Реферат: Таможенная стоимость товаров

Название: Таможенная стоимость товаров
Раздел: Рефераты по таможенной системе
Тип: реферат Скачать документ бесплатно, без SMS в архиве

Таможенная стоимость товаров


Впервые с понятием «таможенная стоимость» вам придется столкнуться при «растаможке» товаров, а в частности, при заполнении такого документа, как таможенная декларация, и расчете платежей. Дело в том, что в большинстве случаев ставки таможенных платежей установлены в процентах и эти «проценты» берутся именно от таможенной стоимости товаров. Значит, важно не только исчислить платеж, не допустив технической ошибки, но и правильно определить основу для такого исчисления. Поэтому для вас не должно быть неожиданностью то особое внимание со стороны таможенников, которое уделяется при «растаможке» товаров вопросу, связанному с расчетом таможенной стоимости.

Не стоит путать таможенную стоимость с ценой товара.

Цена, по которой товар вами куплен, и таможенная стоимость этого товара - принципиально разные понятия, хотя они связаны друг с другом. Таможенную стоимость еще надо определить или рассчитать. А рассчитывать ее будете именно вы как покупатель товара.

В зависимости от направления движения товаров определять таможенную стоимость надо по правилам, установленным либо для ввозимых в Беларусь товаров, либо для товаров, вывозимых за ее пределы.

Таможенная стоимость товаров, ввозимых в республику

Существует 6 методов, которые можно использовать, чтобы определить таможенную стоимость ввозимых товаров:

·первый называется «по цене сделки с ввозимым товаром»;

·второй - «по цене сделки с идентичным товаром»;

·третий - «по цене сделки с однородным товаром»;

·четвертый - «на основе вычитания стоимости»;

·пятый - «на основе сложения стоимости»;

·шестой - «резервный».

Этот перечень установлен Законом Республики Беларусь от 03.02.1993 № 2151-XII «О Таможенном тарифе» и является исчерпывающим. В соответствии с указанным Законом белорусским Правительством определен порядок применения системы определения таможенной стоимости товара, ввозимого на таможенную территорию Республики Беларусь, который утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.08.2008 № 1246 «Об утверждении Положения о порядке применения системы определения таможенной стоимости товара, ввозимого на таможенную территорию Республики Беларусь, и контроля за правильностью определения такой стоимости».

Использование первого метода даст нам самый точный и правильный результат. Именно к применению этого метода надо стремиться. Он основан исключительно на стоимости самого товара, то есть той его цене, которая была фактически уплачена зарубежному партнеру или которая подлежит уплате в будущем. Такая стоимость, как правило, указывается в контракте и счете-фактуре и называется фактурной стоимостью.

Кроме самой цены товара, в таможенную стоимость включаются еще некоторые дополнительные стоимостные компоненты:

во-первых, это расходы, понесенные в связи с доставкой товаров с иностранной территории в Беларусь, до ее границы. Но это не просто стоимость потраченного топлива. Имеются в виду расходы на транспортировку, погрузку товаров, их перегрузку (перевалку) и любые другие затраты, которые имели место в связи с перевозкой товаров по территории иных государств. Такие расходы подлежат включению в таможенную стоимость независимо от того, как оплачивалась доставка: то ли она была для вас безвозмездной, то ли осуществлялась с помощью ваших собственных транспортных средств, то ли вы воспользовались услугами специализированного перевозчика.

Если же вы не оплачивали перевозку товара и не осуществляли ее своими силами, а все было сделано за счет продавца, то последний не мог не увеличить стоимость поставляемого вам товара на величину понесенных им в связи с этим расходов. Значит, если величина «транспортных» расходов уже включена в цену товара, то в такой ситуации данный дополнительный компонент при расчете таможенной стоимости надо проигнорировать. Во внешнеторговом контракте вами в обязательном порядке должны оговариваться условия поставки товаров;

во-вторых, в таможенную стоимость дополнительно включается уплаченная страховой компании сумма страхования перевозки (если такое страхование имело место);

в-третьих, стоимость «одноразовой» тары и упаковки, в том числе упаковочных материалов и работ по упаковке;

в качестве четвертого компонента нужно указать стоимость тех товаров, которые бесплатно либо по сниженной цене были заранее отправлены вами за границу, а потом использованы иностранной организацией для изготовления ввезенных ныне товаров, таможенную стоимость которых вы определяете. Сюда же можно отнести и стоимость инженерной проработки, дизайна, эскизов и чертежей, выполненных вне белорусской территории, но непосредственно необходимых для производства ввезенного товара.

