Курсовая работа: Историко-культурные достопримечательности Рязанской области
Название: Историко-культурные достопримечательности Рязанской области Раздел: Рефераты по физкультуре и спорту Тип: курсовая работа |
Содержание Введение 3 1. Город Рязань 5 1.1. Рязанский Кремль 6 1.2. Рязанский областной художественный музей 19 1.3. Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник 20 2. Город Касимов 21 2.1. Касимовский краеведческий музей 23 2.2. Текие Шах-Али-Хана 25 3. Поселок Гусь-Железный 27 3.1. Троицкий собор 29 3.2. Усадьба "Орлиное гнездо" 30 4. Село Пощупово 31 4.1. Сказочный музей пощуповской игрушки 33 5. Музеи Рязанской области 34 5.1. Государственный музей-заповедник С.А. Есенина 34 5.2. Музей природы окского заповедника 36 5.3. Историко-археологический заповедник "Старая Рязань" 37 5.4. Спасский историко-археологический музей 38 5.5. Музей деревянного зодчества 39 5.6. Музей Скопинской керамики 40 5.7. Пронский краеведческий музей 41 6. Народные промыслы 42 6.1. Михайловское кружево 42 6.2. Кадомский вениз 42 6.3. Скопинская керамика 43 6.4. Шиловское лозоплетение 44 Заключение 45 Литература 46 Введение В самом центре России стоит древняя Рязань, прекрасная и неповторимая, неотделимая от великой Руси, России. Прекрасная не потому лишь, что для каждого человека нет места краше его ''малой родины'', но оттого, что по ''лепоте'' своей, узорочью была и будет отличной от других городов. Даже имя ее доныне загадка, хотя и растолковывалось не раз, нем воедино слились воинские подвиги и слава древних городов Поочья; Переславля Рязанского, нынешней Рязани, и великокняжеской столицы - Рязани (Старой), располагавшейся на крутояре, над окскими быстринами, в пятидесяти километрах от Переславля вниз по реке. Через века пронесла Рязань свой говор свой нрав, свой лик. Сохранила в сердце своих святых, пророков, праведников и мучеников, героев, которые, противостоя злу, не жалели подчас и жизни ’’тишины в отчем доме ради’’. Но сохранили ли мы в своей памяти славную историю Рязани, продолжаем ли мы чтить Рязань, как почитали ее рязанцы многие века назад? Знаем ли мы, что вся история Рязани, становление ее культуры кровно связано с Православием? К сожалению, нельзя дать положительный ответ на этот довольно серьезный вопрос. Не смотря на быстрый бег времени, на смену так отличающихся друг от друга, как по традициям, так и по нравственной культуре поколений, Рязань продолжает жить в своих памятниках старины, в поветшавших от времени и «налета» событий, но не утерявших своего значения в жизни верующих, церквях и монастырях, храмах и соборах, в древнего письма иконах книгах. Однако основная цель данной работы заключается не только в том, чтобы ознакомить с достопримечательностями этого города. Эта работа по своему существу поднимает на всеобщее обсуждение одну из важнейших проблем 21-го века - потеря нравственности, потеря интереса к традициям и культуре предков. К сожалению, нынешняя молодежь не понимает и не ценит времени, старины, да и, вообще говоря, не стремится понять. Нет времени, чтобы забыть о 'бренных' делах и задуматься о нравственности. Кто же виноват в этом? В первую очередь наше с вами общество. Неужели отчуждение молодежи от подлинной духовной культуры, национальных камней и традиций, от веры, не вызывает ни у кого вопроса: «А все ли благополучно в России с воспитанием подрастающего поколения? Не упустим ли мы тот момент, когда есть еще возможность возродить заросшую дорогу к Храму?» Хотелось бы верить, что это не так. Каковы же пути преодоления этих, ставших общепринятыми, тенденций современного общества? В первую очередь - это повышение интереса к родной истории, возрождения "желания узнать и понять - откуда мы и куда идем", а, что касается сферы воспитания, то это сближение право-лавной и светской систем образования, что может послужить основой для целостного воспитания и образования личности, способствовать восстановлению подлинной иерархии ценностей, остановить распад духовного ядра личности, выхолаживание внутренней жизни. Данная работа имеет именно эту направленность. Поскольку знакомство с Рязанским достопримечательностями, с историей их создания, архитектурными особенностями, святынями, с судьбой памятников позволяет не только окунуться в древность, но и дает возможность понять, какова роль Православия в культуре русской нации, формировании российского сознания, традиций, в духовной жизни народа. 1. Город Рязань Один из древнейших русских городов, основан в 1095 г. князем Ярославом. В Кремле сохранились крепостной вал XII века, Успенский собор 1693-1699 г. г. работы Якова Бухвостова, Архангельский собор (около 1475 г., надстроен в 1647 г.), соборная колокольня 1789-1840 г. г., высота 86 м., Христорождественский собор (перестроен в XVII-XIX в. в.), двухшатровая Духовская церковь (1642 г.), сооружения бывшего Спасского монастыря: Богоявленская церковь с колокольней (сер. XVII в., Спасопреображенский собор (1702 г.). Здания архиерейского двора: епископские палаты, певческий корпус, консисторский корпус. Размещены музеи. Много архитектурных памятников в других частях города: церковь Вознесения, Борисоглебская церковь (архитектор Я. Г. Бухвостов), Торговые ряды (нач. XIX в.), здания присутственных мест (1786 г.), Дворянского собрания (1812 г.), семинария (1816 г.). [1] Рязанский государственный театр драмы, основанный в 1787 году, является одним из старейших театров в России. Не менее популярен Рязанский государственный театр для детей и молодежи (театр на Соборной). Рязань и Рязанская область хранят память о замечательных людях – деятелях культуры и искусства, которые родились и жили на рязанской земле. Это поэты Сергей Есенин и Яков Полонский, писатель А.С.Новиков-Прибой, ученые К.Э.Циолковский, И.П.Павлов, В.Ф.Уткин и многие другие.[2] 1.1. Рязанский Кремль И одним замечательнейших памятников старины является Рязанский Кремль, гармонично вписывающийся в облик окрестных построек и местного пейзажа. Можно часами ехать по извилистой Оке и любоваться «парящими» абрисами монументальных кремлевских сооружений, величественной колокольней, вскинутым ввысь кубом старинного Успенского собора с пятью куполами. Кремль как бы парит высоко над бесконечной гладью вод, стоя на страже веков, говоря людям правду о борьбе человеческих страстей, громе сражений и жарких схваток. Рязанский Кремль - одно из тех творений русского зодчества, в котором сплелись вся глубина и сила духовных и эстетических устремлений той эпохи. Судьба его неотделима от истории, как самой Рязани, так и России в целом. Состав Кремля:· Колокольня · Успенский собор · Христорождественский собор — действующий собор · Архангельский собор · Архиерейские палаты («Дворец Олега») · Церковь Святого Духа · Церковь Богоявления — действующая церковь · Спасо-Преображенский собор — действующая церковь · Гостиница знати · Певческий корпус · Консисторский корпус · Гостиница черни · Конюшни и каретный сарай [3] Частые войны, набеги степных кочевников, пожары сильно опустошали рязанскую землю, уничтожив большую часть ее древнего искусства, о нем мы теперь можем судить по немногим сохранившимся памятникам: ювелирным изделиям, мелкой пластике, чеканке, резьбе по дереву и камню, иконописи и иным художественным ценностям. Шедевры ювелирного искусства из старой Рязани - «княжеские бармы» (ХI-ХII веков), хранящиеся в Оружейной палате Московского Кремля, дают представление об очень высоком уровне древней культуры рязанского края. 1.1.1. Христорождественский Собор Хорошо известно, что ныне существующий Успенский собор был построен в конце ХVII в. группой мастеров, возглавлявшейся талантливейшим зодчим того времени Я.