Курсовая работа: Диагностика в социальной работе
Название: Диагностика в социальной работе Раздел: Рефераты по социологии Тип: курсовая работа |
Содержание Введение 1. Предмет социальной диагностики 2. Задачи и методы социальной диагностики 3. Критерии диагностики 4. Методики диагностики 5. Социальная диагностика индивидуальных особенностей клиента Заключение Список литературы Введение Обратившийся за помощью в социальную службу человек с первых минут общения со специалистом ощущает заботу, участие, поддержку. Социальная работа предполагает сопровождение клиента до момента его выхода из трудной жизненной ситуации и представляет собой технологию, в основе которой – активизация потенциала клиента и резервных возможностей его окружения. На первом этапе работы проводится социальная диагностика. Социальная диагностика– это анализ состояния социальных объектов и процессов с целью выявления проблем их функционирования, суть социальной диагностики сводится к получению достоверных знаний об изучаемом объекте или социальном процессе во всех его сложностях и многообразии, включая и медицинские аспекты. Ежедневная практическая деятельность специалиста по социальной работе содействует улучшению жизни конкретного человека с помощью методов, отдельных техник, которые разрабатываются в соответствии с индивидуальными особенностями клиента и основываются на специфике трудной жизненной ситуации клиента. Социальная диагностика – интегративная технология, она включает в себя совокупность методов и приемов и предполагает способность специалиста по социальной работе распознавать личностные ресурсы клиентов, резервные возможности социально! окружения, обеспечивающие самостоятельное достижение yen хов в отношениях с людьми, самореализации в различных сфер (профессиональной, межличностном общении и т.д.) как при благоприятных условиях, так и при возникновении сложных ситуаций. Потенциал социального окружения клиента способствует формированию волевых качеств, активной жизненной позиции иобеспечивает социальное признание. Таким образом, социальная диагностика изучает деятельность и поведение клиента в повседневной жизни и выявляет изменения в ней во время оказания социальной помощи. Рассмотрев актуальность темы, поставим цель работы: рассмотреть диагностику в социальной работе: цели, этапы и способы проведения. Задачи работы: – рассмотреть предмет социальной диагностики; – рассмотреть задачи и методы социальной диагностики; – рассмотреть критерии диагностики; – рассмотреть методики диагностики; – рассмотреть социальную диагностику индивидуальных особенностей клиента. 1. Предмет социальной диагностики Предмет социальной диагностики – особенности развития трудной жизненной ситуации. Структура трудной жизненной ситуации включает в себя: действующих лиц, участвующих в происходящих событиях; деятельность участников, которая привела к трудной жизненной ситуации; переживания и интерпретацию клиентом случившихся событий. Специалист по социальной работе изучает причины возникновения трудной жизненной ситуации, а также положение личности, которая подверглась воздействию неблагоприятных факторов. Во время проведения социальной диагностики необходимо учитывать объективную сторону ситуации – взаимосвязи клиента с окружающими людьми и субъективную – отражение этих взаимоотношений клиента с его социальным окружением, переживания, осознание этих взаимоотношений. Трудная жизненная ситуация – утрата личностью независимости в реализации своих потребностей под воздействием субъективных и объективных факторов. К объективным факторам можно отнести: неблагоприятные экономические условия проживания; военные действия и конфликты; смерть одного из близких родственников; утрата здоровья; последствия экстремальных ситуаций (насилие, пожар, террористические акты); низкий уровень материальной обеспеченности семьи. Трудная жизненная ситуация может сопровождаться и субъективными факторами, к которым относят: сопротивляемость клиента к преодолению проблемы с помощью личностных ресурсов; иждивенческую позицию; отсутствие ответственности за свои поступки; антисоциальные нормы и ценности, на основании которых клиент выстраивает отношения с окружающими людьми; конфликтные отношения с родственниками. При исследовании трудной жизненной ситуации клиента специалист по социальной работе сопоставляет количество объективных и субъективных факторов. Если субъективные факторы преобладают, можно прогнозировать более длительный и более усложненный по содержанию процесс сопровождения клиента до выхода из трудной жизненной ситуации. Комплекс методов социальной диагностики позволяет сделать прогноз относительно вариативности его поведения в этот период. Выделяют конструктивные и – неконструктивные варианты стратегии поведения. Конструктивный способ решения проблемыопределяют как достижение цели своими силами, обращение за помощью к другим людям, включеннымв данную ситуацию или обладающим опытом разрешения подобных проблем, тщательное обдумывание проблемы и различных путей ее развития или решения (Е.