Курсовая работа: Торгово-экономические связи стран Балтии и Европейского Союза до их вступления в ЕС
Название: Торгово-экономические связи стран Балтии и Европейского Союза до их вступления в ЕС Раздел: Рефераты по международным отношениям Тип: курсовая работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Курсовая работа ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ СТРАН БАЛТИИ И ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА ДО ИХ ВСТУПЛЕНИЯ В ЕС 2005 г СОДЕРЖАНИЕ: Введение.. 3 Глава 1. Эволюция торгово-экономических связей стран Балтии после выхода из состава СССР.. 5 1.1. Политический контекст и уровень договорных отношений накануне установления торгово-экономических связей стран Балтии и ЕС.. 5 1.2. Экономические предпосылки развития торгово-экономических связей.. 8 Глава 2. Анализ состояния торгово-экономических связей стран Балтии накануне вступления в Европейский Союз . 12 2.1. Агенты балтийской экономической политики ЕС.. 12 2.2. Состояние торгово-экономических отношений со странами ЕС.. 13 Глава 3. Особенности российско-балтийских торгово-экономических связей в контексте вступления стран Балтии в Европейский Союз. 17 3.1. Приоритеты торгово-экономического сотрудничества России со странами Балтии.. 17 3.2. Новые возможности и направления торгово-экономического сотрудничества.. 20 Заключение.. 23 Список использованной литературы... 25 Приложение 1. 27 Приложение 2. 29 ВведениеПроцесс европейской интеграции начался в 50-е годы ХХ века, когда были учреждены три Европейских Сообщества: Европейское объединение угля и стали (1951), Европейское экономическое сообщество (1957) и Европейское Сообщество по атомной энергии (1957). В 1987 г. в Едином Европейском Акте получает закрепление идея создания единого рынка, подразумевающая свободу движения капиталов, товаров, услуг и рабочей силы. Однако важнейшее значение в углублении европейской политической и экономической интеграции имел Маастрихтский договор о Европейском Союзе. 7 февраля 1992 г. Договор о Европейском Союзе был подписан и вступил в силу 1 ноября 1993 г. Он, в частности, установил необходимость создания экономического и валютного союза (ЭВС). Несмотря на активизацию интеграционных процессов в Европе, в СССР существовало двоякое отношение к этому процессу. Европейское сообщество рассматривалось как экономическая база НАТО. По этой причине оно расценивалось в целом как враждебная организация. Но отношение к ЕС в некоторых советских республиках было принципиально иным. В самом начале 1990-х гг., стремясь покинуть СССР и дистанцироваться от России, три балтийских страны (Латвия, Литва и Эстония) утверждая свою государственность и национальную идентичность, стремилось наладить тесные торгово-экономические связи со странами ЕС, обоснованно рассматривая эти связи как основу интеграции в Европейское Сообщество. В тот период трудно было предполагать, что к 2003 г. Латвию, Литву и Эстонию пригласят в Европейский Союз и НАТО. Но, как показала новейшая история, сегодня эти страны полноценные члены ЕС. Но путь стран Балтии в ЕС был непростым и состоялся благодаря масштабной политической и экономической поддержке Европейского Сообщества. Цель данной курсовой работы состоит в изучении основных предпосылок и особенностей развития торгово-экономических связей стран Балтии и ЕС до вступления Латвии, Литвы и Эстонии в Европейское Сообщество. Теоретической и информационной базой работы послужили международные правовые акты, материалы конференций, докладов, статей, монографий, электронные