Г. Бухвостовым. Все авторы, писавшие об архитектурных памятниках современной Рязани, говорят, что в связи с постройкой этого собора, ранее существовавший каменный Успенский собор был переименован в Христорождественский. Последний неоднократно перестраивался и потому дошел до нас, имея внешнее обличие здания начала ХIХ в. (1826 г.) В литературе высказано весьма правдоподобное предложение, что первый Успенский собор в Переяславле был выстроен великим князем Олегом (следовательно, до 1389 г., когда произошла торжественная встреча митрополита Пимена) в связи с переносом столицы княжества в этот город. О внешнем облике этого храма дает представление опись 1638 года: « На площади подле архиерейского двора церковь Успения Пречистыя Богородицы каменная о пяти верхах, крыта немецким железом; кровля ветха, кресты обложены белым немецким железом; над дверьми в сводах образы спереди и с полудни и с севера писаны стенным письмом; над ними киоты крыты немецким белым железом. Перед троими дверми три рундука о пяти ступенях без папертей. Церковные трои двери железные. Придел Федора Тирона. У правого столпа место архиепископле каменное; за столпом пять гробниц каменных, почивают великие князи рязанские, а на них покровы бархатные ветхи...» Это описание дает возможность выяснить облик храма, постройка или перестройка которого относится к концу ХVI- началу ХVII века. Собор был четырехстолпный, пятиглавый (что так соответствовало тогдашнему зодчеству Москвы); он был поставлен на цоколь. Об этом свидетельствует тот факт, что к его дверям « вели всходы о пяти ступенях», то есть уровень пола от уровня земли поднимался на высоту примерно до 1 м. Христорождественский храм является усыпальницей великих рязанских князей и княгинь. 1.1.2. Успенский Собор Новый Успенский собор, построенный в Переславле Рязанском, является не только крупнейшим произведением Я. Бухвостова, но и одним из замечательнейших памятников древнерусского искусства. Зодчий закончил в основном новый собор лишь к 1699 году, когда последний был покрыт тесом; отделка этого сооружения длилась еще три года. Наконец, 15 августа 1702 года новый рязанский митрополит Стефан Яворский, крупный петровского времени, освятил собор. Но еще в 1704-1706 году мастер-кузнец Стефан Малофеев выполнил кузнечные работы для боковых глав собора. Несмотря на неудачное конструктивное решение, новый собор в Переславле Рязанском явился не только крупнейшим произведением Я. Бухвостова, но и заслуженно занял одно из первых мест среди лучших архитектурных произведений конца ХVII века. Уклон территории Рязанского Кремля к югу вызвал постановку собора на высоком подклете. Благодаря этому весь объем собора должен был царить над застройкой Кремля, а величественный силуэт собора очерчиваться еще резче. Подобный архитектурный прием был положен в основу еще мастерами первого, рухнувшего собора, а затем повторен Я. Бухвостовым. Местоположение собора являлось чрезвычайно удачным. Сюда сходились основные городские улицы, а также дороги из Москвы, Старой Рязани, Астрахани. Собор, согласно старой русской традиции, завершал «перспективы» главнейших городских улиц. Постройка в 1789-1790 годах перед запасным фасадом собора высокой колокольни со шпилем, еще больше усилила значение собора в городском ландшафте. Этому же способствовала ясная кубическая форма собора. Возводя эту огромную постройку, Я. Бухвостов придал порталам, наличникам окон и другим деталям крупные размеры; при близкой точке зрения они кажутся чрезмерно большими, однако зодчий преодолел это впечатление посредством архитектурных приемов. Узорная белокаменная резьба, сосредоточенная в нижнем ярусе собора, преследует цель подготовить зрителя к тому, что откроется его взору внутри собора с его великолепным иконостасом, поднимающимся на всю высоту здания. Архитектурное убранство собора снаружи выглядит так, словно оно представляет собой вынесенный наружу иконостас, выполненный в камне. Совершенно построение оконных наличников. Ни один из них не повторяет ниже расположенного ни по форме, ни по убранству. Я. Бухвостов усложнил форму глав своего произведения. Боковые главы - двенадцатигранные, центральная же имеет шестнадцать граней. Эти элементы убранства встречаются и в некоторых других частях собора. Кресты глав собора - ажурные, прекрасного рисунка. Внутри собор производит не менее сильное впечатление, чем извне, но в данном случае его архитектурно-пространственное решение сильнее зависит от своего прототипа - московского Успенского собора. Четыре круглые колонны-столба - с кубовидными капителями несут его своды. Еще пара столбов, но уже квадратных в плане, скрыта за иконостасом. Ярким свидетельством виртуозных способностей русских резчиков является иконостас, выполненный мастером С. Христофоровым, в виде ряда ярусов, поднимающихся вплоть до куполов. Его декоративная пышность находится в полном соответствии с внешним убранством собора. С. Христофоров создал нескончаемое количество вариантов из сплетающихся растений, цветов и плодов, среди которых особенно часто применяется виноградная лоза с гроздьями. 1.1.3. Архангельский Собор В Рязанском Кремле, помимо древнейшего Успенского собора, находится Архангельский собор. Первое письменное упоминание о нем в 1532 году было связано с тем, что епископ рязанский Иона слил «колокол к Архангелу Михаилу». О его древности говорит глубоко ушедшее в землю основание- первоначальный пол расположен сейчас на глубине 1,5 м. Вместе с тем известно, что здесь в 1482 г. Был похоронен епископ Феодосий, а в 1532 г. Епископ Иона подарил собору колокол (см. выше). Архангельский собор, представляющий в плане близкую аналогию, например, Троицкому собору Троице- Сергеевской лавры, построенному на пятьдесят лет раньше, был, возможно, очень близок ему и во внешней отделке. Он имел, видимо, относительно высокий цоколь и три рундука; гладкие, расчиненные лопатками стены с килевидными закомарами; узкие, щелевидные окна в боковых пряслах; высокие, близко подходящие к карнизу апсиды с такими же окнами; килевидные, с бусинами на колонках порталы. Оригинальным является кирпичный антаблемент у основания закомар. С помощью шурфор выявился и древний цоколь собора. Его профиль чрезвычайно близок рисунку цоколя старого Успенского собора. Древний пол собора был из поливных коричневых плиток, выложенных звездами. Аналогичный пол был сделан и в Архангельском соборе Москвы (только в несколько цветов). Четырехскатную крышу собор получил после пожара 1647 г., от которого он пострадал особенно сильно. Тогда мастер из Согалича В.Х. Зубов еще раз заново облицевал обгорелые стены внутри и снаружи, восстановил верхнюю часть собора. В это время были выложены из крупного кирпича перспективные порталы вместо разрушенных белокаменных. Древний иконостас собора не сохранился, но несколько икон из него конца ХV- начала ХVI в. находятся в Рязанском художественном музее. Это храмовая икона архангела Михаила «Чудо в Хонех», святой Троицы, Благовещения, святого Николая Чудотворца, Страшного суда, святой Софии Премудрости Божией, святой Параскевы. 1.1.4. Архиерейский Двор О истории возникновения Архиерейского двора повествует Д.Солодовников в своей книге «Переславль Рязанский. Прошлое Рязани в памятниках старины»: «Но вот захватила Переяславль Москва, в Переяславль приехал московский наместник, а владыка рязанский Иона был переведен с посаду служить в Кремль, в Успенский собор, и поставил епископ Иона себе в Кремле дом владычный, а дворе каменную церковь Усекновения Иоанна Предтечи, две каменные палаты, две поварни каменные. И стояли эти строения до 1647года. А в 1647 году почти весь Кремль сгорел, тогда сгорел и Архиерейский дом и соборная колокольня с колоколами, обгорели каменные церкви Архангельская и Предтеченская. Лет через 6 после этого архиепископ Мисаил начал строить себе новые каменные палаты». После пожара 1647 года уцелели стены Предтеченской церкви и одной из палат. Именно к ним были пристроены новые палаты, наверху палат была сооружена новая двухсветная церковь Иоанна Предтечи трапезной. Строились новые палаты в 1653, 1654 и 1655 году «подрядчиком из Москвы каменных дел подмастерьем Юрьем Канильевым сыном Яршовым». Эти палаты сохранились и до наших дней- это передняя часть Архиерейского дома, которая представляет собой особый интерес для ученых исследователей, которые характеризуют ее как замечательное старинное русское здание; особенно они отличают наружные окна и входные внутренние двери. 