Доклад: Пресные водные ресурсы как катализатор международного сотрудничества
Название: Пресные водные ресурсы как катализатор международного сотрудничества Раздел: Рефераты по экологии Тип: доклад |
Пресны е водны е ресурс ы ка к катализато р международног о сотрудничества : рассмотрени е опыт а Международно й совместно й комисси и и Соглашени я о качеств е водны х ресурсо в Велики х озе р Введение В данном докладе рассматриваются некоторые факторы, привлекавшие внимание к вопросу международных водных ресурсов, а также проблемы и возможности, существующие или ожидаемые в будущем. В частности, будут рассмотрены некоторые факторы и обстоятельства, которые могут непосредственно и косвенно способствовать развитию международного сотрудничества в управлении использованием водных ресурсов в международных системах водных ресурсов. Разрабатывая данную точку зрения, я буду широко использовать заключения, сделанные в контексте опыта сотрудничества Канады и США по Договору о пограничных водных ресурсах 1909 г., Соглашениям о качестве воды Великих озер и работе Международной совместной комиссии. Говоря об увеличении дефицита воды и требований на воду, наблюдаемом в настоящее время повсеместно, обычно рассматривают усиление конфликтов по поводу использования и доступа к ограниченным ресурсам. Часто указывается, что вода была и будет источником конфликтов между нациями и что можно ожидать усиления этих конфликтов. Этот вывод выглядит правдоподобно, однако он не является безусловно верным. Вода является совместно используемым ограниченным ресурсом и существует много примеров того, как вода служила катализатором сотрудничества в общих интересах. Возможно, сейчас более чем когда-либо существуют причины для признания международных водных ресурсов возможным катализатором сотрудничества, средством распределения выгод от совместного использования систем пресных водных ресурсов при позитивном влиянии на другие аспекты международных отношений. Причиной для оптимизма является увеличивающееся признание того, что человеческая и национальная безопасность напрямую связаны с экологической безопасностью. Широкое признание взаимоотношений с системами водных и пресноводных ресурсов должно помочь создать среду для развития взаимовыгодного совместного использования систем пресных водных ресурсов. Первоначально внимание многих двусторонних и международных соглашений по «управлению» международными водными ресурсами было направлено на управление «обеспечением», однако сейчас ситуация меняется, так как становится ясно, что водосбережение, охрана окружающей среды и управление нашими собственными требованиями являются очевидной и широко признаваемой необходимостью. Проблема «сотрудничества» потребует со стороны лидеров желания разрабатывать и внедрять в жизнь идеи, отражающие признание данной проблемы и ее возможные решения. Необходимо призвать ученых забыть о сиюминутных проблемах и основное внимание уделять реальным вопросам, которые не всегда можно решить путем простого применения научных методов. В процессе реализации такого подхода мы, возможно, обнаружим, что мы и наши потомки сможем модернизировать старые институты и изобрести новые и что в результате можно создать более справедливое, безопасное и устойчивое будущее. Цель и подходы Целью данной работы является попытка стимулировать переосмысление существующих позиций по поводу нашего будущего в отношении пресных водных ресурсов. В частности, я хотел бы привлечь ваше внимание к некоторым изменениям, которые могут увеличить потенциал трансграничных водных экосистем как катализатора сотрудничества. Я надеюсь, что некоторые из моих мыслей вызовут понимание тех из вас, кто также обеспокоен вопросами охраны природы, экологическими и особенно водными проблемами, которые существуют в Канаде и других странах. Я знаю, что мое собственное понимание существующих проблем -развивающихся во времени, масштабе и степени влияния человека на планетарную экосистему -стало более очевидным. В то же время я нахожу обнадеживающим тот факт, что многие из думающих и знающих людей признали необходимость сотрудничества в сфере охраны мировых пресноводных ресурсов. Перед нами стоят масштабные задачи и если мы действительно хотим создать экологически устойчивое будущее, прежде всего нам нужно понять -каким образом это может быть достигнуто. Пресноводные ресурсы – источник жизни – который мы унаследовали от прошлых поколений, явно находятся под угрозой. Д-р Дэвид Шиндлер в своем докладе «Кумулятивные последствия глобального потепления климата и других результатов человеческой деятельности на пресные водные ресурсы Канады в новом тысячелетии» (2000) описывает