Реферат: Таможенный контроль
Название: Таможенный контроль Раздел: Рефераты по таможенной системе Тип: реферат |
Содержание 1. Понятие и цели таможенного контроля 2. Формы таможенного контроля 3. Виды таможенного контроля Литература 1. Понятие и цель таможенного контроля Таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации[1] . Таможенный контроль проводится исключительно таможенными органами в соответствии с Таможенным кодексом РФ[2] , то есть субъектами таможенного контроля (лицами, правомочными на его производство) являются сотрудники таможенных органов РФ. Осуществляя таможенный контроль, таможенные органы обязаны обеспечить соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, и, одновременно, создать условия, способствующие ускорению товарооборота, обеспечивая соблюдение таможенного законодательства, принимая необходимые меры по защите прав и законных интересов физических и юридических лиц, взимая таможенные пошлины, налоги, выполняя ряд других функций, предусмотренных ст.403 Таможенного кодекса Российской Федерации и непосредственно связанных с целями таможенного контроля. Правовые основы таможенного контроля непосредственно описаны и закреплены в Таможенном кодексе РФ – обязательность таможенного контроля всех товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу[3] , обязательность их декларирования[4] , запрет пользования и распоряжения товарами и транспортными средствами до их выпуска не иначе как в порядке и на условиях, установленных Таможенным кодексом Российской Федерации[5] . Основная цель таможенного контроля - определение с помощью различного рода проверок соответствия проводимых участниками таможенно-правовых отношений операций и действий в сфере таможенного дела требованиям норм таможенного законодательства и выявление на основе этого таможенных нарушений (нарушений таможенных правил). При ввозе таможенный контроль начинается с момента пересечения товаром и транспортным средством таможенной границы РФ, а при вывозе - с момента принятия таможенной декларации. Таможенный контроль при ввозе завершается в момент выпуска товаров и транспортных средств, если иное не предусмотрено Таможенным кодексом РФ. При выпуске товаров и транспортных средств, вывозимых за пределы таможенной территории Российской Федерации, таможенный контроль завершается в момент пересечения таможенной границы Российской Федерации. 2. Формы таможенного контроля Таможенный контроль как совокупность проверочных мероприятий в статье 366 ТК РФ закрепляется как формы таможенного контроля. Данная статья содержит исчерпывающий перечень форм таможенного контроля: 1) проверка документов и сведений; 2) устный опрос; 3) получение пояснений; 4) таможенное наблюдение; 5) таможенный осмотр товаров и транспортных средств; 6) таможенный досмотр товаров и транспортных средств; 7) личный досмотр; 8) проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков; 9) осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля; 10) таможенная ревизия. При выборе форм таможенного контроля используется система управления рисками. При этом под риском понимается вероятность несоблюдения таможенного законодательства Российской Федерации. Таможенные органы проверяют документы и сведения, представленные при таможенном оформлении товаров и транспортных средств в соответствии с Таможенным кодексом РФ, в целях установления подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений, а также правильности их оформления[6] . Проверка достоверности сведений, представленных в таможенные органы при таможенном оформлении, осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников, в том числе по результатам проведения иных форм таможенного контроля, анализа сведений специальной таможенной статистики, обработки сведений с использованием программных средств, а также другими способами, не запрещенными законодательством Российской Федерации[7] . При производстве таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, должностные лица таможенных органов вправе проводить устный опрос физических лиц, а также лиц, являющихся представителями организаций, обладающих полномочиями в отношении таких товаров и транспортных средств, без оформления объяснений указанных лиц в письменной форме[8] . Получение пояснений - получение должностным лицом таможенного органа сведений об обстоятельствах, имеющих значение для проведения таможенного контроля, от лиц, указанных в статье 16 ТК РФ, декларантов и иных лиц, имеющих отношение к перемещению товаров и