Реферат: Воспитательная система в школе
Название: Воспитательная система в школе Раздел: Рефераты по педагогике Тип: реферат |
Оглавление: Введение 1. Классификационная характеристика 2. Целевые ориентации 3. Цели и задачи воспитательной деятельности 4. Модель личности выпускника5. Список использованной литературыВведение. С целью усиления эффективности воспитания ребенка современная школа стремится создать воспитательную систему. В каждой школе она имеет свои отличительные особенности, свое лицо. Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей (не только досуг), разнообразную деятельность и общение за пределами школы. Воспитательная система имеет следующую структуру: 1. Цели – совокупность идей, для реализации которых она создается. 2. Деятельность, обеспечивающая ее реализацию. 3. Субъект деятельности, ее организующий и в ней участвующий. 4. Отношения, рождающиеся в деятельности и общении. 5. Управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы. Главная цель воспитания – это модель личности выпускника, которая рассматривается не только как идеальная цель воспитания, но и как содержание воспитания. Школа должна стремиться выпускать из своих стен выпускника, который соответствовал бы параметрам модели личности. Современная школьная воспитательная система (технология) представляет единство взаимосвязанных элементов: целей, субъекта, деятельности, среды, управления. Воспитательная технология представляет комплекс моделей, интегрированный на основе локальных условий. 1. Классификационная характеристика: 1. Уровень и характер применения. Метатехнология - как государственная образовательная политика; отраслевая – как технология управления образовательной системой; модульно- локальная технология обучения и воспитания; 2. Философская основа - амбивалентная, многокультурная; 3. Методологический подход - демократический, социокультурный, деятельностный; 4. Ведущие факторы развития – психогенные; 5. Научная концепция освоения опыта - Интериоризаторская, развивающая 6. Ориентация на личностные сферы и структуры: 1)СЭН – сфера эстетико – нравственных качеств, 2)СУМ – самоуправляющих механизмов личности. 7. Характер содержания и структуры - светский, гуманитарный, валеологический, экологический, гибкий, проникающий. 8. Вид социально- педагогической деятельности - социализации, поддержки, адаптации, коррекции, культурологическая; 9. Тип управления социально- воспитательным процессом - программного, самоуправления, самовоспитания, создание компьютерного управления; 10. Преобладающие методы - творческие, диалогические (интерактивные), деятельные, саморазвития, мультимедиа; 11. Организационные формы - альтернативные: открытые, клубные, интегративные; 12. Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: Сотрудничество, сотворчество, свободного воспитания, деятельный, личностно-ориентированный, арт - технологии. 13. Направление модернизации воспитательной системы. Модернизация на основе гуманизации и демократизации отношений, активизации деятельности, организации и методической аранжировки, усиление социовоспитательных функций, самовоспитания. 14. Категория объектов: Все категории с дифференциацией по уровню, по интересам. 2. Целевые ориентации. 1 уровень - цели государственной образовательной политики, которые определены Законом РФ « Об образовании», «Федеральной программой развития образования в России на 2000-05 гг.», « Национальной доктриной образования РФ», «концепцией структуры и содержания общего среднего образования (в 12- летней школе)», «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года: - формирование физически здоровой, духовно богатой, высоконравственной, образованной личности ( патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов, права и свободы человека, ответственность перед собой и обществом); - формирование целостного научного мировоззрения (экологическая культура, вхождение в открытое информационно - образовательное пространство); - разностороннее развитие детей (их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования), создание условий для самореализации личности. 2 уровень - региональные социально- воспитательные цели, ориентированные на национальную, этническую региональную культуру как среду, питающую духовное и нравственное развитие ребенка, где семье отводится приоритетная роль в воспитании детей: главная- создание единого сельского воспитательного пространства, где налицо социально- педагогические условия: 1. Приоритетность воспитания в деятельности субъектов поселковой социальной политики. 2. Интеграция ресурсов сельской среды для оптимального использования ее воспитательного потенциала и обеспечения многообразия пространств самореализации субъектов. 3. Сформированность и развитие системы социального партнерства. 4. Включенность субъектов поселковой среды в реализацию задач воспитания. 5. Сформированность и развитие локальных воспитательных систем разного уровня. 6. Приоритетность технологий, обеспечивающих педагогическую поддержку и помощь семье в воспитании и развитии индивидуальности детей. 3 уровень - цели развития школы, касающиеся средств и способов воспитания, создающие комплексную программу развития: Включение учащихся в различного рода творческую деятельность с использованием форм. Формирование доминанты саморазвития и самосовершенствования личности. Развитие какой- либо субкультуры детей и подростков в рамках создания реального культуротворческого процесса. Приобщение детей к сохранению природы и исторических памятников, к традициям и народным ремеслам. Включение школьников в современные формы хозяйствования ( участие в создании технических и коммерческих проектов). Организация культурно-досуговой деятельности в воспитывающей среде социально- педагогического комплекса «Внешкольник». 4 уровень - цели как планируемые результаты развития личности школьника, отражающиеся в модели личности выпускников школы. На новый период они сформулированы как цели социализации школьников, на основе компетентного подхода: 1. Научить учиться. Результат - образованный и творческий выпускник. 2. Научить жить. Результат - адаптивный и самостоятельный выпускник. 3. Научить работать и зарабатывать. Результат - успешный выпускник. 4. Научить жить вместе. Результат - демократ, гражданин, гуманист. 