Контрольная работа: Школьный (сельский, поселковый) краеведческий музей
Название: Школьный (сельский, поселковый) краеведческий музей Раздел: Рефераты по краеведению и этнографии Тип: контрольная работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Министерство образования и науки РФ Департамент образования и науки Архангельской области ГОУ СПО «Архангельский педагогический колледж» Контрольная работа: «Основы краеведения» «ШКОЛЬНЫЙ (СЕЛЬСКИЙ, ПОСЕЛКОВЫЙ)КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ» Студентки 5 курса 52(1) группы Новицкой Татьяны Александровны Преподаватель: Г.А. Попова 2009 СОДЕРЖАНИЕ Глава 1. Школьный краеведческий музей 1.1 Теоретические аспекты образовательной деятельности музея 1.2 Школьный музей 1.3 Музей в образовании Глава 2. Образовательная программа по краеведческой направленности: «Школьный краеведческий музей» Литература Приложение ГЛАВА1. ШКОЛЬНЫЙ (СЕЛЬСКИЙ, ПОСЕЛКОВЫЙ) КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ Музей (от греч. museion – дом муз) – учреждение, занимающееся собиранием, хранением, изучением, реставрацией и экспонированием свидетельств развития природы и материализованных ценностей культуры, отражающих различные области творческой деятельности человека. 1.1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЯ Образовательную деятельность современного музея следует рассматривать в трех аспектах – познавательном, творческом, социальном. Каждый из них, будучи в тесной взаимосвязи с другими, отражает определенное содержание музейной работы по данному направлению. Познавательный аспект. В основе понятия «познавательный» лежит понятие «знание», определение содержания которого является фундаментальной проблемой для философии и науки с глубокой древности. В качестве примера сошлемся на античных философов. Так, Платон характеризовал знание через его противоположность «мнение», а Аристотель представлял его как «умение», то есть знание ремесла, языка, обряда и т.д., являющееся непременным условием пользования им. Последовавшие за античностью эпохи обогатили понятие новым содержанием, в результате чего знание стало рассматриваться в двух аспектах – практическом и теоретическом. Каждый из названных аспектов включает в себя науку, технику, религию, культуру, то есть является элементом целостного культурно-исторического комплекса, важное место в котором занимает музей, ибо он принадлежит среде, формирующей практический опыт и теоретическое знание, ориентированное на формирование и развитие профессиональных музейных дисциплин. Здесь исследуются такие формы специфической деятельности человека, как собирание, хранение, изучение и популяризация памятников культуры, техники и природы. Творческий аспект. Творчество является важнейшей составляющей любой деятельности человека. Знание тоже можно рассматривать как результат творческой деятельности человека, ибо оно помогает ему определить отношение к природе, обществу, и наконец, к самому себе. В условиях формирующегося информационного общества установка на ценность творческого развития личности не теряет своей актуальности. Социальный аспект. Музей является частью среды и активно участвует в социализации человека с самого раннего его возраста, расширяя его восприятие окружающего мира. Приобщение к окружающему миру и обществу происходит в его среде в процессе передачи чувственного опыта, знаний, умений и ценностей от одного поколения к другому. Этот процесс вписывается в концепцию непрерывного образования (Г.И. Ильин), ибо его образовательным результатом является преобразование социокультурного опыта в собственные установки, ценности, ориентации, усвоение социальных норм, ролей и т.д. Опыт развития образовательной деятельности музея в ХIХ и первой половине ХХ в. Условно позволяет выделить две группы музеев – профессиональные и собственно образовательные. К первой группе относятся музеи технического, естественнонаучного, этнографического, историко-краеведческого и искусствоведческого профилей. Ко второй – непрофессиональные музеи: педагогические, школьные и детские. Данная группа музеев имеет не только свою историю развития, но и занимает видное место в системе образовательных и социально-досуговых учреждений. 1.2 ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ Школьные музеи – относятся к группе музеев учебных заведений и музеев педагогического профиля. Создаются и функционируют в общеобразовательных школах всех типов и внешкольных учреждениях с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, развития познавательной и творческой активности учащихся, формирования у них навыков ценностно-ориентированного отношения к культурно-историческому наследию и приобщения к нему. Наряду с педагогическими широкое распространение имели школьные музеи. Появившись в большом количестве на рубеже ХIХ – ХХ вв., они были вызваны к жизни потребностью научить детей извлекать знания как из непосредственного наблюдения окружающей жизни, так и из предметов, собранных в школьном музее, представлявшем собой «необходимое собрание коллекций, приборов, картин и вообще