транспортных средств через таможенную границу и располагающих такими сведениями[9] . Пояснение оформляется в письменной форме. Таможенное наблюдение — это гласное, целенаправленное, систематическое или разовое, непосредственное или опосредованное (с применением технических средств) визуальное наблюдение уполномоченными должностными лицами таможенных органов за перевозкой товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, совершением с ними грузовых и иных операций[10] . Таможенный осмотр товаров и транспортных средств - внешний визуальный осмотр товаров, багажа физических лиц, транспортных средств, грузовых емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации товаров для целей таможенного контроля, проводимый уполномоченными должностными лицами таможенного органа, если такой осмотр не связан со вскрытием транспортного средства либо его грузовых помещений и нарушением упаковки товаров[11] . В зоне таможенного контроля таможенный осмотр товаров и транспортных средств может проводиться в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, и их представителей, за исключением случаев, когда указанные лица изъявляют желание присутствовать при таможенном осмотре. Таможенный досмотр - проводимый уполномоченными должностными лицами таможенного органа осмотр товаров и транспортных средств, связанный со снятием пломб, печатей и иных средств идентификации товаров, вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары[12] . Таможенный досмотр товаров проводится после принятия таможенной декларации на товары. До подачи таможенной декларации на товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, таможенный досмотр может проводиться в целях идентификации товаров для таможенных целей либо при наличии информации о нарушении таможенного законодательства Российской Федерации в целях проверки такой информации, а также проведения таможенного контроля на основе выборочной проверки. Личный досмотр как исключительная форма таможенного контроля может быть проведен по решению начальника таможенного органа или лица, его замещающего, при наличии оснований предполагать, что физическое лицо, следующее через Государственную границу Российской Федерации и находящееся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне аэропорта, открытого для международного сообщения, скрывает при себе и добровольно не выдает товары, запрещенные соответственно к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации и вывозу с этой территории или перемещаемые с нарушением порядка, установленного ТК РФ[13] . Решение о проведении личного досмотра принимается начальником таможенного органа или лицом, его замещающим, в письменной форме путем наложения резолюции на рапорте должностного лица таможенного органа либо оформляется отдельным актом. Перед началом личного досмотра должностное лицо таможенного органа обязано объявить физическому лицу решение о проведении личного досмотра, ознакомить физическое лицо с его правами и обязанностями при проведении такого досмотра и предложить добровольно выдать скрываемые товары[14] . Факт ознакомления физического лица с решением о проведении личного досмотра удостоверяется указанным лицом путем соответствующей надписи на решении о проведении досмотра. В случае отказа от совершения таких действий об этом делается отметка на решении о проведении личного досмотра, удостоверяемая подписью должностного лица таможенного органа, объявившего решение о проведении личного досмотра. Таможенные органы осуществляют проверку наличия на товарах или их упаковке специальных марок, идентификационных знаков или иных способов обозначения товаров, используемых для подтверждения легальности их ввоза на таможенную территорию Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации[15] . Отсутствие на товарах специальных марок, идентификационных знаков или иных способов обозначения товаров рассматривается как подтверждение факта ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации без производства таможенного оформления и выпуска товаров, если лицо, у которого такие товары обнаружены, не докажет обратное. Осмотр помещений и территорий проводится в целях подтверждения наличия товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, в том числе условно выпущенных, на складах временного хранения, таможенных складах, в помещениях магазина беспошлинной торговли, а также у лиц, у которых должны находиться товары в соответствии с условиями таможенных процедур или таможенных режимов, предусмотренных ТК РФ. Осмотр