ресурсы, статистические материалы, освещающие различные аспекты торгово-экономического сотрудничества стран Балтии со ЕС и Россией накануне вступления Латвии, Литвы и Эстонии в Европейский Союз: БИКИ (Бюллетень иностранной коммерческой информации) №№ 1992-2002 гг.; Доклад «Россия и Балтия: 2010» (Foundation for Prospective Studies and Initiatives); Доклад Комитета Россия в объединенной Европе; Россия и Прибалтика-II, СВОП, 1999; Документы Европейского союза. В 3-х т. - М.: Право, 1994; Европейское право: Учебник для вузов / Под общ. ред. д. ю. н. проф. Л. М. Энтина; Estonia'sDevelopmentScenariosUntilYear 2010. Estonian Institute for Future Studies, Tallinn/Tartu 1997; Report on Conditions for Growth and Development in the Baltic Sea Region. BSBS 2000; Hartelius D. Security Cooperation in the Baltic Sea Space: Time to Move Ahead; IEWS Policy Briefs. No. 1, August 1998; Kempe I. Direct Neighbourhood Relations between the Еnlarged EU and the Russian Federation, Ukraine, Belarus and Moldova: Bertelsmann Foundation Publishers, 1998; Moshes А. The Double Enlargement, Russia and the Baltic States. Working Paper 2002/4, DUPI; Emerson М. The Elephant, the Bear and the Hawk. The paper presented at the seminar in the Institute of Europe, RAS, on 14.04.2002; The Baltic and the European Union. Richard Latter. June 2000; Wilton Park Paper 152. Report Based on Wilton Park Conference 602: 25-28 May 2000; World Discussions.www.wdi.ru 04.01.2003; www.delfi.lv; www.delfi.ееидругие. Глава 1. Эволюция торгово-экономических связей стран Балтии
|
1995 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | ||||||||
$ млн. | % | $ млн. | % | $ млн. | % | $ млн. | % | $ млн. | % | $ млн. | % | ||
Эстония | |||||||||||||
Экспорт | 408 | 0.0 | 553 | 0.0 | 511 | 0.0 | 696 | 0.0 | 1235 | 1.0 | 1237 | 1.0 | |
Импорт | 275 | 0.0 | 252 | 0.0 | 151 | 0.0 | 76 | 0.0 | 97 | 0.0 | 102 | 0.0 | |
Сальдо | +133 | +301 | +360 | +620 | +1138 | +1135 | |||||||
Латвия | |||||||||||||
Экспорт | 788 | 1.0 | 1223 | 1.0 | 673 | 0.0 | 955 | 1.0 | 1626 | 1.0 | 889 | 1.0 | |
Импорт | 381 | 0.0 | 305 | 0.0 | 204 | 0.0 | 97 | 0.0 | 91 | 0.0 | 117 | 0.0 | |
Сальдо | +407 | +918 | +469 | +858 | +1535 | +772 | |||||||
Литва | |||||||||||||
Экспорт | 1024 | 1.0 | 1323 | 1.0 | 1050 | 1.0 | 1161 | 1.0 | 2065 | 2.0 | 1610 | 1.0 | |
Импорт | 387 | 0.0 | 457 | 0.0 | 321 | 0.0 | 126 | 0.0 | 149 | 0.0 | 207 | 0.0 | |
Сальдо | +367 | +866 | +729 | +1035 | +1916 | +1403 | |||||||
Страны Балтии, всего | |||||||||||||
Экспорт | 2220 | 2.0 | 3099 | 3.0 | 2234 | 3.0 | 2812 | 3.0 | 4926 | 4.0 | 3736 | 4.0 | |
Импорт | 1043 | 2.0 | 1014 | 1.0 | 676 | 1.0 | 299 | 0.0 | 337 | 0.0 | 426 | 1.0 | |
Сальдо | +1177 | +2085 | +1558 | +2513 | +4589 | +3310 |
Некоторые прибалтийские страны довольно успешно налаживали торгово-экономические контакты с отдельными регионами России и прежде всего с Москвой и Санкт-Петербургом. Так, развиваются связи между Москвой и Ригой. 13 декабря 2001 года в Москве было подписано Соглашение между Правительством Москвы и Рижской думой о сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической, гуманитарной и культурной областях, а 22 февраля 2002 года в Риге - Протокол о сотрудничестве и взаимодействии между Московской городской думой и Рижской думой. В ноябре 2002 года состоялся визит в Ригу делегации Правительства Москвы во главе с мэром Ю.М.Лужковым. Расширяются контакты между Санкт-Петербургом, Ригой и Даугавпилсом, Псковом и Валмиерой, Казанью и Юрмалой, а также рядом других городов России и Латвии.
