Контрольная работа: Политика России
Название: Политика России Раздел: Рефераты по политологии Тип: контрольная работа |
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЖЕВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ» ФАКУЛЬТЕТ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОЛИТОЛОГИИ Вариант 10. Проверил П.М. Орехов Выполнил Чувашова М.В. Специальность 0608-ЭКУ Группа 21 Шифр 0605203 ИЖЕВСК 2008 Содержание 1. Новые вызовы: Россия на пороге будущего 2. Взаимосвязь внутренней и внешней политики 3. Политические учения современности 4. Терминология 5. Контрольный тест Список литературы 1. Новые вызовы: Россия на пороге будущего Различные аспекты динамики развития современного мира нашли свое отражение на территории самого крупного государства в мире. Россия, став на путь демократических преобразований в конце XX столетия, открыла для себя новые возможности взаимодействия с внешним миром и его преобразования. Российские транснациональные компании сегодня являются неотъемлемой частью мирового бизнеса, в ряде отраслей играя ключевую роль (природные ресурсы, металлургия, лесная промышленность, вооружения). Российские неправительственные организации все активнее ведут сотрудничество с коллегами из зарубежных стран. Пророссийские организации есть во многих странах – Польше, Украине, Турции, Франции, Германии, Италии и др. Субъекты федерации получили возможность реализовывать проекты регионального масштаба с привлечением иностранных спонсоров. Наконец, представители федеральных органов власти имеют возможность осуществлять международное сотрудничество без идеологических клише, руководствуясь национальными интересами. Однако вместе с тем, современный мир выявил и ряд негативных моментов, напрямую затрагивающих Российское государство. Всеобщий тренд демократизации, о котором шла речь выше, оказал и продолжает оказывать влияние и на нашу страну. В начале 90-х годов XX века вместо одного мир получил сразу 15 новых независимых государств. Этот же сложный процесс, истоки которого, как уже было указано ранее, лежат в праве народов на самоопределение, выявил важную и крайне опасную тенденцию, способную существенно изменить геополитическое положение Российского государства в мире. Речь идет об опасности расчленения России под влиянием ряда как внешних, так и внутренних негативных факторов. Россия расположена в самой непосредственной близости от мощных «центров силы» современного мира (Китай, Европа, Индия). Эти узловые точки современного мироустройства по ряду параметров (экономическому, демографическому, политическому) опережают Россию, а, следовательно, для страны действительно возникает реальная опасность быть разорванной более динамичными и активными полюсами, расположенными по ее периметру. С другой стороны, новое обострение «чеченского синдрома» также способно дестабилизировать сложившиеся федеративные отношения внутри России. Поэтому значимость задачи по выстраиванию новой административно-управленческой модели федерации параллельно с созданием экономических стимулов для внутренней миграции населения на Восток трудно переоценить. Нельзя забывать, что потеря Дальнего Востока означает, помимо прочего, еще и потерю больших запасов природных ресурсов, составляющих, как будет отмечено ниже, основу конкурентных преимуществ России в современном мире. Проблемы повышения конкурентоспособности России в условиях глобализации в последнее время все чаще становятся предметом обсуждения ученых и специалистов. Весомый вклад в разработку проблемы внесли, например, ученые ИМЭМО РАН. Главным конкурентным преимуществом России на современном этапе являются ее природные ресурсы, о чем свидетельствуют данные экспортной статистики: сырье и продукты его первичной обработки составляют до 80% стоимости экспорта. Россия располагает большой долей мировых запасов природных энергоносителей, прежде всего нефти и природного газа, и является страной активно экспортирующей природное сырье. Как следует из докладов экспертов РАН, роль природного газа и нефти сохранится в мировой экономике, что делает положение России на рынках энергоресурсов достаточно устойчивым. Скажем, как прогнозируют эксперты, к 2010 году уровень потребления природного газа с нынешних 360 млрд.куб.м. повысится до 425 млрд.куб.м., примерно треть от этой цифры – 150 млрд.куб.