Лабораторная работа: Оценка фирмы методом компании-аналога
Название: Оценка фирмы методом компании-аналога Раздел: Рефераты по экономике Тип: лабораторная работа ![]() | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Введение Целью данной лабораторной работы является определение рыночной стоимости 100% пакета акций выбранной компании по состоянию на 01.06.2006. В своей работе я буду использовать сравнительный подход и метод компании-аналога. Для этого я выбрала химическую отрасль, в частности, фармацевтическую промышленность России. Из всех имеющихся отечественных компаний по производству лекарств я отобрала те, которые котируются на бирже. Согласно данным, опубликованным газетой "Лица бизнеса[1] ", тенденции российского фармацевтического рынка таковы: В 2005 году объем всего фармрынка РФ в розничных ценах составил $ 6,3 - 6,5 млрд. (с НДС, в розничных ценах) или $ 5,1 мрд. в оптовых ценах, что, по разным оценкам, на 13-15,5% больше, чем в 2004 г. Объем фармацевтического рынка России на 2005 г.
Рост российского рынка в 2005 был обусловлен несколькими факторами: - снижением курса доллара; - ростом потребительских доходов; - повышенным спросом на лекарства в IV квартале 2004г. в преддверии надвигающейся реформы системы бесплатного и льготного отпуска; - интенсивным развитием розничного сектора рынка, активным развитием аптечных сетей и глубоким проникновением их в регионы. Потребление лекарств на душу населения росло высокими темпами, достигнув в 2005г. $ 31-39 в ценах конечного потребления, что означает 28% прироста к 2004 году. Фармацевтический рынок вырос в ценах, но одновременно сократился в упаковках (в штуках) на 8%. Важной характеристикой отечественного фармацевтического рынка является высокая контролирующая роль государства, осуществляемая через жесткое лицензирование и сертифицирование, законодательные ограничения рекламы лекарственных средств, организации продаж препаратов и т.д. Более значима и доля госзакупок фармпрепаратов. Ключевыми факторами, влияющими на развитие рынка, является переход с 1 января 2005 года предприятий фармпромышленности на работу по международным стандартам GMP и развитие программы Дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО). Принимая во внимание цели Федеральной программы "Льгота-2005", на которую выделено 50,8 млрд. руб, рост рынка в 2006 г. может достигнуть 40% в сравнении с 2005 г. Краткое описание компании В данной лабораторной работе я бы хотела оценить компанию «Дальхимфарм». Акционерное общество «Дальхимфарм» является правопреемником Хабаровского Химфармзавода, созданного в 1939 году. Оно расположено в городе Хабаровске и является одним из старейших предприятий по выпуску лекарственных препаратов в России. Предприятие входит в десятку ведущих Российских фармпроизводителей и специализируется на выпуске готовых лекарственных средств, имеет три основных производства: ампульное, галеновое и таблетное. Количество акций, торгуемых на бирже, составляет 173 449. 07.12.2005 г. акции были включены в список «RTS Board». Сводная бухгалтерская отчетность эмитента за последний завершенный финансовый год. БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС
СПРАВКА О НАЛИЧИИ ЦЕННОСТЕЙ, УЧИТЫВАЕМЫХ НА ЗАБАЛАНСОВЫХ СЧЕТАХ
Подбор компаний-аналогов В качестве претендентов на компании-аналоги мною были отобраны фирмы с акционерной формой собственности, сходные по отраслевому признаку: · Валента-фармацевтика, · Верофарм, · Московская фармацевтическая фабрика, · Новосибхимфарм, · Фармакон, · Фармацевтическая ф-ка СПб, · Фармстандарт-Октябрь, · Фармстандарт, · Фармстандарт-Томскхимфарм. Учитывая, что «Фармстандарт» является группой компаний, то последние 3 фирм не подходят для анализа. Из оставшихся компаний бухгалтерские балансы имеются только у компаний Верофарм и Фармакон. Рынками сбыта всех трех компаний являются территория РФ и стран СНГ. ОАО «Фармакон»[2] По состоянию на конец отчетного периода срок существования эмитента составляет 13 лет. Эмитент создан на неопределенный срок. 29 апреля 1907 года в Петербурге образовалось российско-германское акционерное фармацевтическое общество “Фармаконъ”. На начальном этапе предприятие специализировалось на выпуске эндокринных препаратов из животного сырья и галеновых препаратов в виде экстрактов из растительного сырья, растворов йодистых и бромистых солей, а также фасовки, таблетировании готовых лекарственных средств и производстве некоторых химических продуктов. В 1928 году началась переориентация предприятия на выпуск синтетических препаратов несложной технологии. В 1930 году завод “Фармакон” стал предприятием тонкой органической химии. 