Курсовая работа: Становление и развитие таможенной службы России
Название: Становление и развитие таможенной службы России Раздел: Рефераты по таможенной системе Тип: курсовая работа |
Содержание Введение Глава 1. Миссия таможенных органов РФ как фактор повышения эффективности её деятельности 1.1 Миссия и цели таможенных органов Российской Федерации 1.2 Новые стандарты таможенного законодательства как способ формирования бизнес-миссии таможенных органов РФ Глава 2. Становление и развитие таможенной службы Российской Федерации с 1991 года по настоящее время 2.1 Развитие таможенной службы с 1991 года по 2000 год 2.2 Развитие таможенной службы с 2000 года по настоящее время Заключение Список использованной литературы Введение Становление и развитие таможенной службы России неразрывно связано с историей российской государственности. Во все века лучшие люди страны стояли на переднем рубеже защиты экономических интересов государства. Нельзя забывать, что торговли без налогов не существует, и именно на таможенные налоги, пошлины и сборы финансировались многие мероприятия правительства во благо российских людей и в пользу страны. Таможенные сборы шли на развитие экономики, оборону, здравоохранение, образование, на финансирование государственных реформ. Не секрет, что многие выдающиеся архитектурные сооружения возводились на средства, собранные таможнями. Борьба с контрабандой осуществлялась таможенными органами во все периоды российской истории. Она касалась не только вывоза и ввоза запрещенных товаров. Именно таможенники в Московском государстве не допускали провоза запрещенных церковных предметов, еретических книг, игральных карт, тем самым противодействуя духовному растлению российского населения. Находясь на страже государственных интересов, таможенники XY-XYII вв. задерживали у заезжих иностранцев секретные карты российских земель и крепостей. Все высшие руководители Российского государства, включая царей и императоров, не могли избегнуть таможенного досмотра, так как по законам Российской империи никто не мог быть освобожден от него. Неслучайно цвет таможенного флага России символизирует честь, достоинство, надежность и справедливость лиц, принадлежащих к таможенному ведомству. Таможенная служба, сохраняя свои лучшие традиции, выработанные веками, с 1991 года-времени создания Государственного таможенного комитета Российской Федерации, вступила в новый период развития. В связи с чем, представляется важным каждое исследование по теме, обогащающее тысячелетнюю историю таможенной службы новыми реалиями. Целью курсовой работы является рассмотрение этапов становления и развития таможенной службы России с 19912 года по настоящее время. Задачи курсовой работы: - отразить необходимость существования таможенных органов, их цели и задачи; - проанализировать этапы становления таможенной службы с 1991 года по настоящее время. Объектом исследования в курсовой работе является таможенная служба РФ. Предметом исследования служат этапы развития таможенной службы с 1991 года по настоящее время. Для написания курсовой работы были использованы современные учебно-методические материалы, статьи периодических изданий и информационные ресурсы Интернет. Глава 1. Миссия таможенных органов РФ как фактор повышения эффективности её деятельности 1.1 Миссия и цели таможенных органов Российской Федерации На основе теоретических принципов деятельности таможни в России, мы можем сформулировать её видение, миссию стратегические цели развития. Видение таможни можно сформулировать следующим образом: Таможня – современная, профессиональная и хорошо обеспеченная служба, которая осуществляет эффективную защиту общества и среды и обеспечивает соблюдение таможенных правил на внешней границе и территории страны, сбалансировав её со стимуляцией внешней легальной торговли. Бизнес-миссия таможни : 1. В своей деятельности таможня реагирует на международную ситуацию в области безопасности и защищает общество и среду от внешних угроз; 2. Одновременно таможня, при равном отношении ко всем клиентам, обеспечивает точное применение таможенных правил, тем самым. Облегчая международную торговлю, сохраняя таможенный контроль и формальности на таком уровне, который необходим для осуществления эффективного контроля; 3. Таможенная служба осуществляет свою работу, защищая внешнюю границу Российской Федерации и сотрудничая с другими национальными и международными инстанциями. Стратегические цели таможни : 1. Защищенное общество, экономика и среда, благодаря предотвращению и раскрытию нарушений и преступлений; 2. Улучшенная международная таможенная среда, точно подсчитанные и собранные таможенные платежи; 3. Эффективная деятельность таможенной службы: 3.1. в работе таможни используются эффективные, современные методы работы, снаряжение и новейшие методы работы; 3.2. структура таможенной службы организована функционально и эффективно; 3.3. в таможне довольные, мотивированные и лояльные работники, а также надежная, современная и стимулирующая карьерный рост рабочая среда. Специфика таможни такова, что она ограничивает человека определенными рамками действующего закона, поэтому любить ее вряд ли кто-то будет. Но таможенные органы