Курсовая работа: Таможенный контроль делящихся и радиоактивных материалов
Название: Таможенный контроль делящихся и радиоактивных материалов Раздел: Рефераты по таможенной системе Тип: курсовая работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Введение Сегодня таможенные органы являются практически одной из главных структур, отвечающей за радиационную безопасность всех без исключения грузов, поступающих в Россию из-за рубежа и вывозимых с ее территории. Делящиеся и радиоактивные материалы автоматически входят в категорию товаров повышенного риска, поэтому контроль за их оформлением, перемещением и соблюдением условий транспортировки ведется особо строгий. Таможенное оформление и таможенный контроль делящихся и радиоактивных материалов производится в соответствии с Таможенным Кодексом РФ, Конституцией РФ и другими нормативно-правовыми актами, действующими на территории РФ. Делящиеся и радиоактивные материалы (ДРМ) – товары, на которые распространяется действие законодательства Российской Федерации в области использования атомной энергии. Делящиеся и радиоактивные материалы включают в себя ядерные материалы, радиоактивные вещества и радиоактивные отходы. Ядерные материалы – материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества. Радиоактивные вещества – не относящиеся к ядерным материалам испускающие ионизирующее излучение вещества, содержащие радионуклиды с активностью, на которые распространяются требования радиационной безопасности и основных санитарных правил обеспечения радиационной безопасности. К радиоактивным веществам относят товарные позиции 2612, 2805, 2844 и позицию с кодом 8401 30 000 0. Ионизирующее излучение – излучение, которое создается при радиоактивном распаде, ядерных превращения торможении заряженных частиц в веществе и образует при взаимодействии со средой ионы разных знаков. Естественный радиационный фон – доза излучения, создаваемая космическим излучением и излучением природных радионуклидов, естественно распределенных в земле, воде, воздухе, других элементах биосферы, пищевых продуктах и организме человека. В отношении делящихся и радиоактивных материалов, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, действуют запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Делящиеся и радиоактивные материалы допускаются к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации (в том числе к ввозу с целью транзита), вывозу с таможенной территории Российской Федерации при соблюдении требований и условий, установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, международными договорами и законодательством Российской Федерации в области использования атомной энергии. При проведении таможенного контроля ДРМ должны выполняться требования по обеспечению радиационной безопасности, установленные законодательством Российской Федерации, а также федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии. Таможенный контроль ДРМ должен осуществляться с применением технических средств таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов (ТС ТКДРМ). При проведении таможенного контроля ДРМ могут использоваться иные технические средства таможенного контроля (приборы взвешивания, досмотровая рентгеновская техника и т.д.). 1. О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении делящихся и радиоактивных материалов Таможенные органы, указанные в приложении 1, обладают правомочиями для совершения таможенных операций в отношении делящихся и радиоактивных материалов, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации и классифицируемых в товарных позициях 2612, 2805, 2844 и кодом 8401 30 000 0 ТН ВЭД России (приложение 2). Иные таможенные органы, не поименованные в приложении, не обладают правомочиями для совершения таможенных операций в отношении товаров, за исключением таможенных операций, связанных: - с прибытием товаров на территорию Российской Федерации и убытием товаров с таможенной территории Российской Федерации; - с обеспечением процедуры внутреннего таможенного транзита; - с обеспечением таможенных режимов международного таможенного транзита и реэкспорта (при вывозе товаров непосредственно из пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации); - с таможенным оформлением воздушных, морских и речных судов, в состав штатного оборудования которых входят приборы (узлы, агрегаты), содержащие радиоизотопные источники, а также указанных узлов и агрегатов для этих судов, перемещаемых в соответствии с таможенными режимами временного ввоза, временного вывоза, переработки на таможенной территории и переработки вне таможенной территории, реэкспорта, реимпорта, свободной таможенной зоны; - с таможенным оформлением товаров, перемещаемых в соответствии со специальным таможенным режимом перемещения российских товаров между таможенными органами Российской Федерации через территорию иностранного государства.[1] Таможенные органы России осуществляют радиационный контроль по двум направлениям: 1) Радиационный контроль всех транспортных средств, пассажиров, их багажа и товаров, пересекающих государственную границу; 2) Контроль делящихся и радиоактивных материалов, легально перемещаемых участниками внешнеэкономической деятельности, с целью проверки соответствия заявленных в таможенной декларации данных физическому содержимому предъявленного радиационного груза. Для выполнения первой задачи специальной техникой оснащаются все таможенные посты, расположенные в пунктах пропуска через Государственную границу РФ. Для выполнения второй задачи определена 21 таможня, которые могут производить таможенное оформление делящихся и радиоактивных материалов, легально перемещаемых участниками внешнеэкономической деятельности, и оборудованы соответствующей аппаратурой контроля. 