Статья: Мифологема додекады
Название: Мифологема додекады Раздел: Рефераты по религии и мифологии Тип: статья |
А.Исаев МИФОЛОГЕМА ДОДЕКАДЫ Двенадцать является сакральным числом во многих культурах, в том числе и не связанных между собой ни географически, ни генетически. В Элладе это прежде всего - двенадцать олимпийских богов и двенадцать подвигов Геракла. В гомеровских поэмах мы встречаем 12 титанов, 12 убитых Диомедом фракийцев, 12 пленников, принесенных Ахиллом в жертву; 12 женихов Пенелопы, 12 неверных служанок в доме Одиссея, 12 феакийских царей, 12 коней Агамемнона,12 жеребят Борея, 12 жертвенных телят Гектора, 12 быков в качестве приза для победителя на играх в честь Патрокла, 12 ног у Сциллы. В других традициях - это двенадцать врат древнеегипетского ада, знаков Зодиака, богов скандинавского Асгарда, рыцарей «Круглого стола», учеников персидского Митры. В Древнем Риме - законы двенадцати таблиц, двенадцать дней и ночей празднования Сатурналий. В исламе двенадцать имамов, потомков Али, управляют двенадцатью часами дня. Число "двенадцать" во всей Восточной Азии ассоциируется со священным китайским 12-летним календарным циклом. Здесь можно назвать монгольский обряд «жилийн оролго», совершаемый человеком раз в 12 лет, в годовщину его циклического знака; деление пространства юрты на 12 сегментов, каждый из которых "привязан" к одному из животных цикла. Велика роль числа 12 в иудео-христианской традиции: это двунадесятые праздники Православия, двенадцать апостолов, двенадцать «колен Израилевых». В горнем Иерусалиме двенадцать ворот с двенадцатью Ангелами на них; двенадцать оснований с именами апостолов; двенадцать жемчужин и драгоценных камней. Измерение города в двенадцать тысяч стадий состоит из тысячи, умноженной на двенадцать. Древо жизни имеет двенадцать сортов фруктов и дает плод двенадцать раз в год. И, наконец, сто сорок четыре тысячи искупленных — двенадцать тысяч, умноженные на двенадцать. Обыденная жизнь человечества немыслима без двенадцати месяцев года и двенадцати делений циферблата. Такая всепланетная распространенность говорит о некой «изначальности» додекады. Поскольку все многообразие мира – это производные и различные сочетания Пространства и Времени, каковые, по большому счету одни только и существуют, попробуем найти проявления этого числа в них. Современная наука далека от знания этих феноменов, поэтому обратимся к наиболее полной копилке человеческого знания - мифологии и религии. В изначальном водяном хаосе индоариев плавало золотое яйцо Хираньягарбха. Из него появился демиург Праджапати (в некоторых мифах - Брахман), силой мысли разделивший яйцо на две половинки: из верхней возникло небо, из нижней - земля. И сам Брахман разделяется на две ипостаси – мужскую и женскую. Иногда первичная космогоническая функция приписывается Индре или Дьявартхиви. По древнейшим верованиям иранцев, боги сотворили вселенную в форме яйцеобразной скорлупы. Орфики также полагали мир рожденным из золотого яйца. Известный хеттам образ Солнца, поднимающегося из моря, возможно, является переработкой сюжета о золотом зародыше, появившемся из предвечной хаотической стихии. Из дошедших до нас фрагментов хеттской космологической традиции известно, что Бог грозы каменным ножом отделил Небо от Земли. Итак, изначально в мире существует только аморфный, а потому статичный Хаос, символом которого чаще выступает вода. «В тех религиозных ансамблях, где присутствуют Воды, они неизменно сохраняют свою функцию, растворяя, уничтожая формы, смывая грехи, очищая и возрождая. Их удел – предшествовать Творению, подготавливая и восполняя его, поскольку сами они не в состоянии превозмочь собственную модальность, то есть проявиться в виде форм. Воды не могут преодолеть условий виртуального, зародышевого, латентного. Все, что является нормой, проявляется над уровнем Вод, отделяясь от них. И напротив, оторвавшись от Вод, перестав быть виртуальной, любая форма подпадает под законы Времени и Жизни; она обретает границы, участвует во вселенском становлении, испытывает гнет истории, дряхлеет и в конце концов исчерпывает свою суть…» - писал Мирча Элиаде.