м. сможет экспортировать Россия. Что же касается нефти, то доля России в мировых неразведанных запасах может составлять от одной трети до половины. Разведанность европейской части и Западной Сибири составляет менее 70%, а Восточной Сибири и Дальнего Востока соответственно 8% и 1%. Ситуация на нефтяном рынке России исследована недостаточно, поэтому прогнозы имеют достаточно условный характер. Тем не менее, предполагается, что уровень добычи нефти останется в районе 280-350 млн. тонн к 2010 году, хотя некоторые эксперты предполагают, что данный уровень будет составлять от 410 до 510 млн. тонн. Высокая обеспеченность страны дефицитными сырьевыми, особенно энергетическими, ресурсами вносит вклад в национальную конкурентоспособность, поскольку создает условия сырьевой и энергетической безопасности и обеспечивает экспортные возможности страны. К отличительным чертам внешнеполитической деятельности России следует отнести сбалансированность, что обусловлено геополитическим положением страны, как одной из крупнейших держав, а также последовательным и конструктивным курсом в международных отношениях. Современная внешняя политика России направлена на формирование многополюсной системы мироустройства, основанной на примате международного права; на укрепление существующих международных институтов; на продолжение линии на развитие отношений с Западом на неконфронтационной основе, исходя из своих национальных интересов; на создание системы безопасности и международного сотрудничества; на всестороннее развитие отношений со странами СНГ, поддержку соотечественников за рубежом и т.д. Другой акцент внешней политики России последнего времени – линия на диверсификацию международных связей России. Определение региональные приоритетов сотрудничества является крайне значимой функцией российской внешней политики. Российское государство остается влиятельным фактором мировой политики. Такое положение основано на объективных конкурентных преимуществах страны, ее положении в крупнейших международных организациях, богатой истории и отсутствии конфронтации с ведущими мировыми державами. В настоящее время появилась реальная возможность для проведения самостоятельной и последовательной внешней политики, отвечающей национальным интересам страны и при этом понимаемой и уважаемой другими странами. Россия обладает сегодня всеми возможностями для того, чтобы участвовать в создании нового миропорядка. Необходимо обеспечить возможности влияния России на развитие международных отношений, в рамках которого неизбежно широкомасштабное сотрудничество с основными международными структурами и всеми теми странами, которые сегодня формируют основные параметры будущего мира. 2. Взаимосвязь внутренней и внешней политики Анализ политического поведения режима предполагает уяснение вопроса о взаимосвязи его внутренней и внешней политики. Внешнеполитический ресурс в различных ситуациях может рассматриваться и как усиливающий, и как ослабляющий внутренние позиции режима. Внешняя политика нередко позволяет судить о природе политического режима с большей точностью, нежели попытки увидеть сдвиги в позициях руководства авторитарной системы, предпринимаемые, например, на основе анализа передовых статей центральных газет. Наоборот, крепость внутренних оснований режима, несомненно, позволяет ему укрепить международный авторитет и возможности проводить более результативную внешнюю политику. Каковы могут быть взаимосвязи в политическом поведении режима внутри общества и на международной арене? Во-первых, типична ситуация, когда внутренне слабеющий режим ищет укрепления собственных позиций за счет участия в международных конфликтах и войнах. Иногда такое участие заканчивается для режима относительно благополучно. В целом же это ситуация, в которой режиму явно недостает чувства реальности, когда он явно рискует, ввязываясь в конфликты, требующие дополнительной и существенной затраты сил. Можно привести, по меньшей мере, два примера, иллюстрирующих данную ситуацию. Первый пример - Иран в начале 1980-х годов, когда пришедший к власти фундаменталистский режим аятоллы Р. Хомейни вместо продолжения начатой шахом модернизации и в целях отвлечения общества от стоящих перед ним социальноэкономических проблем начал длительную и кровопролитную войну с более сильным режимом С.Хуссейна. Результаты - разрушение экономики Ирана, многочисленная потеря людских и материальных ресурсов и необходимость в первой половине 1990-х гг. решать все те же проблемы, но в гораздо более тяжелых условиях. Второй пример - российские режимы, прежде всего, царские (хотя отчасти и коммунистические), следовали той же "логике" - "вдруг повезет!". Как справедливо писал А. Амальрик, есть мощный фактор, "противоборствующий всякой мирной перестройке и одинаково негативный для всех слоев общества: это крайняя изоляция, в которую режим поставил общество и сам себя. Это не только изоляция режима от общества и всех слоев общества друг от друга, но прежде всего крайняя изоляция страны от остального мира. Она порождает у всех - начиная от бюрократической элиты и кончая самыми низшими слоями - довольно сюрреальную картину мира и своего положения в нем". "Царский режим, - пишет Амальрик