помещений и территорий проводится при наличии информации об утрате товаров и (или) транспортных средств, их отчуждении либо о распоряжении ими иным способом или об их использовании в нарушение требований и условий, установленных ТК РФ, для проверки такой информации, а также на основе выборочной проверки[16] . Проведение осмотра жилых помещений не допускается. Таможенные органы проводят таможенную ревизию - проверку факта выпуска товаров, а также достоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении, путем сопоставления этих сведений с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами, с другой информацией лиц, указанных в статье 376 ТК РФ[17] . Таможенная ревизия может проводиться в общей и специальной формах. Общая таможенная ревизия проводится по решению начальника таможенного органа или лица, его замещающего. Перед началом проведения ревизии копия такого решения вручается лицу, у которого она должна проводиться. При проведении общей таможенной ревизии таможенные органы вправе получать доступ в пределах своей компетенции к базам и банкам данных автоматизированных информационных систем проверяемого лица. Проверка не может продолжаться более трех рабочих дней. Проведение проверки не должно препятствовать осуществлению производственной или коммерческой деятельности проверяемого лица. Повторное проведение общей таможенной ревизии в отношении одних и тех же товаров не допускается. Специальная таможенная ревизия может проводиться таможенными органами в случаях, если по результатам общей таможенной ревизии или при применении других форм таможенного контроля обнаружены данные, которые могут свидетельствовать о недостоверности сведений, представленных при таможенном оформлении, либо о пользовании и распоряжении товарами с нарушением установленных требований и ограничений; при обнаружении данных о нарушении порядка уплаты таможенных пошлин, налогов или несоблюдении запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Проведение специальной таможенной ревизии назначается начальником таможни или вышестоящего таможенного органа. Решение о проведении специальной таможенной ревизии принимается в письменной форме. Перед началом проведения специальной таможенной ревизии копия такого решения вручается лицу, у которого она должна проводиться. При проведении специальной таможенной ревизии таможенные органы вправе: требовать безвозмездного представления любой документации и информации; осматривать помещения и территории проверяемого лица, а также проводить осмотр и досмотр товаров в соответствии с ТК РФ в присутствии уполномоченных представителей проверяемого лица, а в случае проведения таможенной ревизии у индивидуального предпринимателя - в присутствии двух понятых; проводить инвентаризацию товаров; проводить изъятие товаров либо налагать на них арест[18] . Специальная таможенная ревизия не может продолжаться более двух месяцев со дня принятия решения о проведении специальной таможенной ревизии. Повторное проведение специальной таможенной ревизии у одного и того же лица в отношении одних и тех же товаров не допускается. Проведение таможенной ревизии (в общей и специальной формах) допускается только в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Результаты проведения таможенной ревизии (в общей и специальной формах) оформляются актом по форме, определяемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Таможенный осмотр товаров и транспортных средств, таможенный досмотр, осмотр помещений и территорий, а также личный досмотр и таможенная ревизия оформляются актом по форме, определяемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, который составляется в двух экземплярах. В настоящее время таможенной службой Российской Федерации проводится целенаправленная работа по совершенствованию форм и методов таможенного контроля и усилению его роли в повышении эффективности государственной финансового контроля.