России стремятся к тому, чтобы люди осознавали такую важную миссию таможни, как защита экономических интересов страны, которая включает в себя широчайший спектр задач. Среди них и борьба с контрабандой культурных и исторических ценностей, и защита рядового потребителя от фальсифицированной продукции и т. д. 1.2 Новые стандарты таможенного законодательства как способ формирования бизнес-миссии таможенных органов РФ Экономические преобразования, происходящие во всем мире, процессы глобализации, интеграции, активизации мирохозяйственных связей не оставляют шансов странам СНГ (в том числе Российской Федерации и Узбекистану) искать и устанавливать свои собственные, национальные правила таможенного регулирования. Их унификация с общепринятыми международными нормами и принципами становится неизбежной. Четко обозначившаяся тенденция унификации и гармонизации национального таможенного законодательства приводит к существенным изменениям концепции таможенного регулирования в целом[14, c. 178]. 1. Таможенное законодательство все более приобретает наднациональный характер. За последние десятилетия таможенное (как, например, и валютное) законодательство большинства стран становится «интернационализированным». Практика таможенного регулирования во многих зарубежных странах демонстрирует последовательный отход от «суверенного законотворчества» таможенным вопросам. Национальное таможенное законодательство следует за формирующимися тенденциями и принципами международного таможенного права. Большинство стран мира давно осознали, что развитие взаимной торговли благо для всех, а единые стандарты таможенного регулирования международной торговли - это необходимость. Таможенные кодексы большинства зарубежных стран построены на общей правовой основе - положениях Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотской конвенции 1973 года), рамочных стандартов Всемирной таможенной организации (ранее эта организация называлась Советом таможенного сотрудничества), ряда многосторонних международных договоров. Как следствие, таможенное дело в этих странах имеет похожую организационно-правовую базу, хотя и имеет свои особенности, обусловленные определенными (но не по принципиальным вопросам) различиями национальных законодательств. ГАТТ/ВТО, ЮНКТАД, Всемирная таможенная организация и другие авторитетные международные организации формируют единые международные стандарты и нормы, которые суверенные государства не могут не учитывать при формировании национальных законодательств в сфере внешнеторгового и таможенного регулирования, даже не буду членами вышеназванных организаций. В подобной ситуации универсальные нормы международного таможенного права применяются при регулировании таможенных отношений в качестве общепризнанных принципов и обычаев международного права, приобретая при этом приоритет над национальным законодательством. 2. Формируется новая философия таможенного регулирования. Отошла в прошлое «концепция чемоданного права» - таможенного права, ориентированного преимущественно на осуществление таможенного контроля за багажом пассажиров. Таможенное регулирование, нацеленное на осуществление исключительно полицейских функций, уступает место фискальной модели таможенного регулирования. Сегодня можно с полной уверенностью говорить о появлении принципиально нового подхода к таможенному регулированию, учитывающему предпринимательские интересы участников внешнеэкономической деятельности. В современной идеологии таможенного регулирования все отчетливее преобладают методы экономического характера. Таможенное законодательство все в большей степени интегрируется с экономическим правом. Результатом такого симбиоза становится, например, появление новых экономических таможенных режимов – переработка на таможенной территории, переработка вне таможенной территории, переработка для внутреннего потребления, таможенный склад, временный ввоз [11, c. 53]. Развитие таможенного законодательства теперь основано не только на фискальных мотивах, но и на осознании того, что оно может быть эффективно использовано как инструмент поддержки и развития предпринимательства. «Экономическое таможенное право» призвано содействовать в конечном счете активизации экономической деятельности в стране, созданию новых рабочих мест, формированию новых источников бюджетных доходов. Образование свободных таможенных зон в свое время стали основой экономического возрождения целых регионов и даже появления новых государств. 3. Практически во всех странах взят курс на кодификацию таможенного законодательства. В основании системы источников таможенного права находится систематизированный акт таможенного законодательства – Таможенный кодекс. Таможенный кодекс как основной источник таможенного права призван урегулировать таможенные отношения, т.е. отношения, возникающие в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. Урегулировать таможенные отношения – значит определить права, обязанности и ответственность участников таможенных правоотношений. При этом задача законодателя состоит в том, чтобы определить в таможенном кодексе правовой статус обеих сторон таможенных правоотношений – таможенных органов и их должностных лиц, с одной стороны, и участников внешнеторговой деятельности, выступающих в качестве декларантов, таможенных брокеров и т.