14 октября 1996 г. вышло постановление правительства №1205 «О концепции системы государственного учета и контроля ядерных материалов». Концепция определяет назначение, цели и принципы учета и контроля ядерных материалов и основные требования к их учету и контролю. Концепция разработана на основе законодательства Российской Федерации в области обращения с ядерными материалами, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в этой области и с учетом: - существующих в Российской Федерации ведомственных (отраслевых) систем учета и контроля ядерных материалов; - рекомендаций МАГАТЭ для национальных систем учета и контроля ядерных материалов; - международных обязательств Российской Федерации в области нераспространения ядерного оружия. Система государственного учета и контроля ядерных материалов является элементом системы государственного управления использованием атомной энергии в мирных и оборонных целях и предназначена для выполнения следующих задач: - определение имеющегося в наличии количества ядерных материалов в местах их нахождения; - составление, регистрация и ведение учетных и отчетных документов; - предупреждение и предотвращение потерь, несанкционированного использования и хищения ядерных материалов; - предоставление федеральным органам исполнительной власти информации о наличии и перемещении ядерных материалов, а также об их экспорте и импорте; - обеспечение контроля за соблюдением международных обязательств Российской Федерации в области нераспространения ядерного оружия.[2] 2. Общие принципы организации таможенного оформления и таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов При производстве таможенного оформления ДРМ таможенным органам должны быть представлены документы и сведения, необходимые для таможенного оформления ДРМ. При декларировании ДРМ (товаров, содержащих ДРМ в качестве неотъемлемой части), таможенная декларация может быть подана только таможенному органу, установленному для декларирования ДРМ. При декларировании ДРМ (товаров, содержащих ДРМ), помещаемых под таможенный режим международного таможенного транзита, а также при декларировании транспортных средств, содержащих ДРМ в качестве штатного оборудования (принадлежности), таможенная декларация может быть подана любому таможенному органу правомочному принимать таможенные декларации. Таможенное оформление ДРМ производится в первоочередном порядке. Временное хранение ДРМ допускается только в местах, допущенных согласно установленному порядку по хранению ДРМ, при наличии у владельца склада временного хранения (иного места хранения) лицензии органов государственного регулирования безопасности на право обращения с ДРМ при их хранении. В отношении мест временного хранения ДРМ должны быть выполнены требования к обеспечению физической защиты и радиационной безопасности. При проведении таможенного контроля ДРМ должны выполняться требования по обеспечению радиационной безопасности, установленные законодательством Российской Федерации, а также федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии. Начальникам таможенных органов запрещается привлекать к работам с источниками ионизирующего излучения (в т.ч., к проведению таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов) должностных лиц таможенных органов, не имеющих допуска к таким работам. Допуск оформляется приказом по таможенному органу для должностных лиц таможенных органов, прошедших обучение по утвержденным ГТК России и согласованным с Госатомнадзором России программам и не имеющих медицинских противопоказаний. Таможенный контроль ДРМ в обязательном порядке должен осуществляться с применением технических средств таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов.[3] В соответствии с приказом ФТС №750 от 9 августа 2006г. «Об утверждении требований к обустройству, сооружению и планировке особой экономической зоны, а также условий доступа на территорию особой экономической зоны, для обеспечения эффективности таможенного контроля». Для проведения таможенного оформления и таможенного контроля товаров таможенные органы обеспечиваются техническими средствами. С частности для таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов, оборудование автоматизированного комплекса радиационного контроля, а также средства индивидуальной защиты.[4] Нормативные акты ГТК России рекомендуют применение стационарных таможенных систем обнаружения делящихся и радиоактивных материалов типа «Янтарь» и поисковых сигнализаторов типа ИСП-РМ1401К-01 с детекторами гамма- и нейтронного излучения. Системы «Янтарь» устанавливаются на въезде и осуществляют автоматизированный радиационный контроль товаров по гамма- и нейтронному излучению с сохранением результатов измерений в архиве системы. Системы «Янтарь» обладают высокой эффективностью таможенного контроля, т.к. с помощью детекторов, находящихся в стойках и создающих полосу контроля, проверяют движущийся объект за короткое время. Могут применяться различные модификации, комплектации и схемы установки системы «Янтарь»: - «Янтарь-1СН» - система для контроля товаров, перемещаемых автомобильным транспортом со скоростью до 15 км/ч. Имеет одну стойку с полосой контроля шириной до 4 м; - «Янтарь-2СН» - система для контроля товаров, перемещаемых автомобильным и железнодорожным транспортом со скоростью до 15 км/ч. Имеет 2 стойки со полосой контроля до 8 м. Базовая комплектация вышеуказанных систем может быть расширена с подключением к пульту управления или к ПЭВМ до 16 стоек, установленных в различных местах. Допускается оснащение стационарными системами: - «Янтарь-1Ж» - 2-х стоечная система для автоматизированного контроля товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом со скоростью до 25 км/ч, и с шириной зоны контроля до 10 м. Система может применяться в одностоечном варианте («Янтарь-2Ж») с шириной контролируемой зоны до 5 м; - «Янтарь-1А» - 2-х стоечная система для автоматизированной контроля товаров, перемещаемых автомобильным транспортом со скоростью до 15 км/ч, и с шириной зоны контроля до 8 м. Система может применяться в одностоечном варианте («Янтарь-2Ф») с шириной зоны контроля до 4 м. Дозиметр ИСП-РМ1401К-01 – переносной прибор, позволяющий обнаружить радиоактивный источник с гамма- и нейтронным излучением в определенном секторе поиска и непосредственной близости от него. Эффективность таможенного контроля товаров с помощью данного прибора зависит от времени поиска и субъективных действий должностных лиц таможенного органа по выполнению методики контроля.