Курсовая работа: Проблемы оценки социально-экономической эффективности природоохранных мероприятий
Название: Проблемы оценки социально-экономической эффективности природоохранных мероприятий Раздел: Рефераты по экологии Тип: курсовая работа |
Министерство образования и науки Украины Сумский государственный университет Институт заочной дистанционной и вечерней форм обучения Курсовая работа по курсу: «Экономика окружающей среды» тема: «Проблемы оценки социально-экономической эффективности природоохранных мероприятий» Выполнил: Пасичнюк М.Т. Группа: ЕДЗ-31С Вариант: 14 Проверил: Шапочка Н.К. Сумы 2008 СОДЕРЖАНИЕ Введение…………………………………………………………….…..………...3 1 Система показателей природоохранной деятельности……………………....4 2 Затраты экологического назначения. Их классификация и группировка….6 3 Капитальные вложения экологического назначения. Их показатели…….12 4 Текущие природоохранные затраты…………………………….…………...14 5 Эффективность природоохранных затрат…………………………..……….17 Литература……………………………………………………...……………….21Введение Взаимосвязь экологических проблем с хозяйственной деятельностью экономических субъектов на сегодняшний день является очевидной. Затраты на природоохранные мероприятия ведут к увеличению издержек производства, что, в свою очередь, вступает в противоречие с одной из традиционных задач экономики – снижением себестоимости продукции. Однако игнорирование природоохранных целей и экономия на экологических затратах ведет к ухудшению качества природной среды и обусловливает увеличение вторичных издержек общества, называемых эколого-экономическим ущербом. Именно он является своеобразным показателем цены (которую человеку приходится реально платить) и качества (т.е. тех благ, которых удается достичь) эколого-экономической эффективности. Чрезвычайно большое значение приобретает проблема оценки: с одной стороны, интегральных издержек всего цикла производства и потребления продукции (включая природоохранную сферу), с другой – совокупности результатов деятельности человека (включая негативное последствие воздействия на природную среду). В качестве параметра, характеризующего реальную результативность действий человека, как в производственной, так и природной сферах может использоваться показатель экоэффективности. 1 Система показателей природоохранной деятельности Система показателей результатов природоохранной деятельности включает три раздела: показатели экологических, социальных и экономических результатов. Показатели экологических результатов могут быть представлены в виде ряда подсистем в соответствии с компонентами окружающей среды: подсистема показателей результатов охраны водных ресурсов, воздушного бассейна, земельных ресурсов, лесного фонда, заповедных территорий, рыбных запасов, недр (полезных ископаемых); показатели использования твердых отходов, шумового, электромагнитного, радиационного загрязнения территории. Система показателей результатов природоохранной деятельности может быть построена и на основе другого признака. Таким признаком может быть направление природоохранной деятельности. Тогда система показателей может включать следующие разделы: - результаты мероприятий по предотвращению загрязнения окружающей среды; - результаты мероприятий по ликвидации последствий загрязнения; - результаты сокращения потерь природных ресурсов как следствие рационального их использования; - результаты восстановления отдельных компонентов природной среды; - результаты воспроизводства компонентов окружающей среды. Для анализа результатов природоохранной деятельности необходимы данные, характеризующие средозащитные затраты и использование основных фондов природоохранного назначения. Особенно важен анализ капиталовложений в охрану природы, так как он дает возможность определения эффективности проводимой природоохранной политики. Показатели основных фондов и затрат средозащитного назначения могут быть выделены в особую подсистему показателей результатов природоохранной деятельности. 2 Затраты экологического назначения. Их классификация и группировка Часть проводимых мероприятий, связанных с производственной деятельностью, обеспечивает достижение не только экономического, но и экологического эффекта. Поэтому помимо затрат целевого экологического назначения достижение экологического результата обеспечивается и такими производственными затратами, как затраты на разработку безотходных и малоотходных технологий, выпуск экологически чистой продукции, снижение материалоемкости производства и др. Падение производства, замедление масштабов использования природных ресурсов объективно и довольно существенно уменьшает негативное воздействие на природу. Однако одновременно усиливается износ основных фондов, снижаются возможности финансирования развития природоохранной индустрии, замедляется замена устаревших