Курсовая работа: Банкротство в рыночной системе

Название: Банкротство в рыночной системе
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: курсовая работа

Введение

Банкротство является результатом развития кризисного состояния предприятия. Современные экономические проблемы имеют специфические формы проявления. Одна из них – банкротство, неизбежное явление рыночного пространства, которое используется в качестве рыночного инструмента перераспределения капитала и отражает объективные процессы структурной перестройки национальной экономики.

Переход России к рыночной экономике обусловил появление в сферах политики и экономики новых организационных формирований и понятий. Смена одной формы общественного развития и управления государства другой, даже более прогрессивной, всегда болезнен и отличается нестабильностью, прежде всего в экономике.

Помимо существующих казенных предприятий, государственных и муниципальных учреждений существуют структуры частной формы собственности: открытые и закрытые акционерные общества, товарищества, холдинги и т.д. К привычным понятиям добавились новые: рынок и борьба за него, конкуренция, выживание в сфере бизнеса и, как следствие, угроза банкротства предприятий и вероятность их ликвидации.

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ, вступивший в силу 2 декабря 2002 г., устанавливает основания для признания должника несостоятельным, регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности, а также порядок и условия проведения процедур банкротства. Кроме того, Закон предусматривает возможность исполнения обязательств должника перед кредиторами на любой стадии процедуры банкротства. Основная цель Закона – установление нормальной платежной дисциплины и нового баланса взаимоотношений всех участников процесса банкротства. В частности, он расширяет круг юридических лиц, которые могут быть признаны банкротами, уточняет порядок начала процедуры банкротства, а также вводит финансовое обеспечение последствий деятельности арбитражного управляющего, в том числе путем страхования ответственности. Законом предусмотрено расширение прав государства как собственника имущества должника – унитарного предприятия, усовершенствование порядка заключения мирового соглашения. Закон не преследует цели обязательной ликвидации предприятия при наличии признаков банкротства. Если имеются возможности оздоровить (восстановить) деятельность предприятия с целью предотвращения его ликвидации, предусматриваются специальные реорганизационные процедуры, а также вводится новая процедура – финансовое оздоровление.

Согласно Закону «несостоятельность (банкротство) признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей».

Актуальность и практическая значимость темы настоящей курсовой обусловлена рядом причин:

– в настоящее время, в российской экономике ключевой проблемой является кризис неплатежей, и добрую половину российских предприятий следовало уже давно объявить банкротами, а полученные средства перераспределить в пользу эффективных производств, что несомненно бы способствовало оздоровлению российского рынка;

– с проблемой банкротства предприятий юристам приходится с каждым днем сталкиваться все чаще, а литературы, подробно освещающей данный вопрос, пока недостаточно;

– банкротство является результатом развития кризисного финансового состояния, когда предприятие проходит путь от эпизодической до устойчивой (хронической) неспособности удовлетворять требования кредиторов, в том числе по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды.

– устранение с рынка обанкротившихся предпринимательских структур – непременное условие эффективного рыночного механизма. Однако предотвратить банкротство, обеспечить продолжительное процветание этих структур – задача значительно более важная.

– низкое качество потенциала управленческих кадров;

– необоснованность и поспешность проведения приватизации;

– замедленное формирование организационно-правовых основ развития экономики;

– наличие социально-психологических стереотипов, не воспринимающих необходимость перехода к рыночным отношениям;

– политическая и экономическая нестабильностью;

– разрегулирование финансового механизма и инфляционные процессы следует отнести к наиболее значительным факторам, ухудшающим кризисную ситуацию российских государственных и частных предприятий.

Цель данной курсовой работы – изучение банкротства как объективной необходимости рыночной системы.

Исходя из цели задачами курсовой работы являются:

– раскрыть понятие банкротства,

– охарактеризовать причины банкротства,

– рассмотреть банкротство, как спутник рыночной экономики,

– проанализировать процедуры банкротства.

При написании работы использовались законодательные, правительственные источники, финансовые и юридические документы предприятия, научная и учебно-методическая литература.

В настоящей курсовой работе делается попытка на основе действующих нормативных документов, сложившейся арбитражной практики, мнения ведущих юристов и иных материалов, проанализировать действующее законодательство о несостоятельности (банкротстве).

1. Банкротство как объективная необходимость рыночной системы

1.1 Понятие банкротства

Институт банкротства – обязательное условие функционирования организаций в рыночной экономике. Процедура банкротства является важнейшим правовым инструментом регулирования имущественных отношений[1] .

С развитием рыночной экономики в России меняется и сама процедура банкротства. Первый Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» был принят в 1992 г., затем он получил развитие в 1998 г. в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)». В настоящее время действует Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», принятый Государственной Думой 27 сентября 2002 г.

Новый Закон состоит из 232 статей и по своему объему в три раза превосходит Закон 1998 г., состоящий из 189 статей[2] .