[5] 3. Проведение таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов при их прибытии на таможеннуютерриторию Российской Федерации, оформлении процедуры внутреннего таможенного транзита, а также при помещении делящихся и радиоактивных материалов под таможенный режим международного таможенного транзита. Проведение таможенного контроля ДРМ при их прибытии на таможенную территорию Российской Федерации оформлении процедуры внутреннего таможенного транзита, а также при помещении ДРМ под таможенный режим международного таможенного транзита осуществляется в порядке, установленном Таможенным кодексом Российской Федерации, с учётом следующих особенностей: - в таможенный орган должны быть представлены документы и сведения, необходимые для таможенного оформления ДРМ; - при проведении таможенного досмотра ДРМ (по условиям безопасности без вскрытия защитного контейнера) с использованием ТС ТКДРМ проводятся измерения мощности дозы излучения на поверхности упаковки и на расстоянии 1 метра от поверхности упаковки, а также уровня поверхностного загрязнения упаковки альфа- и бета излучающими радионуклидами; - проверка сведений, содержащихся в представленных документах и полученных в ходе таможенного досмотра ДРМ, в обязательном порядке должна предусматривать их сопоставление с информацией, полученной при визуальном осмотре упаковок и транспортных средств, их перевозящих (к такой информации относится: наличие знака радиационной опасности, транспортная категория, транспортный индекс, описание конструкции (внешний вид) и габаритные размеры, обозначение типа упаковочного комплекта, значение массы брутто, обозначение типа упаковочного комплекта, заводской номер, тип транспортного средства, максимальное количество упаковок в составе транспортного средства). ДРМ, в отношении транспортирования которых не соблюдаются требования законодательства Российской Федерации в области использования атомной энергии и охраны окружающей среды, к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации не допускаются. При наличии признаков несоблюдения вышеуказанных требований, таможенные органы обеспечивающих координацию и одновременное проведение проверки указанных фактов. Проверка осуществляется совместно с государственными органами, в компетенцию которых входит обеспечение соблюдения указанных правил. Местом доставки ДРМ при внутреннем таможенном транзите может быть только зона таможенного контроля в регионе деятельности таможенного органа назначения, являющегося местом декларирования ДРМ.[6] 4. Порядок вывоза из Российской Федерации и ввоза в Российскую Федерацию радиоактивных веществ и изделий на их основе Постановление правительства №291 от 16 марта 1996 г. утверждает положения о порядке вывоза из Российской Федерации и ввоза в Российскую Федерацию радиоактивных веществ и изделий на их основе. Определяет порядок вывоза из Российской Федерации и ввоза в Российскую Федерацию радиоактивных изотопов во всех видах, соединениях и изделиях и других радиоактивных веществ, входящих в подгруппу 2844 40 товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), а также радиоизотопных изделий, входящих в состав приборов и оборудования по подгруппам 9022 12 000 0, 9022 13 000 0, 9022 14 000 0, 9022 19 000 0, 9022 21 000 0 и 9022 29 000 О ТН ВЭД. Вывоз и ввоз радиоизотопной продукции и других радиоактивных веществ, осуществляются по лицензиям, выдаваемым Министерством внешних экономических связей Российской Федерации на основании заявлений установленного образца, предварительно согласованных: - на радиоизотопную продукцию и другие радиоактивные вещества (кроме ввозимых для медицинских целей) с Министерством Российской Федерации по атомной энергии в порядке, определяемом указанным Министерством; - на ввоз радиоизотопной продукции медицинского назначения с Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации в порядке, определяемом указанным Министерством. Для согласования заявлений на выдачу лицензий на вывоз радиоизотопной продукции и других радиоактивных веществ заявитель представляет в Министерство Российской Федерации по атомной энергии: - заявление установленного Министерством внешних экономических связей Российской Федерации образца; - заверенную копию подписанного или парафированного контракта (соглашения, договора) на вывоз регулируемой настоящим Положением продукции; - заверенные копии договора комиссии (если экспортер является посредником) или договора купли - продажи с изготовителем, в котором должно быть оговорено право покупателя на реализацию предмета договора в других странах, - заверенную копию разрешения (лицензии) Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности изготовителю и экспортеру - посреднику на право проведения работ по производству, хранению, транспортировке, оказанию посреднических услуг по реализации радиоизотопной продукции и радиоактивных веществ. Для согласования заявления на выдачу лицензии на ввоз радиоизотопной продукции и других радиоактивных веществ (кроме ввозимых в медицинских целях) заявитель представляет в Министерство Российской Федерации по атомной энергии: - заявление установленного Министерством внешних экономических связей Российской Федерации образца; - заверенную копию подписанного или парафированного контракта (соглашения, договора) на ввоз, регулируемый настоящим Положением, продукции; - заверенную копию договора комиссии (если импортер является посредником); - заверенную копию разрешения (лицензии) Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности импортеру на право применения, хранения, переработки, транспортировки и оказания посреднических услуг по приобретению радиоизотопной