Курсовая работа: Особенности хозяйственной этики в России
Название: Особенности хозяйственной этики в России Раздел: Рефераты по экономике Тип: курсовая работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ) ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ Кафедра Экономики предприятия и организации производств Курсовая работа По курсу: Институциональная экономика. По теме: Особенности хозяйственной этики в России. Руководитель: Шувалова Д.Г Выполнено студенткой 3 курса: Ширшиковой И.О группы ФП - 11 -06 Москва 2008 Исходные данные В данной работе я изучу свою пирамиду потребностей Маслоу, составленную на один месяц. Теоретический вопрос – Особенности хозяйственной этики в России. Институциональный анализ. Краткое содержание работы: Изучение собственной пирамиды потребностей. Введение В данной работе, в практической части, я буду рассматривать свои потребности и затраты, которые я осуществляю, на удовлетворение этих потребностей. Целью данной работы я считаю определение своих затрат и методы их уменьшения. Проведение данной работы поможет понять, чем я руководствуюсь, при осуществлении покупок, собственными предпочтениями, поддаюсь ли спонтанным решениям или осуществляю рациональный, хорошо обдуманный выбор. Так же эта работа поможет ближе познакомится с контрактной теорией, поможет понять какие контрактные отношения я осуществляю. А так же оценить 1 час и день своего времени и понять рационально ли я им распоряжаюсь. Так же в данной работе будет рассмотрен теоретический вопрос, в котором будет рассмотрено развитие хозяйственной этики в России. Будет проведен ее институциональный анализ, что для данного курса очень актуально, так как институциональная экономика наука «молодая», появилась недавно, с помощью рассмотрения данного вопроса мы сможем, больше углубиться в изучение данного предмета, понять такие аспекты, которые не смогли глубоко рассмотреть в курсе лекций. Особенности хозяйственной этики в России. Институциональный анализ Все больше людей начинает ставить под сомнение жизненную целесообразность динамично развивающегося независимо от них процесса рационализации экономики. Растет потребность в новых основополагающих ориентирах для экономического прогресса, в этико-практической стяжке рыночной экономики, в то время как реальное развитие идет в противоположном направлении все более радикального обособления выпущенных сил «свободного» рынка, которые охватили уже весь мир. Вот в нескольких словах подоплека новой интердисциплинарной области знаний — хозяйственной этики, которая так востребована сегодня. В определенном смысле хозяйственная этика призвана стать ответом на эпохальный вызов времени. Речь идет о том, чтобы уточнить и даже дать новое определение, жизнеспособное и перспективное, действительно спорным отношениям между экономической логикой и этическим здравым смыслом. Хозяйственная этика (этика бизнеса) - применение социально - этических критериев в области экономики (хозяйствования). Хозяйственная этика – как один из способов вернуть духовность в наше представление о хозяйстве. Хозяйственная этика непосредственно относится к неформальным институтам – это институты, которые наследуются с помощью социального механизма, они являются частью культурного наследия. Хозяйственная этика, как любой институт, повышает степень координации экономики. [Лекции п.4)] Развитие хозяйственной этики в стране свидетельствует о том, что на экономическую (хозяйственную) область воздействует совокупность моральных, религиозных и культурных норм. Особенности материально-технологической среды, хозяйственная этика русского православия, сильное государство и исторически сложившиеся формы организации общественной жизни стали важнейшими факторами, обусловившими специфику ценностей и норм поведения россиян в сфере жизнеобеспечения. Чтобы понять специфику российских экономических институтов как совокупности норм, правил и механизмов принуждения к их исполнению, необходимо рассмотреть глубинные установки и ценности, устойчивые психологические реакции россиян, определяющие, будет ли данная норма воспринята или отвергнута. Данная задача может быть решена при рассмотрении российской экономической ментальности как исторически сложившегося долговременного умонастроения, единства сознательных и бессознательных ценностей, норм и установок в их когнитивном, эмоциональном и поведенческом воплощении. О необратимости институциональных изменений в экономике можно говорить лишь тогда, когда они интегрированы, затрагивают сферу ментальности, то есть перемещаются на уровень