1.1.5. Церковь Иоанна Предтечи Особенно интересна была церковь Иоанна Предтечи. К ее высоким стенам с юга примыкала двухмаршевая крутая лестница с кровлей, опирающейся на открытые арки. Она начиналась под прямым углом к зданию, а затем поворачивала вдоль его южной стены. Вверху она заканчивалась площадкой, арки которой служили одновременно звонницей. От этой верхней площадки шла вдоль западной стены церкви открытая паперть. Здесь был расположен вход, ведущий в пониженную трапезную часть церкви, из которой второй портал завершался главой. Верх каждой из стен увеличивали кокошники. Сейчас уже трудно представить себе все особенности отделки церкви Иоанна Предтечи, построенной Ершовым. Само здание епископских палат было довольно длинным, одноэтажным, на подклете. Палаты имели на южном фасаде два входа, которые вели в двое сеней. К сеням примыкали жилые комнаты и комнаты для приема посетителей. В комнатах были большие изразцовые печи. В 1658 году над епископскими палатами надстроили второй этаж. В это же время в церкви Иоанна Предтечи появились два новых портала: в трапезную, очевидно, переделанный из другого, возведенного Ершовым, и портал с верхней площадки лестницы на паперть церкви, которую теперь застроили. В 1692 году Григорий Леонтьев сын Мазухин, костромич, «подрядился у преосвященного строить и строил каменные палаты сверх крестовой и келей». Теперь, надстроив уже третий этаж над епископскими палатами, Григорий Мазухин объединил церковь и палаты в один длинный высокий корпус равной высоты. Реставрационными работами удалось восстановить некоторые элементы древней внутренней отделки: портал в западную палату третьего этажа, характерный для конца ХVII века, и камин, окно в «Золотой палате». Таков в общих чертах комплекс построек Архиерейского двора, который дошел до нас со значительными утратами каменных сооружений. 1.1.6. Церковь Святого Духа За епископским двором, ниже по склону кремлевского холма, стоит единственная сохранившаяся постройка расположенного здесь Духовского монастыря, основанного в ХV веке- церковь святого Духа (1642 год). Церковь святого Духа- замечательный памятник искусства. Ее два шатра, смело вздымающиеся вверх из сочных, необычайно выразительных в своей пластике кокошников над карнизом. Тонкая профилировка карнизов, гурты шатров и прикрывающие их грани звезды, тонкий и изящный рисунок декора четверика на южном и северном его фасадах- все свидетельствует и о незаурядности самого замысла, и от тщательности его выполнения (церковь реставрирована в последние годы). Строил церковь мастер из Согалича Василий Харитонов сын Зубов. В церкви Святого Духа Переяславля - Рязанского возродился снова один из древнейших планировочных приемов архитектуры края - прием поперечной исправленности пространства. В ее многошатровой предшественнице - церкви Дивной на Угличе - план имеет еще продольную исправленность, поскольку приделы отделены стенами. Следует отметить еще сужение храма кверху, за счет наклона внутрь угловых лопаток, благодаря чему церковь кажется удивительно стройной и вместе с тем монументальной. Василий Зубов и сам сознавал зодчим выдающимся - он надписал на камне свидетельство о своем авторств церкви Святого Духа и заложил этот камень над ее порталом (Рязань, Краеведческий музей). Часть этого камня была недавно найдена, а полная его надпись гласила: «Лета 7150 совершена бысть сия церковь при архиепископе Моисеи Рязанском, при игумене Севастьяне. А мастер был Соли Галицкой Василий Харитонов сын Зубов». В настоящее время в храме находится научная библиотека историко-архитектурного музея-заповедника. Сохранилась фотография 1918-1920 годов с изображением красноармейцев, которые выносят из храма иконы иконостаса. По рассказам старожилов, деревянные иконы использовались для изготовления ящиков. 1.1.7. Колокольня Своеобразным апофеозом архитектуры классицизма в Рязани явилась колокольня Успенского собора, построенная с западной его стороны (там, где была древняя Глебовская башня крепости) еще одним петербургским архитектором - Н.И. Воронихиным в 1840 году. Колокольня Рязанского Кремля - замечательное произведение искусства. В ней удивительно уже то, что, хотя она строилась, как средневековые соборы, в течение жизни нескольких поколений, ее общая композиция сохранила единство и цельность выражения. Исключительно велико ее градостроительное значение, которое сравнимо со значением колокольни Ивана Великого для Москвы или построек Коробова и Захарова для Петербурга. В постановке и композиционном построении колокольни сказались великие архитектурные традиции древней Руси. На основе этих же традиций сооружена колокольня Рождественского монастыря Суздаля, выстроенная в память Отечественной войне 1812 года. Рязанская колокольня выкрашена как и собор в красный и белый цвета, что еще более подчеркивает их связь. Судя по прекрасному силуэту, умело найденному соотношению с собором и хорошо прорисованным деталям, проект колокольни принадлежит опытному зодчему. Ее нижний ярус выдержан в тосканском ордере. Сквозь арку, находящуюся в центре яруса, виден портал собора. На срезанных углах пилонов этого яруса помещены полукруглые ниши, предназначавшиеся для скульптуры. Они увенчаны легкими сандриками - фронтончиками. Второй ярус обработан спаренными коринфскими колоннами и представляет собой в плане квадрат, в то время как два верхних яруса являются цилиндрами. Они также украшены коринфскими колоннами. Скульптуры ангелов в третьем ярусе дополняют пластическое убранство колокольни. Отлично найдены пропорции шпиля, который был позолочен во время последних реставрационных работ, после чего «петербургский» стиль колокольни стал особенно ощутим. 1.1.8. Спасский монастырь Богоявленская Церковь Богоявленская церковь Спасского монастыря возведена около 1647 г. (известно, что в 1647 г. В ней был устроен Покровский придел). Это очень эффектное и красивое здание, в котором зрительно противопоставлены две четкие геометрические формы: куб четверика церкви и восьмигранная пирамида ее колокольни. Контрастность сочетания пирамиды шатра колокольни с кубом воспринимается здесь особенно остро потому, что пирамидальность шатра подчеркнута его относительно небольшой высотой, а кубичность - отсутствием рядов кокошников на ее кровле и изысканной утонченностью ее глав (сами главы относятся к I- ой пол. ХVIII в.) Остроту этого контраста выявляет и усиливает и целый ряд других контрастных сочетаний, смело задуманных и искусно выполненных зодчим: массивного, тяжелого, как бы литого четверика церкви и тонких, изящных, как бы фарфоровых барабанов ее главок с изысканным, ювелирным кружевом декора; ажурной, полной воздуха аркады звона колокольни и нависшей на ней тяжелой громады шатра; легких, почти не вступающих из тела шатра гуртов и тяжелых, пластично трактованных его слухов и т.д. Смелые контрасты в противопоставлении частей здания, ювелирность отделки, тонко прорисованные детали роднят эту церковь с церковью св. Духа, построенной почти в тоже время. Вместе с тем известно, что в том же 1647 г. Василий Зубов надстраивал верх Архангельского собора, поврежденного пожаром. Здесь им также был использован прием завершения здания четырехскатной кровлей над рядом ложных закомар, превращенных в своеобразный развитой карниз стены. Не Василий ли Зубов строил и Богоявленскую церковь Спасского монастыря? Если это так, то он предстает перед нами как один из талантливейших и крупнейших архитекторов Московского государства того времени. 1.1.9. Спасо-Преображенский Собор Несколько южнее Богоявленской церкви стоит Спасо-Преображенский собор, построенный на рубеже ХVIII в. (закончен в 1702 г.) Если епископские палаты, а отчасти и Богоявленская церковь отмечали собой зарождение черт нового стиля в русской архитектуре II- ой половины ХVII в., то Спасо-Преображенский собор характерен как памятник последних этапов его развития. Грандиозное здание отличается некоторой грузностью форм, предвещающей барокко. Его четырехскатная кровля- здесь уже установившаяся законченная архитектурная форма. Пучки колонн на углах почти лишены экспрессии нарышкинского стиля, и, скорее, способствуют впечатлению массивности самой стены. В украшении окон использованы, однако, характерные для нарышкинского стиля наличники, с их вычурным рисунком, и даже цветные, поливные изразцы, особенно в алтарной части. Центральное пространство собора перекрыто одним сводом, без столбов. Это один из самых больших сомкнутых сводов того времени (пролет 13 м. ) из числа тех, на которых поставлены главы. В этом храме находится старинный иконостас, сделанный в 1702 году, который в 1800 году был отреставрирован. Кроме того, в храме находится очень чтимая икона- снимок с Тихвинской иконы Богоматери, написана она в 1749 году. На колокольне монастыря очень звонкие колокола; из них самый звонкий слит в 1647 году коломенским епископом Рафаилом и сыном его архимандритом Спасского монастыря Боголепом. Во владениях монастыря имелись определяемые царскими указами вотчины, благодаря которым существовала обитель. В 1764 г. все вотчины монастыря были отобраны, но он наделялся мельницей, лесными и земельными угодьями, сдаваемыми в аренду разным пользователям. Эти доходы служили для поддержания монастырских строений, церквей и братии. После 1917 г. монастырь закрыт, а храмы и постройки вошли в историко-архитектурный музей- заповедник. 