далее, - по-видимому, просуществовал бы довольно долго и, возможно, претерпел бы какуюто мирную модернизацию, если бы правящая верхушка не оценивала общее положение и свои силы явно фантастически и не проводила бы внешнеэкспансионисткой политики, вызвавшей перенапряжение... не начни правительство Николая II войны с Японией, не было бы революции 1905-1907 годов, не начни оно войны с Германией, не было бы революции 1917 года" (58). Чрезмерная вовлеченность посткоммунистической России в международные конфликты в СНГ чревата повторением подмеченного Амальриком цикла. Во-вторых, слабеющий, но способный трезво оценить собственные силы, режим может избрать тактику большей изоляции от международной политики. Характерный пример из недавнего прошлого - выбор китайского руководства, о намерениях которого в конце 60-х годов тот же Амальрик писал, как о явно промилитаристских. К середине 90-х гг. хорошо видны плоды этой политики - относительная умеренность в международных делах, связанных, главным образом, с поисками инвестиций и других форм международной поддержки рыночно-ориентированных реформ, и мучительные попытки разрешить имеющиеся внутри страны социально-экономические противоречия. Наконец, существует ряд вариантов внешнеполитического поведения внутренне стабильного режима: экспансия, умеренная международная активность, изоляционизм. Различные варианты внешнеполитической деятельности мы можем наблюдать на примере развития Соединенных Штатов, знавших периоды и изоляции, и глубокой вовлеченности в международные конфликты, и грубого вмешательства во внутренние дела других государств. Взаимосвязи внутренней и внешней политики режима могут выявляться и в зависимости от степени демократичности его внутреннего устройства. Существует, например, довольно устойчивый, но едва ли подтверждающийся дополнительными исследованиями, стереотип: в природе авторитаризма - внешняя экспансия и подавление; в природе демократии - стремление к сотрудничеству и урегулированию международных конфликтов правовым и переговорным путем. Проблема выглядит значительно сложнее, чем представлено в этой схеме. Даже если внутриполитическая природа авторитарной и демократической систем глубоко противоположна (это так), было бы опрометчивым исходя из этого строить стратегию и тем более тактику внешнеполитической деятельности. Международная политика подчиняется подчас совершенно иным закономерностям, нежели политика внутренняя. На внешнеполитическое поведение режима поэтому оказывает влияние целый ряд факторов: внутренняя ситуация и степень внутриполитической стабильности; ближайшее окружение, его стабильность и настрой государств-соседей; ядерный фактор; прочность мирохозяйственных связей; степень соблюдения прав человека; влиятельность идей демократического и ненасильственного разрешения международных споров и многое другое. В разной ситуации и в различной степени эти факторы могут как усиливать, так и охлаждать милитаристские настроения режима. 3. Политические учения современности Идеология - система взглядов того или иного социального или политического субъекта, выражающая его интересы, цели, и отношение к действительности. Термин "идеология" был введен французским ученым и философом А.Л. Лестют де Гарси в начале XIX в. Политическая идеология - это, как правило, систематизированное представление политического субъекта (класса, партии, движения и др.) о своем месте в системе политических отношений, о власти и путях использования её в собственных интересах. Идеология связана с интересами тех или иных групп населения, но её разработкой занимаются ученые и профессиональные политики. Различают три уровня функционирования политической идеологии: 1) концептуально-теоретический (теории и учения); 2) программно-политический (программы, манифесты); 3) актуализированные представления на уровне массового политического сознания. Являясь разновидностью политического сознания, политическая идеология выполняет важную функцию в осуществлении власти, сплачивая людей и направляя их политическое поведение. К наиболее влиятельным идеологиям современности относятся следующие: консерватизм, либерализм, социал-реформизм и коммунизм. Во второй половине XX в. заметно активизировались религиозные, этнические и экологические движения и соответствующие им идейно-политические доктрины. (Доктрина - учение, политическая система.) Консерватизм - идеология, отстаивавшая принципы традиционности и преемственности в общественном развитии, выдвигавшая в качестве основных требований сохранение морального порядка и естественно-правовых устоев, лежащих в основе семьи, религии, собственности, отвергавшая идею сознательного, целенаправленного изменения общественных отношений. Термин "консерватизм" был введен Ф. Шатобрианом в 1830 