(1) Затем в Хаосе появляется пока не мир, но его зародыш, дальнейшее саморазвитие и структуризация которого приводит к появлению Космоса. Критическим моментом этого процесса становится перерастание единичности зародыша в двойственность, проявляющуюся прежде всего в отделении Неба от Земли, что символизирует разделение верха и низа, дня и ночи, мужского и женского начал и т.д. – то есть в привнесении в мир первой пары противоположностей, взаимодействие которых становится парадигмой дальнейшего расширения и диверсификации космоса. Их взаимодействие приводит к тому, что мир троится: во времени возникают прошлое, настоящее, будущее; пространство организуется по вертикали: мир небесный, земной и подземный; и по горизонтали: правое-центр-левое. Это динамичный, обустраивающийся мир, мир в движении. Сама троичная организация времени и пространства требовала троичной же иерофании, чаще воплощенной в трех богах - братьях. Один из них становится верховным небесным богом – громовержцем. Так, победившие Крона братья Зевс, Посейдон и Аид разделили между собой небо, море и подземный мир, оставив землю в совместном ведении. В ирландском эпосе действуют «три бога Дану», сыновья этой богини: Бриан, Иухар и Иухарба, иногда – Гоибниу, Лухте и Кредне или Луг, Дагда, Огма. В хеттской мифологии трое братьев - Бог Грозы, Тасмису-Гора и Аранцах-Река вышли из черепа Кумарби, проломленного камнем. Скандинавский Один сотворил людей с помощью своих братьев Вилли и Ве. Согласно зороастрийской традиции, в последнем четвертом, еще не наступившем 3000-летнем «веке» власть перейдет к трем сыновьям Заратуштры: Ухшиат-Эрету, Ухшиаг-Нему и Астват-Эрету. Скорее всего, три брата русских сказок – тоже стертый образ трех божественных братьев. Порой во главе пантеона стоят три божества, не являющиеся братьями. Так, божественную триаду римлян составляют Юпитер, Марс и Квирин. При наличии братьев, отошедших на задний план, Один в дальнейшем почитался в окружении Тора (своего сына) и Фрейра (бывшего врага), с которыми имел в Упсале общий храм. В центре поклонения индуистов стоят Брахма, Шива и Вишну, а ведическая троица предстает в обликах Митры-Варуны, Индры и двух Насатьев (о причинах двоичности первого и третьего членов ведической триады см.: Ж.Демюзиля «Верховные боги индоевропейцев», Москва, 1986). Идея божественной троицы была призвана воплотить гармонию и динамичность космической экзистенции. В философии Аристотеля «… «целое» и «все» определяется через число три: начало, середина и конец составляют число целого и при этом троицу. Вот почему, переняв у природы, так сказать, ее законы, мы пользуемся этим числом при богослужениях».(2) На сходных позициях стояли пифагорейцы и неоплатоники. Потом мир, внутренний заряд которого начинает иссякать в борьбе с окружающим его Хаосом, переходит в статичное состояние. Пространство обретает четыре направления, определяемые как «стороны света». Время обретает четыре фазы, объемлющие полный жизненный цикл любого феномена: рождение, рост, убывание, смерть. Это и годовой цикл с его четырьмя сезонами, и четыре времени суток - «микрогода», и четыре фазы Луны, и четыре этапа человеческой жизни. Интересно, что и человеческая история подчиняется тому же алгоритму: Джанбаттиста Вико, например, писал о четырех фазах внутри каждого исторического цикла; Арнольд Тойнби и Лев Гумилев также выделяли четыре фазы - зарождение, рост, надлом и распад в жизни всех идентифицированных ими цивилизаций (у первого) или этносов (у второго). О четырех расах обитателей Земли говорят последователи т.н. «Традиции»: Блаватская, Шюре и др. Интересно, что и Э.Сваденберг писал о четырех поколениях людей от сотворения мира, в каждом из которых постепенно убывает благодать.