очень мрачную картину нашего будущего в отношении экологической ситуации и особенно пресных водных ресурсов. Оценка Шиндлера не является нереалистичной и понятно, что до тех пор, пока мы не научимся действовать по-другому, наши пресные водные ресурсы будут находиться под все возрастающей угрозой. В настоящее время мы наблюдаем ошеломляющее свидетельство того, как человечество и его деятельность быстро разрушают жизненный потенциал планеты. Жизненные формы планеты продолжают вымирать быстрыми темпами и, не смотря на глобальную Конвенцию о биоразнообразии, можно найти мало признаков того, что данная тенденция прекратится. Пресноводное биоразнообразие -например, на небольших островах в океане – находится под особым риском. Мы знаем, что атмосфера изменяется, главным образом, в результате ее загрязнения продуктами человеческой деятельности. По всему миру в атмосфере сейчас постоянно присутствуют токсические вещества, которые присутствуют в каплях дождя, снеге, сухих осадках (AMAP 1998; СЕС, 1997). Эти вещества были первоначально выброшены в атмосферу десятки лет назад и на расстоянии тысяч километров от места их выпадения. В настоящее время ведутся переговоры о глобальном юридическом инструменте решения проблемы постоянных органических загрязняющих веществ (POP). Данная Конвенция имеет большое значение, однако сфера ее действия будет ограничена. Первоначально она охватит только 12 из самых серьезных загрязнителей, многие из которых уже не используются во многих регионах мира. Часто достаточно легко отразить в документах изменения «состояния» некоторых индикаторов «благополучия» и «целостности» экосистем в местном, региональном и глобальном масштабах. Часто также сравнительно легко выявить и измерить некоторые из прямых «воздействий» (таких, как выброс загрязняющих веществ или разрушение естественных сред), ведущих к некоторым нежелательным изменениям, которые мы можем зафиксировать. Часто это прямое воздействие может быть снижено сравнительно простыми мерами, включая реформирование промышленных процессов и контроль в конце производственного процесса. Скрытое и более серьезное воздействие (например, рост загрязнения, увеличение удельного потребления, развитие социально-экономических и политических систем), которое определяет нашу жизнедеятельность – это уже совсемд ругой вопрос. Недавний доклад Шиндлера (2000) был подготовлен как вспомогательный документ для заседания «Экосаммит 2000 г.: Переносимые водой загрязняющие вещества и здравоохранение – принятие разумных решений общественной политики». Я назвал свой доклад, подготовленный для этой встречи, как «Немного воды для всех и всегда». В нем я утверждал, что Канада может принять на себя лидирующую роль в обеспечении того, чтобы сделать доступ к хорошей питьевой воде основным правом человека. Некоторые из аргументов, изложенных в том докладе, представлены в данной работе. Подход, который я использовал при подготовке данного доклада, возник (как это часто происходит) в результате попытки обобщения и формулировки некоторых основных идей и мыслей, которые я хотел бы донести до вас. Не нужно быть экспертом, чтобы ощутить беспокойство по поводу будущего состояния пресных водных ресурсов на планете, будущего человечества и экосистем, зависящих от воды. Подобным же образом мы обеспокоены масштабами воздействия деятельности человека и различных организаций, созданных им, на системы жизнедеятельности планеты. Для меня эта обеспокоенность связана с проблемой глобализации, «свободных» рынков, международных финансовых и торговых организаций. Перед лицом будущего Одной из проблем, осознаваемой при мысли о будущем и создании более устойчивого будущего, является правильное определение временных границ. Проблема состоит в определении временных границ, имеющих отношение к нам, которые в то же время не позволяют найти компромисс относительно возможности будущих поколений удовлетворять собственные нужды. Журналисту может понадобиться поймать нужную часть звукового ряда для отражения определенного момента. Политик зависит от временного срока, отражающего цикл выборов. Инвестор, в зависимости от ссудных и учетных ставок, имеет более долгую временную перспективу, поскольку он думает о процентных ставках и нормах прибыли. Иракская нация признала необходимость думать на 7 поколений вперед, а нашим оделиглобальных изменений обычно охватывают 50 лет. Мы часто неискренне выражаем озабоченность о будущих поколениях. Однако чаще наши решения и действия, влияющие на будущую ситуацию (и нужды будущих поколений) почти неизменно не принимаются в расчет при данной глобальной игре в «свободный рынок», которая в