продукции и радиоактивных веществ. Для согласования заявления на выдачу лицензии на ввоз радиоизотопной продукции медицинского назначения заявитель представляет в Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации: - заявление установленного Министерством внешних экономических связей Российской Федерации образца; - заверенную копию подписанного или парафированного контракта (соглашения, договора) на ввоз указанной продукции: - заверенную копию договора комиссии (если импортер является посредником); - заключение Министерства Российской Федерации по атомной энергии о невозможности производства аналогичной продукции на российских предприятиях; - заверенную копию разрешения (лицензии) Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности импортеру на право применения, хранения, транспортировки и оказания посреднических услуг по приобретению радиоизотопной продукции. Любые радиоактивные изотопы, радиоактивные вещества и изделия на их основе при вывозе их из Российской Федерации или ввозе в Российскую Федерацию подлежат таможенному контролю и оформлению в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, определяемом Государственным таможенным комитетом Российской Федерации.[7] 5. Таможенный контроль делящихся и радиоактивных материалов, осуществляемый таможенными органами, являющимися местами декларирования делящихся и радиоактивных материалов При осуществлении проверки таможенной декларации, а также документов и сведений, необходимых для таможенного оформления делящихся и радиоактивных материалов, осуществляются следующие таможенные операции при обязательном участии должностных лиц подразделений таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами (подразделений ТКДРМ): - проверка соответствия сведений, заявленных в таможенной декларации, сведениям, содержащимся в документах, представленных для таможенного оформления ДРМ; - контроль правильности определения кода товара в соответствии с ТН ВЭД России; - контроль соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеэкономической деятельности. Таможенный контроль делящихся и радиоактивных материалов, направленный на установление фактических сведений о товаре, осуществляется в форме таможенного досмотра (по условиям безопасности без вскрытия транспортного упаковочного комплекта) с обязательным использованием ТС ТКДРМ. Таможенный досмотр делящихся и радиоактивных материалов осуществляется только должностными лицами подразделений ТКДРМ допущенными согласно установленному порядку к работе с источниками ионизирующих излучений, обязательным выполнением требований по обеспечению радиационной безопасности. Таможенный досмотр ДРМ осуществляется в следующем порядке: - с использованием ТС ТКДРМ проводятся измерения мощности дозы излучения на поверхности упаковки и на расстоянии 1 метра от поверхности упаковки, а также уровня поверхностного загрязнения альфа- и бета излучающими радионуклидами: - с использованием ТС ТКДРМ (спектрометрической аппаратуры) осуществляются идентификация ДРМ определение количественных и качественных характеристик этих материалов без вскрытия упаковок, характеристикам, подлежащим таможенному контролю, относят: наименование ДРМ, изотопный состав - для ядерных материалов, активность - для радиоактивных материалов. Вскрытие защитных контейнеров допускается только на специализированных предприятиях при проведении экспертизы.[8] 6. Проведение таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов при их убытии с таможенной территории Российской Федерации Необходимым условием получения разрешения таможенного органа на убытие ДРМ с таможенной территории Российской Федерации является представление таможенных документов, оформленных таможенным органом установленным для декларирования ДРМ. Указанное положение не распространяется на случаи вывоза ДРМ, помещённых под таможенный режим международного таможенного транзита, а также при убытии транспортных средств, содержащих ДРМ в качестве штатного оборудования (принадлежности). 7. Организация таможенного контроля, направленного на пресечение незаконного перемещения делящихся и радиоактивных материалов через таможенную границу Российской Федерации Таможенный контроль, направленный на пресечение незаконного перемещения ДРМ через таможенную границу Российской Федерации, последовательно осуществляется в следующих формах: -таможенное наблюдение с использованием ТС ТКДРМ (первичный радиационный контроль). Целью таможенного наблюдения с использованием ТС ТКДРМ (первичного радиационного контроля) является выявление товаров и транспортных средств с повышенным, по отношению к естественному радиационному фону уровнем ионизирующего излучения, при помещении указанных товаров и транспортных средств в зоне таможенного контроля. Первичный радиационный контроль проводится должностными лицами таможенных органов, контролирующим помещение товаров и транспортных средств в зону таможенного контроля. Первичный радиационный контроль осуществляется с использованием стационарных технических средств таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов, а при их отсутствии или неисправности - переносными ТС ТКДРМ. Критерием классификации проверяемого объекта (транспортного средства, грузового помещения, упаковки с товаром, багажа и т.п.), как имеющего повышенный уровень ионизирующего излучения, является устойчивое неложное срабатывание технического средства, подтвержденное его повторным использованием. -таможенный осмотр с использованием технических средств таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов (дополнительный радиационный контроль объекта без ее вскрытия). Целями таможенного осмотра с использованием ТС ТКДРМ (дополнительного радиационного контроля объекта без его вскрытия) являются: - определение на поверхности объекта точки (участка) с максимальной интенсивностью ионизирующего излучения: -измерение радиационных характеристик объекта, включая уровни поверхностного загрязнения альфа- и бета излучающими радионуклидами. -оценка степени радиационной опасности объекта. Основанием для проведения таможенного осмотра с использованием ТС ТКДРМ являются: -результаты таможенного наблюдения (первичного радиационного контроля); - выявление косвенных признаков наличия ДРМ (знаки радиационной опасности на грузовых ёмкостях, характерные защитные контейнеры массивные конструкции из свинца и т.