Доклад: Пресные водные ресурсы как катализатор международного сотрудничества

Название: Пресные водные ресурсы как катализатор международного сотрудничества
Раздел: Рефераты по экологии
Тип: доклад Скачать документ бесплатно, без SMS в архиве

Пресны е водны е ресурс ы ка к катализато р международног о сотрудничества : рассмотрени е опыт а Международно й совместно й комисси и и Соглашени я о качеств е водны х ресурсо в Велики х озе р

Введение

В данном докладе рассматриваются некоторые факторы, привлекавшие внима­ние к вопросу международных водных ресурсов, а также проблемы и возможности, существующие или ожидаемые в будущем. В частности, будут рассмотрены некоторые факторы и обстоятельства, которые могут непосредственно и косвенно способствовать развитию международного сотрудничества в управлении использованием водных ре­сурсов в международных системах водных ресурсов. Разрабатывая данную точку зре­ния, я буду широко использовать заключения, сделанные в контексте опыта сотрудни­чества Канады и США по Договору о пограничных водных ресурсах 1909 г., Соглаше­ниям о качестве воды Великих озер и работе Международной совместной комиссии.

Говоря об увеличении дефицита воды и требований на воду, наблюдаемом в на­стоящее время повсеместно, обычно рассматривают усиление конфликтов по поводу использования и доступа к ограниченным ресурсам. Часто указывается, что вода была и будет источником конфликтов между нациями и что можно ожидать усиления этих конфликтов. Этот вывод выглядит правдоподобно, однако он не является безусловно верным. Вода является совместно используемым ограниченным ресурсом и существует много примеров того, как вода служила катализатором сотрудничества в общих инте­ресах. Возможно, сейчас более чем когда-либо существуют причины для признания международных водных ресурсов возможным катализатором сотрудничества, средст­вом распределения выгод от совместного использования систем пресных водных ре­сурсов при позитивном влиянии на другие аспекты международных отношений.

Причиной для оптимизма является увеличивающееся признание того, что чело­веческая и национальная безопасность напрямую связаны с экологической безопасно­стью. Широкое признание взаимоотношений с системами водных и пресноводных ре­сурсов должно помочь создать среду для развития взаимовыгодного совместного ис­пользования систем пресных водных ресурсов. Первоначально внимание многих дву­сторонних и международных соглашений по «управлению» международными водными ресурсами было направлено на управление «обеспечением», однако сейчас ситуация меняется, так как становится ясно, что водосбережение, охрана окружающей среды и управление нашими собственными требованиями являются очевидной и широко при­знаваемой необходимостью.

Проблема «сотрудничества» потребует со стороны лидеров желания разрабаты­вать и внедрять в жизнь идеи, отражающие признание данной проблемы и ее возмож­ные решения. Необходимо призвать ученых забыть о сиюминутных проблемах и ос­новное внимание уделять реальным вопросам, которые не всегда можно решить путем простого применения научных методов. В процессе реализации такого подхода мы, возможно, обнаружим, что мы и наши потомки сможем модернизировать старые ин­ституты и изобрести новые и что в результате можно создать более справедливое, безо­пасное и устойчивое будущее.

Цель и подходы

Целью данной работы является попытка стимулировать переосмысление суще­ствующих позиций по поводу нашего будущего в отношении пресных водных ресур­сов. В частности, я хотел бы привлечь ваше внимание к некоторым изменениям, кото­рые могут увеличить потенциал трансграничных водных экосистем как катализатора сотрудничества. Я надеюсь, что некоторые из моих мыслей вызовут понимание тех из вас, кто также обеспокоен вопросами охраны природы, экологическими и особенно водными проблемами, которые существуют в Канаде и других странах. Я знаю, что мое собственное понимание существующих проблем -развивающихся во времени, масшта­бе и степени влияния человека на планетарную экосистему -стало более очевидным. В то же время я нахожу обнадеживающим тот факт, что многие из думающих и знающих людей признали необходимость сотрудничества в сфере охраны мировых пресновод­ных ресурсов.

Перед нами стоят масштабные задачи и если мы действительно хотим создать экологически устойчивое будущее, прежде всего нам нужно понять -каким образом это может быть достигнуто. Пресноводные ресурсы – источник жизни – который мы унаследовали от прошлых поколений, явно находятся под угрозой. Д-р Дэвид Шиндлер в своем докладе «Кумулятивные последствия глобального потепления климата и дру­гих результатов человеческой деятельности на пресные водные ресурсы Канады в но­вом тысячелетии» (2000) описывает очень мрачную картину нашего будущего в отно­шении экологической ситуации и особенно пресных водных ресурсов. Оценка Шиндлера не является нереалистичной и понятно, что до тех пор, пока мы не научимся дей­ствовать по-другому, наши пресные водные ресурсы будут находиться под все возрас­тающей угрозой.