Подробнее понять четвертый компонент помогут следующие примеры.

Например, немецкая фирма производит для Беларуси некий товар. Чтобы его упаковать белорусский покупатель отправляет предварительно продавцу картонные ящики. Стоимость таких ящиков должна включаться в таможенную стоимость ввезенного в Беларусь товара.

Другой пример: белорусская фирма бесплатно отправляет в Грецию сахар для производства вина. Греческий партнер, изготовив партию вина, продает ее в Беларусь, предъявив к оплате соответствующий счет. Таможенная стоимость ввезенного вина будет определяться как сумма стоимости вина, указанной в счете продавца, и стоимости сахара.

Еще одним «добавочным» (пятым) элементом являются лицензионные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, которые прямо или косвенно уплачиваются покупателем как условие приобретения оцениваемого товара.

Возможно, что условиями договора предусмотрено, что часть прибыли, которую вы получите от использования ввезенного товара в Беларуси, будет возвращена продавцу. Указанная сумма также должна включаться в таможенную стоимость. Это шестой и последний дополнительный ее компонент в рамках первого метода определения таможенной стоимости.

Все было бы просто, если бы применение первого метода определения таможенной стоимости не было ограничено некоторыми условиями. Такой метод, в частности, нельзя применять, если ввоз товаров в Беларусь осуществляется на основании договора, который не содержит признаков договора купли-продажи. Например, поставка товаров может осуществляться безвозмездно либо по договору аренды, в том числе лизинга. Ввоз товаров может быть осуществлен в целях замены продукции ненадлежащего качества в пределах гарантийного срока. Имеется и еще один запрет - когда лица, заключившие контракт, являются взаимозависимыми.

Что же остается делать, если основной метод определения таможенной стоимости применить нельзя? Надо использовать второй метод. Здесь принцип таков: нужно выбрать ранее ввезенный в Беларусь товар, который полностью одинаков во всех отношениях с ввезенным (физические характеристики, качество, репутация на рынке и др.) и таможенная стоимость которого была определена по первому методу.

Например, стальные листы одинакового химического состава и размера являются идентичными несмотря на то, что они могут быть ввезены для различных целей: одни - для ремонта автомобильных кузовов, другие - для изготовления вентиляционных коробов.

Можно также привести следующий пример: имеются две различные партии велосипедов, одинаковых во всех отношениях, то есть изготовленных из одних и тех же материалов, имеющих одинаковые размеры, модель и т.д., изготовленных одной и той же фирмой. Однако одна партия велосипедов поставляется в собранном виде, а другая - в разобранном. Могут ли данные товары рассматриваться как идентичные? В данном случае необходимость сборки велосипедов означает, что велосипеды двух партий в момент их ввоза не одинаковы с точки зрения их физических характеристик, и поэтому они не могут рассматриваться как идентичные.

Кроме всего прочего, наш аналог, выбранный для сравнения, должен быть ввезен в одно или примерно в одно и то же время с ныне ввезенным товаром (не ранее чем за 90 календарных дней до ввоза товара, таможенная стоимость которого сейчас определяется) и примерно в том же количестве и на тех же коммерческих условиях (оптом, в розницу).

Если же условия применения первого и второго методов не могут быть выполнены, используют третий метод, когда таможенная стоимость определяется по таможенной стоимости ранее ввезенных однородных товаров, то есть товаров, которые не являются полностью одинаковыми с оцениваемыми товарами, но все же имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов. Данное сходство должно позволять выполнять им одинаковые функции и быть коммерчески взаимозаменяемыми. Здесь также учитываются наличие товарного знака, качество и репутация на рынке и период ввоза товаров.

Например, нельзя назвать однородными краску для бумаги и краску для ткани, поскольку они не могут быть взаимозаменяемы.

Итак, смотрим:

ввозились ли одновременно с нашими товарами либо не ранее чем за 90 календарных дней до такого ввоза однородные товары;

сходны ли количество и коммерческие условия их ввоза (оптом, в розницу);

была ли определена таможенная стоимость однородных товаров по первому методу?

Если ответы на все без исключения вопросы положительные, то в качестве таможенной стоимости ввезенного товара надо брать таможенную стоимость однородных товаров, причем самую низкую, если таких однородных товаров было несколько.