г. Основоположником политической идеологии консерватизма считается Э. Бёрк - английский аристократ, государственный деятель, выступивший с острой критикой Великой Французской революции, наблюдателем которой он являлся. Политические идеи Э. Бёрка изложены в его знаменитых книгах: "Размышления о причинах существующего недовольства" (1770 г.) и "Рассуждения о революции во Франции" (1790 г.). Консерватизм противостоит не только коммунизму и социал-реформизму, но и либерализму, несмотря на наличие некоторых общих с ним социально-политических установок: признания частной собственности основой личной свободы человека, требования невмешательства государства в сферу экономики, выражения приверженности законности, политическому плюрализму, демократии. В настоящее время в консерватизме можно выделить три направления: традиционализм, либертаризм и неоконсерватизм. Первое, по традиции, делает акцент на превосходстве политических порядков "старых, добрых времен" (основоположники Э. Бёрк и де Мёстр). Второе направление - либертаризм - выступает проповедником и защитником идеи неограниченной свободы человека (Ф. Хайек, Дж. Роум, Р. Позик). Третье направление - неоконсерватизм - сложилось относительно недавно, во второй половине 1970-х гг. Оно несет на себе отпечаток сближения с либерализмом (Д. Белл, З. Бжезинский, Н. Кристолл). Главные принципы и ценности неоконсерватизма следующие: ограничение вмешательства государства в экономику, но признание необходимости усиления его влияния в политической сфере, особенно в отстаивании интересов нации на международной арене и в деле поддержания законности и порядка; внимание к вопросам морали, права и религии; решительное отрицание идеи государственного капитализма, политики обобществления и национализации; провозглашение курса на свертывание социальных программ и сужение социальных гарантий. Несмотря на определенное сближение во взглядах, серьезным оппонентом консерватизма во многих странах по-прежнему остается либерализм. Либерализм - идеология, обосновывающая необходимость признания абсолютного суверенитета человека в любой сфере его жизнедеятельности, как необходимого условия нормального развития общества. В разработку идей либерализма внесли заметный вклад Дж. Локк, А. Смит, Д. Юм, И. Кант, Ш. Монтескье, Т. Джефферсон и многие другие известные философы и политики. Основополагающие ценности либерализма следующие: личная независимость и добровольное сотрудничество; частная собственность и рыночная саморегулирующаяся экономика; правовое государство с ограниченным правом вмешательства в жизнь общества; демократия и свободная конкуренция политических сил и идей. В конце XIX - начале XX вв. под влиянием противостояния социал-реформизму классический либерализм был подвергнут ревизии, которая привела к появлению неолиберализма, или "социального либерализма", ориентирующегося на ограниченный социальный реформизм и примирение идей равенства и свободы. Это течение постепенно впитывает в себя идеи защиты социально-экономических прав граждан, отстаивает рационализм, индивидуализм и антиэтатизм. Именно это обстоятельство и обусловило развитие тенденции к сближению позиции части либералов и консерваторов и возникновение неоконсерватизма. Как консерватизм, так и либерализм не могут не считаться с существованием идеологии социал-реформизма, пользующейся достаточно большим влиянием в европейских странах. Реформизм - идеология преобразования общества путем последовательного его реформирования. Социал-реформизм обосновывает необходимость реформирования капитализма в интересах трудящихся. Именнo этой идеологии придерживается социал-демократия. Теоретическое обоснование политической идеологии социал-демократии было дано в трудах Э. Бернштейна (1850-1932), К. Каутского (1854-1938) и Р. Гильфердинга (1877-1941). Современный теоретический арсенал социал-демократии опирается на идеи кейнсианства. Социал-демократия защищает путь реформистского преобразования капиталистического общества и отрицательно относится к революционным действиям. Основополагающие ценности социал-демократии: солидарность, равенство, свобода, справедливость. Они считаются равнозначными и взаимообусловленными. Социально-экономическая программа предусматривает существование смешанной экономики, государственное регулирование экономики (с помощью экономических рычагов и законодательств), развитое социальное законодательство (нацеленное на реализацию принципа социальной справедливости), участие персонала в управлении производством (неокорпоративная модель труда и капитала). Пытаясь приспособиться к новым условиям, социал-демократическая теория и политика трансформируются в направлении отказа от крайностей, от жестких установок на общественную собственность; взят курс на