Реферат: Святой Дух как третье Лицо Святой Троицы
Название: Святой Дух как третье Лицо Святой Троицы Раздел: Рефераты по религии и мифологии Тип: реферат |
План Введение 1.Характеристики личности 2.Функции духа 3.Личностные местоимения 4.Упоминание Духа Святого на одном ряду с Отцом и Сыном Заключение Введение Цель данного реферата доказать, что Святой Дух – личность, а не какая – то расплывчатая сила. В Писании ясно прослеживается тот факт, что Святой Дух не безличностная сила, как сила притяжения или магнетизм. Он есть Личность со всеми её атрибутами и характеристиками. Мы можем установить с ним близкие, личные отношения, должны молиться Ему и относиться с таким же уважением и почитанием, как к Отцу и Сыну. Для того, чтобы обосновать этот тезис автор работы вначале рассмотрит характеристики Духа и Его функции. Затем личностные местоимения и качества, которые могут быть присущи только личности. Далее следует упоминание о Духе на одном ряду с Отцом и Сыном как полноправным лицом Святой Троицы, с помощью которого мы можем строить свою жизнь и осуществлять планы. В реферате не будут затронуты такие темы как божественность Святого Духа, Его дела, история учения и трудности в понимании Третьего Лица Троицы. 1. Характеристики личности Кто же такой или что это такое Дух Святой? Является ли Он некоей безликой силой или все-таки это разумная действующая Личность? В Библии существуют ясные указания на то, что Святой Дух не просто безличный дар, а личность. Это не просто животворящее, спасительное и творческое присутствие Бога в мире, но Личность третье Лицо Троицы.[1] Существуют четыре существенные характеристики личности: разум, воля, чувства и моральные качества. В 1Кор.2:10-11 говорится, что Он знает о том, что Божье. Это говорит о Его разуме, способности мыслить. В данном отрывке Духу приписывается Божий разум. Апостол Павел пишет о личном познании Духом «глубин Божиих». Только обладающая разумом личность способна что-то знать.[2] Он не только знает, но и «учит» нас, помогает сравнивать «духовное с духовным». Но самое главное Бог «является» нам через Духа. Для того, чтобы осуществлять все эти действия необходимо наличие разума, который является одним из главных составляющих личности. Он также обладает волей, способностью выбирать и распределять свои дары так, как он хочет. «Всё сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1Кор.12:11). [3] Тот факт, что Он Сам осуществляет выбор подтверждает наличие воли. В Писании говорится, что Святой Дух запретил Павлу и Тимофею идти в Асию, тем самым Он проявил Свою волю (Деян.16:6-7). Только личность, обладающая сильной волей, может «не допустить» слугам Божьим совершить то или иное действие либо просто не позволить им что либо предпринять. Но Святой Дух это сделал, тем самым давая понять, что Он не что иное как Сильная Личность, обладающая волей.[4] В Еф.4:30 Павел предостерегает против оскорбления Духа.[5] Здесь ясно показано, что Святой Дух имеет чувства, что Он способен любить и заботиться о членах Тела Христова. Некое «излучение» оскорбить невозможно. Глубоко ранить, оскорбить, обидить возможно только того, кто любит тебя, кто близок к тебе. «Между тем умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа…» (Рим.15-30).[6] В Ветхом Завете пророк Исайя говорит об Израиле « Но они возмутились и огорчили Святого Духа Его; поэтому Он обратился в неприятеля их: Сам воевал против них». (Ис.63:10). Великий Божий помазанник Кетрин Кульман с таким состраданием плакала в Питсбурге на служении исцеления: «Пожалуйста! Не раньте Его. Он - это всё, что у меня есть». [7] Тот факт, что Святой Дух можно огорчить, оскорбить лишний раз подтверждает, что у него есть чувства, а чувства могут быть только у Личности.