В настоящее время мы наблюдаем ошеломляющее свидетельство того, как чело­вечество и его деятельность быстро разрушают жизненный потенциал планеты. Жиз­ненные формы планеты продолжают вымирать быстрыми темпами и, не смотря на гло­бальную Конвенцию о биоразнообразии, можно найти мало признаков того, что данная тенденция прекратится. Пресноводное биоразнообразие -например, на небольших ост­ровах в океане – находится под особым риском.

Мы знаем, что атмосфера изменяется, главным образом, в результате ее загряз­нения продуктами человеческой деятельности. По всему миру в атмосфере сейчас по­стоянно присутствуют токсические вещества, которые присутствуют в каплях дождя, снеге, сухих осадках (AMAP 1998; СЕС, 1997). Эти вещества были первоначально вы­брошены в атмосферу десятки лет назад и на расстоянии тысяч километров от места их выпадения. В настоящее время ведутся переговоры о глобальном юридическом инст­рументе решения проблемы постоянных органических загрязняющих веществ (POP). Данная Конвенция имеет большое значение, однако сфера ее действия будет ограниче­на. Первоначально она охватит только 12 из самых серьезных загрязнителей, многие из которых уже не используются во многих регионах мира.

Часто достаточно легко отразить в документах изменения «состояния» некото­рых индикаторов «благополучия» и «целостности» экосистем в местном, региональном и глобальном масштабах. Часто также сравнительно легко выявить и измерить некото­рые из прямых «воздействий» (таких, как выброс загрязняющих веществ или разруше­ние естественных сред), ведущих к некоторым нежелательным изменениям, которые мы можем зафиксировать. Часто это прямое воздействие может быть снижено сравни­тельно простыми мерами, включая реформирование промышленных процессов и кон­троль в конце производственного процесса. Скрытое и более серьезное воздействие (например, рост загрязнения, увеличение удельного потребления, развитие социально-экономических и политических систем), которое определяет нашу жизнедеятельность – это уже совсемд ругой вопрос.

Недавний доклад Шиндлера (2000) был подготовлен как вспомогательный до­кумент для заседания «Экосаммит 2000 г.: Переносимые водой загрязняющие вещества и здравоохранение – принятие разумных решений общественной политики». Я назвал свой доклад, подготовленный для этой встречи, как «Немного воды для всех и всегда». В нем я утверждал, что Канада может принять на себя лидирующую роль в обеспече­нии того, чтобы сделать доступ к хорошей питьевой воде основным правом человека. Некоторые из аргументов, изложенных в том докладе, представлены в данной работе.

Подход, который я использовал при подготовке данного доклада, возник (как это часто происходит) в результате попытки обобщения и формулировки некоторых ос­новных идей и мыслей, которые я хотел бы донести до вас. Не нужно быть экспертом, чтобы ощутить беспокойство по поводу будущего состояния пресных водных ресурсов на планете, будущего человечества и экосистем, зависящих от воды. Подобным же об­разом мы обеспокоены масштабами воздействия деятельности человека и различных организаций, созданных им, на системы жизнедеятельности планеты. Для меня эта обеспокоенность связана с проблемой глобализации, «свободных» рынков, междуна­родных финансовых и торговых организаций.

Перед лицом будущего

Одной из проблем, осознаваемой при мысли о будущем и создании более устой­чивого будущего, является правильное определение временных границ. Проблема со­стоит в определении временных границ, имеющих отношение к нам, которые в то же время не позволяют найти компромисс относительно возможности будущих поколений удовлетворять собственные нужды. Журналисту может понадобиться поймать нужную часть звукового ряда для отражения определенного момента. Политик зависит от вре­менного срока, отражающего цикл выборов. Инвестор, в зависимости от ссудных и учетных ставок, имеет более долгую временную перспективу, поскольку он думает о процентных ставках и нормах прибыли. Иракская нация признала необходимость ду­мать на 7 поколений вперед, а нашим оделиглобальных изменений обычно охватывают 50 лет.

Мы часто неискренне выражаем озабоченность о будущих поколениях. Однако чаще наши решения и действия, влияющие на будущую ситуацию (и нужды будущих поколений) почти неизменно не принимаются в расчет при данной глобальной игре в «свободный рынок», которая в настоящее время, похоже, является единственной.

