны, на федеральном уровне. И это послужило бы делу укрепления молодого федерализма в России. 3. Пути повышения политической активности граждан российского общества Сам процесс повышения политической активности населения в демократическом обществе довольно таки сложный. А заключается он в том, что в условиях демократии человек свободно выбирает направление, цель своего политического участия – или в поддержку официальной власти, или против нее, действуя в кругах оппозиции. Можно сказать, что процесс повышения политической активности граждан имеет три направления. Первое – сохранение, развитие и повышение уровня активности той части народа, которая поддерживает существующую власть и проводимую ею политику. Второе – привлечение в ряды поддерживающих власть политически пассивной части населения. Третье – противостояние лидерам активной деструктивной оппозиции с одновременной нейтрализацией действий ее рядовых участников, разъяснением им подлинных целей проводимой государственной политики. Так решение задач общего повышения политической активности граждан в нашей стране может осуществляться следующими путями: 1. Забота государства о росте материального уровня жизни народа. Бедность населения снижает степень поддержки, им проводимой в стране политики, способствует его организации против существующего режима. 2. Создание твердых гарантий равенства всех граждан перед законом. Осознание своего равного положения со всеми в обществе укрепляет личное достоинство человека, повышает его чувство социальной ответственности, политическую активность в поддержку властей. 3. Привлекать рядовых тружеников к выработке, обсуждению и принятию решений по различным вопросам общественной и государственной жизни. Так на федеральном уровне это сделать сложно, просто невозможно часто проводить референдумы, опросы в масштабе страны, чтобы выяснить мнение народа по какому-то общему вопросу. 4. Поддержка органов власти – поведение работников самих этих органов, их профессионализм, скромность в житейских делах, их высокие личные социальные качества. Чуткость, внимание к людям со стороны государственных служащих всегда оборачиваются добрым к ним отношением, поддержкой их деятельности. Перечисленные пути повышения политической активности народа на этом не исчерпывают всего разнообразия деятельности государства для обеспечения своей прочности, существуют и другие пути, средства, методы формирования высокой позитивной политической активности граждан. Прежде чем стать субъектом политики, человек проходит этап политической социализации, усваивает систему существующих политических отношений. В результате личность обретает политическое содержание, определяется ее место и роль в политической жизни общества. В настоящее время в нашей стране остро стоит проблема повышения политической активности граждан в поддержку деятельности органов власти. Она решается как по линии совершенствования механизма властных отношений, так и средствами воспитания у наших людей чувства патриотизма и законопослушности. БИБЛИОГРАФИЯ 1. Воробьев К.А. Политология: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2003. – с. 27-55. 2. А.С. Панарин Политология: Учебник. – 2-е, перераб. и доп. – М.: ТК Велби, 2004. – 440 с. 3. Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник. – М.: Юристъ, 2000. – с. 409-416. 4. Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/Д: «Феникс», 1997. – с.299-304. 5. Гаджиев К.С. Введение в политическую науку: Учебник для высш. учеб. заведений. 2-е издание перераб. и доп. – М.: Издательская корпорация «Логос», 1997. – 544 с. |