3. Цели и задачи воспитательной деятельности. ЦЕЛЬ: в процессе обучения в школе воспитать свободную, творчески развитую, социально ориентированную личность, способную к самореализации и саморазвитию. ЗАДАЧИ: - формирование готовности и способности личности выполнять систему социальных ролей; - приобщение к национальной и мировой культуре, развитие духовности; - воспитание патриотов, граждан правового, демократического социального государства, уважающих права и свободы личности; - формирование у детей культуры межличностных отношений; - развитие творческих способностей учащихся, навыков самообразования; - воспитание здорового образа жизни, развитие детского и юношеского спорта; - профилактика асоциального поведения детей и молодежи, детской беспризорности, правонарушений и других негативных явлений; - укрепление взаимодействия с семьями учащихся; - поддержка детей из неблагополучных семей, семей социального риска, детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Основные направления воспитательной деятельности: 1. ЗДОРОВЬЕ - организация деятельности по формированию здорового образа жизни, организация деятельности по профилактике употребления психоактивных веществ, организация туристической и спортивной работы, воспитание гармонично развитой личности: здоровье тела, духа, разума. 2. СЕМЬЯ - организация работы с семьей, организация совместной деятельности семьи и школы, работа по половому просвещению учащихся, защищенность ребенка в семье. 3. ИНТЕЛЛЕКТ - формирование целостной и научно обоснованной картины мира, развитие познавательных способностей. 4. ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ – формирование самосознания, активной жизненной позиции, потребности к самосовершенствованию и саморазвитию, способности адаптироваться в окружающем мире. 5. ОТЕЧЕСТВО - гражданско-патриотическое воспитание учащихся, изучение национальных традиций, деятельности детских общественных организаций. 6. ПРИРОДА – организация деятельности по защите природы, экологическому воспитанию, организация природосообразной деятельности. 7. ТРУД - организация трудовой и профориентационной деятельности учащихся, воспитание трудолюбия, культуры труда, экономическое просвещение подростков. Класс – это основное звено, связующее ребенка и школу в рамках единой воспитательной системы. Каждый класс имеет свою индивидуальность, своеобразие, по-своему влияет на личность. Главная задача педагогического коллектива – создать условия для того, чтобы каждый ученик успешно развивался в доступных для него видах деятельности. Главная задача классного руководителя – защита ребенка. 4. Модель личности выпускника 1. Нравственный потенциал: - Осмысление целей и смысла жизни. Усвоение ценностей «Отечество», «культура», «творчество», «любовь». Чувство гордости за принадлежность к своей нации, за свою родину. - Понимание сущности нравственных качеств и черт характера окружающих людей, проявление в отношениях с ними доброты, честности, порядочности, вежливости. Адекватная оценка своих реальных и потенциальных возможностей, готовность к профессиональному самоопределению, самоутверждению и самореализации во взрослой жизни. Активность в общешкольных и классных делах, работе с младшими школьниками. 2. Образовательный потенциал: - Желание и готовность продолжить обучение после школы или включиться в трудовую деятельность, потребность в углубленном изучении избранной профессии, в самостоятельном добывании новых знаний. 3. Коммуникативный потенциал: - Владение умениями и навыками культуры общения, способность корректировать в общении свою и чужую агрессию, поддерживать эмоционально-устойчивое поведение в кризисных жизненных ситуациях. 4. Культурный потенциал: - Умение строить свою жизнедеятельность по законам гармонии и красоты, потребность в посещении театров, выставок, концертов, стремление творить прекрасное в учебной, трудовой деятельности, поведении, в отношениях с окружающими. 5. Физический потенциал: Стремление к физическому совершенствованию; умение подготовить и провести подвижные игры и спортивные соревнования среди сверстников и младших школьников. 5. Социально-психологическое обеспечение воспитательной деятельности общеобразовательных учреждений. Цель: взаимодействие детей и взрослых, направленное на развитие личности, социального и профессионального становления, гармонизацию взаимоотношений детей с окружающим социумом, природой, самим собой; 1. Использование потенциала основных и дополнительных образовательных программ и включение обучающихся в разнообразную, соответствующую их возрастным индивидуальным особенностям деятельность, направленную на формирование у детей: гражданственности и патриотизма, уважения к правам и свободам человека, опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, приобщение к системе культурных ценностей, трудолюбия, готовности к осознанному выбору профессии, экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью, эстетическое отношение к окружающему миру, потребности самовыражения в творческой деятельности, организационной культуры, активной жизненной позиции, опыта руководства социальными группами, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности. 2.Создание программ социально-психологической помощи обучающимся и семьям субъектами воспитательного взаимодействия: -организация работы по профилактике злоупотребления ПАВ и ВИЧ/СПИД, -по профилактике безнадзорности и правонарушений. 3. Создание программы «Культура здоровья», внедрение в ОП новых здоровье - сберегающих технологий. Результат: выпускник школы с высоким уровнем воспитанности; с ярко выраженными качествами гражданина – патриота, профессионала-работника, семьянина- родителя; обладающий знаниями в области своего здоровья сбережения. Список использованной литературы: 1. Системное управление инновационными процессами в общеобразовательной школе. Дисс. О.И.- канд. пед. наук. М., 2006. С. 94. 2. Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2007. С. 38. 3. Лузан С.А. Различие систем ценностей и ценностных ориентаций социальных субъектов как источник конфликтов. Дисс... канд. социол. наук. М., 2003. С. 10. 4. Новикова Л.И. Воспитательная система школы: исходные позиции // Сов. педагогика. 1991. № 11. С. 61-64. 5. Поляков С.Д. Основы теории инновационных процессов в сфере воспитания. Диссертация доктора пед. наук. Ульяновск, 2003. С. 57. 6. Моисеев А.М., Моисеева О.М. Актуальные вопросы управления развивающейся школы: Концепция управления развитием школы. Новокузнецк, 2004. С.48. |