Для упрощения я предположил бы, что наши взгляды на обширные свидетельст­ва мрачных и угрожающих глобальных и региональных тенденций могут быть класси­фицированы с точки зрения различных подходов. Можно выделить три категории:

1. Синдром страуса : когда по незнанию или умышленно мы игнорируем или от­вергаем плохие новости. Это часто означает уничтожение вестников плохих новостей. Например, разрушение большей части научного потенциала Канады по документиро­ванию и предупреждению об экологической опасности гарантирует, что мы будем по­лучать меньше плохих новостей, по крайней мере, до тех пор, пока картина не станет очевидной даже самому непосвященному наблюдателю. Для данной категории реше­нием проблемы является простое соблюдение текущего тренда и вера в то, что рост, измеряемый валовым национальным продуктом (ВНП) и другими условными экономи­ческими показателями, будет продолжаться бесконечно;

2 Оптимистичный инкременталист : тот, кто допускает, что большая часть пло­хих новостей реальна, однако верит, что новые экологически чистые технологии и це­новые операции будут достаточны для того, чтобы встать на путь в направлении эколо­гически устойчивого будущего. Эти оптимисты принимают неизбежность системы гло­бального свободного рынка, однако надеются, что будут введены экономические сти­мулы для регулирования рыночных неудач. Это означает, что рынок может управлять­ся таким образом, чтобы важные внешние факторы были учтены в ценах, так что «ре­альные» расходы – включая расходы на охрану окружающей среды – могут быть отра­жены в ценовой структуре;

3 Пессимистичный фаталист : тот, кто допускает, что плохие новости реальны. Он принимает как должное то, что неизбежно будут появляться все новые и новые пло­хие новости и что отдельно реализуемые подходы являются только временными реше­ниями. Глобальный капитализм имеет своих Биллов Гейтсов и множество удачливых людей, но также и миллионы неудачников в этом глобальном казино. Нас атакуют рек­ламными объявлениями, убеждающими тратить больше, потреблять больше и выбра­сывать больше и чем больше этой рекламы показывается во всех уголках мира, тем труднее поверить, что эта спираль развития и потребления может поддерживаться бес­конечно.

Часто отдельные представители этой категории верят, что фундаментальные из­менения неизбежны, но также допускают, что такие изменения не произойдут без крупномасштабных потрясений, таких как глобальный спад, массовая миграция людей, чьи земли больше не обеспечивают их жизнедеятельность, новые или вновь распро­странившиеся инфекционные заболевания.

Когда я начинал свою карьеру в качестве исследователя пресных водных ресур­сов, меня можно было отнести ко второй категории. Я был оптимистом и верил в нашу миссию и нашу коллективную способность использовать научный потенциал как сред­ство осуществления конструктивных изменений. Как и мои коллеги в новом Канадском институте пресных водных ресурсов в Виннипеге, я был захвачен эйфорией и чувством миссии и приключений, которое наполняло эту организацию при попечительстве В.Е. Джонсона и Д.К. Валлентайна. Я был уверен, что если мы правильно используем научные знания, те, кто имеет власть, сделают все необходимое для обеспечения безо­пасного состояния пресных водных ресурсов.

Юношеский энтузиазм и оптимизм постепенно сменился большим осознанием сложности экологических вопросов, системы ценностей и институтов, от которых зави­сят наши решения и действия. Я также стал более уверен в том, что изменений наших существующих социально-экономических систем будет достаточно для обеспечения их безопасности в долгосрочной перспективе. На самом деле может быть так, что большая конкурентная игра в монополию, в которую играют на фондовых биржах, рынках капи­талов и советах директоров по всему миру, внутренне несовместима с обеспечением долгосрочной устойчивости планеты.

Международное экологическое сотрудничество

Возможно, основной причиной большего оптимизма по поводу экологического будущего является широко распространенное признание того, что международное со­трудничество необходимо, если мы хотим остановить и повернуть вспять наиболее уг­рожающие тенденции состояния мировой окружающей среды. Недавно принятые Кон­венции об изменении климата и охране биоразнообразия, а также Монреальский прото­кол о контроле за веществами, уничтожающими озоновый слой, являются хорошими примерами такого признания.