К началу XXI века наметился ряд новых элементов в развитии балтийского сотрудничества. Стержнем «перестройки» балтийского единства являлся отход от его сугубо антироссийской направленности периода борьбы за независимость и согласованный переход к созданию инструментов для организации единой зоны расширения ЕС. В силу этого наблюдавшийся ранее «кризис балтийского сотрудничества» можно охарактеризовать как болезнь роста, единственный этап выхода сотрудничества на новый качественный уровень. Литва, Латвия и Эстония при наличии своих собственных внешнеполитических и экономических задач сконцентрировали усилия на достижении общей цели - сокращении переходного периода сближения с ЕС.
3.2. Новые возможности и направления
торгово-экономического сотрудничества
Анализ динамики развития торгово-экономических отношений России со странами Балтии показывает, что они испытывали и испытывают на себе воздействие как минимум трех факторов:
- во-первых, Россия являются для государств Балтии важнейшим источником топлива и других энергоносителей и полезных ископаемых. За счет ввоза из России удовлетворяется, например, 93% потребностей Латвии в топливе, 50% - в электроэнергии, 90% - в цветных металлах, 80% - в сырье для химической промышленности. В отраслях, связанных с поставками российского сырья, сосредоточены и российские инвестиции в Балтийских государствах, участие российского капитала в акционировании балтийских предприятий, имеющие важное значение для последних;
- во-вторых, обслуживание транзита из России является важной статьей доходов Балтийских государств;
- в-третьих, сбыт в Россию продукции сельского хозяйства.
Несмотря на существенный вклад указанных факторов в процесс развития торгово-экономического сотрудничества России и стран Балтии, переход нашей страны к масштабному сотрудничеству с Балтийскими государствами пока по-прежнему невозможен. Вместе с тем перспективы активного сотрудничества имеются. Кратко их можно сформулировать как сотрудничество на базе экономических интересов .
Экономические аспекты отношений России со странами Балтии являются мощнейшим фактором сближения. Необходимо стимулировать обоюдный экономический интерес, который выступает гарантией реализации значительной зависимости балтийских соседей от российского транзита и торговли.
Важнейшим направлением политики российского бизнеса должно стать максимальное проникновение на рынки Балтийских государств, создание сети совместных предприятий, которые в дальнейшем могли бы обеспечить беспрепятственный доступ к рынкам ЕС.
Не менее перспективным направлением является стимулирование движения в страны Балтии российского капитала и одновременный приток западного капитала. Равнозначное присутствие этих экономических факторов на рынках Балтии с учетом интересов национального капитала послужили бы мощнейшим стабилизирующим фактором в российско-балтийских отношениях.
Постепенно, по мере возникновения экономических возможностей, происходит диверсификация транспортных путей российского экспорта, идущего в Европу. Строятся и вводятся в эксплуатацию новые порты (Приморск, Усть-Луга, Батарейная, Высоцк, Ломоносов, Выборг) и нефтяные терминалы, что повышает конкурентоспособность России и снижает ее зависимость от транзитной и тарифной политики Балтийских государств. Эти шаги также достаточно красноречиво показывают, что на Северо-Западе Россия выбрала путь диверсификации транспортных потоков и снижения зависимости от транзитных посредников (Вентспилс, Рига, Лиепая, Таллинн, Клайпеда). В тех же случаях, когда у транзита нет альтернативы (Калининград - Литва), Россия в лице частного российского капитала берет порты под свой контроль (ЮКОС - Бутинге) и на таких условиях обеспечивает их загрузку.