А. Алексеева). Сюда же включают изменение своего отношения к проблемной ситуации (преодоление стереотипа неразрешенности проблемы, снятие состояния трагедии, формирование позитивного отношения к жизни, изменение в себе самом, системе собственных установок и привычных стереотипов). Неконструктивные стратегии поведения– это различные способы психологической защиты вплоть до вытеснения проблемы из сознания; ее поверхностное рассмотрение; импульсивное поведение, эмоциональные срывы. Получить опыт конструктивного решения проблемы клиент может с помощью специалиста по социальной работе, семьи, других людей, имевших аналогичные проблемы. Совместная деятельность развивает волевые качества формирует умение посмотреть «со стороны» на сложившуюся ситуацию.[1] Диагностировать особенности поведения человека в ситуации выбора из четко определенных альтернатив поведения позволяет теория, разработанная в середине 1950-х гг. Дж. Роттером. По этой теории, у человека имеется личностный «стержень», названный локусом контроля личности, – склонность видеть источник управления своей жизнью во внешней среде либо в себе самом. Следовательно, в ситуации неудач человек может в первом случае ориентироваться только на окружающую социальную среду, а во втором – мобилизовать свои ресурсы для сопротивления трудностям и поиска выхода из сложной ситуации. Г. Крампен и X. Левенсон выделили три уровня субъективного контроля личности: интернальность (ответственность); средовая экстернальность (зависимость от других, беспомощность); субъективная экстернальность (зависимость от фаталистических явлений – судьбы, «злого рока» и т.д.). При интерналъномуровне субъективного контроля человек считает ответственным за события в своей жизни, прежде всего себя, объясняя возникающие ситуации своим поведением, характером, способностями. Во время формирования экстернальногоуровня причины возникновения трудностей человек связывает с внешними факторами: другими людьми, случайностями, неблагоприятным стечением обстоятельств – и не задумывается о собственной ответственности. Человек, имеющий экстернальный локус контроля личности, находится в ситуации большей неопределенности, чем интернал, так как сам он не контролирует события своей жизни. На фоне развития экстернального локуса контроля личности существует вероятность возникновения трудной жизненной ситуации, которая является показателем неспособности личности активизировать собственные ресурсы. Последствием воздействия трудной жизненной ситуации будет ориентация личности в большей степени на неудачу, чем на успех. Клиенты могут вести себя на основании двух вариантов поведения: в первом случае человек ориентируется только на социальную среду – это экстернальный тип личности, длякоторой характерно ощущение беспомощности зависимости от других людей; при интернальном типе локуса контроляклиент мобилизует свои ресурсы для сопротивления трудностям и имеет несколько вариантов выхода из сложившейся проблемы. Диагностика локуса контроля личности достигается с помощью метода исследования уровня субъективного контроля (УСК). Данная экспериментально-психологическая методика позволяет определить сформированный у человека уровень субъективного контроля над разнообразными жизненными ситуациями и пригодна для проведения семейного консультирования, социальной диагностики в учреждениях социального обслуживания населения (разработана в НИИ им. В.М. Бехтерева).[2] Существенной особенностью для проведения социальной диагностики является изменчивость локуса контроля. При воздействии определенных факторов человек экстернального типа, обучаясь умению отвечать за свои действия, может приобрести интернальный локус контроля. Развить в личности ответственность и поощрить инициативность можно с помощью специалиста по социальной работе, семьи, объединения клиентов. 