Отчет по практике: Анализ хозяйственной деятельности предприятия СПФ "Туча" РУП "Кристалл"
Название: Анализ хозяйственной деятельности предприятия СПФ "Туча" РУП "Кристалл" Раздел: Рефераты по экономике Тип: отчет по практике | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
СОДЕРЖАНИЕ 1. Краткая технико-экономическая характеристика предприятия СПФ «Туча» РУП «Кристалл» 2. Анализ хозяйственной деятельности 2.1 Анализ производства продукции основных отраслей 2.2 Анализ обеспеченности организации основными фондами и эффективности их использования 2.3 Анализ обеспеченности организации трудовыми ресурсами и их использования 2.4 Анализ использования фонда заработной платы 2.5 Анализ финансовых результатов деятельности организации 2.6 Анализ финансового состояния организации 3. Организация и проведение ревизионной деятельности и аудита 4. Отчетность предприятия Заключение Список использованных источников Приложения 1. Краткая технико-экономическая характеристика предприятия СПФ «Туча» РУП «Кристалл» Сельскохозяйственный производственный филиал «Туча» РУП «Минск Кристалл» зарегистрирован от 27 августа 2004 года, является правоприемником СПК «Туча». Основные задачи филиала – производственная деятельность, производство сельскохозяйственной продукции с целью обеспечения населения продуктами питания, а также создание условий для экономического развития хозяйства и получение прибыли. Основные направления - производство зерна, мяса и молока. Хозяйство расположено в юго-западной части района, имеет 3208 га, в т.ч. сельскохозяйственных угодий 3026 га, из них пашня - 2285 га, сенокосов 520 га, в том числе выделено для населения 169га, пастбищ - 209 га. В структуре пашни зерновые занимают 52,5% с преобладанием озимых зерновых. Тип почвы в основном супесчаные и песчаные. Балл с/х угодий - 37,6, пашни - 38,3. Наличие техники в хозяйстве составляет: тракторы - всего 26, в т.ч. энергонасыщенные – 4; зерноуборочные комбайны – 5; грузовые автомобили - 15. Кормозаготовительная техника: косилки - 4, кормоуборочный комплекс - 2. Трудовые ресурсы: среднегодовое количество работающих - 195 человек, в т.ч. в отрасли животноводства - 73 человека, механизации - 43 человека, из них трактористы - 20 человек, водители - 12 человек, специалисты и руководители - 17 человек. В 2007 году производство валовой продукции к 2006 году составило 105% при плане 107%. Наблюдается небольшой темп прироста, так как в предыдущих годах наблюдался большой прирост. Так, в 2006 году к 2005 -135%, а в целом, после присоединения к РУП «Минск Кристалл». В 2007 году к 2003 году валовая продукция возросла на 198%. За этот год не выполнен план по валовой продукции за счет отрасли растениеводства, где получен очень низкий урожай кукурузы. В 2006 году получено 279ц/га зеленой массы, а в 2007 году - 196ц/га. В результате недополучено 90 млн.руб. продукции. За период работы 2007г. в хозяйстве получена экономия дизельного топлива - 19 тонн, бензина - 14 тонн. Экономия электроэнергии составила 130 тыс.кВт. Это объясняется частично сухой погодой во время уборки зерновых и картофеля. Меньше электроэнергии потратилось на досушку зерна. Увеличилась средняя заработная плата и составила 462,5 тыс.руб. К уровню 2006 года - на 133,6%, а к уровню 2003 года - в 5,5 раза. Как видно из финансовой деятельности, что собственных средств не хватает, и большую помощь оказывает инвестор. Возросли затраты на производство на 123%, так как возросла заработная плата, а также удорожились статьи ГСМ, удобрения, запасные части, электроэнергия за счет роста цен. В животноводстве увеличилась статья - корма, так как увеличилась стоимость силоса из-за низкой урожайности зеленой массы. Увеличение затрат повлияло на финансовые результаты, и в итоге получено 36 млн.руб. убытка от реализации работ и услуг. Рентабельность от реализации составляет -1,1%, от всей деятельности +2,3%. Зерна получено на 1154 тонн больше к уровню прошлого года, картофеля - на 753 тонны. Молока надоено на 158 тонн больше. Выполнен госзаказ по молоку, мясу, зерну, картофелю. В СПФ «Туча» РУП «Кристалл» задачи и функции финансовой деятельности распределены между экономическим сектором и бухгалтерией. Основные задачи и функции бухгалтерии определены в Положение о бухгалтерии. К основным задачам бухгалтерии относится: - организация учета финансово-хозяйственной деятельности; - осуществление контроля за сохранностью собственности, правильным расходование денежных средств и материальных ценностей. Бухгалтерия выполняет следующие функции: - ведение бухгалтерского учета своего имущества, обязательств и хозяйственных операций на основе натуральных измерителей в денежном выражении путем сплошного, непрерывного, документального и взаимосвязанного их отражения. Формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и финансовых результатах деятельности предприятия, необходимой для оперативного руководства и управления, а также для ее использования инвесторами, поставщиками, покупателями, кредиторами, налоговыми и финансовыми органами, банками и иными заинтересованными организациями и лицами; - обеспечение контроля за наличием и движением имущества, использованием, материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами; - организация учета основных фондов, сырья, материалов, топлива, готовой продукции, МБП, денежных средств и других ценностей, издержек производства и обращения, исполнения смет расходов; - обеспечение документального отражения на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с движением денежных средств, начислением и перечислением налогов в бюджет; - осуществление контроля за своевременным проведением инвентаризации денежных средств, товарно-материальных ценностей и расчетов; - составление бухгалтерской отчетности на основе достоверных первичных документов и соответствующих бухгалтерских записей; - осуществление (совместно с другими отделами) экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия по данным бухгалтерского учета и отчетности с целью выявления внутрихозяйственных резервов, ликвидации потерь и непроизводственных расходов; - обеспечение соблюдения кассовой и расчетной дисциплины, правильное расходование полученных в банках средств по назначению, соблюдение порядка выписки чеков и хранение чековых книжек; Осуществление контроля за: - правильным и своевременных оформлением приема и расходования сырья, материалов, топлива, готовых изделий, товаров и других ценностей, за своевременным предъявлением претензий к поставщикам; - своевременным взысканием дебиторской и погашением кредиторской задолженности; - правильным расходование фонда оплаты труда, исчислением и выдачей всех видов премий, вознаграждений и пособий, а также соблюдением платежной и финансовой дисциплины; - обоснованным и законным списанием с бухгалтерского баланса недостач, потерь, дебиторской задолженности и других средств; - правильным и своевременным проведением и оформлением в установленном порядке переоценке товарно-материальных ценностей. Основные задачи и функции экономического сектора определены в соответствии с Положением об экономическом секторе. Основными задачами экономического сектора являются: - разработка на основе экономических расчетов и обоснований с учетом предложений отделов, перспективных и годовых планов и прогнозов по технико-экономическим, инвестиционным, объемным показателям работы предприятия, труду, расходам эксплуатации; - разработка мероприятий, направленных на повышение экономической эффективности работы предприятия и обеспечению плановых заданий; - планирование и анализ выполнения прибыли по подсобно-вспомогательной деятельности, анализ расхода топливно-энергетических ресурсов и мероприятий по их экономии; Основными функциями экономического сектора являются: - группировка расходов предприятия по статьям затрат в соответствии с Номенклатурой расходов по основной деятельности; - разработка калькуляций себестоимости оказания услуг по подсобно-вспомогательной деятельности; - согласование и регистрация цен на работы и услуги в вышестоящей организации, соблюдение законодательных и нормативных