Реферат: Реструктуризация предприятий
Название: Реструктуризация предприятий Раздел: Рефераты по экономике Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Министерство образования Российской федерации. Московская государственная академия тонкой химической технологии им. М. В. Ломоносова. Кафедра экономики и организации производства.Курсовая работа №1По дисциплине: “Экономика предприятия” На тему: “Реструктуризация предприятий” Студент группы: М-41 Ширков С.А. Руководитель: к.э.н. Басалов С.Г. Москва Реструктуризация предприятий. Глобальные изменения экономической конъюнктуры определяют необходимость крупномасштабных изменений в деятельности предприятий. Уже достаточно давно стало модным, а затем и привычным обозначать эти изменения словом "реструктуризация". Сегодня, однако, лишь одно упоминание этого слова вызывает у многих практиков глубокий скепсис. Реструктуризация в нашей экономике стала пониматься, а главное и реализовываться крайне ущербно. В большинстве случаев на практике "реструктуризация" сводится к дроблению предприятия по стадиям производства и сбыта продукции и вере в то, что нарезанные таким образом компании смогут выжить лучше, чем единое предприятие. Увы, это заблуждение и очень опасное. Планируя и реализуя реструктуризацию предприятия необходимо помнить, что процесс реструктуризации стоит денег. Причем значительно больших, нежели расходы на консультанта и оформление юридических документов. Например, распространенным стало сегодня наличие у промышленных предприятий, особенно пищевой и легкой промышленности, сетей розничных магазинов, реализующих продукцию предприятия за наличный расчет. Вместе с тем, в силу различий в управлении промышленным предприятием и предприятиями розничной торговли эффективность этих сетей очень редко достигает даже средних для розничной торговли показателей эффективности. Выходом в такой ситуации видится выделение сети в отдельное предприятие. Однако такое выделение требует значительных финансовых вливаний. Например, только необходимость перечислять деньги через банковскую систему в лучшем случае требует дополнительных оборотных средств в размере 2-3 дневной выручки. Кроме того, процесс изменений приводит к временной дестабилизации работы предприятия, и если предприятие не было ко всему этому готово, то итоги оказываются плачевными. Другими словами, реструктуризация предприятия представляет собой очень серьезное и рискованное мероприятие, реализация которого может быть обоснована лишь наличием действительно достаточно весомых факторов. Во всех других случаях проведение реструктуризации должно быть заменено на другие менее масштабные и в таких условиях, скорее всего, более эффективные мероприятия. В тех же случаях, когда реструктуризация действительно остается последним средством, способным исправить ситуацию, реструктуризация должна проводиться таким образом, чтобы расходы на ее проведение были минимизированы или компенсированы возникающими выгодами. Естественно, что для этого данные расходы должны быть предусмотрены и спланированы заранее. Особое внимание при этом необходимо уделять тому, чтобы реструктуризация проводилась исходя из сформулированных долгосрочных экономических целей предприятия и эти экономические цели не подменялись исключительно удовлетворением личных амбиций. В целом же реструктуризацию следует рассматривать как некую крайнюю меру, использование которой оправдано лишь в том случае, когда все другие средства исчерпаны. ПЕРЕХОД ОТ УБЫТОЧНОГО К ПРИБЫЛЬНОМУ ПРОИЗВОДСТВУ КАЧЕСТВЕННОГО МОЛОКА (Обзор некоторых проектов программы ТАСИС, выполненных в России, Беларуси и на Украине) ТАСИС — это программа, разработанная Европейским Союзом (ЕС) для новых независимых государств (бывших республик Советского Союза, за исключением стран Балтии) в целях развития гармоничных и прочных экономических и политических связей между ЕС и этими странами-партнерами. В 1994 г. еще одной страной-партнером ТАСИС стала Монголия. С 1991 г. в рамках ТАСИС была осуществлена плодотворная работа по содействию странам-партнерам программы. Среди различных ее форм наиболее заметна практическая работа на местах, которая осуществлялась на систематической основе с 1993 г. Часть проектов, связанных с разработкой и апробацией мер по оптимальному приспособлению стран-партнеров к рыночной экономике, имела успех. Зона влияния положительных результатов этих проектов не должна ограничиваться лишь той географической областью, где они были осуществлены, частные лица и различные организации в других регионах должны иметь возможность воспользоваться этими результатами, что является основной целью проекта ТАСИС по распространению технической информации. Различные проекты ТАСИС по реорганизации коллективных хозяйств выполняются или были выполнены в новых независимых государствах. В этом обзоре рассматриваются результаты четырех подобных проектов ТАСИС, выполненных в Беларуси, России и на Украине [I]. 