всего того, что повседневно употребляется в школе, где введено наглядное преподавание…»(7; 25). Такиемузеи были принадлежностью школ низшей ступени, ориентировавших своих воспитанников на трудовую деятельность, и главным принципом их комплектования была полезность предмета для знакомства с действительностью. Не случайно предпочтение в школьных музеях отдавалось краеведческой тематике, а в собирании экспонатов принимала участие вся школа, что позволяло не только знакомить учащихся со спецификой жизни конкретной местности во всех ее проявлениях, но и наладить в школе творческие взаимоотношения между учителем и учащимися. Интерес к школьным музеям проявляли не только учителя, но и крупные ученые, деятели народного образования, создавшие пособия и руководства по организации таких музеев и ратовавшие за организацию методических центров на базе лучших музеев. В целях лучшего использования в учебном процессе наглядного материала они рекомендовали распределять коллекцию музея по разделам гуманитарного и естественнонаучного знания(5;52). Тем самым школьный музей, во многом являясь сферой детского творческого труда, не только воспитывал у учащихся интерес к окружающему миру, но и формировал полезные навыки. В советское время школьные музеи, утратив в основной своей массе былое назначение, превратились в формальное отражение истории школы и достижений ее руководства, хотя именно школьный музей должен быть отражением содержания и качества жизни коллектива, центром интегрированной в учебно-воспитательный процесс музейно-педагогической и краеведческой работы. 1.3 МУЗЕЙВОБРАЗОВАНИИ Историческое развитие музеев позволяет проследить их постоянную связь с наукой. В определенные исторические периоды музейные собрания становились основой для фундаментальных и прикладных исследований целого ряда областей науки, в музеях работали крупные ученые, делались важные для науки открытия, создавались фундаментальные труды. Использование музеев в целях образования и воспитания привело к возникновению музейной педагогики, которая объединяет в себе элементы и музееведения, и педагогики и дополняется социологическими и психологическими исследованиями. В 1982 году немецкий музеолог (музеевед) Клаус Шрейнер дал следующее определение понятию «музейная педагогика»: «Это общественно-научная специальная дисциплина, которая изучает содержание и принципы, а также методы специфического для музея процесса воспитания и образования». Безусловно, музейная педагогика — смежная научная дисциплина, исследующая музейные формы коммуникации, характер использования музейных средств в передаче и восприятии информации с точки зрения педагогики. В современных исследованиях музейная педагогика — это научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему . В связи с этим музейная педагогика позволяет: — изучать закономерности музейно-педагогического процесса и использование их в практике, возможности совершенствования педагогического руководства; — определять специфику педагогического воздействия музеев на разные социальные и возрастные группы музейной аудитории, обосновывающую необходимость дифференцированного подхода к посетителям музея; — обобщать опыт воспитательной работы музеев и на этой основе вырабатывать и совершенствовать научно-методические рекомендации; — выявлять наиболее рациональные формы и методы совместной работы музеев с разными типами образовательных учреждений; — прогнозировать развитие музеев в плане реализации их педагогических возможностей. В числе других проблем музейная педагогика занимается изучением психолого-педагогических проблем восприятия музейной формы коммуникации, специальные разделы музейной педагогики исследуют формы и методы работы с музейной аудиторией, определяют наиболее предпочтительное месторасположение музеев, их возможности в учебно-воспитательном процессе на всех уровнях образования, изучают проблемы музейной социологии. Таким образом, музейно-педагогические исследования носят интердисциплинарный характер и обогащают и музееведение, и педагогику, и психологию. На сегодняшний день, безусловно, необходимо чётко различать понятия «музейная педагогика» и «культурно-образовательная деятельность в музее», поскольку первое обозначает новую научную дисциплину, тогда как второе — традиционное для музея направление, которое входит в его компетенцию. Говоря о возможностях музейной педагогики в процессе воспитания, кратко рассмотрим историю «взаимоотношений» школы и музея. Тесное и гармоничное взаимодействие музеев и образовательных учреждений началось в середине XIX века. С этого времени сменилось несколько моделей взаимоотношений между школой и музеем: «омузеивание школы» (ХIХ век), «школоцентристкая» модель (начало ХХ века), появление школьных краеведческих музеев и их ориентация на государственные музеи (50—60-е годы ХХ века), формирование сети школьных музеев разного профиля и модификация взаимоотношений школы с музеями государственными (60—90-е годы ХХ века). Сейчас, говоря о музейной педагогике, о её возможностях в образовательном, воспитательном