1.1.10. Музей – Заповедник В 1995 году Указом Президента Российской Федерации, по представлению Государственного экспертного совета при Президенте Российской Федерации по особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, Рязанский историко-архитектурный музей- заповедник включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Музей-заповедник расположен на территории Кремля, где когда-то находился г. Переяславль, с XIV в. Столица Рязанского Княжества. Включает в себя 18 памятников истории и архитектуры. Колокольня, Успенский собор, Дворец Олега, комплекс гражданских зданий XVII в. Создают неповторимое лицо Кремля. Фондовые коллекции насчитывают более 200 тысяч единиц хранения. Коллекции по древнерусскому искусству и этнографии составляют гордость музея. Клады золотых и серебряных женских украшений домонгольского периода, найденные при раскопках городища Старой Рязани - первой столицы Рязанского княжества - уникальны. Немного из истории комплектования этого музейного собрания. С 1 по 23 ноября 1918 г. происходила передача музея архивной комиссии. В приемочных описях значится 4387 предметов. Это количество музейных предметов и стало исходной базой существующего фонда. В первое же заседание в музей был сделан первый вклад. Из воспоминаний правителя дел РУАК: «В этом заседании было прочитано заранее написанное заявление А.А. Марина, по поводу принесенного им в дар будущему Рязанскому музею древней иконы». В первые дни существования комиссии, 25 июня 1884 г. совершена была ее членами первая пробная археологическая экскурсия на раскопки Клишинских курганов. На 4-ом заседании, 13 ноября 1885 г., отмечено: «До сего времени раскопаны 4 кургана. Найденные в могилах костяки и различные вещи положили собою основание коллекции доисторических древностей». За первый год были сделаны предварительные изыскания в Старой Рязани и осмотрены в г. Касимове магометанские гробницы, произведены раскопки в г. Михайлове. Их отчета за 1908 г.: «Археологические исследования были произведены в двух местах - близ с. Шилово Спасского уезда в имении В.В. Полушина «Кулаково», на городище Старой Рязани». За время работы РУАК, с момента создания музея в 1884 г. до 1915 г., около 500 человек пожертвовали разнообразные предметы, ставшие музейными ценностями. Это и дворяне, и купцы, и представители духовенства, и мещане. Передавали в музей и целые коллекции. Некоторые из них легли в основу создающихся в музее отделов. Так, основанием нумизматического собрания послужила коллекция древнерусских и иностранных монет, пожертвованных в 1886 г. А.В. Селивановым. В 1889 г. музей обогатился пожертвованием В.А. Городцова - значительной коллекцией орудий каменного века, в 1897 г. князя К.С. Волконского - образцы крепостных работ в хозяйстве С.Н. Колобовой. Отмечены, как «заслуживающие внимания» следующие пожертвованные вещи: 1886 г. - холщовый антиминс 1741 г. с напечатанной надписью внизу: «Повелением Благочестивейшего, Самодержавнейшего Великого Государя нашего Иоанна Антоновича всея Руси». 5 сентября 1888 г. - черумная шапка и поле-вириги, который носил крестьянин Авдеев - от графа Г.Д. Толстого, 24 октября 1901 г. - чугунный снимок с кисти руки Петра I. В заключение можно сделать вывод. Что создание музейного фонда к 1918 г. - это результат кропотливой работы поиска и действия форм комплектования, найденных членами РУАК и отмеченных выше. Переданные ими 4387 музейных предмета - исходная база рязанского историко-архитектурного музея-заповедника. 1.1. Рязанский областной художественный музей Рязанский областной художественный музей имени И.П. Пожалостина – один из старейших музеев России. Рождение музея связано с именем известного гравера Ивана Петровича Пожалостина, профессора Петербургской Академии художеств. Коллекция музея включает в себя свыше десяти тысяч подлинных произведений отечественных и западноевропейских мастеров XV-XX веков разных видов и жанров искусства. Произведением искусства является и здание музея – памятник архитектуры русского классицизма конца XVIII – начала XIX века, школы выдающегося зодчего Матвея Казакова. От древнерусских икон до произведений мастеров начала XX века представляет экспозиция русского искусства. Анфилада просторных залов ведет к полотнам В. Тропинина и А. Венецианова, пейзажистам И. Айвазовского, А. Саврасова, И. Левитана, портретам В. Перова, И. Репина, скульптурам С. Коненкова. Музей располагает коллекцией картин, рисунков, гравюр и произведений прикладного искусства мастеров Западной Европы XVI-XX веков В залах декоративно-прикладного искусства экспонируется мебель, керамика, стекло, фарфор разных заводов XVIII-XX веков. Красочный мир народного искусства оживает в работах мастеров художественных промыслов, в том числе рязанских: в скопинской керамике, михайловском кружеве, сапожковском ткачестве, кадомской вышивке. Музей имеет отделы – Детскую картинную галерею в Рязани, Дом-музей И.П. Пожалостина в курортном районе Рязани – Солотче, картинную галерею "Виктор Иванов и земля Рязанская". [4] 1.2. Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник Рязанский историко-архитектурный музей -заповедник – самый крупный и старейший музей региона. Он был основан в 1884 году губернской ученой архивной комиссией. У истоков музея стояли видные деятели отечественной культуры А.В. Селиванов, С.Д. Яхонтов и другие. С начала XX века музей располагается на территории Рязанского кремля, во Дворце Олега. В 1968 году краеведческий музей преобразовывается в историко-архитектурный музей-заповедник. В его состав входит территория Рязанского кремля с ансамблем историко-архитектурных памятников XII-XIX веков и расположенное в 65 км от Рязани городище Старая Рязань – место, где стояла древняя столица Рязанского княжества, разрушенная монголо-татарами. В числе памятников кремля – древнейшие оборонительные сооружения Переяславля-Рязанского, уникальный ансамбль гражданских построек XVII века, величественный Успенский собор. Музей имеет богатые коллекции – древнерусского искусства, археологическую, этнографическую: художественно-декоративное шитье, живопись, скульптуру, мелкую пластику, уникальные старорязанские клады домонгольского периода, народные костюмы, изделия традиционных промыслов. В 1995 году музей-заповедник был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ. Экспозиции открыты в пяти отреставрированных памятниках кремля. Можно посмотреть экспозиции и выставки по истории, древнерусскому искусству. "По обычаю дедову" (быт и праздники русского народа), "Российское воинство", музей природы, музей-театр (динамическая экспозиция) с демонстрацией спектакля "Слово буковное" В летнее время в благоприятную погоду открыты для просмотра Успенский собор и обзорная площадка колокольни (высота – 35 см). В Христорождественском и Успенском соборах кремля проходят богослужения (в Успенском – в летний период). Доступ на территорию кремля – свободный. Музей проводит ежегодные праздники: в декабре (суббота 2-й декады) – военно-исторический фестиваль "Труба, зовущая на рать", в июле (первое воскресенье) – благотворительный праздник "Летний день в кремле" (день открытых дверей музея, все экспозиции и выставки работают бесплатно). Сотрудники музея помогут организовать туристические программы по городу и области, включающие экскурсии на городище Старая Рязань (65 км от Рязани), в Солотчинский монастырь XVI века (20 км от Рязани), обзорную по Рязани и др.