Закон имеет целый ряд принципиально новых положений, регулирующих вопросы банкротства. Он предполагает решение двух основных задач[3] :

во-первых, в тех случаях, когда должник временно не способен исполнить свои денежные обязательства или выполнить обязанности по уплате обязательных платежей, дать должнику возможность восстановить свою платежеспособность при соблюдении установленных законом компромиссных условий;

во-вторых, если будет установлено, что восстановление платежеспособности должника невозможно, то осуществляется процесс ликвидации, в ходе которого должно быть обеспечено наиболее полное и наиболее справедливое (с точки зрения закона) удовлетворение требований всех кредиторов.

Основными признаками банкротства юридического лица являются:

– неспособность должника удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам;

– неспособность исполнить обязанность по уплате обязательных платежей;

– неисполнение соответствующих обязательств и (или) обязанности в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены.

Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику – юридическому лицу в совокупности составляют не менее 100 000 руб. Обратиться в суд с заявлением о признании должника банкротом может сам должник, конкурсный управляющий и уполномоченные органы (ст. 7 Закона). Однако новый Закон не содержит понятия «добровольное банкротство». Данная процедура, предусмотренная Законом 1998 г., вызывала многочисленные споры[4] .

3aкон о банкротстве распространяет свое действие на коммерческие юридические лица (за исключением казенных предприятий), а также на некоммерческие юридические лица, за исключением учреждений, политических партий и религиозных организаций.

Требования кредиторов удовлетворяются в определенной последовательности: внеочередные платежи и три очереди платежей. Первая очередь – расчеты по требованию граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также компенсация морального вреда. Вторая очередь – расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору и по выплате вознаграждений по авторским гонорарам. Третья очередь – расчеты с другими кредиторами.

Особую очередь составляют требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника. Эти требования погашаются в основном перед третьей очередью.

Требования кредиторов третьей очереди делят на две группы: сна чала погашается основная сумма задолженности, а затем – убытки в форме упущенной выгоды, неустойки (пени, штрафы) и иные финансовые санкции, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей.

1.2 Причины банкротства

Успехи и неудачи деятельности предприятия являются результатом взаимодействия целого ряда факторов: внешних, на которые предприятие не может влиять вообще или может оказывать лишь слабое влияние, и внутренних, зависящих от организации работы самого предприятия.

К числу внешних факторов, влияющих на деятельность предприятия, обычно относятся: размер и структура потребностей; уровень доходов и накоплений населения, а следовательно, и его покупательная способность; политическая стабильность и направленность внутренней политики; развитие науки и техники, которое определяет все составляющие процесса производства товара и его конкурентоспособности; уровень культуры, проявляющийся в привычках и нормах потребления, предпочтении одних товаров и отрицательном отношении к другим; экологическая, демографическая ситуация в регионе (районе и т.п.).

Одним из наиболее сильных внешних факторов банкротства являются так называемые технологические разрывы. Для каждой производственной (технологической) системы существуют определенные пределы роста объемов деятельности – те же самые процессы, которые сформировали систему, на поздних этапах развития становятся ее ограничителями. Дальнейшее развитие требует скачка в базовых характеристиках системы. В экономической литературе эти моменты называются переломными точками, технологическими разрывами. В результате хозяйственное (технологическое) развитие приобретает форму последовательных S-образных кривых с разрывами между концом одной и началом другой. Перемены готовятся подспудно, незаметно для большинства, но происходят лавинообразно. В результате предприятие, имеющее престиж лидера, почти сразу оказывается безнадежно отставшим. По оценкам специалистов, при технологических разрывах семь из десяти лидеров становятся отстающими. Для основной массы предприятий значение имеют не только крупные научно-технические сдвиги, но и мелкие оригинальные изменения, которые подрывают их преимущества в данной сфере деятельности. Идея проката детских пеленок, например, нанесла ущерб экономике предприятий, ориентированных на их продажу, а последующее изобретение одноразовых пеленок отразилось на деятельности фирм, производящих текстильные изделия[5] .

К внешним причинам банкротства следует также отнести усиление международной конкуренции. Зарубежные предприятия в одних случаях выигрывают за счет более дешевого труда, а в других – за счет более совершенных технологий.

Внешним фактором, способным привести к банкротству предприятия, является общий экономический спад. Нередко на стадии циклического подъема осторожность покидает даже банковские структуры, которые начинают увеличивать сверх меры кредиты предприятиям. Предприятия, в которые они вкладывают средства, выглядят устойчивыми и сильными. Но их крах наступает почти мгновенно из-за резкого спада рентабельности, который является результатом столь же резкого изменения цен на товары.

В реальном хозяйственном процессе к банкротству предприятия могут приводить различные факторы, усиливающие или ослабляющие взаимное воздействие. Тем не менее, если удается условно выделить преобладающий фактор, то банкротство предприятия обычно подразделяется на[6] :

– банкротство, связанное с неэффективным управлением предприятием, непродуманной маркетинговой стратегией и т.д.;

– банкротство, вызванное недостатком инвестиционных ресурсов, необходимых для развития предприятия;

– банкротство, обусловленное производством неконкурентоспособной продукции, просчетами в производственной программе;

– другие виды банкротства.