2. Задачи и методы социальной диагностики Социальная диагностика отвечает на следующие вопросы. Что необходимо учитывать при оказании социальной помощи клиенту (индивидуальные особенности – направленность личности, потребности, личностные ресурсы; потенциал семьи, объединений клиентов: групп дневного пребывания, групп длительного пребывания, клубов, групп самопомощи)? Как организовать процесс оказания социальной помощи (выбор методов, техник, форм социальной работы для разрешения именно данной трудной жизненной ситуации)? Поскольку диагностика строится на комплексном изучении деятельности клиента, основными объектами социальной диагностики будут: – поведение и деятельность клиента; – резервные возможности семьи; – потенциал объединений. Проводя социальную диагностику, специалист по социальной работе становится не экспертом, который предлагает клиенту интерпретацию его проблемы с позиции «консультант всегда прав», а партнером, исследующим вместе с клиентом причины возникновения трудной жизненной ситуации, изучающим индивидуальные особенности клиента, которые могут помочь ему в дальнейшем справиться с данной проблемой. Информация, полученная с помощью диагностических методов, должна работать на изменение первоначального состояния клиента и обеспечивать улучшение его самочувствия, позитивное восприятие жизни, содействовать его социальной адаптированности.[3] На этапе социальной диагностики специалист и клиент разрешают следующие задачи: – определяют индивидуальные особенности, направленность личности; – специалист по социальной работе помогает клиенту осознать свои жизненные перспективы, определить степень реальности их достижения и на основании совместно разработанной модели жизненных перспектив клиента выстраивает направления социальной реабилитации; – помогает клиенту добиться своей цели, поощряя развитие его волевых качеств, обеспечивая эмоциональную поддержку и сопровождение в процессе социальной реабилитации. Особое внимание специалист уделяет направленности личности, так как это – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность клиента. Мотив является побуждением к деятельности и способствует реализации потребности личности. Благодаря внутренним и внешним условиям (мотивам) вызывается и активизируется деятельность клиента. Во-первых, методы социальной диагностики должны определять приоритетность внутренних или внешних мотивов. Преобладание внешних мотивов (желание родителей, интересы жены и т.д.) и неразвитость внутренней мотивации приводят к достижению определенных результатов без усилий воли человека, а при возникновении трудностей – к отсутствию желания преодолевать их самостоятельно. Главное в социальной работе – развитие внутренней мотивации, благодаря которой человек осознанно принимает решение относительно своей профессиональной деятельности, жизненных перспектив. Только в этом случае, как отмечают К.М. Гуревич и А.М. Раевский, появятся пути преодоления неизбежно встающих перед человеком препятствий. Во-вторых, специалист по социальной работе должен иметь представление о потребностях клиента. Способности личности предопределяют формирование ее направленности. Взаимодействуя с клиентом, специалист диагностирует наиболее развитые способности, создает условия для их применения и совершенствования в процессе социальной реабилитации. Следовательно, в-третьих, осуществляется социальная диагностика способностей клиента. В-четвертых, специалист по социальной работе должен иметь представление об отношении клиента к своей деятельности, о его внутренней позиции, убеждениях, ожиданиях.[4] На основании этих составляющих реализуется социальная диагностика личности клиента. 3. Критерии диагностики Объектом социальной диагностики является не только клиент, но и потенциал его ближайшего социального окружения. Диагностика резервных возможностей, например семьи, может осуществляться на основании следующих критериев. Критерий социального признания или отчужденностиопределяет способность каждого родственника устанавливать эмоциональные связи в условиях семьи. Социальное признание достигается в том случае, если каждый чувствует себя защищенным. При достижении определенных успехов одним из родственников его действия обязательно одобряют, выражают радость и уважение. Социальное признание возникает, если человек начинает осознавать, что он находится рядом с людьми, которые принимают его как личность. Доброжелательные отношения формируются и являются более устойчивыми в результате совместной деятельности всех членов семьи. Отчужденность возникает в том случае, если в семье отсутствуют забота, доброжелательное отношение, а успехи и неудачи игнорируются, не вызывают ответной реакции. Исследуя потенциал семьи в преодолении трудной жизненной ситуации, Н.