Реферат: Современные экологические проблемы в лесном хозяйстве
Название: Современные экологические проблемы в лесном хозяйстве Раздел: Рефераты по экологии Тип: реферат ![]() | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Современные экологические проблемы в лесном хозяйстве Содержание Введение 1. История экологического законодательства в России 2. Экологические преступления 3. Экологическое преступление глазами журналистов Заключение и выводы Литература Введение «Рассчитываешь на год – сажай рис. Рассчитываешь на десять лет – сажай дерево. Рассчитываешь на сто лет – просвещай людей». (Китайский мыслитель Х III в. Гуань – цзы .). В ХХ веке человечество в полной мере ощутило глобальный экологический кризис , который однозначно указывает на антропогенную токсикацию биосферы, на быстрое сокращение биоразнообразия, деградацию на огромных пространствах природных экосистем. Эти драматические изменения окружающей природной среды смогли оказывать негативные воздействия на экономику и здоровье людей. Очевидно, человек в своем развитии перешел допустимые пределы взаимодействия с природой. Именно знания природных законов и закономерностей помогут человечеству в дальнейшем преодолеть экологический кризис и сохранить благоприятную окружающую среду в интересах нынешних и будущих поколений. Глобальные экологические проблемы - парниковый эффект, разрушение озонового слоя, кислотные дожди, потепление климата, пожары, рубка леса и т.д. - в современном меняющемся мире приобрели главное значение. Для решения этих проблем необходимо предпринимать следующие меры : 1. Экологическое воспитание населения, как одно из непременных условий, позволяющих реализовать право каждого человека, на жизнь в комфортной окружающей среде. 2. Широкое вовлечение общественных организаций и всех слоев населения в подготовку и принятие решений, постановлений правительством законов Государственной Думы Федерального собрания РФ. 3. Принимать участие в проведении массовых мероприятий, фестивалей, посвященных Дню Земли, Всемирному Дню Охраны окружающей среды и т.д. 4. Экологическое образование – это овладение минимум экологических знаний, необходимых для формирования экологической культуры граждан и всех учащихся. Для этого необходимо, начиная с детского сада, знакомить детей с природой прививать любовь к природе. В школах создавать школьные лесничества. Одной из задач школьных лесничеств является пропаганда знания законов по охране природы и распространение информации о нарушениях законодательства в этой области. Данная работа направлена на выполнение именно этой задачи. Цель: Обратить внимание на проблему в нашей стране, связанную с экологическими преступлениями в лесном хозяйстве. Актуальность работы: В настоящее время происходит нелегальный вывоз древесного сырья за границу без документов; лес продается без аукционов, по сниженным ценам, что приносит убыль государству; вырубаются леса без выписки билетов. 1. История экологического законодательства в России Ознакомимся с историей развития и организацией охраны природы и принятых законодательных актов. Известен Указ (1563 г) Ивана Грозного о запрете рубки леса на берегах Двины с целью защиты от наводнений, а также заповедание (1571 г) засечных лесов на южной границе Московского княжества, причем за посещение их без разрешения предусматривалась смертная казнь. Царь Алексей Михайлович Романов (1645 – 1676 гг.) издал 67 природоохранных указов, в том числе ряд указов о государственных заповедных лесах, которые строго охранялись для царских охот, а также известный указ о создании заповедника на Мурманском побережье «Семиостровье», для сохранения мест гнездовья кречетов. Особенно следует отметить природоохранную деятельность Петра I (1672–1725 гг.), при котором были изданы многочисленные природоохранные указы. При этом большое внимание уделялось сохранению лесов, почвы, чистой воды. Это был новый, более высокий уровень охраны природы. Особенно известны указы о запретных и водоохранных лесах, чистоте водоемов, о сохранении почвенного покрова при рубке лесов, об охране лесов от пожаров. Петром I была