глубинных базовых представлений, символов и ценностей, которыми люди руководствуются в своем повседневном хозяйственном поведении. Экономическая ментальность формируется в результате кристаллизации в памяти народа многовекового опыта хозяйственной деятельности, ее организационных и материально-технологических особенностей. Российская экономическая культура характеризуется живучестью уравнительных механизмов редистрибуции материальных ресурсов. России исторически была присуща коммунальность как устройство материально-технологической среды, при котором все ее части являются единой нерасчленимой системой и не могут быть обособлены без угрозы ее распада. Малая плотность населения на больших пространствах современной России обусловливала меньшую остроту борьбы за территорию проживания, но повышала необходимость мобилизаций — коллективной защиты от внешних нападений. В отличие от Запада из-за больших территорий не было разделения и специализации труда, ресурсы были в избытке и мы не научились их рационально использовать. В условиях преобладания натурального хозяйства население вынуждено было кормиться тяжким трудом, использовать примитивные методы обработки земли и формы обмена, а значит, существовать в режиме выживания. В таких условиях было удобнее существовать коллективно – общиной. Таким образом, в основу нормативной базы общины было положено представление о человеке не как о самостоятельной единице, а как принадлежности целого. Дальнейшее развитие русской цивилизации было связано со становлением государства и принятием христианства. В отличие от появившихся позднее протестантских вероисповеданий, иудейско-восточнохристианская традиция рассматривала труд как неприятную необходимость, наказание человека за первородный грех. Хозяйственная этика и трудовая мораль в русском православии заняли подчиненное место по сравнению с трудом духовным. Главным в деле спасения души было терпение. Самоутверждение было направлено внутрь себя, на “устроение” собственной личности. Подобные факторы обусловливали сдержанное отношение к накопительству и собственности. Природа русского человека склонна к фатализму – подчинению судьбе, у нас считается, что добивается успеха не тот, кто много работает, а тот, кому просто повезло. Эта черта сильно отражается на характере экономической деятельности россиян. Таким образом, есть основания говорить о традиционализме российской экономической культуры. Его отличительными признаками являются ценностно-рациональное поведение, уравнительные и недостижительские ценности, представление о “неправедности” богатства, гипертрофированная значимость персонифицированных связей. “Традиционалистский” строй мышления выражается, в частности, в том, что человек не склонен заработать больше, он просто хочет жить так, как привык. При затруднениях традиционалисты не наращивают усилия, а сокращают потребности [Вебер 1999, с. 81—88 п. 1)]. Это суждение М. Вебера подтверждается и результатами современных исследований. Так, в провинциальных городах России основной реакцией на падение денежных доходов населения в течение последнего десятилетия было не активное вовлечение в рыночную экономику, а бегство от нее [Вагин 1997, с. 61 п. 2)]. Упомянутая выше коммунальная материально-технологическая среда жизнедеятельности требовала не только коллективистских форм хозяйственной жизни, но и единого централизованного управления. Это привело к формированию институтов, характерных для восточной институциональной матрицы. Особая роль государства проистекает из существовавшей необходимости внешней защиты, локальной разобщенности русских земель и многовековым процессом их собирания. Это способствовало развитию сильного (экспансионистского) государства, вмешивающегося во все сферы жизни общества. Смена власти часто происходила путем свершения революции, институты были навязываемыми, мы всегда гнались за чужими успехами (Западными). Русский человек всегда надеется на решение своих проблем властью, так как думает, что от него все равно ничего не зависит. Необходимо отметить неприменимость к российским общественным условиям западного принципа священности и неприкосновенности частной собственности. Если на Западе собственность являлась условием независимости индивида, то наделение собственностью человека в раздаточной экономике означало его “привязывание” к государству. Российской национальной традицией, перекочевавшей из дореволюционной России в советскую и далее — в квазирыночную, является слабая правовая защищенность субъектов экономической деятельности, составляющей частью которой