п., с другой стороны. Существование в национальной правовой системе специального закона о таможенных органах и таможенной службе не может служить основанием для невключения в текст таможенного кодекса статьи (статей), закрепляющей (закрепляющих) объем прав и обязанностей, а также ответственности таможенных органов [15, c. 123]. Нормы таможенного кодекса, устанавливающие правовой статус таможенных органов, должны прежде всего касаться их функций в связи с таможенным оформлением, осуществлением таможенного контроля и взиманием таможенных платежей. Включение в таможенный кодекс норм, определяющих права, обязанности и ответственность таможенных органов, является важной юридической гарантией эффективной защиты прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности. 4. Современное таможенное регулирование развивается в условиях таможенной интеграции – появления и развития зон свободной торговли, таможенных союзов. Таможенный кодекс определяет пространственные пределы действия таможенного законодательства через категории «таможенная территория» и «таможенная граница». По общепринятому определению, таможенная территория – это пространство, на котором в полном объеме действует таможенное законодательство данной страны. При этом таможенная граница образует периметр национальной таможенной территории. Она показывает, где заканчивается действие «таможенного» суверенитета данного государства и начинается действие таможенного законодательства иностранного государства. Если законодательством данного государства предусматривается учреждение на территории страны свободных таможенных зон и свободных складов, то занимаемые ими территории, в соответствии с общепринятыми нормами международного таможенного права, выводятся из состава таможенной территории данного государства, а их периметры (границы) становятся таможенной границей. Особое значение в последнее время приобретает проблема таможенного регулирования в рамках таможенных союзов. В последнее время появляются экономико-политические образования, определяющие себя как таможенный союз, но при этом сохраняющие собственное таможенное законодательство и собственные таможенные тарифы. В этой связи важно ответить, что в общепринятом понимании таможенный союз – это интеграционная группировка, участники которой добровольно отказываются от национального таможенного суверенитета в пользу «союзного органа», формирующую единую для всех стран-участниц таможенную политику. Страны, участвующие в таможенном союзе, полностью устраняют таможенные барьеры во внутренней торговле и осуществляют единое, согласованное на союзном уровне таможенно-тарифное и нетарифное регулирование в торговле с «третьими» странами (т.е. странами-нечленами таможенного союза). Таким образом, индикатором таможенного союза является наличие общего для всех стран-участниц таможенного кодекса, принятого союзными органами, и единого союзного таможенного тарифа. Если интеграционная группировка не отвечает данным требованиям, она не является таможенным союзом в общепринятом понимании. 5. Еще одной важной чертой, отличающей современное таможенное законодательство, является комплексный подход к регулированию таможенных отношений. Таможенное право становится комплексной отраслью законодательства, иными словами - отраслью, регулирующей различные аспекты (сферы) общественных отношений, прямо или опосредованно связанных с предметом правового регулирования – перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. Современный таможенный кодекс включает не только разделы о таможенном оформлении, таможенном контроле, таможенных платежах, но и о тех направлениях деятельности таможенных органов, которые характеризуют их как правоохранительные органы, как-то: оперативно-розыскная деятельность, дознание, порядок применения физической силы и оружия. Комплексный характер таможенно-правового регулирования предполагает определение статуса таможенных органов как участников механизма валютного контроля и т.д. Во всех упомянутых ситуациях важно, чтобы, во-первых, нормы таможенного кодекса не противоречили соответствующим нормам «профильных законов» (в нашем случае – об оперативно-розыскной деятельности, об оружии, уголовно-процессуальному кодексу, в части проведения дознания, о валютном регулировании и валютном контроле и т.д.), а во-вторых, не содержали предписаний, регулирующих правоохранительную и иные «сопутствующие» функции таможенных органов, которые до этого отсутствовали в «профильных» законодательных актах. Это не означает, что законодатель не может, принимая таможенный кодекс, устранить правовой вакуум, восполнить пробел в смежных отраслях законодательства. В таком случае законодатель должен одновременно внести соответствующую правку и в «профильное» законодательство. При этом норма таможенного кодекса не должна вступить в силу раньше, чем соответствующая норма «профильного» законодательства. Например, если в таможенный кодекс включается норма, регулирующая ту или иную сторону оперативно-розыскной деятельности таможенных органов и отсутствующая в законодательстве об оперативно-розыскной деятельности, она должна вступать в силу только после того, как соответствующее предписание появится в профильном законе. Особенно важно обеспечить сопряженность таможенного законодательства и законодательства о внешнеторговом регулировании (иначе называемого – о государственном регулировании внешнеторговой деятельности). При отсутствии взаимоувязки этих двух отраслей законодательства практически блокируется реализация мер нетарифного регулирования (лицензирования, квотирования и т.