1.3 Банкротство – спутник рыночной экономики

Темп проводимых в стране реформ и рост экономического потенциала в значительной мере зависят от эффективности осуществления процедур финансового оздоровления в реальном секторе экономики. Здесь не последнюю роль играет применение механизма банкротства.

До недавнего времени объявление о банкротстве воспринималось как финансовый крах и ликвидация предприятия. За прошедшее время изменилось очень многое, и прежде всего общественное сознание. Революция в умах произошла не в начале 90-х, когда экономические реформы казались чем-то вроде скоростной езды по гладкой магистрали, а только теперь, когда мы осознаем, с какой жесткой, болезненной, неотвратимой ответственностью связана рыночная экономика. Понадобился длительный процесс адаптации к этому понятию и самому институту банкротства. Сегодня все большее число людей, в том числе должностных лиц всех уровней, начинают понимать, что без цивилизованного, эффективного рычага воздействия на неплательщиков долгов невозможно функционирование нормальной рыночной экономики. Банкротство – вовсе не чье-то изобретение, это неизбежный спутник эффективно функционирующей рыночной экономики.

Система несостоятельности является одним из важных факторов надежного экономического развития. Она повышает доступность кредита, стимулирует выполнение договоров, обеспечивает предсказуемое распределение рисков в случаи возникновения финансовых кризисов». Именно эта позиция является главной. Предсказуемость распределения рисков и возврата денежных средств должны обеспечиваться Законом о банкротстве.

Юридические лица и граждане вступают в многочисленные отношения друг с другом, с государственными, в том числе налоговыми органами, банками и другими организациями. В этих отношениях возникают денежные обязательства, определенные законом или договорами. В тех случаях, когда денежный размер этих обязательств превышает определенный предел и очевидна невозможность погашения обязательства из стоимости имущества должника, такие лица могут быть объявлены несостоятельными (банкротами).

Таким образом, банкротство является той гранью, которая может быть обусловлена различными причинами: это и неполучение средств за отпущенные товары, и затоваривание собственного производства продукцией, не имеющей сбыта, и неэффективная финансовая деятельность, и прямые злоупотребления топ-менеджеров[7] . Однако необходимо учитывать и объективные причины – опыт прошлого. Ведь государственные предприятия в нашей стране долгое время действовали на основе централизованного планирования при низкой оплате труда, низких транспортных и энергетических тарифах, в условиях монополизма, когда имели возможность повышать цены произвольно, в зависимости от конкретных затрат. Сказывается и несовершенство нашего законодательства, особенно налогового, а также общеэкономические условия, в частности, нехватка оборотных средств (отсутствие нормальной системы кредитования).

Институт банкротства известен всем странам с рыночной экономикой, поскольку последняя предполагает получение прибыли от коммерческой деятельности и платежеспособный спрос потребителей. Ликвидация безнадежно неплатежеспособных должников является положительной мерой. Она выводит неэффективные предприятия из числа действующих. Однако признание должника банкротом имеет и негативные последствия, поскольку затрагивает не только имущественные интересы должника, но и права и интересы большого круга лиц – его работников, партнеров, кредиторов и других, во многих случаях порождая значительные социальные издержки. Угроза банкротства побуждает не только предпринимателя, но и органы государственного управления принимать активные меры, влиять на происходящие процессы.

В то же время процедура банкротства является положительной мерой и для должника. Она позволяет ему погасить свои обязательства за счет имеющегося имущества и затем, освободившись от долгов, начать новое дело. Другое дело, что в наших условиях, когда произошли коренные изменения в принципах хозяйствования, банкротство приобретает невиданный размах.

Наибольшее количество дел о банкротстве, находящихся в настоящее время в производстве, связано с ликвидационной процедурой (90,8%). Более 40 тысяч предприятий – так называемые отсутствующие должники, давно не работающие, брошенные юридические лица. Всего в стране более 1 млн. таких предприятий, и их необходимо ликвидировать. Хотя общее количество дел о банкротстве возрастает, число процедур внешнего управления изменяется непропорционально общему росту количества дел, более того, имеет устойчивую тенденцию к снижению[8] .

2. Процедуры банкротства

2.1 Виды и порядок осуществления процедур банкротства

При рассмотрении дела о банкротстве должника – юридического лица применяются следующие процедуры банкротства[9] :

1) наблюдение;

2) финансовое оздоровление;

3) внешнее управление;

4) конкурсное производство;

5) мировое соглашение.

В случае проведения процедур банкротства обязательному опубликованию подлежат сообщения о введении в отношении должника процедуры наблюдения, признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, о прекращении производства по делу о банкротстве.