актов, касающихся вопросов ценообразования; - подготовка на утверждение начальником предприятия Прейскурантов цен на постоянно оказываемые на договорной основе услуги и своевременное их доведение причастным отделам; - обеспечение контроля за правильностью наименований профессий и должностей в соответствии с полученной квалификацией и характером выполняемой работы, применением тарифных ставок, окладов, доплат, надбавок, льгот и компенсаций по оплате труда, за установлением разрядов в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником, Единой тарифной сеткой работников Республики Беларусь; - проведение работ по совершенствованию организации нормирования труда, форм и систем заработной платы и премирования, роли материального стимулирования в обеспечении эффективности производства и качества труда; - разработка положений о премировании (за основные результаты производственно-финансовой деятельности, за выполнение особо важных производственных заданий и по специальным системам премирования. Бухгалтерия и экономический сектор взаимосвязаны по работе между собой. Бухгалтерия получает от экономического сектора: утвержденные финансовые планы, положения о премировании рабочих и служащих, первичную документация по начислению заработной платы; штатные расписания, изменения и необходимые расчеты к финансовому плану, плановые и отчетные калькуляции. Экономический сектор получает от бухгалтерии: оборотно-сальдовые ведомости по счетам балансового отчета, другие материалы, необходимые для анализа и планирования, сведения о выплатах фонда заработной платы, расходования поощрительных фондов, сличительные ведомости по результатам инвентаризации, сведения о неплатежеспособности отдельных покупателей, извещения о применении банковских санкций к покупателям и заказчикам. Бухгалтерский учет осуществляется бухгалтерией, являющейся самостоятельным структурным подразделением. Руководство бухгалтерским учетом в организации в соответствии с действующим законодательством осуществляет главный бухгалтер. Главный бухгалтер назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации в соответствии с учредительными документами. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации. Указания и распоряжения главного бухгалтера в пределах его компетенции обязательны для всех структурных подразделений и работников организации. Обязанности между работниками бухгалтерии распределяются согласно распоряжения главного бухгалтера. Главный бухгалтер обеспечивает контроль за движением имущества и обязательств. В компетенцию главного бухгалтера входят: - постановка и ведение бухгалтерского учета в организации; - формирование учетной политики; - составление и своевременное представление полной достоверной бухгалтерской и налоговой отчетности. Утверждена следующая структура бухгалтерии: - Главный бухгалтер; - Заместитель главного бухгалтера; - Бухгалтер-кассир, бухгалтер. На отдельный баланс все виды деятельности предприятия не выделяются. Баланс общий для всех видов деятельности. Согласно учетной политике на предприятии ведется раздельный учет основных средств, используемых и не используемых в коммерческой деятельности. Начисление амортизации объектов основных средств производится линейным способом, в соответствии с Положением о порядке начисления амортизации основных средств. Установлены нормативные сроки службы основных средств в соответствии с временным республиканским классификатором основных средств. Переоценка основных средств проводится в соответствии с «Положением о порядке переоценки основных средств по состоянию на 1 января текущего года». Включение фактических затрат по ремонту основных средств в себестоимость продукции (работ, услуг) осуществляется по мере производства ремонта. Ремонтный фонд на предприятии не создается. Для обновления основных производственных фондов и технического перевооружения производства в соответствии с установленным порядком создан амортизационный фонд воспроизводства основных средств. При недостаточности амортизационного фонда на приобретение основных средств используется балансовая прибыль согласно действующему законодательству Республики Беларусь и другие источники собственных средств. Затраты на производство продукции (работ, услуг) включать в себестоимость продукции (работ, услуг) того отчетного периода, к которому они относятся, независимо от времени оплаты – предварительной или последующей. Учет затрат на производство и калькулирование фактической себестоимости продукции производить простым методом с применением в некоторых случаях нормативного. В производстве затраты подразделять на прямые и косвенные. Прямые затраты учитываются на счете 20 «Основное производство» (затраты непосредственно относимые на определенные виды продукции – сырье, материалы, заработная плата рабочих и др.) Косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием производства, числятся на счетах 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы». Сводный учет затрат (обобщение затрат по калькуляционным статьям и элементам, формирование фактической себестоимости) ведется в целом по предприятию и не разделяется на виды продукции. В соответствии с Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» и другими нормативными актами по бухгалтерскому учету и налогообложению на предприятии принята учетная политика на 2006 год, которая обеспечивает достижение оптимальных конечных результатов финансово-хозяйственной деятельности. В ней определяются основные принципы ведения бухгалтерского учета, способы оценки имущества, организация документооборота, порядок проведения инвентаризаций и т.д. 2. Анализ хозяйственной деятельности 2.1 Анализ производства продукции основных отраслей По данным статистического отчета о состоянии животноводства можно проанализировать производство продукции животноводства предприятия СПФ «Туча» РУП «Кристалл» (Приложение А). Таблица 2.1. Данные о производстве животноводства СПФ «Туча» РУП «Кристалл» 2007 год
2.2 Анализ обеспеченности организации основными фондами и эффективности их использования Используя таблицу 2.2 более детально проанализируем состав и структуру промышленно-производственных фондов СПФ «Туча» РУП «Кристалл», а также происшедшие изменения за год, в связи с тем, что промышленно-производственные фонды оказывают решающее влияние на результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия (ПриложениеБ). Таблица 2.2. Анализ состава и структуры основных средств СПФ «Туча» РУП «Кристалл» за 2007 год
Основные фонды предприятия подразделяются на производственные и непроизводственные. Кроме того, принято выделять активную (рабочие машины и оборудование) и пассивную части фондов, а также отдельные подгруппы в соответствии с их функциональным назначением (здания, сооружения, транспортные средства и т.д.). Как видно из таблицы 2.2, на предприятии увеличился удельный вес машин и оборудования в общей величине основных средств на 7,51% (37,62-30,11), увеличился также удельный вес рабочего скота на 0,43% (7,08-6,65). Удельный вес зданий и сооружений уменьшился на 7,85% (50,36-58,21), других видов основных средств на 0,36% (1,8-2,16). Причем все основные средства участвуют в предпринимательской деятельности. Эффективность использования основных средств в значительной степени зависит от их технического состояния, которое определяется нормативными и фактическими сроками службы, коэффициентами износа, годности, обновления и выбытия. Первоначальная (восстановительная) стоимость и износ основных средств в балансе организации не отражаются. Поэтому при проведении анализа состояния основных средств (см. таблицу 2.3) используются данные справки к разделу 3 «Амортизируемое имущество» приложения к бухгалтерскому балансу. Таблица 2.3. Анализ износа основных средств СПФ «Туча» РУП «Кристалл» в 2007 году
По данным таблицы 2.3 на предприятии изношенность основных средств снизилась с 46% до 38%; годность - соответственно 54% и 62%. Далее изучаются поступление и выбытие основных средств в течение года: Таблица 2.4 Поступление и выбытие основных средств СПФ «Туча» РУП «Кристалл» в 2007 году за 2007 год (млн. руб.)