Внимание к проблеме устойчивости планетарных систем жизнеобеспечения час­то выражается в озабоченности по поводу состояния и тенденций развития мировых пресных водных ресурсов. За последние годы было осуществлено несколько интерес­ных и потенциально очень важных научных и политических работ, рассматривающих проблему глобального водного будущего. Некоторые из них упоминаются в библио­графическом разделе данного доклада. Две самые последние работы, изданные в марте текущего года – «Видение воды и окружающей среды» IUCN (Всемирный союз охраны окружающей среды) и книга Зеленого креста под названием «Национальный суверени­тет и международные водные ресурсы». Работа IUCN написана в очень интересной ма­нере, как будто автор пишет в 2024 г. и смотрит назад на позитивные изменения, кото­рые произошли за прошедший период. Книга Зеленого креста достаточно увлекательна. Она была написана под руководством международного совета, председателем которого является Михаил Горбачев, бывший президент СССР и трех бывших национальных ли­деров – Ингвара Карлсона, бывшего Премьер-министра Швеции, Кетумайла Масайра, бывшего Президента Ботсваныи Фиделя В. Рамоса, бывшего Президента Филиппин.

В книге Зеленого креста делается несколько интересных замечаний относитель­но международных водных ресурсов. Совет особенно подчеркивает необходимость международного сотрудничества. В то же время, к моему неудовольствию, в ней не упоминается Соглашение о качестве водных ресурсов Великих озер (Международная совместная комиссия, 1994), однако подчеркивается важность экосистемного похода и отдается большой приоритет сотрудничеству. Во многих отношениях аргументы, из­ложенные в этой книге, перекликаются с аргументами Брюнне и Тупа (1997) относи­тельно необходимости «создания экосистемного режима». Недавно (в 1998 г.) Герман­ский фонд международного развития организовал два Международных круглых стола для обсуждения данного вопроса. На первом, состоявшемся в Петерсберге, «Глобаль­ная водная политика: Сотрудничество для управления трансграничными водными ре­сурсами», была разработана система принципов. Во время второго, проведенного в Берлине - «Управление трансграничными водными ресурсами: Опыт комиссий между­народных озер и рек» -был разработан комплекс рекомендаций.

Можно привести много примеров, доказывающих движение в сторону сотруд­ничества в управлении трансграничными водными ресурсами. Довольно обнадеживает то, что международные государственные деятели, юристы и участники международных конференций рассматривают вопросы и предлагают решения, которые очень близки решениям, предлагаемым учеными, инженерами, политическими учеными и другими участниками разработки и реализации Соглашения о качестве водных ресурсов Вели­ких озер.

По моему мнению, признание необходимости сотрудничества в управлении принятием международных экологических решений будет иметь значительное влияние на дальнейшее развитие дискуссий относительно «устойчивого развития». Существует много возможностей для дебатов и попыток сочетать восстановление экосистем с ка­жущимися невозможными требованиями растущего мирового населения и глобальной торговой системы свободного рынка. Система, которая, по-видимому, питает этот по­стоянный рост, способствует развитию глобального доступа к капиталам и ресурсам, и пока выглядит как единственная существующая игра. К сожалению (или к счастью), постоянный рост является нестабильным, но пока он поддерживается, он одновременно производит слишком много неудачников и слишком много несправедливости.

Переосмысление наших взаимоотношений с пресными водными

ресурсами

Д.К. Валлентайн (иначе называемый Джонни-биосфера) сначала заставил меня думать о силе слов и языка в формировании наших мифов и мнений о мире вокруг нас и наших взаимоотношений с миром. Мне было трудно выразить это словами, однако я ясно чувствовал, что многие из наших мифов и мнений о водных ресурсах просто несо­вместимы с нашим миром, постоянно растущим населением и его требованиями на во­ду. Изложенные ниже наблюдения – некоторые их которых признаны повсеместно, не­которые более противоречивы – предлагаются как пища для размышлений.

1. Вод а необходим а дл я жизни, и пресны е водны е ресурсы, достаточны е дл я обеспечени я основны х человечески х нужд, должн ы рассматриватьс я ка к основно е прав о человека. Возможн о ли, чтоб ы Канада, ка к эт о был о в случа е с минеральным и ресурсами, смогл а направит ь международно е внимани е н а реализаци ю этог о принци­па?

Видимо, мы должны найти способ признать право природы на воду. Совет Гор­бачева (Зеленый крест, 2000) включает следующее утверждение: «Вода является огра­ниченным ресурсом, в наличии имеется всегда ограниченное количество этого ресурса. Существование воды в конкретной форме в конкретном регионе должно рассматри­ваться в качестве постоянной характеристики ландшафта, вместе с человеческой и при­родной средой, следовательно, и нуждам людей, и нуждам природы необходимо отда­вать приоритет. Это также единственный путь, при котором могут быть соблюдены ин­тересы и права настоящих и будущих поколений». Здесь также цитируется Раздел 27

(1) (9b) Южно-Африканской конституции: «Вода, необходимая для удовлетворения че­ловеческих нужд и экологических требований, должна быть определена как «резерв» и получать приоритет использования (Принцип C4)». В другом разделе Конституции данный принцип выражен яркой фразой: «немного воды для всех и всегда».

