Контрольная работа: Описание Новосибирского краеведческого музея
Название: Описание Новосибирского краеведческого музея Раздел: Рефераты по краеведению и этнографии Тип: контрольная работа |
Введение............................................................................................................................................................................................. 2 1. История Новосибирского краеведческого музея.......................................................................................................................... 3 2. Экскурсии музея............................................................................................................................................................................. 3 3. Коллекции и проекты..................................................................................................................................................................... 8 Заключение..................................................................................................................................................................................... 13 Список литературы......................................................................................................................................................................... 15 Формирование музейной экскурсии и выделение ее в основную форму работы с аудиторией было достаточно сложным и длительным процессом. Однако сегодня нет, пожалуй, ни одного музея, который не строил бы свою культурно-образовательную деятельность преимущественно на основе экскурсий. Положительно можно утверждать, что развитые традиции экскурсионности определяют своеобразие культурно-образовательной деятельности отечественных музеев по сравнению с музеями других стран, где экскурсия не имеет такого преобладающего значения. Однако, утверждая это, хотелось бы подчеркнуть не только положительные, но и отрицательные стороны сложившейся ситуации. Преобладание экскурсии, известная «зацикленность» на экскурсионных формах популяризации коллекций, в известном смысле, ограничивают освоение музеями других форм, основанных на активном поведении посетителей в пространстве музея. В наших музеях с аудиторией встречается преимущественно экскурсовод, берущий на себя роль руководителя в путешествии по музею, тогда как во многих зарубежных – руководством служат путеводители, «информационные листки» и «листки активности» для школьников, специально подготовленные материалы для учителя и т.д., которые готовит музейный педагог. Цель данной работы – рассмотреть Новосибирский краеведческий музей. Задачи: рассмотреть историю становления и развития; выявить основные экскурсии; изучить коллекции. 1. История Новосибирского краеведческого музея Музей был открыт 20 августа 1920 г. Профиль - родиноведение. Основатель: Акзимиров В.А. (?- 1922). С 1922 по 1932 гг. - директор Максимилиан Краков - геолог, писатель, репрессирован. Здание построено в 1910-1912 гг. по проекту известного архитектора А.Д.Крячкова. Здесь располагалась городская дума и торговые площади (нижний этаж). Первые десятилетия отличает активная экспедиционная деятельность, собран богатейший этнографический материал по коренным народам Сибири, старожильческому наследию, сформирована емкая естественнонаучная коллекция, библиотека. Благодаря этому музейные собрания и экспозиции знакомят посетителя с культурой всего Сибирского региона во всем его многообразии. Среди уникальных собраний - коллекция, раскрывающая духовную культуру коренных народов и переселенцев: предметы шаманизма и ламаизма, православная икона и пластика. С 50-х годов музей участвует в ежегодных археологических экспедициях, скомплектована археологическая коллекция, насчитывающая более 50 тыс.ед. Последние десять лет уникальный материал дало сотрудничество с архивом ФСБ, что дало возможность организовать серию выставок «Сибирь Советская», штрихи к портрету. В настоящее время фонды музея составляют 7150 тыс. единиц хранения, что позволяет обновлять экспозиционные комплексы, создавать новые выставки[1] . 