Следует учитывать и то обстоятельство, что Балтия является транзитным коридором для России в Европу, так же как и Россия является для них транзитным маршрутом в Азию и на восток в целом. На II Европейской конференции по транспорту на острове Крит в 1994 г. были определены девять трансъевропейских коридоров. Три из них прошли по территории РФ: № 1 (Хельсинки-Таллин-Рига-Каунас-Варшава с ответвлением Рига-Калининград-Гданьск), №2 (Берлин-Варшава-Минск-Москва) и № 9 (Хельсинки-Санкт-Петербург-Москва). Полностью сформировать панъевропейскую транспортную систему планируется к 2010 г. Разработаны имеющие обязательную юридическую силу международные соглашения и конвенции, подготовленные в рамках ООН и одобренные Европейской конференцией министров транспорта.
Узким местом наших отношений продолжают оставаться связи и контакты между общественными, научными и деловыми кругами двух стран с привлечением к совместной деятельности всех государств, выходящих на Балтийское море, с организационным центром в Санкт-Петербурге.
Нерешенные проблемы в гуманитарной сфере оказывают существенное воздействие на экономические отношения. Гуманитарные проблемы относятся в первую очередь к вопросам определения в странах Балтии статуса русскоязычного населения, русского языка и культуры. Эти проблемы являются эпицентром напряженности между Россией и странами Балтии. Так, в Докладе Министерства иностранных дел Российской Федерации «Русский язык в мире» в 2002 году, в частности, отмечалось: «Закон о государственном языке Латвии, принятый в окончательном виде в декабре 1999 года, исключает использование других, кроме латышского, языков практически во всех сферах жизни государства и общества. Закон регламентирует употребление госязыка даже в сфере частного предпринимательства, что порождает дискриминацию нацменьшинств в сфере бизнеса. Полностью ликвидировано обучение на русском языке в государственных вузах стран Балтии.»[20]
Таким образом, сегодня российско-латвийские отношения представляют собой сложный симбиоз, в котором тесно взаимоувязаны проблемы и интересы политического, экономического, общественного, правового, исторического, общечеловеческого свойства. В нашем понимании, для того, чтобы взять и удерживать продуктивное направление действий надо достичь согласия по ряду принципиальных моментов. Прежде всего, необходимо реалистическое осознание тесной взаимосвязи внешней и внутренней политики, а также политики и экономики.
Заключение
Изучение эволюции развития торгово-экономических связей стран Балтии с ЕС показал, что на фоне слабой государственности, экономической перестройки ведущих отраслей промышленности и сельского хозяйства политика «возвращения в Европу» Балтийских государств встречала полное понимание и поддержку Запада и в целом соответствовала его геополитическим интересам.
Россия в этом процессе оказалась на периферии стратегических интересов как стран Балтии, так и ЕС, за исключением топливно-энергетического и транспортного комплексов.
В перспективе, развивая экономическое сотрудничество со странами Балтии, Россия должна внимательно отслеживать, как в этом процессе обеспечиваются не только ее экономические, но общегосударственные интересы.
В условиях присоединения стран Балтии к ЕС и перехода взаимодействия России с этой организацией на новый уровень, в рамках реализации договоренностей по созданию в будущем их общего экономического пространства, формирование единого хозяйственного субрегиона, реально объединяющего три государства Балтии, становится сценарием, от которого нельзя отказаться. Создание на базе этих стран своего рода прибалтийского Бенилюкса позволит им выдержать жесткую конкуренцию в рамках расширенного ЕС. Позволит не превратиться во второй ряд скандинавской периферии Евросоюза, а стать центром динамичной субрегиональной интеграции, выступая в этом процессе, как равный, а не младший партнер Швеции, Финляндии и Дании. Роль инициатора и катализатора этого процесса могла бы сыграть Эстония, как страна с наиболее развитыми отраслями высокой технологии (инфо - и биотехнологии), развитым банковско-финансовым сектором, транспортно-логистическими ноу-хау. Эстония имеет все возможности стать своего рода Голландией Северной Европы.
Формирующийся балтийский субрегион может реально выполнять функции сближения экономики России и ЕС в рамках общего европейского экономического пространства. Такой подход определяет возможные направления секторального и регионального сотрудничества России со странами Балтии в топливно-энергетическом, транспортном секторах, в отраслях высоких технологий, в сфере туристических, кредитно-финасовых, страховых, и других деловых услуг, а также в традиционных отраслях промышленности и сельском хозяйстве.