2. Вопро с доступ а к водны м ресурса м и и х распределени я являетс я слишко м важным, чтоб ы оставит ь н а отку п рынку, богаты м акционера м и процентны м став­кам.

Мод Барлоу (1999) пишет о глобальных кризисах и превращении воды в товар; Бокинг (1987) и Академия Раусона (1990) в своих работах рассматривали эту проблему в Североамериканском контексте. Недавний отчет Международной совместной комис­сии (февраль, 2000) относительно магистрального экспорта водных ресурсов из Вели­ких озер обнадеживает – или по крайней мере, немного обнадеживает.

Нужно ли нам беспокоиться? Я считаю несколько пугающим тот факт, что вода может в конечном счете просто превратиться в еще один товар на глобальном свобод­ном рынке игры в монополию. «Официальные версии», излагаемые нашими политиче­скими лидерами, доказывают данную тенденцию. Однако ослабление национальных правительств, руководств штатов и провинций, сопровождаемое одновременным рос­том мощи мультинациональных корпораций действительно дает причину для беспо­койства. Подумайте о том, как изменялось наше отношение к запасам нефти и газа Ка­нады и какое влияние оказали правила международной торговли на использование этих ресурсов.

3. Вопрек и распространенном у мнению, м ы н е управляе м водой. Н а само м дел е м ы управляем, част о очен ь плохо, наши м собственны м использование м вод ы и пресны х водны х ресурсов.

Вода является источником жизни, и человечество, в течение всей своей недолгой истории, создавало общества, экономику, города около воды. Когда мы строим плоти­ны, забираем воду, используем, загрязняем, распределяем, продаем воду и поклоняемся воде, на самом деле мы просто играем с гидрологическим циклом и реальная проблема состоит в необходимости управлять нашим использованием водными ресурсами и пре­сноводными экосистемами и наносимым ущербом.

4. Пресна я вод а являетс я ограниченны м и уязвимы м ресурсом, и м ы больш е н е може м обращатьс я с ни м ка к с неограниченны м и бесконечн о возобновляемы м ресур­сом.

Возможно, в ранние века, когда человечество не имело таких больших требова­ний на воду, было разумно считать воду возобновляемым ресурсом, так как по крайней мере на локальном уровне гидрологический цикл, сезонные колебания осадков и стока обеспечивали постоянное возобновление воды. На глобальном уровне вода скорее яв­ляется ограниченным и довольно уязвимым ресурсом (Гамильтон, 1998). Горбачев и другие в публикации Зеленого креста 2000 г. также постоянно упоминают ограничен­ный характер глобальных запасов пресных водных ресурсов.

5. Вод а пограничных, трансграничны х ил и внутренни х экосисте м имее т в дол­госрочно й перспектив е международны й характе р и создае т взаимозависимость, ко­тора я може т стат ь сильны м стимуло м дл я сотрудничеств а межд у странам и и и х населением.

Гидрологический цикл не соблюдает политических границ; в результате воз­душно-водного обмена даже самые отдаленные водные экосистемы связаны с осталь­ным миром. Горбачев и другие в публикации Зеленого креста (2000) утверждают, что признание этой взаимозависимости приведет к большему сотрудничеству и фактически к укреплению национального суверенитета и национальной безопасности. Авторы при­знают водоразделы и площади водосбора важными элементами, несмотря на то, что они не распространяют свои утверждения на атмосферу или атмосферную часть гидро­логического цикла.

6. Вода, ка к и атмосфера, являетс я интегрирующе й средой.

Каждое озеро, каждая река, каждый ледник и даже каждая капля воды содержит следы – иногда очень небольшие – использования воды человеком в другом месте или другое время. Прошлые события и воздействия, если бы мы могли их расшифровать, содержатся в наносах озер и океанов, ледниках, возникших тысячелетия назад и слоях биоты – живущей сейчас или сотни лет назад.

