Реферат: Этика периода Средних веков
Название: Этика периода Средних веков Раздел: Рефераты по этике Тип: реферат |
Реферат На тему: «Этика периода Средних веков» План Вопрос 1. Корпоративная мораль Средневековья Вопрос 2. Философско-этическая мысль Средневековья (официальная этическая доктрина) Вопрос 3. Философско-этическая мысль Средневековья (субъективистские этические учения) Вопрос 1. Корпоративная мораль Средневековья 1. Христианская мораль Средневековья 2. Сословно-корпоративный характер средневековой морали 1. Этика средневековой Европы V - XI вв. (период феодализма) складывалась в жестких рамках религии. В основу этической мысли легла идея Бога как морального абсолюта. Бог - объективный, безусловный, единственный источник морали. Средневековая этическая мысль отрицает античную моральную философию, основывается на вере, а разуму и воле человека отводит второстепенную роль. Для христианской этики Средневековья характерны: • пессимистический взгляд на земную жизнь людей; • оптимистическое упование на Царство Божие; • утверждение ригоризма, аскетизма и полного подчинения воле Божьей Центром христианской этики является идея любви к Богу. Эта идея: • придает морали общечеловеческий статус; • является универсальным принципом морали; • рождает новую добродетель - милосердие, нравственное отношение ближнему. Идея любви к Господу и ближнему получает выражение в "золотом правы морали": "Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними..." (Евангелие от Матфея). Для феодального общества характерна слитность морального сознания с другими формами общественного сознания (религией, философией наукой и др.). Теология Средневековья включает религиозную, философскую, этическую проблематику. Решение этих проблем ограничено христианской догматикой. Религия являлась господствующей идеологией феодального общества Главенство религиозной идеологии закреплялось интересами правящих классов, монополией церкви в духовной культуре общества. Церковь монополизировала и образование: • начальные школы существовали при храмах и монастырях; • богословский факультет был главным в университетах; • духовенство являлось самым образованным сословием. Образование носило схоластический характер, Религиозные тексты не подвергались рациональному осмыслению. 2. Феодальный строй - иерархия, в основе которой лежат: • корпоративные связи (цеха ремесленников, купеческие гильдии, крестьянские общины, рыцарские ордена); • социальная зависимость людей (закрепление крестьян землевладельцами, вассальная служба феодалов); • общинная порука. В феодальном обществе идеалы раннего христианства претерпели изменения: официальная религиозная идеология преследовала инакомыслящих (еретиков), оправдывала богатство, освящала социальное неравенство. Человек находился в моральной зависимости от общности, к которой принадлежал. Существовать вне системы взаимозависимостей люди не могли. Была сформирована корпоративная мораль, которая: • включала представление о справедливости по сословному признаку; • указывала человеку место в сословной иерархии, образ жизни, размеры богатства, стиль поведения и пр.; • определяла ценность человека в зависимости от сословной принадлежности; • устанавливала сословную субординацию. Осмысление сословно-корпоративной морали проходило в рамках религиозного мировоззрения. Церковь освящала сословное неравенство, проповедовала терпимость, покорность, непротивление злу. Несправедливость, жестокость общественных отношений объясняла греховностью каждого человека. Официальная религиозная идеология объявляла труд уделом черни, обслуживающей "благородные" сословия, и одновременно средством спасения души. Она осуществляла внеэкономическое принуждение к подневольному труду. В общественном сознании важное место занимали традиции. Они, как и религия, закрепляли корпоративные связи и социальное неравенство. Нормы морали были различны для разных сословий и групп. Они были оформлены в виде нравственных кодексов (уставы цехов и гильдий, кодексы рыцарских орденов и др.), которые содержали жестко регламентированные права и обязанности. Все сословия объединяло христианство: • каждый человек - раб Божий, обладающий бессмертной душой; • убийство любого человека - смертный грех. Ценность человеческой жизни выросла. В отличие от рабовладельца феодал не мог безнаказанно убить крепостного крестьянина. Это не относилось к инакомыслящим, еретикам. Они были вне