Г. Обухова разработала следующие критерии. Критерий уверенности или неуверенности в себе.Уверенность характеризуется представлением о себе как сильном человеке, который способен изменить свою жизненную ситуацию, умеет отвечать за себя и своих близких. Неуверенность характеризуется представлениями о себе как слабом человеке, неспособном решать самостоятельно свои проблемы. Такой человек не уверен и в резервных возможностях своей семьи.[5] Критерий позитивного и негативного отношения к людям.Успешность преодоления трудной жизненной ситуации определяется позитивным восприятием других людей как равных себе, умением обратиться к ним с просьбой о помощи. Негативное отношение к людям выражается в представлении о них как о враждебных субъектах, к которым лучше не обращаться. Критерий активности и пассивности семьи в преодолении трудной жизненной ситуации.Высокая степень активности характеризуется стремлением максимально использовать свои ресурсы для улучшения условий жизни, межличностных отношений. При низкой степени активности происходит отчуждение семьи от людей, формируется агрессивное поведение, направленное на преодоление препятствий любой ценой, минуя социальные нормы. Она проявляется или в стремлении найти того, кто разрешит ситуацию, или в пассивном оборонительном поведении (уходе от ответственности, нежелании использовать свои ресурсы). 4. Методики диагностики Степень развитости эмоциональных связей в семье и наличие социального признания могут быть исследованы с помощью ряда методик. Диагностика межличностных отношений осуществляется с помощью метода, созданного Т. Лири, Г. Лефоржем и Р. Сазеком. При исследовании взаимоотношений в малых группах выделяют два фактора: доминирование – подчинение и дружелюбие – агрессивность. Они определяют общее впечатление о человеке в процессе межличностного восприятия. Методика позволяет изучать поведение членов семьи с помощью оценки близких людей («со стороны»), самооценки. Тип отношения к окружающим (авторитарный, эгоистичный, агрессивный, подчиняемый, зависимый, дружелюбный, альтруистический) дает возможность понять проблему психологической совместимости, восстановить утраченные межличностные связи в семье и часто используется при консультировании родителей, проведении социально-психологического тренинга. Методика PARI(создана американскими психологами Е.С. Щефер и Р.К. Белл; адаптирована Т.В. Нищерет) предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего, матери) к разным сторонам семейной жизни. В методике выделены 23 признака, касающихся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье: 8 признаков определяют особенности освоения социальной роли в семье; 15 – касаются родительско-детских отношений и делятся на три группы: I– оптимальный эмоциональный контакт, II– излишняя эмоциональная дистанция с ребенком, III– излишняя концентрация на ребенке. Методика позволяет оценить специфику внутрисемейных отношений: – хозяйственно-бытовые, организация быта в семье; – межсупружеские, связанные с моральной, эмоциональной поддержкой, организацией досуга, созданием среды для развития личности; – отношения, обеспечивающие воспитание детей. Анализ отношения к семейной роли помогает специалисту по социальной работе лучше понять специфику трудной жизненной ситуации, особенности семейных отношений клиента, оказать ему социальную помощь.[6] Проективная методика Р. Жиляможет быть применена для исследования межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений. Цель методики состоит в изучении социальной адаптированности ребенка (умения устанавливать отношения с окружающими людьми). Свойством данной методики является выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми. Исследовательский материал можно разделить на две группы: 1) конкретно-личностные отношения ребенка, в частности к семейному окружению (матери, отцу, бабушке, сестре и т.