Реферат: Понятие глубины товарной номенклатуры
Название: Понятие глубины товарной номенклатуры Раздел: Рефераты по маркетингу Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||
18. Анализ ассортимента: глубина. Товарная политика предполагает определенные целенаправленные действия товаропроизводителя или наличие у него заранее обдуманных принципов поведения. Она призвана обеспечить преемственность решений и мер по формированию ассортимента и его управления, поддержание конкурентоспособности товаров на требуемом уровне, нахождение для товаров оптимальных товарных ниш (сегментов), разработку и осуществление стратегии упаковки, маркировки, обслуживанию товаров. В условиях рыночной экономики, когда предложение превышает спрос, значительно повышается значение процесса формирования ассортимента. Формирование ассортимента - это первый и основной шаг в стратегическом планировании присутствия фирмы на рынке. В условиях рыночных отношений формирование ассортимента является одним из важнейших условий организации эффективной работы предприятия. Отсюда вытекает необходимость увязки формирования ассортимента с его изучением и контролем с целью постоянной корректировки показателей производства и сбыта вслед за изменениями спроса на рынке. Одно из важных направлений деятельности фармацевтических организаций - проведение разумной ассортиментной политики, обеспечивающей увеличение прибыли на основе всестороннего удовлетворения потребностей населения и учреждений здравоохранения в медицинских товарах. Ассортимент товаров (товарная номенклатура) - группа товаров, объединенных по одному или совокупности признаков или связанных между собой либо в силу схожести сферы их функционирования (применения), либо в рамках одного и того же диапазона цен. Ассортимент — состав однородной продукции по видам, сортам и маркам. Анализ — это сложный гносеологический процесс получения выводов из собранной и надлежащим образом сгруппированной и обработанной информации. Анализ в товароведении — результат товароведческого исследования. Товароведческий анализ включает в себя элементы маркетингового исследования. Товароведческое исследование создает предпосылки разработки стратегии фирмы, предприятия или всей отрасли. Аналитическая информация о ситуации на рынке необходима для объективной оценки собственных возможностей и вероятных конкурентных действий. В ходе товароведческих исследований анализируются различные направления деятельности аптечной организации, среди которых немаловажным является изучение ассортимента реализуемых медицинских и фармацевтических товаров с целью его оптимизации. Необходимым условием проведения товароведческих исследований является глубокое знание лекарственных средств как товара, его основных фармакотерапевтических свойств, показаний к применению, форм выпуска и других товароведческих характеристик. Большое значение имеет анализ оценок потребительских свойств и показателей использования по каждому наименованию лекарственных средств в ассортименте фармацевтической организации. Анализ товарной номенклатуры используют: - для изучения неблагоприятных тенденций в изменении показателей ассортимента и своевременной разработки мероприятий по оптимизации их значений, - определения амплитуды колебаний значений отдельных показателей ассортимента. Анализ ассортимента используется: - для определения товарных групп, видов и разновидностей, которые следует сократить (исключить) или добавить в ассортимент, - определения удельного веса каждой товарной разновидности, входящей в ассортиментную структуру, - для определения потребительных свойств фармтоваров, потребительных стоимостей фармтоваров для различных социальных групп населения, - для изучения спроса на фармтовары. Для анализа ассортимента готовых лекарственных средств используют классификацию: - по фасетному принципу (отраслевой классификатор ГЛС), - по иерархическому принципу (Государственный классификатор продукции), - по физико-химическим свойствам действующего вещества, - по способу введения действующих веществ в организм (парентеральный, ректальный и др.) - технологическую - по видам лекарственных форм (настойки, капли, микстуры, порошки и др.). Анализ ассортимента является составной частью формирования ассортимента - процесс подбора и установления номенклатуры товаров, соответствующей спросу покупателей и обеспечивающей высокую прибыльность торгового предприятия. Важнейшим принципом формирования ассортимента товаров является обеспечение его соответствия характеру спроса населения, обслуживаемого клиентами предприятия. Оно должно предусматривать комплексное удовлетворение спроса покупателей в рамках избранного сегмента