Из таблицы 2.4 следует, что стоимость основных производственных фондов, поступивших на предприятие в отчетном году, составила 4340 млн. руб. Однако эта сумма характеризует общее поступление основных фондов, включая дооценку, ранее неучтенные, приобретенные за плату, переход из оборотных средств в основные, поступление от других организаций. Таблица 2.5. Анализ поступления и выбытия основных средств СПФ «Туча» РУП «Кристалл» за 2007 год
Как показывают данные таблицы 2.5, на рассматриваемом предприятии коэффициент обновления (по всем основным средствам его величина составила 0,25), существенно превышает коэффициент выбытия (0,046). Таким образом, движение основных средств определяется величиной их обновления, выбытия и прироста в отчетном году. Увеличение стоимости основных средств на СПФ «Туча» РУП «Кристалл» произошло: - в результате их переоценки; - за счет ввода в действие новых объектов; Уменьшение наличия основных средств произошло: - в результате их выбытия вследствие ветхости и износа; - продажи. Обобщающим показателем эффективности использования основных средств является фондоотдача. Он показывает, сколько рублей выработанной в течение отчетного периода продукции приходится на рубль стоимости основных производственных фондов и исчисляется по формуле: f=V/F , (2.1) где f - фондоотдача, руб.; V - объем продукции, тыс. руб.; F - среднегодовая стоимость промышленно-производственных основных средств, тыс. руб. Фондоемкость показывает (Ф/е) ,сколько основных средств используется для производства 1 рубля продукции и определяется по формуле: Ф/е=F/V (2.2) Помимо названных обобщающих показателей эффективность использования основных средств оценивается и фондоотдачей активной части основных средств, которая рассчитывается по формуле: q=V/Fa ,(2.3) где q - фондоотдача активной части основных средств; Fa - среднегодовая стоимость активной части основных средств, млн.руб. Уровень показателей эффективности использования основных средств на СПФ «Туча» РУП «Кристалл» характеризуется данными таблицы 2.6. Таблица 2.6. Показатели эффективности использования основных средств на СПФ «Туча» РУП «Кристалл» за 2007 год
Данные таблицы 2.6 свидетельствуют о том, что фондоотдача промышленно-производственных основных средств по сравнению с планом снизилась на 0,03 руб., активной части основных средств снизилась на также на 0,03 руб. Соответственно, фондоемкость увеличилась на 0,59 рублей. На изменение показателя производства продукции на 1 руб. основных средств оказали влияние следующие факторы: изменение выпуска продукции (ВП) и изменение средней стоимости основных средств (ОСср). 2.3 Анализ обеспеченности организации трудовыми ресурсами и их использования Для анализа использования трудовых ресурсов, а также выявления причин целодневных и внутрисменных простоев сопоставим данные баланса рабочего времени за 2006 и 2007 года, составив таблицу 2.7. Простои могут быть вызваны разными объективными и субъективными обстоятельствами, не предусмотренными предприятием: дополнительными отпусками с разрешения администрации, заболеваниями рабочих с временной потерей нетрудоспособности, прогулами, простоями из-за неисправности оборудования, машин, механизмов, из-за отсутствия работы, сырья, материалов, электроэнергии, топлива и т.д. Каждый вид потерь анализируется подробно, особенно те, которые зависят от предприятия. Уменьшение потерь рабочего времени по причинам, зависящим от трудового коллектива, является резервом увеличения производства продукции, который не требует дополнительных капитальных вложений и позволяет быстро получить отдачу. Таблица 2.7. Анализ использования фонда рабочего времени
На анализируемом предприятии большая часть потерь 13995,2 ч ((477+31,8+636)*7,85+5008,5) вызвана субъективными факторами: дополнительные отпуска с разрешения администрации, прогулы, простои, что можно считать неиспользованными резервами увеличения фонда рабочего времени. Недопущение их равносильно высвобождению 8 работников (13995,2/1749). Далее рассмотрим использование трудовых ресурсов предприятия, для чего составим таблицу 2.8 (Приложение В). Полноту использования трудовых ресурсов можно оценить по количеству отработанных дней и часов одним работником за анализируемый период времени, а также по степени использования фонда рабочего времени. Такой анализ проводится по каждой категории работников по каждому производственному подразделению и в целом по предприятию. Таблица 2.8. Использование трудовых ресурсов предприятия
На предприятии среднесписочная численность ППП увеличилась на 6 человек, число отработанных дней 1 рабочим увеличилось на 29 или 213 часов. Средняя продолжительность рабочего дня снизилась с 7,85 часов до 7,8 часов. Фонд рабочего времени увеличился на 61948 чел. – ч. Сверхурочно отработанное время снизилось на 145 часов и составило 1485 часов. Фонд рабочего времени (T) зависит от численности рабочих (ЧР), количества отработанных дней одним рабочим в среднем за год (Д) и средней продолжительности рабочего дня (П): T = ЧР × Д × П На анализируемом предприятии фонд рабочего времени за 2007 год больше, чем за 2006 год. Влияние факторов на его изменение можно установить способом абсолютных разниц (табл. 2.9). Таблица 2.9. Расчет факторов изменения фонда рабочего времени
Как видно из приведенных данных, имеющиеся трудовые ресурсы предприятие использует достаточно полно. В среднем одним рабочим отработано 285дней вместо 314 в 2007 году. Для оценки уровня производительности труда применяется система обобщающих, частных и вспомогательных показателей. К обобщающим показателям относятся среднегодовая, среднедневная и среднечасовая выработка продукции одним рабочим, а также среднегодовая выработка продукции на одного работающего в стоимостном выражении. Частные показатели – это затраты времени на производство единицы продукции определенного вида (трудоемкость продукции) или выпуск продукции определенного вида в натуральном выражении за один человеко-день или человеко-час. Вспомогательные показатели характеризуют затраты времени на выполнение единицы определенного вида работ или объем выполненных работ за единицу времени. Наиболее обобщающим показателем производительности труда является среднегодовая выработка продукции одним работающим. Величина его зависит не только от выработки рабочих, но и от удельного веса последних в общей численности промышленно-производственного персонала, а также от количества отработанных ими дней и продолжительности рабочего дня. Обязательно анализируется изменение среднечасовой выработки как одного из основных показателей производительности труда и фактора, от которого зависит уровень среднедневной и среднегодовой выработки рабочих. В заключение анализа необходимо разработать конкретные мероприятия по обеспечению роста производительности труда и определить резерв повышения среднечасовой, среднедневной и среднегодовой выработки рабочих. Исходные данные для анализа производительности труда представлены в таблице 2.10. Таблица 2.10. Исходные данные для факторного анализа производительности труда
Объем производства продукции вырос в действующей оценке на 659 млн. руб. Среднегодовая выработка одного рабочего увеличилась на 2,5 млн. руб. и составила 16,4 млн. руб. В системе управления предприятием важное место занимает анализ расходования ФЗП, который позволяет предупредить перерасход фонда и дает исходный материал для разработки планов по заработной плате. Основными задачами анализа фонда заработной платы являются: - изучение состава и динамики ФЗП; - выявление изменения показателей использования ФЗП, происшедших в отчетном периоде; - определение влияния факторов на сумму фонда заработной платы. 2.4 Анализ использования фонда заработной платы При анализе фонда заработной платы целесообразно изучить структуру источников образования фонда заработной платы (таблица 2.11) на основании приложений В, Г. Таблица 2.11. Анализ источников формирования фонда заработной платы
На основе проведенного анализа в таблице 2.11 можно сказать, что фонд заработной платы в СПФ «Туча» РУП «Кристалл» в 2006 году состоит на 71,8% из заработной платы, начислений за выполненную работу и отработанное время, на 18,9% из поощрительных выплат, на 0,7% из выплат компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, на 5,4% за оплату за неотработанное время и на 3,2% из отдельных выплат социального характера. В 2007 году структура фонда заработной платы незначительно изменилась: уровень заработной платы начисленной за выполненную работу увеличился на 2,6. Следует отметить, что в 2007 году снизился уровень выплат поощрительных выплат на 1,2, отдельные выплаты социального характера снизились на 1,2% Заработная, начисленная за выполненную работу и отработанное время в 2006 году состоит на 39,1% из заработной платы по тарифным ставкам и окладам, на 47,6% из заработной платы по сдельным расценкам, на 13,3% из заработной платы работников несписочного состава. В 2007 году уровень заработной платы по тарифным разрядам снизился на 2,5%, однако по сравнению с 2006 годом уровень заработной платы по сдельным расценкам увеличился на 2,7%, уровень заработной платы работников несписочного состава снизился на 0,2%. В 2006 году поощрительные выплаты СПФ «Туча» РУП «Кристалл» состояли на 55,2% из надбавок и доплат за профессиональное мастерство, на 2% из премий и вознаграждений, на 30,3% из единовременных премий и на 12,5% из единовременной материальной помощи. В 2007 году по сравнению с 2006 годом уровень премий и вознаграждений снизился на 0,4%, а уровень надбавок и доплат за профессиональное мастерство снизился на 14,6%. Как известно, эффективная работа предприятия возможна в том случае, если темпы роста производительности труда опережают темпы роста средней заработной платы. Проведем их сравнение (таблица 2.12). Таблица 2.12. Соотношение темпов роста производительности труда и средней заработной платы СПФ «Туча» РУП «Кристалл» в 2006-2007гг.