д.), отношение к другу или подруге, к авторитарному взрослому и пр. 2) индивидуально-личностные особенности ребенка, проявляющиеся в различных отношениях – в общительности, осторожности, стремлении к доминированию, социальной адекватности поведения. Родительско-детские отношения могут быть исследованы с помощью сочетания проективной методики Рене Жиля (взгляд на семью глазами ребенка) и методики PARI (семейная жизнь глазами матери). Обращение в социальную службу предполагает общение клиента с людьми, имеющими сходные проблемы. Нередко учреждения социального обслуживания объединяют таких людей в группу и оказывают социальную помощь. Объединение клиентов имеет резервные возможности, обеспечивающие преодоление трудной жизненной ситуации, и являются объектом социальной диагностики. Анализ психолого-педагогических работ (Б.Г. Ананьева, Б.В. Куприянова, А.Н. Лутошкина, Л.И. Уманского), посвященных моделированию потенциалов социально-психологических и социально-педагогических явлений, а также результаты исследований функций временных летних объединений (О.С. Газман, В.Д. Иванов, И.П. Иванов) позволяют выявить структуру потенциала объединений клиентов, которая включает в себя три уровня: 1) управленческий (организация совместной деятельности, регулирования поведения участников); 2) воспитательный (организация социального опыта); 3) экзистенциональный (реализация различных потребностей и интересов участников объединения). Управленческий уровеньпотенциала объединения включает организацию совместной деятельности и жизнедеятельности, регулирование поведения участников с помощью социальных норм, организационной структуры, обеспечивающей самоуправление. Организационная структура способствует поощрению самоуправления, характерной особенностью которого является сменность актива, привлечение специалистов по социальной работе в качестве советников. Самостоятельность и инициативность клиента проявляются с помощью введения органов самоуправления в объединения. Организуемая жизнедеятельность объединения не ограничивается рамками учреждения социального обслуживания населения – участники активизируют свои ресурсы для улучшения жизни окружающих. Воспитательный уровеньпотенциала объединения клиентов представляет собой включение ресурсов клиентов и специалистов по социальной работе, активизируемых с помощью методических средств для организованного приобретения социального опыта. Методическим средством является коллективное творческое дело, в ходе которого моделируются реальные, жизненно важные для клиента ситуации. Именно здесь достигается возможность самовыражения, реализации своих потребностей. Без принуждения происходит освоение клиентом умений и навыков в интересующей его коллективной деятельности, где существует возможность развития и реализации творческих способностей каждого участника, включая специалиста по социальной работе. Экзистенционалъный уровень– это объединенные жизненные источники и ресурсы общности, формирующиеся у конкретных людей – участников объединения. Поэтому можно отметить неповторимость и своеобразие проявления этого уровня потенциала в каждом объединении. На этом уровне реализуются различные потребности и интересы участников объединения. Психологический климат объединения защищает каждого участника, отношения в коллективе строятся на доверии друг другу, где каждый чувствует себя свободно. Межличностное общение приносит радость, удовлетворение, благодаря чему развивается коллектив и увеличиваются его резервные возможности в преодолении каждым участником трудной жизненной ситуации. Межличностные отношения являются источником развития потенциала объединения. Отношения выстраиваются на взаимном уважении, требовательности, ответственности.[7] Специалист по социальной работе в каждом клиенте должен увидеть индивидуальные особенности, помочь развить способности в совместной деятельности, поощрить активность в самостоятельном разрешении практических ситуаций, возникающих в жизнедеятельности коллектива. Позиция специалиста – «друга-консультанта» является условием развития потенциала объединения. Преодоление трудной жизненной ситуации участника объединения достигается с помощью активизации всех трех уровней. 