настоящее время, похоже, является единственной. Для упрощения я предположил бы, что наши взгляды на обширные свидетельства мрачных и угрожающих глобальных и региональных тенденций могут быть классифицированы с точки зрения различных подходов. Можно выделить три категории: 1. Синдром страуса : когда по незнанию или умышленно мы игнорируем или отвергаем плохие новости. Это часто означает уничтожение вестников плохих новостей. Например, разрушение большей части научного потенциала Канады по документированию и предупреждению об экологической опасности гарантирует, что мы будем получать меньше плохих новостей, по крайней мере, до тех пор, пока картина не станет очевидной даже самому непосвященному наблюдателю. Для данной категории решением проблемы является простое соблюдение текущего тренда и вера в то, что рост, измеряемый валовым национальным продуктом (ВНП) и другими условными экономическими показателями, будет продолжаться бесконечно; 2 Оптимистичный инкременталист : тот, кто допускает, что большая часть плохих новостей реальна, однако верит, что новые экологически чистые технологии и ценовые операции будут достаточны для того, чтобы встать на путь в направлении экологически устойчивого будущего. Эти оптимисты принимают неизбежность системы глобального свободного рынка, однако надеются, что будут введены экономические стимулы для регулирования рыночных неудач. Это означает, что рынок может управляться таким образом, чтобы важные внешние факторы были учтены в ценах, так что «реальные» расходы – включая расходы на охрану окружающей среды – могут быть отражены в ценовой структуре; 3 Пессимистичный фаталист : тот, кто допускает, что плохие новости реальны. Он принимает как должное то, что неизбежно будут появляться все новые и новые плохие новости и что отдельно реализуемые подходы являются только временными решениями. Глобальный капитализм имеет своих Биллов Гейтсов и множество удачливых людей, но также и миллионы неудачников в этом глобальном казино. Нас атакуют рекламными объявлениями, убеждающими тратить больше, потреблять больше и выбрасывать больше и чем больше этой рекламы показывается во всех уголках мира, тем труднее поверить, что эта спираль развития и потребления может поддерживаться бесконечно. Часто отдельные представители этой категории верят, что фундаментальные изменения неизбежны, но также допускают, что такие изменения не произойдут без крупномасштабных потрясений, таких как глобальный спад, массовая миграция людей, чьи земли больше не обеспечивают их жизнедеятельность, новые или вновь распространившиеся инфекционные заболевания. Когда я начинал свою карьеру в качестве исследователя пресных водных ресурсов, меня можно было отнести ко второй категории. Я был оптимистом и верил в нашу миссию и нашу коллективную способность использовать научный потенциал как средство осуществления конструктивных изменений. Как и мои коллеги в новом Канадском институте пресных водных ресурсов в Виннипеге, я был захвачен эйфорией и чувством миссии и приключений, которое наполняло эту организацию при попечительстве В.Е. Джонсона и Д.К. Валлентайна. Я был уверен, что если мы правильно используем научные знания, те, кто имеет власть, сделают все необходимое для обеспечения безопасного состояния пресных водных ресурсов. Юношеский энтузиазм и оптимизм постепенно сменился большим осознанием сложности экологических вопросов, системы ценностей и институтов, от которых зависят наши решения и действия. Я также стал более уверен в том, что изменений наших существующих социально-экономических систем будет достаточно для обеспечения их безопасности в долгосрочной перспективе. На самом деле может быть так, что большая конкурентная игра в монополию, в которую играют на фондовых биржах, рынках капиталов и советах директоров по всему миру, внутренне несовместима с обеспечением долгосрочной устойчивости планеты. Международное экологическое сотрудничество Возможно, основной причиной большего оптимизма по поводу экологического будущего является широко распространенное признание того, что международное сотрудничество необходимо, если мы хотим остановить и повернуть вспять наиболее угрожающие тенденции состояния мировой окружающей среды. Недавно принятые Конвенции об изменении климата и охране биоразнообразия, а также Монреальский протокол о контроле за веществами, уничтожающими озоновый слой, являются хорошими примерами такого признания. Внимание к проблеме устойчивости планетарных систем жизнеобеспечения часто выражается в озабоченности по поводу состояния и тенденций развития мировых пресных водных ресурсов. За последние годы было осуществлено несколько интересных