Как видно из таблицы 2.12, в 2007 году производительность труда возросла на 2,5 млн.руб./чел или составила к 2006 году 118%, а среднегодовая заработная плата возросла на 33,1% или на 1,53 млн.руб. в 2007 году по сравнению с 2006 годом, что является неблагоприятной тенденцией для СПФ «Туча» РУП «Кристалл». 2.5 Анализ финансовых результатов деятельности организации Главным показателем оценки финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятий, как известно, является прибыль. Для анализа финансовых результатов хозяйственной деятельности СПФ «Туча» РУП «Кристалл» составим таблицу 2.13. Таблица 2.13. Информация о режиме работы СПФ «Туча» РУП «Кристалл»
За 2007 год по данным налоговой отчетности предприятием получена выручка от реализации продукции, работ (услуг) и прочих активов в сумме 3377 млн. руб., себестоимость реализованной продукции, работ (услуг) составила 3413 млн. руб., сальдо доходов и расходов от внереализационных операций 114 млн. руб., облагаемая налогом прибыль в размере 81 млн. руб. Прибыль, остающаяся в распоряжении в сумме 81 млн. руб. отнесена на счет 84. На основе анализа данных таблицы 2.13 и Отчета о прибылях и убытках (Приложение Д) можно сделать следующие выводы: выручка от реализации товаров, работ, услуг по сравнению с 2006 г. увеличилась на 556 млн. руб. (3377-2821) или на 19,7%. Произошло увеличение себестоимости производимых товаров на 477 млн. руб. или на 16,2. За 2006 год результат деятельности предприятия убыток (115 млн. руб.), за 2007 год убыток от реализации составил 36 млн. руб., что говорит о положительной динамике в деятельности предприятия. Произошло резкое снижение прибыли от операционных доходов и расходов, данный показатель снизился на 31 млн. руб. Прибыль от внереализационных доходов и расходов напротив снизилась на 16 млн. руб. Прибыль за отчетный период увеличилась на 66 млн. руб. или на 440%. Для оценки эффективности использования капитала рассчитаем коэффициенты рентабельности, которые приведены в таблице 2.14. Таблица 2.14. Сведения о показателях рентабельности за 2006-2007 годы
Анализ данных таблицы 2.14 отражает значительный рост всех показателей рентабельности, что свидетельствует об увеличении прибыли, укреплении финансового благополучия. Так, с каждого рубля средств, вложенных в совокупные активы, организация в 2007 г. получила прибыли на 356,37% (или на 0,77 руб.) больше, чем в 2006 г. Рентабельность собственного капитала является наиболее важным показателем для акционеров компании. Этот коэффициент показывает, что с каждого вложенного рубля собственного капитала организация получила в 2007 г. 1,04 руб. чистой прибыли, что в 4,6 раза больше, чем в 2006 г. 2.6 Анализ финансового состояния организации Анализ финансового состояния позволяет проследить тенденции развития предприятия, дать оценку рациональности и эффективности использования имеющихся финансовых ресурсов, изучить причинно-следственные взаимосвязи между разными показателями производственной, коммерческой и финансовой деятельности. Анализ ликвидности организации начинается с анализа ликвидности баланса, который предполагает сравнение средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения. Для этого актив баланса разделим на 4 группы в зависимости от степени ликвидности: А1 - наиболее ликвидные активы: денежные средства и краткосрочные финансовые вложения; А2 - быстро реализуемые активы: дебиторская задолженность менее 12 месяцев, прочие оборотные активы; А3 - медленно реализуемые активы: дебиторская задолженность более 12 месяцев, запасы и затраты; А4 - трудно реализуемые активы: внеоборотные активы. Пассив баланса сгруппируем по степени срочности оплаты обязательств: П1 - наиболее срочные обязательства: кредиторская задолженность, задолженность перед учредителями и прочие краткосрочные пассивы; П2 - краткосрочные пассивы: краткосрочные кредиты и займы; П3 - долгосрочные пассивы: долгосрочные кредиты и займы; П4 - постоянные пассивы: капитал и резервы (источники собственных средств). Баланс считается ликвидным при следующем соотношении активов и пассивов: А1 < П1, А2 < П2, А3 < П3, А4 < П4 Результаты группировки представлены в таблице 2.15: Таблица 2.15. Группировка активов и пассивов за 2006-2007 годы
На основании данных таблицы наблюдается следующее соотношение групп активов и пассивов: в 2006 г.: А1 < П1, А2 > П2, А3 > П3, А4 > П4; в 2007 г.: А1 < П1, А2 > П2, А3 > П3, А4 > П4. Таким образом, баланс организации в 2006-2007 гг. не являлся абсолютно ликвидным, так как первое неравенство не соблюдалось. Иными словами, организация не обладала достаточными денежными средствами, чтобы покрыть срочные обязательства. Уровень ликвидности организации оценивается с помощью специальных показателей - коэффициентов ликвидности, основанных на сопоставлении оборотных средств и краткосрочных пассивов. Представим сведения о ликвидности и платежеспособности предприятия в таблице 2.16. Таблица 2.16. Сведения о ликвидности и платежеспособности за 2006-2007годы
Данные таблицы 2.16 свидетельствуют о том, что значения всех коэффициентов ликвидности низки. Так, значение коэффициента абсолютной ликвидности указывает на способность организации, не испытывая трудностей, погасить за счет имеющихся денежных средств свою краткосрочную задолженность в 2007 г. на 2,0 %. Коэффициент промежуточной ликвидности снизился на 207,7% и в 2007 г. составил 0,05, что значительно ниже норматива. На данный коэффициент особое внимание обращают владельцы акций, так как он показывает реальную возможность погашения краткосрочных обязательств за счет имеющихся денежных средств и дебиторской задолженности. Коэффициент текущей ликвидности характеризует возможность организации направить свои оборотные активы на погашение долгов и ликвидировать краткосрочную кредиторскую задолженность. Предприятие неликвидно. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами характеризует наличие у организации собственных оборотных средств, необходимых для ее финансовой устойчивости. В данном случае в 2007 г. оборотные активы не покрываются собственными средствами. Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами определяет способность организации рассчитаться по своим финансовым обязательствам после реализации активов. В анализируемой организации данный коэффициент равен 1 в 2007 г. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что организация неплатежеспособна, структура бухгалтерского баланса - неудовлетворительна, а все коэффициенты ликвидности не соответствуют нормативному значению и свидетельствуют о том, что предприятие не покроет все свои текущие обязательства оборотными средствами. 3. Организация и проведение ревизионной деятельности и аудита В современных условиях создания основ рыночного хозяйства особое значение приобретает финансовый контроль. В результате финансового контроля различные уровни управления должны получить информацию о фактическом состоянии бизнеса, финансах организации, выполнении обязательств по налогам, внебюджетным платежам, а так же использовании бюджетных средств. При этом экономические интересы государственных органов управления, налоговых служб, администрации организации, его коллектива, учредителей и акционеров не совпадают. Каждая из сторон «тянет одеяло в свою сторону», т.е. стремится получить максимальную выгоду для себя. Государство заинтересовано в получении максимума налогов и различных сборов для покрытия бюджетных расходов. Хозяйственные субъекты стремятся получить большую массу прибыли, но при этом сократить налоги и различные сборы в бюджет. В ряде случаев это достигается не за счет наращивания объемов производства и улучшения качества продукции, совершенствования технологии и организации производства, а за счет мошенничества, поиска различных разночтений в законодательстве с тем, чтобы вносить в бюджет меньше налогов и сборов. Иногда это достигается путем искажения учетных данных. В то же время интересы в получении информации у разных субъектов совпадают. Банкам и заимодавцам необходима достоверная информация о прибылях и платежеспособности организаций. Их интересует способность организации погасить долги по кредитам и займам, платежи по процентам. Фондовые биржи желают получить максимум дохода от покупки и продажи ценных бумаг. Поэтому они заинтересованы в получении объективной информации о состоянии и перспективах развития финансового положения своих клиентов. То же можно сказать об акционерах. Они озабочены вложенными средствами в организацию и размерами дивидендов. Их интересует реальная информация о развитии организации, ее перспективах, прочности финансового состояния. Таким образом, каждый хозяйствующий субъект, банки и физические лица, находящиеся во взаимоотношед ниях с организациями, заинтересованы в получении достоверной информации об их деятельности. Владелец организации заинтересован в том, чтобы государство и третьи лица, от которых зависит дальнейшее развитие деятельности, были уверены в объективности информаци. Что касается пользователей информации, то они чаще всего не имеют специальных навыков для проверки достоверности информации или времени и материалов для такой проверки. Поэтому инициатива по изысканию таких возможностей в основном проявляется самим владельцем организации. В таких условиях для удовлетворения интересов владельца организации и других пользователей информации о финансовой деятельности организации возникает необходимость прибегать к получению доказательств о достоверности показателей учета, баланса и финансовой отчетности. Такие доказательства могут быть получены при проведении контрольно-ревизионных процедур учреждениями финансового контроля. Тем самым удовлетворяются потребности в объективной информации владельца организации и других заинтересованных сторон. Наличие достоверной информации позволяет повысить эффективность функционирования рынка капитала и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия различных экономических решений. Контроль за состоянием экономики, развитием социально-экономических процессов в обществе является важной сферой деятельности по управлению народным хозяйством. Одним из звеньев системы контроля выступает финансовый контроль. Его назначение заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Роль финансового контроля при переходе к рынку многократно возрастает. Таким образом, финансовый контроль, с одной стороны, является одной из завершающих стадий управления финансами, а с другой, он выступает необходимым условием эффективности управления ими.