5. Социальная диагностика индивидуальных особенностей клиента Индивидуальные особенности клиента – основа, на которой строится социальная реабилитация. Незнание специалистом личности человека, попавшего в трудную жизненную ситуацию, стремление решить его проблемы, опираясь лишь на свой профессионализм, приводят к повторному обращению к нему клиента, порождают иждивенчество. Оказывая помощь, специалист учитывает тот потенциал, который уже имеется у клиента на момент обращения в социальную службу, но может быть недостаточно осознан им, не раскрыт в конкретной деятельности либо его убеждения, стереотипы ограничивают реализацию собственных возможностей. В совместной деятельности с клиентом специалист способствует проявлению и развитию его индивидуальности. Индивидуальность составляют: темперамент, характер, интересы, интеллект, восприятие, понимание, принятие, оценка самого себя, других людей, потребности, способности. Для практики социальной работы важно выявить то, насколько клиент готов к решению собственной проблемы и какому виду мотивации (внутренней или внешней) он отдает предпочтение при осуществлении конкретной деятельности: учебной, трудовой, досуговой и т.д. Внешняя мотивация(мотивация одобрения) формирует зависимость человека от социальной среды, внутренняя мотивация – способствует развитию самостоятельности в принятии решений. Диагностируется внутренняя мотивация с помощью шкалы оценки потребности в достижении цели. Многочисленные исследования показали взаимосвязь между уровнем мотивации достиженияи успехом в жизнедеятельности. Люди, обладающие высоким уровнем мотивации достижения, уверены в успешном исходе начатого дела, готовы принять на себя ответственность, решительны в неопределенных ситуациях, проявляют настойчивость, получают удовольствие от решения сложных задач, проявляют упорство при столкновении с препятствиями. Измерить уровень мотивации достижения можно с помощью разработанной шкалы – теста-опросника, состоящего из 22 суждений. Внешняя мотивация меньше определяет успех в делах, так как в данном случае человек стремится в большей степени заслужить одобрение своих действий со стороны значимых людей. Определить уровень мотивации одобренияможно с помощью сопряженного варианта шкалы Д. Крауна и Д. Марлоу, состоящей из 20 суждений.[8] Изучение потребностей клиента осуществляется с помощью метода интервью.Здесь порядок обсуждения тем задает сам клиент. Специалист по социальной работе выступает в роли заинтересованного слушателя, его активность направлена на то, чтобы понять содержание, логику изложения, вникнуть в существо проблемы. Клиент сам определяет свои потребности и обосновывает их значимость. В процессе интервью выявляется отношение клиента к собственной деятельности, большое значение при этом имеет формулировка вопросов. Приведем пример. Занимаясь конкретной деятельностью, вы больше следуете правилам и обычаям или собственным интересам? Появляется ли у вас желание довести дело до конца? Какие ощущения у вас возникают после выполнения работы? В процессе диалога клиент становится более активным и самостоятельным. Специалист по социальной работе остается ведущим, определяя ход беседы с помощью вопросов. У клиента возникает осознание значимости собственной деятельности, появляется новый взгляд на то дело, которым он занимается ежедневно. Реализуя свои способности в процессе деятельности, клиент достигает определенного успеха и может преодолеть сложную жизненную ситуацию. Наиболее доступной, по мнению Я.Л. Коломенского, является методика определения профессиональных интересов в зависимости от способностей.Она проводится с помощью анкетного опроса, куда могут быть включены следующие вопросы. В какой сфере вы считаете возможным применение своих способностей? Ваше любимое занятие в свободное время? Кого из окружающих людей вы считаете специалистом своего дела? Какая профессия вас привлекает и почему? Какое дело у вас получается лучше всего? Какая работа доставляет вам большее удовлетворение? Результат социальной диагностики – основа для разработки методов реабилитацииклиента, которая характеризует степень его активности в преодолении жизненных затруднений. Критериями готовности активизировать собственные ресурсы являются: – модальность самооценки (положительная – отрицательная), степень самопринятия (характер самоотношения); – степень самостоятельности в принятии решения, уровень сформулированности умения совершать осознанный выбор в проблемных ситуациях; – уровень значимости успеха собственной деятельности; – степень личной активности в совместной деятельности; – степень осознания саморегуляции (произвольности собственного поведения); – степень включения в коммуникацию