и экологически вредных технологий, и снижается выпуск средозащитной техники; наблюдается уменьшение масштабов агротехнических и других мероприятий, имеющих природоохранный эффект; сохраняется и увеличивается высокий уровень аварийности, сопровождающейся залповыми сбросами и выбросами вредных веществ; увеличиваются попытки завоза из-за рубежа токсичных отходов и возникает ряд других негативных моментов, усугубляющих экологическую обстановку в регионах. При определении потребностей в инвестициях экологического назначения следует учитывать, в первую очередь, имеющуюся высокую степень износа эксплуатируемого экологического оборудования, так уже 15…17 лет назад порядка половины всех воздухоохранных установок эксплуатировалось в течение 10 и более лет при сроке их полной амортизации в пределах 12 лет. Более 20 % водоочистных сооружений работало не эффективно из-за физического и морального износа. Успешное решение проблемы охраны окружающей среды и рационализации природопользования требует учета и характеристики затрат экологического (средозащитного) назначения, называемых также затратами на природоохранные мероприятия (охрана окружающей среды). Затраты на охрану окружающей среды – общая сумма расходов государства, предприятий (организаций, учреждений), имеющих целевое или опосредованное природоохранное значение. К ним относятся как целевые капитальные вложения, текущие затраты на содержание и эксплуатацию природоохранных основных фондов, так и операционные бюджетные расходы по содержанию государственных структур, основная деятельность которых связана с охранной окружающей среды. В состав затрат на охрану природы также могут входить расходы коммерческих, общественных и иных организаций по научно-техническому, рекламному, образовательному, просветительскому и иному обслуживанию природоохранной деятельности. Все затраты на природоохранные мероприятия (затраты экологического назначения) подразделяются на следующие группы: 1. Затраты на мероприятия, направленные на снижение или полное предотвращение выбросов (сбросов) вредных веществ; 2. Затраты на мероприятия, ликвидирующие негативные последствия антропогенного воздействия на окружающую среду и нерационального природопользования; 3. Затраты, связанные со строительством и оборудованием пунктов контроля за состоянием окружающей среды; 4. Затраты на возведение объектов природоохранного назначения, создания природоохранной индустрии, улавливающих установок и т.п.; 5. Затраты на предохранение от загрязнения акустической среды; 1. Затраты на предупреждение воздействия загрязненных компонентов окружающей среды на реципиентов и на ликвидацию последствий этого влияния; 2. Затраты на предупреждение вредного воздействия отходов на окружающую среду, на их захоронение и уничтожение, включая затраты на отчуждение земель, на организацию мест захоронения и др. Целью затрат экологического назначения является осуществление средозащитных мероприятий; целью разработки средозащитных мероприятий является достижение таких характеристик окружающей среды, которые находились бы в пределах действующих медико-санитарных норм. Разный порядок финансирования установлен на одноцелевые и многоцелевые средозащитные мероприятия. Одноцелевые мероприятия – направлены исключительно или преимущественно на снижение загрязнения окружающей среды (строительство и эксплуатация очистных сооружений и улавливающих устройств и т.п.). Многоцелевые средозащитные мероприятия – направлены не только на снижение загрязнения окружающей среды, но и на получение более высоких производственных результатов, в том числе и смежных отраслей – снижений расхода материальных ресурсов, трудовых ресурсов, увеличение выпуска продукции, расширение ассортимента и повышение качества продукции др. Это достигается, например, путем строительства и эксплуатации системы замкнутого водоснабжения, утилизации отходов производства и потребления, развития малоотходных технологических процессов и производств. Общий объем затрат на осуществление природоохранных мероприятий (затрат экологического назначения) складывается как сумма единовременных затрат (капитальных вложений) и текущих затрат. Затраты экологического назначения группируются по следующим признакам: - на единовременные и текущие затраты; - по направлению и назначению затрат; - по источникам финансирования; - по элементам окружающей среды (на охрану леса, водных ресурсов и пр.); - по видам затрат, вызываемых отрицательным воздействием загрязнения окружающей среды на реципиентов и др. По направлению капитальные вложения включают затраты экологического назначения: - на создание новых и реконструкцию основных фондов, предотвращающих отрицательное воздействие хозяйственной деятельности на окружающую среду; - на модификацию технологического процесса в части, обеспечивающей достижение средозащитных целей, для снижения его отрицательного воздействия на окружающую среду; - на модификацию технологии производства в части, обеспечивающей достижение средозащитных целей. По назначению экологические затраты подразделяются на следующие группы: - затраты на мероприятия, предусматривающие и ликвидирующие негативные последствия нерационального природопользования; - затраты, связанные со строительством и обслуживанием пунктов контроля за загрязнением, если эти затраты производятся предприятием-загрязнителем; - затраты на предупреждение загрязнения окружающей среды отходами (захоронение, утилизация, сжигание т.