д.) и снижается эффективность применения законодательства о таможенных режимах. 6. Таможенное законодательство все быстрее приобретает черты налогового законодательства. Значение этой тенденции обусловлено особой фискальной миссией таможенного регулирования во многих странах СНГ. В Российской Федерации в настоящее время каждый третий рубль, поступающий в доходную часть федерального бюджета, имеет природу таможенных платежей. Глава 2. Становление и развитие таможенной службы Российской Федерации с 1991 года по настоящее время 2.1 Развитие таможенной службы с 1991 года по 2000 год Становление таможенной службы Российской Федерации - неотъемлемая составная часть формирования атрибутов российского государства и обеспечения его суверенитета. Правовой основой и организующим началом этого процесса стал Указ Президента РСФСР Б.Н. Ельцина «О Государственном таможенном комитете РСФСР». Эта дата отмечается как начало создания современной российской таможенной службы. Государственный таможенный комитет (ГТК) был создан как центральный таможенный орган России. На него возлагалась ответственность за реализацию таможенной политики республики, обеспечение соблюдения законодательства о таможенном деле, эффективное функционирование таможенных органов. ГТК России расположился в здании на Комсомольской площади. Создание ГТК определило начало трудного этапа возрождения и становления российской таможенной службы (1991 - 1993 гг.). От бывшего союзного государства Россия унаследовала крайне усеченную и ослабленную сеть таможенных органов. На ее территории осталось лишь 20 процентов действующих таможен. Общая штатная численность таможенных работников в январе 1992 г. не превышала восьми тысяч человек. Кроме того, протяженность границ, подлежащих таможенному контролю, но не оформленных в соответствии с международными правовыми нормами и технически не оборудованными, увеличилась на 13,5 тыс. км. В таких условиях возрождение системы таможенных органов России при шлось начинать прежде всего с разработки новой концепции их роли и функций в государстве, системы регулирования внешнеэкономической деятельности. Потребности становления рыночной экономики в стране и процессы либерализации внешнеэкономической деятельности диктовали задачи превращения таможенной службы в реально действующий инструмент таможенного регулирования, защиты экономических интересов и безопасности государства, исполнения доходной части федерального бюджета, освоения мировых стандартов таможенного дела. Для реализации этих задач требовалось обеспечить рациональное размещение таможен и их структурных подразделений в местах наибольшей концентрации товаров и транспортных средств, подлежащих таможенному оформлению и контролю. Новые идеи и подходы получили свое воплощение в программе развития таможенной службы на 1992 - 1995 гг., разработанной ГТК. Она определила приоритетное развертывание сети таможенных органов внутри страны, в крупных индустриальных центрах, а также пограничных таможенных постов и пунктов пропуска на новых участках границы. Предусматривались обеспечение таможенных органов и учреждений вычислительной техникой, программными продуктами, техническими средствами таможенного контроля и связи, а также другие меры улучшения организации и технологии осуществления таможенного дела. Намеченная программа в основном была выполнена. Об этом свидетельствовали как динамичный рост сети таможенных органов, так и глубокие качественные изменения ее состава. Особенно результативными в этом плане были 1992 - 1993 гг. Более чем в два раза увеличилось количество пограничных таможен. Это означает, что на большей части границы таможни и пункты пропуска были созданы заново. На одну треть выросло число внутренних таможен. Значительно разветвленнее стала структура таможен за счет пятикратного увеличения количества таможенных постов. Быстрыми темпами росло число региональных таможенных управлений. За два года было создано восемь новых таких управлений. Территориально они создавались в соответствии со сложившимся делением страны на экономические регионы. В последующие годы новым звеном стали специализированные таможенные органы (оперативные таможни, акцизные посты и таможни и др.) [8, c. 178]. В результате за короткий срок была создана разветвленная сеть таможенных органов и учреждений России, обеспечивающих осуществление таможенного дела на новых границах и на всей территории России. За три года существования российской таможенной службы в доход государства было перечислено более 18,5 трлн. руб. (неденоминированных). Становление и обеспечение дееспособности системы таможенных органов непосредственно связаны с принятием в 1993 г. Закона российской Федерации «О таможенном тарифе» и Таможенного кодекса Российской Федерации. Была создана российская правовая база осуществления таможенной политики и таможенного дела в новых условиях. Эти законодательные акты закрепили приоритет фискально-экономических, контрольных, правоохранительных и защитных функций таможенных органов. Они получили статус правоохранительных органов, полномочия на осуществление валютного контроля. В конце года таможенные органы были отнесены к военизированным государственным организациям. С первых шагов своей деятельности таможенная служба России активно включилась в международное сотрудничество по вопросам торгово-тарифной политики и таможенного дела. В 1991 г. Россия как правопреемница СССР стала членом международного Совета таможенного сотрудничества (СТО) - ныне Всемирной таможенной организации (ВТО). Она была избрана членом Политической комиссии и Финансового комитета этой организации. Приоритетным направлением деятельности российской таможенной службы стало всемерное содействие экономической интеграции государств - участников Содружества независимых государств (СНГ), сотрудничество с их таможенными службами. ГТК России принял участие в разработке и реализации многосторонних межправительственных и межведомственных соглашений о сотрудничестве и взаимопомощи стран СНГ в таможенных делах. По его предложениям Совет руководителей таможенных служб государств - участников СНГ, созданный в декабре 1993 г., принял ряд важных совместных документов по вопросам таможенного законодательства и унификации таможенных процедур. Таможенный кодекс содержал положения об атрибутах и символах таможенной службы, утверждаемых на государственном уровне. 8 июня 1993 года - приказом ГТК России был учрежден нагрудный знак «Отличник таможенной службы Российской Федерации». Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 1993 года ГТК России было разрешено учредить нагрудный знак «Почетный таможенник России». Важной вехой в развитии правовых основ таможенной деятельности стал Федеральный Закон «О службе в таможенных органах Российской Федерации», вступивший в действие 1 сентября 1997 г. Закон определил новые условия прохождения службы на контрактной основе, повысил ответственность и престиж человека в таможенной форме, утвердил Кодекс чести таможенника РФ и ритуал принятия Присяги сотрудника таможенного органа РФ. Было завершено формирование кадрового корпуса таможенной службы. На 1 января 2000 г. его численность составила 56 613 человек. 1999 год для таможенной службы отмечен реализацией значительных организационных и управленческих решений. Осуществлена кардинальная реорганизация структуры ГТК России. Его разросшиеся структурные подразделения были объединены в семь блоков: организационный, оперативный, экономический, правоохранительный, правовой, кадровый, тыловой. Основу их составили новые звенья в структуре ГТК - Главные управления, в которые перенесен центр тяжести организационно-управленческой работы. Эти меры позволили повысить статус структурных подразделений ГТК, непосредственно влияющих на собираемость таможенных платежей, повышение эффективности таможенного контроля и усиление борьбы с экономическими преступлениями. Была укреплена вся вертикаль управления. Повысилась роль ГТК России в совершенствовании и реализации таможенной политики. ГТК высказался за то, чтобы наряду с ужесточением таможенного контроля снизить до разумного предела ставки таможенных пошлин по некоторым товарным позициям и внес предложения, направленные на их оптимизацию, ликвидацию льгот на ввоз автотранспортных средств физическими лицами. В частности, было признано целесообразным предоставлять отечественным предпринимателям отсрочки по уплате таможенных платежей за ввоз технологического оборудования, которое находилось на таможенных складах. Это предложение было принято Правительством России и сыграло важную роль в поддержке отечественного производителя. ГТК совместно с Минторгом России выступил с инициативой создания десятизначной товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Российской Федерации. Принятое по этому вопросу решение Правительства России в начале 2000 года предусматривало также реконструкцию импортного таможенного тарифа. Вся эта работа была направлена на реализацию приоритетной функции таможенных органов - формирование доходной части федерального бюджета. К 2000 г. удалось обеспечить стабильность и равномерность в этой работе таможенных органов [17]. В 2000 г. внешнеторговый оборот России по сравнению с 1999 г. увеличился на 32 процента и составил почти 137 млрд. долларов США. Экспорт вырос на 42 процента (до 103 млрд. долларов США). Таможенные органы собрали и перечислили в бюджет почти 359 млрд. руб. Если в 1999 г. каждый таможенник в среднем обеспечивал перечисление в бюджет 3,3 млн. руб., то в 2000 г. - 6,5 млн. руб. Основные усилия таможенных органов были сосредоточены на том, чтобы выявить и перекрыть существовавшие каналы ухода от уплаты таможенных платежей или уплаты их не в полном объеме. В конце 2000 г. был осуществлен перевод счетов таможенных органов на обслуживание в органы федерального казначейства. ГТК России начал внедрять новые технологии расчетов