ограничена рубка лесов в окрестностях городов, по берегам многих рек, создана Вальдмейстерская канцелярия по управлению использования леса. Однако после смерти Петра многие его указы были отменены. До середины XIXвека в природоохранном деле России было некоторое затишье, если не считать нескольких природоохранных актов Екатерины II, Павла I и других императоров. Впрочем, уровень этих актов не превышал уровень актов петровских времен. Это закон об охоте (1763 г), указ об охране нерестилищ (1835 г), некоторые акты о регламентировании лесопользования, о создании ботанических садов и отдельных заказников. Существенные подвижки в деле охраны природы начались при императоре Александре III после отмены Крепостного права и начала индустриализации России. В обществе проявляется понимание необходимости гражданской инициативы в природоохранной деятельности. В 1865 г. было создано Российское общество покровительства животных, чуть позднее в различных губерниях – общества естествоиспытателей и любителей природы. В 1873г. Уральское общество любителей естествознания начало работы по сохранению уникального природного объекта возле г. Екатеринбурга – гранитных скал «Шарташские каменные палатки». Ныне это памятник природы. В 1882 г. по инициативе Б.И. Дыбовского в районе Кроноцкого вулкана на Камчатке был создан первый в России общественный заказник для размножения и охраны соболя. В связи с промышленным развитием России началась интенсивная вырубка лесов. Поэтому в 1888 году император Александр Ш «высочайше утвердить соизволил и повелел исполнить» Положение о сбережении лесов, его проще называли лесоохранительным законом. Этим положением было введено понятие о защитных лесах со строгим режимом пользования. Это водоохранные, берегозащитные и почвозащитные горные леса как особо – охраняемые территории. В них запрещались сплошные рубки леса и пастьба скота. За нарушение взыскивались серьезные штрафы: за каждые сто квадратных саженей вырубленной площади – 5 рублей, помимо таксовой стоимости срубленной древесины. За исполнением положения следили губернские Лесоохранительные комитеты. В конце XIXв. было создано несколько частных заповедников: Аскания - Нова, лес на Ворксле, реликтовые рощи Пицунды и др. В.В. Докучаев (1892 г.) сформировал несколько принципов, положенных в основу становления заповедного дела и охранного плодородия земли. Природоохранные мероприятия, указы, постановления применялись и внедрялись в жизнь государства с 1917 г. и все они были направлены на сохранение, приумножение, охрану богатств России. Наибольшие подвижки в природоохранном деле состоялись после создания в 1988 году Министерства по охране окружающей среды и сети его комитетов во всех субъектах Российской Федерации (позднее и до 2000 г. Государственный комитет РФ по охране окружающей среды). Со второй половины 2000 г. этот комитет преобразован в Государственную службу охраны природы в составе Министерства природных ресурсов Российской Федерации. Лесников сократили или перевели на другие работы с окладом не более 1000 рублей. Многие заказники, заповедники, особо охраняемые территории тоже пущены под топор реорганизации. Это ошибочные стратегические решения, потери будут огромны ! Кое-кто в правительстве на российские леса смотрит, как на дойную корову, которую можно бесконечно доить. Наш лес – это не только экономический, но и важнейший для страны глобальный эколого-политический ресурс. 2. Экологические преступления В Ф. З. п. 7 – Ф. З. от 10. 01. 2002 год «Об охране окружающей среды» говориться о «вреде окружающей среде», под ним понимается негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов. А также говориться об экологической безопасности, состоянии защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека, от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий (ст. 1 Ф. З.). В соответствии с п. 1 ст. 14 УК РФ преступлением признается виновно – совершенное общественно – опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания. Исходя из этого, понятия экологические преступления можно раскрыть, как «общественно-опасные деяния, посягающие на установленный в Российской Федерации экологический правопорядок, экологическую безопасность общества, причиняющие вред окружающей природной среде и здоровью человека» (Ст. 7 ФЗ ОТ 10. 