д.); - поступление оперативной информации, результаты проверки транспортных и/или коммерческих документов. Результаты таможенного осмотра указываются в акте таможенного осмотра и могут рассматриваться как информация о нарушении таможенного законодательства Российской Федерации, в целях проверки которой необходимо осуществить таможенный досмотр с использованием ТС ТКДРМ. - таможенный досмотр с использованием ТС ТКДРМ (дополнительный радиационный контроль и углубленное радиационное обследование) Таможенный досмотр с использованием ТС ТКДРМ предусматривает вскрытие грузовых помещений, упаковок, ёмкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары. Таможенный досмотр осуществляется в зоне таможенного контроля, с использованием ТС ТКДРМ и проводится в два этапа: 1) дополнительный радиационный контроль с целью поиска и локализации источника ионизирующего излучения в составе объекта, измерения его радиационных характеристик и оценки степени радиационной опасности; 2) углубленное радиационное обследование с целью максимально возможной локализации, первичной идентификации источника ионизирующего излучения и к одной из следующих групп: -ядерные материалы или изделия на их основе; -радиоактивные вещества или изделия на их основе; -радиоактивные отходы; - товары с повышенным содержанием радионуклидов (металлолом, минеральное сырьё, строительные материалы и т д.) Таможенный осмотр и таможенный досмотр с использованием ТС ТКДРМ проводятся прошедшими специальную подготовку инспекторами досмотровых подразделений, а также должностными лицами подразделений таможенного контроля ДРМ таможенного органа. Если при проведении таможенного наблюдения фиксируется факт срабатывания ТС ТКДРМ по нейтронному каналу, дополнительный радиационный контроль должен осуществляться с использованием ТС ТКДРМ, имеющих детекторы нейтронного излучения. Выявленные в ходе таможенного контроля товары и транспортные средства с повышенным уровне ионизирующего излучения, размещаются на определённом таможенным органом участке зоны таможенного контроля с соблюдением необходимых мер но обеспечению радиационной безопасности. Вскрытие отсеков транспортных средств, грузовых мест, упаковок, багажа, а также иные действия по поиску и локализации источника ионизирующего излучения должны осуществляться с применением средств индивидуальной защиты. До начала указанных работ на поверхности каждого из обследуемых объектов должны быть измерены уровни поверхностного загрязнения альфа и бета-излучающими радионуклидами. Вскрытие выявленных источников ионизирующего излучения, по своим внешним характеристикам напоминающие контейнеры для транспортирования ДРМ (в виде цилиндров, герметично закрытых ёмкостей, ампул, флаконов пеналов и т.п.) в зоне таможенного контроля не допускается. Указанные действия могут осуществляться толькопри проведении экспертизы на специализированных предприятиях. Для принятия решения об отнесении выявленного источника ионизирующего излучения к ДРМ назначается экспертиза. Порядок назначения экспертизы при осуществлении таможенного контроля определён Таможенным кодексом Российской Федерации, при этом экспертиза на предмет отнесения выявленного источника ионизирующего излучения к ДРМ должна проводиться только в организациях, имеющих право на проведение соответствующих измерений (работ). При выявлении в ходе таможенного контроля товаров с повышенным содержанием радионуклидов подлежащих санитарно-эпидемиологической экспертизе в соответствии с нормативными актами Минздрав России, таможенное оформление указанных товаров может быть завершено только после проведения контроля со стороны государственных органов, осуществляющих санитарно-эпидемиологический надзор. Соответствие указанных товаров санитарным правилам, действующим в Российской Федерации, должны подтверждаться санитарно-эпидемиологическим заключением.[9] 8. Порядок представления сведений по фактам выявления незаконного перемещения делящихся и радиоактивных материалов через таможенную границу Российской Федерации и в местах доставки товаров и транспортных средств Под незаконным перемещением делящихся и радиоактивных материалов в Порядке представления сведений но фактам выявления незаконного перемещения делящихся и радиоактивных материалов через таможенную границу Российской Федерации и в местах доставки товаров и транспортных средств в регионе деятельности Управления понимается перемещение: - товаров и транспортных средств с повышенным уровнем ионизирующего излучения, у которых на момент пересечения таможенной границы Российской Федерации отсутствуют соответствующие сопроводительные документы, подтверждающие наличие на их поверхности повышенного уровня ионизирующего излучения, либо заявленные в сопроводительных документах радиационные характеристики товаров и транспортных средств не соответствуют измеренным в ходе проведения таможенного контроля: -ДРМ под видом нерадиоактивных; -ДРМ в количестве, превышающем заявленное в декларации: -иных радиоактивных материалов вместо заявленных; -ДРМ. не имеющих разрешения на ввоз или вывоз; -ДРМ. имеющих мощность дозы и уровень радиоактивного загрязнения на поверхности упаковок, а также мощность дозы на контролируемых расстояниях от груза, превышающие установленные пределы; -ДРМ без принятых знаков маркировки. Должностные лица в пунктах пропуска, осуществляющие таможенный контроль товаров и транспортных средств, и должностные лица таможенных постов, осуществляющие таможенное оформление и таможенный контроль товаров и транспортных средств в местах доставки, при срабатывании технических средств таможенною