процессах, в первую очередь необходимо рассмотреть модель взаимодействия «школа — школьный музей», поскольку целесообразнее использовать потенциал этого уникального учреждения (тем более что, как правило, он территориально выгодно расположен по отношению ко всем участникам образовательно-воспитательного процесса). Зарождение и развитие взаимоотношений «школа — школьный музей» началось на рубеже XIX и XX веков и проходило в общеисторическом контексте. Можно выделить следующие основные этапы истории создания и развития школьного музея: 1. С начала своего возникновения на рубеже XIX—XX веков и до конца 1920-х годов школьный музей создается исходя из потребностей школы в наглядном преподавании, он активно включен в учебный процесс для осуществления наглядного метода, знакомства с действительностью, с требованиями окружающей жизни. Он является плодом общих усилий, совместного творчества учащего и учащегося, которые вместе занимаются собиранием или изготовлением пособий. 2. В 1930-х и 1940-х годах, в связи с развитием школьного краеведения и ориентированием школы на реализацию идей политехнизации, музей наглядных пособий превращался в краеведческий. В результате чего в школе конца 1930-х — начала 1940-х годов стали открываться комплексные музеи краеведения. С 1950-х годов начинается процесс формирования сети школьных музеев, давший импульс созданию школьных музеев практически всех профилей. 3. К середине 1980-х годов в России сформировалась весьма обширная сеть школьных музеев — четыре с половиной тысячи. В количественном отношении они стали преобладать над всеми другими группами музеев, образующих структуру музейной сети страны. В среде школьных музеев появляются музеи-лидеры, которые формируют облик школьного музея этого времени и оказывают влияние на остальные. 4. Однако в 1990-х годах школьные музеи переживают известный кризис и подвергаются модификациям, связанным с коренными изменениями в общественной и экономической жизни страны. Часть музеев приходит в упадок либо закрывается, что объясняется сменой идеологических приоритетов (вследствие чего некоторые музеи, прежде всего военно-исторического профиля, теряют актуальность), слабой преемственностью в работе руководителей (на смену энтузиастам 1970—1980-х годов не всегда приходят новые кадры), материальными трудностями и отсутствием правового статуса у школьного музея. Но некоторым школьным музеям тогда удалось не только «выжить» в условиях нового времени, отразить его требования и тенденции, но и продолжить активную деятельность, сохраниться именно как школьный музей. Это стало возможным во многом благодаря следующим основополагающим принципам: — школьный музей служит своим творцам . Те, кто создают этот музей (актив, учащиеся и педагоги школы, совет содействия и прочие), являются и его основными «потребителями» или «пользователями». Это отличает его от многих других музеев, которые создаются одной группой лиц (специалисты-музеологи ) для другой (аудитория); — школьный музей интегрирован в учебно-воспитательный процесс : через различные собрания и другие формы деятельности он связан с преподаванием конкретных учебных дисциплин и с дополнительным образованием учащихся. Подобная связь также существует между школой и музеями других типов, но она не является столь тесной и интенсивной; — школьный музей более чем какой-либо другой включен в жизнь местного сообщества . «Качество жизни» школьного музея непосредственным образом зависит от местной администрации (включая учебный округ района и методический центр руководства работой музея), а так же близлежащих предприятий и учреждений, местных средств массовой информации и, наконец, жителей района (в том числе и родителей учащихся, проживающих на данной территории). В настоящий момент актуализация школьного музея как открытой системы связана с четким осознанием следующих позиций: 1) термин «школьный» должен определять не местонахождение, а специфику музея. Он нужен школе в той степени, в какой оказывается не церемониальным залом, куда приглашают почетных гостей или где проводят торжественные линейки, а побудителем творческой активности детей, способом улучшения и углубления их контактов с педагогом, средством обогащения учебного процесса. Так было в период зарождения школьного музея в России, таковыми должны остаться критерии оценки его деятельности и сегодня; 2) школьный музей актуален тогда, когда он не стремится походить на классическое музейное учреждение. В этом музее ценность музейного предмета определяется его образовательным назначением; 3) школьный музей призван оставаться по преимуществу музеем детского творчества и детского труда, а потому ключевыми для характеристики его деятельности должны быть слова «поиск», «открытие», «творчество». Это музей, который создается детьми и одновременно для детей; 4) его специфика в том, что он входит в структуру школы, отвечает ее потребностям, а потому правомерность существования и эффективность деятельности школьного музея определяются, во-первых, степенью включенности в его работу учащихся той или иной школы (по возможности — всех учащихся, а не только членов актива музея) и, во-вторых, использованием его материалов в учебно-воспитательном процессе (не только учителями-энтузиастами, а всем педагогическим коллективом). Говоря о потенциале музейной педагогики в воспитательном процессе, необходимо вспомнить, что процесс воспитания — обоюдный. И чаще всего его эффективность и результативность прямо пропорционально зависят от уровня профессионализма педагога, воспитателя. В связи с этим необходимо отметить, что одной из задач музейной педагогики является подготовка и повышение квалификации как непосредственно музейных педагогов и педагогического состава, привлекаемого к работе в музее, так и всего педагогического коллектива. Кроме этого, школьный музей должен выполнять свои основные функции — научно-документальную, охранную, исследовательскую, образовательную, и должен являться центром научно-методической, опытно-экспериментальной деятельности всего коллектива образовательного учреждения. Прежде всего, музей образовательного учреждения — это школьный центр повышения квалификации и даже в некоторых случаях переподготовки, где педагоги разных специальностей в процессе повышения квалификации и переподготовки смогут оглянуться на «старое», чтобы увидеть перспективы своего роста. Во-первых, практически во всех школьных музеях существует раздел «История школы», где, естественно, хранится (или экспонируется) информация о лучших учителях, об их достижениях и педагогических находках. А что лучше «хорошо забытого старого»? Во-вторых, в школьном музее хранятся материалы, которые будут полезны учителю при подготовке анализа и самоанализа учебного занятия и заполнении, например, таких строк, как «Задачи урока» (среди которых обязательно должна быть и воспитательная), «Оборудование урока», «Система работы учителя». В-третьих, именно школьный музей, его экспозиция, архивы будут полезны молодым специалистам в повышении их уровня профессиональной компетенции и этики, а также помогут больше узнать об образовательном учреждении, его традициях и так далее. Отдельно нужно сказать о потенциале школьного музея как возможного центра регионально-ориентированной воспитательной системы образовательного учреждения. Положительный опыт подобного режима работы образовательного учреждения есть и в городе Новосибирске, и в Новосибирской области. В этом смысле полезно обратить внимание на следующее: к сожалению, уровень профессионализма классных руководителей, педагогов в школах зачастую таков, что они рассматривают школьный музей как возможность проведения или «дежурного», или традиционного мероприятия (к 9 Мая, 23 февраля и так далее). Это неверно, потому что, во-первых, в свете последних государственных, региональных нормативно-правовых актов в области воспитания и образования, социально-экономические изменения, происходящие в стране, и обусловленная ими модернизация общего среднего образования требуют существенных изменений в содержании и структуре воспитательных задач, которые стоят и перед общеобразовательной школой в частности, и перед системой общего и дополнительного образования в целом и которые, безусловно, необходимо ставить перед каждым конкретным уроком, мероприятием, внеурочным занятием. Во-вторых, при проектировании музея как центра воспитательной системы необходимо продумывать и преломлять работу всех предметно-цикловых комиссий, всех методических объединений, всех направлений деятельности учреждения именно через музей, что в свою очередь требует определённого рода переподготовки педагогов либо повышения их квалификации. На начальной ступени повышения квалификации и переподготовки эту проблему может решить и решает музей образовательного учреждения. Музей и с точки зрения методического сопровождения целостного воспитательного процесса в образовательном учреждении должен выполнять функции системно-комплексного методического центра, лаборатории, своего рода «копилки». Где, как не в музее, хранить, экспонировать, использовать лучшие методические разработки и опыт воспитательной деятельности классных руководителей и учителей-предметников, хранить обобщённый опыт передовых педагогов и так далее? Именно музей даёт возможность обеспечивать информационное сопровождение опытно-поисковой деятельности в области воспитания, развития учащихся в школе. Любое вовлечение педагога в исследовательскую и опытно-экспериментальную деятельность значительно повышает уровень его профессиональной квалификации. Что касается школьного музея, то он по определению должен вести (и ведёт) работу в инновационном, опытно-экспериментальном режиме. К числу особо значимых проблем, решаемых музейной педагогикой, относится активизация различных процессов формирования личности учащегося — развития её творческих способностей, выработки активной жизненной позиции и так далее. Поэтому одна из задач музейной педагогики заключается в создании условий для активизации деятельности учащихся в музее. Поиски ведутся в области экскурсионной методики, методики проведения музейных уроков, факультативов, организации