Сложность понимания финансового контроля обусловлена сложностью самой категории финансов. Так же как финансы являются основой любой сферы общественной деятельности и в то же время отражают их материальную результативность, так и финансовый контроль является как бы лакмусовой бумагой, на которой реально проявляется весь процесс движения финансовых ресурсов, начиная от стадии формирования финансовых ресурсов, необходимых для начала осуществления деятельности в любой сфере, и кончая получением финансовых результатов этой деятельности. Можно сказать, что финансовый контроль - это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации. Для осуществления финансового контроля создаются особые контрольные органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами. Их права, обязанности и ответственность строго регламентированы, в том числе и в законодательном порядке. Финансовый контроль как особая область контроля, связанная с использованием стоимостных категорий, имеет определенную сферу применения и соответствующую целевую направленность. Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств, на всех уровнях и звеньях народного хозяйства. Непосредственным предметом проверок выступают такие финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, налог на добавленную стоимость, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на различные цели и в фонды.Эти показатели имеют синтетический характер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности объединений, предприятий, учреждений, а также механизм финансово-кредитных взаимосвязей.Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки и т.п.). Контролю подлежат не только плохо работающие предприятия и организации, но и имеющие нормальные результаты деятельности. Финансовый контроль включает проверку: соблюдения требований экономических законов, оптимальности пропорций распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и национального дохода; составления и исполнения бюджета (бюджетный контроль); финансового состояния и эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений, а также налоговый контроль; другие направления. Перед финансовым контролем стоят следующие задачи: содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства; обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом; выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности; содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности; обеспечение соблюдения законодательства и нормативных актов, в том числе в области налогообложения предприятий, относящихся к различным организационно-правовым формам; содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе по валютным операциям и др. Финансовый контроль тесно связан с ответственностью предприятий, организаций, учреждений, а также государственных и финансово- банковских структур за выполнение финансовой дисциплины. Эта ответственность может быть выражена как в административных, так и в экономических (материальных) мерах воздействия на нарушителя финансовой дисциплины.Завершающим этапом ревизии является реализация ее материалов. Основными формами такой реализации являются: устранение недостатков по мере их выявления в ходе ревизии; обсуждение результатов ревизии на ревизуемом предприятии (объединении); передача дел в судебно-следственные органы; принятие вышестоящей организацией по результатам ревизии решения в виде письма, распоряжения или приказа. Для управления предприятием и составления отчетности по труду необходим надлежащий организованный учет количественного и качественного состава работающих – численности по профессиям, специальностям, разрядам, полу, возрасту и другим показателям, а также использования рабочего времени каждым работником. Оперативный учет работников возлагается на отдел кадров. Движение личного состава работников анализируемого предприятия оформляется типовыми формами первичных документов: - приказом о приеме на работу по форме № Т-1 или № Т-1 (АСУ); - приказом о переводе на другую работу по форме № Т-5 или № Т-5 (АСУ); - приказом о предоставлении отпуска по форме № Т-6 или запиской о предоставлении отпуска по форме № Т-6 (АСУ); - списком на предоставление отпуска по форме № Т-7; - приказом о прекращении трудового договора по форме № Т-8 или № Т-8 (АСУ) и др. На каждого принятого работника заполняют личную карточку по форме № Т-2 или № Т-2 (АСУ), на руководящих работников и специалистов дополнительно личный листок учета кадров. На научных работников кроме перечисленных документов открывают учетную карточку научного работника по форме № Т-4 или № Т-4 (АСУ). Впервые принятому работнику оформляют трудовую книжку. Трудовые книжки хранятся на предприятии и выдаются на руки работникам в день их увольнения. Каждому принимаемому на предприятие работнику присваивается табельный номер, который указывается в табеле учета рабочего времени и во всех документах по заработной плате. Оперативный учет использования рабочего времени ведут в табеле учета использования рабочего времени и расчета заработной платы по форме № Т-12 или табеле учета использования рабочего времени по форме № Т-13. По каждому работнику в табеле ежедневно отмечают количество фактически отработанных часов, в том числе ночных, сверхурочных, дней простоев, неявок (по причинам), недоработанных часов (по причинам). Табель может заполняться методом сплошной регистрации или же путем фиксации в нем отклонений (неявок, сверхурочных, недоработок и т.п.). При этом рабочие дни в табеле отмечают дробью: в числителе - фактически отработанное количество часов, а в знаменателе - число неотработанных, сверхурочных, ночных часов с указанием буквенного или цифрового кода причины (Н - ночные часы работы, С - сверхурочные часы, ОП - опоздания, УХ - преждевременный уход с работы и т.д.). Целосменные невыходы или потери рабочего времени отмечаются одной буквой: В - выходные и праздничные дни, К - служебные командировки, О - трудовые и дополнительные отпуска, предусмотренные законодательством, Б - временная нетрудоспособность и т.д. Коды использования рабочего времени являются типовыми, они приведены в Инструкции по статистике численности работников и заработной платы. Для оформления аванса в табелях подсчитываются итоги за первую половину месяца и они передаются в бухгалтерию. По истечении месяца табеля закрываются, т.е. в них по каждому работнику (и в целом по табелю) подсчитываются: отработанные дни и часы (в том числе сверхурочные, ночные и др.), дни неявок по причинам, недоработанные часы по причинам и другие показатели. Табель подписывают: лицо, его составившее, и начальник цеха, отдела, участка. После этого его передают в бухгалтерию. По данным табелей работникам начисляют заработную плату, проводят анализ использования рабочего времени на предприятии, составляют установленную отчетность по труду, исчисляют ряд показателей, отражаемых в отчетности по труду. Если по вине нанимателя задерживается выдача трудовой книжки при увольнении работника, ему выплачивается средний заработок за все время вынужденного прогула, а дата увольнения при этом изменяется на дату выдачи трудовой книжки. Выплата всех сумм, причитающихся работнику при увольнении, производится в день увольнения, а если он в этот день не работал — не позднее следующего дня после предъявления им требования о расчете. В случае невыплаты по вине нанимателя причитающихся при увольнении сумм работник имеет право взыскивать с нанимателя средний заработок за каждый день просрочки. Полноту использования трудовых ресурсов можно оценить по количеству отработанных дней и часов одним работником за анализируемый период времени, а также по степени использования фонда рабочего времени. Такой анализ проводится по каждой категории работников, по каждому подразделению и в целом по предприятию. Данные о численности персонала предприятия, отработанном времени, фонде заработной платы и другие приводятся в различных формах месячной и годовой отчетности. В активе баланса по статье «Расчеты по оплате труда» отражается задолженность за работниками (дебетовые сальдо по счету 