2. Экскурсии музея Становление музейной экскурсии стало одним из итогов экскурсионного движения. Постепенно экскурсия приобрела статус ведущей формы культурно-образовательной деятельности отечественного музея. То, как происходило зарождение музейно-экскурсионной деятельности, можно проследить на примере двух крупнейших музеев России, известных и ныне широкой постановкой и высоким уровнем экскурсий[2] . Основные экскурсии: Обзорная экскурсия по Новосибирскому краеведческому музею Тип: обзорная Профиль: история и общество, природа Вид: внутримузейная Язык: русский Возрастная группа: любая Сибирь. Тайны прошлого Тип: тематическая Профиль: история и общество Вид: внутримузейная Язык: русский Путешествие в бабушкино детство Тип: тематическая Профиль: история и общество Вид: внутримузейная Язык: русский Края во II половине XIX века Тип: тематическая Профиль: история и общество Вид: внутримузейная Язык: русский История Новониколаевска Тип: тематическая Профиль: история и общество Вид: внутримузейная Язык: русский Особенности экономического развития Новониколаевска Тип: обзорная Профиль: история и общество, наука, техника и отрасли народного хозяйства Вид: внутримузейная Язык: русский Возрастная группа: Любая «В гостях у сказки». Мы играем и поем Тип: тематическая Профиль: развлечения и досуг Вид: внутримузейная Язык: русский Возрастная группа: детская Сибирь Советская Тип: тематическая Профиль: история и общество, наука, техника и отрасли народного хозяйства Вид: внутримузейная Язык: русский Возрастная группа: любая Новосибирск в годы ВОВ Тип: тематическая Профиль: история и общество Вид: внутримузейная Язык: русский Возрастная группа: любая Природа в Новосибирской области Описание: Экскурсия проводится в экспозиционных залах музея по ул. Вокзальная магистраль 11. Тип: тематическая Профиль: природа Вид: внутримузейная Язык: русский Возрастная группа: любая Экологические проблемы Новосибирской области Описание: Экскурсия проводится в экспозиционных залах музея по ул. Вокзальная магистраль 11. Тип: тематическая Профиль: природа Вид: внутримузейная Язык: русский Возрастная группа: любая Рельеф, климат, почвы Новосибирской области Описание: Экскурсия проводится в экспозиционных залах музея по ул. Вокзальная магистраль 11. Тип: тематическая Профиль: природа Вид: внутримузейная Язык: русский Возрастная группа: любая Удивительный мир насекомых Описание: Экскурсия проводится в экспозиционных залах музея по ул. Вокзальная магистраль 11. Тип: тематическая Профиль: природа Вид: внутримузейная Язык: русский Возрастная группа: любая Древняя флора и фауна Чарующий мир камня Развитие органического мира Описание: Экскурсия проводится в экспозиционных залах музея по ул. Вокзальная магистраль 11. Тип: тематическая Профиль: природа Вид: внутримузейная Язык: русский Возрастная группа: любая Историко-краеведческая экскурсия в экспозиционных залах Описание: Историко-краеведческая экскурсия в экспозиционных залах музея по ул. Ленина 23: Городской быт начала XX века. Сибирский период жизни и деятельности С.М. Кирова. Деятельность Обской группы РСДРП 1904-1909 гг. (Шамшин, Шамшурин, Петухов, Ковальчук). Тип: тематическая Профиль: история и общество Вид: внутримузейная Язык: русский Возрастная группа: любая Площади музея: экспозиционно-выставочная 3172м2 временных выставок 280м2 фондохранилищ 591м2 Филиал или подчиненная организация: Барабинский краеведческий музей - M1047 Венгеровский районный краеведческий музей имени П.М.Пономаренко - M1049 Искитимский краеведческий музей - M1050 Колыванский краеведческий музей - M1053 Кочковский краеведческий музей - M1054 Кыштовский краеведческий музей - M1063 Мошковский краеведческий музей - M1065 Народный историко-краеведческий музей г. Татарска - M1066 Черепановский районный историко-краеведческий музей - M1068 Бергульский Дом-музей П.