Реферат: О порядке регулирования, формирования и утверждения тарифов на платные медицинские услуги
Название: О порядке регулирования, формирования и утверждения тарифов на платные медицинские услуги Раздел: Рефераты по экономике Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Указом Президента Республики Беларусь от 19.05.1999 № 285 "О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь" (с изм. и доп. по состоянию на 03.10.2006) (далее - Указ № 285) полномочия по регулированию тарифов на платные медицинские услуги возложены на Министерство здравоохранения по согласованию с Министерством экономики Республики Беларусь. В целях установления методов регулирования тарифов на платные медицинские услуги и обеспечения единых подходов к их формированию юридическими лицами всех форм собственности и индивидуальными предпринимателями Министерством здравоохранения Республики Беларусь разработана и по согласованию с Министерством экономики Республики Беларусь постановлением от 22.12.2003 № 51 (с изм. и доп. по состоянию на 15.06.2006) утверждена Инструкция о порядке формирования и применения тарифов на платные медицинские услуги (далее - Инструкция № 51). Инструкция № 51 введена в действие с 1 марта 2004 г. и обязательна к применению юридическими лицами всех форм собственности и индивидуальными предпринимателями. При этом на индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог или применяющих упрощенную систему налогообложения, не распространяются нормы п. 4-7 Инструкции № 51. Руководствуясь Законом Республики Беларусь от 10.05.1999 № 255-З "О ценообразовании" (с изм. и доп. по состоянию на 31.12.2005) (далее - Закон о ценообразовании) и учитывая большое количество субъектов хозяйствования, оказывающих платные медицинские услуги и различный уровень их технической оснащенности, Инструкцией № 51 установлено, что регулирование тарифов путем утверждения их фиксированного уровня осуществляется только на наиболее значимые услуги, оказываемые юридическими лицами государственной формы собственности, а на другие виды платных медицинских услуг, оказываемых юридическими лицами государственной формы собственности, и все виды услуг, оказываемых юридическими лицами негосударственной формы собственности и индивидуальными предпринимателями, - путем установления предельного норматива рентабельности, используемого для определения суммы прибыли, подлежащей включению в тарифы. Перечень услуг, оказываемых государственными организациями здравоохранения, на которые Министерством здравоохранения по согласованию с Министерством экономики устанавливаются фиксированные тарифы, приведен в приложении 9 к Инструкции № 51. В этот Перечень включены: - коррекция зрения с помощью контактных линз; - протезирование глаз, за исключением соответствующих услуг, оказываемых лицам согласно законодательству бесплатно; - все виды профилактических осмотров; - консультации врачей-специалистов, в том числе сотрудников кафедр, при отсутствии медицинских показаний или без направления врача; - стоматологическая помощь, осуществляемая по желанию граждан, в том числе протезирование зубов, за исключением соответствующих услуг, оказываемых лицам согласно законодательству бесплатно в соответствии с государственными минимальными социальными стандартами в области здравоохранения; - диагностические мероприятия (инструментальные, лабораторные), осуществляемые при отсутствии медицинских показаний (по желанию пациента); - иммунизация по желанию пациента против инфекционных болезней, не входящих в календарь профилактических прививок, утверждаемый Министерством здравоохранения; - медицинское освидетельствование граждан для получения разрешения на приобретение, хранение, ношение оружия и боеприпасов; на допуск к управлению транспортными средствами, маломерными судами (за исключением инвалидов ВОВ и приравненных к ним граждан с нарушением опорно-двигательного аппарата, нуждающихся в специальном транспорте); - платные медицинские услуги, оказываемые иностранным гражданам. Тарифы, утвержденные Министерством здравоохранения по согласованию с Министерством экономики на перечисленные выше услуги, подлежат обязательному применению всеми юридическими лицами государственной формы собственности и их структурными подразделениями. Если юридические лица государственной формы собственности осваивают новые виды платных медицинских услуг (по группам услуг, которые включены в приложение 9 к Инструкции № 51), тарифы на которые не предусмотрены соответствующим прейскурантом, утвержденным Министерством здравоохранения по