[5] 2. Город Касимов Город в Рязанской области. Основан Юрием Долгоруким около 1152 г. на берегу Оки. До 1471 г. назывался Городец-Мещёрский. В последствии центр зависимого от Москвы Касимовского ханства, после - купеческий город. Два музея - краеведческий и этнографии касимовских татар, интересная старинная застройка центральных улиц города, несколько старинных церквей, мечеть с минаретом XV века, два текие-мавзолея. Очень красив вид на город с минарета.[6] Есть в Касимове и музей самоваров. Он открылся недавно (16 сентября 2007 года) и о нём нет упоминания в путеводителях. Это частная коллекция – вторая по величине в стране (и, наверное, в мире). В экспозиции музея 548 (!) самоваров, а вся коллекция насчитывает чуть больше тысячи! У нас в стране долгое время был только один музей самоваров в Туле. И вот их стало два; причём касимовская коллекция богаче тульской. Кстати, в мире есть ещё один музей самоваров: где – догадаться очень сложно. В Иране! Хозяин касимовской коллекции Михаил Петрович имеет ещё одну – колокольчиков, и планирует открыть очередной музей! Надобно отметить, что касимовские колокольчики славились на Руси наравне с валдайскими.[7] Во многом облик старого Касимова обязан талантливому архитектору Ивану Сергеевичу Гагину. К сожалению, здания без должной реставрации разрушаются. Во многом это связано и с тем, что город стоит на оврагах, чьи склоны изобилуют родниками. 2.1 Касимовский краеведческий музей Один из старейших музеев Рязанского края. Начало ему положила коллекция мебели, живописи из имения князей Голициных, дворян Олениных в 1919 году, а также коллекция крестьянской одежды и бытовой утвари. В 1998 году музей расширяет свои площади и имеет два здания:- бывший дом купцов 1-ой гильдии Алянчиковых (памятник архитектуры 19 века),- татарская мечеть с минаретом (памятник архитектуры 15-19 века) В 2002 году в новом здании открывается новая стационарная экспозиция "История Касимовского края с древнейших времен", которая занимает весь второй этаж здания и раскрывает многовековыю историю провинции, где на протяжении столетий мирно проживают люди разных национальностей и вероисповеданий. Основу экспозиции составляют коллекции русской и татарской этнографии, археологии, живописи, деревянной полихромной скульптуры 17-19 веков, поддужных колокольчиков 17-19 веков, самоваров и др. отражен мир дворянских усадеб Голициных, Баташовых, Олениных (потомков резидента Академии художеств в Петербурге А.Н.Оленина) Основной фонд музея насчитывает около 40 000 ед. хранения. Собрание основного фонда состоит из ряда коллекций, большая часть которых носит краеведческий характер. Касимовский краеведческий музей входит в систему музеев Рязанской области. Музей включен в туристические маршруты по р. Оке, а также входит в Объединение музеев Нижней Оки - "Окландия" - это 9 музеев Владимирской, Нижегородской, Рязанской областей.[8] Отдел экспозиции "Этнография касимовских татар" расположен в здании музея на пл. Победы, 8 (татарская мечеть). Здесь можно познакомиться с социально-бытовой стороной жизни касимовских татар. Увидеть одежду, головные уборы женщин и мужчин, сапоги - ичиги, выполненые из цветной кожи умелыми мастерами. Украшения - изделия ювелиров, которые оформлялись малахитом, бирюзой, яшмой, ажурными бляхами с подвесками из монет. Один из залов посвящен истории религии татар. Экспонаты погружают посетителей в то время и воссоздают картину совершения намаза: рукописный коран, четки, намазлык (молитвенный коврик), шамаили, кумганы и полотенца, чапан - халат, который носили мужчины до 19 века (а потом служил как ритуальный) и многое другое. Можно подняться на минарет и полюбоваться на город с высоты птичьего полета. Также проводятся экскурсии в текие Шах-Али-Хана.[9] 2.2. Текие Шах-Али-Хана Старая татарская мечеть на площади (там – этнография касимовских татар) была построена в 1467 (!) году ещё при первом хане Касиме. От той постройки ныне сохранился только минарет и основание мечети. Сама мечеть к ХVIII веку сильно обветшала и была разобрана. В 1768 году, отреагировав на прошение, Екатерина II повелела указом «построить в том городе татарам для молитвы их мечеть…» и на старом основании вытроили новую одноэтажную. Высокая круглая башня-минарет, выложенная из грубо отёсанных камней, имеет наверху открытую площадку, откуда открывается красивая панорама Касимова. Для посетителей его открывают только в тёплое время года (после 9 мая) после просушки. В городе сохранились две гробницы (текие), также называемые мавзолеями, замечательные своей древностью. Гробница Шах-Али хана датируется 1555 годом и располагается в непосредственной близости от мечети. Шах-Али тоже был помощником Ивана Грозного и участвовал в походе на Казань. В 1552 году он женился на Суимбеке (Сююм-Бике), вдове Казанского хана Сафы-Гирея. По преданиям Суимбека была женщиной умной и необычайно красивой (а говорят, что так не бывает!). В Казани она пользовалась любовью и известностью. Шах-Али же был толстым и некрасивой внешности, но обладал силой характера и благородством души. Этот брак был заключён по политическим соображениям и в нём был заинтересован Иван Грозный. Может это обстоятельство повлияло на то, что супруги не любили друг друга. Существует легенда, что Суимбека пыталась отравить Шах-Али, подарив ему рубашку своей работы и хлеб. Но тот, заранее предупреждённый о злых намерениях супруги, велел надеть рубашку на преступника, а хлеб бросить собаке – на его глазах преступник умер, а собака околела. Шах-Али остался жив, а Суимбеке пришлось томиться во дворце касимовского царя. Умер Шах-Али в 1567 году и был похоронен в усыпальнице, которую заранее для себя отстроил. Помимо Шах-Али там захоронены его любимая жена Булак-Шад и ближайшие родственники. Одна плита – безымянная; по преданию хан, похоронив Суимбеку, не велел писать на надгробии её имя, чтобы оно стёрлось из памяти потомков. Вторая гробница Авган-Мухаммед-султана, сына хивинского хана, построена в 1648 году на Старопосадском кладбище на восточной окраине Касимова. [10] 3. Поселок Гусь-Железный Гусь-Железный насчитывает 2,7 тыс. жителей. Основан в конце XVIII в. заводчиком Андреем Родионовичем Баташовым. В свое время он был районным центром. В нем с давних пор существовал железоделательный завод Баташовых, один из девяти заводов, которыми владели в Мещере братья Андрей и Иван Баташовы. С именем владельца этого завода Андрея Баташова связано много мрачных легенд. Народная молва приписывает ему немало преступных деяний. Богач, низко заискивающий перед сильными мира сего, он был самодуром со своими подчиненными, беспощадно угнетал, унижал слабых. Он мог отобрать имущество, а то и крестьян у мелкопоместного дворянина, принудить к сожительству чужую жену, просто уничтожить непокорного человека. Про него говорят, что он привлекал к себе беглых каторжан и создавал из них шайки отпетых головорезов, которые могли ограбить и убить на дороге и купца, и простолюдина. От правительственных чиновников, расследовавших, эти преступления, он отделывался большими подачками. Нравы и поступки Андрея Баташова "унаследовала" его внучатая сноха Зинаида Баташова, прозванная в народе Баташихой. Во время Октябрьской революции Баташиха понесла суровое наказание. [11] В поселке находится белокаменный Троицкий собор, построенный в первой половине XIX века в редком стиле неоготики. Авторство точно не установлено, иногда приписывается В. И. Баженову. [12] В поселке большая средняя школа, больница, детский санаторий, Дом культуры, при котором работают три музыкально-хореографических ансамбля, которые носят звания Народных.[13] На месте Баташовского завода ныне действует завод по изготовлению слесарного инструмента, а в главном здании бывшего поместья расположен известныйв стране детский санаторий. Поселок Гусь-Железный, наверное, самый "мещерский" поселок в Рязанской области. Он кругом в хвойных и смешанных лесах, в которых произрастает много грибов и ягод. Местный пищекомбинат имеет свои грибоварни и пункты по приему и переработке даров леса. В недавнем прошлом гусевские мастера делали речные суда, называвшиеся "гусянами".