по таможенным платежам наличными денежными средствами, а также с применением микропроцессорных пластиковых таможенных карт. В 1999 г. была разработана «Стратегия и основные направления деятельности ГТК России на 1999 - 2000 гг. по развитию и укреплению сотрудничества с зарубежными таможенными службами и международными организациями. Особенность этой программы в том, что она нацелена на активное развитие международного таможенного сотрудничества на региональном уровне. В целях повышения эффективности борьбы с незаконным оборотом наркотиков в сентябре 1999 г. был создан Северо-Западный кинологический центр. На него были возложены функции по организации и обеспечению кинологической деятельности таможенных органов, применению служебных собак для поиска наркотических средств, психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывных устройств и взрывчатых веществ. Сделан заметный шаг в сторону либерализации таможенно-тарифной политики России. В качестве приоритетной задачи рассматривается вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО). 2.2 Развитие таможенной службы с 2000 года по настоящее время Осуществляя таможенную реформу, ГТК России разработал и утвердил Целевую программу развития таможенной службы Российской Федерации на 2001 - 2003 годы. Основное звено реализации этой программы -компьютеризация и автоматизация таможенных технологий, оснащение таможенных органов современными средствами передачи данных, информационного взаимодействия со смежными службами. В связи с этим ГТК сосредоточил усилия Главного научно-информационного вычислительного центра на создании комплексного проекта развития второй очереди Единой автоматизированной информационной системы ЕАИС) таможенных органов. Она предусматривает сквозную комплексную автоматизацию всей таможенной деятельности и обеспечивает централизованное управление процессом таможенного оформления и контроля, принятие управленческих решений и оперативное доведение их до исполнителей по всей вертикали «сверху вниз». Такая система позволяет внедрить технологии сквозного контроля и управления «рисками», эффективно использовать современные информационные технологии, материальные и людские ресурсы. Она включает применение WEB-технологий - новейших информационных технологий мирового уровня. Приказом ГТК России от 8 июня 2000 года был утвержден «План мероприятий по организации внедрения в опытную эксплуатацию системы комплексной автоматизации таможенной деятельности «АИСТ-РТ21» в регионе деятельности Московского таможенного управления». ГТК России и территориальные таможенные органы заметно активизировали свою информационную деятельность. Этому способствовало создание пресс-службы ГТК России, а также предприятия «Ростаможинформ». Они обеспечивают выпуск официальных изданий ГТК России («Таможенный тариф Российской Федерации», газета «Таможня», бюллетени «Таможенные ведомости», «Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации»). В настоящее время система «АИСТ-РТ21» успешно эксплуатируется в ряде таможенных органов ЦТУ. Базой внедрения таких технологий должны стали Центры таможенного оформления, в которые трансформировались таможенные посты, осуществляющие фактический контроль в местах таможенного оформления, доставки и хранения товаров. Неотъемлемой составной частью совершенствования таможенного администрирования является структурная реорганизация всей таможенной системы [18]. Административная реформа, осуществленная в соответствии с Указом Президента России от 13.05.2000 г. повлекла за собой изменения и в системе таможенных органов. Вызвано это, прежде всего учреждением института полномочных представителей Президента Российской Федерации и созданием в стране семи федеральных округов. В связи с этим 13 региональных таможенных управлений были реорганизованы в 7 управлений, действующих на территориях федеральных округов. Количество таможен сократилось до 143 (было 161), но количество таможенных постов увеличилось до 571 (вместо 507). Сформировалось новое территориально-структурное размещение таможенных органов России. 2000 год стал для таможенной службы России рубежным. Она включилась в осуществление кардинальной реформы таможенной системы государства. Ее необходимость была обоснована в Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию 8 июля 2000 г. Во главу угла были поставлены задачи оптимизации таможенного тарифа и коренного изменения системы таможенного администрирования. Широкая информация и открытость таможенной службы для участников внешнеэкономической деятельности, всего общества - необходимые условие и средство обеспечения прозрачности и предсказуемости ее работы, формирования в общественном мнении положительных образов российской таможни и таможенника. Эти составляющие характеризуют стратегический курс таможенных органов России на сотрудничество и утверждение партнерских отношений с участниками внешнеэкономической деятельности. В этих целях по инициативе ГТК России создан Консультативный совет по таможенной политике. В него вошли руководители таможенных органов, объединений предпринимателей и бизнесменов. Аналогичные советы действуют при региональных (ныне территориальных) таможенных