контроля за делящимися и радиоактивными материалами: -регистрируют факт срабатывания аппаратуры радиационного контроля в журнале учета срабатывания технических средств таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами (приложение 3); -устанавливают факт неложного срабатывания аппаратуры радиационного контроля и подтверждения незаконного перемещения ДРМ согласно п. 8.1, незамедлительно сообщают об этом начальнику таможенного поста, дежурному по Службе ТКДРМ ФТС России. Начальник таможенного поста или лицо, им уполномоченное, по получении сообщения о фактах выявления незаконного перемещения делящихся и радиоактивных материалов организует формирование донесения и его передачу в течение 2 часов в подразделение оперативно-дежурной службы таможни. Оперативный дежурный таможни в рабочее время информируетпо данному факту подразделение ТКДРМ таможни и в течение 4 часов передает указанную оперативную информацию: -в рабочее время в отдел таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами службы организации таможенного контроля Управления ; -в ночное время, выходные и праздничные дни оперативному дежурному Управления. Подразделение ТКДРМ таможни: При получении указанной оперативной информации регистрирует ее в журнале учета приема и передачи оперативных сообщений о выявлении незаконного перемещения делящихся и радиоактивных материалов, оформленном согласно приложению 4, организует проведение таможенного осмотра/досмотра или экспертизы товаров по данным фактам и представляет донесение по предварительным и окончательным их результатам, оформленное согласно приложению 5, в отдел таможенною контроля за делящимися и радиоактивными материалами службы организации таможенного контроля Управления . Ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за отчетным, представляет в отдел таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами службы организации таможенного контроля Управления информацию: -о количестве реагирований на срабатывание аппаратуры радиационного контроля ТКДРМ согласно пункту 8.2; -о количестве осмотров/досмотров, проведенных по фактам, предусмотренным подпунктом 8.5.1; -о количестве осмотров/досмотров товаров, включенных в профили риска N 00031-00035, утвержденных приказом ФТС России от 20.09.2004 N 59доп. Отдел таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами службы организации таможенного контроля Управления проводит анализ оперативной информации, полученной в соответствии с пунктом 8.4 и пунктом 8.5.1, заносит ее в базу данных "О случаях пресечения незаконного перемещения ДРМ и опасных отходов таможенными органами Центрального таможенного управления и в течение 3 суток передает по существующим каналам связи в Главное управление информационных технологий ФТС России оперативное донесение с регистрацией получения и отправления донесения в журнале.[10] 9. Перечень документов, необходимых для таможенных целей и таможенного контроля при декларировании делящихся и радиоактивных материалов Лицензия МВЭС России. Номенклатура делящихся и радиоактивных материалов, при таможенном оформлении которых требуется ее представление, содержится в постановлениях Правительства Российской Федерации. Лицензия (разрешение) Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор России) - в случаях декларирования товаров, ввоз и вывоз которых осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании лицензий, указанных в п. 8.1, выдаваемая: - изготовителю и экспортеру-посреднику на право проведения работ по производству, хранению, транспортировке, оказанию посреднических услуг по реализации радиоизотопной продукции и радиоактивных веществ при вывозе радиоизотопной продукции и других радиоактивных веществ; - импортеру на право применения, хранения, переработки, транспортировки и оказания посреднических услуг по приобретению радиоизотопной продукции и радиоактивных веществ - при ввозе радиоизотопной продукции и других радиоактивных веществ. Сертификаты-разрешения, выдаваемые в установленном порядке: сертификат - разрешение на радиоактивное вещество особого вида (РВОВ); сертификат - разрешение на конструкцию упаковочного комплекта транспортного (УКТ) российского и зарубежного производства; сертификат - разрешение на перевозку делящихся и радиоактивных материалов данным видом транспорта с учетом маршрута. Допускается совмещение сертификатов-разрешений на конструкцию УКТ и на перевозку. Сертификат-разрешение на РВОВ необходим, если в сертификате-разрешении на конструкцию УКТ указано, что УКТ предназначен только для перевозки РВОВ. Техническое описание, инструкция но эксплуатации, паспорт, упаковочная ведомость к УКТ типов А и В для транспортирования радиоактивных веществ согласно «Правилам безопасности при транспортировании радиоактивных веществ» (ПБТРВ-73). Сопроводительная накладная на радиоактивное вещество в соответствии с ПБТРВ-73 заполняется в форме приведенной в приложении 4 к ПБТРВ-73. Сопроводительная накладная и необходимая техническая документация в соответствии с техническими условиями на поставку данного вида ядерных материалов согласно «основным правилам безопасности и физической защиты при перевозке ядерных материалов» (ОПБЗ-83)[11] . Заключение Таможенный контроль делящихся и радиоактивных материалов, осуществляемый таможенными органами, имеет исключительное значение для обеспечения радиационной безопасности в нашей стране, а также для выполнения международных обязательств в области нераспространения ядерного оружия. Он является важным элементом для международной системы противодействия ядерному и радиологическому терроризму. При выявлении в ходе таможенного контроля незаконно перемещаемых ДРМ таможенные органы передают информацию об этом соответствующим государственным органам, в том числе в рамках межведомственных комиссий. Основными товарами, при перемещении которых участниками внешнеэкономической деятельности нарушается таможенное законодательство, законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие ядерную и радиоактивную безопасность, являлись стройматериалы, минеральное сырье, руды и концентраты, а также потребительские товары. Ввоз товаров на территорию Российской Федерации иногда осуществляется без наличия разрешительных документов, необходимых в соответствии с законодательством. Физическую защиту ДРМ, выявленных в ходе проведения таможенного контроля, до передачи их в специализированную организацию, обеспечивают силовые подразделения таможенного органа. Случаи незаконного перемещения ДРМ через таможенную границу Российской Федерации рассматриваются как аварийная ситуация. В случае возникновения в зоне таможенного контроля радиационной аварии все необходимые мероприятия осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также с требованиями федеральных норм и правил в области радиационной безопасности. В соответствии с утвержденными ФТС России профилями риска производится проверка заявленных документов и сведений и осуществляется таможенный контроль всех партий ДРМ в форме таможенного досмотра. Особенностью таких досмотров является то, что характеристики товара (изотопный состав, активность, степень обогащения и т.д.) определяются без вскрытия транспортной упаковки с применением технических средств таможенного контроля ДРМ, в частности, гаммаспектрометра СКС – 50М. уникальные технические средства радиационного контроля, разработанные российскими учеными и состоящие на вооружении таможенной службы РФ, позволяют это делать. А специалисты радиационного контроля таможенных органов – профессионала высочайшего класса, имеющие специальную подготовку. Должностные лица регулярно повышают свои профессиональные знания, что позволяет им профессионально выполнять свои функциональные обязанности по предотвращению незаконного внешнеэкономического оборота делящихся и радиоактивных материалов. Проведение таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов имеет исключительное значение с точки зрения обеспечения выполнения государством международных обязательств в области нераспространения ядерного оружия, обеспечения его экономической, экологической, радиационной безопасности государства и населения. Для организации обеспечения радиационной безопасности России в 1995 году была создана служба таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами. С 1997 года начата реализация программы оснащения всех пограничных пунктов пропуска современными техническими средствами таможенного контроля ДРМ. Установленные на авиационных, автомобильных, железнодорожных, морских пунктах пропуска соответствующие модификации системы «Янтарь» и поисковые дозиметры позволяют контролировать товары и транспортные средства в автоматическом режиме. Эти технические средства соответствуют требованиям национальных и международных стандартов. Гамма-спектрометры позволили таможенным органам впервые в мировой практике внедрить технологию досмотра находящегося в спецконтейнерах радиоактивного товара без их вскрытия. При этом проверяется соответствие заявленного изотопа, его активность, процент обогащения ураном-235, изотопный состав плутония, то есть все те данные, которые вносятся в таможенную декларацию при их таможенном оформлении. Принятые ФТС России меры по оснащению таможенных органов аппаратурой радиационного контроля позволили значительно повысить результативность усилий по пресечению незаконного перемещения ДРМ. Техническими средствами таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов выявляется в 95% случаев незаконного перемещения товаров и транспортных средств с повышенным уровнем ионизирующего излучения; остальные 5% - при рассмотрении документов и информации. Список использованных источников 1. Таможенный кодекс Российской Федерации 1993г., действующая часть. 2. Приказ ФТС России от 11 марта 2008г. №240 «Об утверждении Положения о Главном управлении организации таможенного оформления и таможенного контроля» 3. Приказ ГТК России от 13 марта 1998г. №144 «Об утверждении инструкции по таможенному оформлению и таможенному контролю делящихся и радиоактивных материалов» 4. Приказ ГТК РФ от 04 февраля 2004г. №154 «Об утверждении инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенный контроль делящихся и радиоактивных материалов» 5. Приказ ГТК РФ от 22 октября 2003г. №1184 «Об утверждении инструкции по организации и проведению таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов» 6. Приказ ГТК РФ от 20 августа 1998г. №575 «О перечне документов, необходимых для таможенных целей и таможенного контроля при декларировании делящихся и радиоактивных материалов» 7. Приказ ФТС РФ от 09 августа 2006г. №750 «Об утверждении требований к обустройству, сооружению и планировке особой экономической зоны, а также условий доступа на территорию особой экономической зоны для обеспечения эффективности таможенного контроля» 8. Приказ ГТК России от 26 сентября 2003г. №1069 «Об утверждении концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации» 9. Письмо ФТС России от 08 августа 2008г. №23-15/32078 «Концепция таможенного оформления и таможенного контроля ввозимых товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации» 10. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 марта 1996г. №291 «Об утверждении положения о порядке вывоза из Российской Федерации и ввоза в Российскую Федерацию радиоактивных веществ и изделий на их основе» 11. Рекомендации ФТС ЦТУ от 19 августа 2004г. №47-08/16881 «Рекомендации по оборудованию техническими средствами таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов складов временного хранения, расположенных в регионе деятельности таможенных органов Центрального таможенного управления» 12. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 октября 1996г. №1205 «О концепции системы государственного учета и контроля ядерных материалов» 13. Приказ ЦТУ от 12 апреля 2005г. №124 «Об утверждении порядка предоставления сведений по фактам выявления незаконного перемещения делящихся и радиоактивных материалов через таможенную границу Российской Федерации и местах доставки товаров и транспортных средств в регионе деятельности управления» 14. Приказ ФТС России от 26 марта 2009г. №567 «О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении делящихся и радиоактивных материалов» Приложение 1 Таможенные органы, обладающие правомочиями для совершения таможенных операций в отношении делящихся и радиоактивных материалов.