[14] 3.1. Троицкий собор Это то, что увидеть поистине удивительно. Своей несоразмерностью он опережает даже Крестовоздвиженский собор Николаевского монастыря в Верхотурье. Пожалуй, это крупнейшая из всех сельских церквей в России, однако размер — первое, но еще не самое сильное впечатление от собора. Троицкий собор — один из редких в России образцов псевдоготического стиля, и в приемах его строительства виден почерк Баженова, хотя точных данных об авторе собора не существует. Более того, собор начат в 1802 году, после смерти Баженова, поэтому речь может идти только о строительстве по его проекту (которому тоже нет никаких документальных подтверждений). Достроен он был лишь в 1847—1868 годах. Однако, в отличие от слегка аляповатого Ново-Никольского собора в Можайске, от польско-литовской Владимирской церкви в Быково, Троицкий собор обращается к совершенно другой традиции: ближайшие аналоги этого храма — старинные английские аббатства. Троицкий собор удивительно правдоподобно и эффектно повторяет их очертания своими высокими темно-серыми стенами с несколькими рядами стрельчатых окон, остроконечной колокольней над входом, округлой алтарной частью. Несмотря на то, что России всегда были чужды традиции готики, Троицкий собор в Гусе-Железном, в самой что ни есть исконно русской Рязанской области, не уступает многим готическим соборам Европы ни в размере, ни в красоте. 3.2. Усадьба "Орлиное гнездо" Усадьба "Орлиное гнездо" принадлежавшая промышленникам Баташовым, сохранилась гораздо хуже, да и изначально представляла куда меньшую ценность. Уцелел находящийся в аварийном состоянии усадебный дом (по легенде, этот дом выходил одним концом во Владимирскую губернию, а другим в Рязанскую, и поэтому, когда приезжали блюстители закона из Владимира, Баташовы переходили на рязанскую половину, а когда приезжали из Рязани — прятались от закона на владимирской), а также высокая кирпичная стена, которая некогда охватывала всю усадьбу. Эта стена своей мощью не уступала многим крепостным стенам, и подобное сходство не случайно — о зверствах Баташовых, в короткий срок из крестьян ставших сначала промышленниками, а потом дворянами, слагали легенды. Самая мрачная из этих легенд повествует об огромных подземельях, где несколько сотен человек чеканили фальшивую монету. Подземелья якобы были затоплены вместе со всеми рабами, когда над хозяевами нависла опасность. Впрочем, наиболее вероятно, что это не более чем легенда, так как подобные истории рассказывают и в Гусе-Железном, и в Невьянске, и еще много где в России. От железоделательного завода осталась лишь плотина на реке Гусь. Когда-то это было монументальное мраморное сооружение со скульптурами, но в 1950е годы она сильно пострадала при строительстве моста. Сейчас над плотиной проходит мост, и все великолепие исчезло, хотя гидротехническое сооружение XVIII века сохранилось. 4. Село Пощупово Село Пощупово является одним из самых живописных мест на Рязанщине. Оно расположено на правом берегу Оки, в 19 км северо-восточнее города Рыбное. Сюда нетрудно добраться автобусом или теплоходом. Современное наименование селения произошло от слова "пощупать", т.е. проверить, что везли купцы на баржах, а раньше оно называлось Богослов. Пощупово известно всему миру благодаря Свято-Иоаннобогословскому монастырю, уникальному памятнику архитектуры, основанному, по-видимому, в XI-XII веках. Археологические раскопки говорят о том, что здесь на Оке находились древнейшие поселения людей каменного века. В летописи говорится, что во время нашествия татаро-монгольских войск на рязанские земли, хан Батый был настолько поражен явлением ему святого Иоанна Богослова, что оставил монастырю свою золотую печать, заменявшую охранную грамоту. Впоследствии она была переплавлена для позолоты церковных сосудов. Первоначально стены монастыря были деревянными, затем их обновили на каменные, а к 1628 году перестроили на кирпичные. Среди монастырских зданий хорошо сохранились церковь, настоятельский корпус, ледник и звонница. В ходе реставрационной деятельности на Святых воротах монастыря были обнаружены интересные фрески XVII века. Пощупово являлось вотчиной монастыря и целиком зависело от него. В конце XIX века здесь были открыты церковно-приходская школа, богадельня с медицинским участком, а затем больница. В годы Советской власти монастырь был закрыт. Только в 1988 году его возвратили Рязанской епархии. Сейчас здесь вновь совершаются утренние и вечерние богослужения, несет послушание братия. При монастыре сохранился Святой источник – ручей с целебной водой. Каждый день к нему приходят люди, ищущие исцеления души и тела. Окрестности Иоанно-Богословского монастыря чрезвычайно живописны. С высокого берега Оки видны Рязань и купола Солотчинского монастыря, необъятные дали гор и перелесков, заливных лугов и озер. Поэтому каждый год здесь бывают тысячи россиян и зарубежных гостей. Одни приезжают, чтобы посетить святые места, другие – посмотреть на красоты села Пощупово.[15] 4.1 Сказочный музей пощуповской игрушки Пощуповская игрушка авторская, значит, неповторимая. Родилась она в старинном рязанском селе Пощупово, в семейной мастерской художников Ивановых. Каждая придумывается и лепится самим художником. Фантазия здесь безгранична. Все герои традиционно – русские животные. Мальчишкам и девчонкам нравится на перебой угадывать персонажей из книг и сказок, которые живут среди настоящих предметов старины: сундуков, коробов, прялок и гребней, ухватов и горшков. Экспозиция любимой пощуповской игрушки выстроена так, что ее можно рассматривать часами. Вместе с псом-филателистом, под старинными фотографиями, можно посмотреть коллекцию марок или покумекать над задачками из дореволюционной арифметики. Можно завести патефон и отправится на прогулку по саду со слонами или на поиски клада. Если повезет, станете участником спектакля-экспромта и отправитесь на необитаемый остров, где совершите массу открытий о волшебной, целебной и послушной глине. На базе музея для посетителей организуются тематические выставки, экскурсии, мастер-классы. Вокруг музея много живописных уголков природы – прекрасных мест для семейного отдыха. На берегу Оки можно устроить пикник, посидеть с удочкой или позагорать на песчаном пляже, совершить пешую прогулку в Солотчу, ландшафтный парк имени Никитиных или музей братьев Пироговых. [16] 5. Музеи Рязанской области 5.1. Государственный музей-заповедник С.А. Есенина Село Константиново – родина великого русского поэта С.А. Есенина. Здесь он родился и провел более половины своей жизни, здесь впервые был очарован красотой родного края. Все, что связано с именем поэта на Рязанской земле, собирает и бережно хранит Государственный музей -заповедник С.А. Есенина. Сердцем музея-заповедника является усадьба родителей С.А. Есенина, где 2 октября 1965 года был открыт мемориальный музей поэта, в котором с участием сестер поэта Екатерины Александровны и Александры Александровны была воссоздана атмосфера быта того времени, когда Есенин приезжал в родной дом. Усадебный дом Л.И. Кашиной интересен своей уникальной экспозицией, посвященной есенинской поэме "Анна Снегина". Лидия Ивановна Кашина – последняя константиновская помещица – во многом послужила прообразом главной героини поэмы. В здании научно-культурного центра располагаются литературная экспозиция и киноконцертный зал. В литературной экспозиции нашли свое отражение жизнь и творческая судьба С. Есенина. Здесь представлены уникальные экспонаты: рукописи, прижизненные издания С. Есенина и его современников, стол, за которым работал поэт на Кавказе, его личные вещи: пиджак, трубка, перчатки, цилиндр, дорожный чемодан; мебель из московского особняка на Пречистенке времени проживания в нем Айседоры Дункан и Сергея Есенина, накидка лебяжьего пуха, принадлежавшая прославленной балерине, материалы о последних годах жизни поэта, его посмертная маска. В киноконцертном зале центра проходят конференции, встречи, вечера, посвященные литературным датам, демонстрируются телевизионные фильмы, посвященные Есенину, хроника, запечатлевшая живого поэта, и проходят дни творческого фестиваля "Музыкальное лето в Константинове". Рядом с домом Есениных – Константиновская земская начальная школа (единственная восстановленная в России), которую Сергей закончил в 1909 году с похвальным листом. Экспозиция школы рассказывает о школьных годах иного поэта, зарождении его поэтического таланта. Музейный комплекс включает в себя церковь Казанской иконы Божьей Матери. Этот храм в селе Константиново был воздвигнут в конце XVIII века по проекту известного зодчего И.Е. Старова. В церкви венчали родителей поэта и крестили Сергея Есенина. На базе музея проводятся различные мероприятия событийного характера: Торжества, посвященные дню рождения С.А. Есенина (последняя неделя сентября – первая неделя октября). Всероссийский есенинский праздник поэзии в селе Константиново – 3 октября. День памяти С. Есенина – 3 суббота декабря. День рождения музея – последняя суббота июля. [17] 5.2. Музей природы окского заповедника Окский заповедник