является слабая защита прав собственности. Высокие издержки по спецификации и защите частных прав способствовали формированию и преобладанию в России институтов общественной, а не частной, собственности. Незащищенность собственников, с одной стороны, и возможность быстрого обогащения — с другой, были связаны с повторяющимися перераспределениями собственности в процессе осуществления запаздывающих модернизаций и смен политических режимов. У государства всегда неявно присутствовало право экспроприации собственности, что определяло высокие риски экономической деятельности и узкий горизонт планирования действий экономических агентов. Ненадежная защита прав собственности и заключенных контрактов обусловливали низкий уровень доверия в обществе, неблагоприятный инвестиционный климат, откачку ресурсов, репатриацию прибыли, недоинвестирование, хроническую нехватку ресурсов государства для осуществления своих программ. Возникал порочный круг, когда нестабильность приводила к нехватке ресурсов, а необходимость изыскания дополнительных ресурсов должна была обеспечить право государства в нужный момент “прижать” собственника, по своему усмотрению менять правила игры. [Интернет п. 3)] Вывод: Рассмотренные исторические аспекты формирования российской экономической ментальности позволяют увидеть комплекс достаточно сложных проблем. Они заключаются в принципиальных различиях российских и западных социально-экономических институтов. Сложность выбора пути реформирования российской экономики заключается в том, что, в то время как российская экономическая культура больше тяготеет к восточному типу, более привлекательными и престижными для России традиционно остаются западные модели. В ближайшие годы российские экономические реформы неизбежно будут наталкиваться на “налог прошлого” в массовом сознании. Он заключается в резком противоборстве старого и нового, противоречии между радикальным отторжением старого и стремлением к максимальному его удержанию как чего-то стабильного, стойкого и привычного. Но при этом на уровне отдельно взятых фирм уже сегодня можно наблюдать ростки “новой” экономической культуры, базирующейся на либеральных ценностях. Возможность сгладить противоречия между экономической культурой восточного типа и стремлением приблизиться к Западу на макроуровне появится при максимальной открытости российского общества, интенсивных экономических и культурных контактах с индустриально развитыми странами Запада. Такое “культуртрегерство” позволит привить нормы и ценности западной экономической культуры не только элите, но и массовым слоям населения. Хозяйственная этика, помогает понять как особенности российского менталитета и культуры влияют на экономические отношения. С помощью этой науки можно предсказать манеру поведения людей в экономической сфере. Для практической части курсовой я выбрала изучение собственной пирамиды потребностей, потому что осуществление данной работы может помочь мне в реальной жизни понять, как мне лучше распоряжаться своими средствами, то есть, например, на чем я смогу сэкономить. Порядок выполнения работ 1)Изучение собственной пирамиды потребности. Таблица 1. Денежные затраты
Таблица 2. Временные затраты.
1)Социальные затраты. Социальных затрат у меня нет, так как я не плачу прямые налоги, только косвенные, которые входят в стоимость, покупаемых мной товаров, а, как известно, налоги в нашей стране в основном идут на поддержание социального сектора, для перераспределения доходов между гражданами. Из всего этого я делаю вывод, что у меня нет социальных затрат. 2)Затраты на содержание экономической системы. Я сделала вывод, что затрат на содержание экономической системы у меня также нет, так как я содержу экономическую систему только косвенно, посредствам товара – оборота, то есть покупки товаров, но так как я не работаю больше на содержание экономической системы я никак затрат не несу, так как не плачу налоги. Институциональное понимание собственных затрат Институциональное понимание затрат можно выразить через понятие «институт», то есть исходя из различных подходов к определению институтов формируется мое представление о том, как производятся мои траты. К примеру, по контрактному подходу я должна выполнять возложенные на меня обязанности- вести некоторые домашние дела (уборка, стирка, готовка), которые требуют определенного времени; выполнять возложенные на меня обязательства как на студента - делать домашние задания, готовить курсовые работы, рефераты. А для этого мне необходимо затрачивать помимо времени деньги на Интернет, книги. По