и потенциально очень важных научных и политических работ, рассматривающих проблему глобального водного будущего. Некоторые из них упоминаются в библиографическом разделе данного доклада. Две самые последние работы, изданные в марте текущего года – «Видение воды и окружающей среды» IUCN (Всемирный союз охраны окружающей среды) и книга Зеленого креста под названием «Национальный суверенитет и международные водные ресурсы». Работа IUCN написана в очень интересной манере, как будто автор пишет в 2024 г. и смотрит назад на позитивные изменения, которые произошли за прошедший период. Книга Зеленого креста достаточно увлекательна. Она была написана под руководством международного совета, председателем которого является Михаил Горбачев, бывший президент СССР и трех бывших национальных лидеров – Ингвара Карлсона, бывшего Премьер-министра Швеции, Кетумайла Масайра, бывшего Президента Ботсваныи Фиделя В. Рамоса, бывшего Президента Филиппин. В книге Зеленого креста делается несколько интересных замечаний относительно международных водных ресурсов. Совет особенно подчеркивает необходимость международного сотрудничества. В то же время, к моему неудовольствию, в ней не упоминается Соглашение о качестве водных ресурсов Великих озер (Международная совместная комиссия, 1994), однако подчеркивается важность экосистемного похода и отдается большой приоритет сотрудничеству. Во многих отношениях аргументы, изложенные в этой книге, перекликаются с аргументами Брюнне и Тупа (1997) относительно необходимости «создания экосистемного режима». Недавно (в 1998 г.) Германский фонд международного развития организовал два Международных круглых стола для обсуждения данного вопроса. На первом, состоявшемся в Петерсберге, «Глобальная водная политика: Сотрудничество для управления трансграничными водными ресурсами», была разработана система принципов. Во время второго, проведенного в Берлине - «Управление трансграничными водными ресурсами: Опыт комиссий международных озер и рек» -был разработан комплекс рекомендаций. Можно привести много примеров, доказывающих движение в сторону сотрудничества в управлении трансграничными водными ресурсами. Довольно обнадеживает то, что международные государственные деятели, юристы и участники международных конференций рассматривают вопросы и предлагают решения, которые очень близки решениям, предлагаемым учеными, инженерами, политическими учеными и другими участниками разработки и реализации Соглашения о качестве водных ресурсов Великих озер. По моему мнению, признание необходимости сотрудничества в управлении принятием международных экологических решений будет иметь значительное влияние на дальнейшее развитие дискуссий относительно «устойчивого развития». Существует много возможностей для дебатов и попыток сочетать восстановление экосистем с кажущимися невозможными требованиями растущего мирового населения и глобальной торговой системы свободного рынка. Система, которая, по-видимому, питает этот постоянный рост, способствует развитию глобального доступа к капиталам и ресурсам, и пока выглядит как единственная существующая игра. К сожалению (или к счастью), постоянный рост является нестабильным, но пока он поддерживается, он одновременно производит слишком много неудачников и слишком много несправедливости. Переосмысление наших взаимоотношений с пресными водными ресурсами Д.К. Валлентайн (иначе называемый Джонни-биосфера) сначала заставил меня думать о силе слов и языка в формировании наших мифов и мнений о мире вокруг нас и наших взаимоотношений с миром. Мне было трудно выразить это словами, однако я ясно чувствовал, что многие из наших мифов и мнений о водных ресурсах просто несовместимы с нашим миром, постоянно растущим населением и его требованиями на воду. Изложенные ниже наблюдения – некоторые их которых признаны повсеместно, некоторые более противоречивы – предлагаются как пища для размышлений. 1. Вод а необходим а дл я жизни, и пресны е водны е ресурсы, достаточны е дл я обеспечени я основны х человечески х нужд, должн ы рассматриватьс я ка к основно е прав о человека. Возможн о ли, чтоб ы Канада, ка к эт о был о в случа е с минеральным и ресурсами, смогл а направит ь международно е внимани е н а реализаци ю этог о принципа? Видимо, мы должны найти способ признать право природы на воду. Совет Горбачева (Зеленый крест, 2000) включает следующее утверждение: «Вода является ограниченным ресурсом, в наличии имеется всегда ограниченное количество этого ресурса. Существование воды в конкретной форме в конкретном регионе должно рассматриваться в качестве постоянной характеристики ландшафта, вместе с человеческой и природной средой, следовательно, и нуждам людей, и нуждам природы необходимо отдавать приоритет. Это также единственный путь, при котором могут быть соблюдены интересы и права настоящих и будущих поколений». Здесь также цитируется Раздел 27 (1) (9b) Южно-Африканской конституции: «Вода, необходимая для удовлетворения человеческих нужд и экологических требований, должна быть определена как «резерв» и получать приоритет использования (Принцип C4)». В другом разделе Конституции данный принцип выражен яркой фразой: «немного воды для всех и всегда». 