1. Введение 1.1. Сделать молочные фермы прибыльными: выход существует Текущий переходный период от бывшей централизованной системы с большими субсидиями к рыночной экономике заметно сказывается на развитии молочной промышленности в России и других странах СНГ. Повсеместно молочный сектор сталкивается с конкурентным рынком и внедренными в него для различных нужд инфраструктурами. Ситуация в молочных хозяйствах далека от удовлетворительной. При очень высокой стоимости основных производственных фондов и относительно низких ценах на молоко при переработке большинство молочных хозяйств в настоящее время нерентабельны и быстро истощают свои фонды. Продолжающееся сокращение производства молока — естественный результат сложившейся ситуации. Чтобы сделать молочные хозяйства более выгодными и продуктивными, необходимо осуществить комплексную реорганизацию каждого звена в цепи производства молока. Решение проблем требует полного изменения традиционной системы животноводства и основано на улучшении зоотехнической работы со стадом и кормления, в частности, за счет зеленых, грубых и сочных кормов (ЗГС), которые являются дешевым заменителем дорогих и получаемых с большими затратами труда, часто дефицитных концентрированных кормов. Опыт развитых европейских стран в этом вопросе неоценим. 1.2. Эффективное молочное хозяйство: высокий уровень производства молока и здоровые коровы Страны ЕС и СНГ имеют множество отличий в области молочного производства, систем кормления животных и животноводства. В странах ЕС размер животноводческих хозяйств (а они все частные) увеличился в 3 раза в течение последних 15 лет, но в среднем эти размеры по-прежнему не превышают 200 коров. Мелкие хозяйства (которые производят менее 100000 л молока в год) близки к исчезновению. Продолжается концентрация хозяйств с производством от 200000 до 2000000 л молока в год (20...200 коров). В странах СНГ стада делятся на три категории: 1. Стада коллективных хозяйств. Крупные стада (200...2000 коров) коллективных хозяйств содержатся в больших коровниках -от 100 до 600 голов. Ответственность и уход за ними разделены между различными службами (производство кормов, кормление, дойка, селекция, экономический анализ). Производство чаще всего меньше 2000 л на корову в год. Оно не переставало падать со времени самоустранения государства от финансирования сельского хозяйства. Общее производство молока сократилось в зависимости от регионов на 50...80% в течение последних пяти лет из-за уменьшения надоев и количества голов скота в коллективных хозяйствах ( 30..70%). Это связано, прежде всего, с нерентабельностью производства молока. Годовое производство его в этих хозяйствах (в среднем по 40 тыс. га) колеблется от 400000 до 4000000 л в год. 2. Личные коровы работников коллективных хозяйств В последние годы количество личных коров коллективных хозяйств имеет тенденцию к увеличению, как и надои, поскольку эти коровы имеют в достатке хороший фураж и комбикорма. "взятые" в коллективных хозяйствах. 3. Коровы частных фермеров Молочное животноводство почти не существует у частных фермеров по причине низкой производительности этого вида деятельности: немногие решились начать такое производство и большинство из них имели серьезные трудности. На этом мы прерываем введение и переходим к анализу производства молока в Российской Федерации в сравнительном аспекте. 