[8] С практической точки зрения это имеет огромное значение, так как тело христианина есть храм Духа Святого и Дух пребывает в нем постоянно, куда бы человек ни шел и что бы ни делал. Апостол Павел пишет: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы..?» (1Кор.6:19). Поэтому прелюбодеяния и блуд считается тяжким и недопустимым грехом для каждого христианина. Бог, пребывающий в нас Духом Святым, есть Личность, но никак не сила и не влияние.[9] Далее Духу присущи моральные качества. Он способен предпринимать действия нравственного порядка. Он обучает, духовно возрождает, беседует, обличает, подкрепляет, ходатайствует (Рим.8:26). Вне всякого сомнения, здесь Павел имел в виду Личность. Также и Иисус говорит: «И Он, пришед обличит мир о грехе и о правде и о суде». (Ин.16:8).[10] Также Он обладает способностью говорить. Причем как говорить прямо, так и через своих людей (2Цар.23:2). При этом Дух не обращается к особым людям и лишь по особым случаям. Он просто жаждет говорить с каждым человеком и каждый день.[11] Святой Дух категорически осуждает ложь (Лев.19:11). В законе Моисеевом девятая заповедь гласит: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего» (Исх.20:16). Это относится не только к взаимоотношению между людьми, но также и с Божьим Духом. Так как Дух Господень Личность Ему Возможно солгать. Верующие тем более должны быть очень внимательны и ни в коем случае не забывать, что Он – Бог Всемогущий.[12] Дух осуждает богохульство (Мтф.12:31,32). В этой же главе Иисус изгоняет бесов, исцеляет от слепоты и немоты (Мтф.12:33). Какова же реакция народа, окружавшего Его – изумление. Однако фарисеи отреагировали абсолютно иначе. Они посчитали, что Иисус сделал все эти чудеса с помощью сатанинской силы. Этот случай является не чем иным как хулой на Святого Духа.[13] Таким образом, все эти доводы свидетельствуют, что Дух Святой – Личность, обладающая разумом, волей, чувствами и моральными качествами, а не сила, и эта Личность – Бог в том же самом смысле что и Отец и Сын.[14] 2.Функции Духа Дух Святой обладает функциями и качествами, которые могут быть присущи только личности. Он слышит (Ин.16:13), Он говорит (Ин.10:19), Он молится, свидетельствует (Рим.8:26), поставляет пастырей в церквях (Деян. 20:28). Отношения, в которых находятся с Ним верующие могут быть только с Личностью.[15] Христиане призывают Его общение (2Кор.13:14), крестятся во имя Его (Мтф.28:19), противятся Ему (Деян.7:51). Одним из доказательств Его личности являются имена, данные Духу Святому, Его называют Утешителем, Духом Истины, Духом Божьим. Тот факт, что Он является Личностью, отдельной от Отца и Сына видно из того, что Он назван Духом Божьим (Мтф.13:16) и Духом Христовым ( Рим.8:9). Он послан Отцом (Ин.14:26) и Сыном (Ин.15:2). Отец и Сын не могли послать Самих Себя. Иисус сказал, что пошлет другого Утешителя, то есть Личность, отдельную от Него Самого. В послании к Римлянам 8:26 говорится о том, что Дух ходатайствует перед Отцом. Таким образом Отец не может ходатайствовать Сам перед Собой и этот факт лишний раз подтверждает мысль о том, что Дух Святой не что иное как отдельно взятая личность. [16] Дух свидетельствует о себе нашему духу (Рим.8:16). Дух разделяет дары каждому особо, как Ему угодно (1Кор.12:11). Он говорит как в Писании (Евр.3:7), так и в церкви (1Тим.4:1), Он учит общину (Откр.2:7). Все это личностные высказывания. В Евангелиях от Иоанна Дух – помощник и покровитель церкви (Ин.15:26). Наряду с Иисусом (Ин.14:16) Он прежде всего «другой покровитель» и таким образом должен пониматься как личность. Он выступает вполне самостоятельно по отношению к Отцу (1Ин.2:1), хотя именно Отец посылает Его во имя Иисуса. Он выступает в роли возвращающегося Христа, но также является и свидетелем об Иисусе (Ин.15:26).