Курсовая работа: Дети-инвалиды в детских оздоровительных лагерях
Название: Дети-инвалиды в детских оздоровительных лагерях Раздел: Рефераты по педагогике Тип: курсовая работа | ||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание Введение 1. Технология реабилитации детей-инвалидов в смешанных отрядах ДОЛ «Парус Детства» на базе Санаторно-лесной школы 1.1 Проблема социализации детей-инвалидов в обществе 1.2 Программа летней оздоровительной смены лагеря «Парус детства» 2. Учет особенностей поведения детей разных категорий в условиях смешанного отряда. 2.1 Технологии, используемые мной в экспериментальном кружке «Тесто-пластика» 2.2 Результаты работы кружка «Тесто-пластика» 3.Исследование «Преодоления барьера» Заключение Список литературы Введение В последние годы воспитание становиться все более острой организационной проблемой, требующей серьезного внимания к ней. Анализ ситуации, сложившейся в подростковой среде, свидетельствует о том, что отсутствие должного внимания общества к организации свободного времени детей и подростков ведет к самым негативным результатам. Кризис детства настолько очевиден, что о нем заговорили и представители государственных структур, и руководители общественных движений различной направленности, и средства массовой информации. Проблемой является отсутствие должного духовного воспитания, которое приводит к нарушению этических норм поведения детей и подростков. Одним из решений данной проблемы я вижу воспитание толерантного отношения современных детей и подростков к ровесникам- инвалидам. Теодор Рузвельт заметил, что уровень развития общества можно определить по его отношению к инвалидам. Я хочу поднять проблему нашего отношения к инвалидам детства. В последнее время в понимании проблем людей с ограниченными возможностями, происходят определенные позитивные изменения. Благодаря этому социальная политика государства, просветительская деятельность различных ассоциаций, выступающих за соблюдение прав человека, постепенно изменяют существующий психологический климат – безразличного отношения к людям с ограниченными возможностями. Необходимо более насыщенный досуг, который привел бы к обогащению и развитию духовного мира таких необычных детей, а созидательная творческая деятельность, в свою очередь будет способствовать сплочению, создавая возможности для приобщения детей к культуре. В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и её саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в летних оздоровительных учреждениях. Летние каникулы составляют значительную часть годового объёма свободного времени детей, но далеко не все родители детей инвалидов могут предоставить своему ребёнку полноценный, правильно организованный отдых. В оздоровительной работе детей с ограниченными возможностями летний период занимает особое место и рассматривается как один из важнейших этапов оздоровления детей в течение года. Необходимо совершенствовать опыт организации каникулярного времени детей инвалидов и здоровых детей, вводя в практику новые формы работы. Например, смешанный отряд. Для решения этого вопроса нужно поставить конкретную цель и двигаться по направлению к ней, выполняя определенные задачи. Целью курсовой является разработка системы применимой при работе с детьми в смешанных отрядах.Воспитательный процесс в смешанном отряде является объектом нашего исследования. Предметом исследования являются технологии влияющие на процесс в целях его эффективности. Задачи исследования: – провести анализ развития личностных качеств, умений, навыков общения детей в смешанных отрядах; – выявить развитие личностных качеств, умений, навыков детей через участие в жизни творческого кружка «Тесто-пластика»; – определить доступную среду и равные условий для развития и обучения детей в смешанном отряде; – систематизировать формы отдыха, оздоровления и занятости детей, в смешанном отряде. В данной курсовой работе мы выдвигаем следующую гипотезу: детям-инвалидам нужна, в первую возможность поверить в себя и в полной мере реализовать свой потенциал! 