Варвик (1980) в своей работе о наносах озер, ископаемых насекомых и челове­ческой истории залива Квинте смог показать, как Наполеон изменил структуру наносов и фауну насекомых этого водного объекта. Как это может быть? Автор приводит слож­ный и удивительный рассказ о взаимосвязи между нашей экономикой, деятельностью и окружающей средой. Наполеон смог блокировать Балтику, перекрыв англичанам дос­туп к мачтовому лесу для их кораблей. В ответ Англия изменила свою структуру тари­фов для поощрения вырубки леса в других частях планеты. Белые и красные ели бас­сейна Квинты закончили свое существование в качестве мачт для кораблей британско­го флота. Почвенная эрозия, сопровождавшая вырубку леса, изменила лимнологию за­лива и характер наносов, а также сильно изменила фауну насекомых, населяющих эту экосистему.

7. Соглашени е о водны х ресурса х Велики х озер 1978 г., с поправко й протокол а 1987 г . (Международна я совместна я комиссия, 1994 г.) остаетс я наиболе е прогрес­сивны м международны м соглашение м о пограничны х и трансграничны х водны х ресур­сах.

Согласно статье 2, «Целью Сторон является восстановление и поддержка хими­ческой, физической и биологической целостности водных ресурсов экосистемы бас­сейна Великих озер…». Это соглашение предоставляет вдохновляющую и содержа­тельную структуру, которая позволила Сторонам -Международной совместной комис­сии и населению бассейна Великих озер -выявить и решать широкий спектр проблем. Нужно подчеркнуть, что когда Премьер-министр Трудо и Президент Никсон подписали первоначальное соглашение в 1972 г., никто действительно не мог предположить, к че­му приведет это великое международное предприятие.

Протокол 1987 г. добавил к соглашению приложение, объединяющее атмосферу с озерами и, что очень важно, приложение о Планах коррективных действий и Планах бассейнового управления. Последнее приложение включило концепцию восстановле­ния «полезного использования» в проблемных зонах, содержащую задачи по видам ис­пользования (включая использование не человеком) в дополнение к задачам по качест­ву воды и экосистемам, содержащимся в Соглашении. Хартиг и Зарулл (1992) и многие другие рассматривают это предприятие как проявление «демократии у корней травы» и местной власти.

Я определенно соглашусь с Брунни и Тупом (1997) и их призывами к «созданию экосистемного режима». Вдохновляет то, что они, в отличие от авторов публикации Зеленого креста (2000) использовали Соглашение о Великих озерах как основной при­мер создания экосистемного режима. Я также думаю, что и они, и авторы публикации Зеленого креста правы, утверждая, что соглашения о сотрудничестве, даже если они не выходят за рамки добрых намерений и взаимопонимания, могут принести очень пози­тивные результаты.

Несколько заключительных мыслей и замечаний

Мне кажется, что Канада имеет хорошую возможность играть лидирующую роль в разработке и развитии международных усилий по обеспечению нашего будуще­го в использовании пресных водных ресурсов. Канада и ее жители играли важные ли­дирующие роли во многих международных миротворческих и экологических вопросах, а необходимость такого лидерства определенно требует поддержки. Каждая из четырех проблем, изложенных ниже, должна быть эффективно решена, что требует стратегиче­ского изменения направления деятельности на национальном уровне и нового, обнов­ленного и усиленного национального статуса.

1. Канада, обладающа я достаточно й властью, може т играт ь намног о боле е важну ю рол ь глобальног о лидер а в решени и вопросо в устойчивост и пресны х водны х ресурсо в планеты. Вода – эт о источни к жизни, устойчивост и человеческог о общест­в а и окружающе й среды. Постоянны е международны е усилия, направленны е н а пре­вращени е доступ а к пресны м водны м ресурса м приемлемог о качеств а и количеств а дл я обеспечени я основны х человечески х потребносте й в основно е прав о человека, пре­достави т мног о возможносте й дл я развити я международног о сотрудничества.

Неужели невозможно, чтобы Канада, как это было с вопросом минеральных ре­сурсов, будет привлекать внимание международной общественности к реализации дан­ного вопроса? Канада, и в частности уважаемый Ллойд Эксворти, показали имеющийся потенциал лидерства на международной арене. Вопрос минеральных ресурсов является прекрасным примером того, как такая страна, как Канада, может мобилизовать между­народную поддержку для решения важной международной проблемы.

Несомненно, Департамент иностранных дел и торговли (Ханниган, 1999) рас­сматривает некоторые аспекты человеческой безопасности и конфликтов по поводу водных ресурсов, и, очевидно, Канада имеет необходимость и возможность сотрудни­чать с другими странами, имеющими схожие приоритеты, включая северные страны и Нидерланды, превращая вопрос пресных водных ресурсов в центральный элемент на­шей иностранной политики. Зеленый крест (2000) утверждает, что оружием конфликтов по поводу воды яв­ляются мачете и пистолеты, а не современное вооружение, однако нельзя пренебрегать масштабными международными конфликтами. Одной из основных задач является пре­дотвратить превращение воды в товар, и сделать правом человека иметь «немного воды для всех и всегда», создавая в то же время стимулы (включая неденежные) для охраны пресных водных ресурсов и экосистем.