[17] Ему можно сопротивляться – это постоянная практика тех, кто не знает Его. Сопротивление самой любящей Личности на земле. В Библии неоднократно говорится о долготерпении Бога, но всему есть предел даже Божьему терпению (Пр.29:1).[18] Наконец Дух можно угасить. Мир всячески противится Ему, но христиане могут угасить Дух (1Фес.5:19). Что значит не угашать Духа Святого? Это означает уважать служителей, любить друг друга и жить в мире между собой, утешать малодушных, поддерживать слабых, быть долготерпеливыми, всегда радоваться, за все благодарить.[19] Необходимо понять и помнить, что, угашая Дух, действующий в нашей жизни, мы тем самым не даем Ему возможности благословить и затронуть как нашу собственную жизнь, так и жизни людей, окружающих нас.[20] Трудно представить, что может произойти, если Дух Божий станет реальным в нашей жизни. Если вы готовы пережить Его работу, то крайне необходимо узнать Его как Личность.[21] Все выше перечисленные функции Духа в очередной раз доказывают, что Он является Личностью в полном понимании этого слова. 3.Личностные местоимения В отношении Святого Духа также используют личностные местоимения. То, что многие говорят о Нем как о сущности, а не личности отчасти объясняется тем, что слово «дух» в греческом языке относится к среднему роду. Но в Новом Завете используется местоимение мужского рода, встречающееся шестнадцать раз.[22] Иоанн, когда передавал речь Иисуса, возможно, допустил грамматическую ошибку, что является маловероятным, так как подобной ошибки больше нигде не встречается. Он вполне сознательно использовал мужской род, стараясь подчеркнуть тот факт, что Иисус говорит о Личности, а не о вещи.[23] С самого начала земного служения Иисуса Христа все три Лица Троицы действуют сообща ради спасения человечества. Дух Святой представлен во всём Писании как разумная действующая Личность. Иисус обещал ученикам послать им другого Утешителя, говоря, что Дух научит их, напомнит им, явит тайну Божию и возвестит им будущее. Все эти действия естественно не могут совершаться некоей безликой силой. Необходимо обратить внимание на то, что Господь Иисус говорит об Утешителе, употребляя при этом местоимения личного характера такие как «Он», «Его», «Сам», а также ставит Духа на один уровень с Собой (Ин.14:16-17). Говоря о другом Утешителе Он имел в виду другого равного Ему, благодаря которому Христос может лично пребывать среди учеников. Во всех посланиях Апостола Павла прослеживается и признается личностный характер Святого Духа.[24] 4.Упоминание Духа Святого на одном ряду с Отцом и Сыном Наиболее интересны те места Писания, где Святой Дух связывается с Отцом и Сыном. Самые известные из них, где говорится о благословении (2Кор.13:13) и Евангелие от Матфея, повествующее о крещении во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мтф.28:19). Апостол Павел также отмечает взаимосвязь Троицы в послании к (Галл. 4:6) «А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!».