В свою очередь для стран Балтии предпочтительной является более тесная кооперация в рамках более однородного в социально-экономическом и культурно-цивилизационном планах региона Севера Европы. Отдельное региональное направление в интеграционной политике ЕС в отношении стран Балтии и Северо-запада России - Северное измерение (Northern Dimension) - было заявлено еще в 1997 г.
Помимо экономической целесообразности, такая модель имеет глубокую балтийскую подоплеку - развитие региона как пространства стабильности и безопасности, как в традиционном, так и широком ее понимании. Поэтому большое внимание и средства североевропейскими странами уделяется экологическим программам и проектам, укрепляющим внутриполитическую стабильность.
Список использованной литературы
1. Берневега С.Е. Российско-литовские внешнеэкономические связи. //Внешняя торговля. - 1993. - № 11.
2. Бронштейн М.Е. Проблемы нефтяного транзита на Балтике. // Транзит. - 1998. - № 9-11.
3. Бюллетень иностранной коммерческой информации №№ 1992-2002 гг.
4. Внешняя торговля. 1999. - № 2.
5. Воронов К. Балтийская политика России: поиск стратегии. // Мировая экономика и международные отношения. - 1998.- № 12.
6. Доклад «Россия и Балтия: 2010». Таллинн. Апрель, 2003 г. //Некоммерческая организация Фонд Перспективных исследований и инициатив (Foundation for Prospective Studies and Initiatives) //[http://www.psifoundation.ru/publications/index.html]
7. Доклад Комитета Россия в объединенной Европе; Россия и Прибалтика-II, СВОП, 1999. // [http://www.svop.ru/yuka/1045.shtml]
8. Доклад Министерства иностранных дел Российской Федерации «Русский язык в мире» //www.mid.ru. (Сайт Министерства иностранных дел РФ).
9. Документы Европейского союза. В 3-х т. - М.: Право, 1994.
10. Европейское право: Учебник для вузов / Под общ. ред. д. ю. н., проф. Л. М. Энтина. - М., 2000.
11. Европейская интеграция и экономические отношения России, Балтии и Беларуси //[http://www.svop.ru/live/materials.asp?m_id=6884&r_id=6922]
12. Пантелеев Е.А. Торговые взаимоотношения России с Европейским Союзом: Автореферат дисс… на соиск. ученой степ. канд. эконом. наук – М., 1998.
13. Программа социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2003-2005 гг.). Проект, М., Минэкономразвития РФ, 2003.
14. «Соглашение о партнерстве и сотрудничестве» (1994 г.) // [http://www.eur.ru/neweur/user.php?func=rae_partnership_cooperation_full]
15. Direction of Trade Statistics Yearbook 2002, IMF, Washington DC, 2002.
16. Estonia's Development Scenarios Until Year 2010. Estonian Institute for Future Studies, Tallinn/Tartu 1997.
17. Hartelius D. Security Cooperation in the Baltic Sea Space: Time to Move Ahead; IEWS Policy Briefs. No. 1, August 1998.
18. Kempe I. Direct Neighbourhood Relations between the Еnlarged EU and the Russian Federation, Ukraine, Belarus and Moldova: Bertelsmann Foundation Publishers, 1998.
19. Moshes А. The Double Enlargement, Russia and the Baltic States. Working Paper 2002/4, DUPI; Emerson М. The Elephant, the Bear and the Hawk. The paper presented at the seminar in the Institute of Europe, RAS, on 14.04.2002.
20. Report on Conditions for Growth and Development in the Baltic Sea Region. BSBS 2000.
21. The Baltic and the European Union. Richard Latter. June 2000.
22. Wilton Park Paper 152. Report Based on Wilton Park Conference 602: 25-28 May 2000.
23. World Discussions.www.wdi.ru 04.01.2003;
24. www.delfi.lv.
25. www.delfi.