п.); - затраты на предохранение от загрязнения акустической среды, которые имеют место во всех случаях, когда между источниками шума и людьми возводятся шумозащитные и экранизирующие сооружения и насыпи, проводятся заглубления источников шума. Загрязненная среда оказывает отрицательное воздействие на реципиентов (повышение заболеваемости людей, снижение их работоспособности, ухудшение условий жизни, снижение продуктивности природных ресурсов, ускоренный износ основных фондов) и вызывает необходимость двух видов затрат: - затрат на предупреждение воздействия загрязненной среды на реципиентов (в тех случаях, когда предупреждение возможно); - затрат, вызываемых воздействием на реципиентов загрязненной среды, возникающих в тех случаях, когда полное или частичное предупреждение такого воздействия невозможно. Сумма затрат этих двух типов называется экономическим ущербом, причиняемым народному хозяйству загрязнением окружающей среды. Экономический ущерб (потери) от загрязнения окружающей среды является комплексной величиной и определяется суммой ущербов (потерь), наносимых отдельным видам реципиентов в пределах загрязненной зоны. При этом проблемой является количественная оценка изменения состояния здоровья людей под воздействием загрязнения. Сумма общих затрат по каждому компоненту природной среды состоит из: - капитальных вложений из государственных средств и собственных средств предприятий; - текущих (операционных) затрат; - затрат на капитальный ремонт природоохранного оборудования; - затрат на научно-исследовательские работы, связанные с охраной и рациональным использованием природных ресурсов. 3 Капитальные вложения экологического назначения. Их показатели Основу затрат экологического назначения составляют единовременные затраты – капитальные вложения на природоохранные мероприятия, инвестиции экологического назначения. Предотвращение деградации всех компонентов окружающей среды, проведение мероприятий по ликвидации нанесенного ей ущерба, развитие безотходных технологий и выпуска экологически чистой продукции предполагают необходимость создания в стране специализированной экологической индустрии: производство очистных сооружений, измерительных приборов и т.п. Для восстановления и воспроизводства природных ресурсов необходимы капитальные вложения в эту сферу. Капитальные вложения в охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов представляют собой единовременные расходы, определяемые совокупностью мероприятий по сохранению и улучшению природных ресурсов, их воспроизводству и охране. Это расходы инвестиционного характера, определяемые возможностью общества финансировать природоохранную деятельность, государственными программами и планами проведения природоохранных мероприятий и экологической политикой. В системе показателей затрат экологического назначения разрабатываются показатели их объема и структуры, освоения капитальных вложений и текущих затрат: ввод в действие основных фондов, т.е. завершение мероприятий, предусмотренных в плане по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов; завершение капитального ремонта имеющихся объектов средозащитного назначения; объем неосвоенных средств, т.е. объем незавершенного строительства и незаконченного капитального ремонта. Капитальные вложения исчисляются независимо от источников финансирования как сумма затрат, связанных с охраной и рациональным использованием земель, лесных ресурсов, рыбных запасов, водных ресурсов, воздушного бассейна. В их состав включаются также затраты, связанные с развитием заповедного дела и защитой от шума. 4 Текущие природоохранные затраты К текущим затратам относятся эксплуатационные расходы средозащитного назначения, т.