[25] Святой Дух упоминается как равноправная личность наряду с другими личностями. Например, с апостолами «Угодно Святому Духу и нам…(Деян.15:28), - говоря так, апостолы воспринимают Его как личность в той же степени, что и самих себя. С Иисусом. Признавая Иисуса Христа Личностью, мы должны признать и Личность Духа Святого (Ин.16:14). Но в то же время Иисус и Дух не одно и то же Лицо. С Отцом и Сыном. Все три Лица Троицы несколько раз перечисляются как равные через запятую (Мтф.28:19), (2Кор.13:14). Со Своей силой. Святой Дух не есть олицетворение силы. Сила Святого Духа не то же самое, что Сам Дух (Лк.4:14), (Деян.10:38).[26] Писание ясно говорит о природе Бога: Святой Дух – Бог. Библия учит нас, что существует один Бог, который проявляет Себя в трёх лицах: Отца, Сына и Святого Духа. В Вестминстерском исповедании говорится: «Есть только один живой и истинный Бог. В единстве Троицы есть три лица, Один Бог одной сущности, силы и вечности. Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух».[27] Отсюда само собой напрашивается вывод, если Отец, Сын и Дух Святой – равноправные ипостаси Святой Троицы, то Дух несомненно является Личностью также как Отец и Сын. Заключение Подводя итог вышесказанного можно сделать определенные выводы. Святой Дух – Личность, а не какая-то неясная сила. С Ним можно иметь личные отношения, молиться Ему, просить у Него совета, разговаривать с Ним как с другом. Если бы это было некое расплывчатое неясное существо, то ни о каких личных взаимоотношениях не было бы и речи. Как можно иметь близкие отношения с безликой силой, которая обитает во Вселенной и в то же время питать надежду, что она сможет прийти на помощь в трудный момент. Святой Дух – Личность, которая была послана Отцом по просьбе Его Сына, чтобы быть рядом с нами помогать, утешать и наставлять на всякую истину. В Его лице Бог становится близок к нам и входит в жизнь каждого христианина, который поклоняется, почитает Его и живет по Божьим заповедям. В настоящее время Он ближе к нам, нежели во времена воплощения. Дух действует в нашей жизни и благодаря этому действию Он становится Еммануилом – «Богом с нами».[28] Библиография Бидервольф В.Исследование учения о Святом Духе Минск: Пикорп, 1997. Грудем У. Систематическое богословие Санкт-Петербург: Мирт,2004. Жарден С. Потоки на иссохшее Новосибирск: Посох,2002. Каспер В. Бог Иисуса Христа Москва: Библейский богословский институт святого Апостола Андрея, 2005. Ллойд- Джонс М. Бог Духа Святого Харьков: Издатель Д. Ф. Ткаченко, 2001. Райри Ч. Основы богословия Москва: Духовное возрождение, 2000. Смит Ч. Живая вода Киев: Церковь Голгофы, 2002. Хинн Э. Доброе утро, Дух Святой Санкт-Петербург: Библейский взгляд, 1997. Приди, Дух Святой Санкт- Петербург: Библейский взгляд, 1998. Эриксон М. Систематическое богословие Санкт-Петербург: Библия для всех, 2004. [1] В. Каспер. Бог Иисус Христос. ( Москва: Библейский Богословский институт Святого Апостола Андрея, 2005), 275. [2] Ч. Смит. Живая вода. (Киев: Церковь Голгофы, 2002),15. [3] В. Бидервольф. Исследование учения о Святом Духе. (Минск:Пикорп, 1997), 16. [4] Смит, 16. [5] М. Эриксон. Христианское богословие. (Санкт-Петербург: Библия для всех,2004),730. [6] С.Жарден. Потоки на иссохшее. (Новосибирск:Посох, 2002),9. [7] Б. Хинн. Доброе утро, Дух Святой. (Санкт-Петербург: Библейский взгляд, 1997), 101. [8] Эриксон,730. [9] М. Ллойд-Джонс. Бог Дух Святой. (Харьков: Издатель Д.Ф.Ткаченко, 2001),18. [10] Эриксон, 730. [11] Б. Хинн.Приди, Дух Святой ,46. [12] Там же,49. [13] Там же,50. [14] М.Эриксон,730. [15] Бидервольф, 16. [16] Там же, 17. [17] Каспер,275. [18] Там же, 50. [19] Там же, 52. [20] Там же, 53. [21] Там же,57. [22] Смит,17. [23] Эриксон,729. [24] Жарден, 8. [25] Эриксон,729. [26] Ч.Райри. Основы богословия. (Москва: Духовное возрождение, 2000),408. [27] Смит, 24. [28] Эриксон,731. |