П.Бажова - M1069 Выставочный зал (г. Новосибирск) - M1070 Наиболее ценные (уникальные) коллекции[3] : Этнографическая коллекция - 21900 ед. Коллекция культовых предметов - 300 ед. Коллекция мебели 18-20 вв. - 230 ед. Коллекция драгметаллов - 1600 ед. Коллекция оружия - 350 ед. Природоведческая коллекция - 1500 ед. Коллекция узорчатых камней - 500 ед. Крупные выставочные проекты: III Красноярская музейная бьеннале, ассоциация "Открытый музей", Красноярск 1999. (1 приз в номинации операторская работа, фильм "Птичьи дети"). Электронные каталоги 1998-2002 гг., фонд "Открытое общество". Президентский гранд, экспозиционная деятельность, выставка, посвященная 90-летию А.И.Покрышкина. Окружная выставка "Государственные символы России" 2003. Межрегиональная выставка "Немцы в истории Сибири, Сибирь в судьбах немцев" 2003. Выездные и обменные выставки: "Жизнь, отданная небу". Фотовыставка рассказывает о жизненном пути А.И.Покрышкина, трижды героя Советского Союза, маршала авиации. Наиболее интересные предметы фондов: Бубен шаманский (алтайский) Датировка: Конец XIX - начало XX века Размер: высота - 64 см., толщина - 12 см., ширина - 55 см. Техника: дерево, кожа, металл, ткань Описание: Бубен почти круглый, слегка вытянутый по вертикали. Внутри бубна закреплена деревянная рукоять. В верхней части к ней приклеплен кожаными ремнями железный, горизонтально расположенный стержень. Рукоять является стилизованным изображением "хозяина" бубна. На внешней стороне бубна имеется рисунок красной и белой краской: модель устройства мира Бубен шаманский (челканский) Датировка: Конец XIX - начало XX века Размер: высота - 64 см., толщина - 15 см., ширина - 51 см. Техника: дерево, кожа, металл, ткань, нить Описание: Яйцевидный бубен, обтянут кожей, которая пристегана толстой нитью к обечайке. Рукоять вырезана из цельного куска дерева симметрично. Верхняя и нижняя половины изображают в плоскости овальную голову и квадратное туловище. Перпендикулярно расположено плоское возвышение с выемкой на уровне плеч. На лицах закреплено по два круглых металлических глаза. Пролог старопечатный Автор: Москва, Печатный двор Датировка: 1641 год Размер: 33 X 20cм. Техника: печать Описание: Пролог - славяно-русский церковно-учительский сборник литературного характера. Пролог 1641 года - это первое московское печатное издание Пролога. В его основу положен так называемый стишной пролог. Литературной целью составителей Пролога было полное собрание в единое повествование справочно-познавательных рассказов о многих античных, византийский и ближневосточных персонажах. Четвероевангелие печатное, с приложением указателя дней, в которые читается оно Датировка: Вторая половина XVIII века Размер: 31,5 X 19.4 Техника: бумага, доски, бархат, медь Описание: Имеется несколько владельческих записей. Сборник слов и толкований на священное писание Ефрема Сирина Датировка: Конец XVIII века Техника: бумага, кожа Псалтырь (или книга псалмов царя Давида) Датировка: 1787 год Размер: 30,5 X 20см. Техника: бумага, доски, кожа Описание: В 1878 году псалтырь перепечатан в типографии Федора Карташева. Четвероевангелие старообрядческое Датировка: Конец XVIII века Размер: 36,5 X 22, толщина - 16,3см. Техника: бумага, кожа, дерево Невеста и дружка, село Нижний Уймон Тип: графическая работа Автор: Нагорская Н.Н. Датировка: 30 июня 1926 года Размер: 28,1 X 32,5 см. Техника: бумага, акварель Описание: На рисунке имеются надписи. Праздничная одежда староверов. Катя Макарова Железнова, село Нижний Уймон Тип: графическая работа Автор: Нагорская Н.Н. Датировка: 1926 год Размер: 37 X 28,5 см. Техника: бумага, акварель Описание: Надписи на рисунке. Девушки в будничной одежде. Село Верхний Уймон Тип: графическая работа Автор: Нагорская Н.Н. Датировка: 13 июля 1926 года Техника: бумага, акварель Описание: Надписи на рисунке. Тунгус (Каргасокский район Томского округа, юрты Капкэс) Тип: графическая работа Автор: Нагорная Н.