1. Технология реабилитации детей инвалидов в смешанных отрядах ДОЛ «Парус Детства» на базе Санаторно-лесной школы №7 1.1 Проблема социализации детей инвалидов в обществе Печальный факт состоит в том, что при общении с людьми с серьезными нарушениями, особенно интеллектуального и психического развития, мы испытываем страх, неловкость и брезгливость. Родители ребенка-инвалида стараются скрывать его от глаз соседей, а поездка в общественном транспорте становится истинным испытанием. Основная причина такого отношения – в незнании, что такое нарушение развития и, что из себя представляют люди с ограниченными возможностями. Наше общество старательно скрывает от нас наличие проблемы. Родители, решившие оставить и воспитать ребенка с нарушениями развития в семье, встречают огромное сопротивление врачей, педагогов и недоумение знакомых и родственников. Как бы мы ни старались закрыться от проблемы существования людей с нарушениями развития, нам надо думать об их интеграции в общество. Ведь создание правового цивилизованного государства невозможно без учета прав людей с ограниченными возможностями. Такой этап прошли все цивилизованные страны. Для того, чтобы проблема была решена и в нашей стране, нужно двигаться в направлении ее решения. Поднимать эту тему в средствах массовой информации. Проводить занятия в школах, на которых дети получают представление о жизни человека-инвалида, как это делается в большинстве цивилизованных стран. И, наконец, это, пожалуй, самое важное – создавать учреждения интегративного типа, в которых могли бы общаться здоровые дети и дети с различными отклонениями. Совместное обучение здоровых детей и детей-инвалидов приносит огромную пользу, как тем и другим.[1] 1.2 Программа летней оздоровительной смены лагеря «Парус детства» Реабилитация детей с ограниченными возможностями 1) Санаторно-лесная школа №7 – замечательная страна, жители которой попадают в сказочный мир игры и приключений, наблюдений и исследований. Одним из важнейших условий жизни школы является создание доступной среды и равных условий для развития и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Обучение происходит в рамках определенной системы знаний, в которой упор делается на активное участие ребенка в процессе обучения. Разные формы взаимодействия направлены на ликвидацию барьеров в межличностных отношениях. Любой ребенок, как через организованную, так и через свободную деятельность получает возможность активного включения в социальную структуру группы. Дети с ограниченными возможностями здоровья при наличии соответствующей образовательной и реабилитационной составляющей способны к овладению знаний и умений не только по программам специальной (коррекционной) школы, но и в форме интегрированного, обучения в школе равных возможностей.[2] В 2007 году на базе СЛШ №7 открылся летний оздоровительный лагерь «Парус детства». Необычный эксперимент этого лагеря состоит в том, что там отдыхают дети разных категорий. Каждый отряд формируется из здоровых детей и детей с инвалидностью. Я хочу провести небольшой экскурс в область дефектологии, а именно: рассказать об основных категориях нарушений развития, детей в СЛШ №7. • Нарушения слуха. К этой категории относятся нарушения слуха различной степени – от легкой потери (тугоухости) до полной. • Нарушения зрения. К этой категории относятся нарушения зрения различной степени тяжести – от частичной потери до полной. • Нарушения двигательной сферы. В эту категорию в основном входят детские церебральные параличи. Двигательные нарушения встречаются в разных формах – от неподвижности (параличи, парезы) до гиперкинезов (непроизвольных чрезмерных движений). • Нарушения речи. Нетяжелые нарушения речи встречаются у многих детей (нарушение звукопроизношения, процесса чтения и письма), но в категорию тяжелых входят серьезные нарушения, при которых ребенок не может обучаться по программе общеобразовательной школы. • Нарушения интеллектуального развития. К этой категории относятся нарушения умственного и психического развития врожденного характера (олигофрения, являющаяся результатом органического поражения головного мозга) и приобретенные в результате психического заболевания (эпилепсия, шизофрения и др.) Основным критерием нарушения является нарушение познавательной деятельности. [3] 2) В обычных отрядах на ровне со здоровыми детьми отдыхают дети с нарушением опорно-двигательной системы, у них есть определённые трудности в передвижении, но в лагере забота здоровых детей о тех, кто, нуждается в помощи, становится естественной. Дети видят чужую боль, ощущают её, берут частично на себя груз боли. Аккумулируется энергия добра, тепла, любви и заботы. Это залог выживания в самых сложных жизненных ситуациях. Без любви и понимания человек словно здание без фундамента. Об этом не забывает ни один взрослый, работающий