При отсутствии возражений кредиторов должник – юридическое лицо может объявить о своем банкротстве и добровольной ликвидации.

Государственную политику в сфере финансового оздоровления и несостоятельности (банкротства) проводит государственный орган по финансовому оздоровлению и банкротству, имеющий территориальные органы – Федеральная служба финансового оздоровления (ФСФО России). Ее структура представлена на рис. 1 (см. приложение)

В случае возникновения признаков банкротства руководитель должника обязан сообщить об этом своим учредителям. Предписание о необходимости такого уведомления направляет должнику ФСФО России. Все соучастники до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом обязаны принимать меры по предупреждению банкротства предприятий, т.е. меры, направленные на финансовое оздоровление. В этом случае должнику может быть представлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника (досудебная санация).

Дела о банкротстве юридических лиц, в том числе зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АП К РФ, месту нахождения должника.

Заявление о признании должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику – юридическому лицу в совокупности составляют не менее 1000 МРОТ и указанные требования не погашены в течение трех месяцев.

Дело о банкротстве не может быть передано на рассмотрение

третейского суда.

Лицами, участвующими в деле о банкротстве, являются:

1) должник;

2) арбитражный управляющий;

3) конкурсные кредиторы с момента предъявления ими требования к должнику;

4) уполномоченные органы по требованиям по обязательным платежам с момента предъявления ими требования к должнику;

5) органы местного самоуправления по месту нахождения должника, а также федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ по месту нахождения должника в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)»;

6) лица, предоставившие обеспечение для проведения процедуры финансового оздоровления.

В арбитражном процессе по делу о банкротстве участвуют:

1) представитель работников должника;

2) представитель собственника имущества должника – унитарного предприятия;

3) представитель учредителей (участников) должника юридического лица;

4) представитель собрания кредиторов;

5) представитель комитета кредиторов;

6) саморегулируемые организации.

Производство по делу о банкротстве возбуждается арбитражным судом в течение пяти дней с момента поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд.

Кредиторы вправе объединить свои требования к должнику и обратиться в суд с одним заявлением кредитора. Такое заявление подписывается кредиторами, объединившими свои требования.

Заявление уполномоченного органа о признании должника банкротом должно отвечать определенным требованиям. Порядок подачи заявления уполномоченного органа определяется Правительством Российской Федерации.

К заявлению уполномоченного органа о признании должника – юридического лица банкротом должны быть приложены доказательства принятия мер к получению задолженности по обязательным платежам в установленном Законом порядке.

Судья арбитражного суда принимает заявление о признании должника банкротом, поданное с соблюдением требований, предусмотренных АПК РФ и Законом. Подготовка дела о банкротстве к судебному разбирательству производится судьей арбитражного суда в порядке, предусмотренном АПК РФ.

Для определения финансового состояния должника при подготовке дела о банкротстве к судебному разбирательству, а также при рассмотрении дела о банкротстве арбитражный суд вправе назначить экспертизу, в том числе по собственной инициативе.

Дело о банкротстве должно быть рассмотрено в заседании арбитражного суда в срок, не превышающий семи месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд.

По результатам рассмотрения дела о банкротстве арбитражный суд принимает один из следующих судебных актов:

1) решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

2) решение об отказе в признании должника банкротом;

3) определение о введении финансового оздоровления;

4) определение о введении внешнего управления;

5) определение о прекращении производства по делу о банкротстве;

6) определение об оставлении заявления о признании должника банкротом без рассмотрения;

7) определение об утверждении мирового соглашения. Принятый судебный акт подлежит немедленному исполнению. Решение арбитражного суда о признании должника банкротом

и об открытии конкурсного производства принимается в случаях установления признаков банкротства должника при отсутствии оснований для введения финансового оздоровления, внешнего управления, утверждения мирового соглашения или прекращения производства по делу о банкротстве.

В случаях, предусмотренных Законом по ходатайству собрания кредиторов или конкурсного управляющего арбитражный суд вправе вынести определение о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению в случаях, когда при осуществлении конкурсного производства выявляются обстоятельства, свидетельствующие о возможности восстановления платежеспособности должника – юридического лица.

Решение арбитражного суда об отказе в признании должника банкротом принимается в случаях отсутствия признаков банкротства. Принятие арбитражным судом решения об отказе в признании должника банкротом является основанием для прекращения действия обстоятельств, являющихся последствием принятия заявления о признании должника банкротом и (или) введения наблюдения в срок не позднее 30 дней со дня вынесения определения. В определении о введении наблюдения указывается о назначении временного управляющего, который назначается арбитражным судом для осуществления процедур наблюдения. Введение наблюдения не является основанием для отстранения руководителя должника и иных органов управления должника, которые продолжают осуществлять свои полномочия с ограничениями.