01. 2002 года «Об охране окружающей природной среды»). В отличие от предмета экологического преступления – экологического правопорядка и безопасности общества – объектом служат материальные блага природы (недра, земля, вода, атмосферный воздух, леса, генофонд и пр.) УК РФ предусматривает ответственность за лесные правонарушения: Статья 260 «Незаконная порубка деревьев и кустарников». Статья 261 «Уничтожение или повреждение лесов». Статья 262 «Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов». Остановимся для наглядности на статье 260 «Незаконная порубка леса». Вот так обстоят дела со статьей 260 в Манском лесхозе Унгутского лесничества. Протоколы за незаконную порубку леса в Манском лесхозе Унгутского лесничества.
Следует иметь в виду, что преступления в сфере лесных отношений по фактическому составу схожи с административными правонарушениями, однако представляют более повышенную опасность в силу значительности ущерба, либо посягательства, на особо лесные режимные объекты (леса первой группы защищенности, заповедники, национальные парки и т.п.). Например, по объективной стороне ст. 260 УК РФ и ст. 8.28. КоАП РФ предусматривают ответственность за схожее правонарушение – незаконную порубку деревьев и кустарников. Если вследствие этих действий был причинен ущерб в значительном размере, то наступает уголовная, а не административная ответственность. Например. Так, 20.06.2003 года прокурорам Манского района было возбуждено административное производство по ст. 8.28 КоАП РФ. Согласно постановления, о возбуждении производства об административном правонарушении, 19.12.2002 года в квартале №74 Баджейского лесничества в лесах первой группы было совершено лесонарушение – незаконная порубка деревьев в объеме 5,9 м3 . Ущерб, нанесенный лесному фонду, составил 216 рублей 53 копейки. Проведенной проверкой установлено, что гр. К совместно с гр. Г. произвели незаконную вырубку указанного леса, по предварительному сговору. Таким образом, в действиях К. усматривается состав преступления, предусмотренного частью 2 ст. 260 УК РФ. Однако, учитывая то, что причиненный лесному хозяйству ущерб является незначительным в действиях К., отсутствует состав указанного преступления. Таким образом, К. совершил административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.28 КоАП РФ. В принципе все экологические правонарушения прямо или косвенно несут угрозу экологического вреда и только законодательство относит те или иные из них к экологическим преступлениям (общественно-опасное), либо к экологическим проступкам (общественная вредоносность). Разграничение составов преступления и экологического проступка обычно приводятся не только по принципу повторности, т.е. применения условного административного наказания только после применения мер административной ответственности (административная преюридиция – ст. 4.3 п.2 КоАП), но и по наличию реального экологического вреда. Значение этого обусловлено тем, что «…по многим, если не по большинству составов преступлений в сфере охраны окружающей среды… правоприменитель вынужден ставить и решать вопрос об их разграничении с административными правонарушениями». Как правило, экологические преступления относятся к материальным составам, необходимым элементом которых является наличие вреда. Для большинства экологических проступков необязательно наличие экологического вреда (идеальный состав). Однако в ряде статей КоАП прямо предусмотрена административная ответственность за реальную угрозу причинения экологического вреда (ст. 8.3; 8.10 п.2; 8.38 и др.). Несмотря на то, что в последние время остро стоит вопрос заготовке и вывоза (экспорта) леса, практика ведения правоохранительными органами и рассмотрения судьями дел данной категории ничтожно. В 2002 – 2003 году в Манский РОВД поступило 18 заявлений по фактам незаконных порубок. По 8 заявлениям принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела. В 2004 году одно дело направлено в суд. «В 2002 году инспекторами ГУ «Сельский лесхоз Манский» проведено 27 проверок соблюдения правил лесопользования и лесного законодательства. По результатам проверок начислено неустойки 10 тыс. рублей. Реально взыскано все. В 2003 году составлен 51 акт освидетельствования, начислено неустойки – 12,2 тыс. рублей. Реально взыскано – 5,1 тыс. рублей. С июля по ноябрь 2003 года выявлено 8 фактов незаконной порубки леса, три физическими лицами, 5 – юридическими лицами. Общий ущерб составил 12 тыс. рублей, реально взыскано 2,5 тыс. рублей.