управлениях, таможнях. ГТК России заключил договор о сотрудничестве с Российской ассоциацией брокеров. Подобные формы сотрудничества содействуют выработке согласованных подходов к решению проблем упрощения и унификации процедур таможенного оформления и контроля, совершенствования тарифно-пошлинной политики, нормативно-правовой базы. Развивается инфраструктура, обеспечивающая оказание услуг в таможенной сфере. Последовательная реализация принятого курса направлена на преобразование российской таможни в новое качество - «таможню для клиента», которая по стандартам Всемирной таможенной организации представляет высший класс таможни - таможню нового века. 2000 год был ознаменован тем, что Совет Всемирной таможенной организации принял решение об использовании русского языка в качестве рабочего в работе Комитета по гармонизированной системе. Таможенная служба развернула активную работу по присоединению Российской Федерации к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотской конвенции), которая определила основные черты и принципы деятельности таможни XXI века. Осуществлялось планомерное обеспечение подразделений правоохранительного блока таможенной службы специальным обмундированием, снаряжением, вооружением. В таможенные органы было поставлено 107 получили в свое распоряжение морские и речные катера , вертолеты. Повысился уровень воспитательной работы в таможенных органах и учреждениях. Получила развитие социальная сфера таможенной службы. Она включает социальную защиту сотрудников таможенных органов и членов их. семей, пенсионеров таможенной службы, социально-правовую и жилищно-бытовую работу, медицинское обслуживание. Выбранные ориентиры развития таможенных органов Российской Федерации, основанные на информационных технологиях и в основном совпадающие с принципами деятельности таможенных служб ведущих стран мира, определение четких и понятных правил таможенного оформления, базирующихся на международных конвенциях и рекомендациях, позволили за прошедшие годы создать правовую и организационную базу деятельности таможенных органов Российской Федерации. Тем не менее в настоящее время таможенные органы Российской Федерации еще находятся в стадии активного институционального развития, которое происходит с учетом предстоящего вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию, изменения объемов пассажиро- и товаропотоков, повышения интенсивности внешнеэкономической деятельности регионов страны, роста потребностей транспортных организаций, экспортеров и импортеров. Планируется, что реализация функций таможенных органов Российской Федерации при таможенном оформлении будет осуществляться в соответствии с нормами международных договоров по таможенным вопросам и на основе международных стандартах качества (по типу серии ISO), являющихся международным эталоном для создания и оценки систем качества, а также на вовлечении участников внешнеторговой деятельности в процесс подготовки проектов законодательных и иных нормативных правовых актов в таможенной сфере, на создание механизма передачи части не основных операций, выполняемых таможенными органами, саморегулируемым организациям. Для реализации этих подходов планируется в приоритетном порядке использовать возможности таможенных режимов, предварительное информирование и электронное декларирование, систему управления рисками, основанную на многофакторном анализе сведений о внешнеторговой сделке и представляющую собой комплексный механизм воздействия на процессы таможенного контроля посредством минимизации рисков, а также единую межведомственную автоматизированную систему сбора, хранения и обработки информации при осуществлении всех видов государственного контроля в сочетании с контролем на основе методов аудита, а также системного взаимодействия с налоговой службой и другими контролирующими органами. Внедрение электронного обмена информацией с другими контролирующими органами позволит внедрить принципы «одного окна» (однократное предоставление информации о пассажирах и товарах) и «одной остановки» (интегрированный государственный контроль). Важным направлением является проведение мероприятий, которые позволят включить данные таможенной статистики в единый государственный информационно-статистический ресурс Российской Федерации [10, c. 163]. Предполагается создание в структуре таможенных органов Российской Федерации операционного центра для обработки информации и принятия решений, главной задачей которого будет непрерывный мониторинг всей поступающей информации, ее анализ с применением системы управления рисками и выдача оперативных ориентировок таможенным органам Российской Федерации для целевого применения методов выборочного таможенного контроля, обеспечивающих своевременное реагирование на угрозы связанные с нарушением таможенного законодательства Российской Федерации. В рамках указанных направлений развития таможенных органов Российской Федерации предполагается осуществить разделение работы с документооборотом и с товаропотоком исходя из международной практики в сочетании с предварительным информированием и электронным декларированием, которые должны обеспечить ускорение таможенных процедур, а также обеспечить контроль за