Временный управляющий обязан:

– принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;

– проводить анализ финансового состояния должника;

– определять наличие признаков фиктивного банкротства и преднамеренного банкротства;

– устанавливать кредиторов должника, вести реестр требований кредиторов, уведомлять кредиторов о введении в отношении должника наблюдения;

– созывать и проводить первое собрание кредиторов.

После назначения он определяет дату проведения первого собрания кредиторов. К компетенции собрания относится принятие решение о применении той или иной процедуры банкротства по отношению к должнику. С этого момента наблюдение прекращается.

Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов. К этому решению прилагаются план финансового оздоровления и график погашения задолженности. Вводится финансовое оздоровление на срок не более двух лет. Исполнение обязанностей руководителя должника в этом случае возлагается на административного управляющего, который действует до окончания финансового оздоровления или его досрочного прекращения. Административный управляющий назначается арбитражным судом для осуществления финансового оздоровления. В случае погашения должником всех требований кредиторов, предусмотренных графиком погашения задолженностей, до истечения установленного срока финансового оздоровления руководитель должника представляет в суд отчет о досрочном окончании финансового оздоровления. Основанием для досрочного прекращения финансового оздоровления являются неоднократное либо существенное (на срок более одного месяца) нарушение должником в ходе финансового оздоровления сроков погашения требований кредиторов, установленных графиком погашения задолженности.

По итогам заключения административного управляющего и отчета руководителя должника собрание кредиторов принимает решение об обращении в суд с одним из ходатайств: о введении внешнего управления или признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Если установлена реальная возможность восстановления платежеспособности должника, вводится внешнее управление. Если такой возможности нет и должник признается банкротом, то открывается конкурсное производство. Внешнее управление вводится на срок не более 18 месяцев, который может быть продлен не более чем на шесть месяцев. Внешний управляющий назначается арбитражным судом для проведения внешнего управления. Не позднее одного месяца с момента своего назначения внешний управляющий должен разработать план внешнего управления, предусматривающий меры по восстановлению платежеспособности должника (ст. 117 Закона). Внешний управляющий вправе заключать мировое соглашение. Он отчитывается перед собранием кредиторов, а его отчет подлежит обязательному рассмотрению арбитражным судом. Если в установленный срок не произведены расчеты с кредиторами, арбитражный суд принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

С момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства[10] :

– срок исполнения всех денежных обязательств должника, а также отсроченных обязательных платежей должника считается наступившим;

– прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и иных финансовых (экономических) санкций по всем видам задолженности должника;

– сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к категории сведений, носящих конфиденциальный характер либо являющихся коммерческой тайной; прекращается исполнение исполнительных документов.

Конкурсное производство вводится сроком на один год, но он может быть и продлен (по суду) на шесть месяцев.

При принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства арбитражный суд назначает конкурсного управляющего в порядке, предусмотренном для назначения внешнего управляющего. По ходатайству конкурсного управляющего, одобренному собранием кредиторов или комитетом кредиторов, арбитражным судом может быть назначено несколько конкурсных управляющих. Арбитражный суд распределяет обязанности между конкурсными управляющим на основании решения собрания (комитета) кредиторов и определяет пределы ответственности каждого из них.

Конкурсный управляющий действует до момента завершения конкурсного производства. Сведения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства направляются конкурсным управляющим не позднее 10 дней с момента его назначения. С момента назначения конкурсного управляющего к нему переходят все полномочия по управлению делами должника, в том числе полномочия по распоряжению имуществом должника.

Органы управления должника в течение трех дней с момента назначения конкурсного управляющего обеспечивают передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов.

Конкурсный управляющий с момента своего назначения осуществляет следующие функции[11] :

– принимает в ведение имущество должника, проводит его инвентаризацию и оценку, принимает меры по обеспечению его сохранности, анализирует финансовое состояние должника;

– предъявляет к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании;

– уведомляет работников должника о предстоящем увольнении в соответствии с российским законодательством о труде; рассматривает в установленном порядке требования кредиторов, предъявленные к должнику, ведет реестр требований кредиторов должника;

– проверяет обоснованность этих требований.

В ходе конкурсного производства конкурсный управляющий осуществляет инвентаризацию и оценку имущества должника, для чего привлекает независимых оценщиков с оплатой их услуг за счет имущества должника. Оценка имущества должника, являющегося предметом залога производится независимым оценщиком. Если движимое имущество должника имеет оценку по балансовой стоимости на последнюю отчетную дату, предшествующую признанию должника банкротом, менее 100 000 рублей, оценка может быть сделана без привлечения независимого оценщика. Все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.

Конкурсный управляющий обязан использовать только один счет должника в банке, а при его отсутствии открыть в ходе конкурсного производства такой счет (основной счет должника). Остатки денежных средств должника с указанных счетов должны быть перечислены на основной счет должника. С основного счета должника оплачиваются расходы, связанные с выплатой вознаграждения конкурсному управляющему и другие обязательные расходы. Отчет об использовании денежных средств должника конкурсный управляющий представляет арбитражному суду по его требованию, а собранию или комитету кредиторов один раз в месяц.