согласованию с Министерством экономики, им необходимо внести в Министерство здравоохранения предложения о дополнении прейскуранта соответствующими видами услуг (работ). При этом в Министерство здравоохранения направляется пакет необходимых документов, который включает: · наименование услуг, которыми предлагается дополнить прейскурант; · технические характеристики услуг; · нормы времени на выполнение услуг; · плановые калькуляции с расшифровкой статей затрат; · проект прейскуранта. Тарифы на новые виды услуг применяются только после их утверждения в установленном порядке. При отсутствии тарифов на отдельные платные медицинские услуги, выполнение которых носит разовый характер, плата за услуги определяется на основе стоимости нормо-часа и времени на их выполнение, согласованного с заказчиком, или на основе разовой калькуляции, согласованной с заказчиком. Как упоминалось выше, тарифы на платные медицинские услуги, оказываемые юридическими лицами государственной формы собственности (за исключением услуг, на которые Министерством здравоохранения утверждаются фиксированные тарифы), и все виды платных медицинских услуг, оказываемых юридическими лицами негосударственной формы собственности и индивидуальными предпринимателями, регулируются предельным нормативом рентабельности. Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27.02.2006 № 9 "О внесении изменений и дополнения в постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 22 декабря 2003 г. № 51" (далее - постановление № 9) предельный норматив рентабельности при формировании тарифов на платные медицинские услуги снижен на 10 процентных пунктов и установлен в размере 20%. Формирование тарифов на платные медицинские услуги осуществляется на основе плановой себестоимости, всех видов установленных налогов и неналоговых платежей в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством, прибыли, с учетом качества услуг и конъюнктуры рынка, а также с учетом особенностей, установленных Инструкцией № 51, о которых будет сказано ниже. Включение затрат в себестоимость платных медицинских услуг производится в соответствии с Основными положениями по составу затрат с учетом отраслевых особенностей состава затрат и других нормативных документов по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг. Тарифы на медицинские услуги определяются на основе экономически обоснованных норм и нормативов материальных и трудовых затрат, утвержденных руководителем организации, если не установлен иной порядок. Тарифы на платные медицинские услуги юридическими лицами всех форм собственности и индивидуальными предпринимателями (за исключением индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог или применяющих упрощенную систему налогообложения) формируются без учета стоимости лекарственных средств, изделий медицинского назначения и других материалов, используемых при оказании услуг. Индивидуальные предприниматели, уплачивающие единый налог или применяющие упрощенную систему налогообложения, устанавливают тарифы на платные медицинские услуги с учетом либо без учета стоимости лекарственных средств, изделий медицинского назначения и других материалов, используемых при оказании услуг. Стоимость лекарственных средств и изделий медицинского назначения, используемых при оказании платных медицинских услуг, дополнительно оплачивается заказчиками (или включается в тарифы на услуги, оказываемые индивидуальными предпринимателями, уплачивающими единый налог или применяющими упрощенную систему налогообложения) по розничным ценам, сформированным в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 11.08.2005 № 366 "О формировании цен на лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медицинскую технику". Стоимость других материалов, используемых при оказании платных медицинских услуг, дополнительно оплачивается заказчиками (или включается в тарифы на услуги, оказываемые индивидуальными предпринимателями, уплачивающими единый налог или применяющими упрощенную систему налогообложения) по ценам их приобретения с добавлением фактических затрат по их приобретению. В затраты на приобретение материалов включаются транспортно-заготовительные расходы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Стоимость материалов импортного производства, закупленных по прямым контрактам с зарубежными поставщиками, используемых при оказании медицинских услуг, определяется в соответствии с частью второй п. 2.13 Положения о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденного постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 