3. Экологические преступления глазами журналистов Приступая к рассмотрению экологических преступлений и принятых постановлений, законов в последние годы, российские журналисты выяснили, что наше правительство далеко от проблем сохранения российских лесов, недр и т.д. Журналист Степан Деньгин опубликовал свою статью «Столбы под дачи? ». В ней идет речь об излюбленном месте отдыха красноярцев – заповеднике «Столбы», а также о более 100 заповедниках и 35 национальных парках нашей страны. Министерство природных ресурсов России разослало телеграммы с выводами о нецелесообразности их существования. Директор заповедника «Столбы» в своем комментарии подтвердил существование такой телеграммы, но чуть позже пришло опровержение, а им сообщили, что отправители данной телеграммы наказаны. Все бы ничего. Казалось, тема исчерпана. Но есть в этом деле одна интересная деталь. Три года назад заповедники и национальные парки, т.е. охраняемые зоны с лесами, полезными ископаемыми, большими заманчивыми площадями перешли в распоряжение Министерства природных ресурсов, которое, помимо всего остального, занимается добычей тех самых полезных ископаемых, вырубкой лесов и т.д. Вывод напрашивается сам собой… Есть о чем задуматься. Недавно Государственная дума по инициативе правительства приняла поправки к Лесному кодексу, легализующие коттеджную застройку особо ценных лесов, так называемых лесов первой группы. Совет Федерации поправки уже одобрил. Статья Александра Острова «Не рубите, мужики! » продолжает эту тему. Поясняю: леса первой группы - это леса особо охраняемых природных территорий – берега рек, озер, водохранилищ, заповедников, курортных и парковых зон. В связи с такой поправкой можно будет сдавать леса в аренду хоть на 49 лет, но не всем и не всегда. Новый текст кодекса гласит: «Перевод лесных земель в нелесные земли осуществляется в лесах первой группы – Правительством РФ по представлению органов… согласованному с органом… в случаях невозможности их дальнейшего использования по целевому назначению в силу утраты лесами их полезных природных свойств… и размещение объектов культурного, жилищно-коммунального, социально-бытового назначения и в иных случаях». Так вот, согласно такой трактовке вопроса, кто будет определять эту полезность? Кто будет решать, что полезность утрачена? В Подмосковье тысячи гектаров особо охраняемых лесов, где раньше бродили грибники и туристы, уже огорожены колючей проволокой. Видимо, утратили полезные свойства. Теперь новая редакция лесного кодекса все узаконит. А такое экономическое преступление, как незаконная порубка леса, отражено в статье Юрия Звягина в «Российской газете» от 4 августа 2003 года «Черные лесорубы ». «Черные лесорубы » в последние годы стали настоящим бичом отдаленных районов Ленинградской области. Особенно тяжелое положение сложилось в Бокситогорском районе, 88 % которого покрыто лесом. «Черные лесорубы » тут уже начали валить деревья посередь бела дня, машины грузились прямо на трассе, на Вологодском шоссе. По оценкам местных лесопромышленников, объемы незаконных рубок сравнялись с объёмами законных. При этом вокруг леса шла настоящая война. Два года назад в «разборках» криминальных структур, контролировавших незаконные лесозаготовки, только за год погибли два десятка человек. Стреляли прямо на улицах райцентра. Заготовители – арендаторы начали объединяться для защиты своих лесов и требовать помощи у государства. В августе 2003 года бокситогорская районная администрация, Союз лесопромышленников и комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды инициировали принятие правительством области постановление о введении в Бокситогорском районе особого режима лесопользования. По нему в лес нельзя было въезжать на тракторах и лесовозах, а также заходить с бензопилами, не имея на это специального разрешения от лесхозов. В районе был создан штаб по введению особого режима, который начал организовывать патрулирование лесов и проверки лесопилок. Были заменены директора лесхозов, относительно которых стало известно, что они уступали требованиям «черных лесорубов ». На их место поставили более решительных людей. Вот тут-то все и началось. Не буду вдаваться в подробности, а скажу, что на директоров лесхозов, а также лесников начались покушения, их били, убивали, сжигали их дома. Куда же, извините, милиция смотрит? В лес, конечно, сколько волка не корми, ему еще хочется. Когда началась борьба с незаконной вырубкой, штаб столкнулся с тем, что все их попытки добиться наказания для «черных лесорубов» натыкаются на непонятную пассивность органов внутренних дел и прокуратуры. Около 300 дел по фактам лесонарушений были переданы в правоохранительные органы в 2002 году, около 500 за последние полгода, и что? До суда дошло около 25 дел, а до осуждения - ни одного. В статье говорится о том, что милиция и прокуратура не предпринимала ничего по поводу избиений и поджогов. А также по-своему трактовала преступления с лесом. По их мнению, пока дерево стоит, оно - государственная собственность, а как только пила его ото пня отделит, оно становится ничьим, пока его не заклеймит лесник. Получается, валяющееся на земле дерево можно брать любому? Ну, пойманные с лесом «черные лесорубы » так и говорят: «я нашел эти стволы валяющимися в лесу и просто их подобрал». А органы дознания заявляют лесникам: «Вы ведь его не поймали в тот момент, когда он пилил? Значит, вины на нем нет» и отказываются заводить дело. - Самое интересное, нужно–то для исправления ситуации не так уж много, - считает директор Бокситогорского лесхоза Николай Кондратенко. – Просто надо привести в норму статью 260 Уголовного кодекса. Почему-то рыбинспектор задерживает браконьера, он может отобрать лодку, а охотинспектор – ружье, а лесная охрана конфисковать лесовоз и бензопилу не может. Не предусмотрено статьей. И в заключение своей статьи Юрий Звягин делает хороший вывод, и я с ним согласна, что нужно рассматривать незаконную вырубку леса, как хищение государственной собственности. И соответственно наказывать. Что говорить про Ленинградскую область, когда у нас в Красноярском крае не менее трагичная обстановка с незаконным вывозом древесины. Хватит играть в борьбу с лесонарушениями и незаконным вывозом древесины из края! Такими словами можно охарактеризовать общий настрой участников координационного совещания правоохранительных органов края, которое состоялось в 2003 г. Руководители прокуратуры, милиции, ФСБ, налоговики и судебные приставы вели речь об исполнении законодательства, регламентирующего заготовку и экспорт леса. Не секрет, что проблема нелегального вывоза древесины из края в последнее время приобрела особую остроту. За полтора года государственная лесная служба главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды по краю выявила 559 случаев незаконной рубки леса, общий ущерб оценен в 134 миллиона рублей. А сколько нарушений не выявлено! Прокурор края В. Я. Гринь обратил внимание на отсутствие должного контроля со стороны служб лесного хозяйства и компетентных органов за возмещение ущерба, причиненного незаконными рубками леса. Деятельность Красноярской таможни признана малоэффективной – иностранцы вывозят за границу наш лес в больших объемах и без возврата его стоимости. Создаются фиктивные фирмы, которые используют заранее продуманные схемы ухода от уплаты налогов при заготовке и экспорте леса, пытаются незаконно возместить из бюджета НДС по продукции, легальность приобретения которой либо не подтверждена, либо «подтверждена» фальсифицированными документами. Координационный совет отметил, что контрольные мероприятия в этой сфере приводятся эпизодически и не носят системного