Доклад: Символы Буддизма
Название: Символы Буддизма Раздел: Рефераты по религии и мифологии Тип: доклад |
Сергей Грачёв Описание основных символов древнейшей мировой религии со ссылками на литературу и рисунки. Двумя главными символами Буддизма служат изображения самого Будды, сидящего в позе «Лотоса», и Дхамма чакра(колесо закона).Другими распространенными в буддизме символами являются Буддийский флаг, Бхвачакра(Колесо жизни) и оранжевый цвет. Дхаммачакра(колесо закона) Это колесо с восемью спицами символизирует суть буддийского учения - следование восьми «благородным принципам»: правильная вера, правильные ценности, правильная речь, правильное поведение, правильное достижение средств к жизни, правильные стремления, правильное оценка своих действий и восприятие мира органами чувств, а также правильная концентрация(медитация).»(1)Центр колеса, ступица, символизирует светящуюся точку сознания, излучающую душевные свойства».(2) Вероятно это более древний символ буддизма, чем изображение Будды, так как сам Гаутама был против поклонения образам.(3) Изображение Будды По причине указанной выше, антропоморфных изображений Будды в тхераваде изначально не существовало. Образы Будды и буддийских божеств были введены лишь с развитием и распространением учения Махаяны, а позднее приобрели большую популярность в ваджраяне. То есть в этих двух школах Будда почитается как один из богов. В тхераваде, на сегодняшний день, изображения и статуи Будды признаются и используются, но они имеют иное семантическое значение. Буддисты тхеравады почитают их как «образ величайшего и мудрейшего, как самого великодушного, сострадательного и святого человека в истории»(4) Буддийский флаг Принят Мировым сообществом буддистов(принят в 1950 году при основании всемирного братства буддистов(5) и широко используемым во время буддистских праздников и в зданиях буддийского культа, является флаг разработанный на Цейлоне* в 1885 году Дж.Р. де Сильва и полковником Олкоттом, основателем и президентом Теософского общества. Изображение на флаге представляет собой ряд вертикальных линий красного, синего, желтого, белого и оранжевого цветов, с теми же цветами, повторяемыми более бледным тоном в горизонтальном направлении. Впервые флаг был предложен в 1888 году. Цвета флага, как утверждается, показывают цвета ауры Будды» (6) (*с 22 мая 1972г. остров Цейлон носит название «Республика Шри-Ланка»(7)) Бхавачакра(Колесо жизни) Колесо жизни. Называется также колесом трансмиграции. Эта форма представления весьма распространена и объясняет буддийскую концепцию жизни, смерти и рождения. Колесо, которое символизирует неустойчивость и непостоянство, держит в когтях демоническое существо. Изображение в ступице колеса символизирует вожделение, гнев, невежество и тайные грехи. В сегментах колеса показаны различные миры перерождений(«локо»-мир богов, мир людей, мир титанов, мир преисподней, мир привидений, мир животных(8)). На ободе показаны двенадцать сцен, представляющих собой различные стадии, которые проходит человек в течении жизни. Изображения колеса жизни часто помещают у входов в монастыри. Это символ не только мистерии зла и невзгод в жизни, но и знак учения Будды. Это нескончаемая череда воплощений, состоящая символически из трех животных- свиньи, красной птицы, и зеленой змеи, расположенных друг за другом, каждое из которых заглатывает хвост впереди стоящего животного. Они олицетворяют грехи: Упрямство, невежество и злое желание. Колесо Жизни разделено на двенадцать символических образов, каждый из которых рассказывает о какой-либо стороне мирских чувств.(9) Оранжевый цвет Официальным цветом буддизма является оранжевый (В основном в Тибете, Монголии и Индокитае)»(10). В одеяния этого цвета традиционно облачаются ламы (священники) школ ваджраяны. Будда в традиции ваджраяны также обычно изображается облаченным в оранжевые одеяния Примечание В буддизме существуют и другие символы, в том числе и изображения богов, богинь и ряда других категорий мифологических существ в пантеонах буддизма Махаяны и Ваджраяны. (подробнее о них см.- 11 и 12) Буддийская пирамида Уникальным памятником буддийской культуры является пирамида в Боробудуре, на острове Ява. Вероятно это наиболее богато декорированная пирамида из известных в мире. Комплекс представляет собой ступенчатую семиярусную пирамиду, 4 первых террасы которой в плане представляют квадрат, а 3 верхних круг. Стены всех террас облицованы плитами покрытыми рельефами. На рельефах во всей полноте представлено учение Будды, от самых простых правил(на нижней террасе) до вершин буддийской философии (на самых верхних ярусах пирамиды).Резные панно перемеживаются сотнями статуй Будды. Пирамиду венчает огромная ступа, каменное сооружение в форме перевернутого колокола. Семь террас пирамиды символизируют 7* уровней духовного развития, и только тот, кто достиг высшего уровня, достоин любоваться изображениями на верхней террасе. В целом пирамида может рассматриваться как гигантское руководство по духовному самосовершенствованию. (*В буддизме существует 10 уровней духовного развития, однако на 8-ом уровне, называемом «Ачала»(удаление) практикующий обретает,«маномайякая»(трансцендентное тело) и последующий уровни достигаются за пределами земной физической реальности. На этом уровне практикующий получает возможность путешествовать из одной земли Будд в другую.) Список литературы 1.Фоли. Д.Энциклопедия знаков и символов.М.1996.с.177 2.Жюльен Надя.Словарь символов.Челябинск.2000(?).с.188 3.Царева Г.И.(составитель).Символы Буддизма, Индуизма, Тантризма.М.1999.с.20 4.Шри Дхамананда.Аджан Ча.Во что верят буддисты.Сокровище Дхаммы.М.2004.с 224 5. http://www.dhamma.ru/lib/history.htm Буллит Д.Буддизм Тхеравады.Хронологическая история 6.Джон Фоли. Энциклопедия знаков и символов.М.1996.с.177 7.Родин И.О.Пименова Т.М.(авт.-сост.).Все страны мира.М.2001.с.324 8.Жюльен Надя.Словарь символов.Челябинск.2000(?).с.187 9.Царева Г.И.(составитель).Символы Буддизма, Индуизма, Тантризма.М.1999.с.188. 10.Похлебкин В.В.Словарь международной символики и эмблематики.М.2001.с.399 11. Царева Г.И.(составитель).Символы Буддизма, Индуизма, Тантризма.М.1999. 12.http://probud.narod.ru |