2. Вопро с доступ а к водны м ресурса м и и х распределени я являетс я слишко м важным, чтоб ы оставит ь н а отку п рынку, богаты м акционера м и процентны м ставкам. Мод Барлоу (1999) пишет о глобальных кризисах и превращении воды в товар; Бокинг (1987) и Академия Раусона (1990) в своих работах рассматривали эту проблему в Североамериканском контексте. Недавний отчет Международной совместной комиссии (февраль, 2000) относительно магистрального экспорта водных ресурсов из Великих озер обнадеживает – или по крайней мере, немного обнадеживает. Нужно ли нам беспокоиться? Я считаю несколько пугающим тот факт, что вода может в конечном счете просто превратиться в еще один товар на глобальном свободном рынке игры в монополию. «Официальные версии», излагаемые нашими политическими лидерами, доказывают данную тенденцию. Однако ослабление национальных правительств, руководств штатов и провинций, сопровождаемое одновременным ростом мощи мультинациональных корпораций действительно дает причину для беспокойства. Подумайте о том, как изменялось наше отношение к запасам нефти и газа Канады и какое влияние оказали правила международной торговли на использование этих ресурсов. 3. Вопрек и распространенном у мнению, м ы н е управляе м водой. Н а само м дел е м ы управляем, част о очен ь плохо, наши м собственны м использование м вод ы и пресны х водны х ресурсов. Вода является источником жизни, и человечество, в течение всей своей недолгой истории, создавало общества, экономику, города около воды. Когда мы строим плотины, забираем воду, используем, загрязняем, распределяем, продаем воду и поклоняемся воде, на самом деле мы просто играем с гидрологическим циклом и реальная проблема состоит в необходимости управлять нашим использованием водными ресурсами и пресноводными экосистемами и наносимым ущербом. 4. Пресна я вод а являетс я ограниченны м и уязвимы м ресурсом, и м ы больш е н е може м обращатьс я с ни м ка к с неограниченны м и бесконечн о возобновляемы м ресурсом. Возможно, в ранние века, когда человечество не имело таких больших требований на воду, было разумно считать воду возобновляемым ресурсом, так как по крайней мере на локальном уровне гидрологический цикл, сезонные колебания осадков и стока обеспечивали постоянное возобновление воды. На глобальном уровне вода скорее является ограниченным и довольно уязвимым ресурсом (Гамильтон, 1998). Горбачев и другие в публикации Зеленого креста 2000 г. также постоянно упоминают ограниченный характер глобальных запасов пресных водных ресурсов. 5. Вод а пограничных, трансграничны х ил и внутренни х экосисте м имее т в долгосрочно й перспектив е международны й характе р и создае т взаимозависимость, котора я може т стат ь сильны м стимуло м дл я сотрудничеств а межд у странам и и и х населением. Гидрологический цикл не соблюдает политических границ; в результате воздушно-водного обмена даже самые отдаленные водные экосистемы связаны с остальным миром. Горбачев и другие в публикации Зеленого креста (2000) утверждают, что признание этой взаимозависимости приведет к большему сотрудничеству и фактически к укреплению национального суверенитета и национальной безопасности. Авторы признают водоразделы и площади водосбора важными элементами, несмотря на то, что они не распространяют свои утверждения на атмосферу или атмосферную часть гидрологического цикла. 6. Вода, ка к и атмосфера, являетс я интегрирующе й средой. Каждое озеро, каждая река, каждый ледник и даже каждая капля воды содержит следы – иногда очень небольшие – использования воды человеком в другом месте или другое время. Прошлые события и воздействия, если бы мы могли их расшифровать, содержатся в наносах озер и океанов, ледниках, возникших тысячелетия назад и слоях биоты – живущей сейчас или сотни лет назад. Варвик (1980) в своей работе о наносах озер, ископаемых насекомых и человеческой истории залива Квинте смог показать, как Наполеон изменил структуру наносов и фауну насекомых этого водного объекта. Как это может быть? Автор приводит сложный и удивительный рассказ о взаимосвязи между нашей экономикой, деятельностью и окружающей средой. Наполеон смог блокировать Балтику, перекрыв англичанам доступ к мачтовому лесу для их кораблей. В ответ Англия изменила свою структуру тарифов для поощрения вырубки леса в других частях планеты. Белые и красные ели бассейна Квинты закончили свое существование в качестве мачт для кораблей британского флота. Почвенная эрозия, сопровождавшая вырубку леса, изменила лимнологию залива и характер наносов, а также сильно изменила фауну насекомых, населяющих эту экосистему. 