нормативному подходу я следую навязанным извне правилам, не нарушаю законов, поэтому я покупаю проездные, а не езжу «зайцем», все это отражает действие сложившихся институтов на мои затраты. Транскакционные издержки Это временные или денежные потери в процессе эксплотации экономической системы. В жизненном процессе возникают случаи простоя, например ожидание автобуса, поезда, очереди, ожидание нужной информации, затраты времени на поиск нужных товаров. В моем случае это время составляет 1,5 часа. Временные затраты - ∑Затрат на простои + поиск информации в Интернете + совершение покупок + учеба + проезд + чтение = 1,5+24+8+98+48+62+22=263,5 часа. В денежном проявлении трансакционные издержки = ∑Затрат на Интернет + проезд + книги, журналы + учеба = 400+387+200+ 6400 = 1187 руб. Доля трансакционных издержек составляет 4,3 % из всех затрат. Затраты на информацию Эти затраты проявляются как в денежном, так и временном выражении. Среди них: ∑Затрат на Интернет, книги, журналы, поход в кино, так как там тоже получаешь новую и иногда полезную информацию, обучение, мобильный телефон, домашний телефон, общение с друзьями в кафе = 400 + 200 + 200 + 6400 + 300 + 150 + 3000 = 10650 руб. ∑Затрат на общение, Интернет общение, чтение, просмотр фильмов, телепередач, учеба, самообучение, поиск информации в интернете, совершение покупок, общение с друзьями в кафе = 20 + 10 + 20 + 48 + 30 + 30 + 7 + 10 = 175 час. Доля информационных затрат составляет 38% из всех моих затрат. Суммарные временные затраты составляют = 40*598 = 23920 руб. Теперь, после построения пирамиды потребностей можно ответить на ниже поставленные вопросы. На основе собранных данных оцените возможность максимизации, минимизации и оптимизации выявленных групп издержек. Максимизировать издержки нет смысла, так как я пытаюсь экономно расходовать средства и покупать товары дороже, только из–за их бренда (названия фирмы), не вижу смысла, так же я пытаюсь распределять свое время с умом, и если я начну максимизировать свои издержки, не уложусь в свой бюджет (деньги выделяемые родителями). А вот минимизировать свои издержки я могу, например, при походе в магазин составлять список продуктов или вещей, которые мне нужны, и не отклоняться от него. Так я смогу сэкономить не только деньги, не покупая лишних товаров, но и время, потому что я буду точно знать, что мне нужно и не буду отвлекаться. Так же минимизировать свои издержки я смогу, если буду меньше средств и денег тратить на поиск и получение информации, потому что не вся информация, которую я получаю, является полезной, много просто развлекательной информации, которая не несет в себе никакой смысловой нагрузки и попросту бесполезна. Если я прекращу просмотр такой информации, то сэкономлю и деньги и время. Например, просмотр бесполезной информации в интернете или в журналах. Или меньше тратить на общение с друзьями в кафе, а вместо этого общаться с ними на улице (в парках). Оптимизировать издержки я смогу, если найду в товарах баланс: цена-качество. Охарактеризуйте себя, как «экономического» человека. Какой выбор Вы осуществляете, руководствуясь принципом полной рациональности? Приведите пример неполной рациональности в Вашем поведении. Я пытаюсь действовать, как рациональный человек, составляю бюджет, то есть свои расходы и доходы, например, точно рассчитываю свои расходы на транспорт, но я не могу учесть всего, иногда случаются непредвиденные расходы, а иногда я поступаю не рационально. Например, когда думаю что потрачу на кофту одну сумму, а трачу больше, только потому, что мне понравилась дорогая кофта больше, хотя по качеству и по назначению они идентичны. Или когда покупаю всякие «вкусности»: пироженные, мороженное или шоколад, хотя без них можно спокойно просуществовать. Из этого я делаю вывод, что я не «экономический» человек, так как часто руководствуюсь эмоциями, а не разумом в осуществлении покупок. Какую долю занимают информационные затраты в пирамиде Ваших потребностей? Приняв допущение, что финансовых ограничений на получение информации у Вас нет, спрогнозируйте как изменится величина информационных затрат в Вашей пирамиде. Какая информация Вас интересует? Сколько она стоит? Информационные затраты составляют в моей пирамиде потребностей значительную часть, 38% от всех моих затрат, так как я получаю информацию не только от СМИ (газеты, журналы, Интернет), но я получаю информацию через обучение в институте (а это значительная часть моих расходов), а также через общение с друзьями и другими людьми. Если принять допущение, что финансовых ограничений