информацией о товарах в необходимом и достаточном объеме. Данное направление предполагает применение электронного (безбумажного) документооборота, что позволит создать условия для внедрения упрощенных таможенных процедур, применяемых исходя из репутации участников внешнеторговой деятельности. Предполагается использование применяемых в ряде развитых стран мира технологий по типу интегрированного управления и контроля на границе (две службы на границе), основанного на единой информационной системе правоохранительных и контролирующих органов, что позволит совмещать в пунктах пропуска документальный контроль за товарами, перемещающимися через государственную границу Российской Федерации, а также улучшить качество производимого досмотра таких товаров. В результате это позволит создать благоприятные условия пересечения пассажирами границы и перемещения через нее товаров, сократить время ее прохождения, снизить издержки, увеличить объем товаропотока, содействовать реализации торгово-логистических технологий «от двери к двери», «точно в срок» и «под ключ». Высокий уровень качества указанных таможенных процедур будет обеспечен благодаря применению системы управления качеством каждой отдельной таможенной операции. Заключение Таможенная политика является важнейшим компонентом внутренней и внешней политики Российского государства и направлена на наиболее эффективное использование инструментов таможенного права, таможенного регулирования и контроля за товарообменом на конкретной территории, а также на участие в реализации торгово-политических задач по защите внутреннего рынка и стимулирование развития экономики в целом. Активное экономическое развитие страны, рост внешнеэкономических связей, продолжающаяся интеграция нашей страны в мировую экономику неизбежно приводит к увеличению товаро-, грузо-, пассажирооборота и количества транспортных средств, пересекающих таможенную границу РФ. Вся эта нагрузка ложится на плечи таможенных органов, которые обязаны организовывать и регулировать процесс перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. От организации работы таможен, таможенных постов в регионе, в частности – в Оренбургской области, зависит соблюдение таможенного законодательства участниками ВЭД, их добросовестное декларирование товаров, соблюдение требований и условий, запретов и ограничений. Как уже отмечалось, эти факторы оказывают влияние как на пополнение государственного бюджета за счет взимания таможенных платежей, так и на экономическую, общественную и государственную безопасность страны. В связи с этим, необходима модернизация и усовершенствование работы таможенных органов в области таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств. Это достигается планированием и постепенной реализацией на практике специальных мероприятий, предусмотренных ФТС и Правительством РФ. В заключение хотелось бы отметить, что новые тенденции развития внешнеторгового регулирования и таможенного законодательства активно изучаются и анализируются учеными и практиками как на национальном уровне, так и на уровне интеграционных образований. Использование результатов таких исследований неизбежно приведет к максимально возможной гармонизации национальных таможенных систем, а сами национальные таможенные кодексы будут адоптированы к восприятию иностранного участника внешнеторговой деятельности и станут предельно понятны отечественным предпринимателям. Список использованной литературы 1. Таможенный Кодекс Российской Федерации. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 322 с. 2. Бакаева О. Ю. Таможенное право России: учебник.- 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юристъ, 2007. – 504 с. 3. Габричидзе Б. Н. Таможенное право. - М.: Дашков и К, 2004. - 841 с. 4. Габричидзе Б. Принцип профессионализ ма в госу дарственной слу жбе. // Госу дарство и право. − 2002. − № 12. 5. Греднигер М. Миссия выполнима. Но с трудом. // Таможня. – 2007. - №6. – С. 21-24. 6. Ковалева Н.А. Таможне добавили полномочий. // Таможенное регулирование & таможенный контроль. – 2008. - № 9. – С.8-9 7. Коган М.В., Молчанова О.В. Таможенное дело. – М: Издательство: Феникс, 2007. – 317 с. 8. Коган М.В., Молчанова О.В. Таможенное дело. – М: Издательство: Феникс, 2007. – 317 с. 9. Козырин А.Н. Комментарий к Таможенному Кодексу Российской Федерации. – М.: ТК Велби, 2005. – 522 с. 10. Коник Н.В. Таможенное дело. – М.: Издательство: Омега-Л, 2009. – 192 с. 11. Страуссмен Дж. Стратегический госу дарственный менеджмент. // Проблемы теории и практики у правления. − 2005. − № 1. – С. 53-56. 12. Таможенное право. / Под общ. ред. Андриашина Х.А. Учебник. – М.: Юстицинформ, 2006. - 264с. 13. Тимошенко И. В. Таможенное право. – М.: Феникс, 2008. – 456 с. 14. Тимошенко И. В. Практикум по таможенному праву. – М.: Высшая школа, 2007. - 256 с. 15. Толкушкин А.В. Таможенное дело. 2-е изд, перераб.и доп. - М.: Высшее образование, 2009. – 506 с. 16. Халипов С.В. Таможенное право: Для подготовки бакалавров, для подготовки специалистов. – М.: Юрайт ИД Юрайт, 2009. – 457 с. 17. Материалы официального сайта Федеральной Таможенной Службы: www.customs.ru 18. История российской таможни. http://museum.customs.ru/ru/links/ |