Затем конкурсный управляющий приступает к продаже имущества должника на открытых торгах. Имущество, балансовая оценка которого превышает 1 млн. руб., должно продаваться только на открытых торгах.

Конкурсный управляющий производит расчеты с кредиторами в соответствии с реестром требований кредиторов. Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди.

В случае неполучения данной суммы кредитором в течение трех лет с момента ее внесения в депозит нотариуса указанная сумма перечисляется соответствующим нотариусом в федеральный бюджет.

При недостаточности денежных средств должника они распределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению. Требования удовлетворяются из имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в установленный срок.

После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий представляет в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства. После рассмотрения арбитражным судом отчета он выносит определение о завершении конкурсного производства, которое подлежит немедленному исполнению и является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника не позднее трех дней с момента представления.

Предприятие считается банкротом после признания факта о его несостоятельности арбитражным судом, а также если оно официально объявляет о своем банкротстве и ликвидации, которая осуществляется в процессе конкурсного производства. Цели конкурсного производства: соразмерное удовлетворение всех требований кредиторов; объявление предприятия свободным от задолженности; охрана противоборствующих сторон от незаконных действий в отношении друг друга[12] .

Конкурсный управляющий может быть освобожден арбитражным судом от исполнения обязанностей по заявлению. В этом случае арбитражный суд назначает нового конкурсного управляющего.

2.2 Мировое соглашение

Если в отношении должника не вводилась процедура финансового оздоровления и (или) внешнего управления, а в ходе конкурсного производства у конкурсного управляющего появились основания, подтвержденные данными финансового анализа, полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена, конкурсный управляющий обязан созвать собрание кредиторов должника в месячный срок с момента выявления указанных обстоятельств с целью рассмотрения вопроса об обращении в суд с ходатайством о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению[13] .

Принятие решения о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению может быть принято в случае наличия имущества должника для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности.

На любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должник, конкурсные кредиторы и уполномоченные органы вправе заключить мировое соглашение, которое принимается собранием кредиторов и вступает в силу со дня его утверждения. Односторонний отказ от исполнения вступившего в силу мирового соглашения не допускается.

При финансовом оздоровлении решение о заключении мирового соглашения принимается административным управляющим. В случае заключения мирового соглашения во внешнем управлении, решение о заключении мирового соглашения со стороны должника принимается внешним управляющим.

Мировое соглашение распространяется на требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, срок исполнения которых наступил на дату введения внешнего управления, за исключением требований по обязательствам, возникшим в процедурах банкротства.

При заключении мирового соглашения в конкурсном производстве решение о заключении мирового соглашения со стороны должника принимается конкурсным управляющим. Мировое соглашение распространяется на все требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов.

Мировое соглашение заключается в письменной форме и должно содержать положения о порядке и сроках исполнения обязательств должника в денежной форме. Также в него могут входить положения об изменении сроков и порядка уплаты обязательных платежей в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством

Погашение обязательств конкурсных кредиторов в неденежной форме не должно создавать преимуществ для таких кредиторов по сравнению с кредиторами, требования которых исполняются в денежной форме.

В мировом соглашении допускается участие третьих лиц, если их участие не нарушает права и законные интересы кредиторов.

Утверждается мировое соглашение арбитражным судом после погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди.

Должник, или внешний управляющий, или конкурсный управляющий не ранее пяти и не позднее 10 дней с момента заключения мирового соглашения должен представить в арбитражный суд заявление об утверждении мирового соглашения, о чем суд извещает заинтересованные стороны. Неявка извещенных лиц, не препятствует рассмотрению заявления об утверждении мирового соглашения.

Утверждение мирового соглашения арбитражным судом в ходе наблюдения, финансового оздоровления или внешнего управления является основанием для прекращения производства по делу о банкротстве. В случае утверждения мирового соглашения арбитражным судом в ходе финансового оздоровления прекращается исполнение графика погашения задолженности. В случае утверждения мирового соглашения в ходе внешнего управления прекращается действие моратория на удовлетворение требований кредиторов. В случае когда мировое соглашение утверждено арбитражным судом в ходе конкурсного производства, решение арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства не подлежит исполнению.

С момента утверждения мирового соглашения арбитражным судом прекращаются полномочия административного управляющего, временного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего и соответственно должник или третье лицо приступает к погашению задолженности перед кредиторами. В случае неисполнения обязанности по погашению задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди арбитражный суд отказывает в утверждении мирового соглашения.

Определение об отказе в утверждении мирового соглашения не препятствует заключению нового мирового соглашения.

Определение об утверждении мирового соглашения может быть обжаловано, если:

– обстоятельства, препятствующие утверждению мирового соглашения, не были известны заявителю на момент утверждения мирового соглашения;

– заявитель не участвовал в заключении мирового соглашения, а мировым соглашением были нарушены его законные права и интересы.