с окружающими, соблюдение норм и правил общения, уровень развития умений общаться, владение способами вступления в контакт, поддержание общения; – уровень понимания собственной ответственности за свои поступки; – уровень соблюдения норм и правил личной гигиены, степень овладения умениями самообслуживания, уровень развития бытовых умений. На основании данных критериев проводится исследование индивидуальных особенностей личности, осуществляется социальная диагностика клиентов в процессе совместной деятельности со специалистом по социальной работе (консультирование, индивидуальная беседа, социальный тренинг, коллективное творчество). Таким образом, социальная диагностика способствует выявлению и созданию условий для развития необходимых качеств и умений. Заключение Социальная диагностика– это анализ состояния социальных объектов и процессов с целью выявления проблем их функционирования, суть социальной диагностики сводится к получению достоверных знаний об изучаемом объекте или социальном процессе во всех его сложностях и многообразии, включая и медицинские аспекты. Существенной особенностью для проведения социальной диагностики является изменчивость локуса контроля. Особое внимание специалист уделяет направленности личности, так как это – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность клиента. Мотив является побуждением к деятельности и способствует реализации потребности личности. Благодаря внутренним и внешним условиям (мотивам) вызывается и активизируется деятельность клиента. Объектом социальной диагностики является не только клиент, но и потенциал его ближайшего социального окружения. Диагностика резервных возможностей, например семьи, может осуществляться на основании критериев. Результат социальной диагностики – основа для разработки методов реабилитацииклиента, которая характеризует степень его активности в преодолении жизненных затруднений. Специалист по социальной работе в каждом клиенте должен увидеть индивидуальные особенности, помочь развить способности в совместной деятельности, поощрить активность в самостоятельном разрешении практических ситуаций, возникающих в жизнедеятельности коллектива. Список литературы 1. Анциферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: Переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. – 1994. – №1. 2. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. – 1989. – №1. 3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы / Под ред. М.С. Мацковского. – М., 1988. 4. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учеб. пособие для вузов. – М., 2001. 5. Кондаков И.М., Нилопец М.Н. Экспериментальное исследование структуры и личностного контекста локуса контроля // Психологический журнал.‑Т. 16. – №2. 6. Матулене Г.О. социальной адаптации к деятельности // Психологический журнал. – 2002. – №5. 7. Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности: Формы, механизмы и стратегия. – Ереван, 1988. 8. Основы социальной работы. / Под ред. Н.Ф. Басова. – М.: Академия, 2004. 9. Осухова Н.Г. Психологическое сопровождение семьи и личности в кризисной ситуации // Школьный психолог. – 2001. – №31. 10. Педагогическая диагностика в школе / Под ред. А.И. Кочетова. – Минск, 1987. 11. Психологические тесты / Сост. Э.Р. Ахмеджанов. – М., 1997. 12. Растигеев А.П. Социальная адаптация и ответственность личности. – Томск, 1985. 13. Реан А.А. Проблемы и перспективы развития концепции локуса контроля личности // Психологический журнал. – 1998. – Т. 19. – №4. 14. Энциклопедия психологических тестов. – М., 1999. [1] Основы социальной работы./Под ред. Н.Ф.Басова. – М.: Академия, 2004. – С. 190 [2] Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. 1989. №1 [3] Матулене Г.О социальной адаптации к деятельности // Психологический журнал. — 2002. — №5 [4] Растигеев А.П. Социальная адаптация и ответственность личности. — Томск, 1985. – С. 102 [5] Осухова Н.Г. Психологическое сопровождение семьи и личности в кризисной ситуации // Школьный психолог. — 2001. — №31 [6] Анциферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: Переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. — 1994. — №1 [7] Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности: Формы, механизмы и стратегия. — Ереван, 1988. – С. 82 [8] Реан А.А. Проблемы и перспективы развития концепции локуса контроля личности // Психологический журнал. — 1998. — Т. 19. — №4 |