22.04.1999 № 43 (с изм. и доп. по состоянию на 08.02.2006) (далее - Положение о порядке формирования цен). Уровень тарифов на каждую платную медицинскую услугу должен подтверждаться экономическими расчетами. Пакет необходимых документов по экономическому обоснованию уровня тарифов включает в себя нормы времени на выполнение услуг, утвержденные в установленном порядке, плановую калькуляцию с расшифровками статей затрат, справку об уровне накладных расходов и технические характеристики услуг, включенных в прейскурант. Приведем пример расчета тарифа на медицинскую услугу (медосмотр врачом-терапевтом), включая разработку и заполнение всех необходимых документов (приложения 1-7 к Инструкции № 51). Цифры в примере условные. Прежде чем начать расчет тарифов на медицинские услуги, необходимо разработать технические характеристики услуг, то есть представить их описание, и утвердить нормы и нормативы материальных и трудовых затрат, если они не утверждены вышестоящей организацией или в ином порядке. Нормы времени на выполнение услуг утверждаются руководителем юридического лица и индивидуальным предпринимателем по следующей форме: Таблица 7
На основе норм времени на проведение медосмотра врачом-терапевтом рассчитывается сумма основной заработной платы, которая включается в калькуляцию для обоснования уровня тарифа на данную услугу. Для этого первоначально определяется заработная плата всех специалистов, непосредственно участвующих в оказании услуги, в расчете на 1 мин исходя из должностного оклада в месяц: Таблица 8
Затем определяется сумма основной заработной платы на оказание услуги с учетом премиальных выплат, которые не могут составлять более 30% (п. 1.5 Декрета Президента Республики Беларусь от 27.03.1997 № 10 "О дополнительных мерах по совершенствованию оплаты труда работников отраслей экономики") (с изм. и доп. по состоянию на 28.11.2003). Таблица 9
Если согласно действующему законодательству медперсоналу установлены надбавки за стаж работы, вредные условия труда и т.п., то они включаются в сумму основной заработной платы. Все расходы субъектов хозяйствования, которые не имеют с оказанием отдельных видов медицинских услуг прямой связи и не могут быть непосредственно отнесены на себестоимость конкретной услуги (заработная плата управленческого персонала, общехозяйственные, расходы на содержание и эксплуатацию оборудования и др.), включаются в себестоимость услуг пропорционально расходам на основную заработную плату. Как правило, указанные расходы объединяются в одну статью "Накладные расходы". Для определения процента накладных расходов необходимо осуществить следующий расчет: Таблица 10
На основании полученных данных составляется плановая калькуляция, и рассчитывается тариф на услугу: Таблица 11
Итак, тариф на услугу по медосмотру врачом терапевтом, рассчитанный на основании приведенных исходных данных, составил 2 680 руб. Необходимо отметить, что статьи затрат, приведенные в калькуляции, могут изменяться в зависимости от вида выполняемых услуг. В том случае, если при оказании медицинских услуг используются лекарственные средства, изделия медицинского назначения или другие материалы, то необходимо утвердить нормы их расхода. На основе утвержденных норм производится расчет стоимости лекарственных средств, изделий медицинского назначения и материалов, дополнительно оплачиваемых заказчиками (или включаемых в тариф на услугу - только индивидуальными предпринимателями, уплачивающими единый налог или применяющими упрощенную систему налогообложения). Для этого заполняются формы, приведенные в приложениях 2, 5 к Инструкции № 51. Расчет стоимости нормо-часа для определения платы за медицинские услуги, которые носят разовый характер, осуществляется аналогично расчету тарифа на платную медицинскую услугу - на основе плановой калькуляции с расшифровкой статей затрат (примерная схема расчета стоимости нормо-часа приведена в приложении 8 к Инструкции № 51). При этом расходы по статье "Основная заработная плата" определяются на основе часовой тарифной ставки исполнителя услуги. Часовая ставка исполнителей (медработников) определяется путем деления месячных тарифных ставок (окладов) на среднемесячное количество рабочих часов, установленное действующими нормативными актами с учетом годового баланса рабочего времени. Если в оказании услуги участвуют несколько медработников, для которых установлен разный уровень должностных окладов, то часовая тарифная ставка для расчета стоимости нормо-часа должна быть определена как средневзвешенная величина с