самостоятельной научно-исследовательской работы учащихся на базе фондов и архива музея. Привлечение ребят к музейной деятельности происходит и посредством организации проблемных, творческих лабораторий и так далее. Трудно переоценить потенциал школьного музея в решения вопросов воспитательной деятельности учащихся, поскольку музей относится к тому уникальному типу учреждений, который позволяет осуществить следующее: — в процессе воспитательной деятельности сформировать и развить все структурные компоненты содержания патриотизма как качества личности: эмоционального, интеллектуального, деятельностного, потребностно-мотивационного, волевого; — проводить деятельность по пропаганде здорового образа жизни. Кроме того, музей является центром сохранения ценностных ориентиров всего коллектива учащих и учащихся образовательного учреждения и одним из центров формирования опыта социальных отношений у учащихся. Формы и методы, уже используемые для решения воспитательных задач на базе музея и возможные, — разнообразны. Кроме традиционных форм (экскурсия, встреча с интересными людьми и так далее), это могут быть: интерактивный музей на сайте учреждения; интерактивная экскурсия в режиме мультимедиа либо особая форма школьного музей — детский музей; занятия, вне зависимости от профиля музея, археологические, художественные и так далее, но проводимые на основе материалов музея. ГЛАВА 2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ШКОЛЬНЫЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ» Пояснительная записка Школьный музей сегодня все в большей степени становится тем институтом, который позволяет транслировать и укоренять в жизни базовые ценности общества. Через приобщение к отечественной истории и культуре происходит осознание ребенком собственной личности. Музей вызывает интерес к прошлому народа, к памятникам старины. Школьный музей может и должен соединить разорванную связь между поколениями, эпохами. Школьный музей – это эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи. Цель программы: 1. Обеспечение условий для формирования мотивации личности к познанию истории родного края. 2. Развитие творческих и интеллектуальн6ых способностей в различных видах музейной деятельности. Задачи: Воспитывающие: - воспитание личности, умеющей наблюдать себя и анализировать окружающую действительность, замечать необычное в обычном, осознающей свое место в историко-культурных процессах; - воспитывать патриотические чувства через изучение русской народной культуры; Образовательные: - приобщение к историческому и культурному наследию своей Родины; - познакомить с бытом, нравами и обычаями; Развивающие: - развивать фантазию и художественный вкус. Актуальность темы: - воспитание патриотов своей страны; - ознакомление с жизнью и деятельностью людей, живших на Малой Родине. Место программы в системе дополнительного образования школы. Данная программа является не только источником знаний, но она и расширяет базовый уровень знаний по краеведению. Программа рассчитана на 39 часов и предусматривает занятия с учащимися среднего возраста (5-9 классы). Отдельные темы программы могут быть использованы для экскурсий по области. Занятия проходят во внеурочное время. Ожидаемые результаты: - умение вести себя; - воспитание чувства патриотизма, гордости за традиции; - знакомство со своей Малой Родиной; - овладение теоретическим материалом программы. Учебно-тематический план
Полугодовая программа, рассчитанная на 39 часов. Содержание программы
Методическое обеспечение Программа сочетает разнообразные формы и методы работы с учащимися. Дидактико-методические особенности программы: - осуществление работы детей в работе с вещественными источниками; - развитие умения работать с людьми разного возраста. Основные методы обучения: - исследовательский; - поисковый; - наглядный; - словесный. Формы работы: - практические занятия с архивным материалом; - встречи; - стенгазеты; - фотовыставки и т.д. ЛИТЕРАТУРА 1. Горшкова Г.И. Музей образовательного учреждения. Документы, рекомендации, библиография. – Арх-ск, изд-во Архангельского областного института переподготовки и повышения квалификации работников образования, 2004. – 94с. 2. Ланкова Н.М. Работа со школьниками в краеведческом музее: Сценарии занятий: Учеб.-метод, пособие. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 224с. 3. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина: культурно-образовательная деятельность музеев. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 85с. 4. Панкратова Т.Н., Чумалова Т.В. Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики для младших школьников: Первые шаги в мир культуры: Учеб.-метод. пособие. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 160с. 5.Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб. пособие. – М.: Высшая школа, 2004. – 216с. 6. Хитьков Н.А. Школьный музей, его назначение и организация. – Киев, 1915. 7. Юхневич М.