характера. Обнадеживает, что по инициативе краевой прокуратуры Ген прокуратурой и Верховным судом определена единая судебная практика по уголовным делам данной категории. На совещании приняты решения о создании ведомственной рабочей группы под руководством зам прокурора края, о формировании единой информационной базы данных по вырубке и отпуску древесины. Для краевой администрации подготовлены конкретные предложения по предупреждению нарушений законодательства в лесной отрасли и повышению эффективности совместных действий контролирующих и правоохранительных органов. Заключение и выводы В своей работе я коснулась только малой части экологических преступлений в лесном хозяйстве, а именно незаконной порубки леса. Когда мы заводим разговор о судьбах российского леса, то почему-то крайне редко упоминаем о роли обычных, несвязанных профессионально с лесом граждан. Наверное, потому, что роль эта, увы, в большинстве своем потребительская. Почему наш лес воруют? Каковы причины этого безобразия? Их много. Ну, к примеру: нищета населения, безработица, отобранное у лесной охраны право на реальное использование огнестрельного оружия, высокий уровень коррумпированности работников государственных структур, имеющее место изъятие государством у лесхозов 100 % выручки от аукционных продаж леса на корню. А также отрицательное отношение многих органов власти на местах к лесным аукционам, очевидная заинтересованность своих и иностранных фирм в приобретении более дешевой, украденной у государства древесины, наличие у воров высокопроизводительных лесосечных машин. И так далее. И тому подобное. Названные причины воровства леса реальны. В своей совокупности, они являют собой сложный конгломерат причинно-следственных связей. По моему мнению, чтобы распутать этот клубок, необходимо найти главную причину и уж затем браться за остальные. Итак. В заключение приходится с огорчением констатировать, что корни массового воровства леса нужно искать в низком качестве законов, принятых Государственной Думой. Несовершенство имеющих отношение к лесу законов таит в себе опасность не только для лесного сектора экономики, но и для страны в целом. В связи с вышеупомянутыми проблемами, в данный момент должны быть приняты самые радикальные меры по сохранению лесов. И эти проблемы должны решаться как на государственном уровне, так и каждым рядовым человеком, который должен выработать свое отношение к лесу, к его сохранности. · В первую очередь необходимо пересечение незаконной порубки леса, привлечение нарушителей к уголовной ответственности. · Во-вторых, рациональное распределение квот на вырубку лесов в зависимости от их объемов на территориях и ценности пород. · В-третьих, разработки и принятие сводов законов по сохранности лесов. Только при комплексном подходе к проблемам по уходу, сохранности, лесоразработкам за лесными массивами всех лесных ведомств, ответственных работников на местах, а также воспитание у подрастающего поколения бережного отношения к лесу, можно добиться сохранения главного богатства нашей России – лесов. БЕРЕГИТЕ ЗЕМЛЮ Берегите Землю. Берегите Жаворонка в голубом зените, Бабочку на листьях повилики, На тропинке солнечные блики… Ястреба, парящего над полем, Ясный месяц над речным покоем, Ласточку, мелькающую в жите. Берегите Землю. Берегите, Чудо песен городов и весей, Мрак глубин и волю поднебесий… Нежности беспомощное пенье И любви железное терпенье. Берегите молодые всходы На зеленом празднике Природы. Небо в звездах, Океан и Сушу Но в бессмертие верящую душу, Всех судеб связующие нити. Берегите Землю. Берегите Времени крутые повороты, Радость Вдохновенья и Работы, Древнего родства живые свойства. Откровения Земли и Неба, Сладость Жизни, Молока и Хлеба, Берегите Доброту и Жалость, Чтоб она за слабого сражалась, Берегите будущего ради Это слово из моей тетради. Все дарю! Все доброе приемлю, Только берегите Землю! Михаил Дудин Используемая литература 1. В.А. Вронский. Экология. Словарь – справочник. Ростов–на - Дону, 2002г. 572 стр. 2. Экологическое законодательство. М., 1998 г. 253 стр. 3. Статьи из периодической печати. |