(3) Мир индоариев от рождения до гибели проходит четыре этапа, каждый из которых длится 1 миллион 80 тысяч лет, а все вместе они составляют великий период бытия - махаюгу: «Критаюга – это совершенный век, вот почему он называется еще сатьяюгой, то есть «реальным веком»… В течение Критаюги нравственный закон Вселенной - дхарма, соблюдается неукоснительно… Следующий «век», третаюга, «триада»… знаменует собой известный упадок… Исполнение долга не осуществляется само по себе, ему надо учиться… В эпоху двапараюги на земле сохраняется лишь половина дхармы… В калиюге, «темном веке», остается лишь четверть дхармы… Человек и общество достигают в калиюге крайнего предела вырождения. Заканчивается все махапралаей – возвращением всех форм и модальностей существования к пракрити, изначальной неоформленной субстанции».(4) Маздеистский текст «Судкар-наск» повествует о четырех веках жизни мира: Золотом, Серебряном, Стальном и «с примесью железа». Более поздняя Авеста тоже излагает четверичную историю вселенной: первые 3 тысячелетия Космос пребывал в идеальном духовном состоянии, в следующие 3 тысячелетия возникает материальный мир, пребывавший в состоянии «золотого века», на протяжении следующих 3000 лет идет борьба света и тьмы, и последний цикл, в котором Заратуштра получает материальное воплощение, еще не наступил, он закончится Страшным судом. В хеттской мифологии четырехчастная история мира изложена в «Поэме о царствовании на небесах». Согласно этому мифу, в небесном городе Кумми царствовал Алалу, ему прислуживал Ану, через 9 небесных лет свергший первого и заключивший его в подземный мир. Воцарившемуся Ану стал прислуживать Кумарби, который также через 9 лет сверг Ану, птицей улетевшего на небо. Однако Кумарби успел откусить фаллос своего предшественника, зачав при этом Бога Грозы, реку Аранцах и гору Тасмису. Когда настало время им родиться, братья вышли из проломленной камнем головы Кумарби и одержали над ним победу с помощью Ану. У греков Гея (Земля) породила Урана (Небо), воцарившегося в мире, а от него - целый сонм хтонических великанов: титанов, циклопов, бриареев. Отец возненавидел своих отпрысков и заключал их обратно в недра Земли, что приносило той все новые страдания в дополнение к непрерывным родильным мукам. Гея уговорила младшего сына - титана Крона - свергнуть Урана и передала ему серп, которым Крон отсек Небо от Земли, оскопив своего родителя и принеся долгожданный покой матери. Воцарившись, Крон взял в жены свою сестру Рею. Памятуя о судьбе отца, он глотал своих новорожденных детей. В конце концов Рея сжалилась над младшим Зевсом и подменила его на завернутый в пеленки камень. Повзрослев, Зевс оскопил отца и заставил его изрыгнуть своих братьев и сестер. По другой версии, прародителем всех богов был Океан. Платон в «Тимее» также перечисляет четыре поколения богов, во главе которых стояли поочередно Уран, Океан, Крон, Зевс(5), т.е. есть все основания считать олимпийцев четвертым поколением небожителей. Олимпиадор в комментариях к платоновскому «Федону» выстраивает иную последовательность: «У Орфея рассказано о четырех царствах: первое – Урана, которое наследовал Крон, после Крона царствовал Зевс, преемником Зевса был Дионис».(6) Не случайно четыре зверя и всадника Апокалипсиса ап. Иоанна, испытывавшего ощутимое влияние учений языческой античности, – знак исполнения времен. По Б.Рыбакову, первоначально на Руси существовал культ упырей и берегинь, последовательно сменившийся культом рожаниц Лады – Лели, затем - Рода и Перуна. По другой классификации, мифологические представления древних славян прошли следующие этапы: хаотическая «Досварогова» эра (дикость, гетеризм, «жены блудяху»), эра Сварога, в течение которой обустраивался мир (начинается использование металлов, устанавливается моногамия), эра Дажьбога (продолжение процесса государственного и общественного устройства, дарование законов), и, наконец, «современная» эра Перуна.