был организован в 1935 году для сохранения природного комплекса Мещеры. Заповедник проводит большую научно-исследовательскую работу в области охраны природы и изучения ее ресурсов, пропагандирует природоохранительные и естественнонаучные знания. По заслугам музей природы Окского заповедника был высоко оценен специалистами – он считается лучшим в системе заповедников. Здесь представлено видовое разнообразие многих групп животных в естественных биотопах. Муляжи биологических групп созданы профессионалами высокого класса и служат наглядным пособием в познании животного мира посетителями, число которых достигает ежегодно 10 000 человек.[18] 5.3. Историко-археологический заповедник "Старая Рязань" Входит в состав Рязанского историко-архивного музея-заповедника и представляет собой древнее городище на месте нахождения столицы Рязанского княжества, которая в декабре 1237 года держала осаду от полчищ хана Батыя. Все по-настоящему крупные княжеские столичные города дошли до нас изменившими свой облик, застроенными, потерявшими свои границы. Рязань – это один из уникальных археологических объектов. Территория города, одной из знаменитых столиц мира XII-XIII веков, полностью открыта для общего обозрения, дает представление о масштабах города того времени. Старая Рязань – город, где было найдено больше всего кладов, зарытых жителями накануне татаро-монгольского нашествия. Последний был обнаружен в июле 2005 года: свыше ста серебряных женских украшений, датируемых XIII веком. Большинство находок выставлены в залах Рязанского кремля. [19] 5.4. Спасский историко-археологический музей Спасский историко-археологический музей имени Г.К. Вагнера был организован в 1918 году с целью охраны бывших дворянских имений, памятников искусства и старины. В дальнейшем цели изменились и одной из основных задач стало сохранение и изучение археологического памятника, имеющего мировое значение, - городища Старая Рязань. За время своего существования музей несколько раз закрывался и открывался вновь, переходил из одного здания в другое. После десятилетия музей вновь распахнул свои двери для посетителей. Ему был передан нарядный 2-этажный особняк купцов Морозовых, строение конца XIX века, где он располагается и сейчас. Экспозиции музея раскрывают историю, быт и культуру родного края с древнейших времен до середины XX века. "Археология, палеонтология Спасского района. Этнография и быт жителей в XIX – начале XX вв." – Представленная экспозиция рассказывает о нелегкой крестьянской жизни наших предков. "История Рязанского княжества" – Диорама Старой Рязани до нашествия хана Батыя как нельзя нагляднее дает представление о той эпохе, о значении и величии Рязани во времена Древней Руси. "Интерьер купеческо-мещанского быта в начале XX века" – Здесь можно увидеть уникальные экспонаты, полученные от жителей города. "Великая Отечественная война" – Подлинные документы и предметы раскрывают историю народного мужества и стойкости в годы тяжелых испытаний в Великой Отечественной войне. В отделе природы используются различные диорамы, биогруппы, которые наглядно представляют животный мир Окского биосферного заповедника, располагающегося на территории района. [20] 5.5. Музей деревянного зодчества В 1997 году в деревне Лункино Клепиковского района Рязанской области была создана единственная в своем роде "Межрегиональная школа мастеров", где подростки под руководством опытных художников и резчиков осваивают древние секреты тонкой работы по дереву, учатся рисунку, живописи. Лучшие работы мастеров составляют основу экспозиции музея, где, как в драгоценном сказочном ларце, собраны лучшие работы педагогов и воспитанников школы. В музее можно увидеть акварельные картины местных художников, изделия из лозы и бересты, расписную посуду, целый зал корнепластики. В его фондах накопились немалые богатства. 168 экспонатов представляют все многообразие стилей резьбы по дереву, 109 работ художников во всех жанрах живописи и графики. Подобное можно сейчас увидеть только в музеях, церквях, старых полуразрушенных занятиях. Резные иконостасы, фигуры ангелов и святых, предметы быта, украшенные резьбой, мебель, кружевные наличники окон, узоры карнизов, подзоры, изложницы, изящные коньки крыш. Многим такое кажется не нужным сейчас, но недалек час, когда все это опять будет востребовано. [21] 5.6. Музей Скопинской керамики Музей истории промысла скопинской художественной керамики организован на фабрике художественной керамики (город Скопин). Экспозиция рассказывает историю развития промысла от его истоков до наших дней. Посетители имеют возможность увидеть керамические изделия XVII – XX веков, старинные гончарные круги, авторские работы знаменитых скопинских мастеров, прославивших уникальный промысел на весь мир. Посещение музея является одной из составляющих экскурсионной программы, организованной на фабрике, которая включает в себя экскурсию по производственным мастерским, мастер-класс с обучением гончарному делу.[22] 5.7. Пронский краеведческий музей Пронская земля насчитывает почти 9 столетий, имеет богатое историческое прошлое и древние традиции, хранителем которых по праву можно считать Пронский краеведческий музей . Музей расположен в старинном здании бывшего уездного училища (1787 год), являющимся памятником истории и культуры. Здание стоит на высоком Покровском холме, откуда и открывается живописный вид на окрестности Пронска. Со зданием музея связана судьба известного русского ученого, преобразователя природы – И.В. Мичурина. Здесь учились такие известные люди, как Головин, Боклевский, Птица, Щербаков. Экспозиция музея располагается в трех залах. В историческом зале находятся предметы домашнего обихода: самовары, утюги, керосинки, ступы, безмены, чайники, патефоны, самопрялки, ткацкий станок, одежда и обувь жителей старого Пронска. На стенах висят иконы, в наличии есть церковные принадлежности (церковные книги, лампадки), а также триптих, отображающий героическое прошлое города Пронска: "Князь Дмитрий Пожарский освобождает Пронск от поляков в начале XVII века" Евгения Борисова и макеты "Стрелецкая слобода XII века", "Крестьянский двор". В зале живописи представлены картины местных художников-любителей: Н. Журавлева, А. Гурова, И. Гусева, С. Кавалера, а также располагается выставка детского творчества (работы из керамики, вышивка, папье-маше, выжигание по дереву, бисероплетение и т.д.). В современном зале расположены экспонаты, связанные с жизнедеятельностью Пронского района последних десятилетий: документы и предметы, связанные с коммунистической и комсомольской организациями района, экспонаты Рязанской ГРЭС, информационные стенды о знаменитых земляках-современниках. [23]
