Реферат: Анализ теорий цены и сущности рыночного подхода к её формированию
Название: Анализ теорий цены и сущности рыночного подхода к её формированию Раздел: Рефераты по маркетингу Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Министерство образования и науки Украины Национальный технический университет Харьковский политехнический институт Кафедра экономики и маркетинга Реферат По учебной дисциплине «Промышленный маркетинг» на тему: «Анализ теорий цены и сущности рыночного подхода к её формированию» Выполнил: студент группы СОДЕРЖАНИЕ введение. 3 Теоретические основы цены.. 4 Типология подходов к проблеме ценообразования.. 5 Ценообразование на промышленном рынке. 8 Определение критической цены реализации.. 9 заключение. 10 список использованных источников.. 11 введениеПеред всеми коммерческими и многими некоммерческими организациями встает задача назначения цены на свои товары и услуги. В условиях рынка ценообразование является весьма сложным процессом, подвержено воздействию многих факторов и, конечно, базируется не только на рекомендациях маркетинга. Цены и ценовая политика – одна из главных составляющих маркетинговой деятельности, роль которой все более возрастает. Поэтому каждому субъекту экономической деятельности необходимо иметь понятие о теоретических основах и сущности цены как экономической категории, и понимать суть процесса её формирования. Сейчас, в условиях, когда рынок требует всё новых и новых способов привлечения внимания потребителей, низкая цена уже не всегда вызывает ожидаемую реакцию, и поэтому определение потенциала цены как категории маркетинга приобретает новую актуальность. Таким образом, целью этого реферата является краткая систематизация и анализ теорий цены, а так же анализ сущности рыночного подхода к её формированию. Из поставленной цели вытекают следующие задачи исследования: определение теоретических основ цены; систематизация типологии подходов к проблеме ценообразования; определение сущности ценообразования на промышленном рынке. В таком случае, цена и ценообразование становятся главным объектом исследования. Предметом исследования при этом является цена как экономическая категория и подходы к её формированию, в частности на промышленном рынке. Исходя из характера темы данного реферата, основной акцент будет сделан на качественные методы исследования. В результате проведения исследования будут сделаны соответствующие выводы. Теоретические основы ценыЦена является сложной экономической категорией, так как в ней пересекаются многие основные проблемы развития экономики и общества в целом. Существуют две основные теории цены. По мнению сторонников одной из них, цена выражает стоимость товаров. Сторонники другой считают, что цена товара представляет собой сумму денег, которую покупатель готов заплатить за товар определённой полезности. Разработка теорий цены относится к ранней стадии развития рыночных отношений. Для этой стадии была характерна затратная (стоимостная) теория цены, яркими представителями которой были Уильям Петти, Адам Смит и Давид Рикардо. По их мнению стоимость товара определяется количеством труда, необходимого для его производства. Карл Маркс, один из наиболее последовательных сторонников этой теории, развивал концепцию, сущность которой заключается в том, что товар имеет стоимость и цену. Стоимость при этом определяется как воплощение в товаре качественно однородных и усреднённых затрат труда. При чём труд принимается как абстрактная категория. Цена же рассматривается как выражение его стоимости, и может ситуативно изменяться под влиянием случайных рыночных факторов. Таким образом. В этой теории имеет лишь одну объективную основу – стоимость. Другая концепция объясняет цену товара суммой денежных затрат на его изготовление в совокупности с оценкой полезности таких затрат покупателем. При этом, для определения цены товара оценка покупателем его свойств более значима, чем затраты производителя. Стоимость товара в таком случае не объясняет его цены [7. с.5–7]. Современная экономическая теория пытается синтезировать оба подхода к определению цены, совместив в ней объективность, выражаемую стоимостью, и субъективность, характеризуемую полезностью товара. Хотя при таком подходе остаётся актуальным определение всех затрат на производство, так как рыночные отношения требуют полного возмещения расходов. Таблица 1. Систематизация подходов к определению цены