7. Соглашени е о водны х ресурса х Велики х озер 1978 г., с поправко й протокол а 1987 г . (Международна я совместна я комиссия, 1994 г.) остаетс я наиболе е прогрессивны м международны м соглашение м о пограничны х и трансграничны х водны х ресурсах. Согласно статье 2, «Целью Сторон является восстановление и поддержка химической, физической и биологической целостности водных ресурсов экосистемы бассейна Великих озер…». Это соглашение предоставляет вдохновляющую и содержательную структуру, которая позволила Сторонам -Международной совместной комиссии и населению бассейна Великих озер -выявить и решать широкий спектр проблем. Нужно подчеркнуть, что когда Премьер-министр Трудо и Президент Никсон подписали первоначальное соглашение в 1972 г., никто действительно не мог предположить, к чему приведет это великое международное предприятие. Протокол 1987 г. добавил к соглашению приложение, объединяющее атмосферу с озерами и, что очень важно, приложение о Планах коррективных действий и Планах бассейнового управления. Последнее приложение включило концепцию восстановления «полезного использования» в проблемных зонах, содержащую задачи по видам использования (включая использование не человеком) в дополнение к задачам по качеству воды и экосистемам, содержащимся в Соглашении. Хартиг и Зарулл (1992) и многие другие рассматривают это предприятие как проявление «демократии у корней травы» и местной власти. Я определенно соглашусь с Брунни и Тупом (1997) и их призывами к «созданию экосистемного режима». Вдохновляет то, что они, в отличие от авторов публикации Зеленого креста (2000) использовали Соглашение о Великих озерах как основной пример создания экосистемного режима. Я также думаю, что и они, и авторы публикации Зеленого креста правы, утверждая, что соглашения о сотрудничестве, даже если они не выходят за рамки добрых намерений и взаимопонимания, могут принести очень позитивные результаты. Несколько заключительных мыслей и замечаний Мне кажется, что Канада имеет хорошую возможность играть лидирующую роль в разработке и развитии международных усилий по обеспечению нашего будущего в использовании пресных водных ресурсов. Канада и ее жители играли важные лидирующие роли во многих международных миротворческих и экологических вопросах, а необходимость такого лидерства определенно требует поддержки. Каждая из четырех проблем, изложенных ниже, должна быть эффективно решена, что требует стратегического изменения направления деятельности на национальном уровне и нового, обновленного и усиленного национального статуса. 1. Канада, обладающа я достаточно й властью, може т играт ь намног о боле е важну ю рол ь глобальног о лидер а в решени и вопросо в устойчивост и пресны х водны х ресурсо в планеты. Вода – эт о источни к жизни, устойчивост и человеческог о обществ а и окружающе й среды. Постоянны е международны е усилия, направленны е н а превращени е доступ а к пресны м водны м ресурса м приемлемог о качеств а и количеств а дл я обеспечени я основны х человечески х потребносте й в основно е прав о человека, предостави т мног о возможносте й дл я развити я международног о сотрудничества. Неужели невозможно, чтобы Канада, как это было с вопросом минеральных ресурсов, будет привлекать внимание международной общественности к реализации данного вопроса? Канада, и в частности уважаемый Ллойд Эксворти, показали имеющийся потенциал лидерства на международной арене. Вопрос минеральных ресурсов является прекрасным примером того, как такая страна, как Канада, может мобилизовать международную поддержку для решения важной международной проблемы. Несомненно, Департамент иностранных дел и торговли (Ханниган, 1999) рассматривает некоторые аспекты человеческой безопасности и конфликтов по поводу водных ресурсов, и, очевидно, Канада имеет необходимость и возможность сотрудничать с другими странами, имеющими схожие приоритеты, включая северные страны и Нидерланды, превращая вопрос пресных водных ресурсов в центральный элемент нашей иностранной политики. Зеленый крест (2000) утверждает, что оружием конфликтов по поводу воды являются мачете и пистолеты, а не современное вооружение, однако нельзя пренебрегать масштабными международными конфликтами. Одной из основных задач является предотвратить превращение воды в товар, и сделать правом человека иметь «немного воды для всех и всегда», создавая в то же время стимулы (включая неденежные) для охраны пресных водных ресурсов и экосистем. 