дистанцирование от профсоюзов, чтобы снять обвинение в поддержке корпоративизма; разрабатываются проекты качественного преобразования социальных требований и концепции социального государства. Постоянным оппонентом социал-реформистской политики и теории выступает коммунистическое движение, опирающееся на комплекс идей, названное Сталиным марксизмом-ленинизмом, но во всем мире называемое коммунизмом. Коммунизм - идеология, сутью которой является критика капиталистических отношений с позиций отрицания частной собственности, с позиций коллективизма. Политические идеи коммунистической идеологии базируются на безграничной вере в теорию прогресса, на мессианской трактовке роли рабочего класса в обществе, на утопическом понимании природы человека, на вере в историческую неизбежность революционной замены капитализма социализмом. Её основные принципы: уничтожение частной собственности и переход к государственной, централизованное планирование, приоритет коллективных и государственных интересов над интересами личности, руководящая роль рабочего класса и коммунистической партии в обществе. Распад системы социализма и уход КПСС с исторической сцены обострил проблему модернизации коммунистической доктрины. В некоторых странах коммунистические партии перестали существовать (сменили названия или были распущены), но там, где они сохранились, заметна тенденция к сближению с социал-демократией. Вместе с тем, действуют группы и партии, настроенные консервативно, то есть заявляющие о своей верности идеологии марксизма-ленинизма. Кризис коммунистического движения и его идеологий происходит на фоне бурного роста так называемых альтернативных движений, разрабатывающих свои варианты политической идеологии и культуры. Идеология альтернативных движений. Разнородный социальный состав обусловливает мозаичный, эклектичный характер идеологии альтернативистов. Ей свойственна критическая направленность в отношении многих явлений современного общества, доходящая до полного отрицания существующего социального строя. Заметно и влияние анархизма, то есть идеи безгосударственного устройства общества. Программы альтернативных движений включают широкий спектр требований: защита природы, устранение угрозы ядерной войны, воспитание людей в духе новых ценностей, полная занятость и участие трудящихся в управлении производством, прекращение всех форм дискриминации и др. Haиболеe заметную роль в современном мире играют следующие движения: за новый стиль жизни, экологическое и антивоенное. Набирают силу молодежные, феминистские и правозащитные выступления. В идейном отношении наиболее разработанными являются программы экологических движений, особенно "зеленых". Это общественно-политическое движение возникло в конце 70-х - начале 80-х гг. Программные положения партий "зеленых" включают широкий круг требований: охрана природы и среды обитания человека, подчинение хозяйственной деятельности требованиям экологического императива, ликвидация крупных экономических структур, проведение мер по обеспечению полной занятости и участию трудящихся в управлении, демократизация государства, защита мира, полное уничтожение оружия массового поражения и др. Экологическое движение начинало с привлечения внимания общественности к решению глобальных проблем современности и тотальной критики буржуазного общества и его политических институтов. Постепенно сложилось реформаторское крыло, связанное с пересмотром отдельных буржуазных ценностей, а не с оппозицией системе в целом. Но внутри экологического движения есть и течение экоправых, которые придерживаются той точки зрения, что только тоталитарное государство, отменяющее демократические свободы, может предотвратить хаос и экологическую катастрофу. Идеология антивоенного движения объединяет целый спектр идей, обосновывающих необходимость борьбы против милитаризма, военной опасности и применения насилия в решении политических проблем. В 1920-30 гг. возникли первые пацифистские общества и началось быстрое распространение их идеологии. (Пацифизм отрицает всякие войны, вне зависимости от их характера и цели, осуждает любую вооруженную борьбу, влекущую за собой человеческие жертвы.) В настоящее время в антивоенном движении наблюдается тенденция перерастания его в движение за выживание человечества, за безъядерный, ненасильственный мир. К альтернативным движениям относятся и так называемые " гражданские инициативы" - их наиболее распространенная, но наименее организованная форма. Центральный момент их деятельности - это борьба за удовлетворение каких-либо конкретных требований, а также разработка и реализация социальных проектов. Близки к "гражданским инициативам" организации альтернативного образа жизни, пытавшиеся изменить жизнь общества путем создания общин и