с детьми. Идея создания лагеря и школы принадлежит Департаменту Образования города Москвы, а воплощали её директор школы Шпитальская Ирина Юрьевна и завуч Долгих Ольга Владимировна. Летом школа становится оздоровительным лагерем под названием «Парус детства»: спортивные состязания, дискотеки, отряды, речёвки, походы – жизнь в плотном графике. Всё кругом кипит, бурлит, движется, каждый день приносит радость, буквально не даёт киснуть, ныть и скучать. Тренажёрные залы, где можно развить силу, накачать мышцы. Футбол, пионербол, волейбол, работа всех студий и кружков, чтение книг, викторины, конкурсы, концерты – всё это организовано, спланировано, действует как часы, без сбоев. Всюду дети: на стадионе, в тренажёрных залах, в столовой, около корпусов. Детей много, но среди непрерывного детского движения взгляд вдруг замечает детей «других», передвигающихся на колясках с помощью взрослых. Больные дети живут рядом со здоровыми, участвуют во всех отрядных делах, читают стихи, поют, двигаются в ритме танца, смотрят, болея, футбольные матчи. Их коляски подхватывают здоровые дети. Общий язык найден! А ведь эти, «другие» учатся в специнтернатах, находятся на домашнем обучении. Буквально на глазах оживают дети, которые основное время своей жизни проводят в инвалидной коляске. Вместе с отрядом выходят на сцену, поют, танцуют, читают стихи, улыбаются, общение самое настоящее. Дети видят, что они интересны другим, они нужны людям – это даёт жизненные силы. Уникальность среды санаторно-лесной школы состоит в возможности разностороннего реабилитационного воздействия на детей с ограниченными возможностями, которое складывается из следующих составляющих: – Оздоровление (комплексная терапия); – Социально-коммуникативная реабилитация; – Социально-бытовая реабилитация; – Социально-средовая реабилитация; – Социально-психологическая реабилитация; – Социально-культурная реабилитация; – Социально-педагогическая реабилитация; Лечебные процедуры, оказываемые учащимся санаторно-лесной школы №7: · Социально-коммуникативная реабилитация Изменение характера и круга общения, деятельность в составе малых групп; изменение социальной роли. · Социально-бытовая реабилитация. Деятельность, направленная на уход за собой и организацию быта · Социально-средовая реабилитация Овладение технологиями эффективного функционирования в различных средах обитания · Социально-психологическая реабилитация Социальная активизация в процессе занятий: наблюдение за успехами других детей с ограниченными возможностями, трансформация мировоззрения (изменение точки зрения на уровень своих возможностей и степень ограничений), снижение рентных установок, повышение собственной самооценки. · Социально-культурная реабилитация Экскурсии, концерты, конкурсы, театральные постановки, выступления приглашенных артистов и творческих коллективов Социально-педагогическая реабилитация Педагогический процесс включает: – Входную диагностику; – Обучение в малых группах по общеобразовательным программам; – Дифференцированные задания; – Коррекцию знаний по индивидуальным образовательным программам; Исходя из социального заказа и ключевых направлений деятельности лагеря, целью работы является организация отдыха детей, оздоровление ребенка и развитие интересов детей и их активизация в различных видах жизнедеятельности. Над реализацией программы летнего оздоровительного лагеря работает педагогический коллектив из числа лучших учителей Санаторно-лесной школы №7 совместно с работниками учреждений дополнительного образования. Информационная карта проекта «Парус детства» 1) Сроки проведения: летний оздоровительный сезон, июнь – август. 2) Продолжительность одной смены: 21 день. 3) Количество смен: три. 4) Возраст детей: 7–20. 5) Отряды РВО (разновозрастные). Технологии используемые в период лагерной смены: – организация досуга; – прогнозирование социального развития ребенка в социуме, создание благоприятных условий для развития личности социальной среды; – организация разностороннего интеллектуального и эстетического развития; – психодиагностика ребенка (структура, степень нарушения психики, особенности личности; – организация комплексных терапий для реабилитации и оздоровления детей. Календарный план работы смены