2. Канад а имее т хороши е возможност и играт ь важну ю лидирующу ю рол ь в процессе «создани я экосистемног о режима» дл я поддержк и международног о сотрудничеств а дл я охран ы и устойчивог о использовани я международны х пресноводны х экосистем. Опыт Канады в достижении многонационального консенсуса и разработке соглашений по вопросам окружающей среды и природных ресурсов является очень ценным. Договор о пограничных водах 1909 г. и последующие соглашения, такие как Соглашения о качестве водных ресурсов Великих озер 1972 и 1978 гг., создали структуру для сотрудничества между Канадой и США, а цели и задачи, изложенные в данных соглашениях, дали надежду поколениям североамериканцев. Канадский опыт совместной работы с провинциями в разработке механизмов сотрудничества по управлению международными и межпровинциальными реками и озерами также дал много ценных уроков. Канадский Водный акт создал очень полезную структуру для федерального/провинциальногоимежпровинциальногопланированияисотрудничества. 3. Дл я того, чтоб ы Канад а стал а играт ь боле е лидирующу ю международну ю рол ь в вопроса х пресны х водны х ресурсов, необходим о взят ь н а себ я долгосрочно е стратегическо е обязательств о увеличит ь сво й потенциа л дл я обеспечени я международног о лидерств а в экологическо й наук е и особенн о в сфер е пресны х водны х ресурсов. В конце 1960-х гг. Канада приняла решение лидировать в области науки о пресных водных ресурсах. Существовало очевидное признание серьезных проблем, связанных с водными ресурсами Великих озер, а также необходимости развивать науку о пресноводных ресурсах, что являлось важным условием для восстановления озер. Я также четко осознавал, что без совместных исследований и общего понимания проблем экосистем Великих озер невозможно стимулировать координированные международные действия. Научный рыбоохранный совет Канады создал Институт пресных водных ресурсов в Виннипеге, а Департамент энергетики, рудников и ресурсов создал Канадский центр внутренних водных ресурсов в Берлингтоне для развития канадского потенциала лидерства в науке о пресных водных ресурсах. В начале 1970-х гг., менее, чем через 10 лет после создания Института пресных водных ресурсов и Канадского центра внутренних водных ресурсов, директор немецкого института Макса Планка написал в международном журнале, что лимнология (наука об экологии пресных водных ресурсов) развивается наиболее быстрыми темпами в Канаде. Существует бесконечное количество примеров того, как канадские ученые принимали на себя лидирующую роль в выявлении и решении важных локальных и глобальных проблем здравоохранения и целостности канадских и мировых экосистем пресноводных ресурсов. Можно привести четыре примера того, как люди, начинавшие свою карьеру в 1960-1970-х гг., играли важную роль в научной сфере: 1) канадские ученые в Программе мониторинга и оценки Арктики (АМАР, 1998); 2) канадец д-р Джон Буссини возглавляет текущие переговоры по разработке конвенции о постоянных органических загрязняющих веществах (РОР); 3) присуждение Стокгольмского водного приза и Экологического приза Вольво д-ру Дэвиду Шиндлеру за его вклад в развитие науки о пресноводных ресурсах; 4) продолжающееся мировое лидерство Джима Брюса, первого Директора Канадского центра внутренних водных ресурсов, в вопросах глобального изменения климата. Канадское лидерство в области изучения пресных водных ресурсов не ограничивалось сферой исследований и мониторинга. Бывший Канадский Директорат окружающей среды внутренних водных ресурсов имел одно время примерно 1000 сотрудников, большая часть которых имела высокую квалификацию, обеспечивших привлечение внимания национальной и международной общественности к усилиям Канады в области изучения пресных водных ресурсов. Именно эта группа руководила обеспечением выполнения обязательств Канады по Договору о пограничных водных ресурсах 1909, Соглашениям о качестве водных ресурсов Великих озер 1972 и 1978 гг. и другим международным соглашениям. На них также возлагалась основная ответственность за управление Канадским водным актом. Потенциал в области изучения пресных водных ресурсов, созданный Директоратом, сейчас утрачен. Многие первоклассные федеральные общественные служащие рано вышли в отставку, и хотя некоторые оставшиеся члены Директората все еще работают в других отделах Департамента, общий