2. Канад а имее т хороши е возможност и играт ь важну ю лидирующу ю рол ь в процессе «создани я экосистемног о режима» дл я поддержк и международног о сотруд­ничеств а дл я охран ы и устойчивог о использовани я международны х пресноводны х эко­систем.

Опыт Канады в достижении многонационального консенсуса и разработке со­глашений по вопросам окружающей среды и природных ресурсов является очень цен­ным. Договор о пограничных водах 1909 г. и последующие соглашения, такие как Со­глашения о качестве водных ресурсов Великих озер 1972 и 1978 гг., создали структуру для сотрудничества между Канадой и США, а цели и задачи, изложенные в данных со­глашениях, дали надежду поколениям североамериканцев. Канадский опыт совместной работы с провинциями в разработке механизмов сотрудничества по управлению меж­дународными и межпровинциальными реками и озерами также дал много ценных уро­ков. Канадский Водный акт создал очень полезную структуру для федерально­го/провинциальногоимежпровинциальногопланированияисотрудничества.

3. Дл я того, чтоб ы Канад а стал а играт ь боле е лидирующу ю международну ю рол ь в вопроса х пресны х водны х ресурсов, необходим о взят ь н а себ я долгосрочно е стратегическо е обязательств о увеличит ь сво й потенциа л дл я обеспечени я междуна­родног о лидерств а в экологическо й наук е и особенн о в сфер е пресны х водны х ресурсов.

В конце 1960-х гг. Канада приняла решение лидировать в области науки о пре­сных водных ресурсах. Существовало очевидное признание серьезных проблем, свя­занных с водными ресурсами Великих озер, а также необходимости развивать науку о пресноводных ресурсах, что являлось важным условием для восстановления озер. Я также четко осознавал, что без совместных исследований и общего понимания проблем экосистем Великих озер невозможно стимулировать координированные международ­ные действия. Научный рыбоохранный совет Канады создал Институт пресных водных ресурсов в Виннипеге, а Департамент энергетики, рудников и ресурсов создал Канад­ский центр внутренних водных ресурсов в Берлингтоне для развития канадского по­тенциала лидерства в науке о пресных водных ресурсах.

В начале 1970-х гг., менее, чем через 10 лет после создания Института пресных водных ресурсов и Канадского центра внутренних водных ресурсов, директор немецко­го института Макса Планка написал в международном журнале, что лимнология (наука об экологии пресных водных ресурсов) развивается наиболее быстрыми темпами в Ка­наде. Существует бесконечное количество примеров того, как канадские ученые при­нимали на себя лидирующую роль в выявлении и решении важных локальных и гло­бальных проблем здравоохранения и целостности канадских и мировых экосистем пре­сноводных ресурсов.

Можно привести четыре примера того, как люди, начинавшие свою карьеру в 1960-1970-х гг., играли важную роль в научной сфере: 1) канадские ученые в Програм­ме мониторинга и оценки Арктики (АМАР, 1998); 2) канадец д-р Джон Буссини воз­главляет текущие переговоры по разработке конвенции о постоянных органических за­грязняющих веществах (РОР); 3) присуждение Стокгольмского водного приза и Эколо­гического приза Вольво д-ру Дэвиду Шиндлеру за его вклад в развитие науки о пресно­водных ресурсах; 4) продолжающееся мировое лидерство Джима Брюса, первого Ди­ректора Канадского центра внутренних водных ресурсов, в вопросах глобального из­менения климата.

Канадское лидерство в области изучения пресных водных ресурсов не ограни­чивалось сферой исследований и мониторинга. Бывший Канадский Директорат окру­жающей среды внутренних водных ресурсов имел одно время примерно 1000 сотруд­ников, большая часть которых имела высокую квалификацию, обеспечивших привле­чение внимания национальной и международной общественности к усилиям Канады в области изучения пресных водных ресурсов. Именно эта группа руководила обеспече­нием выполнения обязательств Канады по Договору о пограничных водных ресурсах 1909, Соглашениям о качестве водных ресурсов Великих озер 1972 и 1978 гг. и другим международным соглашениям. На них также возлагалась основная ответственность за управление Канадским водным актом.