Лечебные процедуры, оказываемые детям: – Лечебная физкультура; – Массаж; – Лечение на массажном столе с эластичным псевдокипящим слоем; – Лечение на миорелаксационной кушетке; – Гидромассаж; – Тренажеры; – Сауна «Кедровая бочка»; – Фиточай; – Кислородный коктейль; – Витаминотерапия; – Профилактическое полоскание горла; – Медикаментозная терапия. Кружки, секции, клубы Санаторно-лесной школы №7: Гончарная мастерская; Изостудия; Тесто-пластика; Театральная студия; Хореографическая студия; Лаборатория проектной деятельности; Теннисный клуб; Студия флористики; «Мастерица» (бисероплетение, народная кукла); Спортклуб; Литературная гостиная; Шахматно-шашечный клуб; Вышивка; Мастерская «Золотые руки»; Студия выжигания; Клуб «Юный коневод»; Студия «Силуэт» (моделирование одежды); Мастерская ковроткачества. Распорядок дня Санаторно-лесной школы №7: 9.00 Подъём; 9.30 Завтрак; 10.00 – 13.00; Работа студий; Подвижные игры на воздухе; Оздоровительные процедуры; Библиотека; 13.00 Обед; 14.00 Отдых; 16.00 Полдник; 16.30 – 18.30; Работа студий; Подвижные игры на воздухе; Оздоровительные процедуры; Свободное время; 18.30 Ужин; 19.00 Подвижные игры на свежем воздухе; Клубы по интересам; 20.00 – 22.00; Культурно-развлекательная программа; Свободное время; Занятия по интересам; 22.00 Отбой. Таким образом, программа лагерной смены рассчитана на оздоровление, сплочение детей, преодоление психологических барьеров и активизации различных видов деятельности. Парус детства – лагерь равных возможностей. Место, где дети учатся друг у друга, помогают друг другу и все вместе становятся сообществом, способным к взаимодействию! 2. Технологии применяемые в работе с детьми в СЛШ №7 2.1 Технологии используемые мной в экспериментальном кружке «Тесто-пластика» Отношения детей инвалидов и здоровых детей очень тревожат меня. И в качестве эксперимента летом 2008 года я работала педагогом дополнительного образования в Санаторно-лесной школе №7. В ходе эксперимента я отследила особенности творческих работ детей и выявила результат эффективной работы кружка «Тесто-пластика». Актуальность обращения именно к традиционной народной культуре очевидна, так как веками проверенные средства этнопедагогики, как показывает практика, весьма эффективна в воспитании современных детей. Именно в наше время необходимо остановиться на прикладном творчестве, как на универсальном и ничем незаменимом средстве воспитания. В прикладном творчестве формируются личностные качества, развивается мелкая моторика, пластика. Таким образом, используя педагогические возможности народного ремесла, можно в значительной степени улучшить умственные, эмоциональные и культурное благополучие детей. Программа включает в себя изучение традиций лепки и окрашивания глиняной игрушки мастеров Гжели, Дымково и Каргополя. В программу входит изучение традиций лепки и окрашивания глиняной игрушки и их использование в народных праздниках и гуляниях. Знакомство детей с русским костюмом, его символикой, кроем. Программа кружка разработана на основании программы под руководством Б.М. Неменского для общеобразовательных школ. При составлении программы также использовалась программа дополнительного образования детей М.В. Ватулиной. Педагогическое кредо автора – «Через золотые руки – к золотому сердцу!». «Пробудить и укрепить у детей творческое отношение к действительности, научить эмоционально и образно воспринимать окружающий мир, целостно переживать своё единство с ним» (Б.Н. Неменский, народный художник и педагог.) Увидеть красоту в обыкновенном и обыкновенное в невероятном. Способствовать тому, что маленький человек, прикоснувшись к народным истокам, народной души, не вырос злым и агрессивным. Научить создавать прекрасное своими руками. «Если человек научился создавать прекрасное своими руками, он ценит и бережёт чужой труд». Видит сложную красоту жизни, гордится своей Родиной, своим народом.[4] Целью программы является развитие творческого потенциала детей, преодоление межличностных барьеров, средствами народного декоративно-прикладного искусства (лепки из солёного теста). Обучение детей проходит дифференцированно с учётом личностных особенностей и способностей каждого ребёнка. Используется технология разноуровнего обучения. В работе с детьми используется концепция развивающего обучения. «Вне деятельности нет развития». Методическое обеспечение программы «Тесто-пластика». Для решения поставленных задач в работе применяются различные методы проведения занятий (словесные, наглядные, практические), чаще всего в различных сочетаниях. Каждое занятие по темам программы включает теоретическую и практическую часть. Теоретический материал