коммун, альтернативных предприятий и организаций. В целом для альтернативных движений характерно то, что входящие в них организации имеют зачастую большую поддержку, чем традиционные партии, но их развитие сопровождается спадами и подъемами активности. Они порождают новые формы социальной жизни и организации, сплачивают, соединяют людей, формируют основу для единства действий различных слоев и групп населения. Следует отметить, что элемент стихийности, свойственный новым социальным движениям, может породить иногда и деструктивные действия, особенно в случае усиления националистических настроений. Этнополитические идеи и концепции. Конец XХ в. ознаменован явлением так называемого "этнического ренессанса", взрывом движений и выступлений на национально-этнической основе, разрабатывающих собственные политические концепции и программы. В связи с этим возникли серьезные проблемы не только на территории бывшего СССР, но и во многих, казавшихся благополучными, сообществах: в Канаде, Испании, Бельгии. Распались Югославия и Чехословакия, не утихают межэтнические конфликты в Индии, Иране, Пакистане, Афганистане, Турции, Ираке и некоторых других странах. Поскольку разграничить национальные интересы и националистические настроения весьма сложно, очень трудно найти пути разрешения межэтнических противоречий и конфликтов. "Этнический ренессанс" породил множество этнополитических концепций, содержащих ряд общих черт: · требование права на самоопределение этноса; · претензию на неограниченное владение каждым этносом имеющейся у него территорией или территорией исторического проживания с её ресурсами; · выдвижение этнополитических интересов в качестве приоритетных, что подразумевает превращение государства в инструмент защиты интересов преобладающего в стране этноса или нации и создание каких угодно маленьких, но мононациональных суверенных государств. И без того пестрый конгломерат этнополитических концепций соединяется почти повсеместно с другими политическими идеологиями. Современная история России и других стран СНГ дает много примеров соединения идей суверенитета коренного этноса с религиозными, либеральными, социалистическими и даже коммунистическими идеалами. Довольно часто, как и в других регионах планеты, рост национального самосознания ведет к негативным последствиям: отрицанию общечеловеческих ценностей, ущемлению интересов этносов, не имевших своих территорий проживания, неразборчивости в средствах достижения целей, оживлению предрассудков и традиций, осложняющих отношения между людьми различных национальностей. Мировое сообщество серьезно озабочено проблемой переведения межэтнических и межнациональных конфликтов в плоскость мирного демократического решения, достижения баланса интересов различных этнических групп. Религиозно-политические доктрины. В последней четверти ХХ в. заметно усилилась роль религиозной идеологии в политике. Во многих странах оживился клерикализм - политическое направление, широко использующее религию и церковь в борьбе за власть. Многие религиозные конфессии также не стоят в стороне от политической жизни. На идейной основе некоторых религий развивается иногда несколько религиозно-политических течений, имеющих противоположные установки. Католицизм. Большое влияние на политику оказывает глава католической церкви - папа, но главный канал воздействия католицизма на политическую жизнь в Европе - это христианско-демократические партии, сблизившиеся с неоконсерватизмом и воспринявшие его ценности (Бельгия, Италия, Польша, Германия). В Латинской Америке, где проживает 60% всех католиков мира, на основе учения Э. Мунье развивается социал-христианское течение, отстаивающее модель персоналистского, плюралистического коммунитарного общества "социального участия". В этом регионе возникла отличающаяся радикализмом доктрина "теологии освобождения", опирающаяся на новую трактовку библии и некоторые положения, заимствованные у марксизма. Она пытается соединить идею революционного освобождения от экономической и политической зависимости с идеей освобождения человека от "библейского" греха. В 1960-х гг. "теология освобождения" получила распространение среди негритянского населения США в некоторых странах Африки (Анголе, ЮАР). Ислам. В исламском мире роль религии в политике традиционно велика. Во многом это объясняется популярностью идеи халифата-государства, где существует единство политической и религиозной власти. Весьма условно можно выделить три течения внутри ислама: ортодоксальное, модернистское и фундаменталистское. Роль их в политической жизни общества различна. Ортодоксы выступают с консервативных позиций, идеализируют традиционные общественно-политические отношения в обществе, являются противниками перемен. Модернисты стремятся адаптировать