Потенциал в области изучения пресных водных ресурсов, созданный Директора­том, сейчас утрачен. Многие первоклассные федеральные общественные служащие ра­но вышли в отставку, и хотя некоторые оставшиеся члены Директората все еще рабо­тают в других отделах Департамента, общий потенциал лидерства в области пресных водных ресурсов значительно снизился. Печально, что значительный потенциал науч­ных исследований, мониторинга и планирования, который существовал на уровне про­винций, также утерян.

Как изменились времена и наше отношение к исследованиям, финансируемым за счет общественных средств! Не так давно многие пытались убедить Департамент рыбного хозяйства и океанов Канады спасти остатки Института пресных водных ресур­сов и его всемирно известную исследовательскую станцию в Экспериментальной зоне озер. По иронии судьбы, во время борьбы за сохранение части бывшего потенциала в области изучения пресных водных ресурсов, другое федеральное министерство объя­вило об увеличении финансирования международной фармацевтической компании под предлогом, что лекарства, производимые этой компанией, вернут величие Канадскому правительству. К сожалению, имущественные исследования, направленные на патенто­вание и продажу новых продуктов и процессов, не заменят собой экологические иссле­дования, направленные на изучение и информирование. По моему личному мнению, финансируемые за счет общественных средств эко­логические исследования, осуществляемые государственными структурами, являются наиболее предпочтительным способом обеспечения долгосрочной непрерывности про­грамм мониторинга и исследований. Только таким образом мы сможем сохранить ли­дирующую роль в области выявления экологических вопросов и разработке эффектив­ных политических решений.

Наш мир все больше зависит от координированных международных действий и нуждается в них. Те, кто имеет информацию и комплексное понимание нашего коллек­тивного воздействия на пресные водные ресурсы и экосистемы, сможет достигнуть консенсуса, который сделает возможным коллективные действия. Университетские и в очень ограниченной степени промышленные исследования, могут дополнить, но не за­менить необходимость первоклассных государственных исследований в этой сфере. Такие исследования, особенно если они разработаны в общественных интересах, а не просто в поддержку официальных позиций департаментов, могут снова – возможно, через десятилетие – вернуть Канаде лидерство в этой сфере.

4. Дл я эффективног о обеспечени я международного «экологическог о лидерст­ва» Канад а должн а показат ь приме р у себ я дома.

Потенциал Канады по обеспечению международного лидерства в решении меж­дународных экологических проблем явно зависит от собственной деятельности внутри страны. Существует очевидное доказательство того, что эта деятельность требует со­вершенствования. Недавние отчеты Комиссионера окружающей среды и устойчивого развития (Эммет 1999а, 1999b) приводят множество примеров недостаточной способ­ности правительства решать проблемы управления и контроля постоянных токсичных веществ в окружающей среде Канады.

Выполнение обязательств, взятых Канадой на UNCED 1992 в «Повестке 21 ве­ка», по Конвенции о биоразнообразии и Рамочной конвенции по изменению климата, оказалось достаточно проблематичным. В некоторых случаях было понятно, что Кана­да отстает от многих других стран в выполнении данных обязательств. Особенное бес­покойство вызывает очевидная неспособность Канады снизить объем выбрасываемых газов, способствующих парниковому эффекту. Усилия, предпринимаемые до сего­дняшнего дня, были очень скромными, поэтому очевидно, что без лидирующей роли государства Канада по-прежнему не будет выполнять требуемые уровни снижения вы­бросов. Долгожданное канадское законодательство о вымирающих видах выглядит как очень незначительное мероприятие. Существует ясное понимание в сообществе НПО, что действия Канады по усилению собственного экологического законодательства не достаточно эффективны. Свидетельством этого являются многочисленные обращения в Североамериканскую комиссию экологического сотрудничества по статье 14 Северо­американского соглашения об экологическом сотрудничестве. Основное внимание об­ращено на неспособность Канады выполнять экологические требования Рыбоохранного акта.

Успех Канады в решении собственных внутренних проблем, связанных с пре­сными водными ресурсами, обязательно повлияет на ее способность влиять на между­народную политику в области пресных водных ресурсов и создания экосистемного ре­жима. Канадский Водный акт предоставил структуру, тренинговую площадку и финан­сирование в помощь федеральному/провинциальному планированию и управлению по некоторым меж провинциальным речным системам. Этот опыт бесценен, и недавние примеры достижения консенсуса включили широкое участие заинтересованных сторон. Финансирование поддержки «федерального/провинциального» бассейнового планиро­вания было значительно сокращено в недавние годы.