В этих случаях заявитель вправе подать заявление о пересмотре определения об утверждении мирового соглашения.

Отмена определения об утверждении мирового соглашения является основанием для возобновления производства по делу о банкротстве.

Требования кредиторов, с которыми произведены расчеты на условиях мирового соглашения, считаются погашенными.

Расторжение мирового соглашения, утвержденного арбитражным судом, по соглашению между отдельными кредиторами и должником не допускается. Мировое соглашение может быть расторгнуто арбитражным судом в отношении отдельного конкурсного кредитора и (или) уполномоченного органа и не влечет его расторжения в отношении остальных кредиторов. Также оно может быть расторгнуто арбитражным судом в отношении всех конкурсных кредиторов и уполномоченных органов по их заявлению, если на момент утверждения мирового соглашения они обладали не менее, чем одной четвертью требований.

Расторжение мирового соглашения в отношении всех конкурсных кредиторов является основанием для возобновления производства по делу о банкротстве.

Расторжение мирового соглашения не влечет обязанность кредиторов первой и второй очереди возвратить должнику полученное ими в счет погашения задолженности.

В случае неисполнения мирового соглашения должником кредиторы вправе без расторжения мирового соглашения предъявить к нему свои требования в объеме, предусмотренном мировым соглашением.

В целях удовлетворения требований кредиторов в ходе внешнего управления может быть осуществлена продажа предприятия.

При наличии Ходатайства органа местного самоуправления или федерального органа исполнительной власти либо органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации продажа предприятия производится путем проведения конкурса. Обязательным условием конкурса является сохранение рабочих мест не менее чем для 50% работников, занятых на предприятии на момент его продажи.

Если ходатайство не было подано или предприятие не было продано на условиях конкурса, предприятие подлежит продаже на аукционе.

Арбитражный суд прекращает производство по делу о банкротстве в случаях:

– восстановления платежеспособности должника в ходе внешнего управления;

– удовлетворения требований кредиторов в ходе финансового оздоровления, заключения мирового соглашения;

– аннулирования в наблюдении требования заявителя по каким-либо основаниям, в частности, отмена судебного акта, признание недействительным договора, послуживших основанием для возбуждения дела о банкротстве при условии отсутствия заявленных и установленных в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», требований иных кредиторов, соответствующих требованиям ст. 5 Закона;

– отказа всех кредиторов, участвующих в деле о банкротстве от своих требований.

В соответствии с Законом государственный орган по финансовому оздоровлению[14] :

1) контролирует и проводит проверки деятельности арбитражных управляющих;

2) обращается в арбитражный суд с заявлением об отстранении арбитражного управляющего от исполнения им своих обязанностей;

3) представляет арбитражному суду кандидатуры временных управляющих.

Административный управляющий, внешний управляющий и конкурсный управляющий назначаются арбитражным судом по предложению собрания кредиторов. В течение одного года они освобождаются от сдачи теоретического экзамена и прохождения стажировки, предусмотренных Законом, и могут быть внесены в реестр арбитражных управляющих, а значит, назначаться арбитражным судом для исполнения обязанностей, предусмотренных Законом.

Сведения по вопросам, связанным с несостоятельностью (банкротством), подлежат опубликованию в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации, – «Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации».

Заключение

В заключение можно сделать следующие выводы:

Предприятие считается банкротом после признания факта о несостоятельности арбитражным судом, а также, если оно официально объявляет о своем банкротстве и ликвидации, которая осуществляется в процессе конкурсного производства.

Любое самое болезненное событие в жизни общества не проходит бесследно и бесполезно для него в будущем. Так и банкротство предприятий несет в себе созидающую силу. Главная его цель видится в проведении структурной перестройки всего народного хозяйства страны в соответствии с рыночным спросом населения при условии достижения прибыльной работы каждого предприятия. В ходе реализации этой цели определяется практическое значение банкротства для всех его участников, которое проявляется в следующем:

– для общества – формируется структура экономики, приспособленная к рынку;

– для населения – производятся нужные ему товары;

– кредиторы получают шанс спасти свои деньги;

– персонал предприятия в конечном итоге создает или получает полезную и ценимую работу.

Таким образом, явление банкротства предприятий – неизбежный спутник рыночной экономики, выполняющий роль санитара, контролирующего состояние ее здоровья и обеспечивающего условия для ее дальнейшего развития.

Начиная с 1992 г. в России законодательно закреплено право на существование такого атрибута полноценных рыночных отношений, как банкротство. Это исторически закономерное явление в экономике имеет строго определенные признаки и отличительные особенности в разные периоды своей «зрелости», что позволяет распознать его в процессе мониторинга на макроуровне и диагностирования – на микроуровне хозяйственной деятельности.