Однако если сведения о сделке с однородными товарами отсутствуют, надо переходить к другим методам оценки. Это, по вашему желанию, может быть четвертый, либо пятый метод. Как один метод, так и другой в практическом применении являются весьма сложными.

При использовании четвертого метода за основу для расчета таможенной стоимости берется продаваемый на внутреннем рынке страны товар. Чтобы определить его таможенную стоимость нужно из цены, по которой он продается в Беларуси, вычесть различные надбавки, начисленные в целях получения прибыли от продажи, уплаченные суммы таможенных платежей, стоимость транспортировки, погрузки, разгрузки, плату за страхование и т.д. В общем, все расходы, осуществленные на территории республики и включенные в его цену.

Пятый метод - на основе сложения стоимости - является как бы «зеркальным» по отношению к четвертому. Здесь суммируются затраты на производство ввезенных товаров и на этой основе рассчитывается их стоимость, то есть к издержкам производства добавляются суммы прибыли и расходов, характерных для продажи товаров в Беларуси.

Но представьте себе ситуацию, когда методы один–пять применить невозможно. Например, товары ввозятся по договору аренды, при этом сведения о ввозе идентичных или однородных товаров отсутствуют, изготовитель отказывается предоставлять данные об издержках производства, а в Беларуси ничего подобного не продается. Тут нам на помощь приходит шестой, так называемый, резервный метод, благодаря которому все же можно определить таможенную стоимость товаров.

Он дает право гибко подходить к применению ранее рассмотренных нами методов. Можно использовать элементы первого метода в отношении товаров, ввоз которых осуществляется на основании договоров, по которым нет производства платежей между сторонами сделки (договор дарения, мены и др.). Применительно к идентичным и однородным товарам гибкость может быть допущена в отношении срока их ввоза. В конце концов, таможенную стоимость можно определить с использованием прейскуранта цен, каталогов, биржевых котировок, статистических данных об общепринятых уровнях комиссионных, скидок, прибыли, тарифов на транспорт, заключения экспертизы Белорусской торгово-промышленной палаты и других экспертных организаций, касающийся оценки товаров, других документов. Это может быть ваша информация, а также та, которой обладают таможенники, в том числе о товарах, «растаможка» которых была произведена ранее.

Это вкратце о методах, которые существуют для «расчета» таможенной стоимости.

Возможны случаи, когда, например, по условиям контракта цены на товар будут пересматриваться. Иногда заявленная таможенная стоимость товара значительно отличается (на 20 % и более) от ценовой информации, имеющейся у таможенного органа. Во всех перечисленных и некоторых других случаях вы можете представить при таможенном оформлении дополнительные документы, которые бы расставляли все точки над «i» в вопросах таможенной стоимости. Какие это документы и в какой срок их надо представить - вам письменно укажут таможенные органы. Их перечень, как правило, определяется теми невыясненными или спорными обстоятельствами сделки, которые имеют место. Относительно срока представления затребованных документов надо быть готовым к тому, что он будет очень коротким - в пределах времени, отпущенного для таможенного оформления товаров.

Однако, когда в течение этого срока вы не успеваете подтвердить заявленную вами стоимость, можно воспользоваться альтернативным вариантом - помещением товаров под таможенный режим с временной (условной) таможенной оценкой.

В рамках временной оценки таможня предложит вам свою таможенную стоимость исходя из имеющейся у нее ценовой информации. Как правило, таможенная оценка имеет большую величину по отношению к той, что заявляется декларантом. Автоматически это приведет также и к увеличению размера исчисленных таможенных платежей на некую «энную» сумму.

Чтобы получить и товар в пользование, и время для того, чтобы собрать документы и доказать таможне свою стоимость, вы можете согласиться на временную (условную) оценку ввезенного товара и доплатить в бюджет возникшую разницу в платежах либо внести таможне залог в размере этой разницы.

Следующий этап - представление таможне доказательств относительно изначально заявленной вами таможенной стоимости. Срок, в течение которого такие доказательства должны быть собраны и представлены, ограничен 90 календарными днями с даты «растаможки» товара. Он может быть и меньшим, если вы того сами пожелаете. В итоге, если вы доказываете свою таможенную стоимость - уплаченная разница в платежах возвращается в полном объеме. В противном случае временная таможенная оценка становится окончательной таможенной стоимостью, а уплаченные суммы пошлин и налогов остаются в бюджете. Если при таможенном оформлении вы внесли деньги в качестве залога, то эти суммы будут перечислены таможней в бюджет государства. Если же будет определена окончательная таможенная стоимость в размере несколько большем «вашей таможенной стоимости», но и при этом меньшем, чем временная оценка таможни, то возвратить вы сможете только соответствующую часть залога.