2. Анализ производства молока 2.1. Объем производства молока 2.1.1. Сравнение стран ЕС со странами СНГ и тенденции. Производство молока на одну корову в странах ЕС в среднем в 2-3 раза выше, чем в странах СНГ. За последние 15 лет производство молока сильно выросло в молочных регионах ЕС. Несмотря на большие региональные различия, годовое производство молока в ЕС достигает в среднем 5000 л на корову. Во Франции, которая занимает лидирующее место среди европейских производителей вместе с Англией и Голландией, оно достигает в среднем 5600 л на одну корову в год. Сравнение производства молока в ЕС и СНГ трудно по причине проблем с наличием и достоверностью статистических данных стран СНГ. Данные по производству молока, приведенные по трем странам (Беларусь, Россия и Украина), основываются на исследованиях, проведенных по программе ТАСИС европейскими экспертами на местах в течение 4 лет (1993-1997 гг.). В изученных странах в среднем годовое производство молока колеблется между 1500 и 2500 л на корову, что касается тенденций, то производство повышалось до конца 80-х годов благодаря большим государственным дотациям, позволяющим покупать комбикорма для компенсации плохого качества ЗГС. Сокращение и даже прекращение государственных дотаций в начале 90-х годов привело к уменьшению основных фондов хозяйств и снижению производства в большинстве стран СНГ. 2.1.2.Производительность коллективных хозяйств. Уровни производительности животноводческих хозяйств стран ЕС и СНГ очень различны. В табл. 1 дана оценка производительности по молоку хозяйств в странах СНГ и ЕС. Таблица I
* Беларусь, Россия. Украина. ** Вместе с производством кормов. 2.1.3. Системы кормления животных и системы животноводства. Основным фактором регулярного увеличения производства молока в странах ЕС является правильное кормление, чему предшествовала большая работа по генетическому улучшению скота. Целью производителей всегда было увеличить до максимума надои, одновременно уменьшая затраты на производство (комбикорма, горючее, механизмы, фитосанитарные продукты), поэтому они выбрали тип кормления одновременно продуктивный и рентабельный. Сегодня использование комбикормов очень ограничено - менее 100 г на 1 л произведенного молока. Зеленые корма, сенаж и силос (без комбикормов) могут обеспечить производство 25 л молока в день, т. е. более 8000 л на корову в год. В СНГ очень высок расход топлива на производство ЗГС: 200...400л/га по сравнению с 50...100 л/га в ЕС. Одно из главных технических условий программ ТАСИС состояло в том, чтобы повысить качество и кормовую эффективность ЗГС путем значительного улучшения переваримости и сбалансированности рационов. Это улучшение, прежде всего, было направлено на повышение кормовых качеств трав на выпасах (переваримость, поедаем ость. сбалансированность), выбор нужной стадии уборки ЗГС (переваримость клетчатки, концентрация энергии и протеинов), а также на силосование (измельчение, аппетитность, хранение). Большое увеличение производства молока на 1 га ЗГС и на корову, которое стало результатом этого, заставило Европейское Экономическое Сообщество установить с 1984 г. "Квоты на молоко", чтобы отрегулировать производство и потребление. В странах СНГ система управления сельскохозяйственным производством привела к тому, что руководители не обращали внимания на качество кормов и их питательную ценность. Для компенсации плохих переваримости кормов, их сбалансированности и аппетитности давалось большое количество зерновых, которое достигало 300... 500 г на 1 л молока, а часто намного больше. Эти комбикорма перевозились на огромные расстояния (зерновые - из Казахстана, жмых - с Украины и т.д.) и выделялись хозяйствам в виде государственных дотаций. Производство ЗГС осуществлялось с высоким уровнем механизации, поскольку техника и горючее выделялись по специальным государственным ценам. Разделение хозяйств на отделения (растениеводство, животноводство, механизация и управление) не позволило улучшить ситуацию. Большие размеры стад, отсутствие оборудования и заинтересованности работников не благоприятствовали поиску нужных решений, способных повысить производительность и рентабельность хозяйств. Центр сельскохозяйственных исследований, совершенно оторванный от реальности, не смог предложить альтернативы в новом экономическом комплексе. Немногочисленные хозяйства, которые еще дотируются, производят больше 6000 л молока на одну корову в год, но за счет использования в большом количестве дорогостоящих зерновых (более 2000 кг на одну корову в год). 3. Сравнение уровня цен Средние закупочные цены 1 л молока в Беларуси, России и на Украине 0,15...0,20 долл. США, в странах ЕС - 0,38...0,42 долл. Но даже если цены в СНГ кажутся сравнительно очень низкими, они близки к мировым (кроме ЕС), в то время как качество молока не отвечает европейским стандартам по бактериологии. Цены завышены по отношению к покупательной способности потребителей. Покупательная способность молока, выраженная затратами, необходимыми на производство, очень низка. Затраты (зерновые, горючее и т.д.), необходимые при производстве молока, значительно больше, чем цена молока. Производственные затраты (в литрах молока) в странах СНГ, которые были изучены, в 1,7 раза больше, чем стоимость в странах ЕС ячменя, и более чем в 4 раза - дизельного горючего (в некоторых странах ЕС оно продается аграриям без взимания налогов) (табл. 2). Таблица 2