70), а в пассиве по такой же статье — за предприятием (кредитовое сальдо по счету 70). Для заполнения указанных статей баланса данные берутся из главной книги об остатках задолженности по счету 70, сверенных с итогом раздела «Сводные данные по расчетам с рабочими и служащими списочного и несписочного состава разработочной таблицы формы 5 (или заменяющей ее машинограммы). В месячной отчетности формы 1 — труд «Отчет по труду и движению рабочей силы», составляемой нарастающим итогом с начала года, приводятся данные: в разделе 1 «Численность работников, заработная плата и отработанное время» — среднесписочная численность работников, фонд заработной платы, среднемесячная заработная плата, количество отработанных человеко-часов и некоторые другие (информация в разделе 1 приводится за отчетный и соответствующий период прошлого года); в разделе 2 «Движение рабочей силы» — численность работников на начало и конец отчетного периода, принято на работу (в том числе на дополнительно введенные места), уволено всего (в том числе в связи с сокращением численности персонала, по собственному желанию), численность работников, которые заняты неполное рабочее время (день, неделя) по инициативе администрации, численность работников, которым были предоставлены отпуска без сохранения или с частичным сохранением заработной платы по инициативе администрации и другие; в разделе «Справки» — данные о среднесписочной численности, фонде заработной платы и отработанных человеко-часах работников основной деятельности, в том числе рабочими, служащими (из них — руководителями, специалистами). В годовой форме 1-т «Отчет по труду» приводятся следующие данные: среднесписочная численность работников и их численность на конец года в группировке персонала основной деятельности по его категориям, а занятого в неосновной деятельности — по ее видам; фонд заработной платы всего, в том числе в денежной, натуральной формах в той же группировке, что и численность работников; фонд заработной платы в денежной и натуральной форме по основным его слагаемым (видам оплат), а также выплаты, не входящие в фонд заработной платы (всего, в том числе промышленно-производственный персонал, а из него — рабочие, служащие); использование календарного фонда времени персонала основной деятельности (всего, в том числе рабочих). Для заполнения показателей месячной и годовой отчетности по труду используются различные источники данных. Сведения о среднесписочной численности работников и численности на определенную дату получают на основе оперативного учета численности работников по их категориям, полу, профессиям, структурным подразделениям и другим признакам и исчисления средних показателей по численности списочного и несписочного состава работников. Данные об отработанных человеко-днях и человеко-часах получают обобщением информации табелей (ежемесячно и с начала года). Основной задачей проверки расчетов с рабочими и служащими по оплате труда является проверка соблюдения нормативно-правовых актов при начислении оплаты труда, удержаниях из нее и правильности ведения бухгалтерского учета расчетов по оплате труда. Источниками информации, используемой в процессе контроля, являются аналитические и синтетические данные по счетам 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», первичные документы по учету выработки и начислению оплаты труда, листки о временной нетрудоспособности, расчеты на оплату отпусков и т.д., нормативные документы, регулирующие эти операции. Начинать проверку расчетов с рабочими и служащими по оплате труда следует с установления соответствия показателей аналитического учета по счету 70 с записями в главной книге и бухгалтерском балансе на одну и ту же дату. Для этого необходимо сверить сальдо по счету 70 на первое число в главной книге и в балансе предприятия с итоговыми суммами (к выдаче) расчетно-платежных ведомостей. При выявлении расхождений необходимо установить их причины. Также необходимо сверить данные по счету 76 с данными книги учета депонированной зарплаты. Затем изучаются достоверность первичных документов, правильность их заполнения, их соответствие требованиям нормативных документов по начислению и выплате заработной платы и других видов оплаты труда. При этом особое внимание обращается на проверку табелей учета рабочего времени. При повременной оплате труда проверяются правильность применения тарифных ставок или условий контракта, а при сдельной - выполнение количественных и качественных показателей работы, правильность применения норм и расценок. При проверке первичных документов по учету труда и его оплаты устанавливают наличие подписей должностных лиц, ответственных за учет выполненных работ, правильность заполнения всех реквизитов, нет ли в документах подчисток, исправлений (неоговоренных) и т.д. При проверке табелей учета рабочего времени и нарядов, а также других первичных документов по начислению оплаты труда необходимо выяснить, нет ли случаев включения в них вымышленных (подставных) лиц. Для этого следует проанализировать наряды по датам их выдачи, сопоставить фамилии рабочих в нарядах и табелях учета рабочего времени с данными учета личного состава. Необходимо проверить, нет ли случаев повторного начисления сумм по ранее оплаченным первичным документам, повторения фамилий одних и тех же лиц в нескольких расчетно-платежных ведомостях. Особое внимание следует обратить на наряды, выписанные на лиц, не состоящих в списочном составе предприятия и проработавших непродолжительное время, а также наряды по устранению брака по переделке работ, выполненных с низким качеством. При проверке первичных документов и расчетных ведомостей особое внимание необходимо уделить правильности арифметических подсчетов. Дальнейшими этапами осуществления аудиторской проверки являются: - выборочная проверка правильности начисления оплаты труда; - порядок оформления доплат в связи с отклонением от нормальных условий работы; - документальное оформление и оплата простоя; - документальное оформление брака продукции и его оплаты; - доплата за работу в ночное время; - оплата труда за работу в сверхурочное время; - оплата работы в праздничные дни; - начисление выплат за неотработанное время, предусмотренное действующим законодательством (оплата отпусков, выходных пособий и т.п.); - начисление пособий по временной нетрудоспособности; - проверка правильности удержаний из заработной платы. В соответствии с законодательством из заработной платы могут быть произведены следующие удержания: подоходный налог; отчисления в пенсионный фонд; погашение задолженности по ранее выданным авансам, а также сумм излишне выплаченных ввиду арифметической ошибки; в погашение задолженности по подотчетным суммам; квартплата; за содержание ребенка в детских дошкольных учреждениях; возмещение материального ущерба, причиненным работником предприятию; денежные начеты; за товары, купленные в кредит; за подписку на газеты и журналы; по исполнительным документам; за брак продукции. Другие удержания из заработной платы могут быть произведены лишь с согласия работника. Подоходный налог удерживается в порядке и размерах, установленных законом РБ «О подоходном налоге с физических лиц» с последующими изменениями и дополнениями. Удержания в фонд социальной защиты (пенсионный) производится в размере 1% от заработной платы. Удержание по исполнительным листам производится только при наличии этих листов либо на основании личного заявления работников. Удержание в возмещение материального ущерба, причиненного работником, производится на основании приказа по предприятию (при наличии согласия работника) либо по решению суда. В заключении проверки необходимо установить: - правильность проверки отнесения расходов к фонду оплаты труда; - правильность отнесения отдельных выплат на себестоимость продукции (работ, услуг); - правильность составления бухгалтерских проводок по фонду оплаты труда; - правильность ведения синтетического и аналитического учета, сводных данных и заполнения форм бухгалтерской отчетности по фонду оплаты труда; - соответствие записей аналитического учета по счету 70 «Расчеты по оплате труда» и 76 «Расчеты с дебиторами и кредиторами” в части расчетов по исполнительным листам и депонированной заработной плате, записям в журналах-ордерах №8, 10 (при журнально-ордерной форме учета), главной книге и балансе. Все оформленные табеля и первичные документы по начислению заработной платы, пособий, премий и других доходов к установленному сроку представляются в бухгалтерию, где они проверяются. Проверка состоит в установлении полноты заполнения требующихся реквизитов документов, наличия подписей всех должностных лиц, которым поручено их оформление, правильности применения тарифных ставок, окладов, сдельных расценок, надбавок, доплат и т.