[19] 3. Виды таможенного контроля Критериев классификации таможенного контроля достаточно много, но уже почти традиционно в юридической литературе принято выделять следующие его виды[20] : 1. В зависимости от той или иной формы контроля: -документальный таможенный контроль (куда относится, например, проверка документов и сведений, необходимых для таможенных целей, проверка системы учета и отчетности и др.) -фактический таможенный контроль (в частности, таможенный досмотр и др.) 2. В зависимости от предмета контроля: -таможенный контроль товаров -таможенный контроль транспортных средств 3. В зависимости от направления движения товаров: -таможенный контроль ввозимых товаров -таможенный контроль вывозимых товаров -таможенный контроль транзитных товаров 4. В зависимости от вида транспортных средств: -таможенный контроль морских судов -таможенный контроль речных судов -таможенный контроль воздушных судов -таможенный контроль железнодорожного транспорта -таможенный контроль автомобильного транспорта 5. В зависимости от степени участия в осуществлении таможенного контроля таможенных органов сопредельных государств: -односторонний таможенный контроль (проводят таможенные органы только одного из сопредельных государств) -двусторонний таможенный контроль (проводят таможенные органы обоих сопредельных государств, но раздельно) -совместный таможенный контроль (проводят таможенные органы обоих сопредельных государств вместе и одновременно) 6. В зависимости от того, сколько раз товары и транспортные средства подвергаются таможенному контроль: -однократный (таможенный контроль имеет место, если таможенная граница пересекается только в одном направлении и таможенный досмотр проводится только один раз) -повторный (для проведения этого таможенного контроля не всегда требуется факт неоднократного пересечения таможенной границы) Литература Правовые акты1. Закон РФ от 9 октября 1992 года № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» (в ред. от 27 февраля 2003 года) // Российская газета, – 1992. – 4 ноября. 2. Распоряжение ГТК РФ от 1 ноября 2001 года № 1025-Р «Об утверждении методических рекомендаций по проведению таможенного контроля» (в ред. от 5августа 2002 года) // Таможенные ведомости, 2002, № 3. 3. Таможенный кодекс РФ 1993 г. (по состоянию на 20 сентября 2008 года). 4. Указ Президента РФ “О неотложных мерах по организации таможенного контроля” от 18.07.92 г. // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1992г. 5. Постановление Правительства РФ от 24.05.93 г. “О неотложных мерах по усилению таможенного контроля на государственной границе Российской Федерации”. // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993 г., №22. Литература 1. Зырянова Т.В. Даниленко Н.И. Таможенный контроль и его роль в повышении эффективности государственного финансового контроля. – М: Финансы и Кредит. – 2005. 2. Габричидзе Б.Н. Таможенное право. 2-е изд., исправл. и доп. – Л.: Закон и право, 2003. – 500 с. 3. Тимошенко И.В. – Таможенное право, изд-во «Феникс», Ростов-на-Дону. 4. Комментарии к Таможенному кодексу Российской Федерации / Под. ред. А.Н. Козырина. – М.; 2004. – 567с. 5. Таможенный контроль / Под. ред. В.А. Шамакова. – М.: Софт Издат, 2008.-.640с. 6. Таможенный контроль товаров, подлежащих нетарифным мерам регулирования внешнеэкономической деятельности: Практ. пособие. – М.: изд-во ПРИОР, 1999. 7. Вагин В.Д. Организация таможенного валютного контроля // Форум. Метод. сборник. Вып. 4. – М.: РИО РТА, 1998. – С.40-81. 8. Свинуков В. Правовое обеспечение таможенного контроля. – М: Право и зкономика. – 2005 9. Валютный контроль внешнеэкономической деятельности. – Спб., 2000. 10. Бадулин О. Обеспечение уплаты таможенных платежей. – М: Право и зкономика. – 2004. [1] П. 19 ст. 11 Таможенный кодекс Российской Федерации от 20 сентября 2008 г. [2] П. 7 ст. 358 Таможенный кодекс Российской Федерации от 20 сентября 2008 г. [3] ст.14 ТК РФ от 20 сентября 2008 г. [4] ст. 123 ТК РФ от 20 сентября 2008 г. [5] П. 1 ст. 15 ТК РФ от 20 сентября 2008 г. [6] П. 1 ст.367 ТК РФ от 20 сентября 2008 г. [7] Габричидзе Б.Н. Таможенное право. 2-е изд., исправл. и доп. – Л.: Закон и право, 2003. – 500 с., С. 64 [8] Ст. 368 Таможенный кодекс Российской Федерации от 20 сентября 2008 г. [9] П. 1 ст. 369 Таможенный кодекс Российской Федерации от 20 сентября 2008 г. [10] ст. 370 ТК РФ от 20 сентября 2008 г. [11] П. 1 ст. 371 ТК РФ от 20 сентября 2008 г. [12] П. 1 ст. 372 ТК РФ от 20 сентября 2008 г. [13] Ст. 373 ТК РФ от 20 сентября 2008 г. [14] Габричидзе Б.Н. Таможенное право. 2-е изд., исправл. и доп. – Л.: Закон и право, 2003. – 500 с., С. 68 [15] Ст. 374 ТК РФ от 20 сентября 2008 г. [16] Ст. 375 Таможенный кодекс Российской Федерации от 20 сентября 2008 г. [17] Ст. 376 Таможенный кодекс Российской Федерации от 20 сентября 2008 г. [18] ст. 377 ТК РФ от 20 сентября 2008 г. 19 Зырянова Т.В. Даниленко Н.И. Таможенный контроль и его роль в повышении эффективности государственного финансового контроля. – М: Финансы и Кредит. – 2005. [20] Тимошенко И.В. – Таможенное право, изд-во «Феникс», Ростов-на-Дону. |