Приложение 2 Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности для ядерных материалов, радиоактивных источников ионизирующего излучения и контейнеров для перевозки ДРМ 2612 Руды и концентраты урановые или ториевые: 2612 10 - руды и концентраты урановые: 2612 10 100 - руды урановые, смолка урановая и их концентраты с содержанием урана более 5 мас. процентов 2612 20 - руды и концентраты ториевые: 2612 20 100 - моназит, ураноторианит и другие ториевые руды и концентраты с содержанием тория более 20 мас. процентов 2805 - металлы щелочные или щелочноземельные; 2805 30 - металлы редкоземельные, скандий и иттрий в чистом виде, в смесях или сплавах; 2805 40 – ртуть; 2844 Элементы химические радиоактивные и изотопы радиоактивные (включая делящиеся и воспроизводящие химические элементы и изотопы) и их соединения; смеси и остатки, содержащие эти продукты: 2844 10 - уран природный и его соединения; сплавы, дисперсии (включая металлокерамику), продукты керамические и смеси, содержащие природный уран или соединения природного урана 2844 20 - уран, обогащенный ураном-235, и его соединения; плутоний и его соединения; сплавы, дисперсии (включая металлокерамику), продукты керамические и смеси, содержащие уран, обогащенный ураном-235 плутоний или соединения этик продуктов: - уран, обогащенный ураном-235, и его соединения; сплавы, дисперсии (включая металлокерамику), продукты керамические и смеси, содержащие уран, обогащенный ураном-235, или соединения этих продуктов, содержащих уран-235 в количестве менее 20 мас. %: 2844 30 - уран, обедненный ураном- 235, и его соединения; торий и его соединения; сплавы, дисперсии (включая металлокерамику), продукты керамические и смеси, содержащие уран, обедненный ураном-235, торий или соединения этих продуктов: - уран, обедненный ураном-235; сплавы, дисперсии ( включая металлокерамику), продукты керамические и смеси, содержащие уран, обедненный ураном-235, или соединения этого продукта: 2844 40 - элементы радиоактивные, изотопы и соединения, кроме указанных в субпозициях 2844 10, 2844 20 или 2844 30; сплавы дисперсии (включая металлокерамику), продукты керамические и смеси, содержащие эти элементы, изотопы или их соединения; остатки радиоактивные - уран, полученный из урана-233 и его соединений; сплавы, дисперсии (включая металлокерамику), керамические продукты и смеси и соединения, полученные из урана-233 или соединений этого продукта: 2844 50 000 - отработанные (облученные) тепловыделяющие элементы (твэлы) ядерных реакторов 8401 Реакторы ядерные; тепловыделяющие элементы (твэлы),не облученные (для ядерных реакторов); оборудование и устройства для разделения изотопов: 8401 30 000 - тепловыделяющие элементы (твэлы), не облученные (для ядерных реакторов) Приложение 3 Журнал учета срабатывания технических средств таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами.
Приложение 4 Журнал учета приема и передачи оперативных сообщений о выявлении ДРМ
Приложение 5 Сведения о незаконном перемещении делящихся и радиоактивных материалов и опасных отходов через таможенную границу Российской Федерации за ____________200___г. Форма №20 – материалы, отходы Утверждена приказом ФТС России от 31.12.2004 №477 Оперативно-почтовая Наименование таможенного органа Код таможенного органа [1] Приказ ФТС России №567 от 26 марта 2009 года. «О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении делящихся и радиоактивных материалов» [2] Постановление правительства РФ от 14 октября 1996г. №1205 «О концепции системы государственного учета и контроля ядерных материалов» (в ред. Постановления Правительства РФ от 01 января 2005г. №49). [3] Приказ ГТК РФ от 22 ноября 2003г. №1184 «Об утверждении Инструкции по организации и проведению таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов» [4] Приказ ФТС от 9 августа 2006г. №250 «Об утверждении требований к обустройству, сооружению и планировке особой экономической зоны, а также условий доступа на территорию особой экономической зоны для обеспечения эффективности таможенного контроля» [5] Рекомендации ФТС РФ от 19 августа 2004г. №47-08/16881 «Рекомендации по оборудованию техническими средствами таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов складов временного хранения, расположенных в регионе деятельности таможенных органов центрального таможенного управления» [6] Приказ ГТК РФ от 22 ноября 2003г. №1184 «Об утверждении Инструкции по организации и проведению таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов» [7] Постановление правительства РФ от 16 марта 1996г. №291 «Об утверждении положения о порядке вывоза из Российской Федерации и ввоза в Российскую Федерацию радиоактивных веществ и изделий на их основе» [8] Приказ ГТК РФ от 22 ноября 2003г. №1184 «Об утверждении Инструкции по организации и проведению таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов» [9] Приказ ГТК РФ от 22 ноября 2003г. №1184 «Об утверждении Инструкции по организации и проведению таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов» [10] Приказ ЦТУ от 12 апреля 2005г. №124 «Об утверждении порядка представления сведений по фактам выявления незаконного перемещения делящихся и радиоактивных материалов через таможенную границу Российской Федерации и в местах доставки товаров и транспортных средств в регионе деятельности управления» [11] Приказ ГТК РФ от 20 августа 1998г. №575 «О перечне документов, необходимых для таможенных целей и таможенного контроля при декларировании и таможенном контроле делящихся и радиоактивных материалов» |