(7) В обоих случаях на момент сложения этой системы, на земле царствовало опять же четвертое поколение богов во главе с громовержцем Перуном. Отголоски четвертичной истории мира встречаются и в русских сказках, чей герой, попавший в Иной мир, где время теряет свою линейность и необратимость, проходит последовательно Золотое, Серебряное, и Медное царства, сражаясь с хтоническими персонажами, наделенными железными зубами и когтями. Согласно ирландскому эпосу, первая волна переселенцев прибыла в Ирландию под предводительством королевы (богини) Кессайр и погибла в результате потопа. Вторую возглавил Парталон, начавший выводить землю из состояния первичного Хаоса, создавая озера, реки, равнины, распахивая новь, изобретая рыбную ловлю, охоту, земледелие, скотоводство. Его подданные погибли от какой-то эпидемии, разразившейся на острове. Переселенцы третьей волны, во главе с Немедом, продолжила было обустройство мира, но часть их попала под власть обитавшего где-то за морем хтонического народа фоморов, часть вынуждена была бежать. Потомки последних вернулись в Ирландию под именем Фир Болг. Переселенцы четвертой волны – носители эзотерического знания - Туата де Данан (Племена богини Дану), прилетевшие на тучах, одержали победы над Фир Болг и фоморами. Следующими упоминаются уже исторические гойделы («Сыновья Миля» как они названы в сагах). И здесь мы встречаемся с четырьмя поколениями богов (героев в координатах ирландской традиции), последнее из которых представлено тремя братьями – «тремя богами Дану». Первым властителем скандинавского Космоса был гермафродитный великан Имир. Волшебная корова Аудумбла вылизала изо льда великана Бури, породившего Бера - отца четвертого поколения небожителей: братьев Одина, Вилли и Ве. Итак, единичность непроявленного космического зародыша в океане Хаоса в нумерологической системе будет представлена единицей. Первое его деление, дающее импульс всему последующему развитию – двоицей. Набирающий силу, динамичный, расширяющийся и оттесняющий окружающий его Хаос, все больше структурирующийся мир – троицей. Затем наступает момент, когда Космос вынужден остановиться в своей экспансии и обрести статичность и, соответственно, - границу: ни одна система не может расширяться до бесконечности и не иметь пределов, в противном случае она погибнет от энтропии. Отсюда проистекает не просто невозможность окончательной победы Космоса над Хаосом, а обреченность конечного Космоса в борьбе с бесконечным Хаосом. Все, что происходит во времени, разрушается, вырождается и в конце концов погибает. Вечное рождение и вечный распад, по мнению Филолая из Кротона, – вот удел проявленного, существующего во времени, тогда как то, что не рождает и не рождается, пребывает неизменным.(8) Поддержать силы Космоса на четвертом этапе призвана троица, изливающаяся в статичный мир, наполняющая его системность своим динамизмом и жизненной энергией. Додекада как «три» умноженное на «четыре», таким образом, символизирует мир в его полноте, соединение отдельных его частей, само содержание актуального времени. Это динамизм в стабильности. Это проявление космического порядка, соборности мира, вселенской полноты и силы. Неслучайно идея Зодиака как объединения 12 знаков по три в каждой из четырех стихий и идея дальневосточного календарного цикла как объединения 12 символов в четырех триадах очень близки, хотя и возникли на разных концах Ойкумены независимо друг от друга. 1. М.Элиаде. Миф о вечном возвращении. Москва, 2000, с.229. 2. Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т.3. Москва, 1981, с.265. 3. Эмануэль Сведенборг. О небесах, о мире духов и об аде. Ст-П., 2000. с.92. 4. М.Элиаде. Миф о вечном возвращении. С.165. 5. Гностики или о «лжеименном знании». Киев, 1997, с.129. 6. В.Фомин. Сокровенное учение античности в духовном наследии Платона, Москва, 1994, с.61. 7. Б.А.Рыбаков. Язычество древних славян. Москва, 1994, с.10,15. 8. Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1, Москва, 1980, с.143. |