Рынок выступает основной формой реализации товарно-денежных отношений, осуществляемых посредством цены. Когда на рынке устанавливается равновесие между спросом и предложением, результатом этого экономического процесса является установление цены. Именно таким образом цена совмещает в себе стоимостные и ценностные характеристики. Типология подходов к проблеме ценообразованияЦенообразование, в самом общем смысле – процесс формирования цен на товары и услуги, на который оказывают воздействие как государственные органы, так и сами субъекты экономической деятельности. В более узком смысле – разработка самими фирмами конкретной ценовой стратегии, увязанной с общими целями и основанной на общей политике ценообразования [1. ]. Производитель не просто назначает ту или иную цену, он создает целую систему ценообразования, охватывающую разные товары и изделия в рамках товарного ассортимента и учитывающую различия в издержках по организации сбыта в разных географических регионах, различия в уровнях спроса, распределении покупок по времени и прочие факторы. Кроме того, фирма действует в условиях постоянно меняющегося конкурентного окружения и иногда сама выступает инициатором изменения цен, а иногда отвечает на ценовые инициативы конкурентов. Исходя из этого, существует целый спектр подходов к ценообразованию, основные из которых представлены в Таблице 2. Таблица 2. Основные подходы к образованию цены на товар [6. ]
Таким образом, существует ряд исходных моментов, от которых отталкиваются предприятия в процессе ценообразования, и от правильности выбора подхода к этому процессу зависит прибыльность предприятия. Ценообразование на промышленном рынкеЦенообразование на рынке промышленных товаров означает разработку промышленными предприятиями конкретной стратегии формирования цены, увязанной с их целями, основанной на выбранной ими политике ценообразования и учитывающей все характеристики и особенности рынка товаров промышленного назначения [4. ]. Таблица 3. Особенности рынка промышленных товаров и характер их влияния на цену
Ценообразование на промышленном рынке проходит в пять этапов [3. ]: Определение расчётной цены товара, исходя из фактических затрат. Определение розничной цены, для чего расчётная цена корректируется с учётом коэффициента, характеризующего часть товарного кредита в обороте. Определение текущей цены реализации для товаров. Определение цены после окончания критического срока оборачиваемости. Определение критической цены реализацииЭтот список может быть расширен в зависимости от целей и задач фирмы. заключениеВ ходе проведения исследования была определена основная теоретическая основа цены. На современном этапе она заключается в синтезе стоимостной и ценностной концепции цены. Это подразумевает под собой образование цены как под влияние затрат на производство, так и под влиянием мнения потребителей о полезности производимого товара. Кроме того была проведена систематизация основных маркетинговых подходов к ценообразованию. Установлено, что ценообразование может отталкиваться от степени новизны товара или принадлежности его к существующей товарной номенклатуре, от географической структуры потребления, а так же может учитывать различные изменения цены в зависимости от взаимоотношений с покупателем. Сущность ценообразования на промышленном рынке была определена как процесс формирования цены учитывающей особенности и основные характеристики этого рынка. Таким образом, цена как экономическая категория, оставаясь достаточно изученной, всё же оставляет широкие возможности для исследования и дополнения существующих концепций. Подходы к её формированию на промышленном рынке зависят от области деятельности предприятия-производителя, и характеризуются большим количеством вариантов поведения, что позволяет лучше откликаться на изменения конъюнктуры рынка. список использованных источников1. Белявцев М.І., Петренко І.В., Прозорова І.В. Маркетингова цінова політика: Навчальний посібник. – К.: Центр навчальної літератури, 2005. – 332с. 2. Длігач А.О. Маркетингова цінова політика: світовий досвід, вітчизняна практика: Навчальний посібник. – К.: ВД “Професіонал”, 2006. – 304 с. 4. Крикавський Є.В. Промисловий маркетинг: Підручник. – Львів: Лвівська політехніка, 2004. – 427 с. 5. Определение оптимальной цены реализации товарного продукта / Пожидаев В.Ф., Симекоз Р.А., Шандра С.В., Арлинский О.Ю. // Вестник Восточно-украинского гос. ун-та. – 1997. – №6. – с.45–54. 6. Ценовая политика предприятия.2-е изд. / В.М. Тарасевич. – СПб.: Питер, 2003. – 288 с. |