е. затраты на содержание и обслуживание основных фондов средозащитного назначения. Текущие затраты экологического назначения включают все текущие затраты (эксплуатационные расходы) по охране и рациональному использованию отдельных элементов окружающей среды (водных ресурсов, воздушного бассейна, земельных ресурсов и прочие). Текущие затраты по охране природы рассчитываются как сумма этих затрат на все элементы окружающей среды с учетом затрат, осуществляемых за счет операционных средств госбюджета. К эксплуатационным расходам средозащиты относятся технические затраты. В состав текущих затрат на содержание и обслуживание основных фондов включаются: - ежегодные затраты на основную и дополнительную заработную плату обслуживающего персонала; - ежегодные затраты на планово-предупредительный, технический и капитальный ремонт; - ежегодные затраты на амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов; - энергетические расходы и другие виды текущих затрат; - текущие расходы, связанные с осуществлением мероприятий, способствующих улучшению качественной характеристики элементов окружающей среды, как относимые за счет основной деятельности, так и осуществляемые за счет ассигнований из госбюджета и др. источников. Текущие затраты включают: - дополнительные затраты на эксплуатацию основных производственных фондов, связанные с совершенствованием производственной технологии с целью снижения неблагоприятных воздействий хозяйственной деятельности на окружающую среду; - затраты на оплату услуг, связанных с охраной окружающей среды. На предприятиях к текущим затратам природоохранного назначения относят: - себестоимость топлива, необходимого для осуществления технологических процессов, направленных на снижение и нейтрализацию вредных веществ, содержащихся в отходах, и другие работы природоохранного характера; - заработную плату (основную и дополнительную) с отчислением на социальное страхование рабочих, занятых обслуживанием всех фондов природоохранного назначения, приведением земель в пригодные для их дальнейшего использования, включая работы по рекультивации и осуществление других природоохранных мероприятий; - расходы на содержание и эксплуатацию фондов природоохранного назначения, включая амортизацию и затраты на текущий ремонт; - цеховые и общезаводские (эксплуатационные) расходы по номенклатуре статей соответствующих расходов, связанных с содержанием управленческого аппарата служб охраны природы цеха, промышленного предприятия, организации; - расходы, связанные с совместным использованием предприятиями и организациями региона объектов природоохранного назначения (очистных сооружений, шламо - и шлакоотвалов, установок по обезвреживанию, хранению и уничтожению производственных отходов и др.), и платежи за оказанные предприятию (организации) природоохранные услуги (за доочистку стоков сооружений, биологическую очистку стоков на кустовых очистных сооруженях и т.д.) включаются в цеховых или общезаводские расходы. 5 Эффективность природоохранных затрат Эффективность природоохранных затрат оценивается по общепринятой методике оценки эффективности любых затрат: как отношение достигнутого результата (эффекта) к объему затрат, при этом наиболее сложно оценить экологический эффект в стоимостном выражении. Поскольку эти затраты обеспечивают так же экологический и социальный результат, то при оценке их эффективности они могут быть определены в комплексе. Показатель эффективности природоохранных затрат определяется как отношение полного экологического, экономического и социального эффектов от природоохранных мероприятий к объему затрат, связанных с их проведением. В систему показателей эффективности затрат экологического назначения входят: 1) показатели эффективности капитальных затрат (инвестиций); 2) показатель эффективности текущих затрат; 3) показатели эффективности общего объема приведенных затрат. В связи со сложностью определения суммарного эффекта единовременных и текущих затрат, а также в интересах оценки эффективности затрат на тот или иной вид природоохранной деятельности с учетом специфики компонента окружающей среды рассчитываются частные показатели эффективности экологических затрат различного назначения и направления. Определение суммарного эффекта, включает следующие эффекты: экологический (улучшение качества компонента природной среды, снижение отходов, потерь и загрязнения и др.), социальный (улучшение здоровья и условий труда и отдыха, рост, продолжительности жизни др.), а также экономический (снижение материалоемкости производства, затрат на добычу минеральных и др. ресурсов, на хранение отходов и их обезвреживание и др.), что является необходимой предпосылкой оценки эффективности природоохранных затрат. Изменение затрат экологического назначения и их эффективность определяется внешними, по отношению к природопользователю, и внутренними (производственными) факторами. К внешним факторам относятся общая экономическая и экологическая ситуация, проведение комплекса средозащитных мероприятий, улучшающих общую экологическую ситуацию, изменение численности населения, развития науки и техники, в том числе природоохранной индустрии и др. К внутрипроизводственным фактором относятся степень безотходности применяемых технологий и