Слабая покупательская способность потребителей не позволяет поднимать продажную цену молока в странах СНГ, за исключением редких коллективных хозяйств, расположенных вблизи больших городов (Москва, Санкт-Петербург). Необходимо реорганизовать системы животноводства и кормления животных таким образом, чтобы сделать производство молока более продуктивным и рентабельным. 4. Актуальные проблемы Актуальные проблемы систем животноводства и кормления животных, характеризуемых низкими рентабельностью и продуктивностью, были проанализированы исходя из исследований и экспериментальных проектов, выполненных в Беларуси, России и на Украине в рамках нескольких проектов ТАСИС в течение четырех лет. Эти проблемы слагаются из следующего: — высокие затраты на производство молока — результат неправильных систем животноводства и кормления животных: — уменьшение основных фондов хозяйств — результат снижения рентабельности коллективных хозяйств; — сокращение производства молока — результат уменьшения основных фондов и плохой системы кормления животных: — утрата кормовой независимости — результат системы неправильного кормления животных и сокращения производства молока. Качество молока часто неудовлетворительное из-за недостаточности и плохого качества кормов, небрежности при дойке, хранении и транспортировке, неудовлетворительного состояния доильного и холодильного оборудования ферм, недостаточного обеспечения фильтрующими и дезинфицирующими материалами, наличия маститов и других болезней у коров. 5. Улучшение качества молочных продуктов Решение проблемы рентабельности производства молока и увеличения его объемов должно предшествовать работе по повышению качества молока и молочной продукции, так как основные мероприятия по повышению качества должны осуществляться внутри хозяйства и требуют определенных финансовых вложений со стороны производителя. Быстрое улучшение состава молока необходимо и возможно при следующих условиях: — содержание жиров: добавление в рацион свеклы, богатой сухим веществом, повышает жирность на 0,1...0,3%; — содержание белков: богатый и сбалансированный по переваримому протеину рацион увеличивает количество белков на 0,1...0,2%; — содержание полезных веществ: предлагаемое кормление способно само по себе повысить содержание полезных веществ (жир + белок) на 0,2...0,5%. Необходимо улучшение бактериологических характеристик молока Общая микрофлора: улучшить можно легко и без больших затрат при условии воздействия на условия ухода за животными, условия доения, хранения и транспортировки. Клетки (лейкоциты): уменьшение содержания лейкоцитов основывается на удалении коров, пораженных хроническим маститом, и выявлении скрытых маститов; правильная регулировка доильных аппаратов. Маслянокислые споры: чтобы уменьшить их количество, нужно улучшить технологию силосования, не допускать внесения в силосную траншею земли на колесах тракторов, уменьшить контакт с воздухом, производя силосование быстрее и используя пленку для закрытия траншей. Липолиз: чтобы его уменьшить, нужно избегать сотрясении при перевозке молока на молокозавод, попадания воздуха при надевании и снятии доильных стаканов, уменьшить сотрясение молока в молоковозах. 6. Трансформация системы технологического управления животноводством Система управления должна быть трансформирована в направлении уменьшения производственных затрат и увеличения количества произведенного продукта. Уменьшение производственных затрат является результатом улучшения технологии: — исключение комбикормов из рациона коров, дающих менее 25 л молока в день: — исключение подкормки животных зеленой массой однолетних фуражных культур; — производство летних и зимних кормов на очень продуктивных многолетних пастбищах: — рациональное использование таких пастбищ; — группировка пастбищ в непосредственной близости от доильных установок; —— главное место богатого полезными веществами и хорошо переваримого СЗГ в зимнем кормлении. Увеличение количества производимого продукта. С введением новой кормовой системы коровы будут способны проявлять генетический потенциал. Во многих регионах он в 