Таможенная стоимость товаров, вывозимых из Беларуси

При вывозе товаров за границу в ряде случаев надо уплачивать вывозные таможенные пошлины. Нередко последние по аналогии с ввозными таможенными платежами также установлены в процентах от таможенной стоимости. Как же исчислить таможенную стоимость вывозимых товаров? Этот вопрос встанет перед вами при экспорте товаров.

Порядок ее определения определен Указом Главы Государства от 31.07.2006 № 474 «О порядке определения таможенной стоимости товаров». Он во многом схож с тем, что существует по ввозимым товарам. Такая стоимость также определяется в первую очередь на основе цены заключенной вами сделки. Она же является фактически уплаченной или подлежащей уплате в отношении экспортируемых товаров.

Для того чтобы рассчитать таможенную стоимость при экспорте, в цену сделки надо включить имеющие место расходы, которые легли на плечи покупателя. Назовем лишь некоторые из них. Это стоимость контейнеров или другой многооборотной тары, стоимость упаковки, товаров или средств производства или вспомогательных материалов, которые покупатель - нерезидент предоставил нашему продавцу бесплатно либо со скидкой, лицензионные платежи, а также часть дохода от перепродаж, передачи либо использования покупателем товаров после их вывоза из Беларуси.

Если реализовать сказанное не получается по каким-то причинам (например, участники сделки являются взаимосвязанными лицами, либо внешнеторговый договор содержит ограничения и условия, оказавшие влияние на цену сделки, либо представленные вами сведения не подтверждены документально и другие), вам как продавцу-экспортеру надо будет представить в таможню данные бухгалтерского учета, где отражены затраты на производство и реализацию вывозимого товара, а также величина получаемой вами прибыли при их вывозе. И конечно же, будьте готовы к тому, что перечисленные выше «доначисления» также должны быть учтены при расчете таможенной стоимости.

Но если и это вам не подойдет, придется «брать» цены на идентичные или однородные товары либо калькуляцию стоимости (себестоимости) вывозимых идентичных или однородных товаров.

Подытоживая сказанное

Известно, что таможенные платежи исчисляются исходя от стоимостной, физической или иной характеристики товара. Таможенная стоимость представляет собой не что иное, как стоимостную характеристику товара. Вообще, подводя итог, можно определить, что таможенная стоимость товара - это определяемая по установленным правилам величина, которая используется в качестве основы для обложения товара таможенными пошлинами, если их ставки установлены в процентах.

При «растаможке» товаров именно на вашу долю выпадет обязанность определить и заявить таможенную стоимость. Для этого существует специальный документ - декларация таможенной стоимости. В нем отражается не только итоговая таможенная стоимость, но и порядок ее исчисления, то есть указываются ее структура, величина составляющих и возможных вычетов. Такая декларация должна быть подана всегда, когда при оформлении в первый раз партии товаров более 10 000 долларов США вам надо уплатить таможенные пошлины и налоги. Кроме того, независимо от применяемого метода определения, таможенная стоимость должна подтверждаться документально. Это же относится и ко всем ее компонентам.

Заявленную таможенную стоимость может корректировать таможня. При этом заполняется еще один документ, называемый формой корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г.) Минск «Беларусь» 2004г.2. Таможенный кодекс Республики Беларусь от 4 января 2007г. № 204-З. Принят Палатой представителей 7 декабря 2006 года. Одобрен Советом Республики 20 декабря 2006 года. (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 24.01.2007, № 17, рег. № 2/1301 от 11.01.2007). Юридическая база «ЮСИАС» 2008г.3. Козырин А.Н. Таможенное право России: Учеб. Пособие. М.: СПАРК, 2004г.4. Основы таможенного дела: Учеб. Пособие в 7 вып. Вып. 1: Развитие таможенного дела в России / Науч. Ред. П.В. Дзюбенко. М., РИО РТА, 2001.5. Основы таможенного дела: Учеб. Пособие в 7 вып. Вып 4: Правовое регулирование таможенного дела / Ю.В. Воробьев, Под общ. ред. В.А. Максимцева. М., РИО РТА, 2002.6. Таможенное право Республики Беларусь. Черевченко Н.В.; 2007г., 300с.