22 декабря 1992 года Регистрационной палатой мэрии г. Санкт-Петербурга было зарегистрировано химико-фармацевтическое предприятие АООТ “Фармакон”. Количество акций, котируемых на бирже: 2 762 000. ОАО «Верофарм» Компания была основана 21 января 1997 г. Официальным "днем рождения" Белгородского филиала компании "ВЕРОФАРМ" считается 1 октября 1997г. Мощность цеха составляет 1 млрд. таблеток и 75 млн. капсул в год. Ассортимент продукции, выпускаемой в цехе дженериков составляет более 150 наименований. Количество акций, котируемых на бирже: 10000000. Далее рассчитываю финансовые показатели, чтобы окончательно выбрать подходящие компании-аналоги. 1. Доля чистой прибыли в выручке от реализации, 2. Коэффициенты ликвидности, 3. Коэффициенты оборачиваемости активов. Сводная таблица коэффициентов*
*(расчет данных показателей произведен в таблицах Excel) Расчет мультипликаторов В данной лабораторной работе будет рассчитано 4 мультипликатора: 1. Цена/ Выручка, 2. Цена/ Чистая прибыль (Р/Е), 3. Цена/Прибыль до налогообложения (Р/ЕВТ), 4. Цена/ EBITDA. 1. Цена/ Выручка ( P/S) 2. Данный показатель был выбран потому, что для его расчета проще всего найти информацию и можно рассчитать практически для всех компаний. По этому мультипликатору считается более корректным брать показатель «стоимость бизнеса/ выручка», потому что выручка фирмы служит источником доходов как для акционеров, так и для кредиторов, а также источником уплаты налогов.
3. Цена/ Чистая прибыль (Р/Е) Несмотря на то, что у данный показатель довольно редко применяется в практике оценки, у него есть преимущество. Оно заключается в том, что в случае с Р/Е можно производить корректировки оцениваемой компании и группы аналогов на разницу в риске[3] . Этот показатель особенно уместен, когда прибыль относительно высока и отражает реальное экономическое состояние компании.
4. Цена/Прибыль до налогообложения (Р/ЕВТ) Такой показатель более предпочтителен для сравнения компаний, имеющих различные налоговые условия, так как он позволяет устранить различия в налогообложении.
5. Цена/ EBITDA Этот мультипликатор оценивает компанию по всему ее денежному потоку, который остается в распоряжении фирмы до того, как она выплатит проценты, налоги и начнет осуществлять капиталовложения. Также он позволяет сравнивать компании с разным уровнем задолженности, которые вызваны процентным бременем.
Потом на основе аналогов я рассчитываю средние значения коэффициентов, которые затем применяю к соответствующим показателям «Дальхимфарм». Коэффициенты компаний-аналогов
Для нахождения диапазона стоимости, вычисляю ее путем умножения среднего значения на нужный знаменатель. Получаю:
Полученные данные о стоимости компании надо скорректировать. В работе я применю скидку на недостаточную ликвидность. Скидка за недостаточную ликвидность - величина, на которую уменьшается стоимость оцениваемого пакета акций для отражения недостаточной ликвидности акций (невозможности их быстрого отчуждения на свободном рынке). В книге "Пособие по оценки бизнеса" приводится значение скидки на недостаточную ликвидность пакета акций в размере от 35% до 50% от общей стоимости пакета акций[4] . В книге Эванса Фрэнка Ч. и Бишопа Дэвида М. в качестве среднего значения скидки на недостаточную ликвидность приводится значение 35%[5] . Поэтому возьму значение 35%. Стоимость компании
Список используемой литературы 1. Грязнова А.Г., Федотова М.А. «Оценка бизнеса», М.: Финансы и статистика, 2004 г. 2. Чиркова Е.В. «Как оценить бизнес по аналогии», М.: Альпина бизнес букс, 2005 г. 3. Эванс Фрэнк Ч., Бишоп Дэвид М. "Оценка компаний при слияниях и поглащениях: Создание стоимости в частных компаниях", - М.: Альпина Паблишер, 2004. 4. Уэст Томас Л., Джонс Джефри Д. "Пособие по оценке бизнеса", - М.: ЗАО, 2005 г. 5. "Лица бизнеса" № 10/2 (106) Октябрь , 2006 г. Интернет ресурсы : 1. www.rts.ru 2. www.quote.ru [1] "Лица бизнеса" № 10/2 (106) Октябрь , 2006 г. [2] Данные взяты из отчета эмитента за 1 квартал 2006 г. [3] Чиркова Е.В. «Как оценить бизнес по аналогии», М.: Альпина бизнес букс, 2005 г., с.87 [4] Уэст Томас Л., Джонс Джефри Д. "Пособие по оценке бизнеса", - М.: ЗАО, с.264 [5] Эванс Фрэнк Ч., Бишоп Дэвид М. "Оценка компаний при слияниях и поглащениях: Создание стоимости в частных компаниях", - М.: Альпина Паблишер, 2004. - 332 с. |