экологической чистоты производства, количество отходов производства, загрязнения компонентов окружающей среды и их уровень по сравнению с ПДК и др. Система показателей результатов природоохранной деятельности должна быть дополнена показателями социально-экономических результатов, если от природоохранных затрат достигнут не только экологический эффект, который является главной целью этой деятельности, но и экономический, и социальный, которые в данной деятельности являются неизменными «побочными» ее эффектами, сбрасывать которые со счетов при оценки эффективности природоохранных затрат нельзя. Наряду с обобщающим показателем эффективности экологических затрат (Э), рассчитываемым как отношение суммарного экологического результата (Рэколог), экономического результата (Рэконом) и социального результата (Рсоц) к вызвавшим их экологическим затратам (З), рассчитываются показатели каждого составляющего, т.е.: Ээк = Рсоц/ ЗSЭэк= Рэкон / ЗSЭэкон=Рэк / ЗSЭэк Экологическая эффективность средозащитных затрат определяется путем отнесения величины экологических результатов к вызвавшим их затратам. Экологические результаты рассчитываются по разности показателей состояния окружающей среды до и после проведенных мероприятий. Их характеристика в стоимостном выражении связана с решением проблем экономической оценки природных ресурсов. Социальная эффективность средозащитных затрат измеряется отношением обобщенного показателя, выражающего социальный эффект, к затратам, обеспечившим его достижение. Социальный результат определяется по разности показателей, характеризующих изменения в социальной сфере в результате осуществления средозащитных мероприятий. Экономическая эффективность определяется отношением достигнутого экономического эффекта к объему природоохранных затрат. Экологический и социальный эффекты (результаты) используются для определения фактического уровня и нормативов показателей затрат, необходимых для достижения установленной величины снижения вредных выбросов и поддержания заданного состояния окружающей среды, а также для расчета эффектов в денежном выражении (предотвращения загрязнения, сохранение генетического фонда животных и растений; сохранение эстетической ценности природных ландшафтов, памятников природы и т.п.). Примером достигнутого комплексного экономического и социального эффектов может служить снижение заболеваемости населения в регионе в результате проведения природоохранных мероприятий. Чистый экономический эффект определяется сопоставлением средозащитных затрат с затратами, которые предотвращаются благодаря ликвидации или уменьшению загрязнения окружающей среды, а также со стоимостью дополнительно получаемой продукции (для многоцелевых средозащитных мер). Общий эффект включает в себя частные, как эффект по повышению производительности труда работников в условиях улучшенного состояния природной среды, а также в результате сохранения эстетической ценности природного ландшафта, улучшения эстетической ценности природного ландшафта, улучшения состояния рекреационной зоны; эффект от предотвращения (сокращения) потерь сырья, топлива, основных и вспомогательных материалов, твердых отходов и т.д.; эффект от более продуктивного использования основного производственного оборудования в условиях улучшенной природной среды и многие другие. Частные экономические эффекты, в свою очередь, определяются рядом параметров, часть из которых связана с природоохранной деятельностью опосредованно, что затрудняет выражение такой связи количественно. Литература 1. Блам И.Ю., Сергиенко О.С. Экологический менеджмент. Учебное пособие – Новосибирск, 2001. 2. Бобылев С.П., Перелет Р.А. Раздел "Экономика" // Приоритеты национальной экологической политики России /Под ред. В.М. Захарова. М.: Наука, 1999. 3. Быков А.А. Моделирование природоохранной деятельности: Учебное пособие. - М.: НУМЦ Госкомэкологии России, 1998. 4. Василенко В.А. Экология и экономика: проблемы и поиски путей устойчивого развития: Аналит. Обзор. – Новосибирск, 1995. Отв. ред. Г.М. Мкртчян. 2. Гирусов Э.В., Бобылев С.Н., Новоселов А.Л., Чепурных Н.В. Экология и экономика природопользования. М.: ЮНИТИ, 1998. 3. Голуб А.А., Струкова Е.Б. Экономика природопользования. М.: Аспект-Пресс, 1995. 4. Голуб А. А, Струкова Е. Б. Экономика природных ресурсов. – М.: Аспект Пресс, 1999. 5. Основы экологии. Экономика и управление в природопользовании: Учебник / Под общ. ред. д.е.н., проф. Л. Г. Мельника и к.е.н., проф. Н. К. Шапочки. — Сумы: ИТД «Университетская книга», 2005. — 759с. 6. Мельник Л. Г. Экологическая экономика: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. — Сумы: ИТД «Университетская книга», 2006. — 367 с. 7. Мельник Л. Г. Экологическая экономика: Учебник. 2-- ге изд., испр. И доп. — Сумы: ИТД «Университетская книга», 2003. — 348 с. |