Сочинение: Брачно-семейные отношения в римском праве
Название: Брачно-семейные отношения в римском праве Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: сочинение ![]() |
Деловая игра по Римскому праву «Брачно-семейные отношения» Действующие лица: · Невеста (жена) · Жених (муж) · Отец невесты · Отец жениха · Претор · Комментатор · Свидетели Артефакты: · Кольцо (задаток) · Весы · Приданое · Глиняная дощечка (брачный договор) Комментатор: В нашем выступлении мы хотели бы отразить институт брачно-семейных отношений в римском праве, все стадии заключения брака и последствия его расторжения. Сцена 1. Решение о свадьбе. Сидит дочь, занимается своим делом (вышиванием), к ней подходит отец. Отец: Ну что дочка вот ты и взрослая совсем... Дочь: Ага...12 лет... Комментатор: В римском праве брачный возраст мужчины наступал в 14 лет, женщины – в 12. После этого возраста девушка считалась «засидевшейся» Отец: Ооо...так и в девках не долго засидеться!!! Надо бы замуж тебя выдавать!!! У меня есть жених на примете. Тит – хороший парень Дочь: Но он мне не люб Отец: А это уже не твоё дело! Домовладыка все решает! Дочь: Ну что ж замуж так замуж Сцена 2. Обручение (помолвка). Комментатор: Обручение в римском праве назывался предварительный cговор о заключении брака, при котором главы семейств жениха и невесты окончательно соглашаются на их брак, обмениваются реальным или символическим обеспечением своего соглашения. Это передача задатка (чаще всего кольца) и брачного дара в дом невесты, и совершают другие торжественные действия, которыми вообще сопровождались древние сговоры (чаще всего это было рукобиение). В дом приходит жених, его отец. Их встречает отец невесты. Отец невесты: Ну, вот как и договаривались дочь моя подросла, надо бы и замуж ее выдать.. Отец жениха: Да невеста хороша! Как раз под стать моему сыну, но надо бы и формальности соблюсти.. Отец невесты: Ну, это само собой. Сперва договоримся о стоимости. Комментатор : Цена невесты колебалась от одной до двадцати овец или коров Отец жениха: Я думаю 10 овец и 5 коров достаточно будет. Отец невесты: Да что ж я зря такую красавицу растил, чтоб так дешевить! Давай уж по высокой цени отдам. Девушка целомудренна, детородна... А ты за неё 10 овец и 5 коров! Ну, это никуда не годиться Отец жениха: Целомудренна говоришь, ну что ж согласен. Ударили по рукам. Отец жениха: Теперь о задатке будем говорить.. Думаю, как по обычаю кольцо? Отец невесты Кольцо! Передает кольцо Отец жениха: В брачный дар даю тебе кухонную утварь Ударили по рукам. Отец жениха: Теперь о приданом...Нам много не надо. Одеяний да кружев достаточно будет. Ударили по рукам. Отец невесты: Ну, теперь и формальности соблюсти надо Комментатор: Соблюдение формальностей было обязательным в римском праве, точность формул играло важную роль. Так по ст. 159 Законов царя Хаммурапи, если жених откажется от невесты, то брачный дар и выкуп остается отцу невесты. А по ст. 160, если отец не отдаст дочь, то должен вернуть вдвойне, все, что было принесено женихом. Отец невесты: Я отдам тебе мою дочь Жених: Я возьму твою дочь Комментатор: Фактом помолвки ну и самого брака в будущем являлся поцелуй между женихом и невестой. Поцелуй. Сцена 3. Свадьба. Пока говорит комментатор, Настя одевает платье. Комментатор: В римском праве не установлен точный срок после помолвки, когда должен быть заключен брак. Так как все формальности соблюдались во время помолвки, свадьба состояла в том, что заключался договор между женихом и невестой. И поэтому большого промежутка между помолвкой и свадьбой не было. С развитием культуры покупка невесты у римлян еще долго сохранилась в виде символического акта. Мужчина в Риме во время обручения должен был иметь при себе весы, на которые невеста в присутствии свидетелей бросала монету. Согласно ст.128 Законов царя Хаммурапи если человек возьмет жену и не заключит письменного договора, то эта женщина – не жена. Уже во времена правления Хаммурапи тексты брачных контрактов, нанесенные клинописью на глиняные таблички, обжигались и хранились у претора на случай возможных в будущем конфликтов. Существовали разные типы брачных договоров, в том числе и контракт, оговаривающий срок действия и цель. На сцену выходят жених, невеста, их отцы, свидетели. Претор: Так как были ли совершены договоренности между отцом жениха и отцом невесты? Отец невесты: Да были Отец жениха: Да были Претор: Для заключения брака необходимо совершить всем известный нам ритуал Жених держит весы, невеста кидает монетку. Претор: тем самым подтверждается факт передачи невесты под власть мужа. Претор: Был передан задаток и брачный дар? Отец невесты: Да был Отец жениха: Да был Претор: Теперь необходимо подписать договор, в котором должен быть указ факт заключения брака и должна быть указана вдовья доля на случай смерти мужа. Подписывают договор. Претор: Свидетели, вы подтверждаете факт заключения брака? Свидетели: подтверждаем! Тоже расписываются в договоре Претор: Невеста вместе с приданым теперь переходит под власть мужа, договор храниться в преторском архиве для будущих разбирательств. Отец невесты передает коробку с приданым. Невеста уходит на сторону мужа. Сцена 4. Расторжение брака. Комментатор: брак был счастливым, но рано или поздно может случиться горе... Вот и этот не исключение. Но смерть мужа ведет не только личные последствия но и юридические...Эти последствия регламентируют статьи 165 – 167, 170, 171. На сцену выходят жена и претор. Жена: мой муж умер, что я получаю по наследству? Претор: Так как был заключен брачный договор, в котором была указа вдовья доля, то по ст. 171 Законов царя Хаммурапи вы получаете свое приданое, вдовью долю, который отписал вам муж, вы можете жить в жилище мужа и пользоваться всем этим, пока живы, но не можете отдавать все это за серебро. А все, что останется после вас принадлежит только вашим детям. Комментатор: На этом наше выступление закончилось. Надеюсь, мы наиболее точно отразили стороны брачно-семейных отношений. Спасибо за внимание! |