у меня нет, наверное, я бы больше черпала информации из Интернета (общение с друзьями, информация для учебы, новости) и больше бы покупала печатной литературы (журналы, книги). Но затраты увеличились бы не значительно, где – то на 400 рублей. Какие договорные отношения Вы ведёте? Систематизируйте контракты, участниками которых Вы являетесь. Среди договорных отношений, которые я веду, я хочу выделить несколько контрактов. Договор о подготовке специалиста с высшим профессиональным образованием на условиях возмещения затрат на обучение Договор с метрополитеном и Мосгортрансом. Договор с оператором мобильной связи. Договор с Интернет компанией. Я систематизировала контракты по их типологии: 1) договор об обучении, я отнесла к классическому контракту, так как этот контракт имеет четко оговоренные пункты, носит безличностный характер, и он базируется на формальных документах, а так же носит двухсторонний характер и с выполнением прекращает свое существование, то есть после окончания мной учебы контракт будет автоматически прекращен. Также договор с метрополитеном и Мосгортрансом, договора с операторами мобильной связи и Интернет компанией относятся к классическим контрактам. Присутствуют ли в Вашей пирамиде издержки контроля? Издержки контроля – это издержки за соблюдением условий сделки (договора) и уклонения от этих условий (предотвращение оппортунизма). Такие издержки присутствуют в моей пирамиде потребностей, это издержки контроля, например, это затраты времени на проверку качества товара (например срок годности товара), для того что бы не было оппортунизма со стороны продавца. То есть получения им выгоды за счет моей невнимательности. Или, контроль за счетом моих телефонных переговоров, чтобы с меня не сняли деньги, за звонки, которые я не делала или снимали денег больше, чем надо. Эти затраты на контроль также выражается во времени и составляет у меня примерно 4 часа в месяц. Также примером может служить проверка качества работы Интернет компании (например, проверка скорости передачи информации). Оцените 1 час своего времени, один день своего времени. Так как я не работаю, я могу рассчитать, сколько в среднем трачу за один час или день. В месяц я трачу на все свои расходы – 29937 руб., значит, в среднем, в день я трачу – 965 руб., а в час – 40 руб. если бы я работала. Можно было бы посчитать час моего времени по-другому: разделить мою заработную плату за месяц на количество дней в месяце, а потом на количество часов в дне, если бы я работала. Охарактеризуйте себя как «институционального» человека Однозначно сказать, что я «институциональный» человек, я не могу, так как стараюсь осуществлять свои расходы, придерживаясь рациональности в поведении, то есть стараюсь покупать только то, что мне действительно нужно, но это получается не всегда. Например, я могу купить вещь, которая мне понравилась, хотя в этом не было никакой необходимости, потому что у меня уже есть похожая вещь (просто они, например, отличаются по цвету). Или делаю свой выбор случайно, например, покупая хлеб в ближайшем магазине, не проанализировав, что где-то хлеб дешевле. Но я считаю, что я больше «институциональный» человек, чем «экономический». Так как очень часто я совершаю не рациональный выбор. Заключение Проведение данной работы помогло мне понять, как аспекты институциональной экономики можно применить практически, в жизни, из проведенной работы я поняла, что не совсем эффективно распоряжаюсь своими деньгами, я поняла, на чем и как смогла бы сэкономить, к какому типу человека я отношусь «экономическому» или «институциональному». Из работы я поняла, что очень много средств трачу на получение информации, информационные издержки составляют 38%. Я считаю, что это связано с тем, что информацию я получаю из большого количества источников (Интернет, общение с друзьями, телевидение, обучение и еще многое другое) и многие из этих источников дорогостоящи (обучение). Также теоретический вопрос, где рассматривались особенности хозяйственной этики в России, помог мне понять как религиозные, моральные и культурные ценности влияют на экономическую систему, понять особенности Российской религиозной культуры и как это все отражается на экономике, при рассмотрении экономических аспектов надо учитывать особенности государства, об этом и рассказывает такая наука, как хозяйственная этика. Список литературы 1)Макс Вебер «Избранное. Образование общества». 1999 г. 704 с. 2) Игорь Вагин «Почему ты еще нищий?». 1997 г. 3) Интернет: www.ecsocman.edu.ru 4) Курс лекций по «Институциональной экономике». |