6. Народные промыслы Красота и самобытность русского народного искусства Рязанской области наиболее полно проявляется в уникальных произведениях народно-художественных промыслов. Мастера и художники скопинской керамики, михайловского кружева, кадомского вениза, шиловской лозы, создавая великолепные предметы прикладного искусства, восстанавливают древние традиции рязанских промыслов. Изделия мастеров поражают разнообразием замысловатых форм, сказочных образов, высотой мастерства исполнения. 6.1 Михайловское кружево Единственное в России цветное кружево издавна плетут в старинном городе Михайлове. Из белых и цветных нитей мулине мастерицы с помощью деревянных палочек – коклюшек – создают узоры, радующие глаз красочностью орнамента и богатством фактуры. Это кружево очень своеобразно. В нем нет цветочных и растительных мотивов, широко распространенных в других регионах России. Изумительная жизнерадостность михайловского кружева – многоцветье красок: от скромных, сдержанных и строгих до ярких, веселых сочетаний красного и белого с синим, с желтым, красного и черного. В древности кружева оценивались по весу, причем один грамм кружева приравнивался к одному грамму золота. Сейчас мастера и художники продолжают создавать великолепные предметы прикладного искусства, пополняя таким образом золотой запас России. 6.2 Кадомский вениз Начало уникальной кадомской вышивки уходит в глубь веков. Согласно легенде, Петр I запретил покупать кружево за границей, а повелел обучить искусству плетения венецианского кружева русских монахинь. По преданию, монахинь привезли в Кадом, где они начали учить местных рукодельниц создавать сказочные узоры. Быстро освоили кадомчанки ювелирную технику и стали делать свое чудное венецианское кружево. А вскоре на его основе создали уникальную игольчатую вышивку "вениз". Белая ткань, нитки, простая игла – но, когда их качаются руки мастера, происходит чудо: художник вдыхает в них жизнь, и вышитые шелком на сетке тонкие прозрачные орнаменты, напоминающие рисунок изгибающихся стеблей, цветов ромашки, гвоздики, шиповника, делают изделия самобытными, неповторимыми. Эти изделия придадут интерьеру вашего дома неповторимый уют, а вашему облику – чарующую индивидуальность. 6.3 Скопинская керамика Скопинский гончарный художественный промысел – традиционный центр народного искусства на Рязанской земле. Своим возникновением промысел обязан глине, залегающей в больших количествах в окрестностях города Скопина. Возникнув в 1640 году, промысел развивался, производя гончарную посуду для крестьянского быта, печные трубы, кирпич, черепицу. Но во второй половине XX века в Скопине появилась отрасль, прославившая его далеко за пределами, - производство глазурованных фигурных сосудов и подсвечников, многоярусных, украшенных сложной лепниной, выполненных в виде диковинного зверя или с фигурами птиц, рыб и животных. Скопинский промысел всегда отличался широким ассортиментом изделий, буйством фантазии, оригинальными конструкциями сосудов, подсвечников, скульптур. Ассортимент изделий, выпускающихся на скопинском промысле, как и в прежние времена, разнообразен. По-прежнему самые интересные, по-настоящему уникальные произведения – квасники, кумганы, подсвечники, скульптуры, оправы для каминных часов – делаются авторами вручную на гончарной основе. Оригинальные изделия скопинского художественного промысла являются своеобразной визитной карточкой Рязанской области. 6.4 Шиловское лозоплетение Практически невозможно определить, когда появилось первое плетеное изделие, но достоверно известно, что уже в Древнем Египте плетение получило достаточно широкое распространение. Изготовление бытовых предметов из природного материала методом плетения – неотъемлемый элемент традиционной культуры крестьян Шиловского района. Наряду с плетением из дуба и бересты в крестьянском быту широко применялись плетение из ивового прута и лозы ежевики. Плетение из лозы – это искусство. Нужно обладать огромным терпением и талантом, Произведения шиловского лозоплетения органично соединяют как утилитарность, так и декоративность и высокие эстетические достоинства, помогают совершенно по-новому взглянуть на привычные вещи и явления и понять красоту окружающего мира. Ассортимент вырабатываемых их лозы изделий широкого потребления чрезвычайно обширный, начиная от простейших корзин и кончая высокохудожественной мебелью. С появлением у вас в доме плетеных изделий из лозы приходит радость от общения с солнечным теплом, с кусочком леса, реки, живой природы. [24] Заключение Рязанская область – место, где неотделимо связаны традиции, история и уклад русского человека. Ее величественные монастыри, храмы и соборы как бы парят высоко над бесконечной гладью вод, стоя на страже веков, говоря людям правду о борьбе человеческих страстей, громе сражений и жарких схваток. Рязанская Земля - одно из тех мест, где творения русского зодчества сплели в себе всю глубину и силу духовных и эстетических устремлений той эпохи. Судьба ее неотделима от истории как самой Рязани, так и России в целом. Ведь как показал печальный, если не сказать больше, трагический опыт прошедшего столетия, отрицательное отношение к достижениям прошлого, истребление памятников древнерусской культуры, национальных святынь, запечатлевших думы и чаяния наших предков, приводят к духовной деградации нации, к потере ею исторической перспективы. Это не пустые слова, а наша действительность. Достаточно вспомнить, что еще недавно многие помещения использовались далеко не по назначению и были запущены до такой степени, что необходимой оказалась искусная работа мастеров по реставрации многих сооружений. Поскольку радикальные изменения, происходящие в жизни общества, в том числе и в сфере образования, требуют всестороннего осмысления, что, вероятно, недоступно для 'мыслящих' умов России . Да, время наносит свой отпечаток, и мы не в силах повернуть его вспять, скрыть морщины столетий, но наш долг, наша обязанность перед нашими предками и, в конце концов, перед будущими поколениями сохранить то, что досталось нам в наследство, соприкосновение с чем обогащает душу, делает немного добрее, согревает сердца. Литература 1. Вагнер Г.К., Чугунов С.В. Рязанские достопамятности.-2-е изд. доп. М.: Искусство, 1989. 2. Солодовников Д. Переяславль Рязанский. Прошлое Рязани в памятниках старины,1995;М РГПУ. 3. Труды Рязанского государственного историко- архитектурного музея- заповедника. Сборник статей. 4. Рязань православная./ Автор- составитель Догтев. 5. Борисоглебский собор Старой Рязани как древнейший центр рязанской книжной культуры // Вторые Яхонтовские чтения. Материалы научно-практической конференции. Рязань, 23-25 октября 2002 года. Рязань, 2003. С. 30-35. 6. http://www.ryazeparh.ru/kreml/arhdom.html 7. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии: [В 4 т.] / И. Добролюбов, Рязань.- Ряз. гос. пед. ун-т, 1996 8. Материалы сайта http://lovech.ru/ru/ryazan 9. Материалы сайта culturemap.ru/region/94/?topic=12 10. Материалы сайта Путеводитель по России || Рязанская область || Рязань http://www.mccme.ru/putevod/62/Ryazan'/ryazan'.html 11. Материалы сайта www.kasimov.ru 12. Материалы сайта http://www.buzlanov.ru/ (http://www.buzlanov.ru/ryazan/r_ind1.htm) [1] http://fotowalker.narod.ru/p_ryazan.html [2] http://culturemap.ru/region/94/?subtopic=&page=1&topic= [3] http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%8F%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%9A%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%BB%D1%8C [4] http://culturemap.ru/region/94/article.html?topic=10&subtopic=&id=2025 [5] http://culturemap.ru/region/94/article.html?topic=10&subtopic=&id=1984 [6] http://fotowalker.narod.ru/p_kasimov.html [7] almanachtur.ru/forum/showthread.php?p=2322 [8] http://culturemap.ru/region/94/article.html?topic=10&subtopic=&id=1987 [9] http://www.kasimov.ru/muzeumkk.htm [10] almanachtur.ru/forum/showthread.php?p=2322 [11] http://www.proselki.ru/topics/gus_zhelezny/gus_zhelezny.topic.htm [12] http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%83%D1%81%D1%8C-%D0%96%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D1%8B%D0%B9 [13] http://fotowalker.narod.ru/p_gus-zhelezny.html [14] http://www.kasimov.ru/guss.htm [15] http://culturemap.ru/region/94/article.html?topic=14&subtopic=50&id=2180 [16] http://culturemap.ru/region/94/article.html?topic=10&subtopic=&id=2030 [17] http://culturemap.ru/region/94/article.html?topic=10&subtopic=&id=2006 [18] http://culturemap.ru/region/94/article.html?topic=12&subtopic=&id=2032 [19] http://culturemap.ru/region/94/article.html?topic=14&subtopic=&id=1985 [20] http://culturemap.ru/region/94/article.html?topic=10&subtopic=&id=1997 [21] http://culturemap.ru/region/94/article.html?topic=10&subtopic=&id=2029 [22] http://culturemap.ru/region/94/article.html?topic=10&subtopic=&id=2028 [23] http://culturemap.ru/region/94/article.html?topic=10&subtopic=&id=1999 [24] http://culturemap.ru/region/94/article.html?topic=13&subtopic=&id=2031 |