даётся в начале занятия. Новая тема закрепляется объяснением и показом наглядного материала и приёмов работы. Практическая часть является продолжением и закреплением теоретических знаний. Практические занятия – основная форма работы с детьми, где умения закрепляются, в ходе выполнение эскиза и лепки изделия в материале. Руководитель во время лепки помогает детям советами и отслеживает процесс изготовления изделия. Руководитель должен, как можно чаще хвалить детей за терпение, аккуратность, самостоятельность и трудолюбие. [5] Методика обучения в начале освоения данной программы отличается от той, которая применяется в конце, что обусловлено уровнем знаний и практических умений обучающихся. Основным методом передачи информации детям в начальном периоде обучения является репродуктивный метод – метод копирования. На этом этапе необходимо добиться от воспитанников точности и аккуратности в копировании образцов, а в дальнейшем на 2-й и 3-й недели обучения не ставится задача точного повторения образца, а с его помощью вырабатываются желание усовершенствовать, изменить и желание творить самому. Значительное вниманиенеобходимо уделять коллективным работам , в процессе изготовления которых происходит обмен опытом, взаимопомощь и обучение друг у друга. В процессе таких занятий дети учатся анализу и самооценке. 2.2 Результат работы кружка «Тесто – пластика» Проведя кружок «Тесто-пластика» в качестве научного исследования я выявила следующие положительные изменения: – Кружок помогает выработать усидчивость, терпение, точность, аккуратность; – Воспитать трудолюбие, умение доводить дело до конца; – Работа с тестом и глиной позволяет укрепляет мышцы кистей рук что так необходимо детям с ДЦП; – Выбор узора развивает воображение, внимание, память, помогает ориентироваться в области цветоведения и композиции. В кружке я старалась развивать и воплотить у ребят их собственные идеи и замыслы, воспитать у них чувство меры, эстетический вкус, пространственное мышление. Что касается межличностных отношения ребят, то кружок полностью помог преодолеть барьер в общении детей инвалидов и здоровых детей. В процессе успешно проведенной работы в кружке я выявила колоссальные изменения в отрядах. Кружок объединил здоровых детей и детей с инвалидностью в единый сплоченный коллектив. 3. Исследование «Преодоление барьера» Социологическое исследование. Метод проведения исследования – анкетирование. Место проведения исследования – СЛШ №7 Исходя из целей исследования, была определены целевая группа опрашиваемых: Дети из СЛШ №7. Были разработаны две анкеты. Для здоровых детей и для детей инвалидов (см. приложение). Каждая анкета содержит 5 закрытых вопросов (с возможностью выбора одного из вариантов ответа) и 2 открытых вопроса, подразумевающих свободный ответ. Доказательством нашей гипотезы могут служить ответы здоровых детей и инвалидов. Результаты исследования представлены в Презентации в виде таблиц и сводных диаграмм. Все заполненные анкеты предоставлены отдельно. (См. Приложения) Заключение Результатом проведенной мною работы стало возможным преодоление барьеров инвалидности, стремление к качественному образованию и независимой жизни. Развитие творческого потенциала у детей позволяют снять клеймо социальной бесперспективности, повысить стартовые возможности вступления в жизнь детей с ограничениями по здоровью. Во введении к данной работе мы выдвинули гипотезу, что инвалидам нужна, в первую очередь, возможность поверить в себя и в полной мере реализовать свой потенциал. Результаты анкетирования, а также представленные в работе информационные и аналитические материалы служат доказательством нашей гипотезы. В частности, 51% инвалидов отметили в анкете, что они, в первую очередь, нуждаются в общении, друзьях и интересной работе! Основный вывод: общество, то есть, мы с вами, должны помочь детям инвалидам, помочь им воспринимать себя не как людей с ограниченными возможностями, а как полноценных членов нашего общества, которые ставят перед собой цели и достигают их! Список литературы 1) Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. учебн. Заведений и слушателей ИПК и ФПК.‑М.: Прометей, 1992. – 528 с. 2) Вловик А.Ф., В.А., Педагогика досуга: Учебник – М.: Флинта: Московский, психолого-социальный институт, 1998.-240 с. 3) Вловик В.А. Необходимость взаимосвязи групповой и массовой работы клубного учреждения – В.