морали. Убийство еретика не осуждалось официальной религиозной моралью. Вопрос 2. Философско-этическая мысль Средневековья (официальная этическая доктрина) L Августин Блаженный 2. Фома Аквинский 3. Ансельм Кентерберийский 1. Августин Аврелий Блаженный (345 - 430) был обращен в христианство в 30-летнем возрасте. Одной из основных тем его философии стало духовное перерождение, просветление человека под воздействием благодати Божьей. Августин Блаженный утверждал: • человек греховен и слаб; • Господь всесилен, абсолютен, совершенен, самодостаточен; Бог - это добро, благо; • высшим благом является воля Господа; • заповеди Божьи не измеряются человеческими мерками, они абсолютно совершенны; • спасение человека заключается в искренней вере. Августин Блаженный считал, что все, созданное Богом, не должно подвергаться сомнению и является абсолютным благом. Человек - венец творения, он находится на вершине природной иерархии. Тело человека - не "сосуд греха", оно прекрасно, так как сотворено Богом. Августин Блаженный считал, что: • земные блага и чувственные удовольствия имеют право на существование, но они играют второстепенную роль, поскольку богатство, удовольствия и прочее отвлекают от мыслей о Боге; • интеллектуальные и эстетические блага помогают человеку постичь Бога; • мораль должна быть обращена к Богу, корни морали - в Божественном начале; • судьбы людей предопределены, поскольку: • человек создан способным к безгрешной жизни; • человеку дана свобода морального выбора; • свобода человека изначально направлена на добро (заповеди Божьи); • зло не коренится в бытии, так как бытие - творение Божье, а представляет собой отказ от добра, нарушение воли Бога; • человек сосредоточился на вторичных земных благах, отступил от велений Господа, впал в гордыню, возомнил, что может быть как Бог. Августин Блаженный пытался дать ответ на вопрос об источнике зла (входило ли грехопадение человека в замысел Божий?). В итоге Августин утверждал, что эта тема непостижима для человеческого ума. Августин оправдывал социальное неравенство в феодальном обществе. Он говорил: "Первейшая и повседневная власть... - это власть господина над рабом. Церковь должна заботиться не о том, чтобы сделать рабов свободными, но чтобы сделать их добрыми". 2. Фома Аквинский (1225 - 1274) попытался преодолеть конфликт между верой и знанием, совместить мораль и религию. Фома Аквинский утверждал, что: • предметы теологии и философии совпадают; • в религии присутствуют догматы, которые могут быть доказаны теоретически; • научное обоснование догматов христианства укрепляет веру; • ряд христианских догматов недоступен уму людей. Бог является благом. Высшим благом для человека является единение с Богом, интеллектуальное созерцание Бога. Блаженство единения с Господом не связано с эмпирическим, чувственным блаженством, а является результатом интеллектуальной деятельности. Блаженство в эмпирическом мире ограничено, поскольку познание Господа через его выражение в земных явлениях искажено чувственным началом человека. Полным и вечным блаженство может быть только в загробной жизни. Фома Аквинский считал, что все, что создано Богом, является абсолютным благом, поэтому абсолютного зла не может существовать. Оно рождается в деятельности человека. Причины зла: • неподчинение человека правилам, законам; • несовершенство воли человека; • неверный моральный выбор. Нравственность реализует добродетели. Добродетельный поступок - действие, выражающее сознательный выбор, волю индивида. Добродетели Фома Аквинский подразделял на: • умственные - интеллектуальные и практические (ум и благоразумие); • нравственные, основанные на чувствах и тесно связанные с умственными добродетелями (справедливость и т. п.); • богословские (вера, надежда и важнейшая добродетель - любовь). В сознательных, свободных поступках человек руководствуется не страстями, а разумом. Страсти человека: • являются свойствами низшей, чувственной природы; • морально нейтральны; • приобретают моральные характеристики только тогда, когда подчинены (или не подчинены) разуму. По мнению Фомы Аквинского, человеческий разум является низшей ступенью высшей разумности и тесно связан с абсолютным Божественным разумом. Божественный разум руководит людьми посредством: • благодати (Божьего промысла, участия в жизни людей); • закона, указывающего высшее благо, задающего направление деятельности людей. Фома Аквинский выделял: • "вечный закон. Божественную премудрость". Он выражается в религиозных заповедях, в совести людей; • "естественный" закон - стремление всего сущего к добру, желание избежать зла; • "человеческий' закон - законы государства. 