п. Неправильно или неполно оформленные документы возвращаются представившим их должностным лицам на исправление или дооформление. Далее проверенные документы обрабатываются на ЭВМ. По завершении записей в лицевые счета бухгалтерия переносит из них данные о начисленной заработной плате (по видам оплат), удержаниях из нее (по видам удержаний) и суммах к выдаче на руки (или долга за работником) в Расчетно-платежные ведомости формы № Т-49. Они составляются по цехам, участкам, отделам, а внутри их — по категориям работающих. Выдача денег по Расчетно-платежным ведомостям осуществляется в трехдневный срок, включая и день получения денег из банка. По истечении трех дней ведомости закрываются: кассир подсчитывает общую сумму, выданную по ведомости, и ставит на ней штамп с реквизитами расходного кассового ордера, а против фамилии работников, не получивших заработную плату, кассир ставит штамп или пишет от руки «Депонировано» и составляет реестр невыданной заработной платы формы № 11. Депонированная заработная плата сдается в банк в день закрытия ведомости. Она выдается работникам в сроки, установленные администрацией предприятия по согласованию с обслуживающим банком. Аналитический учет депонированной заработной платы ведут в упомянутом выше реестре или в книге учета депонированной заработной платы, открываемой на год. Некоторые предприятия на каждого депонента открывают отдельную карточку. На основании лицевых счетов заполняются также расчетные книжки или оформляются расчетные листки, которые выдаются на руки работникам с тем, чтобы они могли проверить данные о начислении заработной платы и удержаниях из нее. С общей суммы начисленной за месяц заработной платы, пособий, дивидендов и других доходов работника производятся удержания подоходного налога, обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения, взысканий по решению судебных органов, задолженности нанимателю, по письменным поручениям самого работника и некоторые другие. Размер подоходного налога, виды доходов работника, не облагаемые им, а также льготы по нему установлены Законом «О подоходном налоге с граждан». Размер обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения, удерживаемых из заработка работника, ежегодно устанавливается оставлено право заключения и прекращения трудового договора с работниками, а также работающие граждане. Отчисления в Фонд социальной защиты населения производятся предприятиями по установленным тарифам взносов (35 %) на эти цели в процентах к сумме всех видов выплат в денежном и (или) натуральном выражении, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования (кроме предусмотренных Перечнем видов выплат, на которые не начисляются взносы по соцстраху в Фонд социальной защиты населения за счет себестоимости продукции (работ, услуг). Для обобщения информации о расчетах по отчислениям на государственное социальное страхование, пенсионное обеспечение и медицинское страхование персонала предприятия предназначен синтетический счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». На суммы произведенных отчислений на социальное страхование и обеспечение работников, а также медицинское страхование счет 69 кредитуется, а на суммы, перечисленные и выплачиваемые за счет указанного фонда, — дебетуется. При полной журнально-ордерной форме учет по данному счету ведется в журналах-ордерах 10, 10/1. При отчислении в Фонд социальной защиты населения за счет издержек производства в учете составляются проводки: Д-т сч. 20 «Основное производство» — на заработную плату рабочих; Д-т сч. 23 «Вспомогательные производства» — на заработную плату работников; Д-т сч. 25 «Общепроизводственные расходы» — на заработную плату рабочих, обслуживающих оборудование, и работников общецехового назначения; Д-т сч. 26 «Общехозяйственные расходы» — на заработную плату управления; К-т сч. 69 «Расчеты, по социальному страхованию и обеспечению». При отчислении в Фонд социальной защиты населения за счет граждан (1 %) в учете делаются проводки: Д-т сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», К-т сч. 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». Часть средств, отчисляемых в Фонд социальной защиты населения, используется самими предприятиями для выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, в связи с рождением ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, на погребение, оплату одного свободного от работы дня, предоставляемого ежемесячно матери, воспитывающей ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, и других выплат, предусмотренных законодательством о государственном социальном страховании. На указанные суммы в учете составляются проводки: Д-т сч. 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», К-т сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Кредитовый остаток по счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» показывает задолженность предприятия перед Фондом социальной защиты населения, которая погашается путем перечисления средств указанному фонду: Д-т сч. 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», В-5 К-т сч. 51 «Расчетный счет». В соответствии с Указом Президента РБ от 5.06.2000 г, № 318 за нарушение сроков регистрации в качестве плательщика в органах Фонда, сокрытия, занижения суммы выплат, а также за несвоевременное представление в органы Фонда отчетности и в банк (органы казначейства) платежного поручения на перечисление платежей в Фонд предусмотрены соответствующие санкции. 4. Отчетность предприятия Бухгалтерская отчетность организации СПФ «Туча» РУП «Кристалл» состоит из: бухгалтерского баланса (типовая форма № 1); отчета о прибылях и убытках (типовая форма № 2); приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках (отчета о движении источников собственных средств (форма № 3); отчета о движении денежных средств (форма № 4); приложения к бухгалтерскому балансу форма № 5); отчета о целевом использовании полученных средств) (Приложение Д). При составлении бухгалтерской отчетности в организации СПФ «Туча» РУП «Кристалл» руководствуются Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» от 25.06.2001г. с изменениями и дополнениями, внесенными Законом № 278-3 от 17.05.04г. и письмами Министерства финансов Республики Беларусь о составлении годовой и квартальной отчетности. Баланс предприятия, как основная форма отчетности, представляется на бланках типовой формы № 1, ежегодно утверждаемых Министерством финансов Республики Беларусь. В бухгалтерском балансе отражаются имущество предприятия, капитал и обязательства в денежном выражении на определенную дату. Он состоит из двух частей: актива и пассива, В активе отражается имущество организации (хозяйственные средства по их видам), а и пассиве – капитал и обязательства (источники формирования хозяйственных средств). Отчет о прибылях и убытках, как это следует из названия самой формы, содержит все основные слагаемые конечного экономического показателя деятельности предприятия - прибылей или убытков. Сам показатель — это конечное сальдо счета 99 «Прибыли и убытки». Там же дополнительно оказывается сумма уже использованной прибыли в отчете отчетного года и ее неиспользованный (нераспределенный) остаток. Поскольку основная сумма прибыли, как правило, получается от реализации продукции, основных средств и прочих активов, то основные слагаемые этой части отчета о финансовых результатах заполняют дебетовыми и кредитовыми оборотами счета 90 «Реализация продукции (работ, услуг)» и финансовыми результатами от прочей реализации счета 91 «Операционные доходы и расходы») которые отражаются в форме как прочие операционные доходы и расходы. Значительное влияние на финансовые результаты могут оказывать и внереализационные доходы и расходы (прибыли и убытки), которые в течение года получают отражение непосредственно по кредиту или дебету счета 92 «Внереализационные доходы и расходы», минуя счета реализации. Все эти и другие показатели приводятся в начальной части формы и образуют итоговый показатель «Прибыль (убыток) отчетного периода». Прибыль отчетного года используется в течение года на уплату налогов в бюджет и на собственные нужды предприятия, на благотворительные и другие цели. Эти показатели приводят в форме на основе дебетовых оборотов счета 99 «Прибыли и убытки». Конечное сальдо нераспределенной прибыли со счета 99 «Прибыли и убытки» списывается на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и показывается в форме № 2 в виде заключительного показателя «Нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода». Убытки в отчетности отражаются со знаком минус. Отчет о движении фондов и других средств (форма № 3) содержит информацию о величине начальных и конечных остатков, увеличении или уменьшении (движении) всех составных частей собственного капитала предприятия за отчетный период. Показатели для заполнения этой формы берут в готовом виде на соответствующих счетах (субсчетах: или аналитических счетах): 80 «Уставный фонд»; 82 «Резервный фонд»; 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»; 83 «Добавочный фонд» и др. Справочно в форме приводятся расчетный показатель «Чистые активы». Отчет о движении денежных средств (форма № 4) содержит показатели об остатках денежных средств на начало и конец отчетного периода, их поступлений из различных источников (выручка от реализации товаров, основных средств и иного имущества; авансы, полученные от покупателей; бюджетные ассигнования; кредиты и займы; дивиденды, проценты и прочие поступления) и расход по определенным направлениям (оплата поставщикам товаров, работ и услуг; оплата труда; погашение задолженности бюджету по налогам, органам социального страхования; на выдачу подотчетных сумм, перечисление авансов; выплата дивидендов, процентов; финансовые вложения и другие цели). Справочно приводятся некоторые показатели по движению наличных денежных средств. Данные для заполнения формы получают на основе показателей счетов для учета денежных средств 50 «Касса», 51 «Расчетный счет», 52 «Валютный счет», 55 «Специальные счета в банках». Отдельные показатели о движении (поступлении и расходе) денежных средств формируют на основе бухгалтерских проводок в разрезе корреспондирующих счетов при их поступлении. Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5) является информационно наиболее насыщенной формой годового отчета. Она состоит из десяти относительно самостоятельных разделов и ряда справок: «Движение заемных средств»; «Дебиторская и кредиторская задолженность»; «Амортизируемое имущество»; «Движение средств финансирования долгосрочных инвестиций». Форма № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу», как и предыдущие, заполняется в основном показателями соответствующих синтетических счетов, субсчетов и аналитических счетов (сальдо начальное и конечное, дебетовые и кредитовые обороты). Однако получение информации для заполнения некоторых разделов и отдельных показателей требуют значительной дополнительной группировки и счетной работы, В частности, дебиторская и кредиторская задолженность должны группироваться на краткосрочную (срок погашения до 12 месяцев) и долгосрочную (в том числе и просроченную), из перечня дебиторов необходимо выбрать десять, имеющих наибольшую задолженность. Основные средства необходимо привести в группировке по видам (здания, сооружения, передаточные устройства, машины и оборудование и т.д.), а также на производственные и непроизводственные, из них передано в аренду, в том числе здания, сооружения и т.н. Основное назначение пояснительной записки (Приложение 8) к годовой бухгалтерской отчетности - дополнить содержание приведенных в ней форм с целью получения более полной информации о финансовом положении организации и ее месте на рынке продукции, товаров, работ и услуг. Перед составлением бухгалтерской отчетности на предприятии производится заключительный цикл учетных работ: данные первичных документов переносятся в машинограммы по соответствующим счетам; данные машинограмм взаимно сверяются (так» суммы, поступившие в кассу с расчетного счета и записанные в машинограмме по счету 51, сверяются с машинограммой по счету 50, а суммы, внесенные из кассы на расчетный счет и записанные в машинограмме по счету 50, - с записями в машинограмме по счету 51); на суммы, проведенные по кредиту разных счетов в дебет счетов, которые требуют аналитического учета, составляются листки-расшифровки; итоговые данные машинограмм переносятся в Главную книгу; подсчитываются итоги оборотов по дебету счетов Главной книги и определяются остатки по всем синтетическим счетам; сверяются обороты и остатки по счетам аналитического учета с оборотами и остатками по счетам Главной книги; остатки по счетам бухгалтерского учета сверяются с данными инвентаризации денежных средств и материальных ценностей; делается взаимная сверка расчетов с дебиторами и кредиторами; остатки средств на счетах в банке переносят в баланс в суммах, соответствующих выпискам банка. Перед составлении годовой бухгалтерской отчетности СПФ «Туча» РУП «Кристалл» проводится обязательная инвентаризация имущества. Значение инвентаризации не сводится только к уточнению учетных данных. Она играет большую роль в контроле за использованием средств по хозяйственным подразделениям, в проверке технического состояния, а также правил содержания и условий эксплуатации. Кроме того, при инвентаризации определяют остатки избыточных и не использованных в хозяйственной деятельности средств, наличие недействующих объектов. Порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств предприятий и оформления ее результатов регламентирован Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Министерством финансов Республики Беларусь 05.12.95г. №54 (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации 26.12.95 г., № 1214/12). Балансовые статьи заполняют по данным синтетических счетов Главной книги, субсчетов в учетных регистрах, аналитического учета в машинограммах. Из Главной книги (машинограммы) заполняются статьи: «Основные средства», «Материалы», «Касса», «Расчетный счет», «Уставный капитал», «Прибыль», «Убытки» и др. Сальдо по счетам, связанным с расчетами (счета № 68, 69, 70, 71, 75, 76), показываются в балансе развернуто на основании данных аналитического учета, т.е. дебиторская задолженность - в активе баланса, а кредиторская - в его пассиве. По статьям баланса «Основные средства», «Нематериальные активы», отражается остаточная стоимость данных активов. Кроме того, определяют, насколько согласуются показатели, получившие отражение в балансе и других формах отчетности. Связи между отдельными отчетными формами выражают взаимосвязь данных синтетического и аналитического учета, а также являются следствием двойной записи на счетах. Например, прибыль или убыток в балансе предприятия (ф. 1) соответствует этому показателю в Отчете о прибылях и убытках (ф. 2). Первый раздел приложения к балансу (ф. 3) должен увязываться с балансом (ф. 1). Предприятием СПФ «Туча» РУП «Кристалл» заполняется отчет по труда формы №5-АПК, в котором заполняется численность работников и фонд заработной платы, расшифровывается состав заработной платы работников списочного и несписочного состава. В статистической отчетности Формы №5-з указываются затраты по основному виду деятельности, отдельные показатели в целом по предприятию (недостачи, стоимость реконструкции и модернизации основных средств и т.д.), движение амортизационных фондов, затраты по неосновным видам деятельности, указывается расшифровка затрат (Приложение Е). Предприятие СПФ «Туча» РУП «Кристалл» заполняет статистический отчет о состоянии животноводства Формы №24-сх, отчет о сборе урожая сельскохозяйственных культур формы №29-сх. Основным источником информации для анализа производства продукции растениеводства является отчетность «Производство и себестоимость продукции растениеводства», в которой приводятся данные о размерах посевных площадей по культурам, их урожайности, объеме производства продукции в натуральном выражении и ее себестоимости. ЗАКЛЮЧЕНИЕ К сожалению, до настоящего времени в практической работе нередки случаи, когда организация бухучета, в том числе производственного учета, ориентируется, главным образом, на необходимость представления бухгалтерской отчетности в налоговые органы и соблюдения требований налогового законодательства в части признания тех или иных расходов для исчисления налогооблагаемой прибыли. Однако формирование полной и достоверной информации, необходимой для пользования налоговыми органами, к первоочередным задачам бухгалтерского учета (и составления бухгалтерской отчетности) не относится. Это свидетельствует о недостаточной заинтересованности самих организаций в использовании учетной информации для целей оперативного руководства и управления, и кроме того, зачастую такой повод приводит к нарушению правил и требований, предъявляемых к бухгалтерскому учету и отчетности. Каждое предприятие стремится к получению возможно большего дохода от своей деятельности. Любое предприятие старается не только продать свой товар по выгодной высокой цене, но и сократить свои затраты на производство и реализацию продукции. Если первый источник увеличения доходов предприятия во многом зависит от внешних условий деятельности предприятия, то второй - практически исключительно от самого предприятия, точнее, от степени эффективности организации процесса производства и последующей реализации произведенных товаров. Несомненно, каждый производитель должен стремиться к сокращению издержек производства, снижению себестоимости продукции. При стабильной цене на реализуемую продукцию и прочих равных условиях, сокращение издержек приводит к росту прибыли, приходящейся на единицу продукции. Преддипломная практика в СПФ «Туча» РУП «Кристалл» была пройдена успешно, был проведен анализ показателей деятельности предприятия, изучены особенности ведения бухгалтерского учета и проведения аудита. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Аникеев И.М., Аникеева И.С. Основы финансового аудита. – Мн.: Белмаркет, 1995. – 80 с. 2. Антикризисное управление предприятием / В. П. Ельсуков, В. С. Каменков, Б. И. Конанов, А. И. Мирониченко. – Мн.: Аверсэв, 2003. – 574 с. 3. Балащенко В. Ф. и др. Основы экономики промышленного предприятия. Мн.: Беларуская навука, 2000. – 160 с. 4. Емельянова Т. В. Ценообразование. Учебное пособие. – Мн.: Выш. шк., 2004. – 240 с. 5. Кишкевич А. Д. Налоговое право Республики Беларусь. – Мн.: Тесей, 2002. – 304 с. 6. Ладутько Н. И., Борисевский П. Е., Крупнова А.В., Ладутько Е. Н. Бухгалтерский учет/ под общей редакцией Н. И. Ладутько. – 4-е изд., перераб и доп. - Мн.: ООО «ФУАинформ», 2004. – 742 с. 7. Левкович О. А., Бурцева И. Н., Акулич Ю. И. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – 2- е изд. – Мн.: ЗАО «Техноперспектива», 2003. – 446 с. 8. Левкович О. А., Бурцева И. Н., Акулич Ю. И. Бухгалтерский учет по новому плану счетов: Учебное пособие. – 2- е изд. – Мн.: ООО «Амалфея», 2003. – 640 с. 9. Налоги и налогообложение. Учебник / Н. Е. Заяц, Т. Е. Бондарь, Т. И. Василевская и др.; Под общей радакцией Н. Е. Заяц. – Мн.: Выш. шк., 2004. – 303 с. |