сб.: Единство целей. ‑ М.: Советская Россия, 1981 4) Дети-инвалиды: Реабилитация, соц. защита / [Сост.: Н. Щербакова, Л. Туаева]. – М., 2000. – 159 с.; 20 см. – (Библиотека журнала «Социальная защита»; Вып. 23). 5) Фришман И.И. Методика работы педагога дополнительного образования: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / И.И. Фришман. – М.: Academia, 2001. – 158, [2] с.: ил., табл.; 21 см 6) Реабилитация и образование особого ребенка: от прогрессивных законов к их реализации / Виктор Бациев [и др.]. – Изд. 2, испр. и доп. – Москва: Центр лечеб. педагогики 7) Силласте Г.Г. Социальная помощь и социальная адаптация детей с ограниченными возможностями: (Социол. анализ): Материалы по курсам «Соц. педагог», «Соц. работник»; Моск. гос. ун-т культуры, Междунар. ассоц. «Женщины и развитие». – М.: Б. и., 1995. – 21 с.; 20 см. 8) Зайцев. Д.В. Социальная интеграция детей-инвалидов в современной России / Д.В. Зайцев. – Саратов: Науч. кн., 2003. – 253, [1] с.: ил.; 21 см. 9) Организация летнего отдыха детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях загородного лагеря: (Из опыта деятельности оздоровит. учреждений Алт. края): [Рекомендации] / Науч.-исслед. ин‑т семьи. – М.: НИИ семьи, 1997. – 115, [4] с. 10) И.В. Фришман. Программа специализированной смены-Ассамблеи детских общественных объединений. 11) Лунегова Е.К., Казанский государственный технологический университет 12) Формирование психологической готовности к деятельности с детьми-инвалидами у будущих специалистов социальной работы: автореферат дис. кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Лунегова Е.К. 13) Мастюкова. Е.М., Они ждут нашей помощи / Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина. – М.: Педагогика, 1991. – 158, [2] с. 14) Апажихова Н.В. Педагогические условия организации социально-культурной деятельности детей и подростков в период летнего оздоровительного отдыха: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.05. – Тамбов, 2003. – 239 с. 15) Тетерский. С.В. Детский оздоровительный лагерь: воспитание, обучение, развитие: практическое пособие / С.В. Тетерский, И.И. Фришман. – Москва: АРКТИ, 2007. – 100 с. 16) Детский оздоровительный лагерь. Воспитательное пространство: сборник статей в помощь организаторам летнего отдыха и оздоровления детей / Межрегиональная общественная орг. «Содействие детскому отдыху»; [сост.: Г.С. Суховейко]. – Москва: ЦГЛ, 2006– – 21 см. 17) Программы для учреждений дополнительного образования детей организация летнего оздоровительного отдыха Вып. 16 18) Литвак. Р.А. Социализация личности ребенка в деятельности детских общественных объединений / Литвак Р.А.; Челяб. гос. пед. ун‑т. Дворец пионеров и школьников им. Н.К. Крупской. – Челябинск, 2000. – 167, [1] с.: табл.; 20 см. 19) Петрова. Л.И. Детская психология. Адаптация ребенка в современном мире / Л.И. Петрова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 335 с.: ил., табл.; 21 см. – (Серия «Школа развития»). 20) М.Н. Поволяева. Программы для учреждений дополнительного образования детей. Вып. 15. - М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2006.-80 с. 21) «Тренинг Жизненных навыков». Пособие Романовой О.Л. по развитию здорового стиля жизни личности подростка. Москва, 1996 г. 22) Шмакова С.А. «Каникулы» Москва, «Новая школа», 1994 г. 23) Зайкина Г.В. «Чудо-тесто»/ ДЮЦ «Северный» 24) http://child.uriit.ru/Docu/D0025/2004/F0062.htm 25) http://www.mosportal.ru/gf/3/i8_973.htm 26) http://www.dszn.ru/ 27) http://npo.kondopoga.ru/? page_id=229&preview=true 28) http://www.ecsocman.edu.ru/ 29) http://www.rezeptsport.ru/blog/02_12.phpttp://www.slh7.ru/gb/ 30) http://www.slh7.ru/gb/ [1] Тетерский. С.В. Детский оздоровительный лагерь: воспитание, обучение, развитие : практическое пособие / С.В. Тетерский, И.И. Фришман. - Москва : АРКТИ, 2007. - 100, [2] с. : табл.; 21 см. - (Дополнительное образование). [2] http://www.slh7.ru/gb/ [3] Зайцев. Д.В.Социальная интеграция детей-инвалидов в современной России / Д.В. Зайцев. - Саратов : Науч. кн., 2003. - 253, [1] с. : ил.; 21 см. Организация летнего отдыха детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях загородного лагеря: (Из опыта деятельности оздоровит. учреждений Алт. края) : [Рекомендации] / Науч.-исслед. ин-т семьи. - М.: НИИ семьи, 1997. - 115,[4] с. [4] Вловик В.А. Необходимость взаимосвязи групповой и массовой работы клубного учреждения- В.сб.: Единство целей. - М.: Советская Россия, 1981 [5] Зайкина Г.В. «Чудо-тесто»/ ДЮЦ «Северный» |