3. Схоласт Ансельм Кентерберийский (1033 - 1109) считал, что: • из-за первородного греха человек лишен права свободного морального выбора; • человек не способен осуществлять свободный выбор и в результате при ходит к греху; • моральность человека, его спасение возможны только с помощью Божьей милости. Вопрос 3. Философско-этическая мысль Средневековья (субъективистские этические учения) 1. Иоанн Скот Эриугена 2. Пьер Абеляры 3. Сигер Брабантский 4. Майстер Экхарт 1. Иоанн Скот Эриугена (810 - 877) утверждал: • неразделимость добродетели людей и их спасения; • право свободного морального выбора человека. 2. Пьер Абеляр (1079 -1142) в своих трудах также отстаивал свободу человека в рамках христианской религии. Он утверждал: • человек имеет право свободного морального выбора; • человек несет ответственность за свои поступки; • оценивать поступки человека можно только с учетом его намерений, степени их осознания и его совести; • свобода выбора, данная человеку, является свидетельством премудрости Создателя. Абеляр полагал также, что логическое доказательство догматов христианства не противоречит вере. Официальная церковь осуждала взгляды Пьера Абеляра. Его сочинения ("Да и Нет", "Этика" и др.) были запрещены. 3. Сигер Бpaбантский (ок. 1235 - 1282) был последователем П. Абеляра. Учение Сигера противоречило официальной теологии. Он обосновывал мораль только природой человека и полагал, что: • мир не сотворен и вечен; • душа человека состоит из чувственной, индивидуальной души и разумной души; • человек смертей, вместе с его телом умирает и индивидуальная душа; • разумная душа бессмертна, осуществляет свою деятельность в живущих индивидах; • нравственное поведение - это поведение, соответствующее здравому разуму; • здравый разум соответствует благу человечества; - чтобы дать моральную оценку деятельности человека, необходимо учи тывать его взаимоотношения с обществом. 4. Майстер Экхарт (1260 - 1327) трактовал этические проблемы, опираясь на личный мистический опыт. Основные положения учения Майстера Экхарта. * Абсолютное (Абсолют) имеет две стороны: * проявленная - Бог; * непроявленная - Божество, бездна, Божественное Ничто. * Проявленный Бог: * является бесконечным милосердием и любовью; * един с миром; * делает мир целостным. * Божественные милосердие и любовь лежат в основе мира. * Человек является тем, что он любит (любит Бога - есть Бог). * Блаженный человек: * един с Богом, тождествен с Богом; * желает того, чего желает Бог; * его душа - частица Бога, "искра Божья". * Постигнуть Бога можно с помощью мистической интуиции. Человек может сделать "поворот к божественному", проникнуть в Божественное Ничто, бездну. Для этого человек должен: — * ничего не знать (не думать, что познал истину); * ничего не желать (отказаться от эмпирических страстей); * ничего не иметь (не быть привязанным ни к чему, даже к Богу). * Важная добродетель, необходимая для слияния с Божеством, - ценность, то есть: * отрешенность от мира; * равнодушие ко всему, кроме Бога; * стремление стать ничем, слиться с Божественным. * Кратчайший путь к отрешенности лежит через страдания. Земные радости отвлекают от великой цели, привязывают к миру. · Добродетель совершенна, если она бескорыстна и проявляется естественно, без демонстрации. Экхарт ввел понятия: * "внешний человек" - телесное, подверженное страстям, эгоцентричное; • "внутренний человек" - отрицание земного, телесного. Божественное начало. Мейстер Экхарт утверждал приоритет "внутреннего" человека, искры Божьей. "Внутренний" человек изначален в личности. Противоречие между "внешним" и "внутренним" человеком преодолевается путем сознательного, добровольного, свободного отказа от своего ограниченного "я". В своем учении Экхарт провозглашал нравственную независимость человека, значимость индивидуального нравственного выбора, возможность прийти к Богу без посредничества Церкви. Литература 1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. — Гардарики, 2003. — 472 с. 2. Дружинин В.Ф., Демина Л.А. Этика. Курс лекций. — М.: Изд-во МГОУ, 2003. — 176 с. 3. Жаринов В.М. Этика Учебное пособие для вузов. — М.: Изд-во ПРИОР, 2003. — 206 с. 4. Словарь по этике. — М.: Политиздат, 1983. — 445 с. |