Приложение 1
Экономические позиции стран Балтии при сопоставлении основных показателей их социально-экономического развития с российскими аналогичными показателями (1995-2002 гг.) [21]
1995 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002* | 2003* | |
ВВП, прирост к предыдущему году в % | ||||||||
Эстония | 4,3 | 10.4 | 5.0 | -0.7 | 6.9 | 5.4 | 5.6 | 4.8 |
Латвия | -0.8 | 8.6 | 3.9 | 1.1 | 6.8 | 7.6 | 4.5 | 5.5 |
Литва | 3.3 | 7.3 | 5.1 | -4.1 | 3.8 | 5.9 | 5.9 | 5.3 |
Россия | -4.1 | 0.9 | -4.9 | 5.4 | 9.0 | 5.0 | 4.3 | 4.5 |
Личное потребление, прирост к предыдущему году в % | ||||||||
Эстония | ... | 8.9 | 5.4 | -0.8 | 8.0 | 3.4 | 5.0 | 5.5 |
Латвия | ... | 5.0 | 8.2 | 5.1 | 5.6 | 6.8 | 4.5 | 5.0 |
Литва | ... | 9.1 | 4.1 | 2.0 | 3.8 | 4.0 | 3.3 | 3.5 |
Россия | -2.7 | ... | -4.9 | 5.4 | 9.0 | 5.0 | ... | ... |
1995 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002* | 2003* | |
Инвестиции, прирост к предыдущему году в % | ||||||||
Эстония | 4,0 | 17.5 | 11.3 | -14.6 | 2.0 | 17.2 | 10.0 | 8.0 |
Латвия | 8.7 | 20.7 | 44.0 | -4.0 | 10.8 | 8.0 | 4.5 | 4.5 |
Литва | ... | 25.2 | 6.2 | -1.5 | -9.3 | 20.0 | 10.0 | 120. |
Россия | -10.1 | -5.0 | -12.0 | 5.3 | 17.4 | 8.7 | 2.6 | 7.0 |
Экспорт (в текущих ценах), прирост к предыдущему году в % | ||||||||
Эстония | 40.3 | 41.2 | 10.7 | -6.9 | 26.9 | 4.8 | 4.0 | 10.5 |
Латвия | 29.7 | 17.3 | 8.5 | -4.8 | 8.3 | 7.2 | 12.0 | 14.0 |
Литва | 33.4 | 17.7 | -3.8 | -19.0 | 26.8 | 20.3 | 15.0 | 18.0 |
Россия | 22.1 | -1.7 | -15.9 | 1.1 | 39.5 | -2.4 | 4.4 | 10.0 |
1995 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002* | 2003* | |
Импорт (в текущих ценах), прирост к предыдущему году в % | ||||||||
Эстония | 4,3 | 10.4 | 5.0 | -0.7 | 6.9 | 5.4 | 5.6 | 4.8 |
Латвия | -0.8 | 8.6 | 3.9 | 1.1 | 6.8 | 7.6 | 4.5 | 5.5 |
Литва | 3.3 | 7.3 | 5.1 | -4.1 | 3.8 | 5.9 | 5.9 | 5.3 |
Россия | -4.1 | 0.9 | -4.9 | 5.4 | 9.0 | 5.0 | 4.3 | 4.5 |
Экспортно-импортное сальдо, млн. долл. США | ||||||||
Эстония | 53,0 | 38.2 | 7.9 | -14.1 | 23.0 | 3.5 | 3.5 | 9.6 |
Латвия | 32.6 | 17.7 | 17.3 | -7.6 | 8.1 | 10.1 | 7.0 | 14.0 |
Литва | 55.0 | 28.1 | 2.7 | -16.5 | 12.1 | 16.4 | 15.5 | 18.0 |
Россия | 24.1 | 5.7 | -19.4 | -31.9 | 13.5 | 19.0 | 12.1 | 7.8-11.1 |
1995 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002* | 2003* | |
Валютный курс (средний), нац. валюта за долл. США | ||||||||
Эстония | -707 | -1505 | -1482 | -1158 | -1108 | -1006 | -1025 | -1100 |