Н. Датировка: 1925 год Размер: 42,3 X 28,3 см. Техника: бумага, угольный карандаш Слепой остяк (Каргасокский район Томского округа, юрты Каргалдай) Тип: графическая работа Автор: Нагорная Н.Н. Датировка: 1925 год Размер: 50,5 X 31,7 см. Техника: бумага, угольный карандаш Портрет мальчика - остяка 3,5 лет - Сигита Зырянова (Каргасокский район Томского округа, юрты Каргалдай) Тип: графическая работа Автор: Нагорная Н.Н. Датировка: 8 июля 1925 года Размер: 34,6 X 25,2 см. Техника: бумага, угольный карандаш Всего в музее 7150000 единиц хранения Экскурсия объединяет, как правило, «группу ищущих знаний» (И.М. Гревс), которая представляет собой некое социально-психологическое единство. Его основа – общий интерес, настрой на восприятие, который экскурсовод должен закрепить и реализовать. Сосредоточенность группы в пространстве, общность переживаемых эмоций способствуют возникновению на экскурсии особого психологического климата, характерного для всех форм публичности. Это приближает экскурсию к театральному спектаклю или концерту, где каждый из воспринимающих не может не ощущать себя частью единого организма. Чувства, которые возникают у экскурсантов, усиливаются на экскурсии коллективностью переживаний. Однако, чтобы группа подчас незнакомых людей начала ощущать себя как некое единство, необходим еще один персонаж – экскурсовод. Поэтому следующий признак музейной экскурсии – руководство экскурсовода, который призван помочь в обретении желаемых знаний и впечатлений. Благодаря руководителю экскурсия приобретает организованный характер, т.к. ее ход целиком подчиняется его замыслу и воле. Организующими признаками музейной экскурсии являются ее тематичность: всякая экскурсия имеет тему, в рамках которой осуществляется творчество экскурсовода, а также наличие маршрута: ему следует экскурсовод, раскрывая ту или иную тему. Однако главным признаком музейной экскурсии, на чем особенно настаивали Н.А. Гейнике и А.В. Бакушинский[4] , следует признать приоритет зрительных впечатлений, живое созерцание, наблюдение. Поэтому экскурсовод уделяет преимущественное внимание показу, который сопровождается необходимыми словесными пояснениями – рассказом. Восприятию объектов показа, в нашем случае – музейных экспонатов, способствует качество, которое Б.Е. Райков определял как моторность: экскурсия обязательно предполагает двигательную активность экскурсантов, их перемещение и созерцание объектов в различных ракурсах[5] . Все названные признаки роднят музейную экскурсию с экскурсиями других типов. Отличается она от них главным образом тем, что проводится в пространстве музея (по территории, экспозиции или фондохранилищу), а, следовательно, специфика ее определяется характером музейной среды и экспонатов. Поэтому экскурсия в естественнонаучном музее будет отличаться от экскурсии в музее художественном, а экскурсия в музее-заповеднике обретет свои очертания по сравнению с экскурсией в краеведческом музее. Однако качество экскурсии в любом музее зависит, прежде всего, от того, насколько экскурсовод владеет экскурсионным методом как таковым и учитывает в своей деятельности новые тенденции и запросы аудитории. 1. Бакушинский А.В. Исследования и статьи. – М., 1981. 2. Гнедовский М.Б. Музей и образование. Материалы для обсуждения. – М., 1987. 3. К истории отечественной экскурсионной школы. Реферативный обзор публикаций второй половины XIX – начала ХХ вв. – М., 1992. 4. Хозяйство русских в коллекциях Новосибирского областного краеведческого музея: Каталог. - Новосибирск, 1996 5. www.museum.ru [1] www.museum.ru [2] Гнедовский М.Б. Музей и образование. Материалы для обсуждения. – М., 1987. [3] Хозяйство русских в коллекциях Новосибирского областного краеведческого музея: Каталог. - Новосибирск, 1996 [4] Бакушинский А.В. Исследования и статьи. – М., 1981. [5] К истории отечественной экскурсионной школы. Реферативный обзор публикаций второй половины XIX – начала ХХ вв. – М., 1992. |