Несмотря на объективность закономерностей, банкротство поддается влиянию в процессе антикризисного управления деятельностью предприятия. Сущность этого управления состоит в своевременном выявлении негативных тенденций и упреждающем принятии профилактических мер по их преодолению либо ослаблению. В случае пессимистичного прогноза, когда деятельность предприятия становится неперспективной, задача антикризисного управления сводится к обоснованию направлений и организации перепрофилирования ее.

Любое предприятие, а значит, и экономика страны может развиваться в бескризисном пространстве лишь при условии применения комплекса мер: безошибочной постановки диагноза их состояния, правильно прописанного рецепта финансового оздоровления и эффективного лечения в стихии рискового бизнеса.

Законодательство о банкротстве действует в России с 19.11.1992 года и накопленный опыт пока не велик. Поэтому при разработке нового закона законодателям пришлось не только учитывать имеющийся российский опыт, но и восполнять существующие пробелы за счет опыта ряда зарубежных стран, в которых институт банкротства занимает одно из важнейшим мест в правовом регулировании хозяйственного оборота.

Проведенный в данной курсовой работе сравнительный анализ нового Закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. и Закона РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий от 1 января 1998 года позволяет однозначно сделать вывод, что сегодняшнее законодательство более совершенно и гибко, что, несомненно, будет способствовать созданию нормального экономического оборота.

Список использованной литературы

1. Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве)» (новая редакция). – М.: ООО «ТК Велби», 2003.-160 с.

2. Арбитражный процессуальный кодекс РФ.

3. Гражданский кодекс РФ.

4. Астахов В.П. Анализ финансовой устойчивости фирмы и процедуры, связанные с банкротством – М. Ось-89 2008.

5. Весенева Н. «Слушается дело о банкротстве», газета «Бизнес адвокат», №9, 2005 г.

6. Витрянский В.В. Новое в правовом регулировании несостоятельности (банкротства) // Хозяйство и право, 2008 г., №1.

7. Завадников В.Н. Новый закон о банкротстве не закрывает всех лазеек для финансовых махинаций, но ликвидирует самые вопиющие из них. // Новые законы и нормативные акты, 2007 г., №45.

8. Ковалев А.П. Финансовый анализ и диагностика банкротств. Учебное пособие Минэкономики РФ – М. Экономическая академия 2008.

9. Ковалев А.П. Диагностика банкротства. – М.: Финстатинформ, 2005

10. Макаров А., Мизиковский Е. Оценка баланса и несостоятельности предприятия // Бухгалтерский учет. – 2008. – №3

11. Никитина О.А. Банкротство предприятий. // Журнал для акционеров, 2008 г., №1.

12. Свиридов А.К. Антикризисное управление: принятие решений на краю пропасти // Проблемы теории и практики управления. – 2004. – №4.

13. Свит Ю. Восстановительные процедуры – способ предотвращения банкротства. // Российская юстиция, 2004 г., №3.

14. Теория и практика антикризисного управления. Под ред. Беляева С.Г. Кошкина В.И – М. ЮНИТИ 2005.

15. Уткин Э.А. Антикризисное управление. – М.: ЭКМОС, 2007.


[1] Теория и практика антикризисного управления. Под ред. Беляева С.Г. Кошкина В.И - М. ЮНИТИ 2005.

[2] Весенева Н. «Слушается дело о банкротстве», газета «Бизнес адвокат», № 9, 2005г.

[3] Ковалев А.П. Финансовый анализ и диагностика банкротств. Учебное пособие Минэкономики РФ - М. Экономическая академия 2008.

[4] Теория и практика антикризисного управления. Под ред. Беляева С.Г. Кошкина В.И - М. ЮНИТИ 2005.

[5] Ковалев А.П. Финансовый анализ и диагностика банкротств. Учебное пособие Минэкономики РФ - М. Экономическая академия 2003.

[6] Весенева Н. «Слушается дело о банкротстве», газета «Бизнес адвокат», № 9, 2005г.

[7] Ковалев А.П. Финансовый анализ и диагностика банкротств. Учебное пособие Минэкономики РФ - М. Экономическая академия 2003.

[8] Весенева Н. «Слушается дело о банкротстве», газета «Бизнес адвокат», № 9, 2005г.

[9] Теория и практика антикризисного управления. Под ред. Беляева С.Г. Кошкина В.И - М. ЮНИТИ 2005.

[10] Свиридов А.К. Антикризисное управление: принятие решений на краю пропасти// Проблемы теории и практики управления. - 2004. - № 4.

[11] Теория и практика антикризисного управления. Под ред. Беляева С.Г. Кошкина В.И - М. ЮНИТИ 2005.

[12] Свиридов А.К. Антикризисное управление: принятие решений на краю пропасти// Проблемы теории и практики управления. - 2004. - № 4.

[13] Теория и практика антикризисного управления. Под ред. Беляева С.Г. Кошкина В.И - М. ЮНИТИ 2005.

[14] Свиридов А.К. Антикризисное управление: принятие решений на краю пропасти// Проблемы теории и практики управления. - 2004. - № 4.