религиозные идеи к потребностям либерально-демократических преобразований. Фундаменталисты выступают за переустройство общества на основе установок раннего ислама и концепции халифата. Причем, одни стремятся возродить доктрины Мухаммеда в полном объеме, а другие - выборочно. В Средней Азии усиливается влияние ваххабизма - фундаменталистского направления в исламе, выступающего за возвращение к первоначальному исламу, отказу от роскоши, песен и танцев, от употребления вина и табака. Сторонники этого течения жестоко расправляются с отступниками от веры. Они создали организацию боевиков, которая носит название "Братья-мусульмане" и имеет свой центр в Саудовской Аравии. Подводя итог рассмотрения политических идеологий и политических течений современности, следует подчеркнуть, что большинство из них являются динамичными образованиями, стремятся своевременно реагировать на изменение ситуации, на возникающие проблемы. Политические идеологии взаимодействуют, при этом то одна, то другая периодически либо усиливают, либо ослабляет свое влияние. 4. Терминология Политическая культура – система исторически сложившихся ориентаций сознаний, моделей поведения индивидов и групп, а также моделей функционирования политических институтов, проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов политического процесса2 . В рамках политической культуры выясняется типичное в политическом процессе каждого общества, почему, невзирая на любые исторические перипетии, сохраняется содержательное ядро политической жизни каждого отдельного народа. Менталитет (фр. Mentalite) — образ мышления, мировосприятия, духовной настроенности, присущие индивиду или группе. В русской философии, культурологии и публицистике обычно употребляется для характеристики национальных особенностей народов, особенностей культуры. Менталитет культуры — глубинные структуры культуры, исторически и социально укорененные в сознании и поведении многих поколений людей, объединяющие в себе различные исторические эпохи в развитии национальной культуры. Менталитет определяет умонастроение и жизненную позицию. Менталитет — мировоззренческая матрица, картина мира в сознании человека и его вписанность в эту картину. Это норма представления мира вокруг себя и себя в нём. Черты менталитета, к примеру, — интуитивизм, рационализм, цветовая гамма, семейные образы, лиризм и т. д. Толерантность (от лат. tolerantia — терпение) — абсолютная нечувствительность или существенное уменьшение остроты реагирования на какой-либо социальный раздражитель как результат падения его значимости для субъекта. Термин "толерантность", помимо собственно психологии, достаточно устойчиво укоренился в целом ряде и других современных наук. В социальной психологии сегодня наиболее интенсивно изучается толерантность в сфере межличностных отношений в малой группе и организации, что выражается в стремлении проанализировать возможные пути избегания межличностного конфликта за счет поиска конструктивного компромисса и адекватного распределения ответственности за последствия каких-то совместных действий уже на этапе их планирования в сфере межнациональных, межконфессиональных, межпартийных взаимоотношений и взаимодействий за счет культурно-личностного преодоления психологических и, прежде всего, смысловых барьеров, социальных стереотипов, приводящих к ксенофобии и изначальному, и при этом глобальному, неприятию права другого на инакомыслие. В то же время в последние годы появилась угроза того, что толерантность будет пониматься не как терпимость и готовность к конструктивному компромиссу и нахождению взаимоприемлимого решения в неоднозначных обстоятельствах, а как нивелировка мнений, неспособность содержательно и четко отстаивать правоту своей точки зрения, социальный конформизм и т. д. Геополитика — общественная наука о контроле над пространством. Геополитика изучает физико-географическую, политическую, экономико-географическую, расово-антропологическую, культурно-конфессиональную, семантическую и, наконец, цивилизационную обусловленность динамики международных отношений, мировой торговли, глобальной онтологии человечества. Термин «геополитика» введен в обращение шведским политологом Рудольфом Челленом в начале XX века. 5. Контрольный тест Действительно ли все перечисленные признаки могут являться признаками конфедерации: 1) наличие нескольких равноправных президентов; 2) временный характер существования; 3) обязательно должны быть единая валюта и один главнокомандующий армией объединившихся в конфедерацию стран. (все кроме третьего верно) Список литературы 1. М.Н. Колоткин «Политология», учебно-методическое пособие для студентов всех форм обучения, Новосибирск, СГГА, 2006. 2. «Политология», учеб. пособие под ред. Н.И. Азарова, М: Высшая школа, 1999. |