потенциал лидерства в области пресных водных ресурсов значительно снизился. Печально, что значительный потенциал научных исследований, мониторинга и планирования, который существовал на уровне провинций, также утерян. Как изменились времена и наше отношение к исследованиям, финансируемым за счет общественных средств! Не так давно многие пытались убедить Департамент рыбного хозяйства и океанов Канады спасти остатки Института пресных водных ресурсов и его всемирно известную исследовательскую станцию в Экспериментальной зоне озер. По иронии судьбы, во время борьбы за сохранение части бывшего потенциала в области изучения пресных водных ресурсов, другое федеральное министерство объявило об увеличении финансирования международной фармацевтической компании под предлогом, что лекарства, производимые этой компанией, вернут величие Канадскому правительству. К сожалению, имущественные исследования, направленные на патентование и продажу новых продуктов и процессов, не заменят собой экологические исследования, направленные на изучение и информирование. По моему личному мнению, финансируемые за счет общественных средств экологические исследования, осуществляемые государственными структурами, являются наиболее предпочтительным способом обеспечения долгосрочной непрерывности программ мониторинга и исследований. Только таким образом мы сможем сохранить лидирующую роль в области выявления экологических вопросов и разработке эффективных политических решений. Наш мир все больше зависит от координированных международных действий и нуждается в них. Те, кто имеет информацию и комплексное понимание нашего коллективного воздействия на пресные водные ресурсы и экосистемы, сможет достигнуть консенсуса, который сделает возможным коллективные действия. Университетские и в очень ограниченной степени промышленные исследования, могут дополнить, но не заменить необходимость первоклассных государственных исследований в этой сфере. Такие исследования, особенно если они разработаны в общественных интересах, а не просто в поддержку официальных позиций департаментов, могут снова – возможно, через десятилетие – вернуть Канаде лидерство в этой сфере. 4. Дл я эффективног о обеспечени я международного «экологическог о лидерства» Канад а должн а показат ь приме р у себ я дома. Потенциал Канады по обеспечению международного лидерства в решении международных экологических проблем явно зависит от собственной деятельности внутри страны. Существует очевидное доказательство того, что эта деятельность требует совершенствования. Недавние отчеты Комиссионера окружающей среды и устойчивого развития (Эммет 1999а, 1999b) приводят множество примеров недостаточной способности правительства решать проблемы управления и контроля постоянных токсичных веществ в окружающей среде Канады. Выполнение обязательств, взятых Канадой на UNCED 1992 в «Повестке 21 века», по Конвенции о биоразнообразии и Рамочной конвенции по изменению климата, оказалось достаточно проблематичным. В некоторых случаях было понятно, что Канада отстает от многих других стран в выполнении данных обязательств. Особенное беспокойство вызывает очевидная неспособность Канады снизить объем выбрасываемых газов, способствующих парниковому эффекту. Усилия, предпринимаемые до сегодняшнего дня, были очень скромными, поэтому очевидно, что без лидирующей роли государства Канада по-прежнему не будет выполнять требуемые уровни снижения выбросов. Долгожданное канадское законодательство о вымирающих видах выглядит как очень незначительное мероприятие. Существует ясное понимание в сообществе НПО, что действия Канады по усилению собственного экологического законодательства не достаточно эффективны. Свидетельством этого являются многочисленные обращения в Североамериканскую комиссию экологического сотрудничества по статье 14 Североамериканского соглашения об экологическом сотрудничестве. Основное внимание обращено на неспособность Канады выполнять экологические требования Рыбоохранного акта. Успех Канады в решении собственных внутренних проблем, связанных с пресными водными ресурсами, обязательно повлияет на ее способность влиять на международную политику в области пресных водных ресурсов и создания экосистемного режима. Канадский Водный акт предоставил структуру, тренинговую площадку и финансирование в помощь федеральному/провинциальному планированию и управлению по некоторым меж провинциальным речным системам. Этот опыт бесценен, и недавние примеры достижения консенсуса включили широкое участие заинтересованных сторон. Финансирование поддержки «федерального/провинциального» бассейнового планирования было значительно сокращено в недавние годы. |