Латвия | -437 | -927 | -1234 | -955 | -1030 | -1185 | -1308 | -1400 |
Литва | -994 | -1784 | -2083 | -1831 | -1647 | -1770 | -2067 | -2400 |
Россия | 14050 | 9932 | 11067 | 32077 | 56440 | 44147 | 46000 | 50500-52500 |
Сальдо госбюджета, в % к ВВП | ||||||||
Эстония | -1,2 | 2,2 | -0,3 | -4,6 | -0,7 | 0,5 | 0,0 | 0.5 |
Латвия | ... | 1,2 | 0,2 | -4,0 | -3,0 | -1,8 | -2,0 | -2,0 |
Литва | ... | -1,8 | -5,9 | -8,5 | -2,8 | -1,9 | -1,2 | -1,8 |
Россия | 3,2 | 5,2 | 5,6 | 5.4 | 0,9 | 2,9 | 3,5 | ... |
1995 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002* | 2003* | |
Потребительские цены, прирост декабрь к декабрю,% | ||||||||
Эстония | 28,9 | … | 8,2 | 3,3 | 4,0 | 5,8 | 2,7 | … |
Латвия | 23,1 | ... | 2,4 | 3.2 | 1,8 | 3.3 | 1.4 | 2.7 |
Литва | 35.7 | ... | 2.4 | 0.3 | 1.4 | 2.1 | 1.0 | ... |
Россия | 128.6 | 11.0 | 84.4 | 36.5 | 20.2 | 18.6 | 15.1 | 10.0-12.0 |
Безработица, % к экономически активному населению | ||||||||
Эстония | 9.8 | 10.2 | 10.4 | 12.8 | 14.3 | 13.2 | 12.5 | 12.2 |
Латвия | ... | 7.0 | 9.2 | 9.1 | 7.8 | 7.7 | 8.0 | 7.5 |
Литва | ... | 6.7 | 6.9 | 10.0 | 12.6 | 12.9 | 12.0 | 11.5 |
Россия | 9.5 | 11.8 | 13.2 | 12.6 | 9.8 | 8.9 | 7.6 | 8.0-8.2 |
* Оценка и прогноз: по странам Балтии - Commеrzbank(ФРГ) и национальные центральные банки, по России - Минэкономразвития РФ.
Приложение 2
Динамика грузооборота балтийских портов России и стран Балтии [22]
Грузооборот | 2001 г. | 2002 г. | Индекс 2002/2001 |
||
Объем, млн. т | Структура, % | Объем, млн. т | Структура, % | ||
Порты России и стран Балтии |
156,4 | 100 | 182,8 | 100 | 1,17 |
Порты России, в т.ч.: |
47,7 | 30,5 | 67,9 | 37,1 | 1,42 |
С.-Петербург | 36,9 | 23,0 | 41,3 | 22,5 | 1,12 |
Приморск | ,, | 12,3 | 6,7 | ,, | ,, |
Калининград | ,, | ,, | 12,3 | 6,7 | ,, |
Высоцк | 5,8 | 3,6 | 9,9 | 5,4 | 1,71 |
Выборг | 3,2 | 2,0 | 3,1 | 1,7 | 0,98 |
Порты Балтии, в т.ч.: |
0,9 | 0,6 | 1,3 | 0,8 | 1,42 |
Эстонии, в т.ч.: | 108,7 | 69,5 | 114,9 | 62,9 | 1,06 |
Таллинн | ,, | ,, | ,, | ,, | ,, |
Латвии, в т.ч.: |
32,4 | 20,7 | 37,9 | 20,8 | 1,17 |
Вентспилс | 54,0 | 34,5 | 51,1 | 28,0 | 0,95 |
Рига | 35,8 | 22,0 | 28,7 | 15,7 | 0,75 |
Лиепая | 14,9 | 9,2 | 18,1 | 9,9 | 1,22 |
Литвы, в т.ч.: |
3,3 | 2,1 | 4,3 | 2,3 | 1,32 |
Клайпеда | 22,3 | 14,3 | 25,9 | 14,1 | 1,16 |
Бутинге | 5,1 | 3,2 | 6,2 | 3,4 | 1,21 |
[1] См. Пантелеев Е.А. Торговые взаимоотношения России с Европейским Союзом: Автореферат дисс… на соиск. ученой степ. канд. эконом. наук – М., 1998.