2-3 раза выше, чем надои. Луга с английским рай-грассом, белым клевером (АРГ-БК) могут давать в климатических условиях и на почвах СНГ 15...35 т травы с гектара в год, т. е. 3...6 т сухого вещества. С учетом потерь — это 2500...5000 кормовых единиц с гектара в год. В этих условиях можно производить 3000...6000 л молока с гектара в год. Результаты некоторых проектов ТАСИС были оценены через 1...2 года после окончания технической помощи. Основными результатами являются следующие. Ленинградская область, Лужский район: проект был закончен в 1995 г., в конце августа 1996 г. производство молока составляло в среднем 16 л на корову в день против 7 л у остальных коров колхоза. Минская область, район Молодечно: проект завершен в 1994 г., в 1996 г. за 12 месяцев средние надои были более 5000 л на корову против 1800 л в начале проекта.Данные, приведенные в этой главе, свидетельствуют, что российское молочное животноводство обладает определенным потенциалом роста продуктивности, не требуя существенных дополнительных капитальных вложений, а используя уже имеющиеся основные фонды. Вопрос заключается в их эффективном использовании, наладить которое позволит опыт, полученный в ходе выполнения предшествовавших проектов ТАСИС и нового проекта NFDRUS/9704 "Совершенствование контроля качества отдельных продовольственных товаров".рассчитанного на 1998-2000 гг. Если будет достигнуто рентабельное производство молока, хозяйства без дополнительного привлечения государственных средств за счет собственной прибыли и привлечения инвестиций со стороны коммерческих структур смогут решить проблему качества молока и молочной продукции. 7. Количество и качество молока В первом полугодии 1998 г. сельхозпредприятиями реализовано 6111 тыс. т молока и молочных продуктов (в переводе на молоко), что на 106 тыс. т меньше, чем за аналогичный период 1997 г., цена за 1 т молока и молочных продуктов (в переводе на молоко) составила в 1998 г, 1207 руб., что больше на, 92,3 руб. (7,7%), чем в 1997 г. (1114,7 руб.). В 1997 г. производство молока в хозяйствах всех категорий находилось на уровне 34067 т, что составило 95% от уровня 1996 г. и только 75% от уровня 1991-1995 гг. Производство и потребление молока на душу населения неуклонно падает с 1994 г.: производство сократилось с 284 до 232 кг в 1997 г., потребление - с 278 кг в 1994 г. до 232 кг в 1996 г. и остается в настоящее время примерно на таком же уровне. Анализ оперативных данных по качеству молока, представленных госинспекциями по качеству продукции субъектов Российской Федерации, показывает, что реализация в федеральный и региональный фонды молока первого сорта в среднем по России составила в первом полугодии 1998 г. 83% от общего объема закупленного молока, несортового - 2%, охлажденным было реализовано только 49% (табл. 3). Однако непосредственное общение с переработчиками заставляет думать, что высокий процент молока первого сорта существует только "на бумаге", на практике он значительно ниже. Особое беспокойство вызывает большая бактериальная обсемененность молока. Таблица 3
Как видно из таблицы, реализовано молока в федеральный и региональный фонды в первом полугодии 1998 г. на 555 тыс. т больше, чем за аналогичный период 1997 г., причем, первым сортом - 1%, а несортового на 1% меньше, охлажденным - на 4% больше, чем в первом полугодии 1997 г. Это говорит о повышении внимания производителя к качеству реализуемой продукции. Наиболее успешная работа по повышению качества молока проводится в Ленинградской области, где в этом году его реализуется первым сортом 95%, вторым - 5%. а несортового нет, 100% молока сдается на молочные комбинаты охлажденным, при этом область реализовала в первом полугодии огромные объемы (124 тыс. т) молоко-сырья. Хороших успехов добились животноводы Московской области, где при объеме реализации 224 тыс. т первым сортом в 1998 г. реализовано 89%, вторым - 10%, несортового - 1%, а охлажденным -79%. В этих областях качество молока и молочной продукции находится в центре внимания госинспекций по качеству продукции как на областном, так и районном уровнях. Плохо работают над качеством молока Астраханская и Ярославская области, где первым сортом в первом квартале 1998 г. реализовано только 64% молока, вторым - соответственно 24 и 33%, несортовым - 12 и 3% при сравнительно небольших объемах реализации (76 и 73 тыс. т). В первом полугодии текущего года достигнуты наивысшие показатели качества реализованного