учетом удельного веса работ каждого исполнителя. Так, в вышеприведенном примере в оказании услуги по медосмотру принимают участие врач-терапевт с месячным окладом 380 000 руб. (часовая тарифная ставка - 2 235,3 руб.) и медсестра с месячным окладом 190 000 руб. (часовая тарифная ставка - 1 117,6 руб.). Согласно утвержденным нормам времени на выполнение услуги врач-терапевт выполняет 80% всех операций (работ), необходимых для оказания услуги, а медсестра - 20%. В этом случае средневзвешенная часовая тарифная ставка составляет 2 011,7 руб.: 2 235,3 х 0,8 + 1 117,6 х 0,2 = 1 788,2 + 223,5 = 2 011,7. Учитывая изменения, внесенные в Инструкцию № 51 постановлением № 9 в части снижения предельного норматива рентабельности с 30 до 20% и установления нормы, согласно которой тарифы на платные медицинские услуги формируются без учета стоимости используемых лекарственных средств, изделий медицинского назначения и других материалов (за исключением индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог и применяющих упрощенную систему налогообложения), а также изменение порядка налогообложения оборотов по реализации медицинских услуг в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 31.12.2005 № 654 "Об освобождении от обложения налогом на добавленную стоимость оборотов по реализации медицинских услуг", юридические лица всех форм собственности и индивидуальные предприниматели обязаны пересмотреть тарифы на платные медицинские услуги, которые ими самостоятельно утверждены, сформировать их в соответствии с требованиями действующих правовых актов, утвердить и при необходимости зарегистрировать в установленном порядке. Необходимо обратить внимание на то, что тарифы на платные медицинские услуги утверждаются и регистрируются с учетом НДС. В прейскурантах на медицинские услуги тарифы указываются с НДС. При необходимости в прейскуранте указываются 2 или 3 графы: "Тариф без НДС" и "Тариф с НДС" или "Тариф без НДС", "Сумма НДС", "Тариф с НДС". К утвержденным тарифам на платные медицинские услуги юридические лица и индивидуальные предприниматели имеют право применять скидки и надбавки. Для применения скидок необходимо разработать и приказом руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя утвердить порядок применения скидок, в котором должны быть указаны конкретные размеры скидок и критерии, в зависимости от которых они предоставляются. Предельный уровень надбавок, а также перечень платных медицинских услуг, на которые они могут применяться, устанавливаются Министерством здравоохранения Республики Беларусь. Предельные сроки выполнения платных медицинских услуг утверждаются руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем, если законодательством не предусмотрен иной порядок. При пересмотре тарифов расчеты за ранее принятые заказы при условии их выполнения с соблюдением предельных сроков, утвержденных в установленном порядке, производятся по тарифам, действующим на дату выполнения (изготовления) заказа. Если срок выполнения заказа нарушен по вине юридического лица или индивидуального предпринимателя, то расчеты с заказчиком производятся по тарифам, действующим на дату оформления заказа. Указанный порядок расчетов с заказчиками при условии изменения тарифов в течение предельных сроков выполнения заказов должен быть оговорен в договоре. Формирование тарифов на платные медицинские услуги, оказываемые иностранным гражданам, также осуществляется в соответствии с Инструкцией № 51, но без ограничения уровня рентабельности, если иное не предусмотрено законодательными актами и международными договорами. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 21.02.2006 № 110 "О внесении дополнений и изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 19 мая 1999 г. № 285" и постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.05.2006 № 631 "О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18 июня 1999 г. № 944" с 25 июня 2006 г. регистрацию тарифов на платные медицинские услуги, оказываемые юридическими лицами всех форм собственности (включая коммерческие организации с иностранными инвестициями) и индивидуальными предпринимателями, в том числе индивидуальными предпринимателями, уплачивающими единый налог или применяющими упрощенную систему налогообложения, осуществляет Министерство здравоохранения. Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 15.06.2006 № 45 "О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 22 декабря 2003 г. № 51" определен порядок регистрации тарифов на платные медицинские услуги, согласно которому в Министерстве здравоохранения Республики Беларусь подлежат регистрации тарифы на платные медицинские услуги, оказываемые юридическими лицами всех форм собственности, включая коммерческие организации с иностранными инвестициями, и индивидуальными предпринимателями, в том числе индивидуальными предпринимателями, уплачивающими единый налог или применяющими упрощенную систему налогообложения, при их экономически обоснованном повышении выше предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов), установленных Советом Министров Республики Беларусь, и на новые виды платных медицинских услуг. Тарифы на разовые платные медицинские услуги и тарифы на услуги, оказываемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, при их экономически обоснованном повышении в пределах индексов изменения отпускных цен (тарифов), установленных Советом Министров Республики Беларусь, регистрации не подлежат. Согласно совместному разъяснению Министерства здравоохранения и Министерства экономики Республики Беларусь от 10.07.2006 № 12-06-70/6248 и № 03-3-11/2357 в целях усиления контроля над вопросами ценообразования в подведомственных организациях предложения о регистрации тарифов на платные медицинские услуги в Министерство здравоохранения вносятся республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, управлениями здравоохранения (охраны здоровья) облисполкомов и комитетом по здравоохранению Минского горисполкома, обществами и союзами - по предложениям подведомственных им организаций. Юридические лица, не имеющие ведомственной подчиненности, и индивидуальные предприниматели предложения о регистрации тарифов на платные услуги вносят в Министерство здравоохранения самостоятельно. Для регистрации тарифов на платные медицинские услуги юридические лица всех форм собственности, включая коммерческие организации с иностранными инвестициями, и индивидуальные предприниматели (за исключением индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог или применяющих упрощенную систему налогообложения) представляют следующие документы: · справку-обоснование, в которой указывается необходимость регистрации тарифов; · уведомление об уровне сформированных тарифов; · плановые калькуляции с расшифровкой статей затрат; · нормы времени на оказание услуг; · технические характеристики услуг; · справку об уровне накладных расходов. Индивидуальные предприниматели, уплачивающие единый налог или применяющие упрощенную систему налогообложения, представляют: · справку-обоснование, в которой указывается необходимость регистрации тарифов; · уведомление об уровне сформированных тарифов; · нормы времени на оказание услуг; · нормы расхода основных и вспомогательных материалов; · технические характеристики услуг. При этом уведомление об уровне тарифов на новые виды платных медицинских услуг заполняется по форме согласно приложению 1, при повышении тарифов выше предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов), установленных Советом Министров Республики Беларусь, - по форме согласно приложению 2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут применять тарифы только после их регистрации в Министерстве здравоохранения Республики Беларусь. Регистрация тарифов на платные медицинские услуги оформляется путем проставления на уведомлении разрешительной записи "Применять тарифы разрешено". В случаях формирования тарифов с нарушением требований, установленных Инструкцией № 51, Министерство здравоохранения вправе отказать субъектам хозяйствования в выдаче разрешения на применение нового уровня тарифов. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Конституция Республики Беларусь 1994 года. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г.) Минск «Беларусь» 2004г.2. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 19 ноября 1998г.: с комментариями к разделам / Коммент. В. Ф. Чигира // Мн.: Амалфея, 1999.3. Веремейко Юрий, Косов Андрей, Фадеева Елена. Комментарий к Налоговому кодексу Республики Беларусь (Общая часть), Издательство: Тесей. Минск. 2007г.4. Кишкевич А.Д., Пилипенко А.А.: Налоговое право Республики Беларусь. Издательство: Тесей. Минск. 2002. 304с.5. Л.А. Ханкевич «Финансовое право Республики Беларусь». Учебное пособие / Мн. Издательство «Амалфея» 2002г.6. Маньковский И.А. Налоговое право Республики Беларусь. Общие положения: Практическое пособие. – Мн.: «Молодежное научное общество», 2000. 160с.7. Финансовое право. Учебник / Под ред. проф. О.Н. Горбуновой Издательство «Юристъ» М., 2003.8. Ханкевич ЛА. Налоги и налоговое право Республики Беларусь. Мн., 1999. |