Ю. Педагогические, школьные, детские музеи дореволюционной России: Метод. Пособие. – М.,1990. ПРИЛОЖЕНИЕ Словарь основных терминов Аудитория музейная – группа людей, объединенных познавательным интересом к музею, характеризующаяся по следующим основным признакам: возраст, образовательный уровень, профессиональная принадлежность и место жительства. Коллекция музейная – совокупность музейных предметов, связанных общностью одного или нескольких признаков и представляющих научный, познавательный или художественный интерес. Коммуникация музейная – процесс общения посетителя с музейными памятниками, условиями успешности которого являются: 1) его способность понимать «язык» музейных предметов; 2) способность музейных сотрудников создать условия для этого понимания. Методика – 1. Совокупность методов и приемов практического выполнения чего-либо (например, научного исследования). 2. Раздел педагогики, рассматривающий методы преподавания учебных предметов либо воспитания человека. Музееведение (музеология) – формирующаяся научная дисциплина, изучающая специфическое музейное отношение человека к действительности и порожденный им феномен музея, исследующая процессы сохранения и передачи информации посредством музейных предметов, а так же развития музейного дела и направления музейной деятельности. Музеефикация памятников – направление музейной деятельности и охраны памятников, посвященное преобразованию недвижимых памятников истории и культуры или природных объектов в объекты музейного показа с целью максимального их сохранения, выявления их историко-культурной, научной, эстетической ценности и включения в современную культуру. Музей-квартира – мемориальный музей – памятник, посвященный выдающемуся деятелю истории, науки, культуры и т.д. Музей-памятник – музей, возникший в результате музеефикации единичных памятников (например, Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге). Музейный предмет – понятие музееведения, служащая для обозначения предметов – результатов человеческой деятельности или движимых памятников естественной истории, которые стали объектами познавательного и ценностного отношения и включены в состав музейного собрания. Музейно-педагогическая программа – научно и методически выверенная последовательность педагогических действий, учитывающих специфику музея и возрастные особенности аудитории. Музейно-педагогические программы имеют комплексный характер и могут включать в себя блоки учебных курсов, обеспечивающих поэтапное и последовательное развитие, воспитание и обучение личности музейными средствами. Музейно-педагогический процесс – системно организованное и четко направленное взаимодействие музейного педагога и учащихся, обеспечивающее единство развития, воспитания и обучения в условиях музейной среды на основе целостности и общности всех элементов его структуры (музейный предмет, музейный педагог и музейный зритель). Музейный педагог – специалист, осуществляющий педагогическую (образовательную) деятельность музея. Он организовывает музейно-педагогический процесс и, на основе субъектно-объектных и субъектно-субъектных отношений, обеспечивает в рамках заданной этим процессом программы непосредственное общение зрителя с музейным памятником. Музейный предмет – предмет реальной действительности, являющийся носителем социокультурной и естественнонаучной информацией, включенный в музейное собрание. Музейный фонд – совокупность всех принадлежащих музею музейных предметов с относящимися к ним научно-вспомогательными материалами. Входящие в музейный фонд предметы могут находиться в хранилищах (фондах), на временном хранении, в экспозиционном пространстве и т.д. Музейный фонд Российской Федерации – совокупность постоянно находящихся на территории РФ движимых памятников истории и культуры, имеющих научную, художественную, историческую или иную культурную ценность и являющихся предметами музейного значения. Музеография – 1. Отрасль музееведения, решающая информационные, рекламные и популяризаторские задачи. Одна из важнейших источников музееведения, содержанием которой является описание среды, недвижимых памятников и музейных предметов. 2.Совокупность изданий по истории музея, его экспозиций и коллекций. Образовательная деятельность музея – специфическая форма музейной активности, характеризующаяся педагогической направленностью на развитие, воспитание и обучение личности музейными средствами. Педагогика музейная – отрасль педагогической науки и построенная на ее основе научно-практическая деятельность, ориентированная на передачу культурного опыта в условиях музейной среды. Профиль музея – категория классификации музея, его специализация, определяющая состав музейного собрания, принципы комплектования музейных фондов, тематику экспозиционной и просветительско-образовательной деятельности. Собрание музейное – научно-организованная совокупность музейных предметов, научно-вспомогательных материалов и хранящихся в музее средств научно-информационного обеспечения. Включает фонды (основной, научно-вспомогательный, обменный и дублетный), библиотеку и архив музея. Хранение музейных фондов – направление работы, осуществляемое на основе режима и системы хранения музейных экспонатов(5;204). |