молока,начиная с 1991 г. По данным госинспекций по качеству молока и молочной продукции, бывших подведомственными Минсельхозпроду России, а в настоящее время в связи с сокращением из федерального бюджета передаваемыми в ведение субъектов РФ или ликвидируемыми, общего количества молока, полученного в хозяйствах Центрального и Центрально-Черноземного экономических районов Российской Федерации и доставленного на московские молокозаводы, из 82851 т 0,5% (459 т) оказалось с повышенной кислотностью, 10,5% (8774,4 т) - с пониженной, 13,8% (11492,4 т) - не выдержавшим алкогольную пробу. Молоко с повышенной кислотностью возвращено поставщикам. Наибольшее количество такого молока доставлено с ферм, заводов Московской, Рязанской, Владимирской, Нижегородской областей. Причина - отсутствие глубокого охлаждения. Кислое молоко, в основном, поступало на Царицынский молочный комбинат и Черкизовский молочный завод. Молока, не выдерживающего алкогольную пробу, от заводов, ферм Московской области поступило 20%, Владимирской области - 16%, Рязанской - 9%. За первое полугодие 1998 г. в Москву поступило творога всего 4008,4 т, из них не соответствующего РСТ - 10,7 т (кислый, броженый), сметаны - 103.8 т - вся стандартная. Из-за плохой реализации молочной продукции (высокие розничные цены) в первом полугодии 1998 г. поступление творога уменьшилось по сравнению с тем же периодом 1997 г. на 478 т., сметаны - на 242 т. Из общего количества молока (108078,0 т), полученного в хозяйствах Северного и Северо-Западного экономических районов, закупленного по импорту в Финляндии и доставленного на молочные заводы Санкт-Петербурга, свежим признано 108025.6 т (99,9%), кислым - 53,4 т (0,05% доставлено из Ленинградской области). Основной причиной поступления молока с повышенной кислотностью является недостаточное охлаждение его у поставщиков. За первое полугодие 1998 г. на молочные предприятия Санкт-Петербурга поступило 7105 т молока с пониженной плотностью (за этот период 1997 г. - 2244,4 т), что не соответствует требованиям ГОСТ 13264-70 "Молоко коровье. Требования при закупках". Поставка молочной продукции на предприятия Санкт-Петербурга в первом полугодии 1998 г. (табл. 4) осуществлялась областями России и Финляндии. Сметаны поставлено 91,8 т (100% стандартной), творога жирного - 54 т (100%)), сливок натуральных - 1561 т (100%). Таблица 4 Объемы поступления молока и молокопродуктов на молочные предприятия Санкт-Петербурга
При приемке молока и молочных продуктов на молочных предприятиях Санкт-Петербурга имеются случаи расхождений между данными поставщиков и получателей по количеству и качеству. За первое полугодие 1998 г. их было 4091 (в первом полугодии 1997 г.- 2355). 7. Закупочные цены молокоперерабатывающих предприятий на молоко и отпускные цены на молоко и молочные продукты Закупочные цены на молоко и отпускные цены на молоко и молочные продукты, включая НДС, для местной реализации по предприятиям молочной промышленности РФ (выборочно) представлены в табл. 5. Таблица 5
Приведенные в табл. 5 данные оперативные, взяты выборочно на 49 молочных комбинатах в 35 субъектах Российской Федерации. 8. Система контроля качества молока Когда дело касается качества молока, систематически должна контролироваться целая цепочка: генетика, выращивание, разведение и здоровье животных, доильные установки, системы охлаждения транспортировки, обслуживающий персонал. В получении данных о состоянии молока и молочной продукции заинтересованы многие инстанции на разных уровнях (область, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Минсельхозпрод России, Госстандарт, Госторгинспекция и др.). Минсельхозпрод России и управления (департаменты, министерства сельского хозяйства) субъектов Российской Федерации своими решениями поручили осуществлять контроль качества молока госинспекциям по качеству продукции. Госветслужба осуществляет контроль по показателям безопасности молока, госинспекции - соответствия его качественных показателей требованиям стандартов. Эти службы имеют организационную вертикаль, она начинается с районного звена, затем - областное звено и замыкается соответственно на Департаменте ветеринарии и Департаменте продовольственных рынков, стандартизации, сертификации и качества продукции Минсельхозпрода России. В процесс контроля качества молока вовлечены более 70 госинспекций по качеству продукции во всех регионах России. Санэпиднадзор также имеет вертикаль, начинающуюся в районном звене, затем - областное звено и Департамент санэпиднадзора Минздрава России. Ветеринарная и санитарная службы имеют хорошо оборудованные лаборатории, позволяющие достоверно определять безопасность молока и молочных продуктов. Госинспекция по качеству продукции осуществляет контроль качества молока в лабораториях, расположенных на фермах и предприятиях - переработчиках. Общий контроль за соблюдением требований стандартов на всех этапах производства молочной продукции и ее сертификацией осуществляют центры стандартизации и метрологии (ЦСМ), расположенные в каждом районе (городе), непосредственно в процедуру сертификации молока и молочной продукции вовлечены органы по сертификации и испытательные лаборатории, аккредитованные Госстандартом России. Госторгинспекция осуществляет контроль качества молочной продукции на складах готовой продукции у производителя и в торговой сети. Большая распыленность служб по контролю качества молока и молочной продукции по разным ведомствам приводит к несогласованности. параллелизму и дублированию в их работе, отнимает много рабочего времени у производителя при проведении бесконечных комиссий, создает обстановку неразберихи на местах. Интересы развития молочной отрасли требуют объединения всех контролирующих служб, заинтересованных в качестве молока и молочной продукции, в единую молочную инспекцию, как это имеет место в Великобритании и Австралии. Отстали от требований производства контрольная аппаратура и методики по определению качества молокосырья и молочной продукции, необходима большая работа по внедрению экспресс-методов при контроле качества молока на фермах и при приемке на молокозаводах. Образцы экспресс-анализаторов имеются во ВНИМИ. В Программу отраслевой стандартизации и сертификации в агропромышленном комплексе на 1995-1998 гг. по группе однородной продукции "Молоко и молочные продукты" было включено 66 тем. Ввиду крайне неудовлетворительного финансирования (5,3 млрд руб., предусмотренные на выполнение этой программы в 1996 г., до настоящего времени не выделены) выполнено лишь 6 тем (три ОСТа и три ТУ). За счет корректировки тематики и финансирования из других источников за этот период разработано десять ОСТов и ТУ. Из-за отсутствия средств не выполнены, в частности, такие важные для обеспечения безопасности молочной продукции темы, как разработка отраслевого стандарта и постановка на производство новых бактериальных заквасок, разработка технических условий "Продукты для школьного питания детей" (оба документа разрабатывались впервые). В настоящее время постановлением совместного заседания коллегий Госстандарта и Минсельхозпрода срок выполнения программы продлен до 2000 г. Начата работа с отраслевыми институтами и производителями по уточнению тематики с учетом актуальности запланированных тем. Принципиально новый подход к рынку молочной продукции позволит решить вопрос финансирования разработок. В целом российские стандарты не менее "жесткие" по отношению к качеству молока и молочной продукции, для их гармонизации необходимо унифицировать перечень показателей, а самое главное - унифицировать методики определения этих показателей. Эта работа уже проводится Госстандартом и Техническим комитетом "Молоко и молочная продукция" (ТК 186), в состав которого введены специалисты министерства. 9. Основные проблемы рынка Основные проблемы рынка: 1. Повышение рентабельности производства молокосырья и связанное с ним улучшение системы животноводства. 2. Снижение цен на молокосырье. 3. Установление паритетных цен между промышленностью и сельским хозяйством. 4. Установление паритетных цен между сельским хозяйством и ТЭК. 5. Учет производителями молокосырья требований переработчиков к его качеству. 6. Создание современной службы госконтроля за качеством молока и молочной продукции, оснащенной необходимым оборудованием для лабораторного экспресс-контроля. 7. Гармонизация стандартов на молоко и молочную продукцию со стандартами ЕС. 8. Постепенное "подтягивание" качества производимых в России молока и молочной продукции под требования ЕС с целью сокращения их импорта. 9. Проведение рестуктуризации коллективных хозяйств с целью повышения ответственности работников за результаты своего труда и справедливой оплаты за качественно выполненную работу. 10. Повышение эффективности работы госинспекций по качеству молока и молочной продукции. Список использованных ресурсов. Различные web-источники, посвещённые реструктуризации предприятий. |