[2] Это произошло в силу реализации Общей коммерческой политики ЕС (Сommon Commercial Policy), одного из ключевых направлений деятельности Евросоюза, которое предусматривает исключительную компетенцию Брюсселя в вопросах внешней торговли.
[3] Первая попытка нормализации отношений была предпринята в 1963 г., когда Европейская Комиссия направила руководству СССР соответствующий меморандум. В 1976 г. прямые контакты между ЕС и СЭВ были установлены, но переговоры продвигались медленно, а после ввода советских войск в Афганистан отношения вновь были заморожены.
[4] «Соглашение о партнерстве и сотрудничестве» было подписано в 1994 году. См.: http://www.eur.ru/neweur/user.php?func=rae_partnership_cooperation_full
[5] См., например: Kempe I. Direct Neighbourhood Relations between the Еnlarged EU and the Russian Federation, Ukraine, Belarus and Moldova: Bertelsmann Foundation Publishers, 1998.
[6] См. текст Договора с изменениями, внесенными Амстердамским договором, на английском языке: Official Journal С 340. 10.11.1997. P. 145-172; на русском языке см.: Европейское право: Учебник для вузов / Под общ. ред. д. ю. н., проф. Л. М. Энтина. М., 2000. С. 523-552.
[7] См.: Доклад «Россия и Балтия: 2010» подготовлен Фондом перспективных исследований и инициатив в рамках совместного проекта с Институтом исследований будущего (Таллинн). Апрель, 2003 г. //Некоммерческая организация Фонд Перспективных исследований и инициатив (Foundation for Prospective Studies and Initiatives) [http://www.psifoundation.ru/publications/index.html]
[8] Бюллетень иностранной коммерческой информации. 1994. 22 февраля, С.1.; Бюллетень иностранной коммерческой информации. 1992. 17 ноября, С.1.; Берневега С.Е. Российско-литовские внешнеэкономические связи. //Внешняя торговля. - 1993. - № 11.- С. 20.
[9] См.: Россия и Прибалтика (http://www.svop.ru/yuka/1045.shtml)
[10] См.: Доклад "Россия и Балтия: 2010" подготовлен Фондом перспективных исследований и инициатив в рамках совместного проекта с Институтом исследований будущего (Таллинн). Апрель, 2003 г. //Некоммерческая организация Фонд Перспективных исследований и инициатив (Foundation for Prospective Studies and Initiatives)[http://www.psifoundation.ru/publications/index.html]
[11] См.: Европейская интеграция и экономические отношения России, Балтии и Беларуси (буклет "Россия-Балтия -2") [http://www.svop.ru/live/materials.asp?m_id=6884&r_id=6922]
[12] Там же.
[13] Там же.
[14] Там же.
[15] Внешняя торговля. 1999. - №2.- С.1.
[16] Бюллетень иностранной коммерческой информации. 1999. 17 июня. С.1.
[17] Воронов К. Балтийская политика России: поиск стратегии. // Мировая экономика и международные отношения. - 1998.- №12.- С. 20.
[18] Бронштейн М.Е. Проблемы нефтяного транзита на Балтике. // Транзит. - 1998. - № 9-11.
[19] См.: Direction of Trade Statistics Yearbook 2002, IMF, Washington DC, 2002.
[20] См. Доклад Министерства иностранных дел Российской Федерации «Русский язык в мире» //www.mid.ru. (Сайт Министерства иностранных дел РФ)
[21] Данные из Direction of Trade Statistics Yearbook 2002, IMF, Washington DC, 2002; Россия в цифрах 2002, Госкомстат, Москва, 2002; БИКИ No.129, 09.11.2002; Программа социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2003-2005 гг.). Проект, М., Минэкономразвития РФ, 2003.
[22] Рассчитано по: Sea News, 17.01.и 21.01.2003.