рынка. В связи с этим ассортимент товаров, предлагаемых покупателям, должен обладать достаточной широтой и глубиной. Показатель ассортимента товаров - количественная характеристика одного или нескольких свойств ассортимента товаров. Одними из основных показателей ассортимента являются показатели широты, полноты, глубины. При этом широта ассортимента определяется числом товарных групп, подгрупп и наименований товаров, включённых в номенклатуру, а глубина - числом разновидностей товаров по каждому наименованию. Глубина ассортимента определяется количеством ассортиментных позиций в каждой ассортиментной группе. Данная характеристика ассортимента показывает степень дифференциации товара. Глубина ассортимента может служить одним из средств стимулирования сбыта и удовлетворения разнообразных потребностей, обусловленных разными вкусами, привычками и предпочтениями покупателей [1, с. 334]. На основе выводов сделанных в ходе проведённого анализа формируется товарная политика предприятия, работающего в условиях рыночной экономики. Ассортиментная политика организации должна соответствовать представлениям целевых покупателей. Все чаще ассортимент становится ключевым элементом конкурентной борьбы между схожими компаниями. Ассортиментная политика или товарный микс - формирование ассортимента продукции в зависимости от потребностей рынка, финансового состояния предприятия и его стратегических целей. Ассортиментная политика предполагает оптимальную насыщенность товарной номенклатуры и вида товара, имеющегося в фармацевтической организации. Обычно ассортиментная политика преследует долгосрочные цели. К основным действиям в области ассортиментной политики относятся принятия решений: - по ширине ассортимента (количество товарных линий); - глубине ассортимента (число изделий в линии); - совместимости (технологической, сырьевой, по каналам сбыта); - высоте ассортимента (средней цене продуктовой линии). Так, для товарного микса, в котором число товарных линий равно 3, а общее число товаров - 12, глубина товарной линии А равна 4, товарной линии Б - 2, товарной линии В - 6, средняя глубина товарной номенклатуры составит 4 товара фирмы.
Глубина ассортимента - это количество товарных разновидностей одной группы, имеющихся в аптеке. Глубина ассортимента характеризуется наличием разновидностей одного вида товара (или вариантов отдельных товаров). Например, аптека может продавать препарат эналаприл, выпускаемый предприятием ОАО «Фармстандарт-Лексредства», ОАО «Мосхимфармпрепараты им. Н.А.Семашко», ОАО «Нижфарм», ОАО «Валента Фармацевтика», ОАО «Синтез», ЗАО «ФармФирм Сотекс», ОАО «Фармасинтез», ОАО «Акрихин». Глубина товарной номенклатуры - число вариантов предложений отдельного товара в рамках товарной группы. Глубину номенклатуры можно определить исходя из количества вариантов исполнения каждого продукта в рамках ассортиментной группы. На основе литературы: [2] можно рассчитать глубину номенклатуры конкретной аптеки. Например, препарат дигоксин реализуется разной дозировки (0,00025 и 0,000125 г.) производства 3 фирм (ОАО «Синтез», ОАО «Акрихин», ЗАО «Фармацевтическая фирма Дарница») в различных упаковках (по 50 таблеток и по 40 таблеток) - значит, глубина номенклатуры дигоксина равна 2 * 3 * 2 = 12. Сами параметры определения глубины номенклатуры и ассортимента продукта зависят от конкретного продукта. Таким образом, можно рассчитать все ассортиментные группы аптеки. Глубина номенклатуры крупной аптеки может составлять порядка 1000 - 2000. Глубина ассортимента - число разновидностей конкретного вида изделий, число позиций в каждой группе товаров.
Для оценки употребляется относительный показатель - коэффициент глубины: Расчет коэффициента глубины: Кг = Гф / Гб , или Кг = Гф / Гб * 100 %, где: Гф - (глубина фактическая) - кол-во товарных разновидностей одной группы, имеющихся в аптеке. Гб - (глубина базовая) - кол-во товарных разновидностей одной группы, представленных в РЛС [3, с.41]. В некоторых ситуациях требуется расчёт средней величины, такой как, средняя глубина ассортимента, она рассчитывается как среднее количество товаров во всех продуктовых линиях, предлагаемых для продажи. Литература: 1. “Матрица вариантов товарного ассортимента. Маркетинговое исследование”. Учебное пособие, руководство по изучению дисциплины, практикум по курсу. Беляевский И.К.: / МГУ ЭСИ. — М. 2004, — 414 с. 2. Маркетинговый подход к разработке стратегии номенклатуры и ассортимента ЗАО "Звениговский ГМК" // Менеджмент: теория и практика. Савина Е.В. Наумова Л.М. - 2002 - № 3 с. 244-254 3. Умаров С. З. и др. Медицинское и фармацевтическое товароведение: Учебник - М.: ГЭОТАР - МЕД, 2004. - 368 с. |